Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина19.11.2003 

ПО ПУТИ СБЛИЖЕНИЯ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 10−17 ноября. — Историческая встреча. — Судьба экзархата. — Возродить человека. — Сокращение штатов. — Просвещенное развращение. — Религиозная политика по-украински. — Сезонные поздравления.

Вся завершившаяся неделя прошла под знаком намеченного на 18 — 22 ноября визита делегации Русской Православной Церкви за границей в Москву. Прибывающая группа иерархов будет принята Святейшим Патриархом Московским и всея Руси Алексием II и членами Священного Синода Русской Православной Церкви. Об этом сообщает сайт «Седмица.Ru». «Главной темой встреч будет поиск путей сближения обеих частей Русской Церкви. В дальнейшем делегация РПЦЗ доложит о состоявшихся в Москве консультациях на Пастырском совещании и Архиерейском Синоде делегации Русской Православной Церкви Заграницей, которые состоятся в декабре этого года в США».
Сайт «Newsru.com» со ссылкой на ИТАР-ТАСС сообщает о том, что Патриарх Московский и всея Руси Алексий II встретится с прибывающей делегацией. РИА «Новости» называет начавшийся процесс сближения «исторически важным». Это же сообщение републиковано и на официальном сайте РПЦЗ.
Сайт «Страна.Ru» публикует интервью заместителя председателя Архиерейского Синода архиепископа Берлинско-Германского и Великобританского Марка (Арндта), в котором он рассказывает о предстоящих встречах. Он отмечает, что делегация РПЦЗ прибывает в Россию, чтобы «изучать нынешнее положение Русской Православной Церкви в целом, чтобы сделать попытку совместного обсуждения разделяющих нас вопросов. И таким образом прийти к заключению, есть ли почва, для того чтобы две части Русской Православной Церкви вступили в процесс приближения друг к другу». Также он отмечает, что планируемый в начале будущего года визит митрополита Лавра в Россию «вполне реален»: «Он принял приглашение на январь. Но мы желаем выяснить заранее, какие могут быть перспективы такого посещения». Архиепископ Марк заметил, что сегодня сложилась вполне благоприятная обстановка для диалога, однако существует ряд вопросов, которые требуют разрешения.
Сайт «Регионы России» цитирует резолюцию, принятую участниками Пастырской конференции Австралийской епархии РПЦЗ, в которой говорится о том, что «члены РПЦЗ никогда не отделялись и не отделяются от русского народа и Русской Православной Церкви, а только временно находятся в состоянии самоуправления на основании указа 362 святого Патриарха Тихона». Документ помимо 24 клириков епархии подписали первоиерарх РПЦЗ митрополит Лавр и архиепископ Иларион Сиднейский и Австралийско-Новозеландский, а также секретарь Архиерейского Синода РПЦЗ епископ Гавриил Манхеттенский.
«Мы считаем, что пришло время, когда все части поместной Русской Церкви должны собраться и путем переговоров прийти к духу и принципам Всероссийского поместного Собора 1917−1918 годов. Поскольку после последнего Всероссийского поместного Собора прошло немало времени, появилось множество вопросов, которые необходимо всесторонне изучить, мы должны вернуться к каноническим нормам соборной церковной жизни. Мы чувствуем, что этот процесс должен проходить в духе истины, христианской любви и взаимопонимания», — говорится в принятой резолюции. «Ранее аналогичная резолюция была принята на Пастырской Конференции Чикагской епархии 12 октября в Кливленде. В заявлении, которое подписали епископ Петр Кливлендский и 15 клириков епархии, отмечаются положительные перемены, произошедшие в России за последние годы и выражается надежда на скорейшее сближение с РПЦ МП и восстановление мира в Русской Церкви», — сообщает Интернет-портал.
«Газета.ru» публикует материал Германа Прохорова «Православные присматриваются друг к другу», также касающийся темы предстоящего визита. Автор пересказывает уже имеющуюся информацию о программе визита, а также останавливается на истории отделения РПЦЗ от Русской Православной Церкви, а затем отмечает: «Как пояснили в Московском патриархате, «Русская православная церковь всегда стояла за диалог. Это было сказано еще в самом начале святительства Алексия II, в последнее время он также часто говорил об этом». Автор считает, что «первый официальный визит представителей РПЦЗ в Москву можно считать первым шагом на пути объединения русских православных церквей».
Автор «Новых Известий» Михаил Поздняев в статье «Шанс для православия» в основном предпочитает пересказывать «скандальные подробности» взаимоотношений между Русской Православной Церковью и РПЦЗ, а также истории внутренних конфликтов в РПЦЗ. При этом автор отмечает, что «воссоединению расколотой русской церкви нужно только радоваться. Но при этом твердо держать в памяти, что речь идет о высокой политике, пусть и церковной». Рассказывая о перспективах, возможных после присоединения РПЦЗ к Русской Православной Церкви, Михаил Поздяев отмечает, что все высказанные им мысли не более, чем «предположения», однако «в любом случае мы накануне события, последствиями которого может стать передел церковной карты мира. Не только православной. И даже не только христианской». В связи с этим в ближайшее время вполне возможны разного рода провокации, направленные на то, чтобы сорвать предстоящие переговоры или сделать объединение неосуществимым.
Журнал «Русская мысль» продолжает обсуждение предложения Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II о создании Митрополии в Западной Европе. Автор Серафим Ребиндер в материале «О дискуссии по поводу судьбы Экзархата Западной Европы православных Церквей русской традиции и создания поместной православной Церкви в Западной Европе» считает, что дискуссия, развернувшаяся на Западе по поводу этой инициативы, до сих пор «не дошла до самого существа вопроса». Он отмечает, что «нынешнее положение никак нельзя считать удовлетворительным ни в каноническом плане, ни в плане стабильности, ни в плане самостоятельности, ни, наконец, в плане продвижения на пути к созданию поместной Церкви».
И «если мы хотим остаться верны нашему наследию, мы должны рассматривать наше будущее только с согласием Русской Церкви. Это было бы, несомненно, болезненно в том случае, если Русская Церковь предлагала бы нам просто-напросто стать одной из ее обычных епархий. Признаюсь, такое решение мне казалось бы вовсе нежелательным. Однако, к счастью, Московская Патриархия, как видно, прекрасно поняла, что теперь у нас своя собственная жизнь, которая сильно отличается от современной российской действительности… Если я правильно прочитал текст Патриарха, то там предлагается создать на базе трех русских юрисдикций автономную Митрополию, которая руководствовалась бы своими собственными правилами, иными словами, теми правилами, по которым мы живем сейчас… И, в довершение, Патриарх при этом явно определяет свое предложение в перспективе создания поместной Церкви».
Автор отмечает, что это предложение можно расценить как «историческое событие»: «это первая конкретная инициатива Традиционной Церкви навстречу созданию Поместной Церкви в Западной Европе». Кроме того, указывает Серафим Ребиндер, «нынешние действия Патриарха вполне согласуются с исторической традицией Русской Церкви». Далее автор рассуждает о том, какие конкретные шаги можно было бы предпринять для осуществления этой идеи. «я был удивлен многочисленными блеклыми и убогими откликами. Мне кажется, что подобного рода реакция была чисто эмоциональной и уже потом обросла малоубедительными богословскими аргументами. Возможно, многие не поняли, какие перспективы содержатся в письме Патриарха. Я также думаю, что многие негативные отклики вызваны глубокой и нерациональной враждой против Русской Церкви и было бы полезно проанализировать глубинные причины этой вражды», — заканчивает свой материал Серафим Ребиндер.
Агентство «Интерфакс» публикует интервью с епископом Пензенским и Кузнецким Филаретом. Владыка Филарет рассуждает о проблемах духовного образования, о строительстве и восстановлении храмов, о взаимоотношениях с властями и другими конфессиями, о школьном образовании и сохранении веры. В ходе интервью владыка отмечает, что «восстановление храмов — это очень большая и важная задача, но я всегда при этом оговариваюсь: дело не только в золотых куполах. Тяжелее всего возродить человека. Не экономику, а состояние души. Без возрождения внутренней жизни человека, без обустройства этой жизни нельзя говорить об обустройстве России».
Между тем, обустройство России далеко не всем нужно, более того, продолжают разрабатываться программы по сокращению численности как русских людей, так и россиян. На прошлой неделе, ООН сообщила о том, что к середине XXI века «численность россиян радикально сократится». Естественно, что подобные заявления на Западе не называют «программой действий», их деликатно именую «прогнозами»: «По прогнозу ООН, общая численность населения России в 2050 году будет находиться в интервале от 71 до 127 млн. человек. … Согласно прогнозу вероятность сохранения современной численности населения страны практически равна нулю. И с вероятностью 58% к середине века она окажется ниже 102,1 млн. человек. Такой же, как отмечено в докладе, численность россиян была и в 1950 году. По прогнозу ООН, к 2050 году число жителей России сократится на 28,3%. Быстрее, чем в России, население будет уменьшаться, например, на Украине — на 39,6%, в Болгарии — на 43% и в Эстонии — на 46,1% (кстати, именно Эстония является мировым лидером по сокращению населения), говорится в докладе». Также в сообщении «Интерфакса», цитирующем слова доклада ООН, указано, что падение численности населения — процесс, неизбежный и для практически всех европейских стран.
Между тем, проблемы численности населения напрямую связаны с теми программами «сексуального просвещения», которые в течение десяти лет в разных формах внедряются в наше общество. Под лозунгами борьбы со СПИДом, уменьшения числа абортов, борьбы с наркоманией детей с 12−15 лет «просвещают» и развращают. «Громким скандалом завершилась попытка челябинского городского общественного фонда «Береги себя» просветить подростков о современных способах защиты от ВИЧ-инфекции и предохранения от нежелательной беременности: родители и педагоги обвинили его в растлении молодежи. В конфликт была вынуждена вмешаться областная прокуратура», — сообщает автор «Российской газеты» Илья Изотов в статье «Баня с уксусом или контрацептивы». Свой материал автор направляет, тем не менее, не против устроителей выставки, которые имели исключительно благие намерения, а против «представителей городского собрания православных врачей и педагогов», которые и выступили против выставки.
«В конфликт двух противоположных представлений о нравственности и сексуальном воспитании вмешалась прокуратура Челябинской области. Самая первая проверка документов, регламентирующих порядок проведения нашумевшей выставки, показала: столь жесткое столкновение мнений во многом спровоцировано сомнительным с точки зрения закона приказом начальника городского управления образования Вадима Кеспикова. Фактически он придал благотворительной выставке статус обязательного общешкольного мероприятия… В результате некоторые школы в жертву сексуальному просвещению принесли уроки литературы и математики…». Автор считает, что именно административное давление помешало «безопасному проекту» выполнить свою работу. После чего автор повторяет расхожий штамп о том, что, де, именно из-за отсутствия «сексуального просвещения» «молодые родители не способны воспроизвести здоровое потомство». Интересно только одно — как же родители автора, равно как и их собственные родители, бабушки и дедушки, прабабушки и прадедушки обходились без «сексуального просвещения» и производили вполне здоровое и жизнеспособное «потомство», да еще и не в количестве одного, максимум двух детей, а по пять и шесть и более? Видимо, эту-то тайну Илье Изотову организаторы «просветительской» выставки не открыли.
Общество православных врачей выступило на прошлой неделе с заявлением «Остановить растление!», в котором говорится о том, что в последнее время ситуация вокруг СПИДа откровенно используется для пропаганды половой распущенности. «Лишь искоренение главной причины СПИДа — человеческих пороков и, прежде всего, блуда, проституции, гомосексуализма, наркомании — может привести к прекращению распространения этого заболевания. И напротив, непризнание нравственных проблем как основной причины ВИЧ-инфекции делает борьбу с ней лишенной надежды на успех».
Также в заявлении отмечено, что «с проблемой распространения СПИДа тесно соприкасается проблема борьбы с наркоманией, в которой также наметилась опасная тенденция к внедрению программы т.н. методоновой заместительной терапии. … Программа «методоновой заместительной терапии», по сути, станет первым шагом на пути легализации наркотиков в России, и мы требуем недопустить ее ратификацию Государственной Думой РФ. …Абсолютно неприемлемой как с медицинской, так и с нравственной точки зрения являются практика раздачи шприцов и программы обучения молодежи, заключающие в себе инструкции, как нужно «правильно» принимать наркотики, чтобы не заразиться СПИДом».
Авторы заявления отмечают, что «полем полового воспитания детей должна стать семья, причем проводиться оно должно в традиционной для русского православного общества целомудренной форме, с использованием уже существующих православных пособий для мальчиков и девочек» и требуют «принятия поправок к УК РФ с введением уголовной ответственности за интеллектуальное растление, ужесточения ответственности за распространение и пропаганду развращающей кино- и другой подобного рода продукции».
Внимание средств массовой информации на прошлой неделе привлекла ситуация на Украине. Как сообщает репортер «Маяка» Владимир Синельников, «в Херсонской области Украины власти отобрали храм у Русской православной церкви Московского патриархата» в пользу раскольничьей организации, которую возглавляет расстрига Филарет. «Около двух месяцев назад на сельском сходе в Калининском всего 18 человек из двух с половиной тысяч жителей этого села изъявили желание перейти под юрисдикцию расстриги Филарета, подтвердив это намерение своими подписями. Для властей области мнение этих 18 человек оказалось более весомым, нежели желание остальных жителей Калининского сохранить верность канонической православной церкви. Причины столь странного понимания права на свободу вероисповедания областная государственная администрация не объяснила, а просто перерегистрировала общину, заодно передав сторонникам Филарета и построенный на деньги общины храм Святого Михаила. Весьма важно, что на Украине в отличие от России областного самоуправления не существует. Губернаторов назначает и смещает лично президент Украины. Посему грубое пренебрежение правами верующих в Калининском вряд ли следует считать только местной инициативой. Верующих канонической церкви уже не допускают на территорию прихода, построенного на их же деньги. Настоятеля местной церкви отца Иоанна избили неизвестные лица… Так означают ли нынешние события в Херсонской области начало новой кампании травли Русской православной церкви на Украине? Ответ на этот вопрос даст суд», — считает автор.
Однако, похоже, уже можно дать положительный ответ на вопрос корреспондента «Маяка»: «после событий в Калининском Украинской Православной Церкви отказано в регистрации восьми православных общин и предписано привести свои уставы в соответствие с уставами «Киевского патриархата», — сообщает официальный сайт Украинской Православной Церкви. Более того, с момента начала конфликта вокруг православной общины пос. Калининское Великоалександровского района Херсонской области … в области не зарегистрирована ни одна православная община УПЦ. Об этом же информирует и сайт «Newsru.com».
А между тем, события продолжали развиваться: 16 ноября «после того, как настоятель православной общины в поселке Калининское Великоалександровского района Херсонской области священник Иоанн Гота совершил богослужение в частном доме прихожанки, ему предъявили обвинение в хулиганстве», — говорится на официальном сайте Украинской Православной Церкви.
За рубежом же «борьба с христианством» ведется под лозунгом прав человека и благоговения перед чувствами верующих-нехристиан. «Британский Красный Крест отказывается от христианской символики, чтобы «пощадить чувства нехристиан», — сообщает сайт «Русская линия» «Красный Крест решил не допускать более изготовления поздравлений с изображением сцен Рождества Христова, а также с использованием образов Девы Марии, Иосифа и волхвов. Рождественские открытки, которые продаются в магазинах благотворительного общества, не должны более иметь никакого религиозного подтекста. На них просто написано: «Сезонные поздравления». А «во Франции ради свободы совести в школах христианам запрещают носить нательные кресты», — передает сайт «Регионы России». «Вопрос ношения религиозных аксессуаров в школе возник после того, как мусульманские девочки отказались снимать хиджабы в государственных школах страны. Скандал породил призывы запретить в школах не только платки, но также католические кресты, еврейские кипы и прочую религиозную атрибутику. Назначенная правительством комиссия должна в следующем месяце выработать единое мнение по этому вопросу. Ожидается, что президент Жак Ширак примет окончательное решение уже в начале 2004 года… Проблема запрета религиозных символов в школах активно обсуждается и в других странах Европы, в частности, в Италии и Германии».
Необычно богатую прессу на прошедшей неделе вызвало сообщение о том, что «против строительства в Москве кришнаитского храма выступило межфракционное объединение «В поддержку традиционных духовно-нравственных ценностей в России», куда входит 41 депутат Госдумы». По мнению депутатов, «размеры строящегося культурного центра совершенно неадекватны численности последователей «Международного общества сознания Кришны», а предполагаемая миссионерская деятельность центра явится актом неорелигиозной экспансии в столице России». При этом авторы документа отмечают, что в Москве «многие новые районы, население которых сопоставимо с иными епархиальными центрами, не имеют вообще никаких православных храмов, а большинство из тех, что строятся, вмещают максимум несколько сотен человек». «Депутаты призвали москвичей «возвысить свой голос и не допустить строительства кришнаитского сектантского капища в столице», используя для этого «все возможные средства, разрешенные законом», — сообщает сайт «Мир религий».
Между тем, первыми «возвысили свои голоса» журналисты, большинство из которых выступило против инициативы депутатов. Так, в число покровителей и защитников, добровольных или платных, попали обозреватель радиостанции «Эхо Москвы» Антон Орех с материалом «Харе Кришна, товарищи!» и автор «Новых известий» Михаил Поздняев со статьей «Думец Кришне не товарищ», журналист «Газеты» Иван Афанасьев с творением «Депутаты давят кришнаитов на Ходынском поле».
Также тема рассматривается на сайте «Религия в светском обществе» и сайте «Newsru.com», где излагаются «разные точки зрения на проблему». Так, например, отмечено, что такого огромного здания, которое бы вмещало всех верующих данной конфессии, проживающих в нашей стране «нет ни у одной религиозной организации России», — убеждены в Московском Патриархате». А «председатель Совета религиозной организации сикхов Москвы и один из лидеров индийской общины столицы Джолли Гурдип заявил агентству «Интерфакс», что его единоверцы вообще не считают кришнаитов индуистами и потому не видят «ничего хорошего» в строительстве кришнаитского храма. «Настоящим индуистом человек может стать только по праву рождения», — пояснил Дж. Гурдип, добавив, что «немалая часть индусов, проживающих в Москве, считает Общество сознания Кришны маргинальной организацией» и что «в самой Индии она не пользуется никакой популярностью».
Однако первый заместитель мэра Москвы Владимир Ресин, тот самый, который «выделил» землю на строительства кришнаитского здания, «заявил в прямом эфире радиостанции «Эхо Москвы», что в столице «должны быть представлены храмы всех религиозных конфессий». Почему «всех» начали обхаживать именно в первую очередь с кришнаитов — не совсем понятно. И потом, если уж господин Ресин мечтает построить храмы всех конфессий, то, может, стоит перенести строительство за МКАД — там и воздух чище, и места больше. И народу не так много… а значит, и недовольных будет значительно меньше. «Вдоль всего Ленинградского проспекта закрывают продуктовые магазины, — жалуется пенсионерка Вера Дмитриевна Павлова, жительница одного из прилегающих к Ходынке домов. — Старикам приходится ходить за хлебом к метро. Лучше бы власти озаботились строительством хорошего продовольственного магазина», — такое вот «народное мнение» приводит автор газеты «Большой город» Алексей Соколов в статье «Ходынские страсти».
«В четверг в Моздоке начался кавказский крестный ход, в котором уже участвуют около 500 верующих. Благочинный всех церквей Северной Осетии», — сообщает РИА «Новости». Крестный ход пройдет по территории Северной Осетии, Кабардино-Балкарии, Карачаево-Черкесии, Ставропольского края и завершится через месяц 12 декабря в Ставрополе накануне престольного праздника кафедрального собора Апостола Андрея Первозванного: «это первый крестный ход после 1917 года, и по дороге к участникам хода будут присоединяться жители других регионов, причем, не только христиане, но и представители других конфессий, которые во все времена считали моздокскую икону Божьей Матери покровительницей всех жителей Кавказа, независимо от их вероисповедания… По словам отца Владимира, «это самый протяженный по времени крестный ход на Кавказе, и идея его возрождения спустя 86 лет заключается в примирении всех народов Северного Кавказа».
Дискуссию, касающуюся проблемы творчества и церковных канонов, совместимости внутренних ограничений и «художественных порывов» можно прочитать на сайте журнала «Фома» в материале «Свобода и канон — это пламя и лед?». Эта дискуссия касается не только искусства, о и жизни, миропонимания и мировоззрения в целом — ведь можно жить «в свое удовольствие, позволяя себе все», а можно — как сказано в русской пословице — «как Бог велит». По мнению кандидата философских наук Юрия Бондаренко, «Партия с атеизмом, начертанным на ее знаменах, и Церковь, призывающая не забывать о Боге, могут восприниматься как синонимы или, выражаясь иначе, разные лики Несвободы, стискивающей в своих леденящих объятиях свободного художника». С другой стороны, «как бы мы ни кляли Несвободу, сама проблема соотношения Свободного Творчества и Канона, Творческого Импульса — и Цели, далеко уходящей за горизонты собственно художественного, остается. И очень хотелось бы, чтобы об этой грани свободы, этой грани искусства и жизни, церкви и мира в журнале заговорили специалисты, способные соединить духовность и лишенный снобизма профессионализм».
Другое мнение высказывает протоиерей Аркадий Шатов: «Но если есть Бог, то есть в нашей жизни некая заданность. И канон, по сути, лишь выявление этой заданности. Каноны, существующие в Церкви — каноны искусства, этические каноны, каноны, регулирующие церковную жизнь — это есть лишь следствие осознания той реальности, в которой мы существуем и средство, помогающее в этой реальности выживать. Согласно церковному учению, Бог создал человека свободным, но свободным для того, чтобы тот делал добро, свободно радовался, свободно шел к совершенству. Человек же, не желающий знать сути дарованной ему свободы и, соответственно, не признающий этих канонов, «свободно» деградирует, «свободно» делает зло, «свободно» развращает людей… И спорить с ним практически бессмысленно. Потому что для разговора нет основания… Каноны, безусловно, как-то ограничивают «свободный» произвол… Потому что подлинную свободу дает знание о Боге, знание реальности, созданной Богом. А отрицание Бога — это рабство, потому что люди не видят самого главного. А ведь слепой человек как бы зависит от своей слепоты… Каноны и дают направление, помогающее идти к свободе. И помогают через исполнение правил, через самоограничение — подлинной свободы достичь».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru