Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 1−8 декабря. — Введение во храм Богородицы. — Взрыв в Ессентуках. — Истерическая любовь к олигархам. — Выборы головой. — Призыв митрополита Лавра. — Раскольники и медиапсихоз. — Ситуация в Прибалтике.
На прошлой неделе Православная Церковь отметила один из великих двунадесятых праздников — Введение во храм Пресвятой Богородицы. Накануне праздника Святейший Патриарх совершил всенощное бдение в Храме Христа Спасителя, сообщает сайт «Русская линия». По окончании богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поздравил паству с праздником. Как сообщает сайт «Вестей», «утренние торжественные богослужения пройдут во всех православных храмах, в том числе и в Успенском соборе московского Кремля». А сайт «Newsru.com» в своей информации рассказывает о том, историческом событии, которое легло в основу праздника: «В основе праздника лежит церковное предание о введении Девы Марии в Иерусалимский храм. Согласно этому преданию, родители Девы Марии, праведные Иоаким и Анна, до старости были бездетны, но, получив свыше обетование о рождении ребенка, они решили посвятить его Богу. … Посвящение Богу состояло во введении посвящаемого в храм, где совершался обряд, предписанный Законом. Введение Девы Марии во храм было совершено в торжественной обстановке, когда ей исполнилось три года. Встречать Деву Марию вышли священники храма и сам первосвященник, которым, по преданию, был Захария, отец Иоанна Предтечи. Поставив дочь на первую ступень храма, Анна сказала: «Иди к Тому, кто даровал мне тебя». Без всякой посторонней помощи девочка поднялась по высоким ступеням храма и была принята первосвященником, который ввел ее даже во «Святая Святых». Как отмечает сайт «НТВ», «упоминания о праздновании Введения во храм Пресвятой Богородицы встречаются уже в первые века христианства в преданиях палестинских христиан. В них говорится о том, что святая царица Елена построила храм в честь этого великого события. Упоминания о празднике есть и в трудах святителя IV века Григория Нисского». На сайте «Православной газеты» можно более подробно прочитать о том, какой смысл и какое значение имеет этот праздник: «Вспоминая вход Богоотроковицы в храм Божий, и мы должны стараться, как можно чаще с благоговением посещать церковь, так как присутствие в ней при божественных службах есть одно из главных средств для нашего освящения. Молитва, принесенная в храме, имеет особенную силу и благодатные последствия, и если молящийся иногда и не так усердно возносит свои мольбы к Господу, то молитвою священнослужителей и верующих они подкрепляются. В церкви душа наша назидается слушанием чтения Евангелия и апостола и поучением пастырей. Здесь, посредством святых Таин, преподается исцеление от душевных болезней, и как бы велики ни были наши грехи, но искреннее раскаяние и сердечное исповедание совершенного нами дает нам возможность очистить себя и даровать здравие души». С другой стороны, «пример праведных Иоакима и Анны научает родителей водить с ранних лет детей в церковь, с малолетства приучать их к молитве и слушанию слова Божия. … Надо твердо усвоить ту истину, что нежные детские души крайне восприимчивы ко всему, и поэтому нужно окружать детей только одними добрыми и светлыми примерами». На следующий день после праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы, 5 декабря, вблизи Ессентуков был взорван вагон поезда. «Святейший Патриарх Алексий выразил скорбь в связи с трагическими событиями на железной дороге вблизи Ессентуков», сообщает официальный сайт Русской Православной Церкви. «Святейший Патриарх призвал соотечественников быть твердыми «перед лицом злых умыслов и преступлений». «Не дадим испугать нас, подавить волю нашего народа к миру, созиданию, возрождению России — нашего любимого Отечества, в котором живут и будут жить сообща люди разных вер и национальностей», — говорится в патриаршем послании». О заявлении патриарха Алексия II также сообщил сайт «РИА «Новости», процитировав слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси: «Скорблю о всех погибших, соболезную тем, кто пострадал, потерял родных и друзей. Да упокоит Господь убиенных, да исцелит раненых и да укрепит всех, кого коснулась беда». Темы политические были особенно актуальны на прошлой неделе. С одной стороны, это было связано с завершением избирательной кампании, с другой, с нагнетанием ситуации вокруг процесса объединения Русской Православной Церкви и РПЦЗ. На сайте «Радонежа» опубликована статья Олега Белякова «Россия, которую мы теряем». В этом материале автор анализирует деятельность средств массовой информации в предвыборный период, а именно, реакцию наших периодических изданий на действия Генпрокуратуры: «более всего изумляет тот факт, что сложившийся в народе твердый консенсус по поводу необходимости наказать олигархов за стяжательство в особо крупном размере наши средства массового оповещения западных спонсоров непостижимым образом превратили в солидарность населения с угнетенными капиталистами». С иронией рассуждая об уродливой гримасе современной демократии, пламенно защищаемой СМИ, автор пишет: «Реальность — это всеобщий, захлебывающийся от ощущения: «вот оно — началось!» медиапсихоз, готовый сотворить питательный для него кризис в любую минуту и по любому поводу… Самое мощное во всей этой истории даже не сам театральный арест, а «аргументы защиты», так сказать; читаешь — и глазам не веришь, что все это сообщают людям, имеющим за плечами опыт «реформ им. Гайдара-Чубайса»: «Если даже предположить, что прокуратура права и г-н Ходорковский действительно нанес России ущерб на 1 миллиард долларов, он ведь и заработал для страны в десятки раз больше» (С.Новопрудский, «Известия»). Известнейший аналитик на полном серьезе пишет: «В оправдание же Ходорковского можно сказать следующее. Он сам создал свои миллиарды. Он создал их в 39 лет. 8 миллиардов своих, добрых 50 миллиардов своей фирмы — и все в 39 лет» (Л. Радзиховский, «Российская газета»). Оправдание потрясающее. Вообще-то мне всегда казалось, что процесс превращения органики в нефть занимает гораздо более 39 лет, да и неподвластен он одному физлицу. Каким образом он смог сотворить нефть сам, чтобы ее хватило на 8 миллиардов «своих», и таких же трогательно «добрых 50 миллиардов своей фирмы» — законы физики умалчивают. … Как же быть нам несчастным, когда у нас отбирают наш ЮКОС? «Нам остается, похоже, только одно… - гражданское сопротивление. В конце концов, тем, кто в 1968 году вышел на Красную площадь, было значительно труднее» (Е. Альбац, «Новая газета»). Феномен современной журналистики, как становится очевидно из статьи О. Белякова, заключается не только в извлекаемой по мере необходимости из глубин сознания сугубой «партийности» в пользу очередного финансиста, но и в том, что журналисты, как и декабристы, «страшно далеки от народа». Между тем, 7 декабря в стране прошли очередные выборы в Государственную думу. Русская православная церковь призвала верующих «сделать 7 декабря ответственный выбор, руководствуясь своей христианской совестью», сообщает сайт «НТВ» со ссылкой секретаря отдела внешних церковных связей Московского Патриархата иерея Михаила Дудко. «Отец Михаил подчеркнул, что «никаких рекомендаций за кого голосовать, церковь не дает». Так же, как не поддерживает на выборах ни одну из партий». Как сообщает «Интерфакс», накануне выборов «православная общественность России обратилась с пожеланиями к участникам предвыборной кампании». «Союз Православных граждан» заявил, что «внешняя политика Москвы должна строиться на осознании роли России как лидера православного мира, на жесткой защите православных народов и российских соотечественников». Также авторы документа «просят будущих депутатов способствовать введению в программу средних школ факультатива по основам православной культуры» и «отменить поправки к земельному и налоговому законодательству, которые лишат религиозные организации возможности реализовывать свои социальные проекты». В заявлении отмечено, что «демографическая ситуация в России требует безотлагательных мер по поддержке рождаемости и молодой семьи. Общество и государство не решат эту проблему без помощи Церкви. Фактически, православные являются единственной «рожающей» прослойкой российского общества, только в семьях священников — по восемь, девять детей как норма. Если дать возможность таким священникам обращаться через СМИ, школу к молодежи, эта важнейшая проблема начнет решаться». Обращаясь к будущему руководству Москвы, православные просят помочь Церкви в строительстве храмов в каждом новом микрорайоне и в ключевых точках столицы. «В заключение Союз православных граждан попросил депутатов обратить внимание на религиозную ситуацию в Татарстане и Башкирии, где, по утверждению Союза, «продолжается сегрегация православия», сообщает «Интерфакс». Полностью текст обращением Союза Православных граждан «Мы ответственны за Россию» можно прочитать на сайте «Радонежа». В Екатеринбурге настоятель Свято-Никольского прихода на Синих Камнях в Екатеринбурге отец Алексей начал распространять листовки с «Назиданием о 7 декабря». Как сообщает сайт «Вестей», «памятки советуют избирателям перед голосованием помолиться Святому духу и великомученице Екатерине — покровительнице города. А внизу листовки содержится приписка — «Не забудьте подумать еще и своей головой». Автор «Новых известий» Алексей Терехов написал по этому поводу даже целую статью, названную «Вразуми нас, Господи». В статье приводятся слова о. Алексия, выступившего с необычной инициативой: «Это ни в коем случае не агитация за какую-то конкретную партию или кандидата. Мы просто хотим, чтобы люди сделали свой выбор, опираясь на Бога». Отец Алексей отметил, что «Назидание» не распространяется среди прихожан. «А зачем им это? Они и так знают, что должны идти на выборы, — продолжил настоятель прихода. — Но главное, чтобы люди думали своей головой. Молитва просто поможет, направит. Листовки развешивают на стенах и других видных местах, но ни в коем случае их не кидают в почтовые ящики и не суют в руки, как рекламные листки». Ни руководство епархии, ни члены избирательной комиссии не нашли никаких противоречий светскому законодательству или церковным канонам в действиях священника, что, по-видимому, немого огорчило автора, рассчитывающего на сенсацию. Продолжает развиваться тема состоявшегося несколько недель назад визита иерархов Зарубежной Русской Православной Церкви в Россию и возможного объединения двух частей Русской Церкви. На сайте «Вестник» Германской Епархии Русской Православной церкви Заграницей можно прочитать полный отчет о поездке в Россию. В этом интересном документе содержится подробный рассказ о тех переговорах, которые велись первоиерархами РПЦЗ в России, при этом, написано он простым и человеческим языком, без лишнего официоза, но с должным уважением. Например, так рассказывается о богослужении в Архангельском соборе: «Во время Литургии были фотографы и телевидение, которые снимали, в том числе, и нашу делегацию. Архиереи стояли на орлецах впереди у левой колонны перед амвоном. Собор был битком набит, и это было наиболее удобным местом, поскольку в алтаре было кроме Патриарха — два епископа, четыре диакона, восемь священников, так что в сравнительно небольшом алтаре присутствовать во время богослужения было бы все равно невозможно. Но после причастия клира, в то время, когда шла проповедь народу, нас позвали в алтарь на поздравление Патриарха согласно чину. Владыка Марк подошел и, поздравив Патриарха, услышал вопрос, мог ли бы он себе представить 15 лет назад, что он в такой день будет на богослужении в кремлевском Архангельском соборе?». На официальном сайте Зарубежной Русской Православной Церкви опубликован «Призыв Первоиерарха Русской Православной Церкви заграницей к духовенству и пастве», в котором сообщается о всезарубежном совещании духовенства Русской Православной Церкви заграницей и последующем Архиерейском Соборе РПЦЗ. Также в призыве содержится просьба ко всем верным и преданным чадам нашей Церкви, «усилить свои молитвы в дни Всезарубежного совещания и Архиерейского Собора, дабы и Совещание и Собор прошли в созидательном духе, в мире и единомыслии и на пользу Русской Церкви». Митрополит Лавр просит каждого «в своих домашних молитвах молился о благопоспешении Совещания и Собора», а духовенство, «перед отъездом на Совещание, за Божественной литургией вставить на сугубой ектеньи особые прошения о ниспослании Святого Духа на архипастырей и пастырей». Как и предполагалось, возможность объединения Русской Православной Церкви и РПЦЗ вызвала панические материалы со стороны тех, кто играл на ситуации разобщения, используя ее ради своих выгод. Таким материалом стала, например публикация Ардова в «НГ-религиях». Неожиданным для многих оказалось и письмо публициста Михаила Назарова к участникам Всезарубежного совещания духовенства в США. Оба эти материала анализируются в статье «Объединение — это не сведение счетов, а акт примирения и любви», написанной авторским коллективом «Русской линии». Авторы отмечают, что в преддверии Всезарубежного совещания, на котором будет решаться вопрос о дальнейшей судьбе РПЦЗ, «особенную активность проявляют всевозможные противники объединительного процесса»: «Наиболее четко и обстоятельно позицию этих людей озвучил известный историк и публицист Михаил Назаров в своем письме «Объединяться не с Синодом МП, а с русским народом — для совместного противостояния царству антихриста"… Господин Назаров вот уже десять лет живет в России, поэтому его мнение может выглядеть, как компетентная экспертная оценка по внутрицерковной и внутриполитической ситуации в нашей стране. Однако мы с сожалением вынуждены констатировать, что десятилетие жизни в России в этом отношении прошло для Михаила Викторовича даром… Господин Назаров изображает внутрицерковную ситуацию в России, как «борьбу церковного народа с погрязшим в сергианстве и экуменизме епископатом». Пафос его письма состоит в том, что РПЦЗ «объединяться нужно с церковным народом». Мы заявляем, что оценка господина Назарова, по меньшей мере, ошибочна. Его попытка выдать за голос церковного народа позицию нескольких вполне маргинальных изданий совершенно безосновательна… Самое удивительное, что господин Назаров опасается, что если произойдет воссоединение двух частей нашей Церкви, то это станет — «концом русской политической эмиграции». Но позвольте, а кому сейчас в России нужна русская политическая эмиграция?… Господин Назаров считает, что за процессом объединения стоят политические и иные нерелигиозные интересы Священноначалия Русской Православной Церкви. Это — глубочайшее заблуждение. Вообще, абсолютно неконструктивно вести братский разговор в таком ключе: кому, что более выгодно. Очевидно, что архиереям господствующей в России церкви ни в имущественном, ни в моральном смысле не прибавится и не убавится от восстановления евхаристического общения со своими зарубежными собратьями… Тем более, наше духовенство и миряне не имеют никаких других мотивов для восстановления церковного единства русского православия, кроме чисто идеалистических». На сайте «Радонежа» в статье Кирилла Фролова «Момент истины» также поднимается вопрос: кому и зачем нужно помешать объединению? Во-первых, отмечает автор, «абсолютно все церковные средства массовой информации, официальные и неофициальные, безоговорочно поддержали идею воссоединения Патриаршей и Зарубежной Церкви… Православная общественность России выступила не менее активно. … Со стороны Зарубежной Церкви в поддержку диалога с Московским Патриархатом выступили епархиальные собрания 5 епархий, то есть абсолютное большинство. Таким образом, воля Церкви, воля православного русского народа очевидна». «Так кто, зачем и почему сопротивляется долгожданному воссоединению? Что показательно, атаки на диалог РПЦ и РПЦЗ пошли от крайне правых и от крайних либералов. Либеральные СМИ слились в экстазе с «виталибаном» (так в шутку называют группку немногочисленных последователей митр. Виталия, отколовшуюся от РПЦЗ). Если Вас ругают и правые и левые радикалы, значит, вы идете царским путем. Заметим, что все яркие фигуры в Церкви и в культуре, и в политике, подвергаются атакам от радикалов с двух сторон идейно-политического спектра». На том же сайте опубликовано письмо Православного общества «Радонеж» М.В. Назарову, названное «Приступим к единой Чаше — или будем ссылаться на Талмуд?». Другой темой прошлой недели стал прошедший в Таллине собор: Поместный Собор Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата. Как сообщает «Седмица.Ru», «на Соборе с докладом о положении Церкви выступил митрополит Таллинский и всея Эстонии Корнилий, в котором он остановился на проблемах и задачах, стоящих перед Православием в Эстонии, отметил положительные тенденции, связанные с официальной регистрацией Церкви… На заседании Собора были также рассмотрены вопросы, связанные с приходской жизнью, финансовой стороной деятельности и религиозным просвещением. … «Созыв Собора — высшего органа управления поместной Церковью — связан с тем, что в 2002 году ЭПЦ МП получила в Эстонии государственную регистрацию, и перед Церковью стоят насущные проблемы, требующие соборного обсуждения», — пояснил секретарь митрополита Таллиннского и всея Эстонии Корнилия о. Алексий Колосов. «Московский Патриархат приветствует усилия эстонского руководства по урегулированию вопросов собственности ЭПЦ МП», — сообщает РИА «Новости». «Согласно протоколам, 14 храмов и 4 церковных дома подлежат оформлению в долгосрочную аренду ЭПЦ МП на 50 лет. Однако процесс переговоров с органами местного самоуправления и передачи имущества ЭПЦ МП затянулся. Пока в собственность ЭПЦ МП переданы только церковь в Вильянди и храмы в честь иконы Божией Матери «Всех скорбящих Радость» и святителя Николая в Копли /Таллин/», — отмечено в сообщении. Тот же сайт сообщает, что «Эстонская Православная Церковь Московского Патриархата заинтересована в ускорении решения ее имущественных вопросов». «В Эстонии сохраняется очевидное неравноправие между ЭПЦ МП и ЭАПЦ», — отмечает сайт «регионы России», цитируя сообщение Службы коммуникации ОВЦ связей Московского Патриархата. В заявлении, в частности, отмечается, что «ЭПЦ МП останется лишь арендатором церковной недвижимости, в то время как ЭАПЦ обладает правами собственности на здания, занимаемые ее приходами. Такое положение противоречит официальным соглашениям Константинопольского и Московского Патриархатов от 22 апреля 1996 года и 19 февраля 2001 года, в соответствии с которыми все православные Эстонии должны получить равные права, включая право на имущество». Полный текст заявления можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. На сайте «Регионы России» цитируются слова главы МИД России Игоря Иванова о ситуации в Прибалтике: «Яркий пример систематического нарушения обязательств, содержащихся в Хартии европейской безопасности и других документах нашей организации (ОБСЕ), — ненормальная ситуация с русскоязычным населением в странах Балтии"… Он также констатировал ухудшение ситуации в области свободы передвижения и контактов людей». «Православные Латвии до сих пор не имеют выходного даже в дни главных праздников — Рождества и Пасхи», — передает «Седмица.Ru». При этом, в сообщении отмечено, что согласно новому закону, принятому в Евросоюзе, «выходные дни в свои религиозные праздники получат не только представители основных конфессий, но и нетипичных для той или иной страны. Мусульманам, например, дадут отпуск для паломничества в Мекку». В Латвии же вопрос даже с традиционной религией до сих пор остается нерешенным: «политики Латвии по-прежнему пропускают мимо ушей не только пожелания верующих, но даже вежливые подсказки европейских и международных структур. И новый европейский закон о праве на отправление религиозных обрядов в Латвии, похоже, вновь не заметили. Среди заданий, решить которые Латвии предстоит до мая будущего года, ратификация этого документа не значится». Информация о ситуации в Татарстане появилась на сайте «Регионы России»: «Татары больше не являются национальным большинством республики Татарстан», — сообщает агентство, отмечая, что «по итогам всероссийской переписи населения, кряшены получили статус субэтнической группы татар… Представитель Госкомстата также сообщил, что, согласно данным переписи, кряшен в России проживает 24,7 тысяч». Сайт «Вестей» публикует репортаж Ирины Шкарниковой «Церковь становится центром социальных услуг». В материале рассказывается о том, что «в одном из храмов Ярославской Епархии начал работать приходской врач. Получить бесплатную медицинскую помощь может каждый, кто из-за отсутствия средств не имеет возможности обращаться в дорогие клиники… Ярославские священники возрождают старую русскую традицию. Теперь при храмах будут служить приходские врачи, чтобы оказывать бесплатную медицинскую помощь всем нуждающимся». Темы, связанные с культурой и искусством, также оказались в центре внимания СМИ. «Коллекция Русского музея пополнилась произведениями авторов выставки «Осторожно, религия!», — сообщает сайт «Регионы России». «Это дар ГРМ от «Галереи Гельмана», объединившей представителей так называемого «российского актуального искусства». Свое кредо известный коллекционер Марат Гельман выразил так: «Искусство — это единственная сфера деятельности, занимаясь которой можно не задавать проклятых вопросов «Зачем?» и «Какой смысл?». Общественный Комитет «За нравственное возрождение Отечества» направил директору Русского Музея Владимиру Гусеву обращение, в котором выступил против того, что Русский Музей, «один из столпов русской культуры и хранилище бесценных произведений искусства», поддерживал «антигосударственные действия организаторов и участников выставки «Осторожно, религия». В связи с этим мы вынуждены заявить, что это является одновременно оскорблением для ценителей русской культуры и для людей исповедующих Христианство». Пока реакции со стороны руководства Русского музея не последовало. Видимо, ознакомившись с экспонатами «Галереи Гельмана» также освободились от труда задавать себе «проклятые вопросы» и размышлять над тем, «зачем» и «какой смысл». В эфире «Радонежа» советник мэра Москвы высказался в пользу преподавании «Основ православной культуры» в школах. «Я сторонник преподавания курса «Основ православной культуры» в нашей школе, я не считаю, что этот курс разрабатывался для того, чтобы как-то зомбировать учащихся или вербовать их в лоно Православной Церкви, как утверждают некоторые. Тем более, что мы сейчас столкнулись с такой проблемой, как наплыв мигрантов Дети этих мигрантов не виноваты в том, что их отцы и матери вынуждены были уехать из мест своего привычного обитания. Они сегодня приходят в московские детские сады, московские школы (вот именно сейчас наблюдается такой наплыв в систему дошкольного и школьного образования), и мне кажется, они должны как можно быстрее понять, что это за страна, куда они приехали, что это за город, в котором они теперь живут, что это за культура российская, русская культура… И, конечно, понять это без изучения основ православной культуры невозможно», — считает Константин Затулин. Хочется отметить, что если слова Л.П. Кезиной о том, что в Москве не будут преподаваться «Основы православной культуры» процитировали практически все светские СМИ, то слова советника мэра Москвы не были упомянуты ни на одном светском сайте. Между тем, незнание собственной культуры становится причиной весьма неадекватных поступков. Например, «один из бельгийских католических священников потребовал переделать рекламные плакаты, напечатанные для рождественского концерта в его церкви. Патера его возмутило присутствие на них Санта-Клауса. Служитель Католической церкви мотивировал это тем, что Санта-Клаус якобы является языческим символом», передает «Сибирское агентство новостей». Судя по всему, католическому патеру неведом святитель Николай, архиепископ Мир Ликийских, чей образ со временем трансформировался в Европе в такого персонажа, как Санта-Клаус, — отмечает «Седмица.Ru». «Что такое культура?», — с таким названием опубликована на сайте «Радонежа» лекция профессора Московской духовной академии Алексея Ильича Осипова. «Если говорить по существу, культура есть не что иное как воплощение человеческого духа, его деятельности — духа, в формах, доступных объективному опознанию, наблюдению, восприятию. Дух ведь творит себе форму. И все, что мы делаем — все, что мы делаем вокруг — это не что иное, как воплощение нашей же мысли, нашего духа. Не просто даже нашей мысли — а нашего духа! А разница очень существенная между мыслью и духом…». Далее, касаясь сегодняшней культуры, автор отмечет: «Мы видим, что сейчас чем безобразнее — тем моднее. … О чем это говорит? … Это говорит о духе! Искаженный дух — он рождает искаженные формы. Мы же должны понять это: дух творит себе форму, вот незыблемая идея, незыблемая истина. И когда мы видим безобразные, отвратительные формы, то мы понимаем, каким духом они созданы. Плоды свидетельствуют о древе. Плоды творчества — о творце. Без-образие — то есть искажение всякого образа, ибо в конечном счете Первообразом мы имеем Бога!». Если же оценивать всю культуру с христианской точки зрения, то наиболее важным становится принцип резонанса: «любое творение человека … имеет обратное действие. Обратное действие на человека. … Вообще, все впечатления — они откладываются в нашей душе, они производят действие. … Наша душа — удивительное творение. Она может резонировать святейшие чувства и самые пакостные, какие только могут быть. И то, и другое. И зависит от кого? От меня! От меня, от личности: к чему я стремлюсь, что я хочу, какие цели я преследую». Далее Алексей Осипов рассуждает о двух тенденциях в мировой культуре, одну из которых он определяет словами Христа «Шедше, научите», «то есть, идет тенденция или попытка активной деятельности — евангелизации мира». Вторая — антихристианская: «Все-все, что гибелью грозит, для сердца смертного таит неизъяснимы наслажденья». «Культура, оказывается, дело очень непростое. И здесь — одна из тех точек, где сталкиваются во всей своей непримиримости две тенденции. Одна из них очень сильно слабеет. Я говорю о евангелизации мира. … И та культура, в которой нет православных критериев, она может привести нас к самым печальным последствиям. Но для того, чтобы эти критерии знать, мы должны знакомиться с чем? Мы должны твердо знать основы православной духовной жизни. … Сейчас мы находимся в очень трудной ситуации, в мире очень сложном, это и так все понимают, так что об этом нечего и говорить. Что можно сказать? Всячески нужно хранить себя — от восприятия, от созерцания, если хотите, от знакомства со всякой пакостной культурой. Не нужно же, слушайте, друзья мои, валяться в дерьме! Смотреть эти пакостные вещи равносильно именно этому! Церковь дает нам некоторые нормы: некие нравственные нормы, некие духовные нормы. И сейчас нам нужно быть особенно осторожными и внимательными!». Сходная тема — тема культуры поднимается и в статье «Православие и «православность» Андрея Рогозинского. Однако если в лекции Алексея Осипова скорее говорится о взгляде на культуру, окружающую нас, то в упоминаемой статье автор пытается взглянуть собственно на самих православных с точки зрения культуры, на их внутреннюю культуру, говорит о «благочестии, как о проблеме культуры». Автор задается вопросом: «Наш православный современник: каков он?». «Любопытные результаты могло бы принести исследование такого явления, как современная православная жизнь. Часто, чересчур часто вся «православность» не представляет никакой особенной загадки, а только типично психологический продукт. Ведь, сами по себе церковные интересы еще ничего не гарантируют» В качестве примера, Андрей Рогозинский приводит «массовое знакомство с верой, начавшееся с 90-ми»: «В значительной мере оно было явлением интеллектуального и идейного плана… Церковность открылась именно в образе системы — системы утверждений, запретов и правил. Интеллектуальная жажда на информацию о Православии и церковной жизни, желание насытиться ею, обучиться новой, отличной от советской, логике вещей и поведения, ошибочно была принята за горение веры. …Потому что в церковном кругу действовал свой «проект», нацеленный, главным образом, на компетентность в интеллектуальном и поведенческом смыслах, как на соответствие корпоративной норме». Далее автор отмечает, что «теперешняя трактовка немногим отличается от этого»: «Ошибка всех лет т. н. «церковного возрождения» заключена в этом: там, где нас застал Божий призыв, реальная жизнь стучалась к нам самым настойчивым образом — через близких, работу, материальные затруднения, общественные и политические коллизии — а мы прятались от нее, наклеивая на все ярлык «бездуховности» и предпочитая свой мир отвлеченно благочестивой, оскопленной и выхолощенной нормы и логики. В конце концов, на свет выползло и успело неплохо устроиться наше неистребимое эгоистическое «я». Православный образ мыслей или его элементы были приняты на вооружение, потому что по какой-то причине так стало удобней, а не потому что человек встал и отправился служить Господу. В этом отличие религиозности, как культурного и социального феномена, и религиозности настоящей». По мнению автора, «православное учительство должно было в первую голову озаботиться налаживанием элементарных культурных связей, постепенным и поступательным возвращением человека к тем навыкам и тем свойствам души, по которым больнее всего ударили годы советской системы: личной ответственности, инициативы, подлинного, а не коммунистического, коллективизма, чувства хозяина, семейственности, открытости, честности и служения. … А то, будучи по душе, по внутренней психологии своей сущими своевольниками-либералами, мы живем внешними фантазийными планами о православном царе. Оставаясь отъявленными индивидуалами, решаем проблемы в семье, формально срисовывая у себя в быту черты старой патриархальной иерархии. Молитву Иисусову, вполне в современном стиле, пробуем разменять ни на что иное, как на подобие «кайфа» или пресловутую самореализацию». Андрей Рогозинский считает, что подобное положение предопределено, так как «живая традиция почти что потеряна». Интеллектуальный же интерес «поверхностен и не касается всего существа человека»: «Само Православие вырождается здесь в сугубо земной феномен «православности». Поэтому наиболее актуализированы сейчас для Церкви именно проблемы культурно-мировоззренческие: «Необходимо каким-то образом сократить этот разрыв», когда-то, что мы называем «воцерковленностью», «никак не касается огромного поля желаний, поступков, решений, мотивов и мыслей, где царствует «житейская мудрость» и «свой интерес», потому как «сегодня иначе не проживешь». Путь к преодолению этого разрыва автор видит именно в культуре: «На протяжении уже более чем 10 лет позиция православного просветительства оставалась как бы вне культуры, если не сказать антикультурна. Воспитывался тип, так сказать, «православного дикаря», который начинает свой путь с выброса на помойку собрания сочинений Льва Николаевича Толстого и продолжает в том же духе полным отрицанием действительности, вместе с включенными в нее ближними; категорическим неприятием и глухотой ко всему, что он считает несоответствующим благочестивому (вернее, понятому им же самим или воспринятому через общую норму в качестве благочестивого) образу мыслей… Маршака отправили на покой учиться благонадежности у православных стихоплетов, до возмутительности бездарных, но зато идеологически выдержанных: «Отец на лестнице крутой (?) рассказывал, как жил святой…"… Ангажированность — естественное следствие собственной бесплодности, ограниченности и лени. Мировоззренческую позицию наспех сооружают из ограниченного числа подвернувшихся под руку событий, фактов и мнений, тогда как оставшийся массив жизни оказывается вроде бы и не нужным, избыточным». Вакуум культуры, действенных навыков к жизни — делам и взаимоотношениям — особенно явственен теперь внутри коллективов православных, представляющих, в большинстве случаев, «пример потрясающей скудости»: «Нам теперь, как воздух, необходимо возвращение того же здорового интереса к жизни, того же высокого статуса не формализованных принципов и идей, пускай даже онтологических, но основных жизненных дел: профессионального и общественного служения, семейности и наследственности, человеческих отношений… может быть, хотя бы для некоторых откроется и выступит отправной точкой для нового восприятия духовности их характерная «точка призыва», точка их максимальной совестной восприимчивости и отзывчивости, где некогда Бог постучался в нашу грешную и убогую жизнь и где Он с наибольшей верностью познается, как Бог милости и любви, Небесный Отец и Источник всякого блага в земных отношениях и начинаниях?».