Русская линия
Русская линия Станислав Попов06.01.2015 

Хор как визитная карточка Новоспасского монастыря

Хор Новоспасского монастыря3 января 2015 года, в день памяти святителя Московского Петра, всея России чудотворца, хор Новоспасского ставропигиального мужского монастыря исполнил песнопения Литургии в Патриаршем Успенском соборе Московского Кремля во время богослужения, которое возглавил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл.

Предлагаем Вашему вниманию интервью с регентом хора Новоспасской обители Станиславом Борисовичем Поповым.

+ + +

— Как вы стали петь?

— С детства у меня были способности к пению, и родители меня отдали в хоровую студию. Впоследствии я поступил в хоровое училище имени Свешникова — знаменитый хор мальчиков. Окончил училище с красным дипломом и поступил в Академию хорового искусства, которую тоже закончил с отличием.

— А в Новоспасский монастырь как попали?

— Здесь я оказался в 1999 году, это было 15 лет назад. Тогда тенденция была такая, что люди искали себя не только в светском хоре. В храме были очень красивые песнопения, и для нас это было в новинку. Душа тянулась. Я не стал исключением. Люди, которые учились в хоровом училище и в институте, не были семинаристами, которые постоянно исполняли духовную музыку. Петь приходилось разное, а духовную музыку исполняли очень редко. В 1990-е годы духовная музыка стала входить в репертуар высших духовных заведений, и возникла потребность в исполнении духовной музыки внутри. Хотелось найти себе такой же коллектив.

— Хор Новоспасского монастыря был первым в вашей профессиональной карьере?

— Нет. Был до этого Данилов монастырь. Я туда пришел еще студентом училища. Если брать школьную программу, то это был 9−10 класс. А в Новоспасский монастырь я пришел, уже будучи студентом.

— Кто-то привел?

— Все знали, какие есть свободные вакансии.

— Мир тесен?

— Да. Тогда он был очень тесен. В принципе, как и сейчас. Но тогда люди изредка хвалились тем, что поют с теми людьми в таком-то хоре, монастыре. А я там-то пою. Хм! Ходили, друг друга слушали. Это было 15 лет назад, когда в Русской Православной Церкви большое внимание уделялось пению.

— Вы пришли. И как вас встретили?

— Как всегда — враждебно. Как это бывает: с недоверием, опаской. Новый человек в хоре! Тогда коллектив был сплоченный, хору было уже 8 лет. Он имел определенный костяк. Когда новый человек появился, то на него смотрели с недоверием.

Хор Новоспасского монастыря— Вы стали регентом этого коллектива с мая 2014 года. Какими эпитетами Вы можете охарактеризовать хор, которым руководите?

— Хор Новоспасского монастыря, в отличие от других хоров — того же Данилова, Сретенского монастырей, — это скромность, кротость. Я серьезно говорю, потому что те песнопения, которые мы умеем исполнять в динамике пиано — это наша марка, коронка. Одним словом, визитная карточка. Нужно сказать, за некоторое время эта марка немножко подистерлась, но это не потому, что забыли, а из-за влияния новых людей, которые этих традиций не знают. За этим каждый регент следил: чтобы пиано было на хорошем дыхании, очень тихо произносились слова. Кроме нас раньше так не пел никто.

— Вы сейчас готовитесь к Рождественскому фестивалю духовной музыки. Что будете исполнять?

— Репертуар сейчас не скажу. Пусть это пока будет тайной. На самом деле, я еще думаю. Хотелось бы петь то, что не поют другие. Хотелось бы не повториться. В Рождество Христово, как это ни странно, очень мало песнопений, и все повторяются из года в год. Все поют одно и то же. Я пока в поиске. Нашел несколько произведений, которые пока никто не исполнял.

— Как найти баланс молитвенного, проникновенного и красивого пения?

— Обычно это достигается сложным репетиционным процессом. Когда люди поют, они пропускают через себя. Пытаются молиться даже певцы, но они сталкиваются с техническим вопросом — элементарно выучить ноты. Когда это уже впето — все. А когда ты не задумываешься кому, где вступить, а просто практически наизусть исполняешь, тогда происходит какой-то переворот. Глаза закрываешь и поешь, как ты выучил. Тогда ты этим живешь. Находится то состояние молитвенное. Но это огромный репетиционный процесс для хора.

— А певцы хора причащаются?

— Да. Обязательно. Каждый сам следит за этим.

— Это не только работа неких статистов?

— Конечно, нет. Все причащаются. Ведут христианский образ жизни.

— А что готовите к Рождеству?

— Хотим порадовать Владыку колядками. Он их очень любит. Мы готовимся к Рождественскому фестивалю, и соответственно, эти песнопения услышат и прихожане Новоспасского ставропигиального мужского монастыря.

— А что любят слышать и подо что молиться? Какие авторы наиболее «исполняемы» в Новоспасском монастыре?

— По-разному бывает. Бывает, старые произведения так споешь, что их слушать не хочется. А потом прихожане спрашивают: «Что Вы сегодня такое пели? Мы не узнаём…». А когда говорим, что пели, что обычно Вам нравилось: «Значит, вы сегодня так плохо пели».

— Замечают чаще, когда плохо поете?

— Замечают чаще, когда плохо. Но мы всегда поем хорошо.


+ + +

Мужской хор Новоспасского ставропигиального мужского монастыря — один из лучших церковных хоровых коллективов в нашей стране. В Рождественские праздники 2015 года мужской хор Новоспасского ставропигиального мужского монастыря примет участие в традиционном Рождественском фестивале духовной музыки, художественными руководителями которого являются митрополит Волоколамский Иларион и Владимир Спиваков.

Хор Новоспасского монастыря стал формироваться в тот самый год, когда древнейшая обитель Москвы была возвращена Русской Православной Церкви. Хор под управлением игумена Митрофана (Смирнова) сразу же стал визитной карточкой обители. Без преувеличения можно сказать, что этот уникальный коллектив не только придал особо торжественное звучание службам, но и стал голосом русского монашества во многих странах, где хор выступал с большим успехом.

В репертуаре хора церковные песнопения, монастырские напевы православных обителей нашего Отечества, древние распевы партесного стиля, духовные сочинения русских композиторов XVIII—XIX вв., русские народные песни, военные и патриотические песни, духовная музыка современных авторов. Репертуар коллектива многогранен и разнообразен. Вместе с восстановлением и преображением Новоспасского монастыря менялся, расширялся, профессионально рос и хор обители. В настоящее время регентом мужского хора Новоспасского ставропигиального мужского монастыря является Станислав Борисович Попов, выпускник АХИ им. В.С. Попова, ученик известного русского хорового дирижера и педагога профессора Бориса Михайловича Ляшко.

Пресс-служба Новоспасского монастыря

http://novospasskiymon.ru/news/1615-khor-kak-vizitnaya-kartochka-novospasskogo-monastyrya

http://rusk.ru/st.php?idar=69179

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru