Русская линия
Православие и современностьСвященник Василий Куценко03.01.2015 

Время ожидания

Приближается Рождество, и совсем скоро во всех храмах зазвучат столь радостные и долгожданные слова: «Рождество Твое, Христе Боже наш..». Богослужебный период Рождественского поста имеет интересную особенность: два последних воскресенья перед праздником Рождества Христова носят названия «святых праотец» и «святых отец» (в этом году 28 декабря и 4 января соответственно). Если же мы еще раз внимательно перелистаем церковный календарь, то увидим, что именно во время Рождественского поста совершается память многих ветхозаветных пророков и праведников: Авдия (2 декабря [1]), Наума (14 декабря), Аввакума (15 декабря), Софонии (16 декабря), пророчицы Анны (матери пророка и судии израильского Самуила, 22 декабря), Аггея (29 декабря), а также пророка Даниила и трех отроков Анании, Азарии и Мисаила (30 декабря).

Это не случайно. Некоторым из перечисленных пророков были даны Богом откровения о грядущем Мессии, Искупителе грехов рода человеческого, другие были грозными обличителями человеческих грехов и беззаконий. Например, пророк Аггей, живший примерно за полтысячелетия до Рождества Христова, был свидетелем восстановления Иерусалимского храма, разрушенного вавилонянами. Этот храм получил название Второго храма, в отличие от Первого храма — храма царя Соломона. Пророк Аггей предсказывал, что в новый Иерусалимский храм придет Желаемый всеми народами (Агг. 2, 7). Желаемый всеми народами — не кто иной, как обещанный Богом Спаситель мира. Пророк Аггей продолжает свое пророчество: Слава сего последнего храма будет больше, нежели прежнего, говорит Господь Саваоф; и на месте сем Я дам мир, говорит Господь Саваоф (Агг. 2, 9). Слава Второго храма превзойдет славу Первого храма (хотя храм Соломонов был больше и величественнее), потому что в нем явится Христос.

В Книге пророка Аввакума (VII в. до Р.Х.) содержится раздел, получивший название «Молитва пророка Аввакума» (см.: Авв. 3, 1−19), в которой пророк возвещает грядущий суд над грешниками, а под Судией подразумевается Мессия — посланный Богом Спаситель мира.

Пророчица Анна — мать пророка Самуила, последнего судии израильского, помазавшего на царство Саула, а затем святого пророка и царя Давида, была бесплодна и горько скорбела. И вот, она дает обет: если Бог пошлет ей сына, она посвятит его Господу на все дни жизни его (1 Цар. 1, 11). Бог услышал молитву праведной Анны, и через три года рожденный ею мальчик — Самуил — был отдан на воспитание первосвященнику Илию (см.: 1 Цар. 1, 25). Переполняющее праведную Анну чувство благодарности Богу воплощается в хвалебной песни (см.: 1 Цар. 2, 1−10), содержащей пророческие указания на будущее славное царство царя Давида и, прообразовательно, на Царство Самого Господа Иисуса Христа: Господь сотрет препирающихся с Ним; с небес возгремит на них. [Господь] будет судить концы земли, и даст крепость царю Своему и вознесет рог помазанника Своего (1 Цар. 2, 10). Помазанник по-гречески — ὁ Χριστός(Christos). Помазанниками в Израиле называли пророков, царей и первосвященников. Помазание святым елеем было знаком того, что данный человек избран Богом для служения народу или для посредничества между людьми и Богом. Главным же Помазанником Божиим считался грядущий Мессия-Спаситель, потому что в Нем, как веровали израильтяне, должна явиться полнота духовных дарований Божиих. Но в Мессии явилась не только полнота духовных даров, но Сам Бог. Блаженный Феофилакт Болгарский так объясняет смысл имени Христос (Помазанник) в отношении Спасителя: «Иисус Сын Божий называется Помазанником, потому что Его человечеству безмерно сообщены все дары Св. Духа, и таким образом Ему в высочайшей степени принадлежит ведение пророка, святость первосвященника и могущество царя. Сын Божий — пророк, первосвященник и царь, преимущественно и в высшей степени пред всеми означенными лицами называется: Помазанником».

Пророк Авдий в своей книге возвещает пришествие дня Господня: близок день Господень на все народы: как ты поступал, так поступлено будет и с тобою; воздаяние твое обратится на голову твою (Авд. 1, 15); а также говорит о грядущем спасении: на горе Сионе будет спасение, и будет она святынею; и дом Иакова получит во владение наследие свое (Авд. 1, 17). В ветхозаветных книгах под словосочетанием день Господеньподразумевалось грядущее Пришествие Божие в мир для суда над вселенной и человеком, после которого наступит эпоха окончательного торжества правды Божией. Тот же смысл сохранился и в Новом Завете, но с указанием на то, что день Господень уже начался — Спаситель явился в мир.

С именем пророка Даниила и трех его друзей Анании, Азарии и Мисаила связаны события, воспринимавшиеся впоследствии как наиболее яркие прообразовательные указания на грядущего Христа. Первое событие — истолкование пророком Даниилом сна вавилонского царя Навуходоносора (см.: Дан. 2, 1−49). Навуходоносор увидел огромного истукана, разные части которого были сделаны из золота, серебра, меди, железа и глины. Истукан был разрушен упавшим на него камнем, который сделался великою горою и наполнил всю землю (Дан. 2, 35). Истукан — символ сменяющих друг друга мировых царств, которые, несмотря на свое могущество и славу, будут побеждены и разрушены. Но не силой человеческих рук: камень, упавший на истукана, оторвался от горы без содействия рук (Дан. 2, 34). Сам Бог явит Свою силу: Бог небесный воздвигнет царство, которое вовеки не разрушится, и царство это не будет передано другому народу; оно сокрушит и разрушит все царства, а само будет стоять вечно (Дан. 2, 44). Камень — это символ Господа Иисуса Христа, а Царство Божие — это Царство Мессии. Если земные империи возникают и исчезают, то Царство Мессии будет вечным.

Участниками следующего события выступают друзья пророка Даниила — Анания, Азария и Мисаил. Юношей приговаривают к сожжению в раскаленной печи за отказ поклониться золотому идолу и верность истинному Богу (см.: Дан. 3, 1−30). Но ввергнутые в печь юноши остаются невредимыми. Изумленный же царьпоспешно встал, и сказал вельможам своим: не троих ли мужей бросили мы в огонь связанными?.. вот, я вижу четырех мужей несвязанных, ходящих среди огня, и нет им вреда; и вид четвертого подобен сыну Божию (Дан. 3, 91, 92). В Церкви чудо спасения трех отроков понималось как прообраз воплощения Сына Божия, что нашло свое отражение в церковной гимнографии, связанной с праздником Рождества Христова. Например, ирмос восьмой песни Рождественского канона звучит так: Чуда преествественнаго росодательная изобрази пещь образ: не бо яже прият палит юныя, яко ниже огнь Божества Девы, в нюже вниде, утробу. Тем воспевающе воспоем: да благословит тварь вся Господа, и превозносит во вся веки (в русском переводе: Дающая прохладу (вавилонская) печь прообразовала сверхъестественное чудо: как она не сожгла брошенных в нее юношей, так и огонь Божества не обжег утробу Девы, сойдя в нее. Поэтому, прославляя (Бога), воспоем: Да благословит и превозносит Господа все (Его) творение во все времена!).

Еще один прообраз — это видение самого пророка Даниила, описанное в 7-й главе его книги: Видел я в ночных видениях, вот, с облаками небесными шел как бы Сын человеческий, дошел до Ветхого днями и подведен был к Нему. И Ему дана власть, слава и царство, чтобы все народы, племена и языки служили Ему; владычество Его — владычество вечное, которое не прейдет, и царство Его не разрушится (Дан. 7, 13−14). Это видение Мессии-Спасителя, Который одновременно является и Сыном человеческим, но и являет Свое Божественное достоинство — шествует с облаками небесными (небеса — символ Божественного величия). Сыном Человеческим будет называть Сам Себя и Господь Иисус Христос.

Так в Книге пророка Даниила являются одновременно несколько ярких прообразов грядущего искупления рода человеческого Сыном Божиим, ставшим для этого и Сыном Человеческим, родившимся от Девы, победившим все царства мира силою Креста и Воскресения. Первоначально память пророка Даниила и трех его друзей Анании, Азарии и Мисаила совершалась в одно из двух последних воскресений перед Рождеством Христовым. Это празднование и послужило основой для совершения памяти святых праотец и святых отец.

Святые праотцы и отцы — это все ветхозаветные праведники, жившие ожиданием Пришествия Мессии. Многие из ветхозаветных праведников были прямыми предками Господа Иисуса Христа по плоти, что мы видим из евангельских родословных Господа (см.: Мф. 1, 1−16; Лк. 3, 23−38). Имена других ветхозаветных праведников и пророков связаны с различными прообразами и предзнаменованиями событий из жизни Спасителя и Его Церкви. Но все вместе они олицетворяют собой Ветхий Завет — время ожидания и подготовки к встрече с Мессией. Все они были обличителями человеческих пороков и грехов, проповедниками покаяния и необходимости соблюдения заповедей и хранения истинной веры. Поэтому память столь многих ветхозаветных святых совершается в период Рождественского поста. Ветхозаветные праведники напоминают нам об избавлении, обещанном еще в Едемском саду после грехопадения прародителей: семя жены сотрет главу змия (см.: Быт. 3, 15). Родившийся Христос Спаситель исполнил все древние пророчества и прообразы. И теперь в Церкви каждый может приобщиться к плодам искупительного подвига Господа Иисуса Христа — к тому, чего так ждали и желали праведники Ветхого Завета.


[1] Все даты приводятся по новому стилю.

http://www.eparhia-saratov.ru/Articles/vremya-ozhidaniya


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика