Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина29.10.2003 

ВЕРА И ВЛАСТЬ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 20−27 октября. — Религия и геополитика. — Основа конфессионального мира. — Америка против христианства. — Утопический орган. — Запрет на язык. — Возвращение Тихвинской иконы. — Технологии и Церковь.

Вопросы соотношения религии и политики, веры и власти стали ведущими вопросами прошедшей недели. Они возникали в разных ситуациях, поднимались в разных публикациях, по-разному понимались и решались. Так, автор патриаршего сайта Александр Журавский считает, что после двух ярких событий минувшего месяца: встречи президента России с иерархами РПЦЗ и его поездки в Малайзию — можно считать «религиозный фактор элементом геополитики России».
По мнению автора, в первом случае, «глава государства выступил как коспонсор переговорного процесса и, одновременно, как лично православный человек, при этом, именно личная религиозность Президента была отмечена представителями Зарубежной Церкви как основание для надежды». Если же говорить о малазийском визите, то он «стал лишь продолжением нового курса Президента». Автор отмечает, анализируя заявления Путина в Америке и его интервью телеканалу «Аль-Джазира»: «И на нью-йоркской встрече и в малазийском интервью Путин предстал человеком, знающим религию и понимающим особенности религиозного менталитета». Далее он отмечает, что прошлогодние события на Дубовке «показали, что если общество и государство не хотят оказаться в заложниках религиозных экстремистов, необходимо научиться работать с религиозным пространством России». А потому, считает Александр Журавский, можно предположить, что «мы дожили до эпохи, когда Россия на новом историческом этапе своей государственности возвращается к привычному имперскому формату… Хотя борьба моделей (проектов) империи — еще впереди, уже сегодня можно отметить, что в имперском формате религиозный фактор всегда играет значительную роль, а обреченность либерального проекта для России заключается именно в неспособности учесть существующие этнокультурные и религиозные традиции российских народов».Автор отмечает, что «Россия способна задавать форматы новых политик в области цивилизационного развития, поскольку является единственной страной, в которой существует достаточно устойчивая система межконфессионального диалога и сотрудничества, хотя и подтачиваемая плодами пагубной постсоветской национальной политики и разного рода историческими обидами (Казань, Чечня). Осознание своей возможной новой глобальной роли как представителя Востока — на Западе и Запада — на Востоке, открывает перед Россией и глобальные перспективы».
Также после статьи Александра Журавского можно ознакомиться с интервью президента России Владимира Путина телеканалу «Аль-Джазира», в котором президент, в частности, сказал: «В России проживает 20 миллионов мусульман… Причем в отличие от, скажем, мусульман, которые проживают в Западной Европе, наши мусульмане — это россияне. У них нет другой родины. И в этом смысле Россия, конечно, — часть мусульманского мира. Во всяком случае, наши мусульмане не должны себя чувствовать людьми второго сорта в мусульманском мире… У нас 20 миллионов мусульман, но 125 — не мусульман. У нас в основном христианская, православная страна. … Россия жила в таком состоянии столетия. У нас есть свой опыт взаимодействия религий, народностей, наций. И это положительный опыт. Мы намерены укреплять его дальше в современном мире. И трансформировать все положительное, что у нас есть, вовне». Кроме того, президент подробно останавливается на вопросах, касающихся ситуации в Чечне, положения ООН в мире, взаимоотношений с Вашингтоном.
Другой президент — соседней с нами Белоруссии — Александр Лукашенко заявил на прошлой неделе, на церемонии награждения орденом Франциска Скорины митрополита Минского и Слуцкого, патриаршего экзарха всея Белоруссии Филарета (Вахромеева) о том, что «Православная Церковь является основой конфессионального мира и стабильности в обществе». Об этом сообщает РИА «Новости». «Мы очень высоко ценим миротворческую миссию Церкви и ее уникальный вклад в диалог между прошлым и будущим, в решение острых проблем современности», — сказал Лукашенко. «По его мнению, у государства и Православной Церкви — единые цели: общественная стабильность, мир и согласие. Лукашенко отметил, что все основополагающие вопросы, касающиеся общественной жизни, на высшем уровне решаются при непосредственном участии и согласовании с Церковью. Президент уверен, что такая практика является гарантом правильных решений, которые найдут поддержку у народа. Лукашенко подчеркнул, что Православная вера — одна из основ единения братских народов Белоруссии, России и Украины», — говорится в информации агентства.
В другом сообщении на эту же тему — на сайте «Newsru.com» — цитируются другие слова белорусского президента: «Как бы ни складывалась наша жизнь, будем целенаправленно, спокойно поддерживать Православную Церковь», — подчеркнул А. Лукашенко. Как отметили в пресс-службе президента, около 85% населения Белоруссии, согласно статистическим данным, причисляют себя к православным.
Американское издание «WorldNet Daily» утверждает, что в Америке ведется «культурная война против христианства». «Тем, кто отрицает тот факт, что христианство и его последователи являются мишенями атеистов в культурной войне, нужно просто ознакомиться с новостями прошлой недели, и они изменят свои взгляды», — считает Давид Лимбаух, автор книги-бестселлера «Гонения: как либералы осуществляют политическую войну против христианства». Как утверждает Лимбаух, он «продолжает быть свидетелем нападок на христианство в нашем обществе, в общественных школах, в университетах, в правительстве, в суде, в Голливуде, в СМИ, и они начинают происходить даже на частном уровне».
Между тем, вопрос взаимодействия СМИ и религиозных конфессий, а также проблема возможного государственного регулирования этого процесса, обсуждались на прошлой неделе. 22 октября в Министерстве по делам печати, телерадиовещания и средств массовой коммуникации (МПТР) состоялся круглый стол на тему: «Роль СМИ в формировании толерантности и предотвращении межрелигиозных конфликтов». В работе круглого стола принял участие министр по национальной политике Владимир Зорин, члены Совета, журналисты, а также руководители пресс-служб и представители религиозных конфессий. Главный редактор Интернет-портала «Религия и СМИ» Александр Щипков предложил создать «пул конфессиональных пресс-служб при Общественном методическом совете по освещению религиозной тематики в средствах массовой информации». По мнению обозревателей сайта общества «Радонеж», подобные намерения исходят из желания подчинить конфессии единому государственному органу и «порулить» конфессиональными СМИ.
С отчетом с прошедшего заседания круглого стола выступил и автор сайта «Религия и СМИ» Александр Кырлежев в статье «Веротерпимость не покупается и не продается». Автор пересказывает ход дискуссии, и в числе прочего говорит: «клубок взаимных претензий трудно распутать, тем более, если учесть, что для некоторых конфессий национальное и религиозное — одно или почти одно (скажем, для армян, иудеев и мусульман), а для других — принципиально разное (для православных, католиков, протестантов). И здесь возникает (точнее, реставрируется, возобновляется) другой вопрос — о необходимости и целесообразности учреждения особого федерального (!) органа исполнительной власти „по делам религий“. Но кто об этом говорит (точнее — говорили на круглом столе)? Представители конфессиональных меньшинств — иудеев и протестантов». Православные и мусульмане, имеющие достаточно «мощные» религиозные структуры …не очень заинтересованы в существовании подробного органа, — отмечает автор.
Но, так как для создания подобного органа нужно согласие всех конфессий, то на круглом столе решался вопрос о роли и месте СМИ в освещении религиозной тематики: «В этом отношении участники круглого стола были единодушны: необходимо создание некоей общественной инстанции, которая взяла бы на себя заботу о позитивном, неконфликтном развитии отношений между СМИ и религиозными сообществами». По словам же автора, проблема между конфессиями и СМИ заключается в несоответствии целей, стоящих перед журналистами и перед представителями конфессий: СМИ ставит своей целью привлечь читателя, захватить его внимание, поразить воображение и прочее, то есть, основная ставка делается на конфликтную новость, на острое, горячее или же запретное. Но «чтобы религиозная жизнь была интересна СМИ, она должна быть интересна «читателю». То есть она должна быть если не конфликтной, то «пограничной», «рисковой», «новой», — утверждает Александр Кырлежев.
Однако зачастую получается, что «рисковые» материалы, касающиеся религии, оказываются резко направленными против той или иной конфессии: «В данном случае ничто и никто не может оказывать какого-либо влияния, кроме общественного авторитета… СМИ, в сфере освещения религиозной тематики, должны осознать свою социальную ответственность» (интересно посмотреть, как будет происходить подобное «осознание»). По мнению Совета, эффективным органом в такой ситуации может стать общественный «орган взаимодействия» пресс-служб религиозных конфессий и Совета при МПТР, который взял бы на себя роль своего рода медиума между религиозными организациями и СМИ. Однако практика показывает, что подобные «органы» чаще всего оказываются совершенно формальными структурами, которые, в лучшем случае, не приносят никакой реальной пользы, а в худшем — используются владельцами в своих узкокорпоративных интересах. Так, во время избирательной кампании за «чистоту выборов» больше всего выступает самый отъявленный «чернушник». Похоже, это понимает и автор материала. «Православные журналисты призывают игнорировать светскую прессу», — с таким заголовком помещает сайт «Регионы России» сообщение о встрече участников фестиваля православных теле- и радиопрограмм «Радонеж», состоявшейся 21 октября. На встрече говорилось о «психологии воздействия СМИ на человека и о способах защиты от нежелательного «медийного воздействия»: доктор психологических наук, руководитель группы «Психология СМИ» психологического факультета МГУ Лидия Матвеева прочитала лекцию о психологии телевизионных коммуникаций, в которой «вскрыла «подноготную» изготовления телепрограмм, разъяснив собравшимся, что создателями любой программы руководит только корысть… Она считает, что телевидение модифицирует сознание человека, формирует его картину мира, меняет тип языка. С точки зрения докладчицы, самую большую проблему в плане информационной безопасности представляет игнорирование понятия психологической нормы, за пределами которой воздействие СМИ на психику человека становится разрушительным».Подробно о фестивале «Радонеж» рассказала читателям «Парламентская газета» в материал «Миг тишины в мире страстей».
У журналистов Украины — свои проблемы: «Новый закон «перекрыл кислород» русскоязычным СМИ на Украине», — сообщает сайт «Регионы России». «Манипуляции с языком на Украине не имеют аналога в мировой практике. Нигде и никому еще не приходило в голову в борьбе за сферу информации запрещать язык, на котором говорит большинство населения страны. Это неуважение и игнорирование интересов всех, кто считает русский язык родным, или говорит на нем. Одновременно имеет место элементарное игнорирование прав и свобод человека, о приверженности которым представители всех ветвей власти в Киеве не упускают возможности заявить», — считает Председатель Славянской партии Украины Александр Базилюк.
Чудотворная Тихвинская икона Божией Матери будет возвращена из США в Россию 26 июня 2004 года, — сообщает сайт «Седмица.Ru». «Икона проделает тот же путь, каким она была вывезена в годы Второй мировой войны. Сопровождать ее будет Блаженнейший Митрополит всея Америки и Канады Герман».
Как сообщает «Интерфакс», «согласно преданию, Тихвинская икона Божией Матери была написана евангелистом Лукой. В XIV веке она оказалась на Руси и была найдена в 1383 году рыбаками на реке Тихвинке. На месте обретения образа в Тихвине был установлен храм, а в 1560 году при царе Иване Грозном, который приезжал в Тихвин поклониться святыне, специально для хранения и поклонения этому образу был основан Тихвинский Успенский мужской монастырь. Икона прославилась исцелениями больных, чудесами, избавлением от бед и напастей».
«Церемония перезахоронения праха императрицы Марии Федоровны — супруги Александра III и матери последнего российского императора Николая II ориентировочно состоится в сентябре будущего года. Об этом сообщил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II после встречи с послом Дании в РФ Ларсом Виссингом», — передает «Радонеж». «Патриарх Московский и всея Руси Алексий II и губернатор Санкт-Петербурга Валентина Матвиенко в скором времени обсудят церемонию перенесения из Копенгагена и перезахоронения останков императрицы Марии Феодоровны рядом с могилой ее мужа — императора Александра III — в северной столице», — сообщает РИА «Новости». Также в сообщении говорится, что «Мария Феодоровна была православной, и отпевание ее по православному обряду уже было совершено. Поэтому при перезахоронении останков императрицы в Санкт-Петербурге пройдет только торжественная панихида».
«Недавно созданный благотворительный фонд «Возрождение» планирует завершить начатое на космодроме Байконур шесть лет назад строительство православного храма во имя великомученика Георгия Победоносца», — сообщает со ссылкой на «Благовест-Инфо» сайт «Newsru.com». В настоящее время православные богослужения на Байконуре совершаются в бывшем магазине спорттоваров.
Об использовании современных технологий на благо Церкви рассказывает сайт «Вести»: «Русская православная церковь начала транслировать по спутниковым каналам лекции для региональных семинарий. Система дистанционного обучения введена сегодня в действие в московской Сретенской духовной семинарии», — говорится в информации. «Лекции, которые читают здесь ведущие ученые Московской духовной академии и Российской академии государственной службы, будут транслироваться в режиме реального времени два раза в неделю в 18 семинарий, расположенных от Смоленска до Владивостока. Предполагается, что к системе подключатся и другие Духовные школы Русской церкви, которых сейчас насчитывается более 30».
Другим примером благого использования технических достижений стало создание новой киностудии детских и юношеских фильмов «Русский богатырь», на которой в 2004 году будет снят музыкальный художественный фильм «Верное сердце» о православных святых — князе Петре и княгине Февронии Муромских. Об этом сообщает РИА «Новости». «В ближайшее время киностудия «Русский богатырь» планирует выпустить целую серию из 12 художественных фильмов, рассказывающих о тысячелетней истории «Святой Руси».
На сайте «Благовест-инфо» отмечено, что студия создана по благословению Патриарха: «Поздравляя учредителей новой киностудии, Патриарх отметил, что «во времена распада киноиндустрии вы создаете новую киностудию для детей и юношества, что свидетельствует о вашей отеческой и гражданской заботе о новых поколениях, которые призваны наследовать Россию. От всей души желаю вам, чтобы фильмы вашей киностудии воспитывали в сердцах детей веру в Бога, любовь к Отечеству, служили утверждению высоких нравственных, христианских идеалов, без которых у России нет будущего. Божие благословение да сопутствует всем вашим благим начинаниям».
Свое продолжение получила на этой недели уже изрядно затянувшаяся, а точнее искусственно затягиваемая, история судебного процесса, который пытаются затеять вокруг учебника Аллы Бородиной «Основы православной культуры» разного рода псевдоправозащитники. «Мещанский суд Москвы отказался обязать Останкинскую межрайонную прокуратуру возбудить уголовное дело в связи с выходом в 2002 и 2003 годах учебника «Основы православной культуры», — сообщает сайт «Мир религий». Естественно, возглавляемые Евгением Ихловым деятели «намерены оспорить это решение».
Газета «Известия» уже начала идеологическую подготовку к празднованию Хеллоуина, который отмечает, как утверждает автор статьи «Хэллоуин опасен для вашего здоровья» Наталья Иванова-Гладильщикова, «все прогрессивное человечество». Напомним, что еще в прошлом году тема необходимости этого «праздника» в школе поднималась многими СМИ. Департамент образования Москвы еще в феврале 2003 года рекомендовал директорам школ отказаться от Хэллоуина. Однако журналисты считают, что если им «страшный праздник», то он нравится и всем остальным. По мнению автора «Известий», видимо, глубоко образованной как в области детской психологии, так и в области религиозной, «дети обожают «страшилки». Наталья Иванова-Гладильщикова возмущена, что «московские школы будут лишены этого удовольствия». Она упорно доказывает читателям, что «никакой угрозы этот праздник не несет». И самодовольно сравнивает вышеуказанный праздник с «нашей Пасхой» (?), которая, оказывается, связана со «средневековыми религиозными культами преодоления смерти и воскресения». Проводить религиозный, равно как и психологический ликбез в данном случае смысла не имеет в связи с особо патологическими передергиваниями в статье, которые свидетельствуют либо о необразованности автора, либо о преднамеренном искажении сути проблемы. Но возникает закономерный вопрос: какой личный интерес у Натальи Ивановой-Гладильщиковой в том, чтобы московские школьники праздновали Хэллоуин? Может, она считает, что дети в московских школах скучно живут и единственная возможность для них повеселится — это так называемый день «всех святых»? Или она уверена, что отмечание Хэллоуина много дает детям в образовательном и воспитательном плане? А может, просто возникла у Натальи Ивановой-Гладильщиковой нехватка тем и материалов (или денег), вот она и решила таким образом занять место на полосе?
Другие подобные радетели о своих интересах — религиозная община методистов Ужгорода — отбирают у экспериментальной авторской общеобразовательной школы классы для изучения иностранного языка, мастерские и классы Малой академии народных искусств, — сообщает агентство «Русская линия». 1 200 детей теперь будут вынуждены учиться в две смены. Как отмечает пресс-служба Украинской Православной Церкви, «Методисты исповедуют покорность и терпение. Тем не менее, когда речь зашла о недвижимости — их терпение куда-то испарилось. Они без зазрения совести отобрали учебную часть помещений у единственной в Закарпатье экспериментальной авторской школы. Часть школы 11 лет назад методисты у школы уже отняли. Теперь хотят добрать и остальное».
А другая секта — мормоны — пополняют свои ряды за счет мертвецов, — отмечает сайт «Newsru.com». «Мормоны скупают мертвые души», которые нужны им для посмертного посвящения мужчин в члены своего религиозного объединения и заключения браков с покойными женщинами. «Как отмечает пресс-служба Нижегородской епархии, эти деяния, противоречащие здравому смыслу, мормоны совершают для увеличения численности своей общины за счет «мертвых душ» и для придания большего веса своей и без того фантастической истории».
Тема строительства православного храма в Риме вновь была поднята на прошлой неделе с подачи итальянского журнала «Panorama»: автор Лаура Мараньяни в статье «Купол православной церкви напротив собора Святого Петра в Ватикане» рассказывает о том, как будет идти строительств, кто будет им заниматься и т. д. В конце она отмечает, что «в католических кругах, менее открытых к диалогу между Русской Православной Церковью и Ватиканом, воспринимают строительство православного храма в нескольких сотнях метров от собора Святого Петра как провокацию». Подробно о статье рассказывает сайт «Newsru.com».
По этому поводу патриарший сайт замечает: «Католики расширяют прозелитизм в России, но недовольны строительством русского храма в Риме». Также тема поднята сайтом «Globalrus.ru» в материале «Торжество Православия в Первом Риме». Автор статьи пишет: «стоит сказать, что торжество православия в Риме нельзя считать абсолютным. Рим уже давно не твердыня католицизма. В частности, в 1995 году в нескольких кварталах от Ватикана была возведена огромная мечеть (кстати, по вопросу постройки мечети в Риме мусульманская община Италии обращалась еще к Муссолини, однако он ответил, что даст согласие только тогда, когда католический храм будет возведен в Мекке). Так что на фоне таких перемен появление любой христианской святыни в Риме может считаться фактом отрадным и спасительным даже для истых католиков».
Тему реконструкции исторических памятников, в частности, Казанского собора, поднимает журналист «Известий» Елена Роткевич в статье «Если купола Исаакиевского собора упадут, кого привлекать к ответственности?». Как отмечает автор, «ряд крупных питерских ученых сделали заявления о том, что проведенный перед юбилеем спешный ремонт, в лучшем случае, является не более чем показухой, в худшем же, способствует дальнейшему разрушению уникальных зданий».
На этом же сайте можно прочитать интервью с архиепископом Львовским и Галицким Августином, названное «Шутки уважаю, особенно армейские». «Архиепископ Августин умеет летать на истребителе, знает, как с достоинством принять орден от Владимира Путина и поздравить со свадьбой внучку Михаила Горбачева, найдет, что сказать за завтраком президенту США и за обедом — иракцам, выжившим после американской бомбежки. Этот человек возродил на Западной Украине, где не жалуют русских, православную церковь Московского патриархата и на равных беседовал с папой римским. Архиепископ уверен: Украине нужно жить хорошо — вместе с Россией… Солдаты рассказывают легенды, как Августин, закусив монашескую косичку, садится за штурвал и вычерчивает «петли» на истребителе. Он не засиживается в своей епархии и делает то, что никто до него на Руси не делал…», — предваряет текст интервью авторская аннотация.
В интервью архиепископ Августин рассказывает о себе, о встречах с известными политиками и религиозными деятелями, о ситуации в Львовско-Галицкой епархии: «Моих верующих выгоняли из храмов, местные наци кричали: «Нам не нужна москальская церковь». Было несколько эксцессов. Когда силой захватили нашу церковь под Дрогобычем, священника с женой и ребенком выбросили на улицу, я приехал улаживать конфликт, а местные поперли на меня — как медведи рыкающие. Вижу: сейчас бить будут, а мне драться не положено. Бежать боюсь — догонят, стоять — тоже по голове дадут. В общем, пытался вразумлять. В итоге рясу порвали, клобук содрали. Эти люди даже к мулле и раввину лучше относятся, чем к священнику Московского патриархата. Зато теперь я с уверенностью заявляю: наша Львовско-Галицкая епархия — единственная в мире, в боевых условиях выросшая на 400 процентов». В конце о. Августин сам о себе говорит: «Я конкретный человек и очень люблю конкретный результат. Не зря меня, фельдшера, сразу после медучилища в противошоковую бригаду взяли. Если бы не стал священнослужителем, ушел бы в травматологи: сложил кости — и видишь результат. Только труд воина и священника оценивается временем. Видимо, поэтому они не работают, как все прочие люди, а служат. Это — самая нелегкая задача. И я — служу».
Сайт «Правда.Ru» публикует выступление диакона Андрея Кураева на пресс-конференции, посвященной 20-летию группы «Алиса» и выходу ее нового альбома.
23 октября Русская Православная Церковь отметила память преподобного Амвросия Оптинского, который был прославлен в лике святых 15 лет назад. Канонизация преподобного Амвросия совпала по времени с возобновлением литургической жизни в стенах Свято-Введенской Оптиной пустыни. Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II направил свои поздравления наместнику обители архимандриту Венедикту. Текст поздравления опубликован на официальном сайте Русской Православной Церкви.
На патриаршем сайте можно прочитать подробное житие преподобного Амвросия Оптинского. «Старец Амвросий родился 23 ноября 1812 года, в селе Большая Липовица Тамбовской губернии и того же уезда, от пономаря Михаила Феодоровича и жены его Марфы Николаевны Гренковых. Новорожденного назвали во св. крещении Александром, в честь благоверного великого князя Александра Невского, память которого пришлась в самый день рождения младенца. … По окончании учебы в 1836 году, «Александр Михайлович служил домашним учителем, а потом поступил наставником в Липецкое духовное училище. Вскоре он тяжко заболел. Надежды на поправление почти не было, и он дал обет в случае выздоровления пойти в монастырь».
После выздоровления Александру Михайловичу непросто было решится на уход в монастырь — еще четыре года он принимал важное для себя решение, но, в конце концов, по благословению затворника о. Иллариона Александр Михайлович отправился в Оптину пустынь. Там он застал «таких ее столпов, как игумен Моисей, старцы Лев (Леонид) и Макарий. Начальником скита был равный им по духовной высоте преподобный Антоний, брат преп. Моисея, подвижник и прозорливец» и другие старцы. «В апреле 1840 года Александр Михайлович Гренков был, наконец, одет в монашеское платье. Он был некоторое время келейником старца Льва и его чтецом (правило и службы). Работал на хлебне, варил хмелины (дрожжи), пек булки и был здоров. Затем в ноябре 1840 года его перевели в скит. Оттуда молодой послушник не переставал ходить к старцу Льву для назидания… После смерти старца Льва брат Александр стал келейником старца Макария (1841−1846 годы). В 1842 году он был пострижен в мантию и наречен Амвросием (память 7 декабря). Затем последовало иеродиаконство (1843 г.), а через два года — рукоположение в иеромонахи».
«Когда же преп. Макарий преставился (7 сентября 1860 года), постепенно обстоятельства так складывались, что старец Амвросий стал на его место. После смерти преп. Моисея настоятелем был избран преп. Исаакий, который относился к преп. Амвросию, как к своему старцу до самой его смерти. … С утра и до вечера к нему приходили люди с самыми жгучими вопросами, которые он усваивал себе, которыми в минуту беседы жил. Он всегда разом схватывал сущность дела, непостижимо мудро разъясняя его и давая ответ. Но в продолжение десяти-пятнадцати минут такой беседы решался не один вопрос: в это время преподобный вмещал в своем сердце всего человека — со всеми его привязанностями, желаниями — всем его миром внутренним и внешним. Из его слов и его указаний было видно, что он любит не одного того, с кем говорит, но и всех любимых этим человеком, его жизнь, все, что ему дорого…
Старец поучал народ народными же пословицами и поговорками с присущим ему юмором. Самую глубокую мудрость вкладывал он в меткие и остроумные слова, для более легкого усвоения и запоминания. Например: «Где просто, там ангелов со сто, а где мудрено, там ни одного», «Не хвались горох, что ты лучше бобов: размокнешь, сам лопнешь», «Отчего человек бывает плох? — оттого, что забывает, что над ним Бог», «Кто мнит о себе, что имеет нечто, тот потеряет», «Благое говорить — серебро рассыпать, а благоразумное молчание — золото». … Осуждавшей других преподобный говорил: «…у них, может быть, есть такое тайное добро, которое выкупает все другие в них недостатки и которых ты не видишь. В тебе же много способности к жертве. Но Господь сказал: Милости хочу, а не жертвы (Ос. 6, 6). А милости-то у тебя и мало… Свои жертвы видишь и ими превозносишься. Смиряйся больше духом — смирение и дела заменяет. Терпи все невзгоды и предавайся Богу».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru