Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22−29 декабря. — Итоги года. — Заседание Синода. — Продолжение диалога. — Устаревший резерв. — Мира и радости. — Фактор доверия. — Сокращение детей. — Страсти вокруг Сербии.
На прошлой неделе прошли два события, подводящих итоги уходящего года. Первое — Епархиальное собрание духовенства г. Москвы. Его необычность заключалась в том, что в рамках прошедшего мероприятия впервые «в истории Русской Православной Церкви состоялся телемост между Святейшим Патриархом Алексием и более 700 представителями от 14-ти епархий Московского Патриархата», — сообщает «Седмица.Ru». Также «во время проведения телемоста священнослужители, учащиеся Духовных школ и миряне смогли услышать доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о текущем состоянии дел всей Русской Православной Церкви». В докладе патриарха Алексия II освящен «целый ряд актуальных вопросов церковной жизни», — отмечает сайт «Русская линия». Отдельная часть выступления Алексия II была посвящена взаимоотношениям с Русской Православной Церковью Заграницей: «Патриарх отметил, что практические шаги по сближению с РПЦЗ обсудит Архиерейский собор Русской Православной Церкви, который пройдет в Москве в октябре будущего года». Полностью доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси «Важнейшие события в жизни Русской Православной Церкви в 2003 году» можно прочитать на патриаршем сайте. Вторым событием стало прошедшее 26 декабря заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Кратко об итогах заседания Синода сообщает агентство «Благовест-Инфо». В частности, отмечено, что Синод принял ряд «важных кадровых решений». Также был рассмотрен «вопрос о юбилейных торжествах по случаю 75-летия со дня рождения Патриарха Алексия», однако, «поскольку в 2004 году день рождения Патриарха (23 февраля) приходится на Первую седмицу Великого поста — время особо строгого покаяния, — по просьбе предстоятеля Русской Православной Церкви было решено перенести торжества на 10 июня, когда будет отмечаться 14-я годовщина его интронизации». Синод одобрил результаты визита в Москву делегации Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) и постановил образовать комиссию по ведению диалога с РПЦЗ во главе с архиепископом Корсунским Иннокентием (Васильевым), а также «благословил открытия ряда монастырей …; перевел приходы на территории Чеченской республики из Бакинской епархии во Владикавказскую, включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена еще 18-ти подвижников». Более подробно об итогах заседания сообщает сайт «Регионы России». Полностью же журналы заседания Священного Синода опубликованы на сайте «Седмица.Ru». Здесь хотелось бы обратить внимание на следующий факт: решением Священного Синода главой комиссии по воссоединению с Зарубежной Церковью назначен епископ Корсунский Иннокентий, управляющий приходами Русской Православной Церкви во Франции, Италии и Испании. Епископ Иннокентий выступил несколько месяцев назад с программной статьей о будущем приходов Московской Патриархии в Европе и Америке. По его мнению, они должны быть объединены в самоуправляющиеся митрополичьи округа. Эта схема полностью соответствует предложениям Берлинского архиепископа РПЦЗ Марка, главного идеолога воссоединения с зарубежной стороны, который на пастырском совещании РПЦЗ в Наяке заявил, что, в конечном счете, Зарубежная Церковь должна обрести статус самоуправляемого митрополичьего округа в составе РПЦ. Таким образом, решение Синода создает основания для быстрого налаживания конструктивного диалога с РПЦЗ и согласования практических форм воссоединения. Начало же этого диалога стало одним из важных событий уходящего года — и это было отмечено в докладе Святейшего патриарха Алексия II. Собственно, обсуждение прошедших в декабре событий, связанных с этим процессом, обсуждается в прессе до сих пор. Так, на прошлой неделе на официальном сайте РПЦЗ появилось «Послание Архиерейского Собора Русской Православной Церкви заграницей Святейшему патриарху Алексею». В письме выражена благодарность «за радушный прием, который был оказан нашей делегации в Москве в ноябре уходящего года», а также и «за делегирование Вами трех образованных и благожелательных пастырей, которые на расширенном Всезарубежном пастырском совещании, проходившем в окрестностях города Нью-Йорка, много рассказали важного о положении Церкви в России в былые и нынешние времена». Также в послании отмечено: «Нам служит примером сочетаемая Вами осторожность действий с искренностью стремления к преодолению конфронтации в духе братского взаимопонимания и христианской любви. Благодарим Вас за Вашу заботу о том, чтобы устранены были прежние преграды и недоразумения, чтобы открылись новые пути общения между русскими православными людьми». «Особую надежду на успех сближения двух частей Русской православной церкви и представителей зарубежного Cобора, по их словам, вселяет прославление святых российских новомучеников, которое совершил в 2000 году Московский Патриархат. То, что к лику святых тогда были причислены более тысячи людей, пострадавших за веру от советской власти, по мнению архиерейского собора, положило начало тому, что «некогда казалось невозможным ввиду бесчисленных внешних преград», — так пишет о Послании сайт «Newsru.com». Кроме этого, Архиерейский Собор свидетельствует о своей «готовности идти тем путем, который указал нам Господь, прославляющий святыя Своя». Письмо завершается словам надежды на то, что «встреча нашего Первоиерарха митрополита Лавра с Вашим Святейшеством в определенное тому время будет следующим шагом к преодолению преград, возникших за прошедшие десятилетия в церковной жизни народа православного, с тем чтобы радостно прославить «едиными усты и единым сердцем» Господа нашего Иисуса Христа, «упразднившего вражду Плотию Своею». «Большинство пастырей Русской Православной Церкви за рубежом признает необходимость сближения с Московским Патриархатом», — сообщает РИА «Новости» в публикации, посвященной Архиерейскому Посланию. Собственно, сам визит Первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра в Москву может состояться в период Великого поста, передает «Седмица.Ru» со ссылкой на «Интерфакс». Вопрос же «о сближении с Русской Зарубежной Церковью обсудит Архиерейский собор в Москве в октябре 2004 года», — сообщает «Радонеж». «По словам Его Святейшества, предстоит решить вопрос «о возобновлении молитвенного, а в будущем и евхаристического общения». «К сожалению, в Зарубежной Церкви пока нет единодушия о воссоединении с Матерью-Церковью», — констатировал Святейший Патриарх. В то же время, отметил он, часть зарубежного духовенства и прихожан на своих собраниях заявила о поддержке переговоров с московским патриархатом. «Диалог с Зарубежной Церковью начат, но он не столь легок и потребует терпения», — подчеркнул Святейший Патриарх Алексий». На том же сайте можно прочитать материал «Русская Православная Церковь об итогах Архиерейского Собора РПЦЗ и о комментариях к ним в СМИ», где «поясняются» некоторые провокационные измышления, появившиеся в светской прессе. По мнению автора сайта «Единое отечество» Антона Волынского, высказанного им в статье «В бой идут одни старики», в ближайшее же время в борьбу против восстановления евхаристического общения между Русской православной Церковью и РПЦЗ будет брошен «последний кадровый резерв» — «заштатный клирик игумен Иннокентий (Павлов)»: «Все последние недели антицерковные СМИ … публикуют его опусы против владыки Марка и сближения МП и РПЦЗ. Но церковные люди помнят, что этот неистовый борец с сергианством в начале 90-х годов был едва ли не единственным обличителем «карловацкого раскола» и адвокатом Сергиевой декларации». Далее автор, для того, чтобы «читатель ясно составил себе религиозно-политический портрет этого борца со сторонниками единения», цитирует его «Мысли заштатного игумена Иннокентия (Павлова) о Святейшем Патриархе, о Священноначалии, о Святой Церкви, о себе самом». В цитируемой Антоном Волынским книге встречаются такие, например, «перлы»: «400 лет Греко-католическая церковь на Западной Украине является национальной церковью: А почему Вы решили, что Греко-католическая церковь — не православная?» или «Я действительно поминаю митрополита Тадеуша Кондрусевича. Собственно говоря, а кого же еще поминать?». По мнению автора, именно «Ватикану совершенно не нужно восстановление единства Русской Церкви»: «Понятно и то, кто поддерживает любые формы раскола в Русской Церкви, кто пытается помешать скорейшему восстановлению евхаристического общения Патриаршей и Зарубежной частей Русской Церкви и окончательному разрешению всех исторических и канонических аспектов преодоления этого разделения». На официальном сайте Русской православной Церкви заграницей опубликован доклад протоиерея Петра Пперекрестова «Взгляд на Русскую Церковь в ХХ веке святителя Иоанна, Шанхайского и Сан-Францисского Чудотворца», произнесенный им на Всезарубежном пастырском совещании в Наяке. В частности, автор отмечает, что «Святитель Иоанн считал, что после водворения безбожной власти в России, Церковь разделилась на Церковь гонимую и Церковь в изгнании». Также отмечено, что «Святитель Иоанн преклонялся перед мученическим и исповедническом подвигом иерархов, оставшихся в России в годы жесточайших гонений». В разъяснительном «Обращении» святитель Иоанн излагает свой взгляд на Церковь в России и на Церковь за рубежом: «Стремясь к единой общей цели и действуя отдельно в зависимости от условий, в которых каждая из них находится, Церкви внутри России и за рубежом успешнее могут достигать как общую, так и свои особые задачи, имеющиеся у каждой из них, пока не настанет возможность полного их объединения. В настоящее время Церковь внутри России должна залечивать раны, нанесенные ей воинствующим безбожием и освобождаться от уз, препятствующих внутренней и внешней полноте ея деятельности. Задачей Зарубежной Церкви является предохранение от распыления чад Православной Русской Церкви и сохранение духовных ценностей, принесенных ими с Родины, а также распространение православия в странах, в коих они проживают». «Желал ли и верил ли великий подвижник ХХ века, что должно наступить объединение двух частей Русской Церкви?», — спрашивает автор. И отвечает утвердительно, цитируя слова Святителя: «Русская Зарубежная Церковь духовно не отделяется от страждущей Матери. Она возносит за нее молитвы, хранит ее духовные и вещественные богатства и в свое время соединится с Ней, когда исчезнут причины, разъединявшие их». На сайте «Газеты» появилось интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, данное им Надежде Кеворковой. Материал назван «Мира, радости, здравия, духовного и телесного». В этом интервью Святейший патриарх Алексий отвечает на все «животрепещущие вопросы». И в первую очередь речь заходит об объединении Русской Православной Церкви и РПЦЗ: «Настоящий диалог с руководством Русской Православной Церкви за границей только начинается. Сейчас самое важное, что обе стороны готовы признавать ошибки прошлого, а вместе с тем — с уважением относиться к тем реальностям, которые сложились в минувшие десятилетия. Мы уверены, что ни внешние обстоятельства церковной жизни, ни личные ошибки иерархов в России и за ее пределами не смогли лишить нас сокровенного единства во Христе». Также журналистку интересуют вопросы о возможности встречи патриарха Алексия II с Папой Римским, о системе налогообложения, о Земельном кодексе и т. д. Автор «Независимого обозрения» Ксения Соловьева беседует с референтом Патриарха Николаем Державиным. Материал «Православная Церковь в новом веке» републикован на сайте «Архангельской епархии». Корреспондентка спрашивает о взаимоотношениях Церкви и государства, политической подоплека происходящих в Церкви событий. «Церковь — не парламент, не политическая организация. Церковь Божия — это живой богочеловеческий организм, который непрестанно развивается. Я считаю, сотрудничество Церкви и государства необходимо для того, чтобы люди были нравственно здоровыми и сильными… Пока человек не научится жить по правде и по совести, он будет оступаться, использовать преимущества своего положения в личных, корыстных целях. Верующий человек понимает, что не он в центре вселенной, а люди, которым нужна помощь. Бытует мнение, что политика — дело грязное, но я убежден, что политика — дело достойное, нужное и важное, а есть нечестные люди, которые компрометируют политику как таковую», — отвечает Николай Державин. Также в интервью речь идет об отношениях с журналистами, о смертной казни, о канонизации святых, о насущных проблемах Русской Православной Церкви. Вопросы большой политики обсуждает Олег Беляков в статье «Выборы 2003: минус либералы, плюс «Родина», президент в уме», опубликованной на сайте «Радонежа». Особо отметив беспрецеденто-нахальные заявления со стороны проигравших либералов и их западных покровителей, автор говорит собственно о «позитиве» выборов, то есть, не о проигравших, но о победивших: «Нынешние выборы — это уже прямое указание президенту… Консолидация сил национального возрождения на антилиберальной платформе назрела давно, но далеко не все желали такого объединения именно под коммунистическими знаменами. «Родина» такой шанс дает, причем судьба и блока и его лидеров будет зависеть от того, насколько он будет оправдывать ожидания своего электората, а для этого целесообразно было бы изучить его и понять его ожидания. … Электорат блока очень неоднороден, и в этом особенность момента: объединение весьма разных людей на тех идеях, которые сумела предложить «Родина». Это вовсе не «отнять и поделить», и не примитивный национализм, что топорно приписывали им наши «правые» из СПС. Более того: попытка запугать народ наступающим «фашизмом» была провальной и лишь убедила многих избирателей голосовать за «Родину"… Тем позитивным фактором, который оказался непонятным для огульных критиков «Родины», но был вполне четким сигналом в адрес ее сторонников, скорее всего, явилось православное вероисповедание некоторых ее лидеров, причем не на уровне чиновных праздничных «подсвечников», а в качестве основы и отправной точки их идеологии». По мнению Олега Белякова, «православный» фактор можно с уверенностью считать фактором доверия избирателя, и в этом его особая отличительная черта, предсказуемая, но не регулируемая. … Если «Родина» поймет и верно оценит этот наказ своего избирателя, сможет развить свой успех путем грамотного партстроительства, не даст втянуть себя в дискуссию: «правая или левая?», то она имеет все шансы стать силой, с которой будут вынуждены считаться все. И в первую очередь — президент России». По поводу прошедших выборов в государственную Думу рассуждает в издании «Православный Санкт-Петербург» протоиерей Игорь Филин. Интервью с ним, названное «Не по нашему хотению, а по Божьему изволению», републиковано на сайте «Русской линии». Священник считает, что «сегодня общество наше не готово к тому, чтобы у нас была православная партия». Также он говорит о том, что Церковь не должна вмешиваться в политику: «миряне могут заниматься созданием партий, брать благословение у своих духовников на политическую деятельность. А батюшки должны помогать советом, а главное — молиться об этих людях и стараться, чтобы те, уйдя в политику с головой, не потеряли духовную жизнь, чтобы они достойно представляли Православие». При этом, о. Игорь уверен, что в Госдуме и правительстве должны быть православные люди: «Да, политической деятельностью православные люди обязаны заниматься, но это должны быть те, у кого на это есть разум, силы и талант, данный от Бога. При этом необходимо помнить, что политическая борьба не есть цель жизни». Информация, не касающаяся прямо политики, но являющаяся как бы итогом деятельности политиков последних лет, опубликована на сайте «Интерфакса»: «Численность детского населения Российской Федерации уменьшается примерно на один миллион в год», — сообщается в докладе по соблюдению РФ Международного пакта об экономических, социальных и культурных правах. «Тенденция сокращения численности детей сохраняется уже на протяжении последних пяти лет, отмечается в докладе. «Если в 1998 году в России было 35, 9 млн. несовершеннолетних, то в 2002 г. — 31, 6 млн.», — говорится в документе». На прошлой неделе в СМИ появились публикации, касающиеся проблем Сербии. Так, на сайте «Российских вестей» размещена статья «Страсти вокруг Косово». Радован Стоянович рассуждает о том, «станет ли косовская проблема основой для возрождения национального единства Сербии». Как отмечает автор, «сербы настаивают на том, чтобы Косово оставалось частью единой Сербии, хотя и согласны предоставить албанскому большинству широкую автономию, в то время как албанцы требуют полной независимости». Между тем, Запад не заинтересован в сохранении единства: так, глава администрации ООН в Косово (УНМИК) Гарри Холкери «пытается вытеснить Сербию из переговоров относительно судьбы Косово и предпочитает договариваться напрямую исключительно с албанцами». Парадокс ситуации состоит в том, отмечает автор, «что после поражения в 1999 году перед лицом натовской агрессии Сербия не имеет никакой, даже символической власти на территории края Косово, который до сих пор является де-юре ее неотъемлемой частью. В то же самое время на Западе пропагандируется идея независимости Косово. И это вопреки многочисленным очевидным доказательствам того, что под управлением албанцев Косово превратилось в один из важнейших европейских пунктов по торговле наркотиками и оружием, в настоящее гнездо для организации террористических группировок (в том числе и тех, что напрямую связаны с пресловутой «Аль-Каидой»)». На том же сайте в статье Богдана Мирова «Белград: между президентом и королем» анализируется «монархическая инициатива сербского патриарха Павле», который «заявил о том, что одним из наиболее приемлемых способов урегулирования так и не решенной проблемы с главой государства — восстановить монархию и пригласить на престол находящегося в Британии короля Александра Карагеоргиевича». Однако, по мнению автора, «появление Карагеоргиевича в Сербии способно серьезно осложнить расстановку политических сил и повлиять на так называемый косовский вопрос». При этом, «интересна реакция на предложение Павле» с разных сторон: «в местных албаноязычных СМИ информация об инициативе патриарха давалась с минимальными комментариями, но явно негативной тональности», «в Болгарии и Греции — новость об очередной попытке обратиться к Александру Карагеоргиевичу расценили не иначе, как акт отчаяния», «все иностранные наблюдатели склоняются к мысли о явном кризисе политических и общественных настроений в сербском обществе», «в то же время в самом сербском обществе, как свидетельствуют проводившиеся разными организациями опросы, самого Александра, как, впрочем, и институт монархии, поддерживают лишь 11−13% респондентов». Однако, автор не исключает, что со временем эта идея может стать более популярной и получить «второе дыхание». Татарстан продолжает проводить политику «языкового отделения» от России: «Конституционный суд Татарстана поддержал переход на латиницу», — сообщает автор газеты «Известия» Юрий Николаев. «В решении татарстанского КС говорится, что данное правомочие как составная часть конституционного права республик Российской Федерации устанавливать свои государственные языки является одним из существенных элементов государственного правового статуса Татарстана и может быть отменено только по взаимному согласию Татарстана и Российской Федерации в соответствии с федеральным конституционным правом». Как заявил председатель постоянной комиссии Госсовета Татарстана по науке, образованию, культуре и национальным вопросам Разиль Валеев, следующим шагом несогласных будет обращение в Конституционный суд России, в справедливости решений которого, однако, сторонники латиницы сомневаются, а потому они уже «намерены «в случае неадекватной реакции» обратиться в Международный суд по правам человека в Страсбурге». Где им, видимо, будут очень рады, как пострадавшим от «тоталитаризма"… Особое звучание в преддверии нового года и Рождества приобретает, так называемый, «календарный вопрос». Уже не первый год приближение этих праздников является для журналистов сигналом к привычным выступлениям на тему: «Русской Православной Церкви пора идти в ногу со временем». Причем, все доводы сводятся к тому, что де, Православному Рождеству предшествует светский праздник новый год, а это якобы, ставит верующих в страшно трудное положение, заставляет лгать или лицемерить или же отступать, в буквальном смысле, от веры. Только поэтому-то и нужно уступить и пожалеть бедных верующих, что и делают столь сердобольные светские журналисты. Так в газете «Эстония» опубликована статья Андрея Деменкова «Двойная православная жизнь», в которой автор не смущаясь, заявляет об «упрямстве» православной Церкви, о «вынужденном двуличии православных, к которому их подвигает упрямство церковных ортодоксов». В качестве духовного авторитета автор приводит слова о. Александра Меня, «принципы» которого он и предлагает перенести на «религиозный календарь». Можно понять эстонского автора, который живет в стране, где сильно влияние, как католичества, так и лютеранство, а посему он позволяет себе давать совет «космического масштаба и космической же глупости» с видом заправского авторитета. Однако, от него в этом не отстают и российские журналисты. Так на сайте «Гражданское общество» появился материал Юрия Амосова «Православная церковь в буржуазной России», где автор опять же, усомнившись в истинности российских православных, рассуждает об «умирании приходов», дает советы «что нужно сделать, чтобы Церковь перестала выполнять в нашей жизни декоративно-этнографическую роль и смогла стать институтом, реально востребованным людьми». После ряда советов типа «возродить приходы», «изменить роль священника» автор наконец-то добирается и до заказной песни про «реформу календаря». В качестве аргумента приводится «работоспособность», нарушение поста для верующих, и самый сильный аргумент: «К тому же, где это видано, чтоб Новый год шел до Рождества?». При этом автор видимо не знает, что Церковное новолетие — индикт — вообще приходится на сентябрь. Что удивляет, так это требования, как эстонского автора, так и Юрия Аммосова следовать «духу учения Церкви». Такая удивительная борьба за чистоту учения в светских СМИ не может не радовать… Автор «Новых Известий» Михаил Поздняев столь же неоригинален, как и предыдущие авторы. В статье «Рождество, да не то. Дело не в календарных стилях, а в сути праздника» кроме душещипательного сокрушения по поводу «неумения праздновать», сообщаются оригинальные сведения вроде того, что «Пасха объявлена нерабочим днем». При том, что Пасха всегда приходится на воскресенье, которое еженедельно является выходным. В общем, запутался Михаил Поздняев в своих эмоциях, распереживался, раззавидовался: «В этот праздник во всем мире беднота получает приют и бесплатный обед с традиционной индейкой, к сиротам и старикам приходят с поздравлением абсолютно посторонние люди, волонтеры, подобно евангельским волхвам, раздают гостинцы детям и в Африке, и в том же Ираке. Трудно, глядя на эти сюжеты в телевизоре, не испытывать зависть. Но не потому, что у нас другой календарь, чем у них. А потому, что они никогда и никому не позволяли отнять у них радость праздника». В связи с чем хочется предложить автору начать с себя, и в качестве волонтера в Рождество или же в Новый год «никому не позволить отнять у него радость праздника». На сайте «Ведомостей» с материалом «Рождество — одно на всех» выступил президент Московской международной валютной ассоциации Алексей Мамонтов. Автор также ставит вопрос «как и в других цивилизованных странах» о «допустимой корректировке некоторых традиций». Оказывается «Церковь, как и все в нашем меняющемся мире, может и должна (заметьте — должна! Кому? Видимо, автору…) вносить необходимые и допустимые коррективы в свою практику». Аргументы те же — приходящийся на пост Новый год и «нормальный трудовой ритм». При этом, идентичность аргументов в разных материалах наводит на мысль об организации определенной кампании по поводу «календарного вопроса». Сообщения о праздновании Рождества, появившиеся на светских сайтах, можно назвать примерами информационного лукавства. Так, сайт «Регионы России» сообщает «Число россиян, отмечающих Рождество 25 декабря, с каждым годом растет». При этом, динамика «роста» такая: в 2000 году — 16%, в 2001 — 11%, в 2002 — 18%. О каком же росте может идти речь? Но главное даже не это, а то, что из социологических данных избирается только то, что «выгодно». А вот сообщение о том, что «80% россиян отпразднуют только православное Рождество» как-то игнорируется. При этом, по данным, опубликованным на сайте «Русской линии» «католическое Рождество празднуют всего 1% жителей России». На сайте «Радонежа» опубликован комментарий представителя отдела внешних церковных связей Московского Патриархата Виктора Малухина по поводу нагнетаемого в СМИ противопоставления католического и Православного Рождества: «Мы вправе ожидать уважения и к позиции самой крупной в мире Православной Церкви, отмечающей Рождество 7 января». Нельзя игнорировать, по его мнению, «религиозные чувства людей, остающихся верными духовной традиции, в которой они родились и воспитывались». Собеседник агентства убежден, что «спекуляции на тему пересмотра церковного календаря инициируют не христиане, а светские люди, далекие от религиозной жизни». О гримасах политкорректности на Западе, особенно ясно проявляющихся в канун христианских праздников, рассказывается на том же сайте: «Правозащитники из American Civil Liberties Union подали в суд иск на «подлого Санту» («sneaky Santa»), приглашенного в одну из школ, за то, что он спрашивал детей, что значит слово «Рождество». И при этом нашлась-таки пара подростков, не до конца вбитых в почву американской версией пролеткульта, которые неуверенно предположили, что это название «может быть связано с рождением Иисуса». … Правозащитники, услышав детское исповедание веры, разодрали на себе одежды и, посыпав главы пеплом, накатали на Санту телегу. … А в штате Индиана даже и проповедовать не пришлось — там просто попытались к Рождеству украсить юридический колледж местного университета елочкой. Профессор Ройзман потребовала заменить ненавистное Christmas tree изображением «зимней сцены» (снег и санки) — «мы должны подтвердить статус университета как общедоступного места (inclusive area), в котором никто не почувствует себя оскорбленным или отверженным». Ну, правильно — никто. Кроме Христа — Ему вход в «инклюзивный ареал заказан». …в этом году английское министерство культуры, рассылая рождественские поздравления, не рискнуло упомянуть в них Рождество. Даже и на «зимнюю сцену» не решились корректные британцы — на рождественских открытках оказались изображенными «велосипедные гонки и танцоры из Индии». Другая тема, вновь ставшая актуальной на прошедшей неделе, касается строительства кришнаитского храма на Ходынском поле. Напомним, что после ряда публикаций и выступлений Союза Православных граждан мэрия Москвы заявила о том, что вопрос о выделении земли на Ходынском поле во владение совершенно чуждым России кришнаитам пока не решен. Подобная неясность побудила последних к активным выступлениям — начиная от заявлений о том, что Русская Православная Церковь является сектой до публикаций в СМИ. В частности, сайт «Newsru.com» рассказывает о «пострадавших за веру» кришнаитах, которых, де вновь притесняют. Автор «Коммерсанта» Павел Коробов также вступился за шумных последователей «индуизма» американского разлива. В статье «Кришнаитов оставят без крыши» автор вновь пересказывает уже известную и сообщенную читателям несколько месяцев назад многими СМИ историю секты, а также сообщает о строительных планах мэрии Москвы. Затем, предоставив слово собственно «обиженным», Павел Коробов передает, что они не ограничатся молебнами, а начнут шантажировать московские власти голодовками и обращениями в ОБСЕ и другие правозащитные организации. В конце автор приводит слова председателя Союза православных граждан Валентина Лебедева, который якобы «сказал «Ъ», что его «не радует то, что кому-то запрещают строить молитвенные здания». Однако, в заявлении пресс-службы «Союза Православных граждан» говорится, что «кришнаиты вновь лукавят»: в документе отмечено, что после прочтения материала Павла Коробова «у читателя может создаться ложное впечатление, что СПГ отступает от своих принципиальных позиций». Однако, «председатель СПГ имел в виду то, что кришнаиты, являясь официально зарегистрированной организацией, имеют формальное право на здание. Но речь то идет об огромном центре, пропагандистском комплексе, строительство которого осуществляется с целью осуществления прозелитской деятельности… Кришнаиты вели, ведут и будут вести дело к строительству мощного пропагандистского кришнаитского центра. В их действиях есть определенная логика. … Совершенно очевидно, что подобная экспансия, все эти кришнаитские угрозы «забастовок и голодовок» не могут не осложнять ситуацию в городе. Полагаем, что все это не нужно не только православным гражданам, но и городским властям». В завершении заявления отмечено, что «СПГ намерен инициировать депутатские запросы по этому поводу не только депутатов блока «Родина», но и народных избранников «Единой России», имеющих здравую позицию по этому вопросу, в частности, советника Мэра Москвы Константина Затулина». О деятельности иностранных миссионеров и о страхе властей противостоять их экспансии рассказывает автор «Российской газеты» Александр Баданов в статье «Миссионер с ножом за пазухой». Прошлая неделя завершилась празднованием памяти священномученика Илариона (Троицкого), глубокого ученого-богослова, пламенного проповедника, ревностного служителя алтаря Господня, мудрого архипастыря и бескомпромиссного защитника Церкви и православных догматов. Его труды опубликованы на сайте «Фонда «Память мучеников и исповедников русской Православной Церкви». Жизнеописание священномученика Илариона можно прочитать на сайте «Bogoslov.ru» в материале «Смысл всей жизни — служение Церкви». «Движимый этой сыновней любовью к Матери-Церкви, архиепископ Иларион проходил на земле свой крестный путь исповеднического служения, а ныне ходатайствует перед Престолом Всевышнего о сохранении Русской Православной Церкви непреоборимой адовыми вратами. К нам ныне обращены слова святителя: «Для излечения разъедающих душу русскую ран, необходимо раскаяться в… грехе против Церкви, возвратиться к вере отцов и дать православной Церкви прежнее место в жизни государственной и общественной». Мы же ныне вознесем к нему наше прошение: «Святый священномучениче Иларионе, моли Бога о нас!»