Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 17−24 ноября. — Первый официальный визит. — Предположения и прогнозы. — Просьбы о воссоединении. — Первые шаги. — Старые раны. — Невыносимая жажда скандала. — Роль президента. — Миссия журналиста.
Всю прошлую неделю внимание как светских, так и церковных СМИ было приковано к визиту в Россию делегации Русской Православной Церкви Заграницей. «В понедельник начинается первый официальный визит в Москву делегации Русской Православной Церкви за рубежом во главе с архиепископом Берлинским и Германским Марком, епископом Сиднейским и Автралийско-Новозеландским Илларионом и епископом Сан-Францисским и Западно-Американским Кириллом», — сообщает РИА «Новости». Как отмечает «Седмица.Ru», «отдельные архиереи и клирики РПЦЗ бывали в России и ранее», но это были частные поездки: «Нынешний визит впервые носит официальный характер, приглашение посетить Россию было направлено иерархам РПЦЗ по благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия. Его передал во время своего визита в США лично Президент В.В.Путин». Естественно, что СМИ, обсуждая визит иерархов РПЦЗ в Москву, строили разные предположения о том, какие результаты принесут встречи на российской земле, каких договоренностей достигнут на переговорах собеседники. И главное — обретет ли единство Русская Церковь. Именно так называется статья диакона Андрея Кураева, опубликованная газетой «Известия». Рассуждая об истории раскола, о его современном состоянии, отец Андрей отмечает, что сегодня «нелогичность этого раскола» стала еще очевиднее: «Московская патриархия гласно прославила новомучеников (в том числе и царскую семью). Атеистической власти давно уж нет. Патриарх Алексий в феврале 1991 года при еще живом Советском Союзе заявил, что Церковь не будет руководствоваться „декларацией митрополита Сергия“ (именно этот документ о лояльности соввласти, принятый в 1927 году, служил объектом самой жесткой критики со стороны эмиграции). А „Социальная концепция“, принятая на соборе 2000 года, ясно сказала, что Церковь не гарантирует своей послушливости, если государство начнет понуждать людей ко греху. Наконец, на том же соборе был принят документ, в котором вполне четко и православно очерчивались возможные границы экуменических контактов». Далее он отмечает, что, несмотря на все сложности, уже сегодня вырисовывается модель будущего объединения: «Синод Зарубежной церкви может сохранить независимость в принятии своих кадровых решений. Но его председатель — как и предстоятели Украинской, Белорусской и Молдавской Церквей — станет постоянным членом синода Русской православной церкви. В этом случае принятие важнейших решений церковной жизни будет проходить у него на глазах и с его участием». Но вопрос теперь в том, отмечает автор, что не всех устраивает перспектива объединения. Он называет тех, кто, по его мнению, может быть недоволен происходящими процессами, и делает следующий вывод, который одновременно является и предположением о дальнейшем развитии событий: «Не подвергая прямой критике инициативу патриарха, противники воссоединения будут всеми силами тормозить или всячески компрометировать его. Вопрос теперь в том, как скоро главы двух ветвей русского православия смогут встретиться лично и через все шумовые помехи слухов найти все же поводы доверять друг другу». Автор сайта «Газета.Ru» Герман Прохоров в статье «Русская церковь воссоединится» также рассказывает об истории разделения, излагает программу предстоящего визита зарубежных иерархов в Москву, а, кроме того, отмечает, что «эксперты считают, что шансы РПЦ и РПЦЗ на воссоединение велики. … Как рассказал корреспонденту «Газеты.Ru» директор Института изучения религии в странах СНГ и Балтии Николай Митрохин, «Русская православная церковь очень тяжело переживает разделение со всеми частями, которые когда-то в нее входили. Раньше основным препятствием было то, что зарубежные приходы справедливо видели, что внутри страны церковь несвободна, и приходить в нее им не хотелось». Кроме того, по мнению Митрохина, РПЦЗ важны гарантии того, что государство не будет вмешиваться в дела Церкви. «Я подозреваю, что во время визита Владимира Путина в Нью-Йорк, где он встречался с руководством Зарубежной церкви, президент дал такие гарантии». Также тему предстоящего визита освещает сайт «НТВ» в репортаже «Русские православные церкви в России и за границей воссоединяются?». Интервью архиепископа Берлинского и Германского Марка о перспективах объединения Русской Православной Церкви и РПЦЗ можно прочитать на сайте «Регионы России». Автор «Газеты» Надежда Кеворкова в материале «Мало кто ожидал такой быстроты от нашего епископата» публикует накануне визита делегации интервью со священником РПЦЗ Виктором Потаповым из Вашингтона. Он высказывает надежду на то, что «наши епископы заключат поэтапные договоры: сперва — молитвенное общение, а дальше уже можно говорить и об административном объединении». На сайте «Newsinfo.ru» Владимир Голышев в материале «Православные всех стран, объединяйтесь» считает, что «визит делегации РПЦЗ с четко заявленной «объединительной повесткой» — это серьезный успех и Президента и самих Церквей. … Церковь все-таки особое явление, язык международного права для его описания не вполне пригоден. Объединительный Собор, конечно, будет очень важным событием, но он лишь закрепит де-юре то, что уже состоялось де-факто в сознании верующих». Подробная история раскола изложена в статье Игоря Кулагина «Русская Православная Церковь: через раскол к объединению?» на сайте «Правда. Ru». В материале он отмечает: «По сути, назрела ситуация, когда и РПЦ Московской Патриархии и РПЦЗ нуждаются друг в друге». Газета «Россiя» в статье «Божественное слияние» цитирует слова Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о возможном объединении: «слияние — это вопрос сугубо внутрицерковный. Ему сегодня в России благоприятствует гарантированная свобода вероисповедания». Также началу визита делегации РПЦЗ посвящен материал в «Газете» «Православные Церкви сближаются», в котором можно прочитать уже известную информацию об истории раскола и начале переговоров о возобновлении общения, положенных во время визита в Америку Владимиром Путиным. Также цитируются слова «представителя Русской Православной Церкви отца Владимира» о том, что «от предстоящей встречи не стоит ждать чего-то эпохального. Мы находимся в начальном пути процесса сближения». 18 ноября начался визит официальной делегации Русской Православной Церкви заграницей в Россию, сообщает официальный сайт РПЦЗ. «Ранним утром члены делегации посетили московский Сретенский монастырь, где молились у мощей священномученика Илариона, а затем за Божественной литургией. В 12 часов члены делегации прибыли в Донской монастырь, где они поклонились мощам святителя Тихона и посетили келью святителя, в которой он находился под домашним арестом. Делегация осмотрела малый Собор Донского монастыря и помолилась у могил мученика Иакова Полозова и протопресвитера Александра Киселева. В 13 часов в резиденции Его Святейшества Патриарха Алексия, состоялась первая встреча Патриарха с архиепископами Марком, Илларионом и епископом Кириллом». В статье на сайте «Газеты.ру» Кирилл Харатьян отмечает, то обстоятельство, что «визит архиепископа Марка проходит накануне Всезарубежного совещания духовенства и Архиерейского собора РПЦЗ. Этот съезд священнослужителей представляет собой управляющий орган РПЦЗ и определит направление развития церкви на несколько лет вперед. Архиепископ Марк там будет основным докладчиком». Кроме того, он уверено, что «для обеих церквей объединение станет чрезвычайно радостным событием, хотя сам процесс обещает быть делом долгим и, боюсь это говорить, конфликтным … Но когда процесс завершится, русский православный будет везде чувствовать себя как дома». Также теме сложности переговоров посвящает свой материал автор газеты «Время новостей» Кирилл Василенко в статье «Единая патриархия». А автор «Коммерсанта» Павел Коробов в материале «Православные перешли границу» отмечает, что воссоединение с РПЦЗ существенно укрепило бы Русскую православную церковь. «Духовенство различных епархий Русской зарубежной церкви заявляет о поддержке ее сближения с Московским патриархатом», — сообщает «Интерфакс». Также, передает это же агентство, «один из крупнейших приходов Русской православной церкви за границей, приход Богоявленского храма в Бостоне, обратился к первоиерарху РПЦЗ митрополиту Лавру с просьбой о скорейшем воссоединении с Русской православной церковью». «Прихожане Зарубежной церкви выражают надежду на то, что уже в ближайшее время увидят митрополита Лавра и других архипастырей «сослужащими со Святейшим Патриархом Всероссийским Алексием II и российскими архиереями». «Во вторник днем в Москве началась закрытая встреча патриарха Московского и всея Руси Алексия II с иерархами Русской зарубежной церкви, которые прибыли накануне в Россию с официальным визитом», — сообщает агентство «Интерфакс». В сообщении РИА «Новости» уточняется: «Тема встречи — преодоление разделения Русской Православной Церкви». «Предполагается, что стороны сделают попытку найти компромисс в подходе к решению некоторых проблем, которые до сих пор остаются препятствием к возможному объединению двух частей Русской церкви. Алексий II в течение 12 лет своего патриаршества выступал за объединение и считает, что сегодня никаких оснований для разделения нет, поскольку в стране гарантирована свобода вероисповедания. … Глава делегации РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк считает благоприятным время для начала диалога», — говорится на сайте «Newsru.com». К проходившей в Чистом переулке встрече было приковано пристальное внимание журналистов. «В ходе переговоров патриарха Московского и всея Руси Алексия II с иерархами Русской зарубежной церкви обе стороны заявили о необходимости преодолеть трагическое разделение Русской церкви, произошедшее в XX веке», — отмечает «Интерфакс». «В Московском Патриархате удовлетворены фактом состоявшейся встречи Патриарха Алексия II с архиереями Зарубежной Церкви», — сообщает РИА «Новости». «Иерархи Зарубежной и Русской Православной церквей договорились о восстановлении общения», — передает «Лента.Ru». «Две русских православных Церкви сделали первые шаги к объединению», — считает сайт «Регионы России». Однако в сообщении приводятся и слова некоторых клириков РПЦЗ — противников «стремительного» объединения с Русской Православной Церковью. На сайте «Newsru.com» можно прочитать комментарии итогов встречи представителей Русской Православной Церкви и РПЦЗ: «Следовать по пути церковного единства выразили готовность участники завершившихся сегодня в Москве переговоров представителей Московского Патриархата и Русской православной церкви заграницей. … По убеждению участников встречи, «такое сближение, сердечно ожидаемое как в Отечестве, так и в рассеянии, станет важнейшим вкладом в духовное преодоление трагических последствий революции и гражданской войны в России». Обе стороны считают, что «важнейшей вехой на пути к единству» должен стать визит в Москву первоиерарха Русской зарубежной церкви митрополита Лавра, планируемый на начало 2004 года. В ходе этого визита «ожидается подписание соглашения, определяющего канонические основы единства Русской церкви». А на сайте РИА «Новости» цитировались слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, сказанные им по итогам встречи: «Мы рассматриваем эти встречи как знакомство. Они прошли в духе откровенности и взаимопонимания. Мы создали комиссии, которые будут работать над проблемами, мешающими нашему объединению», — сказал святейший Патриарх Алексий II. «Сейчас стоит один вопрос — о возрождении молитвенно-евхаристического общения, которого не было в течение 85-ти лет», — заключил Предстоятель Русской Православной Церкви. На том же сайте было опубликовано сообщение о том, что «Московский Патриархат и Зарубежная Русская Церковь заявили о стремлении к дальнейшему сближению». На официальном сайте Русской Православной Церкви можно прочитать краткое интервью Святейшего Патриарха Алексия II, данное им на встрече с преподавателями и слушателями РАГС, в котором он говорит о том, что вопрос о восстановлении евхаристического общения будет решаться на Архиерейском Соборе, намеченном на следующий год: «Я думаю, что путь к сближению начался. Но он не так прост и потребует от нас времени и терпения», — сказал Патриарх Алексий II. На сайте «Русской линии» опубликован комментарий архиепископа Берлинского и Германского Марка по итогам состоявшихся переговоров. Он, в частности, сказал: «Свыше 80 лет Русская Церковь несет на себе раны, нанесенные чужими силами, безбожниками, которые поставили себе целью разрушить Русскую Церковь, русский народ и Россию. Вследствие этой разрушительной деятельности значительная часть русской паствы была лишена общения с Родиной. Находясь заграницей, она продолжала естественным образом свою церковную жизнь в очень сложных условиях. Эта жизнь продолжается по сей день. При этом пастыри и паства Русской Зарубежной Церкви никогда не забывали, что они — часть единой Русской Церкви. Это — принципиально». Прошедшей встрече «на высшем уровне» были посвящены материалы в «Российской газете» — статья Елены Яковлевой «Иерархи в Чистом переулке», на сайте «Страна.ru» — материалы Марии Свешниковой «Зарубежные православные привезли на переговоры знатоков России», в газете «Время новостей» — публикация Кирилла Василенко «Союз нерушимый», в газете «Российские вести» — статья Игоря Хохлова «Русская православная церковь на пути к единству». В основном все они излагают хронику событий и кратко пересказывают историю взаимоотношений Русской Православной Церкви и РПЦЗ. Обзорная публикация, прослеживающая процесс переговоров с 25 сентября — дня встречи Владимира Путина с иерархами РПЦЗ в Америке — до 20 ноября, а также с цитатами и разного рода, в том числе и сомнительными, комментариями появилась на сайте «Религия в светском обществе» в статье «РПЦЗ и РПЦ: перспектива воссоединения». На сайте «Радонежа» опубликован материал «Возвращение» пресс-секретаря Союза Православных граждан Кирилла Фролова. Он пишет: «Мы становимся свидетелями и участниками великого и святого дела воссоединения Патриаршей и Зарубежной частей единой Русской Православной Церкви. Это воссоединение необходимо как хлеб, как воздух. Мы нуждаемся в том, чтобы Русская Зарубежная Церковь вернулась на Родину…, но вернулась как долгожданная сестра с великим сокровищем святости и богословия». Упоминая имена великих богословов 20 века, в том числе митрополита Антония (Храповицкого), автор отмечает: «книги митрополита Антония станут обличением тех, кто спекулирует его именем, кто пытается помешать святому делу воссоединения двух частей Русской Православной Церкви… Эти средства массовой информации, надо полагать, сделают все от себя зависящее, чтобы помешать воссоединению… Будет все — и искусственный скепсис, и дезинформации, и распускание слухов, нагнетание противоречий, попытка скомпрометировать лидеров «партии единства» в обеих частях Русской Церкви». Он уверен, что «тем, кто пытается мешать воссоединению, надо давать отпор, не поддаваться на их демагогию. Нет причин для продолжения разрыва Патриаршей и Зарубежной частей Русской Церкви… И воссоединение даст мощнейший импульс к проповеди Православия на Западе, где ее ждут». Кстати, попытки «дезинформировать» общество и даже заявить о срыве переговоров предпринимались уже на прошлой неделе. Так, на сайте «Независимой газеты» посвился материал с названием «Патриархи не договорились», в котором утверждалось, что «второй день переговоров закончился скандалом». Свой поспешный вывод авторы Олег Недумов и Даниил Щипков сделали из того, что якобы был отменен брифинг по итогам переговоров. И хотя брифинг все же состоялся, материал, в котором, по-видимому, горячо желаемое выдается за действительное, был опубликован. Автор «Известий» Дмитрий Филимонов в статье «Патриарх Алексий II встретился с архиереями зарубежной церкви» утверждает, что «лавры объединителя русского православия должны достаться президенту Путину». Вообще, светским СМИ свойственно преувеличивать роль президента Путина в произошедших событиях. Они уверены, что дело объединения — политическое, а потому и участие политика сыграло столь весомую роль. Однако «Путин — это не главный фактор, Президент лишь помог сдвинуть процесс с мертвой точки», — считает священник Американской Автокефальной Православной Церкви Леонид Кишковский, интервью с которым опубликовано на сайте «НГ-Религии». Он отмечает, что «главное — что приглашение Патриарха Алексия II было официально принято митрополитом Лавром. Инициатива президента России увенчалась успехом потому, что РПЦ и РПЦЗ были готовы к этому заранее. Поэтому не стоит приписывать этой встрече решающий характер. Но то, что Путин задал определенный контекст и тем самым помог сдвинуть процесс с мертвой точки, достойно похвалы». Кроме того, подчеркивает протоиерей Леонид Кишковский, члены российской делегации в Америке имели «необходимые полномочия для участия в этой встрече, а также благословение Патриарха Алексия II и председателя ОВЦС митрополита Кирилла». Собственно же о проблеме объединения отец Леонид говорит следующее: «Раскол — это всегда грустно. Поэтому наша Церковь с радостью и большой надеждой воспринимает любое движение к взаимному примирению». «Решение о воссоединении двух частей русской церкви будет принято на Архиерейских соборах Московского патриархата и Русской зарубежной церкви, которые состоятся в 2004 году», — передает сайт «Вести.Ru». "Делегация Русской православной церкви заграницей (РПЦЗ), находящаяся с первым официальным визитом в России, полностью удовлетворена состоявшимися переговорами со священноначалием Московского Патриархата», — сообщает со ссылкой на слова казначея Архиерейского Синода РПЦЗ протоиерея Петра Холодного сайт «Newsru.com». Как передает «Интерфакс», «Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй передал приветствие первоиерарху Русской православной церкви за границей митрополиту Лавру и выразил надежду на его скорый приезд в Россию». На официальном сайте Русской Православной Церкви подведены итоги визита официальной делегации Русской Православной Церкви, озвученные 21 октября на пресс-конференции, в которой приняли участие Патриарший экзарх всея Беларуси митрополит Минский и Слуцкий Филарет и глава делегации РПЦЗ архиепископ Берлинский и Германский Марк. Давая по просьбе журналистов оценку состоявшемуся визиту, митрополит Минский и Слуцкий Филарет сказал: «Мы рады, что состоялась сама эта встреча. Мало сказать, что она прошла в теплой, дружественной обстановке. Эта встреча обеими сторонами ожидалась с душевным трепетом: все мы переживаем грех разделения, причиняющего боль Русской Православной Церкви. Поэтому наша сторона устами Святейшего Патриарха, других участников встречи выражала благодарность Господу за то, что Он привел нас к этой встрече. В совместном сообщении для прессы была засвидетельствована добрая воля обеих сторон восстановить молитвенное, евхаристическое общение. Оно, безусловно, будет восстановлено, но требуются от нас и терпение, и подвиг любви, потому что без искренней христианской, жертвенной любви, которую заповедал нам Господь, не может быть достигнуто никакое согласие… С полной ответственностью за духовную миссию, которую мы исполняем, мы должны с терпением и любовью ждать восстановления полного общения. … Ко всем членам нашей Церкви — и здесь и там — мы обращаем призыв молиться и содействовать этому историческому процессу». В свою очередь, архиепископ Берлинский и Германский Марк подводя итоги визита, отметил: «Меня глубоко тронуло, что наши встречи не были похожи на обычные официальные переговоры, но были исполнены братской любви… Духовное измерение этого события, которое мы видим, дает нам силы для того, чтобы дальше двигаться по пути сближения, — отметил архиепископ Марк. — В России мы имели возможность молитвенно приложиться к мощам преподобных, святителей, новомучеников Российских… Некоторые, возможно, ожидали от нашей встречи молниеносных результатов, однако мы не ставили перед собой подобной задачи. Делегация Русской Зарубежной Церкви прибыла в Россию для того, чтобы установить контакт, понять, насколько две части единой Русской Церкви близки, удостовериться, что у нас есть обоюдное желание преодолеть то разделение, которое было вызвано трагическими событиями XX века». «Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй убежден в «возрождении веры на постсоветском пространстве», — цитирует РИА «Новости». «Мы не можем согласиться с заявлением, что мир вступил в постхристианскую эпоху», — сказал патриарх. Духовное возрождение возможно только в реальных делах. Именно поэтому Церковь активно участвует в социальных программах. «В четверг патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй рассказал о социальном служении Русской Православной Церкви… По его словам, сегодня во многих странах и монастырях созданы детские дома. «Проблему беспризорников должно решать государство», — сказал Патриарх. Однако проблема, по его словам, «настолько широка, что государство не в состоянии справляться с ней в одиночку». Поэтому церковь считает своим долгом создавать и содержать дома и приюты для беспризорных детей», — передает то же агентство. Однако, для того, чтобы новое поколение выросло в духовной традиции, чтобы оно могло затем соотносить свою жизнь с историей государства, необходимо в школах преподавать основы православной культуры «Каждый культурный человек должен знать историю своей культуры. Если оглянуться на нашу тысячелетнюю культуру — то вся она основана на православных традициях, на христианских нравственных основах», — приводит слова Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексий сайт «Newsru.com». Предстоятель Русской Православной Церкви отметил, что противники преподавания основ православной культуры «часто смешивают акценты и говорят, что не допустят преподавания детям закона Божия». «Но мы не ставим этого вопроса», — подчеркнул Патриарх. «История православной культуры — это не религиозный предмет. Но он дает возможность факультативно в средних школах, по желанию родителей, дать детям основы православной культуры и приобщить их к нашей тысячелетней культуре», — заключил Патриарх. Сайт «Вестей» рассказывает о вручении премий имени митрополита Макария, которое состоялось на прошлой неделе. Журналист Дмитрий Кайстро сообщает, что «этой престижной научной награды удостоились в этом году 15 ученых-историков». Автор рассказывает о некоторых лауреатах и их работе, а также коротко упоминает об истории самой Макарьевской премии. На сайте «Радонежа» в материале «Служение журналиста — христианское служение» можно прочитать интервью с директором радио «Радонеж» Евгением Никифоровым. Он рассказывает о Международном Фестивале православных теле- и радиопрограмм «Радонеж», а также о специфике работы православного журналиста, редактора: «Ответственность автора и режиссера за содержание православных программ очень велика, ведь это — проповедь Слова Божия. … Мы также стремимся, искореняя предрассудки и штампы, находить точный телеязык христианского послания людям. Проповедь должна быть интересной, захватывать, пробуждать души и сердца. Другой не нужно вообще». Вновь на этой неделе была поднята тема строительства храма в Набережных Челнах. Около года назад православный храм св. мученицы Татианы был разрушен активистами местного отделения Татарского общественного центра (ТОЦ). Но, как сообщает сайт «Newsru.com» архиепископ Казанский и Татарстанский Анастасий (Меткин) и глава городской администрации И.Ш. Халиков на встрече договорились о возобновлении строительства храма на новом месте. «Городская администрация выделила Закамскому благочинию Казанской епархии новый участок для строительства храма на ул. Чулман. Архиепископ Анастасий отметил в беседе с мэром, что решение уйти с «конфликтного места» считает правильным». В Америке же старейший православный храм — Свято-Николаевский патриарший кафедральный собор — на прошлой неделе отметил столетний юбилей. «Судьба кафедрального собора в Нью-Йорке тесно связана с историей России и США. Он был основан на рубеже ХХ века патриархом Тихоном и протопросвитером Александром Хотовицким, впоследствии расстрелянным большевиками. Первый взнос на возведение храма сделал император Николай Второй. Он пожертвовал 5 тысяч золотых рублей — огромные тогда деньги в Америке, где рубль ценился гораздо выше доллара. Крест алтаря храма напоминает о знаменитом эскадренном броненосце «Ретвизан» — герое Русско-японской войны 1904 года и Порт-Артура. Броненосец был построен в американском городе Филадельфия, и его моряки стали первыми прихожанами Свято-Николаевского собора. В 1914 году русский храм в Нью-Йорке посетил президент США Теодор Рузвельт, после чего храмовый хор пел на торжествах в Белом доме… Район 90-х улиц в восточной части Нью-Йорка считается наиболее престижным и дорогим. Его обитатели, даже если они и не православные, очень любят этот храм — единственный в Нью-Йорке памятник архитектуры в стиле русского барокко. Называют его своим». Между тем, украинские националисты тоже хотят считать «своим», все, что имеет какое -либо отношение к России. Речь идет о Почаевской Лавре, ситуация вокруг которой становится все напряженнее. «Против святыни Православия — Свято-Успенской Почаевской Лавры — украинскими националистами и раскольниками были совершены провокационные действия. Поводом к этому послужил тот факт, что еще несколько лет назад кабинет министров Украины под руководством Виктора Ющенко принял постановление о том, что здание Почаевской Лавры по требованию областных и местных властей должно быть передано музею. Идея заключалась в том, чтобы оказывать государственную помощь этому учреждению культуры, но Почаевская Лавра никогда не была музеем. Этим постановлением правительства попытались достичь того, что не смогли сделать коммунисты — превратить древний монастырь и монахов в экспонаты», — сообщает «Радонеж». «Неделю назад провокаторы из УНА-УНСО — организации, которую финасирует Филарет, попытались проникнуть в Почаевскую Лавру и установить над ней контроль. В Лавре много насельников, семинаристы, паломники, и провокаторам не дали распоясаться, но обстановка постоянно нагнетается. В среде УНА-УНСО раздаются призывы к тому, чтобы уничтожить этот очаг Православия на Украине». Как сказал архиепископ Львовский и Галицкий Августин, так называемый «оппоненты» Православия «беснуются от того», что «все основные святыни Украины, все исторические духовные реликвии, несущие особую благодать, все они находятся у канонической Украинской Православной Церкви». В их же церкви «нет ни Духа Божия, ни молитвы, одно название». Однако поведение украинских националистов вообще сложно назвать вменяемым — не только по отношению к православию, а в целом, к своей истории, к памяти, к прошлому своего народа: «В западноукраинском областном центре Тернополе появилась улица имени «героев дивизии СС «Галичина». Об этом сегодня сообщили в пресс-центре мэрии Тернополя. Депутаты горсовета решили таким образом увековечить 60-летие создания украинского формирования в гитлеровской армии. Напомним, что во Львове и Ивано-Франковске местные власти реабилитировали и признали участниками «боевых действий за свободу и независимость Украины» ветеранов дивизии СС «Галичина», — сообщает на сайте «Утро.Ru». Также, как сообщает «Седмица.Ru» «синод епископов Украинской греко-католической церкви принял решение ходатайствовать о беатификации кардинала Слипого несмотря на его связи с фашистами… Униатские епископы Украины, вероятно, сочли, что довольно тесные отношения бывшего первоиерарха греко-католиков с немецкими фашистами не являются препятствием для его прославления в лике блаженных Католической Церкви». На том же сайте сообщается о том, что Русская Православная Церковь решила прервать свои отношения с Епископальной церковью в США: «На этот шаг РПЦ пошла после того, как узнала, что Епископальная церковь недавно возвела в сан епископа Джина Робинсона, который оказался гомосексуалистом и этого не скрывал. … «рукоположение» епископа-гомосексуалиста делает невозможным какое-либо общение с ним самим и с поставившими его не только в области богословского диалога, но также в гуманитарной и религиозно-общественной сферах», — подчеркивается в заявлении Русской Православной Церкви. Об этом же сообщает сайт «Вестей», сайт «Радонежа» и многие другие СМИ. В то же время, Патриарх Московский и всея Руси Алексий II, открывая международную богословскую конференцию «Православное учение о Церкви» сказал: «Мы, православные, не должны прекращать усилий по восстановлению единства всех христиан в лоне Единой, Святой, Соборной и Апостольской Церкви, это наш долг, ибо единство — это то к чему призывает нас Господь». Как уточная РИА «Новости» в сообщении об открытии конференции, «председатель конференции — Патриарший экзарх Всея Белоруссии Митрополит Минский и Слуцкий Филарет в своем докладе отметил, что «перед лицом глобализационных процессов, унификации культуры и новых конфликтов на религиозной почве Вселенское Православие должно консолидироваться». В Египте арестованы и подвергнуты пыткам 22 христианина, обратившихся из ислама, сообщает со ссылкой на «Седмицу» сайт «Регионы России». «Впоследствии все кроме пяти арестованных были отпущены на свободу. Остающиеся в заключении христиане продолжают подвергаться пыткам, один человек скончался в тюрьме… Все 17 вышедших на свободу христиан были отпущены под залог, их ожидает судебное преследование… Хотя формально по египетским законам переход из ислама в другую религию не является преступлением, на практике новообращенные христиане часто подвергаются притеснениям со стороны правоохранительных органов, которые пытаются заставить их вернуться в прежнюю веру». На сайте «Известий» опубликована статья «Казаки на разбойников». Автор Наталья Полат рассказывает об общине донских казаков, которые «решили возродить царскую Россию в мордовской глуши». Памяти митрополита Волоколамского и Юрьевского Питирима посвящена статья протоиерея Всеволода Чаплина «Неприлично одаренный» архиерей», опубликованная на сайте «НГ-Религии». Рассказывая о деятельности митрополита Питирима, о его работе в издательском отделе, о. Всеволод пишет: «Митрополит Питирим не делал ошибок, свойственных многим тогдашним руководителям, не придирался к подчиненным по мелочам. Он был живым хранителем эталона того, как надо писать, говорить, поступать. Ему были свойственны глубочайшая церковная культура и изысканное чувство вкуса. Он не терпел неуклюжести при богослужении, как «лапотной», так и «интеллигентской». У него вызывали иронию елейные тексты, попытки подделать церковный стиль, вычурно-«православная» манера одеваться и держаться в обществе. При этом он был настоящим хранителем церковных традиций… Покойный ныне художник Юрий Селиверстов как-то назвал митрополита Питирима «неприлично одаренным человеком». Его интересовали естественные науки, техника, политика, философия, искусство, да и вообще буквально все стороны жизни. Владыка играл на виолончели, был прекрасным редактором и самобытным фотохудожником, умел общаться с людьми самых разных кругов и статусов… Впрочем, при всей своей общительности владыка не был «свойским попом», не любил фамильярностей и «дружеских» тусовок. Он редко кому открывал душу… Вообще он много служил, стараясь никогда не пропускать значимых дней церковного календаря. Менее чем за месяц до кончины митрополита, когда Святейший Патриарх Алексий посетил умирающего в госпитале, тот посетовал, что не может приехать в храм, и сказал Патриарху: «Я живу от праздника до праздника». Действительно, так проходила вся жизнь почившего архипастыря». Неделя завершилась праздником. 21 ноября Православная Церковь отмечала Михайлов день. «Архангела Михаила почитают на Руси с древних времен. Не было ни одного города, где не существовало бы Михайловского храма. Один из таких — Архангельский собор в Кремле. Сегодня там состоится праздничное богослужение, которое возглавит Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II», — сообщают «Вести». «На праздничном богослужении присутствовала делегация Русской Зарубежной Церкви, находящаяся с первым официальным визитом в Москве с 17 по 22 ноября», — сообщает «Радонеж». О значении праздника и Соборе Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил Бесплотных можно прочитать на сайте «Православной газеты». «Дата празднования выбрана не случайно. Ноябрь — это 9-й месяц после марта, который считается первым месяцем после сотворения мира. В ознаменование 9-ти ангельских чинов именно в ноябре — 9-м месяце — установлен праздник Ангелам. 8-е число указывает на день Страшного Суда, в котором непосредственное участие примут Ангелы. Именно они будут свидетельствовать на Суде о нашей жизни и делах — праведных или неправедных… Среди Ангелов находится и Ангел-Хранитель каждого из нас. По учению Церкви каждому из нас во время Крещения Господь дает Ангела-Хранителя. Он всегда находится около нас, охраняя на всем жизненном пути. Мы, грешные люди, не видим их, как видят их святые. Но мы знаем и верим, что они всегда с нами».