Русская линия
Святая гора Максим Злобин03.01.2015 

Духовное Предание Паисия Святогорца для современных христиан

Мы продолжаем публиковать доклады, прозвучавшие в рамках международной конференции «Наследие святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца», организованной Издательским Домом «Святая Гора».

В качестве своеобразного эпиграфа своего доклада хочу поставить следующие слова Старца Паисия: «Цель в том, чтобы православно жить, а не просто православно говорить или писать». Именно так мыслил, так учил и самое главное так жил один из величайших подвижников Христовой Церкви Паисий Святогорец.

Как известно Предание (по греч. парадосис) — это учение, которое передаётся по наследству в неповреждённом, неизменном виде. Применительно к духовной жизни можно говорить о том, что Предание — это духовное наследство, накопленное предыдущими поколениями христиан, и в первую очередь Святыми Отцами, которое преимущественно ими же и передаётся следующим поколениям христиан, их духовным наследникам. Соответственно, можно утверждать, что принципиальная оригинальность и новизна содержательной части Предания Старца Паисия исключена, ибо задача каждого поколения христиан в том, чтобы без искажений передать духовный опыт Апостолов и Святых Отцов потомкам. Об этом же пишет и сам Старец Паисий, обличая пытающихся создать «своё собственное православие и в духе этого „православия“ истолковать святых отцов и Евангелие»1. Однако, Предание — это не просто механическая передача знаний предыдущих поколений Святых Отцов, но и дыхание Святого Духа в современных подвижниках, обогащающих Предание своим личным опытом, который при этом находится в согласии с основными принципами святоотеческой духовной традиции. Соответственно, в области методологических, языковых и психологических особенностей передачи Предания каждое поколение находит свою изюминку, с помощью которой можно убедительно донести истины Предания, заинтересовав и вдохновив соответстствующую аудиторию.

Нет сомнения, что Старец Паисий в содержательной части своего богословия находился в рамках святоотеческого Предания, но при этом у него был и богатый личный духовный опыт, а также свои методы, свой язык, свои психологические и педагогические приёмы трансляции Предания. В своём докладе постараюсь кратко и структурировано выразить суть Предания Старца Паисия, а также указать на то, как его духовный опыт применим в наше время.

Мы знаем, что в начале всякого дела стоит цель. Этот тезис безусловно применим и к такому многогранному делу, как «жизнь». И для того, чтобы прожить её по-христиански нужно понимать какова её конечная цель. Следует отметить, что Старец Паисий выражает свои мысли просто и ёмко, тем самым обнаруживая свою духовную гениальность. Так, он говорит, что «люди не постигли ещё глубочайшего смысла жизни. Они не верят в жизнь иную. Все их мучения начинаются с этого»2. Старец Паисий утверждает, что смысл нашей жизни «в том, чтобы подготовить себя для нашего Отечества, для неба, для рая… Веруя в Бога, в будущую жизнь, человек понимает, что эта временная жизнь суетна, и готовит свой загранпаспорт для жизни иной»3. Кстати, прошу вас обратить внимание на это высказывание, в нем хорошо заметны характерные особенности речи Старца — образность, живость и юмористическая искрометность.

Итак, чтобы понять смысл жизни нужно осознать её временность. Немаловажное замечание для нас, современных людей, чей жизненный график расписан порой на недели и месяцы вперед. Мы должны жить для вечности и ценить данное нам для подготовки к встрече с Богом время, ибо по словам Старца, «мы пришли не для того, чтобы заниматься всем на свете и устраиваться по теплым местечкам»4. Вечная жизнь с Богом невозможна без обожения — без благодатного освящения души божественными энергиями, которое обязательно должно начаться ещё в условиях земной жизни человека.

Каждый из нас должен расставлять приоритеты в жизни. Очевидно, что для того, чтобы смыслом жизни стало обожение, нужно, чтобы главным Приоритетом в нашей жизни стал Сам Бог. Кстати, на первый взгляд даже такая сугубо духовная вещь, как строительство церкви может отвлечь нас от главной цели нашей жизни — обожения нашей души. Так, Старец Паисий однажды сказал, что он и о построенных церквах жалел, так как заботы о строительстве отдалили его от Бога. То есть во время работ по постройке храмов Старец иногда из-за недостатка времени и рассеянности внимания занимался больше штукатуркой и кирпичами нежели молитвой и борьбой со страстями. Применительно к современности можно сказать, что сейчас, мы в церковной среде, также очень часто озабочены количеством и темами различных мероприятий по привлечению людей в Церковь с помощью своих собственных сил. При этом мы часто забываем, что Самый Главный Миссионер, привлекающий людей в храмы — это Сам Господь и если бы мы стяжали Его благодать — тот Дух мирен, о котором говорил Серафим Саровский в беседе с Мотовиловым, то не только каждый из нас, но и тысячи других людей спаслись бы вокруг5. Именно божественная благодать помагает нам понять глубочайший смысл жизни, заключающийся в обожении души, а также удержать это понимание в себе, вырвав наш ум из цепких лап дьвольского забвения и духовного усыпления. Как же обретается и удерживается эта благодать? Во-первых, с помощью молитвы, во-вторых с помощью аскезы и, в-третьих с помощью участия в Таинствах Церкви. Остановимся подробнее на учении Паисия Святогорца о молитве и об аскезе.

Прежде чем сказать о молитве, позволю себе один очень важный тезис — центром духовной жизни по мнению Паисия Святогорца является борьба за смирение. Само же смирение Старец считает синонимом любви. В самом деле тот, кто имеет смирение имеет и любовь, а тот кто имеет любовь имеет и смирение. И наоборот, несмиренный, гордый человек не может любить, а нелюбящий не может быть смиренным.

Учение Старца Паисия о молитве в сжатом виде выражено им самим так: «Брат мой, не ищи в своей молитве ничего другого, кроме покаяния: ни света, ни чудес, ни пророчеств — и вообще никаких дарований, но только покаяния.

Покаяние принесет тебе смирение, смирение принесет тебе благодать Божию, и Бог вместе со Своей благодатью подаст тебе все, что нужно для твоего спасения, и все, что нужно для помощи душам других людей"6.

Говоря о молитве, Старец категорически запрещает зацикливаться на технике и количестве молитв, а также стремиться к божественным наслаждениям и свету. Старец указывает, что настоящая, правильно совершаемая молитва не утомляет, но наоборот, снимает утомление. Для того, чтобы научиться молитве он предлагает нам разные способы, в том числе и хитроумные. Вот что он пишет об одном из них: «Лукавого мы можем использовать как бесплатного рабочего… Когда, например, он принесет нам злые или хульные помыслы, начнем молитву и скажем лукавому: „Хорошо, что ты подтолкнул меня, потому что я забыл моего Христа“. Если мы будем поступать таким образом и захотим удержать лукавого, он не останется, потому что не настолько глуп, чтобы работать даром и делать для нашей души добро»7.

Старец настаивает на том, чтобы молитва стала органической частью нашей жизни, а не воспринималась нами, как обременительная, чуждая или даже как навязаннная зачем-то нам Богом обязанность. Для этого он предлагает нам в течении дня обращать внимание на наиболее борющие нас страсти и молиться Богу со смирением и с болью об избавлении от них. Нужно отметить, что искренности и сердечности в молитве и вообще в отношениях с Богом Старец Паисий предаёт огромное значение. Он говорит, что одно «Господи помилуй», сказанное с болью, равняется тысячи «Господи помилуй», сказанных механически, без участия сердца.

Ещё одно важное замечание, о котором хочется сказать — оказывается молиться можно не за всех людей. Это возможно удивит кое-кого, но это так. Вот что об этом говорит сам Старец: «Не дерзай также творить молитву о людях, имеющих плотские грехи, не только потому, что это является дерзостью, пока ты сам не примирился с Богом, но и потому, что после этого враг будет днем осквернять тебя нечистыми помыслами, а ночью показывать тебе непристойное кино и осквернять тебя»8. Стоит добавить, что Старец обращается здесь к духовно не укреплённым христианам и имеет ввиду келейную молитву. Представляется, однако, что для нас современных христиан этот совет очень актуален и распространяется не только в отношении молитвы за людей, имеющих плотские грехи. Думаю, что у многих из нас есть свой опыт молитвы за людей, борющихся с определенными страстями, и ощущение того, как обеспокоенные нашей молитвой бесы начинают обращать внимание на нас вместо своих прежних подопечных.

Говоря об аскезе, стоит сказать, что её главная задача — это отсечение своеволия, очищение ума, познание самого себя и как следствие — приобретение единственно правильного способа мышления, которое на христианском языке называется смирением. Старец Паисий подчеркивает, что «аскеза — это вспомогательное средство для освящения души», а не самоцель, она лишь помогает «почувствовать свою греховность, ощутить великую нужду в милости Божией»9.

В своих размышлениях о подвиге Старец Паисий неизменно на первое место ставит послушание и духовное рассуждение, так как послушание — помогает подвижнику в сотрудничестве со своим наставником отсекать собственную испорченную грехом волю, а рассуждение даёт возможность определить рамки подвига и идти прямым безопасным царским путём, избегая крайностей — с одной стороны прелести, которая рождает гордыню и с другой стороны уныния и его дочери — отчаяния.

Старец советует христианам обращать максимальное внимание на внутренние движения души, на искоренение борющих нас страстей, на трезвение ума, на обретение смирения и любви. В тоже время на пост, бдение, поклоны и на другие внешние подвиги он учит нас смотреть, как на важные, но все же второстепенные, вспомогательные средства. «Слежение за собой приносит больше пользы, чем молитва и духовное чтение» — так говорит Старец Паисий. Он призывает нас следить за органами чувств, удаляться от легкомысленного и душевредного общения, от рассеивающих ум развлечений, избегать развращающих душу впечатлений. При этом его советы почти всегда ярки, метки, хлестки и окрашены неповторимым юмором. Вот, например, что он пишет: «Полезнее, если у тебя нет работы и ты не можешь использовать свое время для духовных занятий, пойти на свиноферму, уподобиться свиньям, вываляться вместе с ними в грязи, а затем вернуться домой, помыться, сменить одежду и почувствовать облегчение после душа, чем соблазниться и пойти в бар или на дискотеку, чтобы твоя душа вывалялась в грязи удовольствий, с тяжелым чувством вернуться домой и потом ощущать в душе этот ад и тяжесть сердечную»10.

Помимо молитвы и аскезы, Паисий Святогорец уделяет большое внимание также духовному чтению, которое помогает нам разогреть духовный мотор нашей души, помогает настроиться на молитву и вообще изменяет наше сознание, перестраивая его с мирского и грехолюбивого на духовный и боголюбивый лад. Старец Паисий считает, что чтение должно соответствовать нашему духовному возрасту. Так, новоначальным он советует воздержаться от чтения Ветхого Завета и догматических книг, так как они могут быть ими неправильно поняты. Всем же христианам без исключения он рекомендует читать Новый Завет, Жития святых, «Отечник», «Эвергетинос», «Лествицу», «Невидимую брань», Ефрема Сирина и «Лавсаик». Самым любимым чтением самого Старца в течении всей его жизни были труды аввы Исаака Сирина. С его книгой он не расставался даже во сне и клал её под подушку. Естественно, что творения Исаака Сирина он также рекомендовал читать, считая, что он «помогает понять более глубоко смысл жизни и изгнать из себя все виды комплексов, если они есть»11.

Рекомендуя для чтения отеческие книги, Старец настаивает, чтобы мы были осмотрительными в отношении книг некоторых современных авторов, которые, по его словам «только дают своим книгам громкие названия, чтобы вызвать духовный интерес, но от их чтения лишь устаешь, как корова, когда ее ясли полны соломы, устает целый день жевать и в конце концов не дает и стакана молока»12. Понятно, что такие книги, о которых говорит Старец, приводят к духовному бесплодию, а иногда и к духовному повреждению читателя.

Перед чтением Старец советует помолиться хотя-бы пару минут, чтобы Бог просветил нас и мы могли бы понять божественные мысли, а во время чтения обращать внимание не на объём прочитанного, но на то, чтобы понимать и запоминать прочитанное. Самым же главным плодом духовного чтения Старец считает то, чтобы мы старались исполнять прочитанное, постепенно «подталкивая себя к жизни Святых Отцов»13.

И последнее о чём хотелось бы сказать, о чём также очень серьёзно размышлял и писал Старец Паисий. О том, что даже Бога ставит в неудобное положение — о равнодушии и о духовной теплохладности. Ведь не случайно Господь говорит нам в Своём Откровении: «ты ни холоден, ни горяч; о, если бы ты был холоден, или горяч! Но, как ты тепл, а не горяч и не холоден, то извергну тебя из уст Моих»14. В самом деле когда человек определился в выборе своего пути — идти к Богу или от Него, тогда и Бог может соответственно действовать, уважая нашу свободу. Тогда Бог или напрямую помогает человеку идти к Нему или же вразумляет его посредством попускаемых искушений, пытаясь помочь человеку скорректировать свой выбор в пользу Бога во имя блага самого же человека. Однако, пока человек сам не сделает свой окончательный выбор, тогда даже Бог не может помочь такому человеку, находящемуся в состоянии двоедушия и внутренней неопределенности, когда человек попеременно пытается служить, то Богу, то маммоне.

Старец Паисий говорит о том, что «безразличие к Богу приводит к безразличию ко всему остальному, приводит к распаду»15. Он пишет, что «вера в Бога — великое дело. Человек служит Богу, а затем любит своих родителей, свой дом, своих родных, свою работу, свою деревню, свою область, свое государство, свою Родину. Тот, кто не любит Бога, своей семьи, тот не любит ничего»16. Таким образом, равнодушие приводит не только к личной духовной смерти, но и в конечном итоге к деградации общества, к демографической и национальной катастрофе.

Старец выделяет две основные причины равнодушия: во-первых, господствующий в обществе дух эгоизма, когда никто не хочет жертвовать чем-то ради другого и, во-вторых, нежелание идти на конфликт с другими людьми и в первую очередь с устоявшимся общественным мнением, даже в случаях явных богохульств. Примеры подобного равнодушия сейчас мы видим на каждом шагу. Старец призывает к решительным действиям по искоренению духа теплохладности в христианах. Он говорит: «Если христиане не станут исповедниками, не противостанут злу, то разорители обнаглеют ещё больше… Первые христиане были крепкие орешки: они изменили весь мир. И в византийскую эпоху — если из церкви забирали одну икону, то народ протестовал. Христос претерпел распятие для того, чтобы нам воскреснуть, а мы безразличны! Если Церковь молчит…, тогда кто же будет говорить?»17.

В завершении следует сказать — Старец Паисий — это великий воин Христов и он оставил нам доброе Предание в духе Святых Отцов. Он оставил нам прекрасное духовное наследство для того, чтобы мы могли успешно воевать и с помощью Божией благодати победить лукавых противников нашего спасения. И теперь наша задача — не забывать об этом наследстве, использовать его в своей жизни. Предание Старца пока ещё мало изучено, но уже сейчас позволяет поставить его в один ряд с великими Отцами Церкви. Искренне благодарю организаторов конференции за эту возможность внести свою лепту в дело сохранения памяти и наследия Паисия Святогорца, горячо любимого христианами по всему миру. Моё пребывание в этой аудитории расцениваю, как незаслуженную милость Божию. Верю, что молитвы Старца Паисия станут весомым вкладом в деле спасения всех его почитателей.


1 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том I. С болью и любовью о современном человеке. «Святая Гора». Москва. 2004. С. 372.

2 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. «Святая Гора». Москва. 2003. С. 355.

3 Там же. С. 356.

4 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. «Святая Гора». Москва. 2003. С. 357.

5 Беседа о смысле христианской жизни преп. Серафима Саровского с Мотовиловым. http://www.smisl-zhizni.ru/o-smisle-zhizni/85-prepodobni-serafim

6 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

7 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

8 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

9 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

10 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

11 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

12 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

13 Старец Паисий Святогорец. Письмо к новоначальным монахам. Электронная версия с сайта: http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/paisii_s/letters1/contents.html

14 Откр. 3, 15−16

15 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. «Святая Гора». Москва. 2003. С. 35.

16 Там же.

17 Старец Паисий Святогорец. Слова. Том II. Духовное пробуждение. «Святая Гора». Москва. 2003. С. 41.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru