Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 26 января — 2 февраля. — История патриаршества. — Президенты в Лавре. — Жития и школа. — Фантазии и кошмары. — Вечный бой. — Истерия в отдельно взятой стране. — Предвыборный шантаж.
В понедельник, 26 января, исполнилось 415 лет с тех пор, как на Руси было введено патриаршество. Об этом сообщает агентство «Интерфакс». После краткого изложения истории русского патриаршества, в новости отмечается: «Несмотря на трудную историю, патриаршеству суждено было сыграть важную роль не только в духовной жизни России, но и в укреплении ее государственности. Так, живший в XVII веке патриарх Ермоген возглавлял борьбу за независимость России от поляков, патриарх Филарет (отец Михаила Романова — родоначальника царской династии) оказал огромное стабилизирующее влияние на жизнь в стране после периода смуты, патриарх Никон активно помогал воссоединению Украины с Россией. Нынешний глава Московского Патриархата Его Святейшество Алексий II — 15-й по счету предстоятель Русской церкви. Во многом благодаря принципиальной позиции патриарха Русскую православную церковь удалось удержать от раскола, который мог случиться после распада СССР». Также на прошлой неделе страна вспоминала еще одну дату своей истории — 60-летие со дня полного снятия блокады Ленинграда. В этот день в петербургском храме Успения Пресвятой Богородицы (иначе его называют «Блокадный храм») были совершены торжественное богослужение и крестный ход, сообщает сайт «Newsru.com». «Блокадный храм» был построен на пожертвования горожан в 1996—2001 годах. Он стал единственным в России православным храмом, посвященным блокаде Ленинграда. При строительстве на кирпичи, из которых были возведены стены храма, наносились имена людей, погибших в блокадном городе. Для вечного поминовения погибших в годы блокады и для молитв о здравии тех, кто пережил эту трагедию, в храме создана Молитвенная книга". Вопросы большой политики вновь были на прошлой неделе в центре внимания СМИ. Во время визита президента России Владимира Путина на Украину «были затронуты проблемы раскола Русской Православной Церкви на Украине», — отмечает корреспондент «Радио Маяк» Валерий Санфиров. Этот вопрос обсуждался во время встречи президентов России и Украины с иерархами Украинской Православной Церкви. «Открывая встречу, митрополит Украинской Православной Церкви Владимир сказал, что на Украине очень тяжело переживают, что Церковь разделилась на группы, некоторые из которых отделились от Украинской Православной Церкви». В свою очередь Владимир Путин отметил, что «сегодня Украинская Православная Церковь является абсолютно независимой, самостоятельной, в том числе и от Русской Православной Церкви. Единственная связь, которая осталась между церквами — это связь каноническая и духовная». Теме визита Владимира Путина на Украину посвящена статья автора «Газеты» Андрея Реута «Раскольники ведут себя неадекватно». Она касается разных сторон президентской поездки, но часть публикации рассказывает и о встрече в Киево-Печерской Лавре: «Встречу президентов с иерархами УПЦ Московского Патриархата открыл митрополит Владимир: «Мы живем, Владимир Владимирович, здесь своей жизнью, мы очень скорбим и переживаем, что в нашей стране церковь переживает раскол. Есть группы, отколовшиеся. Мы не питаем к ним никакого зла. Раскольники ведут себя неадекватно, и это неудивительно: однажды преступив заповедь, человек склонен преступать ее вновь и вновь». … Было ясно, что ситуация неприятна для Кучмы — ведь именно он поддержал раскольников, преданных, кстати говоря, анафеме. Впрочем, президентам удалось несколько сгладить ситуацию: оба высказались на тему удаленности государства от церкви. «Мы не будем, конечно, вмешиваться в церковную жизнь, — заметил Путин, — не вмешиваясь в то, что происходит в церкви, могу сказать: сердцем и душой мы с вами!». «Президент России уничтожил «занавес молчания» вокруг проблемы церковного единства Украины с Россией», — заявляет Союз православных граждан, отмечая при этом, что «Владимир Путин поддерживает каноническое Православие на Украине, а Леонид Кучма — лавирует между УПЦ и раскольниками-филаретовцами». «Между тем, — отмечается в заявлении, — за день до визита Президента России в Киев, Президент Украины Леонид Кучма посетил Филарета Денисенко, главу раскольнического т.н. «киевского патриархата» и вручил ему орден Ярослава Мудрого III степени. Как известно, боевики Филарета с применением грубой физической силы захватили тысячи православных храмов, через структуры «киевского патриархата» осуществлялась вербовка украинских боевиков в горячие точки СНГ, в т. ч. Чечню, в лагеря боевиков». Возможно, по мнению СПГ, авторитет и поддержка Владимира Путина поможет Украинской Православной Церкви существовать в непростой политической и религиозной обстановке на Украине. Интервью с митрополитом Киевским Владимиром (Сабоданом) публикует сайт «Версии.com». Автор Василий Анисимов назвал материал «Борьба добра и зла». В интервью речь идет о «духовном кризисе» в понимании светского и церковного человека, о юридически бесправном положении, в котором находится Украинская Православная Церковь: «К сожалению, это одно из самых больших разочарований уходящего года. Проект Кабинета министров предусматривал возвращение Церкви статуса юридического лица, чего она была насильственно лишена в период атеистических гонений. Украина едва ли не единственное государство в Европе, где Церковь находится в столь бесправном положении. Законопроект содержал также ряд положений, существенно расширявших возможности осуществления ею своей социальной миссии. Но, увы, не суждено». Как отмечает журналист, «за этим стоят интриги униатов и раскольников, которые в числе других выступили против предоставления Церкви статуса юридического лица». О религиозной ситуации в Украине, «где скандально известные лица уже который год в угоду своим амбициям подрывают единство канонической Украинской православной церкви», шла речь и на Рождественских чтениях, прошедших на прошлой неделе в Москве. Об этом статья «Раскольничья бездна» Александра Королева в «Труде». В частности, этой проблемы касался в своем докладе «Основные озабоченности в сфере внешнего служения Московского Патриархата» митрополит Кирилл. Он заметил, что, несмотря на то, что «раскол — это всегда боль, всегда страдание», это, вместе с тем «и возможность локализовать порок»: «Поэтому не нужно слишком драматизировать проблему раскола, который выявил все, что действительно было балластом для канонической Украинской православной церкви». Александр Королев публикует и другой материал о Рождественских чтениях — «Неисчерпаемый кладезь духа». Другой темой, поднятой на Рождественских чтениях, и затем живо обсуждаемой в СМИ, стало предложение Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия возродить дореволюционную традицию знакомства школьников с житиями святых, которые «всегда были излюбленным чтением, полагались в основу образования и воспитания» и составили основу для создания «великой страны и великой культуры». Патриарх убежден, что именно детей и юношество следует назидать «представлениями о святости» и «реальными примерами нравственного совершенства, достигнутого в борьбе с грехом». В ответ министр образования Владимир Филиппов «немедленно выразил готовность включить в школьную программу «Основы православной культуры», даже «несмотря на преграды некоторых чиновников», — сообщают авторы «Газеты» Надежда Кеворкова, Константин Ключевский, Екатерина Бабкова и Виктор Афанасьев в своем совместном творении «Школа надевает православную форму». «По словам Филиппова, в правительстве уже рассмотрены конкретные шаги по укреплению правовой базы деятельности Церкви в образовании». В качестве контр-аргумента авторы приводят мнение анонимного «ученого», возможно, являющийся плодом коллективной авторской фантазии, который заявляет о «православном прозелитизме за счет государства». При том, что, на самом-то деле, пока дальше громких слов, обещаний и рассуждений дело не шло. И такая ситуация какого-то мифического «триумфального шествия Православия в школы» продолжается лет десять, а Православие дошло до школы разве что в кошмарных журналистских снах. Авторы «Столичной вечерней газеты» Василий Резниченко и Елена Комарова в статье «В школах вводится изучение православия», касаясь проблемы изучения «Основ православной культуры» в школе цитируют мнение депутата Государственной думы, доктора исторических наук Наталии Нарочницкой по этому вопросу: «Любая культура существует на основе религии. Изучение основ православия поможет ученикам понять школьную программу по литературе. Достоевский мог родиться только в православном мире. Никоим образом введение этого предмета не связано с нарушением принципа отделения церкви от государства — этот принцип предполагает лишь, что церковь не распоряжается госбюджетом и что министру необязательно быть верующим человеком. А что страна у нас многоконфессиональна и что каждый ребенок должен сам решить, какой религии следовать… Когда он отрывается от материнской груди и впервые тянется рукой к пище, то если ему не подать ложку, он будет есть только руками. Так что если мы хотим оставаться Россией и сохранять преемственность поколений, то изучать в государственных школах страны надо только православие. А основы мусульманской религии пусть изучают в мусульманских школах в Татарии». На сайте «Газета.ru» в статье Германа Прохоров «Священники возвращаются в школы» все же отмечено, что «Минобразования поддержало идею РПЦ о введении в школах «Основ православной культуры» — факультативно». Более того, как отмечает консультант департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования министерства Любовь Гармаш, «позиция Минобразования не изменилась… Правда вкупе с основами православной культуры принципиальной позицией министерства является то, что школьники будут факультативно изучать и основы других религий. … Мы собираемся вводить основы культуры для всех четырех традиционных конфессий: православия, ислама, буддизма и иудаизма». В статье Германа Прохорова утверждается, что «многие из руководителей российских регионов выступают против введения основ православной культуры в качестве школьного предмета», однако конкретно затем приводится мнение только администрации Башкирии. Статью с пафосом завершает мнение столь любимых журналистами псевдо-правозащитников, постоянно желающих «бороться»: с Православием, культурой, государством. Известный борец с «ангажированными Православием» учебниками и священниками Лев Пономарев в духе советского агитпропа высказывается по поводу учебника Аллы Бородиной «Основы православной культуры» и требует написать «приятный во всех отношениях» учебник, где, видимо, были бы деликатно забыты «неполиткорректные события» из Евангелия. По мнению заместителя министра образования РФ Леонида Гребнева «особенность российской культуры в том, что, в отличие от многих западных культур, мы продолжаем задумываться о смысле жизни. Благодаря этому мы имеем шанс вернуться к вере, и даем этот шанс другим». Автор «Российской газеты» Маргарита Шиц в статье «Жития святых придут в школу?» тщетно бьется в любимой журналистами ловушке о светскости российской школы. При том, она повторяет мнение уже фигурировавшего в «Газете» анонимно-фантазийного ученого о том, что до «пересмотра закона о религиозных организациях и до объявления православия государственной религией остался один шаг». Судя по тому упорству, с каким эту фразу слово в слово повторяют журналисты разных изданий, а также на ее упорную анонимность, можно предположить, что она является тем ключевым обоснованием, на котором будет строиться очередная журналистская антиправославная кампания по нагнетанию истерии в отдельно взятой стране. Пренебрежение, с которым походя автор заявляет о схематичности житийной литературы, свидетельствует о том, что, по-видимому, сама она ни одного жития до конца не прочитала. Естественно, статья заканчивается трансляцией оппозиционного мнения из Башкирии от никому неизвестной Натальи Голышевой, которая, по-видимому, в глазах автор является последним авторитетом. Смелая журналистская фантазия автора «Новой газеты» Ильи Васюнина простерлась на многие годы вперед — оказывается, «воцерковление» дотоле светской системы отечественного образования можно считать почти состоявшимся фактом. Не устаешь удивляться, откуда журналисты берут такие полные энтузиазма сведения? Не иначе, как старая советская привычка приукрашивать реальность перерождается в нервно-истерическую дальнозоркость… Теме введения в школе предмета «Основы православной культуры» посвящена статья Ольги Тимофеевой «Прививка от атеизма» в «Известиях». Она, наоборот, сообщает читателям весьма устаревшие сведения о том, что «быть православным стало модно», хотя «мода» на Православие прошла лет восемь назад, а также неутомимо повторяет штамп о «светскости» школы, а также заметно нервничает по поводу единодушия между священнослужителями и преподавателями. Автор «Вечерней Москвы» Юрий Пономарев в статье «Из аморального и невежественного советского прошлого к истокам культуры» пытается проанализировать аргументы противников введения «Основ Православной культуры» с позиций логики. Сам он заявляет о своем неверии, о том, что является убежденным материалистом, но это не мешает ему понимать: «Сегодня церковь помогает обществу избавиться от этих пороков. Если она поможет это сделать на школьной скамье, я, материалист, скажу ей только спасибо. Что плохого в том, что мой внук, знакомясь с житиями святых, будет иметь перед собой, говоря словами Патриарха, «реальные примеры нравственного совершенства»?… Если школьный предмет, пафосно говоря, сеет разумное, доброе, вечное, так зачем же его гнать из школы? Информатикой душу не воспитаешь». Есть у автора и эстетический аргумент: «Даже самый свирепый атеист согласится с тем, что вся мировая культура стоит на плечах Библии. Тогда почему бы этому богоборцу не согласиться с тем, что, не зная Святого Писания, мы утонули в омуте невежества? Нам и нашим детям недоступны великие полотна художников, древние памятники литературы, многие музыкальные шедевры. Что скажет, к примеру, нынешнему школьнику «Возвращение блудного сына» Рембрандта, если ему никто не рассказал эту притчу? …А литература? «…И шестикрылый Серафим на перепутье мне явился». Пушкинский «Пророк» — хрестоматийная вещь. Ну-ка поинтересуйтесь у своего школьника: кто такой этот Серафим?». В конце автор делает вывод: «Не будем судить историю: что было, то было. Наверное, можно найти свою правду и в том времени, когда церковь обличали в мракобесии и обскурантизме. Но сейчас обскурантами объективно становятся те, кто руками, ногами и хвостом противится приходу религии в школу. Ратуя за прогресс, они хотят оставить наших детей в советском прошлом — невежественном и аморальном». В стороне от журналистов не остался и руководитель Института прав человека Камилжан Каландаров, который решил подвести под инициативу министерства образования детективно-идеологическое обоснование. По его мнению, «главный удар по имиджу Путина на президентских выборах могут нанести Российская Православная церковь и Минобразования РФ». Как считают комментаторы сайта «Седмица.Ru», это объясняется тем, что «политологи везде видят политику, а правозащитники — нарушение прав человека (какого человека — не уточняется)». Далее отмечено, что «комментарии правозащитника выдержаны в таком же патетическо-истерическом ключе»: например, он возмущается тем, что «центральное телевидение откровенно подчеркивает принадлежность президента Путина к Православию». При этом, он видимо, не знает, что президент Америки Джордж Буш, столь горячо любимый всеми правозащитниками за щедрое финансирование, не только не скрывает свою конфессиональную принадлежность, но и постоянно в своих речах упоминает об этом. Равно, как и многие другие зарубежные политики. Доходит даже до того, что защитник прав человека апеллирует к авторитету Ильича: «Не случайно В. Ленин в свое время назвал религию «опиумом для народа», а затем сравнивает православных со скинхедами, националистами и фашистами, нахально шантажируя президента тем, «что часть мусульманского электората в результате этого может отвернуться от Путина на предстоящих выборах». Однако, несмотря на заявления Камилжана Каландарова «Межрелигиозный совет России — за введение основ православной культуры в школах», сообщает сайт «Newsru.com». Так, например, председатель Совета муфтиев России шейх Равиль Гайнутдин считает, что дети должны быть «воспитаны в уважении к другой культуре и вероисповеданию». Газета «Россiя» опубликовала материал диакона Андрея Кураева «Только — без комиссарства», также посвященный обсуждению проблемы введения нового предмета в школы. В частности, о. Андрей отмечает, что «основы православной культуры — это предмет культурологический, а не религиозный», а потому «его преподавание регулируется не Законом о свободе совести, а внутренними инструкциями министерства и даже решением самой школы». «И как можно объяснить логику греческого мифа, не превращая урок в проповедь олимпийской веры, так же можно и объяснить логику православной вселенной, не рассыпая при этом императивы и не демонстрируя обязательно-навязчивой доказательности».Кроме того, считает автор, «необходимо совмещение добровольности и обязательности. Вопрос преподавания основ православной культуры — это самостоятельный выбор каждой отдельно взятой школы. Но если школа этот выбор сделала, то этот предмет должен быть обязательным для всех учеников, каким, допустим, в английской школе являются дополнительные уроки английского языка». И это будет не изучение Закона Божьего, а «более глубокое знакомство с историей России, с русской литературой, может быть, с церковно-славянским языком и т. д.». Если в России сегодня мусульманкам разрешили фотографироваться на паспорт в платке, а в министерстве образования поднимают вопросы о введении основ религиозной культуры в школьное образование, то во Франции идут обратные процессы. Там пытаются устранить любые внешние признаки религиозности. Как сообщает автор «Страны.ru» Ксения Фокина, «запрет на ношение религиозных атрибутов будет повсеместным — от школ до работы», а «ношение религиозной атрибутики в общественных школах Франции отныне должно караться законом». «В Русской православной церкви критикуют решение французских властей о запрете носить в школах религиозные атрибуты», — сообщает «Интерфакс». «Все это очень напоминает советскую систему, когда в школах нельзя было носить крестики, а можно было носить только пионерские галстуки», — заявил замглавы Отдела внешних связей Московского патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. «В этой системе, — подчеркивает он, — нет ни равноправия, ни подлинного плюрализма, а есть идеологический диктат». Кроме проблем образования на Рождественских чтениях поднимались и вопросы информационной политики. Как сообщает сайт «Благовест-Инфо», во время круглого стола «Информационная политика Церкви», один из ведущих, сотрудник Отдела внешних церковных связей (ОВЦС) и редакции журнала «Православная беседа» священник Александр Макаров, отметил, что «Церковь — будучи в этом мире по определению Церковью воинствующей — имеет все основания говорить о ведении «информационной войны с миром, лежащим во зле». Однако пока «эта «война» ведется без подготовки соответствующих «тылов» — информационная политика в РПЦ совершенно не продумана и, как правило, сводится к откликам на те или иные нападки со стороны светских СМИ». Кроме того, шла речь и некоем нравственном контроле, который должен осуществляться хотя бы на центральных телеканалах. Естественно, что журналисты были глубоко оскорблены самой мыслью о том, что им могут контролировать. Автор «Независимой газеты» Даниил Щипков заголосил о «покушении на 29-ю статью Конституции». Хотя потом ему приходится признать, что все же «та же 29-я статья Конституции запрещает пропаганду или агитацию, возбуждающую социальную, расовую, национальную или религиозную ненависть и вражду», а потому «предложение Сергея Глазьева о введении цензуры, оберегающей граждан от человеконенавистничества и взаимной вражды, вполне соответствует «духу» Конституции». Но все же он живо переживает — «что конкретно должно быть подвержено контролю»? Потому как, если, как утверждает автор, власти будут контролировать информационный поток, то, мол, это станет «серьезным политическим инструментом». При этом, Денис Щипков лукаво умалчивает о той известной вещи, что информационный поток сегодня также не бесконтролен — и в большинстве случаев контролируется олигархами или же иными структурами, зачастую агрессивно выступающими против государственности России, защищающими только свои корыстные во многом интересы. И журналисты, в том числе и автор данной статьи, почему-то не считают такое положение унизительным для себя и опасным для страны. А вот нравственный контроль — это да, это очень опасно… В том же духе, и даже с теми же фразами, написана и другая статья в этой же газете. Речь идет о довольно сумбурном, надуманном и опять же истерично-алармическом материале Олега Недумова «Отдайте ваши души!». Апофеозом статей этой анти-православной истерической тематики можно назвать произведение Сони Зерки в «Sueddeutsche Zeitung». Явно заказной материал назван «Осторожно, религия! Православная церковь России атакует искусство и мечтает о власти» и написан, фактически, без видимого информационного повода. Но с явной целью — напугать Запад возрастающей ролью Церкви, которую автор превращает в этакий своеобразный «призрак коммунизма». Название реанимирует давно затухший информационный скандал вокруг выставки «Осторожно, религия!» и призван показать наших свободных художников-святотатцев пострадавшими от «боевиков», «дебоширов», «вандалов» (при этом, автор почему-то не помнит о событии всего лишь недельной давности, когда посол Израиля разгромил пропалестинскую инсталляцию в Швеции и был одобрен Ариэлем Шароном). Материал полон безграмотных заявлений и очевидных бессовестных подтасовок. Например, утверждается о том, что был канонизирован Евгений Родионов, что «Владимир Путин почти реализовал мечту о государственной церкви», что оказывается у нас есть святой богатырь Иван (!) Муромец. Однако, похоже, автора и его «заказчиков» пугает даже не столько мифическая роль Церкви в жизни государства, а усиление государственной власти: «Не позднее завершения президентских выборов, самая большая проблема которых будет заключаться в том, чтобы придать им видимость честных выборов, демократ Путин будет иметь такие неограниченные полномочия, какие имели даже не все цари». А построить такое вожделенное демократическое общество — рай на земле, оказывается, мешает все же Православная Церковь. Именно эта статья еще раз демонстрирует то, как на самом деле относится Европа и Америка к России — активно незаинтересованная не только в усилении власти, но и в возрождении национального духа, укреплении страны. В общем, совершенно ясно, что, по мнению немецкой обозревательницы, лучшая Россия — мертвая Россия. Приближающиеся выборы ставят вопрос политических и мировоззренческих убеждений кандидатов в президенты, от которых зависит будущее страны, с новой остротой. Автор «Русского курьера» Зоя Светова публикует интервью с политологом Станиславом Белковским «Путину нужна новая государственная идеология. Армия и церковь — приводные ее ремни». Говоря о возможном будущем — в случае продолжения поддержания системы Внешнего управления, Станислав Белковский отмечает: «Объективная ситуация ведет к тому, что через 6−7 лет Россия перестанет существовать, как государство. Есть все предпосылки того, что Китай поглотит Сибирь и Дальний Восток. Китай недавно отказался от контроля над рождаемостью и тем самым подчеркнул свои имперские амбиции. Совершенно очевидно, что он не собирается замыкаться в своих национальных границах. … Россия стать маленькой страной не может… Россия формировалась путем диффузии, смешения различных национальностей, путем проникновения на новую территорию. В случае распада, это будет не Россия, а совершенно новые удельные княжества». Чтобы избежать этого сценария нужна новая элита: «Государства, и в том числе, империи всегда рушились от внутреннего предательства элит. И очень редко от воздействия внешних факторов. Государства исчезали тогда, когда внутри этих государств умирали силы, жизненно заинтересованные в их сохранении. Элита должна быть рекрутирована из самых широких пластов российских регионов. Здесь я бы особо отметил две институции, способные стать несущими конструкциями этой новой элиты — армию и Церковь». Далее речь идет о положении армии, о роли Церкви, о специфике сегодняшней власти, которая, на самом деле, далеко не стабильна: «Соединенные Штаты могут решить проблему очень просто с помощью той части российской элиты, которую они привлекут. И если в Америке будут сильно недовольны Путиным, переворот становится технической проблемой… Но очевидно, что управляемость страны — эфемерна. Управление страны всегда осуществляется через элиту и через определенные системообразующие институции. У Путина нет своей элиты. А элита 90-х годов, чем дальше, тем больше его не любит. У Путина нет и институций. У Путина нет и лояльных, стабильных институций. И нет инфраструктуры, механизмов, приводных ремней, с помощью которых он может коммуницировать со страной… Если бы у него в качестве «приводных ремней» были армия и Церковь, то режим был бы стабильным и он мог бы к ним апеллировать в любой ситуации. Мы помним из российской истории, к чему это приводило. Но сейчас между Путиным и страной — пустота». И эту пустоту активно заполняет журналистский шум и гомон. В частности, продолжают появляться бредовые, но голосистые статьи о наместнике Сретенского монастыря. Автор «Известий» Юлия Игнатьева, например, сообщает, что-де наместник монастыря отец Тихон «называет себя духовником самого президента». Правда, уже 30 января на страницах той же газеты появилась заметка, исправляющая допущенную неточность: «Во вчерашнем номере газеты «Известия» в статью «Уроки французского мешают прихожанам молиться» вкралась неточность: после проверки выяснилось, что отец Тихон сам никогда не называл себя духовником Владимира Путина. Утверждение автора статьи было основано на многочисленных слухах». Обозреватели патриаршего сайта называют это опровержение «примером политической корректности». Однако недовольство заказчиков антимонастырской кампании раздражает все же не имущественный вопрос, о котором так навязчиво рассказывается в многочисленных публикациях и о котором заявляют Интернет-баннеры. Скорее всего, их кампания против о. Тихона косвенно направлена против президента России, которого пытаются показать попавшим под власть «мракобесов». Об этом свидетельствует статья Михаила Поздняева «Пирожные от Распутина», в которой сообщение о выставке, посвященной 135-летию со дня рождения Григория Распутина плавно перетекает в рассуждения о наместнике Сретенского монастыря. Такая вот ненавязчивая параллель. При этом круто замешанную кашу из глупостей, очевидной лжи и клеветы, заявлений в одной строке о миротечении иконы Распутина и «никому неизвестном монахе с Лубянки» должны расхлебывать читатели. А не расхлебают, так пусть захлебнутся. На то и рассчитано… Между тем, кампания против Сретенского монастыря может быть и своеобразной арт-подготовкой в преддверии визита митрополита Лавра — Предстоятеля РПЦЗ — в Россию. Как известно, противники Православия и государственной власти легко находят общий язык (например, суздальские раскольники и Глеб Павловский). В «Еженедельном журнале» Даниил Щипков публикует интервью с архиепископом РПЦЗ Марком «Надо считаться с реальностью». В интервью идет речь о путях сближения, о предстоящем визите митрополита Лавра в Россию, об отношениях Церкви и государства. На патриаршем сайте опубликован рассказ прот. Максим Козлов о подробностях Всезарубежного пастырского совещания РПЦЗ. А Светлана Солодовник беседует с протоиереем Георгием Митрофановым на те же темы. Он оценивает происходящие процессы «скорее как положительные», потому что «начался тот процесс узнавания, который необходим для подлинного воссоединения двух частей единой Русской православной церкви». «Но самое важное с точки зрения итогов заключается в том, что в наше время, когда среди христиан доминируют процессы распада, в лоне Русской православной церкви, исторически разделенной из-за тех катаклизмов, которые она пережила, будет осуществляться процесс воссоединения. Это необходимо обеим частям Церкви, ибо Зарубежная церковь хочет сохраниться именно как Русская православная церковь, окормляющая подданных разных государств, которые хотят остаться русскими православными христианами, и ей нужно единство с православной церковью, находящейся в России. А для нас чрезвычайно важным представляется то, что Русская церковь за границей существует уже многие десятилетия в условиях современного плюралистичного правового государства, в условиях секуляризованного общества и обладает опытом сохранения церковной жизни в этой ситуации». В прямом эфире радио «Эхо Москвы» Александр Кырлежев, старший преподаватель Кафедры религиоведения Российской академии госслужбы, отец Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского патриархата, секретарь Комиссии по диалогу с русской зарубежной церковью и журналисты «Еженедельного журнала» беседуют «о воссоединении русских православных церквей». О том, какие искажения допускают журналисты в освещении церковных событий — заметка на сайте «Религия и СМИ» «НТВ перепутало Суздаль с Нью-Йорком, а журнал «Итоги» запутался в соборах». Другой темой прошедшей недели стало решение мэрии Москвы о выделении обществу сознания Кришны гектара земли на Ходынском поле для строительства культового здания. Как сообщает сайт «Newsru.com» со ссылкой на РИА «Новости» «Лидеры традиционных религий России против строительства кришнаитского центра в Москве». Глава Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата (ОВЦС МП) митрополит Смоленский и Калининградский Кирилл (Гундяев) заявил, что «Русская православная церковь категорически не согласна с той деятельностью, которую осуществляют кришнаиты в России». «При этом он напомнил, что в свое время Русская церковь хотела построить свой храм в Цюрихе, но получила отказ, так как городские власти постановили, что православный храм не будет соответствовать архитектуре Цюриха. В итоге Московскому Патриархату пришлось купить протестантский храм, архитектура которого, по мнению цюрихских властей, соответствовала их культурной традиции». Это мнение разделяет и главный раввин России (Федерация еврейских общин России) Берл Лазар. По его убеждению, «страна, которая долгое время шла по какому-то религиозному пути, должна и впредь его придерживаться, поэтому властные структуры должны помогать развиваться в первую очередь традиционным религиям». В свою очередь заместитель верховного муфтия Центрального духовного управления мусульман России Мухаммед Гали Хузин заявил, что «возведение кришнаитского храма в Москве будет в некоторой степени кощунственно». «Мы живем в стране, которая имеет тысячелетние традиции православия, и когда строишь Божий храм, надо думать о том, чтобы не возбудить волну противоречия», — отметил муфтий. Он также рассказал о своих негативных впечатлениях от встречи с кришнаитами, когда во время шествия сторонников этого вероучения в Москве, заметил, что большинство из них были «в невменяемом состоянии». Автор «Новой газеты» Елена Рачева считает, что выделение земли на Ходынском поле кришнаитом стало результатом кришнаитских молитв, «на которые откликнулся Лужков». Однако, скорее всего, вопрос решился гораздо проще: никакой мистики, исключительно финансы. И теперь остается только ждать, не повторится ли история с ритуальным убийством православного священника намолившимся кришнаитом. В Прибалтике политкорректность не только торжествует, но и принимает формы глумящейся диктатуры: «Эстонские власти фактически приравняли депортированных эсэсовцев к жертвам Холокоста», сообщает сайт «регионы России». «Будь я учителем, то в этот день я бы рассказал детям о том, что такое преступление против человечности, почему для некоторых преступлений нет срока давности, — сказал министр образования, — Ссылаясь на конкретные примеры, я бы рассказал о подобных преступлениях, как о Холокосте, так и депортациях, а также о других подобных явлениях, которыми, к сожалению, так богата современная история человечества». Авторы сообщения отмечают, что в Эстонии под жертвами сталинских депортаций подразумеваются, в первую очередь, «бойцы» 20-й дивизии СС. Именно благодаря им, как оказывается, «нынешние поколения получили возможность войти в свободный мир». При этом в «свободный мир» допускают не всех. Только тех, кто легко и добровольно влезает в прокрустово ложе «толерантности и политкорректности». Косовские сербы в число «счастливцев» не попали. И поэтому «ситуация, в которой находятся национальные меньшинства в Косово, это — геноцид», — утверждает делегация российских парламентариев. Интервью из другой горячей точки — Македонии — публикуют «Известия». Юрий Сигов беседует с архиепископом Стефаном, главой Македонской православной церкви. Среди прочего архиепископ Стефан выражает свою уверенность в том, что «Македония могла бы стать форпостом России на Балканах — в плане усиления влияния русской культуры, языка, православия. В то время как некоторые страны в нашем регионе от России в силу определенных причин отдаляются, Македония, напротив, стремится к активному сотрудничеству и дружбе с русскими». На патриаршем сайте опубликован большой материал, посвященный личности писателя Михаила Пришвина. В статье «Когда били колокола…» Николай Головкин рассказывает об архивах дома-музея Михаила Пришвина в подмосковном Дунино, в которых — более двух тысяч негативов: «Одна из граней потаенного Пришвина — увлечение фотографией». Есть, например, серия снимков «Когда били колокола»: «Она имеет двойной смысл: били — звенели и били — разбивали. Человек глубоко верующий, Пришвин никому их не показывал. Сегодня на эти снимки, которые Михаил Михайлович сделал в 1930-м, нельзя смотреть без боли: «христолюбивые» мужички сбрасывают колокола с соборов Троице-Сергиевой Лавры"… Писатель долго не мог опомниться после увиденной им в Сергиевом Посаде картины варварства. В своем дневнике он сделал такую запись: «…сбрасывались величественнейшие в мире колокола годуновской эпохи — это было похоже на зрелище публичной казни». Пришвин начинал свой день работой над дневником. Первые записи относятся к 1905 году, а последние сделаны незадолго до кончины Михаила Михайловича «А последняя дневниковая запись писателя появилась 15 января 1954 года — за несколько часов до кончины Михаила Михайловича: «…мир существует таким, каким видели его детьми и влюбленными. Все остальное делают болезни и бедность».