Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 8−15 декабря. — «Знамение». — Совещание в Наяке. — Готовность жертвовать собой. — Три пути. — Обращение к министру образования. — Картошка и налоги. — Кряшенская проблема.
10 декабря Православная Церковь отмечала праздник в честь иконы Божией Матери «Знамение». На Руси он празднуется с 12-го века, когда в 1770 году соединенные силы русских удельных князей, осадили Великий Новгород. Жители города молились дни и ночи о спасении города. На третью ночь архиепископ Новгородский Илия услышал дивный голос, повелевающий ему взять из церкви Спаса Преображения образ Пресвятой Богородицы и вынести его на городскую стену. Когда икону переносили, осаждавшие пустили в крестный ход тучу стрел, и одна из них вонзилась в иконописный лик Богородицы. Из глаз Ее потекли слезы, и икона повернулась ликом к городу. После этого Божественного знамения на врагов внезапно напал неизъяснимый ужас, они стали сражаться друг с другом, а новгородцы бесстрашно устремились в бой и победили. На сайте «Православной газеты» можно прочитать более подробный материал об этом событии. Сайт РИА «Новости» сообщает о том, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий совершил в этот день Божественную литургию в храме во имя иконы Богородицы «Знамение». Автор газеты «Молодежь Эстонии» Евгений Ашихмин в статье «Молитва у иконы «Знамение» рассказывает о том, как отмечался этот праздник в Таллине. Самой обсуждаемой темой прошлой недели стало всезарубежное пастырское совещание на тему «Путь Зарубежной Русской Церкви в прошлом и будущем», открывшееся 8 декабря в Наяке. Как сообщает РИА «Новости», «по инициативе Зарубежной Церкви на этот форум приглашены докладчики из числа священнослужителей Русской Православной Церкви». Также «на совещании выступит и архиепископ Берлинский и Германский Марк, возглавлявший первую официальную делегацию РПЦЗ в России 17−22 ноября». «Всезарубежное пастырское совещание, посвященное рассмотрению возможных путей развития РПЦЗ, продлится до 13 декабря. Сразу после него в Наяке откроется заседание Архиерейского собора РПЦЗ, «который должен будет принять конкретные решения о дальнейших шагах в отношениях с Матерью-Церковью». Завершится Архиерейский собор 16 декабря», — говорится в информации агентства. В сообщении агентства «Регионы России» цитируются слова Первоиерарха Русской Православной Церкви Заграницей митрополита Лавра, который считает, «что сегодня нет препятствий для воссоединения РПЦЗ с Московским Патриархатом». «Говоря об условиях объединения, глава РПЦЗ высказал мнение, что «в любом случае речь не может идти об административном единстве»: «Самое большее, о чем мы можем говорить — об общении и сослужении». «Что же касается лично меня, — признался митрополит Лавр, — то я счастлив и благодарен Богу, что Он сподобил меня дожить и быть свидетелем и участником этих судьбоносных дней — возвращения зарубежной Руси на родину, объединения русских людей вокруг православия». Считая, что «русское общественное сознание сегодня уже не олицетворяет себя с дореволюционной Россией», митрополит Лавр высказал мнение, что «миссия Русской Православной Церкви Заграницей в России в настоящее время — вернуть России духовное наследие православной Руси, как мы его сохранили». На официальном сайте Зарубежной Русской Православной Церкви можно прочитать о том, как прошел первый день Всезарубежного пастырского совещания. «Первый день совещания открылся словом Первосвятителя Русской Православной Церкви Заграницей, Высокопреосвященнейшего митрополита Лавра. Владыка Лавр поведал участникам совещания о встрече с президентом Владимиром Путиным и об ознакомительной поездке делегации Русской Зарубежной Церкви в Россию. Митрополит Лавр говорил о необходимости духовного общения с русским народом, об улучшении взаимоотношений с Церковью в России и о том, что необходимо помогать нашим братьям и сестрам в России, одновременно не забывая о заботе о своих пасомых», — говорится в сообщении. Далее в тексте, размещенном на сайте Зарубежной Русской Православной Церкви, рассказывается о тех выступлениях, которые прозвучали в первый день совещания. В частности, о докладе архиепископа Берлинского и Германского Марка, который «был посвящен теме путей Русской Православной Церкви Заграницей в прошлом и будущем». За докладом архиепископа Марка последовал круглый стол на котором выступили епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископ Гавриил, епископ Кливлендский Петр и другие. После каждого доклада и выступлений за круглыми столами последовало множество вопросов и мнений: «Нет возможности все изложить. С одной стороны были высказаны противоложные мнения, с другой — было проявлено большое внимание к высказываниям докладчиков. Первый день был очень напряженным в том плане, что многие участники совещания не знали, чего ожидать. Если в начале дня, по мнению автора этого обозрения, участники совещания были несколько настороженными и больше озабочены высказыванием своих позиций и мнений, то к концу дня они больше слушали и задавали вопросы», — отмечает автор. Сообщение агентства «Интерфакс» уделяет внимание выступлению члена Архиерейского Синода Русской Православной Церкви Заграницей (РПЦЗ) архиепископа Берлинского и Германского Марка, который призвал собравшихся «преодолеть свою неподвижность, косность и леность и приступить к деятельному рассмотрению проблем, чтобы нам впоследствии не оказаться иностранной сектой при всей нашей любви к Православной Русской Церкви». «В своем докладе… архиепископ Марк дал понять, что упреки в адрес Матери-Церкви, которые порой раздаются со стороны РПЦЗ, лишены оснований», — говорится в сообщении агентства. Также докладу архиепископа Марка посвящено сообщение на сайте «Епархия». Полностью текст выступления архиепископа Марка можно прочитать на сайте «Вестник Германской Епархии Русской Православной Церкви Заграницей». В завершение доклада он говорит следующие слова: «Мы призваны в нынешних обстоятельствах стремиться к одной цели: к единству в Таинствах, согласно духу, учению и преданию нашей Русской Церкви при сохранении особенностей церковного опыта наших путей и на основе нынешних органически сложившихся структур. Наша цель не может заключаться в погашении жизненного опыта какой-либо из частей Церкви, она должна заключаться в целенаправленном развитии миссии Церкви Христовой как на исторической нашей родине, так и в зарубежье, во благо верующему народу, ищущему воцерковления, и составляющему во всех странах мира единую паству Русской Церкви в целом. Принципиально для нас стоит вопрос: хотим ли мы участвовать в процессах, происходящих в жизни и развитии Церкви в России или не хотим. Продолжаем ли мы считать себя частью Русской Церкви? … Мы десятилетиями молились о страждущей стране Российской и православном народе ее. Смеем ли мы отказаться от общения теперь, когда наступила относительная свобода? Смеем ли мы стоять в стороне? Не прельщаемся ли мы, когда продолжаем упорно требовать покаяния? Покаяние следует требовать от себя. А к другим пойдем как на брак честный и чистый, с готовностью жертвовать собой ради Бога, ради Истины, ради единства нашей славной Русской Православной Церкви». На сайте «Вестей» в сообщении о Всезарубежном совещании в Наяке приводятся слова протоиерея Михаила Протопопова, настоятеля Успенского храма из австралийского Мельбурна. По его словам, «сейчас нужно думать о том, чтобы вместе собирать Русскую Церковь и русский народ» Сайт «Русской линии» ссылаясь на интервью митрополита Лавра газете «Коммерсант» сообщает, что превоиерарх РПЦЗ «не видит препятствий для воссоединения Православной Церкви». «По сути, — отмечает владыка Лавр, — Русская Церковь едина, и наиболее полным выражением этого единства является церковное сознание. Существующее разделение — ненормальность, которую желательно преодолеть. Однако такое решение можно принимать только соборным разумом Церкви, то есть собором епископов». Полностью интервью главы Русской Православной Церкви Заграницей корреспонденту «Коммерсанта» Павлу Коробову можно прочитать на том же сайте. Кроме всего прочего, митрополит Лавр говорит: «Я считаю, что весь русский народ, все православные русские люди и в отечестве, и за его пределами должны покаяться в том, что отходили и отошли мы от законов и уставов благочестия. А, как и насколько нарушали мы эти законы и уставы — это каждый про себя знает. Принесем покаяние самому Христу — каждый за себя и за всех». О втором дне всезарубежного пастырского совещания также рассказывается на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей. «Второй день совещания открылся докладом протоиерея Николая Артемова (Германия) на тему: «Сергианство и положение Русской Православной Церкви согласно Указу N362». … Необходимо учитывать сложившиеся различия в понимании некоторых основных понятий, чтобы облегчить исправление наших противоречий. Ряд более старших священнослужителей Русской Зарубежной Церкви поделился воспоминаниями трудных условий своей жизни в Советском Союзе в годы Отечественной войны». За круглым столом на тему «Русская Православная Церковь (Московский Патриархат) в годы Советской власти» выступало четверо священников: «священник Андрей Папков (Восточно-Американская епархия) говорил о нечеловеческих условиях жизни в воинственно-безбожной стране. Протоиерей Михаил Протопопов (Австралийская епархия) подтвердил это, а также напомнил участникам совещания Притчу о блудном сыне. Протоиерей Иоанн Шо (Чикагская епархия) поделился своим мнением о проявлении «сергианства» вне России». Также выступил протоиерей Георгий Митрофанов из Санкт-Петербурга, который затронул в своем выступлении вопрос преемственности церковной власти в России после св. патриарха Тихона. День завершился богослужением в Знаменском Синодальном соборе в г. Нью-Йорке. «Накануне Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви Патриарх Московский и всея Руси Алексий направил председателю Архиерейского Синода митрополиту Лавру и членам Собора РПЦЗ послание», — сообщает «Страна.Ru». В послании, в частности, говорится: «обращаем к вам братский призыв общими усилиями при Господнем содействии преодолеть средостение, все еще разделяющее Святую Русскую Церковь. Это разделение было порождено трагическими последствиями революции 1917 года и кровопролитной гражданской войны». Размышляя о тех страданиях, которые претерпели русские люди, как в России, так и в изгнании за рубежом, Святейший Патриарх Московский и всея Руси отмечает, что «вся Русская Церковь несет на себе бремя ответственности за то, что случилось с нашей любимой страной, с нашим народом, который, как оказалось, не имел достаточно прочного иммунитета против тлетворных лжеучений безбожия». Далее он говорит о том, что «в духе покаяния Русская Церковь призвана Господом излечивать раны и разделения своего народа, свидетельствовать об исцелении, которое обретается в лучах Солнца правды (Мал. 4. 2).Однако мы должны признать, что слова и действия представителей Церкви как в Отечестве, так и в Зарубежье не всегда соответствовали этому высокому призванию». Патриарх Алексий отмечает, что по обе стороны железного занавеса «мы были — каждый по-своему — подвержены своекорыстному воздействию противостоящих политических систем»: «И ни одна из них не была христианской и православной, ни одна не заботилась о воссоединении нашего народа и не отводила подобающего места Церкви в народной жизни. Конфронтация проникала и в сознание церковных людей, что сопровождалось церковными прещениями и жестокими взаимными укоризнами. И вместе с тем, как в Церкви на Родине, так и в Зарубежной Церкви продолжались пастырское делание и проповедь слова Божия, совершались святые Таинства». Однако с течением времени, когда ситуация в мире изменилась, «практически все, что разделяло наш народ, сегодня уходит в прошлое»: «Осталась одна неисцеленная рана, которая приносит особенную боль» — это разделение Церкви. Сегодня, отмечает Патриарх, «существуют реальные предпосылки для развития диалога, который будет продолжен особыми комиссиями Русской Православной Церкви — Московского Патриархата и Русской Православной Церкви Заграницей». Укрепляясь молитвенным предстательством святых новомучеников и исповедников Российских и предавая в руки Божии великое дело восстановления церковного единства, считаем важным сделать все от нас зависящее для приближения дня, когда полное наше общение станет, наконец, возможным, несмотря на все препятствия, что неизбежно встречаются на пути», — такими словами завершается этот документ. Полностью текст «Послания Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия к митрополиту Лавру и членам Архиерейского Собора Русской Зарубежной Церкви» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. Также о призыве Патриарха Алексия «к восстановлению церковного единства» сообщают агентство РИА «Новости» и сайт «Вести.Ru». В последний день совещания в Наяке было принято «Обращение Всезарубежного Пастырского совещания духовенства». В этом документе отмечено, что на совещании были с большим интересом выслушаны доклады и разные мнения: «Мы можем единодушно заявить, что единство двух частей Русской Церкви, в России и за рубежом — наше желание. Собеседования и общение на уровне архиереев, духовенства и мирян, которые уже в какой-то степени происходят, могут и должны продолжаться». Также в обращении отмечено, что, так называемое, «сергианство» сегодня уже не является актуальным: «На Юбилейном Соборе Русской Православной Церкви 2000 года также был принят документ, где речь идет о том, что государство не должно вмешиваться в жизнь Церкви и, если власть принуждает православных верующих к отступлению от Христа и Его Церкви, Церковь должна отказать государству в повиновении. Это возврат к церковному святоотеческому учению в отличие от ложного толкования слова апостола Павла о «власти от Бога» (Рим. 13, 1−7)». По вопросу экуменизма было признано, «что Церковь в России, в лице значительной части духовенства и верующих, относится к этому явлению отрицательно». «Мы обращаемся к предстоящему Архиерейскому Собору с просьбой принять во внимание наши высказывания, переживания наших прихожан и резолюции епархиальных пастырских совещаний по вопросу взаимоотношений двух частей Русской Церкви. Мы надеемся на милость Божию и желаем только исполнения Его воли». Сайт «Независимая Газета — Религии» посвящает прошедшему Всезарубежному пастырскому совещанию материал Олега Недумова, в котором отмечено, что «практически все выступавшие на совещании священнослужители так или иначе поддержали идею объединения Русской Православной Церкви и Русской Православной Церкви Заграницей. Наиболее последовательно возможный механизм объединения двух Церквей изложил постоянный член Архиерейского Синода РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк (Арндт). По его словам, в первую очередь необходимо восстановить евхаристическое общение, предполагающее совместное причащение во время литургии». При этом, говоря о предстоящем Архиерейском Соборе, автор заявляет: «Вряд ли стоит ожидать от Архиерейского Собора Зарубежной Церкви каких-то радикальных решений. Скорее всего, на Соборе будет провозглашен только общий курс на сближение с Московским Патриархатом. Тем более что решающий раунд переговоров между РПЦ и РПЦЗ пройдет уже после завершения Собора, во время визита в Москву Предстоятеля Зарубежной Церкви митрополита Лавра, который намечен на январь 2004 года». «В субботу в Нью-Йорке началось заседание Архиерейского собора Русской Православной Церкви за границей (РПЦЗ). Собор, который продлится до 16 декабря, определит возможности сближения с Московским Патриархатом и визита в Россию первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра», — сообщает агентство «Регионы России». Анализ прошедших в России выборов в Государственную думу, сделанный Союзом православных граждан, можно прочитать в материале «Либерализм кончился. Что дальше?». Авторы отмечают, что «провал либеральных партий на выборах в Государственную Думу был закономерен». Нынешние результаты выборов в Государственную Думу «свидетельствуют об огромном взрыве национально-патриотического сознания русского народа». Однако пока сложно сказать, «в какие политические идеи и проекты оно выльется» — «здесь есть несколько вариантов». Во-первых, «национальное возрождение может принять уродливую форму «национал-дарвинизма», основанного на попытках создать химеру «неоязычества». «Другой путь — это различные версии «национал — большевизма», «евразийства»: как указывают авторы документа, «эта идея безжизненна потому — что искусственна». Третий же путь — «вернуться к традиционному пути исторической России, который и вывел ее в разряд мировых держав и который может обеспечить ее суверенитет и возрождение ныне. Это путь верности своей национальной духовной традиции — Православию». «Именно православная культура и этика способны привести в гармонию национальное и вселенское, частное и общее, свободу и ответственность, личность и государство. Победившая политическая элита и национально-патриотические силы просто обязаны обратить внимание на современный манифест российского консерватизма — Социальную Концепцию Русской Православной Церкви. … Русская Православная Церковь получила ныне огромный исторический шанс духовно возглавить процесс национально- государственного возрождения России, предложив сплоченной теперь политической элите православный проект… Православие может и должно стать важнейшим фактором национальной консолидации». Авторы заявления отмечают, что «фаворит нынешних парламентских выборов — «Единая Россия» стоит на неопределенных и неуточненных национально-либеральных позициях», однако «прикосновение к православной традиции способно привить эту идеологию в русло Исторической России, превратить ее в классическую правую партию, опирающуюся на традиционные ценности». Блок «Родина» «способен стать просвещенной национальной партией», так как «в его руководстве есть люди, не просто сочувствующие Православию, но и ведущие молитвенную литургическую жизнь». В качестве пути развития, по мнению авторов, главным направлением должна стать трансформация «сырьевого пути развития страны в промышленно технологический». Кроме того, авторы считают, что в стране, наконец-то, формируется православная политическая элита. Как сообщает сайт «Религия в светском обществе», «11 декабря группа из более чем 40 депутатов Государственной Думы направила в адрес министра образования Российской Федерации В. Филиппова и мэра Москвы Ю. Лужкова письменное обращение с просьбой включить предмет «Основы православной культуры» в школьную программу и устранить препятствия для его преподавания в Москве». По мнению депутатов, этот предмет «органично вошел в отечественное образование, поддержан и учащимися, и их родителями, и педагогами». Депутаты уверены, что изучение ОПК «является лучшей прививкой от нравственной деградации, алкоголизма, наркомании, которые навязываются нашей молодежи». Однако, пишут они, «в результате давления и интриг немногочисленных противников «Основ православной культуры» разрешение на преподавание этого предмета низведено из регионального до школьного компонента образования». В связи с этим они просят министра и мэра Москвы сделать «ОПК» федеральным компонентом образования. Полный текст обращения можно прочитать на сайте «Единое Отечество». Тему земельного и налогового законодательства в свете деятельности религиозных организаций поднимает «Еженедельный журнал». В первом материале — «Картошка по-монастырски» автор Эдуард Михайлов рассказывает о своем пребывании в ивановском Свято-Введенском женском монастыре, где автора интересовало «сельскохозяйственное производство». Кроме рассуждений о землепользовании в монастыре и о налоговой политике, в материале встречаются странные по своей глупости пассажи о том, что «в бане смываются все грехи», а потому, де, они в посещенном автором монастыре постоянно «горят». Второй материал этого же издания «Церковный удел» — интервью первого заместителя председателя Совета Федерации Валерия Горегляда «о законодательных инициативах, призванных упорядочить отношения государства с религиозными организациями». В частности, речь идет о параллельном думскому закону законопроекте Совета Федерации, «который тоже касается земель религиозных организаций»: «Принципиальная разница двух законопроектов в том, что депутаты Госдумы предлагают безвозмездно передать религиозным организациям землю в собственность, а в случае, если земли не подлежат приватизации — то в постоянное (бессрочное) пользование. Комитет Совета Федерации пошел по другому пути. Наш законопроект предлагает сохранить существующее статус-кво: просто внести изменения в ст. 20 Земельного кодекса, включив религиозные организации в перечень юридических лиц, которые имеют право бессрочного и безвозмездного пользования землей. Представляется, что таким образом мы решаем все коллизии: религиозные организации приобретают права на имеющиеся у них земли на прежних условиях, без каких-либо дополнительных затрат». Также поднимается вопрос налоговых льгот. По мнению Валерия Горегляда, государство было бы не против того, чтобы «Церковь или религиозные организации иных конфессий были вовлечены в деловой оборот»: «От этого может быть вполне конкретная польза для экономики всей страны. Известно ведь, что в России монастырские хозяйства были на достаточно высоком уровне. Именно монастыри, например, в свое время стали пионерами использования электричества. Что мешает и теперь развивать производство? Только в этом случае вступают в действие иные законы — рынок есть рынок, Гражданский кодекс для всех един». Автор «Новых Известий» Михаил Поздняев в статье «Недонарод» рассуждает о «кряшенской проблеме». Говоря о присвоении кряшенам статуса отдельной национальности, автор пишет: «На первый взгляд, справедливость восторжествовала: борьба кряшен за признание их самобытности завершилась полным триумфом. Но это на первый взгляд. А на второй — по данным статистиков, кряшен в России 24,7 тыс., тогда как этнографы считают, что их от 250 до 300 тыс.». При этом, Михаил Поздняев пишет о том, что в Татарстане дело не ограничивается «антикряшенской» риторикой: «В Елабужском районе за годы суверенитета исчезло 9 кряшенских сел, из 30 местных руководителей этнических кряшен осталось двое. В Нижнекамском районе вообще ни одного руководителя-кряшена. В Заинском районе 20 кряшенских сел, и ни в одном из них нет храма. В селе Налим кряшены собрали деньги на восстановление Покровской церкви, но сельсовет использовал их на ремонт мечети. В другом селе, Ахметьеве, половина жителей — татары, половина — кряшены. Мечеть построена, храм — нет. Мусульманское кладбище за государственные деньги приведено в порядок, кряшенское — нет». Автор считает, что в отношении кряшен в стране проводится противоречивая политика, причина которой — отсутствие четкой позиции по этому вопросу в Москве. На сайте «Религия и СМИ» появился материал Александра Кырлежева, посвященный проблемам взаимодействия Русской Православной Церкви и СМИ. По сути, в материале содержится отчет с прошедшего 9 декабря в Отделе внешних церковных связей Московского Патриархата семинара на тему «Внешнее служение Русской Православной Церкви в первом десятилетии XXI века: задачи и приоритеты». На семинаре обсуждались пути взаимодействия Церкви и государства, в числе прочего звучали «голоса, настаивающие на том, что нужно серьезно осмыслить цивилизационную роль православия перед лицом современных глобальных вызовов»: «Основой для такого осмысления многим видится социальная концепция Русской Православной Церкви, принятая Архиерейским Собором 2000 года. Однако развитие положений социальной доктрины, осуществление открытого диалога церкви с властью и общественностью, «вряд ли даст зримые результаты без продуманной и эффективной информационной политики Церкви», — отмечает автор, а, следовательно, остро стоит проблема разработки эффективной информационной политики. Однако, «с журналистами у официальных представителей Церкви давно много проблем»: «это и взаимное непонимание (разговор часто идет на разных языках), и отсутствие соответствующей квалификации у пишущей и говорящей братии, и, с другой стороны, известная закрытость церковных учреждений, отсутствие специально подготовленных работников для общения с прессой». По мнению Александра Кырлежева, «основная трудность заключается в том, что любая информация о Церкви, а также то Слово, которое церковь призвана донести до широкой публики (как потенциальной паствы), в современном светском медийном пространстве по необходимости должны «подаваться» в таком стиле и на таком языке, которые самой церкви, в ее внутренней жизни, не свойственны», другими словами, «главное — это проблема перевода» и выработки особого языка. «В Вооруженных силах России растет число верующих», — сообщает сайт «Newsru.com». «Основными причинами, побудившими военнослужащих обратиться к религии, стали возрождение национальных традиций (16,3% опрошенных), возможность посещать храмы (около 14%), следовать укладу жизни в семье (более 12%), поиск смысла жизни (более 10%). Свыше 43% опрошенных сделали свой религиозный выбор еще до военной службы, 6%- во время службы, из них, в ходе боевых действий-2%», — говорится в информации агентства. Газета «Труд» публикует статью В. Анисимова и С. Прокопчука «Цепи «смирения», в которой рассказывается о иеромонахе Несторе, которого преследует так называемый «Киевский Патриархат». 4 месяца он провел в заточении в подвале, посаженный туда неким «архиепископом» Изяславом Каргой. В конце беседы журналисты задают пострадавшему вопрос: «Скажите, чтобы осознать всю греховность пребывания в богоотступном расколе, необходимо было посидеть там на цепи?», на что получают ответ: «Знаете, сколько еще людей сидят на цепях у филаретовских изуверов — лжеепископов и лжемонахов?! Почему не уходят? А куда идти? Все повязаны ложью, страхом и обманом. УПЦ — КП — это не Церковь, это личная коммерческая фирма Филарета, которая паразитирует на вере нашего народа. В ней нет канонического рукоположения, нет благодати, нет ничего святого. Я сам видел, как филаретовский «священник» причащал людей самогонкой! Кто бы и что не нарушал, каждый знает, что нарушить больше, чем сам Филарет, они не смогут. Ведь он отлучен от Церкви-Матери! Филаретовцы ведут человека не к спасению, а к погибели. И духовно, и физически. Я испытал это сам». Между тем, как сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви, «отлученный от Церкви Михаил Денисенко решил въехать на чужом горбу в детские души украинцев». Он «пиратски издал в переводе на украинский язык выдающийся труд — «Закон Божий» знаменитого богослова и монархиста, подвижника Русской Зарубежной Православной Церкви прот. Серафима Слободского, проиллюстрировав его 24 цветными фотографиями себя любимого, обкорнав и дополнив его русофобией, ненавистью к самодержавию, еретическими измышлениями и хулой на Русскую Православную Церковь (как современную, так и дореволюционную), к которой и принадлежал покойный богослов». Книга уже объявлена «первым украиноязычным «Законом Божьим», и «теперь дети могут постигать основы веры православной, одновременно наслаждаясь ликами анафематствованного Филарета, многолетнего куратора атеистической работы в Украине от ЦК КПУ Леонида Кравчука, бывших коммунистических литераторов, а теперь нардепов Жулинского, Драча, Мовчана и прочей не к ночи будь помянутой братии… под редакцией анафемы, «русские дети» становятся «украинскими», всякое положительное упоминание о Русской Православной Церкви вырезано, многие главы, в том числе о церковно-славянском языке упразднены. Зато между третьей (Новым Заветом) и четвертой (О вере и жизни христианской) частями вставлена анонимная глава апологетики филаретовскому расколу и ее самозванному патриарху. Неискушенный читатель может подумать, что она тоже принадлежит протоирею Серафиму!… Глава эта проникнута невежеством, подтасовками и неприкрытой ненавистью к Русской Православной Церкви. Она, как и самодержавие, якобы только то и делала, что угнетала, «зросийщивала» и истребляла «украинское православие». … «Короткой светлой эпохой в истории Украинской Православной Церкви под властью Москвы, — вещает Филарет, — было гетманство Ивана Мазепы». Но он, как известно, был отлучен от Церкви за предательство…». При этом, говорится в сообщении, «первый «Закон Божий» на украинском языке составлен и издан еще в 1994 году замечательным украинским богословом, ректором Волынской духовной семинарии прот. Петром Влодеком». На сайте журнала «Фома» опубликованы воспоминания известного поэта Олеси Николаевой о встрече с митрополитом Антонием Сурожским. Материал называется «Чтобы не повредить злаки…». В своих воспоминаниях она пишет о том, как ее волновала проблема совместимости веры и творчества: «Прежде всего, в творчестве меня настораживало с духовной точки зрения то, что сам процесс литературной работы (ну хорошо, назовем все своими именами: вдохновение) полностью поглощает человека: когда я таким образом тружусь, то практически перестаю замечать мир и в буквальном смысле «не наблюдаю часов». Но как же тогда трезвение? … И, может, пока как поэт я блаженствую, как христианка я погибаю? Все это я и поведала владыке Антонию. И еще прибавила, как пытаюсь бороться с этой творческой энергией: р-раз — и прерываю ее волевым усилием, подключаю свое православное сознание и выворачиваю стихотворение к концу так, чтобы оно увенчивалось чем-нибудь благочестивым и проверенным, духовно надежным… И тут владыка остановил меня и сказал строго, почти грозно: «Не смейте этого делать! Вы же все портите! Вспомните, в Евангелии есть притча о злаках и плевелах. … Вот и вы в тот момент, когда начинаете искусственно ломать то, что пишете, как вы говорите, дивясь и блаженствуя, и на этом месте водружать нечто общезначимое и общеизвестное, портите свою пшеницу, свое, быть может, доброе семя. Оставляйте все, как есть, пусть даже с плевелами, и уже не ваше дело судить это». Так сказал мне митрополит Антоний, чтобы я поняла: там, где есть дух Православия, всегда дышит свобода. Но там, где свобода, всегда есть риск». Затем она рассказывает о том, как в гостиничный номер, где остановился владыка Антоний, пришел архиепископ Иоанн Снычев, о том, сколько любви и братской радости было в этой встрече. Упомянув о некоей искусственной политизации и противопоставлении этих двух известных пастырей и людей, Олеся Николаева пишет: «На самом деле, они, конечно же, стоят неизмеримо выше этих человеческих, слишком человеческих разделений и группировок. И именно в окружении Небесного, а не земного, в контексте того, что там, а не здесь, подобает нам теперь вглядываться в дивные образы этих архипастырей, рядом с которыми сподобил нас Господь и жить, и творить, и каяться, и веселиться, и горевать, и праздновать».