Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 24 ноября — 1 декабря. — Фантомы, опасения и трудности. — Неразрывное духовное единство. — Церковь и армия. — Заговор молчания. — Воинствующее бескультурье.
На прошлой неделе продолжалось активное обсуждение итогов визита делегации Зарубежной Русской Православной Церкви в Россию. Газета «Россiя» опубликовала статью диакона Андрея Кураева «Конец якунинским фантомам», в которой автор называет пошедшие в Москве переговоры с Зарубежной церковью «запоздалым прощанием с Глебом Якуниным». «Именно такие люди делали все, чтобы не допустить естественного воссоединения двух ветвей русского православия. … Но атмосфера начала меняться», — отмечает о. Андрей, — «Епископы зарубежной Церкви получили возможность приезжать в Россию», они видели «живое православие». Кроме того, отмечает автор, уже несколько лет как «изменился сам вектор книгораспространения»: «Церковные книги, в том числе и труды современных священников, богословов, начали поступать из России на Запад. Что также способствовало падению пропагандистско-якуниниских фантомов». Другим фактором стало «изменение состава прихожан в зарубежных приходах»: «новая волна прихожан оказывала давление снизу на духовенство и епископат Зарубежной церкви в сторону сближения с Московской патриархией». Далее Андрей Кураев рассматривает те трудности, которые могут возникнуть на пути сближения двух частей Русской Церкви: во-первых, это те, «кто не хочет воссоединения». Во-вторых, «пока нет ответа на вопрос, каким будет форма нашего единства». По мнению о. Андрея, «логичнее было бы принять украинский вариант, согласно которому Православная церковь за границами Российской Федерации сохраняет свою собственную целостность и независимость в своей внутренней жизни, но при этом участвует в работе Всероссийского Церковного Собора». Автор «Коммерсанта» Павел Коробов в материале «Есть опасение, что нас поглотят», републикованном на сайте «Религия и СМИ» беседует с членом делегации РПЦЗ, казначеем Архиерейского синода зарубежной церкви протоиереем Петром Холодным. Надо отметить, что сама тематика задаваемых вопросов в интервью направлена на обнаружение возможных противоречий и скрытого недовольства. Автор как будто бы подталкивает своего собеседника к высказыванию разного рода негативных впечатлений, напоминает о проблемах или случившихся некогда спорах и неприятных ситуациях. Газета «Труд» размещает статью Александра Королева «Святейший Патриарх Алексий II: начат нелегкий путь к единству». В материале коротко рассказывается о ходе визита, а в завершение материала приводятся слова архиепископа Берлинского и Германского Марка: «На уровне символическом это в определенном смысле конец гражданской войны. На уровне богословском, во-первых, очень хорошо, что мы получим еще один пример преодоления разделенности христиан. А во-вторых, это поможет утихомирить националистические сепаратистские настроения в некоторых республиках СНГ, там, где считают: раз появилась „незалежна держава“, то должна быть и „незалежная от Москвы Церква“. Очень важно не путать государственный империализм с церковным единством». На сайте «Радонежа» можно прочитать статью священника Андрея Филипса из Великобритании «Быть или не быть единству с Москвой?». Он отмечает, что в России произошли позитивные перемены, которые дают возможность поднимать вопрос об объединении. Именно поэтому сегодня в Зарубежной Церкви обсуждается вопрос: «наступил ли момент для восстановления литургического общения между двумя частями Русской Церкви, или это намерение преждевременно?». По мнению автора, адекватное решение, «не ограниченное личными, приходскими или даже епархиальными рамками, а подлинно глобальное решение» может принять только Архиерейский Собор Русской Зарубежной Церкви. Статья «У входа в гавань» иеродиакона Макария размещена на сайте «Правда.Ru». Автор отмечает, что «на сегодняшний день осталось лишь несколько предметов, относящихся главным образом к прошлому, на которые можно смотреть с разных точек зрения, видеть и оценивать их по-разному. Это должно вести нас к обмену мнениями, к расширению исследовательской и просветительской работы, но никак не к ссоре, не к разрыву канонической связи и молитвенного общения». И здесь «самонадеянность и неосмотрительность могут только повредить делу»: «Священник Джордж Лардас из Стэнфорда, шт. Коннектикут, один из самых образованных и вдумчивых священнослужителей Зарубежной Церкви, в своем обзоре текущих событий высказывается следующим образом: „Буря утихла… Корабль Русской Зарубежной Церкви подошел к самому входу в гавань. Неужели мы разобьем его о камни и погубим надежду на воссоединение?“ Чтобы этого не случилось, иеродиакон Макарий предлагает трезво оценить ситуацию и определиться, какие опасности „подстерегают церковный корабль у входа в долгожданную гавань“. По его мнению, „все они — внутри нас самих“, „все они, так или иначе, связаны с человеческими слабостями, пристрастиями и грехами“. Первой опасностью на пути сближения автор называет „недостаток знаний друг о друге, неосведомленность и прямое невежество“: „Именно на этой почве всходят семена неприязни, враждебности и высокомерия, как оставшиеся печальным наследием прошлого века, так и всеваемые наново врагами Церкви“. Другая опасность — „поверхностный и формальный подход к делу“ Третья — „упрямство, индивидуализм и чувство собственности“: „Таким людям полезно будет прояснить свое понимание Церкви и убедиться в том, что она, прежде всего, — Божия, а потом уже наша“. Все эти проблемы, считает автор, преодолимы, „но русскому Православию за рубежами России не приходится рассчитывать на бездействие: его ждет новый исторический подвиг — проповедь и укрепление святой веры в странах Западной Европы и Америки, еще совсем недавно относившихся к сфере христианской цивилизации…“ Православные жители Закарпатья, земляки нынешнего первоиерарха РПЦЗ митрополита Лавра, призвали его и Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II сделать все для скорейшего воссоединения русской церкви. Как сказано в Обращении карпато-русинского общества святых Кирилла и Мефодия, „мы готовы не просто молиться, но и стать помощниками в деле восстановления братского общения. Ведь Подкарпатская Русь — это островок Православия в центре Европы, на котором действует более 600 приходов и 30 монастырей, всегда находилась в общении и с Русской патриаршей, и с Русской зарубежной церковью“. Текст обращения, как и краткую историю карпато-русинской общины можно прочитать на сайте „Кремль.org“. Сайт „Лента.Ru“ публикует статью с предсказуемо-дежурным названием „Православные всех стран, соединяйтесь!“. В ней рассказывается о прошедшем визите, а также приводятся истории разных расколов. Автор Николай Дзись-Войнаровский самонадеянно утверждает, что несогласие Русской Православной Церкви прозелитической деятельностью римо-католиков вызвано только соображениями конкуренции, а объединение Русской Православной Церкви и РПЦЗ нужно в основном руководству государства и то с целями сугубо политическими. Совершенно бредовые заявления о том, что бывшие эмигранты — „носители капиталов и связей, потенциальные инвесторы“ будут использоваться руководством РФ через Православную Церковь выдают крепкую материалистическую базу в образовании автора, рождающую такой оригинальный „полет фантазии“. Автор „Российских вестей“ Игорь Хохлов в материале „Русское православие прирастает западом“ рассказывает о тех трудностях и неожиданностях, которые возникали в ходе переговоров, отмечая в конце материала: „Очевидно, на пути интеграции мы увидим еще немало препон, организованных теми, кого не устраивает усиление единой Русской Православной Церкви, а вместе с ней — России“. „Воссоединение Зарубежной церкви с Московским патриархатом может произойти в близком будущем“ , — сообщает со ссылкой на слова главы отдела внешних связей Московского патриархата митрополита Кирилла „Интерфакс“. Другой темой прошлой недели, обсуждаемой в СМИ, стала ситуация в Грузии, а также визит в Россию Католикоса-Патриарха всея Грузии Илии II. На сайте „Русской православной Церкви“ опубликовано обращение Предстоятеля Грузинской Православной Церкви Илии II, сделанное им в связи с ситуацией в республике. Он призвал людей ни в коем случае не применять оружие: „Надо помнить, что люди, которые применят оружие против наших братьев и сестер, в ответе перед Господом и народом“. Обращение Предстоятеля Грузинской Православной Церкви прозвучало накануне одного из наиболее почитаемых праздников Грузии — Гиоргобы — воспоминания колесования святого великомученика Георгия Победоносца. Во время своего визита в Россию Католикос-Патриарх Илия II говорил о том, что он уверен в „неразрывности духовно-исторического единства России и Грузии“. „Верующие обеих стран остаются и будут пребывать в неразрывном духовно-историческом единстве как чада Вселенского Православия, которых связывают многовековая дружба и общая вера“, — сказал патриарх Илия Второй. По мнению автора газеты „Время новостей“ Кирилла Василенко, высказанного им в материале „С Божьей помощью“, „выстраивать отношения с новым руководством Грузии Кремль собирается, используя, в том числе и братство по вере, объединяющее Русскую и Грузинскую православные церкви“. Также автор отмечает, что „в итоговом коммюнике вчерашнего совещания особо подчеркивается готовность патриархов христианских церквей и главы мусульман Азербайджана и в дальнейшем использовать свое влияние для решения конфликтных ситуаций, ради того, чтобы „направить развитие народов в мирное русло“. О прошедшей встрече сообщили сайты „Newsru.com“ в материале „Что говорили духовные лидера Кавказа президенту в Ново-Огареве?“, „Интерфакс“, РИА „Новости“ в публикации „Религиозные лидеры России, Грузии, Армении и Азербайджана призвали к защите культурного наследия“, „Газета“ в статье Надежды Кеворковой „Три Патриарха, кавказский шейх и президент Путин против кровопролития“, на сайте НТВ в публикации „Историческая встреча духовных лидеров в Москве завершена“, на сайте „Вестей“ в материале „Духовные лидеры „Кавказской четверки“ приняли обращение к нациям“. Обращение участников миротворческой встречи религиозных лидеров Азербайджана, Армении, Грузии и России можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. В обращении содержится призыв к верующим: „не дайте посеять в ваших душах семя вражды к людям другой веры или национальности“. „Нам нужно приложить все усилия для защиты культурного наследия, особенно мест богопочитания, святынь, захоронений“, — подчеркивается в документе. Другое выступление, точнее, полное интервью Патриарха Московского и всея Руси, данное им сотрудникам Российской академии государственной службы при Президенте России можно прочитать на сайте „Страна.Ru“. На прошлой неделе в культурном центре Вооруженных сил РФ прошла конференция „Отечество. Армия. Церковь“, — сообщает РИА „Новости“. „Основная задача конференции — рассмотреть вопрос реализации взаимодействия силовых структур с религиозными объединениями“, — сказал, открывая форум, директор Росвоенцентра Юрий Квятковский. По его словам, сотрудничество армии и традиционных конфессий России „отвечает национальным интересам страны“. В другом сообщении этого же агентства говорится о том, что „армия и Церковь пока не готовы к введению штатной должности представителя духовенства в Вооруженных силах РФ“. По словам директора центра Юрия Квятковского, „сейчас нет правовой основы для введения штатных священнослужителей. „Прежде чем ввести такую должность, надо уточнить функциональные обязанности священнослужителя в армии“, — сказал он“. Со своей стороны, председатель Синодального отдела Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными силами и правоохранительными учреждениями протоиерей Дмитрий Смирнов подчеркнул, что и в Русской Православной Церкви „нет пока достаточного количества священнослужителей“, на подготовку которых в случае принятия соответствующих законодательных изменений, по его мнению, потребуется 10−12 лет. Автор „Коммерсант“ Павел Коробов в статье „Замполитов меняют на священников“ рассказывает читателям о прошедшей конференции. Автор пересказывает выступления собравшихся, ерничая и посмеиваясь над „благостной идиллией темы патриотического взаимодействия церкви и армии“. Видимо, можно объяснить подобные насмешки „профессиональной журналистской закалкой“, которая перерастает в профессиональное циничное равнодушие и духовную жестокость. Именно об этом — открытое письмо руководителям телеканалов, подписанное ведущими деятелями российской культуры, опубликованное „Литературной газетой“. Материал называется „Заговор невежества“. В письме С. Михалков, Л. Аннинский, В. Белов, В. Бондаренко, Л. Васильева, Г. Гусев, В. Еременко и другие пишут следующее: „Российская словесность понесла тяжелейшую утрату, 17 ноября этого года ушел из жизни выдающийся русский поэт, лауреат Государственной премии Юрий Поликарпович Кузнецов, творчество которого является одной из бесспорных, общепризнанных вершин отечественной поэзии ХХ века. На смерть поэта откликнулись многочисленные периодические издания. Лишь только российское телевидение (за исключением краткой информации в программе „Вести“) промолчало об этой общенациональной утрате. Что это — заговор невежества или целенаправленное искажение подлинной иерархии духовных ценностей и авторитетов? Почему в сетках вещания не нашлось места, чтобы известить читающую Россию о кончине замечательного мастера слова? Ведь нашлось же в новостных программах эфирное время для юбилеев Микки-Мауса и куклы Барби!“. По мнению авторов письма „заговор молчания вокруг смерти Юрия Кузнецова“ — „лишь частное проявление воинствующего бескультурья, возобладавшего на отечественном ТВ в последнее десятилетие… Глубокий разговор о базовых жизненных ценностях, о наших национальных приоритетах, который традиционно вели с телезрителями известные прозаики, поэты, критики, заменен ныне пустой, а то и растлевающей болтовней недалеких телеведущих, подчас плохо владеющих русским языком, но при этом агрессивно навязывающих обществу свои предубеждения, в том числе политические. В эфире сегодня скорее услышишь непристойную брань, нежели поэтическое слово. Стойкий и последовательный интерес телевидение проявляет лишь к авторам низкопробных коммерческих сочинений или к литераторам, чьи тексты находятся на грани, а зачастую даже за гранью общепринятых нравственно-этических норм. … Сегодняшнее ТВ, по нашему мнению, не консолидирует людей, не помогает стране выйти из глубочайшего кризиса, а, напротив, работает зачастую на углубление кризиса и обострение противоречий в обществе“. Надо отметить, что эти слова справедливы не только по отношению к телевидению, но и к большинству российской печатных и сетевых СМИ. Примером тому может служить статья автора „НГ-религии“ П. Проценко „Посмертная судьба новых мучеников“, которую анализирует на сайте „Радонежа“ в статье „Предвиденный удар“ иеродиакон Макарий (Маркиш). Статья П. Проценко касается святителя Василия Кинешемского (+1945), исповедника наших дней, одного из наиболее высокочтимых святых Иваново-Вознесенской епархии. В статье „содержится … конкретное обвинение против свт. Василия: якобы после своего последнего ареста в 1943 г. „…он не просто был сломлен на следствии, но оговорил многих верующих, считавших его своим духовным руководителем“. …Свое обвинительное заключение против святителя Василия г-н Проценко строит на том, что тот не отказывался от дачи показаний. Однако между ответами на вопросы следователей и оговором, „причиной ареста, страданий или смерти ни в чем не повинных людей“ — логическая пропасть, которую приходится перекрывать мостиком журнализма“, — отмечает иеродиакон Макарий. Автор задается вопросом, с какой целью была написана статья Проценко? „Первый возможный ответ, самый простой и универсальный, не лишен правдоподобия: никакой особой цели нет, журналист просто выполнил заказ. И действительно, для тех, кто слово считает товаром, а совесть — пережитком прошлого, вопрос о цели и назначении той или иной работы лишен смысла: заплачено — сделано… Второе объяснение в большей мере основано на конкретном материале статьи. Г-н Проценко употребляет изрядные усилия для дискредитации (мягко выражаясь) игумена Дамаскина. … Учитывая творческий путь самого г-на Проценко, разумно заключить, что в данной своей работе он был движим завистью к отцу Дамаскину (Орловскому)… В самом деле, содержание статьи, как и область внимания автора, лежит строго внутри Церкви; читателю, далекому от церковной жизни, она попросту неинтересна. Конечно, тут есть повод позлорадствовать насчет „сломленного святого“ и поломать голову над „перенесением“ останков“, но все же эту публику принято развлекать иными сюжетами. Г-н Проценко, возводя хулу на святителя Василия, святителя Луку, и в их лице — на всех Российских новомучеников, пишет для Церкви. И в этом, надо признать, важнейшая особенность его статьи“. По мнению автора, „рецензируемая статья г-на Проценко — характерный этап в этой борьбе, вполне предвиденный и логичный. Смесь истины, лжи и словесного сора, как показано выше, наиболее болезненно действует на читателей с недостатком церковного опыта — но именно для них этот материал и предназначен. В будущем следует ожидать появления и широкого распространения подобных сочинений по общегражданским и церковным каналам“. Между тем, развращение общества — заслуга не только СМИ. К сожалению, не отстают и структуры министерства и управлений образования. „В Челябинске разгорается скандал вокруг методов сексуального воспитания школьников“, — сообщает „Седмица.Ru“. Все началось с публикации в местной прессе цитат из школьного пособия: „Нормативные акты, научные статьи, статистика"… Банально. Если бы не сценарий одной игровой акции, которую Управление образования порекомендовало проводить в школах. „Презерватив — лучший друг подростков“. Этому тезису акция и посвящена. …Между тем, Управление образования выпуск столь откровенного пособия объясняет суровой необходимостью. Как сообщили в Главном управлении образования Челябинской области, „область на седьмом месте в России по ВИЧ-инфицированию. И такая беда случается в раннем возрасте. Конечно, надо искать какие-то формы, которые бы позволили давать ребятам эти знания“. При этом чиновникам от педагогики как-то не приходит в голову, что проблема массовых заболеваний СПИДом возникла не от неумения владеть средствами контрацепции. Наоборот, усиленное „обучение“ этим навыкам развращает подростков, провоцирует их на распущенность. Защита от подобных бед и проблем лежит в сфере духовной и нравственной. Именно поэтому Русская Православная Церковь считает необходимым ввести в школах предметы, связанные с историей православной культуры. На сайте „Богослов.Ru“ можно ознакомится с материалом, посвященным круглому столу „Проблемы религиозного образования в светской школе“. Так, заместитель председателя Комиссии по вопросам религиозных объединений при Правительстве РФ Андрей Себенцов сообщил, что религиозное образование в государственной светской школе в рамках действующего российского законодательства затруднительно, а также подчеркнул, что государство не должно финансировать конфессиональные дисциплины: „Преподавание религии в России — это светский (мировоззренчески нейтральный) предмет — религиоведение. Если же речь идет о формировании мировоззрения, то этого не может быть в светской школе“. Заместитель Председателя Учебного комитета Русской Православной Церкви протоиерей Владислав Цыпин, напротив, считает, что религиозное образование в российской государственной школе необходимо внедрять за счет государства. При этом преподаванием может заниматься педагог с высшим образованием, имеющий санкцию религиозной организации, а на селе — просто любой человек, который сможет преподавать. Сотрудник Отдела религиозного образования и катехизации РПЦ МП иеромонах Киприан (Ященко) предложил „не мудрствовать лукаво“, а создать прецедент: ввести религиозное образование явочным порядком, и общество привыкнет к этому, как привыкло к теологии в высшей школе. На сайте „Русской линии“ републикована статья Нины Селиверстовой „Мужская работа“, в которой рассказывается о профессиональном альпинисте, который применил свои умения для восстановления храмов. „Виталий Гашин, инструктор по альпинизму, был командиром спасательного отряда Северо-Восточного Кавказа. … Виталий участвовал в спасательных работах в Спитаке и Ленинакане, вызволяя людей, пострадавших во время землетрясения. Приходилось работать в Грузии и Осетии, помогая районам, пострадавшим от оползней и селей. …Как-то тесть предложил Виталию поехать в Свято-Введенский Толгский монастырь к матушке Варваре — может, там работа для него, альпиниста, найдется. Шел 1991 год. Работы в монастыре оказалось непочатый край: выправить крен креста на колокольне Введенского собора, покрасить купола, побелить колокольню… Раньше Виталий спасал людей в горах. Теперь спасает ярославские храмы“. На этом же сайте размещен материал, касающийся прошедшего осеннего заседания Архиерейского Собора Сербской Православной Церкви. „Одним из главных вопросов стало рассмотрение положения церковных дел в Македонии, в связи с чем был принят ряд решений в соответствии с принимавшимися ранее на предыдущем заседании Собора в мае 2003 года. Особое внимание было посвящено также развитию системы духовного образования и улучшению планов и программ средних и высших церковных учебных заведений, а также условий работы этих учреждений. … Предметом особой озабоченности сербских архиереев и на этот раз стал вопрос возвращения беженцев с территории Косово и Метохии и других краев некогда единого государства. В связи с этим, уже в который раз Собор обратился ко всем политическим и общественным деятелям государства и всего мира с призывом защитить элементарные права сербов и представителей других этнических групп и обеспечить их возвращение и достойную жизнь“. На сайте „Инопресса“ размещен перевод статьи Ника Пейтона Уолша из газеты „The Observer“ „Мормоны скупают „мертвые души“ россиян“. В статье рассказывается уже известная информация про махинации мормонов в нижегородских архивах, а также приводится мнение по этому поводу Александра Дворкина, главы отделения сектологии Свято-Тихоновского богословского института. Он утверждает, что „мормонская практика „непрямого крещения“ или „крещения мертвых“ — это известный ритуал, описанный во многих книгах. Поначалу мормоны разыскивали собственных предков, чтобы обратить их в свою веру, но позднее начали обращать всех — и католиков, и мусульман, и евреев, и православных. „Любой христианин скажет вам, что эти ритуалы не вредят душе умершего. Однако они оскорбляют чувства верующих, для которых обряды с использованием имен умерших — то же самое, что осквернение могил сатанистами“, — говорит Дворкин“. А мормоны в духе современных либералов, настаивают на том, что покупка нижегородских „мертвых душ“ — „это не вторичное крещение; она всего лишь дает душе умершего свободу выбора: принять нашу веру или отвергнуть ее“. Известный сектовед Александр Дворкин высказал на прошлой неделе свое мнение и по поводу активизации в России „Общества сознания Кришны“, намеревающегося построить в Москве с помощью московских властей ведический храм. Материал „Кришнаиты без маски“ появился на сайте о. Андрея Курева. Александр Дворкин приводит слова председателя исполнительного комитета Общества Сознания Кришны в России, Сергея Зуева, высказанного им английской газете „Гардиан“ от 22 октября сего года (Nick Paton Walsh „Orthodox Christians See Red over Plans for ‘Hindu Vatican' in Moscow“): „Православная Церковь, с нашей точки зрения, — заявил господин Зуев, — одна из самых тоталитарных сект в мире. В России она выдает себя за государственную религию. Но на самом деле — это источник нетерпимости, а смесь православной веры с национализмом — это воистину гремучая и взрывоопасная смесь“, — добавил Зуев. Таким образом, представитель известной международной тоталитарной секты официально выразил ее отношение к Православию. Это тем более показательно, что обычно функционеры российского МОСКа в официальных заявлениях уверяют, что относятся к Русской Православной Церкви „с глубоким уважением“, естественно, при этом, продолжая отрывать россиян от Христа, делая их послушными инструментами своей тоталитарной структуры. Во всяком случае, теперь ни у кого больше не возникнет сомнений относительно реальных воззрений и целей кришнаитов“. Как отмечает Александр Дворкин, „если планам кришнаитов суждено будет сбыться, главной архитектурной доминантой не только Ходынского поля, но и всего Северо-Запада столицы станет языческое капище, к тому же явно построенное „на вырост“, с расчетом на вербовку все новых и новых москвичей, которые хотя бы по рождению являются членами Православной Церкви, той самой, отношение к которой столь ясно и недвусмысленно выразил главный кришнаит столицы“. Кроме того, упирая на некий религиозный космополитизм, кришнаитские лидеры однозначно внушают своим подопечным мысль о том, что понятия Родина — не существует, что история России никак не связан с Православием, а потому, совершенно не нужно считать себя обязанным как Православной Церкви, так и собственным предкам. Хотя бы только по этому деятельность кришнаитов не так безобидна, как может показаться на первый взгляд. По сути, они действуют в русле той же политики, что и либералы, вроде Елены Боннер, цель которых — разрушить Россию, уничтожить историческую память, вырастить новое поколение в духе ненависти и равнодушия к своей истории, к своей Родине, превратив ее граждан в условных „общечеловеков“, а потому они не так далеки от политики, как может показаться. О том, какие странные порождения могут дать попытки использовать в своих целях верующих рассказывает в статье „Крест, обрез и красное знамя“ Игорь Придорогин на сайте „Правда.Ru“ он считает, что „использование факта причастия к религии как формы политического пиара стало надёжным инструментом в руках политтехнологов. … религиозный фактор стал весомым аргументом в предвыборных программах кандидатов в депутаты Государственной Думы. Вот только почему-то самыми ярыми поборниками православия у нас становятся коммунисты от КПРФ и бандиты. Причём поразительная невежественность „новых православных“ становится просто пугающей“. Так, например, губернатор Омской области Леонид Полежаев, в течение своей предвыборной кампании финансировавший строение храма и широко освещавший это финансирование в прессе, заявил: „Я с самого начала знал, что выиграю. Кого бы против меня ни выдвинули — хоть самого Господа Бога“. Да уж, с такими амбициями омскому голове лучше уж сразу на место Бога претендовать, а не размениваться по мелочам». А лидер КПРФ Геннадий Зюганов «доверительно поведал о том, что „как материальное явление Бог для меня не существует“. На откровение сей пёрл никак не тянет, поскольку любому верующему и так понятно, что Бог — это высшая форма нематериального бытия. Для Зюганова же религия, как одна из форм общественного сознания, является отражением общественного бытия. И если уж не сам Бог, то порождающие его причины вполне материальны, как вполне материален и интерес Зюганова к религии». «Таким образом, ставку на религиозные предпочтения электората делают всё — кто-то в большей степени, …. кто-то в меньшей, не подчёркивая свою религиозность, но достаточно терпимо относящихся к религиозным чувствам избирателей», — делает вывод автор. Игорь Пригодин считает, что отсутствие реакции Русской Православной Церкви на подобные псевдоправославные движения и заявления может в итоге оттолкнуть тех людей, которые с доверием относятся к Православию, но не воцерковлены. На сайте «Фомы» опубликован материал, посвященный теме святости, святых. В статье «Святые — кто они?» священник Константин Пархоменко, клирик Санкт-Петербургской епархии рассуждает на эту тему. «В русском языке слово „святой“ (по-славянски „святый“) можно расшифровать как свыше ятый, то есть взятый свыше, с неба… Собственно, Святым всегда называли лишь Бога. … Человек или какой-то религиозный предмет могут быть святыми, лишь если святость им сообщит Бог, если Бог приобщит к Своей Святости. Итак, святой — значит Божий. Это тот, в ком действует, производит Свою работу Бог. В высшем смысле это тот, в ком, как говорят Священное Писание и Предание, „изобразился“ Бог». Далее он рассказывает о том, что такое канонизация святых, как она происходит, рассказывает примеры чудесной помощи святых, о том, как нужно правильно относится к святыням: «После революции в ГПУ был создан специальный отдел по борьбе с религией. Возглавлял его Е. Тучков. Этот человек причинил Церкви громадное зло, он осудил на смерть сотни ныне прославленных в лике святых новомучеников. Заметьте, — встречи с людьми, хоть одна из которых была бы для нас великой честью, духовным откровением, на Тучкова не оказали никакого влияния. Его сердце пылало ненавистью к Богу и Церкви и было закрытым для благодати. В общем, любая святыня может принести нам духовную пользу, если мы принимаем ее с благоговением. И никакая святыня, даже самая величайшая, не сможет растопить лед, если человек этого не хочет, ведь Бог уважает нашу свободу…». В пятницу, 28 ноября, у православных христиан начался многодневный Рождественский пост. Сообщения об этом появились во многих светских СМИ. Так, РИА «Новости» отмечает, что «главная цель поста, установленного еще в ранние века христианства, — подчинение души и тела духу. Поэтому пост — это отказ не только от определенных видов пищи, но и от греховных мыслей, пагубных страстей и привычек. Телесное воздержание помогает верующим очистить свою душу, дисциплинировать волю, сосредоточенно молиться и встретить праздник Рождества Христова с чистым сердцем и готовностью следовать учению Спасителя». Сайты «Newsru.com» и НТВ полностью повторяют информацию информационного агентства. На сайте «Регионы России» можно прочитать разъяснение, почему православные в пост отказываются от мяса: «Здесь следует сделать разъяснение: многие под смешанным влиянием индийских учений и сентиментальности считают, что в пост не едят мяса, чтобы не убивать животных. Это не так (иначе поститься было бы то же, что не брать взяток по вторникам и четвергам): христиане верят, что животные даны на потребу человеку. Пост нужен для того, чтобы человек, во-первых, за собой следил внимательнее, чем обычно; а во-вторых, чтобы поменьше думал о теле, и побольше о душе (как известно, satur ventur non studet libentur — сытое брюхо к учению глухо)». Сайт «Вести» отмечает: «Смысл поста, по словам святых отцов, не в диете, которая «есть только средство». Как писал Иоанн Кронштадтский, «чем легче и меньше употреблять пищи и пития, тем тоньше и легче делается дух». «Интерфакс» замечает, что «старину с началом зимнего поста на Руси заканчивался свадебный период». Однако в основном все же вся информация светских СМИ сводится к вопросам кулинарного свойства: есть или не есть? И что есть? И кому можно есть все? Примерно такой круг вопросов исчерпывает упомянутые информации. На сайте «Православной газеты» можно прочитать слова архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия, сказанными им в преддверии Рождественского поста. «В течение 40 предшествующих Рождеству Христову дней мы молимся, мы постимся, мы воздерживаемся от всего плохого, греховного, стараемся искоренить из своей души все греховное, что бы прийти к этому празднику поистине очищенными и получить от этого праздника великую духовную радость. Пост — это воздержание. Воздержание от пищи молочной и мясной для того, чтобы ослабить наши плотские страсти, наши плотские силы, чтобы дух наш возобладал над плотью. Тогда сможем видеть мы свои недостатки и слабости, тогда сможем мы искоренить свои грехи молитвой, прося Господа с упованием, чтобы Он, всемогущей Своей силой чрез Таинства церковные — через Покаяние, через Причащение Плоти и Крови Христовой, очистил, омыл души наши, дал нам силы искоренить из наших сердец страсти и греховные наклонности, все наши недостатки и грехи. И это есть тот подвиг, который так необходим нам в эти постные дни. … Будем же подвизаться усердно для блага своей души, для спасения своей души, чтобы мы сделались лучше, богоугоднее, чтобы действительно являлись детьми Божиими, чтобы встретили предстоящий праздник Рождества Христова, в радости сердца сознавая, что мы поистине угодили Богу, что мы восприняли призыв нашей Матери — Церкви Православной».