Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 12−19 мая. — Обращение к СМИ. — Информационные «ягодки». — Корыстное миротворчество. — На паспорт — в ушанке. — Национальная идея. — Большая семья. — Чудотворные иконы. — Святитель Игнатий.
В начале прошлой недели, 6 мая, Православная Церковь поминала усопших. Именно на этот день в нынешнем году пришлась Радоница. На сайте «Newsru.com» подробнее рассказывается об этом дне: «Радоница отмечается на девятый день после Светлого Христова Воскресения, в так называемый Фомин вторник. В народной традиции этот день иногда зовется Пасхой усопших. Во всех православных храмах сегодня совершаются заупокойные богослужения — панихиды, после которых принято ездить на кладбище, чтобы посетить могилы родных и близких». По сообщению сайта «Регионы России» со ссылкой на комментарий клирика Екатеринбургской епархии, «Церковь считает разумным сделать Радоницу государственным праздником». Также в этот день Русская Православная Церковь почитает великомученика Георгия Победоносца. В сообщении «Newsru.com» также вскользь указывается на то, что и российские католики отмечают этот праздник. При этом автор сообщения не указывает, что католическая церковь в 1969 г. приняла решение о деканонизации св. Георгия Победоносца. Об этом можно прочитать на «Православной странице Николая Ардабьевского»: «Обоснованием» для такой акции послужила «чрезмерная легендарность» жития великомученика, в первую очередь, из-за обилия чудес св. Георгия, в нем описанных. Кроме того, в западной «исторической литературе» нет-нет, да и проскользнет сомнение: а был ли воин Георгий вообще на свете?… А для желающих все же, несмотря на деканонизацию, почитать св. Георгия был придуман совершенно оригинальный выход. В католической литургике есть такой термин — «святые, празднование памяти которых не обязательно». Именно в эту категорию и попадает св. Георгий: «в официальных российских католических календарях (например, в месяцеслове, опубликованном при новом русском издании Миссала) нет и следа этих деканонизаций, а память святого Георгия Победоносца так и вообще отмечена как праздничный день, да еще и с предписанием (в целях экуменического сотрудничества) совершать ее вместе с православными братьями, т. е. 6 мая по католическому календарю». Краткий пересказ жития великомученика можно прочитать на сайте «Православной газеты». Там же поясняется и возникновение особого иконописного образа святого, изображаемого верхом на коне и держащего в руке копье, которым Георгий Победоносец поражает змея. Самой важной темой прошедшей недели стало заседание Священного Синода Русской Православной Церкви. Оно состоялось 7 мая. Журналы прошедшего заседания Синода можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Впервые полная стенограмма заседания Синода появилась сразу после его завершения, и с Патриаршего сайта эта информация перекочевала в другие СМИ. Конспект основных решений был позднее представлен и на официальном сайте Русской Православной Церкви. На сайте общества «Радонеж» кратко рассказывается о ходе заседания: «7 мая в Патриаршей рабочей резиденции в Чистом переулке Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II возглавил заседание Священного Синода Русской Православной Церкви… Заседание Синода началось с доклада митрополита Крутицкого и Коломенского Ювеналия об итогах работы возглавляемой им Синодальной Комиссии по канонизации святых. Во второй половине дня, по окончании заседания, запланированы встречи предстоятеля Русской Православной Церкви с митрополитами Санкт-Петербургским и Ладожским Владимиром и Таллинским и всея Эстонии Корнилием». По сообщению сайта «Newsru.com» «Синод принял в юрисдикцию РПЦ девять новых русских общин за границей»: «в состав РПЦ вошли русские православные общины испанского острова Тенерифе (Канарские острова), португальского города Порто, французского Бордо, трех немецких городов (Киль, Шверин и Пфорцхайм), а также новообразованные русские приходы в Швеции (города Ветерос, Ума и Упсала)… Кроме того, Священный Синод одобрил предложение Патриарха Алексия II объединить западноевропейские епархии, входящие в состав Московского Патриархата». Также кратко говорится и о других решениях Синода. Однако наибольшее внимание как церковных, так и светских СМИ привлекло решение о кадровых перестановках в Русской Православной Церкви: «На одну из самых больших южных епархий — Ставропольскую и Владикавказскую переведен епископ Магаданский и Синегорский Феофан. Он заменил скончавшегося недавно митрополита Гедеона. На Магаданскую кафедру назначен бывший епископ Корсунский Гурий (Шалимов). На территории Казахстана создан Митрополичий округ, в который вошли три местных епархии. Его поручено возглавить митрополиту Мефодию, который ранее был правящим архиереем Воронежской и Липецкой епархии. Митрополитом Воронежским стал митрополит Солнечногорский Сергий, сохранив обязанности Управляющего делами Московской Патриархии. Архимандрит Лонгин (Корчагин), настоятель подворья Троице-Сергиевой лавры в Москве назначен епископом Саратовским и Вольским. А архимандрит Вениамин (Зарицкий), наместник Никольского Угрешского монастыря назначен викарным епископом Люберецким; он станет помощником Патриарха в Московской епархии. Возведение их в сан епископов состоится в ближайшее время». Информационный портал «Страна.Ru» посвятил два материала заседанию Синода. В первом, названном «Синод РПЦ принял решения по кадровым вопросам» просто рассказывается говорится о кадровых назначениях. Во втором материале «Синод Русской Православной Церкви выслал Немцова в Казахстан» предпринята попытка анализа принятых Синодом решений. Автор Мария Свешникова называет решения Синода «бесславными»: «Самым тенденциозным оказалось решение по поводу перевода митрополита Воронежского и Липецкого Мефодия в Казахстан… Митрополит Мефодий давно зарекомендовал себя в Москве как человек слова, он в значительной мере обладает дипломатическими навыками… Однако с его выводом из епархии остается значительное число нерешенных вопросов. В первую очередь, это разделение епархии на две кафедры. Нет сомнений в том, что митрополит Сергий, которому отошла Воронежская часть бывшей епархии, справится с хорошо налаженным аппаратом. Но определенное недоумение вызвало решение Синода поручить новообразованную Липецкую епархию викарному епископу Задонскому Никону (Васину)… И все же самым тяжелым ударом стал вывод владыки с поста председателя Макариевского фонда, который проводит конкурс на церковно-исторические темы по всей России. По Уставу Фонда, утвержденному тремя сопредседателями — Русской Православной церковью, Российской Академией наук и мэрией Москвы — решение о назначении (или снятии) его председателя принимает комитет фонда, в который входят соответственно Патриарх Алексий II, глава РАН академик Юрий Осипов и мэр Москвы Юрий Лужков. В данном случае Синод взял на себя функцию, совершенно ему не принадлежащую. На сегодня можно говорить о том, что конкурс находится под угрозой срыва, идет первый тур, самое напряженное время…» В статье Станислава Крылова «Синод удалил преемника от патриарха», размещенной на сайте «Газеты.Ru», рассматривается только одно решение Священного Синода — о назначении митрополита Мефодия (Немцова) главой первого Митрополичьего округа в Казахстане. Как утверждает автор, «таким образом, один из влиятельных иерархов, которого прочили в преемники Алексия II, теперь надолго окажется вдалеке от московских интриг». Сначала автор рассказывает о личности митрополита Мефодия, отмечая, что «Немцов считался одной из самых влиятельных фигур в руководстве церкви». Затем автор предполагает, что подобное кадровое решение, — ни что иное, как удаление одного из конкурентов на Патриарший престол. Также автор обращается за комментариями в Макарьевский фонд и Историко-правовую комиссию, однако там говорить о новом назначением митрополита Мефодия отказываются, «ссылаясь на то, что «ситуация пока не ясна». Затем, Станислав Крылов транслирует мнение «неназванного источника в Московской патриархии»: «все это происходит в рамках реструктуризации церкви. С советских времен в России были огромные, в несколько областей, епархии. Сейчас их уменьшают. На территории же бывших суверенных государств для удобства управления епархии объединяют под одно руководство». Большинство СМИ однообразно трактует новые назначения: «Кирилл поборол Мефодия», «Мефодия выслали в Казахстан, чтобы уменьшить число претендентов на кресло Алексия II» и т. д. Но самую разухабистую статью по поводу прошедшего Синода разместила газета «Московский комсомолец». Она называется «Орденоносный самбист». Автор Сергей Бычков полностью посвящает ее обсуждению личности митрополита Кирилла, который, по его мнению, «рвется к власти». Очевидно, что статья, вышедшая после заседания Синода, писалась до его начала, поскольку в ней содержатся предположения, никак не оправдавшиеся в реальности. На прошедшей неделе появился еще один, не менее интересный документ. Он напрямую касается духовного развития нашей страны. Документ этот называется «Обращение Комитета по культуре и туризму Государственной Думы Федерального Собрания Российской Федерации к деятелям культуры, науки, искусства, к руководителям ведущих конфессий, мировой духовной общественности, ко всем светлым силам планеты, апрель 2003 г.» и прочитать его полностью можно на сайте «Государство и религия». Коротко смысл этого документа заключается в том, что комитет по культуре и туризму Государственной Думы РФ озаботился распространением вероучения оккультно-религиозной секты Рерихов. В обращении «ко всем светлым силам планеты» (хотелось бы увидеть поименный список таковых) председатель Комитета по культуре и туризму Н.Н. Губенко эмоционально и пространно взывает к «духовной элите человечества». Не будем здесь обсуждать фашистскую природу подобного деления человечества на духовную элиту и, видимо, «духовное быдло», к которому г-н Губенко не обращается. Просто ознакомимся с тем, к чему призывает нас комитет Государственной думы: «давайте сомкнем наши ряды. Мы приглашаем… стать участниками Учредительного съезда Всемирного Духовного Форума… Пришло время именно нам решительно поднять над нашей хрупкой планетой Знамя Мира… Миру предстоит вернуться к великой идее Н.К. Рериха, выступившего с инициативой принятия мировым сообществом Международного мирного договора, охраняющего сокровища науки, искусства, образования, религий, другие общепризнанные достояния мировой культуры под международно-признанным флагом… Знамя Мира должно быть поднято над соборами, музеями, библиотеками, университетами, школами, научными и просветительными учреждениями и прочими культурными центрами… Ибо для нас как никогда очевидно, что краеугольный камень будущей культуры покоится на Красоте и Знании. И над всем этим нависла огромная опасность… Мы очень надеемся на то, что деятели науки, культуры, искусства, руководители государств и общественных организаций, духовных школ и религиозных конфессий, все люди доброй воли, обеспокоенные нынешней ситуацией в мире, откликнутся на наш призыв подняться над разъединением и встать под Знаменем Мира во имя спасения человечества». При этом г-н Губенко, государственный чиновник, явно злоупотребляющий своим служебным положением, не стыдится взывать к «Великим Иерархам мира», к руководителям разных конфессий с призывом поучаствовать в рериховском движении и поднять над своими храмами оккультное знамя мира. Мол, ради «Общего Блага» и «славного Будущего», а также во имя «спасения человечества» и всеобщей «толерантности», можно и поступиться принципами. Однако отечественных «правозащитников» данный факт нарушения светскости государства, а также явного использования служебного положения не волнует. Почему? Потому что сейчас «правозащитники» очень заняты. Они начали очередной раунд борьбы с учебником «Основы православной культуры». Так как засудить автора учебника Аллу Бородину им пока не удалось, они обвинили во всех бедах московскую прокуратуру. По мнению движения «За права человека» (создается впечатление, что это какой-то один человек, нам пока неизвестный, за права которого вышеназванные «правозащитники» активно борются), «московская прокуратура фактически открыто стала на защиту ксенофобных средневековых предрассудков», содержащихся в учебнике Аллы Бородиной «Основы православной культуры». «Старший прокурор Московской городской прокуратуры по надзору за исполнением законов о федеральной безопасности и межнациональных отношениях В.В. Рыбалка в своем отзыве на одну из кассационных жалоб движения «За права человека» заявил: «Требовать привлечения к уголовной ответственности автора и других лиц, связанных с изданием «Основ православной культуры», так же абсурдно, как требовать посадить за решетку всю Русскую Православную Церковь и само мировое христианство». В то время как комитет Госдумы по культуре полностью погружен в проблемы рериховского движения, в Суздале обрушилась древняя стена Спасо-Евфимиева монастыря. Сообщение об это появилось на Патриаршем сайте: «Утром 7 мая рухнула часть стены, расположенная над речкой Каменкой. Обвал произошел около северо-западной промежуточной башни с воротами… Стены и башни монастыря были отремонтированы только у парадного входа, а береговую линию укрепляли только на юго-западном углу крепости. Северо-западный угол сооружения остался незакрепленным. Теперь на укрепление берега Каменки, фундамента стены и ее полное восстановление потребуется не менее 10 млн руб. …Всего же во Владимирской области около 3 тыс. памятников архитектуры и истории. Все они нуждаются в неотложном ремонте, поскольку средств на эти цели не выделялось почти 10 лет». В этом году в пяти самарских средних общеобразовательных школах появятся свои домовые церкви. Об этом было объявлено на первой службе в церкви Кирилла и Мефодия, открытой в средней школе N 54. Однако автор статьи «Школам — храмы, школярам — рок-библию» Валерий Кузнецов сильно переживает по этому поводу, и свои переживания преподносит читателям газеты «Время МН». Автор категорически не согласен со словами архиепископа Самарского и Сызранского Сергия о том, что «открытие в школах собственных храмов — это путь к духовному возрождению не только Самары, но и всей России». Он авторитетно, словно бы были проведены специальные исследования, заявляет: «Если так дела пойдут и дальше, похоже, что совсем скоро грамматика и арифметика отойдут у школяров на второй план». Затем, поведав о рок-концерте «на библейские темы», автор заканчивает статью мрачно и предсказуемо: «Благими намерениями вымощена дорога именно в ад. И больше никуда». Стоит отметить журналистское мастерство автора, изящно манипулирующего расхожими штампами. Журнал «Итоги» опубликовал на прошлой неделе интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II журналу. Автор Константин Волков, назвав интервью «Вызовы века сего», ставит в нем вопросы, наиболее интересующие светские СМИ. В частности, поднят вопрос визита Папы Римского в Россию и возможного примирения двух Церквей. На это Патриарх Алексий II отвечает: «На пути нормализации нынешних отношений Русской Церкви с Ватиканом стоят две проблемы — католический прозелитизм в России и политика гонений на православных верующих, осуществляемая униатами в западных областях Украины. Осуждая на словах недопустимую в отношениях Церквей-Сестер прозелитическую практику улавливания душ и переманивания паствы, католические священники ведут на территории страны с тысячелетней христианской традицией и собственной христианской Церковью активную миссионерскую деятельность. Что касается нарушений прав наших верующих греко-католиками на Украине, то там были практически разгромлены три православные епархии — Львовская, Тернопольская и Ивано-Франковская… Можно только сожалеть о том, что руководство Ватикана недальновидно приносит в жертву своим узко прагматическим, сиюминутным интересам будущее православно-католического диалога и совместного свидетельства о христианских ценностях перед лицом современного мира». Также поднят вопрос о финансовой стороне существования Церкви, о возвращении Церкви части земель, на которой расположены сегодня церковные постройки. Не остается без внимания и проблема взаимоотношений Церкви и государства. Патриарх Алексий отмечает, что «сегодня не приходится говорить о каких-либо трениях между Церковью и государством и тем более — о контроле над внутрицерковной жизнью со стороны светской власти. … Вместе с тем было бы преувеличением сказать, что в наших взаимоотношениях с государством нет нерешенных вопросов… Опыт показывает, что подобные вопросы лучше всего решаются при свободном и прямом взаимодействии Церкви с разными ветвями власти на всех ее уровнях». Далее Патриарх указывает на нежелательность создания «некоего государственного органа, в ведении которого находились бы вопросы, связанные с религиозной жизнью», отмечая, что подобный негативный опыт в истории отношений Церкви и государства уже был. Кроме того, в интервью затрагиваются вопросы миссионерского служения Церкви. Говоря о тенденциях «осовременивания» Церкви, Патриарх Московский и всея Руси отмечает: «Следует помнить, что строй жизни Церкви исторически имеет очевидную тенденцию к преемственному постоянству и внутренней стабильности. Уподобляясь Самому Богу, она пребывает неизменной на протяжении времен, оставаясь современной всем временам. Православная Церковь как Церковь древней христианской традиции уделяет большое внимание тому, чтобы не пресеклось и было сохранено для будущего великое духовное преемство, связующее нас через тысячелетия с ближайшими учениками и последователями Спасителя… Вместе с тем жизнь Церкви постоянно обновляется, ибо Церковь призвана отвечать на все новые вызовы сменяющих друг друга эпох, благовествуя Слово Божие изменяющемуся миру и человеку. Прежде всего имеются в виду и формы проповеди, и методы миссионерского служения и осуществления пророческого призвания Церкви в обществе. Но это не имеет ничего общего со стремлением покорить Церковь духу века сего, насильственно «модернизировав» ее привычный для верующих всех поколений уклад просто из пристрастия к осовремениванию всего и вся». Также текст интервью журналу «Итоги», не содержащий некоторых «политкорректных купюр» и имеющий несколько иное построение, можно прочесть на сайте «Седмица.Ru». Журналиста «Итогов» в первую очередь заинтересовала тема визита в Россию Папы Римского. Этот интерес — показателен. Тема с возвращением иконы Казанской Божией Матери и связанным с этим гипотетическим, но столь вожделенным, визитом Папы в Россию уже третью неделю держится на российском информационном поле. Причем, без какой-либо «информационной подпитки», то есть, появления новых фактов и тем. Следовательно, подпитка темы идет финансовая, причем достаточно масштабная. Это подтверждается появлением статей на эту тему в ряде изданий, мало интересующихся проблемами межцерковных отношений. Так, газета «Коммерсант» размещает на прошлой неделе аж две статьи, посвященных этой теме. Первый материал — «Икона не сотворила чуда», написанный Оксаной Алексеевой и Павлом Коробовым, повествует о прошедшей искусствоведческой экспертизе, доказавшей позднее написание образа. Также в статье рассказывается о том, как и откуда возникла идея визита: якобы «тема возможного приезда папы римского поднималась в разговоре президента России Владимира Путина с итальянским премьер-министром Сильвио Берлускони во время визита господина Берлускони в Россию в феврале этого года — и «даже оговаривались какие-то даты». Странно только то, что вместо Касьянова, ранее упоминавшегося во всех информационных сообщениях, в «Коммерсанте» фигурирует Путин. Также приводится комментарий на эту тему, данный заведующим службой коммуникаций Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии Виктором Малухиным. Вторая статья принадлежит перу Павла Коробова. Она названа «Казанская Богоматерь подвела папу своим происхождением». Автор расспрашивает о том, как проходила экспертиза члена комиссии с российской стороны Сергея Кравца. «Экспертиза происходила в несколько этапов. Сначала была экспертиза искусствоведческая, визуальная. Икону осмотрели и зафиксировали, какой у нее футляр, на какой доске она написана. Потом началась техническая экспертиза; икону подвергли осмотру в инфракрасном излучении и взяли пробы. Все это происходило на наших глазах, с нашим участием. Поэтому нелепо говорить о том, что Ватикан пытается подсунуть нам что-то не то, а российские эксперты выполняют политический заказ… изначально было ясно, что это не та Казанская икона 1579 года, которая была украдена из Казанского собора в Москве 1904 году…» Эксперты пришли к выводу, что это икона середины XVIII века: «Создана она вне Москвы и Петербурга, то есть не в центральных мастерских. Скорее это провинциальное письмо. Икона явно писалась под оклад, лики прописаны гораздо лучше, чем одежда и фон». Также эксперт отмечает, что по поводу исследуемой иконы «уже сказано много неправды»: «Например, Ватикан никогда не говорил, что хочет передать именно икону XVI века. И российская сторона никогда не утверждала устами экспертов, что эта икона 1579 года. А то, что некоторые журналисты и некоторые политики от незнания говорят, что в Ватикане находится икона XVI века, на самом деле говорит о том, что они не представляют себе, что такое Казанская икона Божией Матери, ведь в каждом храме есть свой список Казанской Божией Матери. По художественному письму она не уникальна. Она уникальна по окладу, который свидетельствует об очень бурной истории почитания». Также о выводах экспертной комиссии сообщает агентство «Интерфакс»: «Хранящаяся в Ватикане Казанская икона Божией Матери не является подлинной — российские эксперты». На сайте «Политком.Ru» опубликована статья Дмитрия Волгина «Папа должен искать другой повод», также посвященная данным искусствоведческой экспертизы. Причем, пересказав уже известную читателям информацию о выводах комиссии, автор заявляет, что, оказывается, это Русская Православная Церковь не желает признавать икону «подлинной». Автору стало известно, что «представители РПЦ затаили обиду» и «того, что у Папы в личных палатах хранится православная икона, которую к тому же он лично пожелал вернуть в России, им, видимо, недостаточно». Автор заявляет, что «для православных иерархов всегда был мучительным вопрос о диалоге двух церквей, двух культур», каковой, видимо, для Дмитрия Волгина является элементарным. Все объяснения нежеланию православных принимать Папу на российской земле автор видит лишь в примитивной «конкуренции». Между тем, Католическая Церковь, по-видимому, пытается изобразить лояльность и миролюбие по отношению к Православию. В Риме начинается строительство первого православного храма. Об этом сообщает РИА «Новости». На согласование этого проекта ушло четыре года, если не считать предыдущих веков, когда строительство православных храмов на территории Рима было просто запрещено. «Церковь возводится по проекту российского архитектора Андрея Оболенского. Она будет построена на высоком холме, с которого открывается вид на главный католический храм — собор Святого Петра. Когда строительство будет закончено, церковь будет доступна для всех православных верующих». Естественно, что на этот проект возлагаются разного рода политические надежды: Российский посол в Риме Николай Спасский указал, что «МИД России рассматривает строительство храма не только как религиозный проект, но и как важное политическое дело». Строительству православного храма в Риме посвящен материал НТВ «Понтифик хочет успеть посетить Россию». Сначала речь снова идет о Казанской иконе Божией Матери, вопрос о возвращении которой остается нерешенным, затем же автор касается начатого в Риме строительства: «Папа сейчас чувствует себя лучше… Но сколько осталось 82-летнему первосвященнику здоровья и лет жизни? С заветной мечтой посетить Россию надо спешить. И поэтому не только в Ватикане предпринимаются все меры… В Италии после многолетних трудностей получено согласие на возведение православного храма». Далее рассказывается о самом храме, а также о роли министра Игоря Иванова в получении разрешения на строительство храма: «Как бы то ни было, роль Иванова в этом проекте — его активно поддерживает Путин — трудно переоценить. Официально министр не вмешивается в дела, связанные с возможным визитом Папы. Но не секрет, что еще со времен Горбачева и Ельцина, пославших Папе приглашение, наши власти весьма заинтересованы в приезде Понтифика. Последнее слово, однако, остается за Патриархом всея Руси». Создается впечатление, что и Путин и Иванов, вместе с уже отошедшими от власти Ельциным и Горбачевым, а также все «наши власти» ждут, не дождутся визита Папы. Автор использует прием преувеличения значения проблемы папского визита в Россию за счет ложного утверждения о всеобщем ожидании. Нужно это для того, чтобы у зрителя или читателя сложилось впечатление, что Патриарх Московский и всея Руси противостоит как властям, так и внешнеполитическому курсу России. На сайте «Радонежа» поднята другая, внутренняя, проблема бытия современного православного человека. А именно — «Страсть по старцам». Автор Людмила Ильюнина анализирует развившуюся сегодня в православной среде любовь к посещению старцев и спрашивает: «Не заменяет ли это настойчивое стремление побыстрее разрешить все проблемы при помощи старца, — внимательного и терпеливого ожидания проявления воли Божией в самих событиях жизни?». «В наши дни появилось настоящее духовное искушение (или даже болезнь) — мода на паломничества к старцам. А результат: может быть и неосознанное пленение тщеславием… Один батюшка, иеромонах сказал мне, что сталкивался с тем, что «страсть по старцам» рождается из-за дурного недоверия к священству. Это распространено особенно среди начитавшихся духовной литературы молодых людей. Они строят идеальные представления о духовной жизни и хотят чего-то «самого высокого», и приходской священник их перестает удовлетворять… Да в прежние времена именно из старческого окормления родилось духовническое служение, а теперь старцев превратили в оракулов, общественных деятелей». В качестве примера автора приводит «болезненное проявление «страсти по старцам» … после блаженной кончины старца Николая Залитского»: «Его именем пытаются «продвинуть» канонизацию Григория Распутина». Вывод из всего вышеизложенного автор делает следующий: «страсть по старцам», как и всякая страсть разрушительна, она ведет к разделениям, расколам, нестроениям. Потому будем любить, почитать старцев, смиряться и благоговеть перед ними, почитать их память, но более всего будем смиряться перед Господом, никем и ничем не будем заслонять Его святого лика. Будем бояться духовных подмен — самого главного искушения нашего времени». На сайте «Русской линии» рассказывается и о другой «духовной подмене» нашего времени: «Вальпургиевой ночью» в Петропавловской крепости завершилась Неделя Швеции в северной столице». «В ночь с 30 апреля на 1 мая на пляже у Невы, на фоне дворцового Санкт-Петербурга, впервые за всю историю города был разожжен традиционный костер «шабаша ведьм». Собравшиеся вокруг него гости, приглашенные дипкорпусом Швеции, пили пиво, закусывали сосисками и слушали хор полицейских этой страны… Пиршество шведов на берегу Невы как одно из важных событий дня показал телеканал «Петербург». Сюжет сопровождался комментарием о том, что Вальпургиева ночь — аналог колдовского Майского Кануна и отмечается ночью 30 апреля «в ознаменование расцветающей весны». Однако, полагает автор сообщения, дело даже не в почитании монахии Вальпургии: «Нынешним любителям вспомнить в эту дату о ведьмах, скачуших на метлах, очевидно, не столь дорога сама Вальпурга, сколь желанна мечта освоить берег, с которого русский император Петр Алексеевич 300 лет назад пообещал: «Отсель грозить мы будем шведам!"… В будущем году коммерческий проект обещает стать еще масштабнее. На Заячьем острове, где государь Петр Великий освящал землю и служил молебен на основание святого города, отмечают чужие праздники, пили, пьют и будут пить пиво». Но пока еще есть как на нашей земле, так и за рубежом благодатные места. Об одном таком — «горном монашеском крае в центре» Греции, называемом Святые Метеоры, — рассказывает в статье «Лестница в небо» автор журнала «Русский предприниматель» Ольга Решетникова. «Уже с IX века в пещерах и скитах начинают селиться отшельники. А в XIV веке на высокой (около 416 м) и самой большой по площади скале св. Афанасий Метеорский создает первую мужскую обитель. Скалы, как бы соединившие небо с землей, он назвал Метеорами — «Парящими в воздухе», а первый монастырь — Великими Метеорами. В период своего расцвета в XVI веке в Метеорах было 24 монастыря и множество скитов, пещер, столпов… Сейчас здесь действует 6 монастырей, которые открыты для посещения». Автор повествует о посещении одного из монастырей этого края — Свято-Троицкого и знакомстве с игуменом монастыря. На сайте «Правда.Ru» опубликован материал, приуроченный к прошедшей Пасхе, и посвященный Туринской Плащанице: «Пятое Евангелие» Христа». В статье рассказывается о том, что такое Плащаница и о ее «перемещениях» по миру. Также в этой публикации можно узнать о тех исследованиях, которые проводились и проводятся для изучения Плащаницы. «И всё-таки более значительно, что перед нами не простой отпечаток, а личное свидетельство Самого Христа. Плащаница запечатлела на себе то, что Он Сам записал для нас. Это подлинная картина страданий и смерти и одновременно комментарий к лаконичным словам Евангелия. Раскрыт точный смысл каждой евангельской фразы с ужасающей ясностью. Плащаницу назвали Пятым Евангелием, так как она несёт весть не только о смерти, но и о победе над смертью… И учёные во множестве своих заключений приходят к одному — доказательства жизни, смерти и воскресения Христа неопровержимы. Многие в процессе исследования становились верующими». «Он явил Себя живым по страдании Своём со многими верными доказательствами», — пишет апостол Лука. И апостольское свидетельство, и свидетельство ученых объединяются в едином возгласе: Христос Воскрес!» В воскресенье, последний день прошедшей недели, православные христиане отметили День святых жен-мироносиц. Именно этот день — воскресенье третьей недели после Пасхи может считаться православным женским днем. «Именно жены-мироносицы, в отличие от многих других учеников Христа, смогли первыми, победив свои печали и сомнения, прийти к гробнице Спасителя. Именно им первым открыл Ангел радостную весть о воскресении Христа». Более подробный материал об этом днем опубликован на сайте «Православной газеты»: «Жены-мироносицы шли за Христом на Голгофу и не отходили от Креста, несмотря на злобу книжников и старейшин, воинов и кричащего народа. Это они были свидетельницами Крестной смерти Спасителя и видели, как померкло солнце и сотрясалась земля, когда Христос умер на Кресте. Первыми они пришли и ко Гробу Господню — еще затемно. Пришли несмотря на то, что им было не под силу сдвинуть громадный камень, закрывавший вход в пещеру, где был погребен Спаситель. В их сердцах горела чистая, святая любовь к Богу и именно одной из них, святой Марии Магдалине, первой явился Господь после Воскресения Своего». «В этот день Церковь прославляет всех православных женщин, которые и сегодня следуют за Христом, сохраняют в своих сердцах христианскую веру и сеют эту веру в души будущих поколений. Мы знаем, что в трудные для нашей Церкви времена, когда вера наша была поругаема, Россия Православная выстояла только благодаря нашим бесстрашным бабушкам, передавшим семена веры своим детям и внукам. Велико и возвышенно служение женщины. Ее самоотверженным подвигом рождаемся мы в мир, ее наставлениями в детстве обретаем веру и упование на Бога, ее молитвами сохраняемся в искушениях на жизненном пути».