Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 6−13 октября. — Заседание Священного Синода. — Время лечит раны. — Митрополия в Европе. — Путь Зарубежной Церкви — Земля и депутаты. — Реставрации. — Пожелтее и погорячее.
Прошлая неделя началась заседанием Священного Синода под председательством Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. О решениях, принятых на заседании, сообщает сайт «Седмица.Ru»: «Священный Синод включил в Собор новомучеников и исповедников Российских XX века имена, представленные в Синодальную Комиссию по канонизации святых от Московской, Псковской и Чебоксарской епархий. Определен порядок канонизации святых Украинской Православной Церкви… Священный Синод выразил удовлетворение итогами визита Святейшего Патриарха в Эстонскую Республику… Священный Синод поддержал позицию Святейшего Патриарха Алексия на переговорах с руководителями Эстонского государства и выразил надежду на то, что церковная структура Константинопольского Патриархата в Эстонии проявит готовность окончательно урегулировать имущественные разногласия… Священный Синод также благословил открытие новых монастырей и утвердил их настоятелей». Однако светские СМИ из итогов заседания Священного Синода заинтересовала только одна тема: извержение из священного сана за кощунство над Таинством венчания священника Нижегородской епархии Владимира Энерта. На эту тему прошли публикации во многих светских изданиях. Так, например, на сайте агентства «Благовест-инфо» сообщение, в котором можно узнать об итогах заседания Синода, названо «Священный Синод Русской Православной Церкви канонизировал ряд подвижников, принял кадровые решения и лишил сана священника, обвенчавшего однополую пару». На сайте «Newsru.com» в сообщении «Священный Синод призвал верующих «хранить христианское трезвомыслие» отмечено, что на заседании Синода прозвучало обращение к верующим «не опасаться присвоения индивидуальных номеров налогоплательщика (ИНН)»: «Не следует бояться внешних символов и знаков, ведь никакое наваждение врага душ человеческих не способно превозмочь благодати Божией, изобилующей во Святой Церкви». «Члены Синода призвали пастырей и паству «хранить христианское трезвомыслие». При этом иерархи отметили, что разделяют беспокойство, которое у отдельных верующих порождают действия власти, «ибо, в конце концов, речь идет о защите права верующих жить в соответствии со своими религиозными убеждениями». Итоги визита Патриарха в Эстонию продолжали подводить и на прошлой неделе: министерство внутренних дел Эстонии проведет 8 октября семинар для администрации шести местных самоуправлений по вопросу имущества Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП), — сообщает сайт «Русская линия». Газета «Молодежь Эстонии» публикует интервью Патриарха Московского и всея Руси Алексия II, данное эстонскому телевидению в день отъезда из Эстонии. В рамках передачи «Актуальная камера» на русском языке был показан лишь небольшой фрагмент интервью главы Русской Православной Церкви тележурналисту Наталье Китам. Интервью называется «Время лечит все раны». В интервью также поднимается вопрос имущества Русская Православной Церкви в Эстонии: «Наши приходы, которые находятся на территории Эстонии, до сих пор в течение 10 лет были в подвешенном состоянии. Для того чтобы они нормально функционировали, они должны владеть тем имуществом, которое принадлежало испокон веков этим приходам. Раздавались иногда голоса, что нельзя передавать имущество, потому что оно будет вывезено. Никто не собирается никуда ничего вывозить. Все то, что было в Эстонии, — останется в Эстонии. И, наоборот, мои подарки, мои дары, которые я передал в Александро-Невский собор и в Пюхтицкий Успенский монастырь, тоже останутся на территории Эстонии… Я думаю, что если будет поддержка и стремление и со стороны юрисдикции Константинопольского Патриархата, и со стороны Московского Патриархата, то этот вопрос можно решить, потому что никто не претендует на чужое имущество, и наши условия, которые мы выставляем, не ущемляют ничьих прав». Также корреспондент поднимает вопрос о значении Русской Православной Церкви в построении некоего условного «Русского мира», на что Святейший Патриарх Алексий II отвечает, что тот, кто уехал жить за рубеж, именно «в Русской Православной Церкви чувствует живую связь с родиной». На прошлой неделе в Свято-Татианинском храме при Московском госуниверситете прошла научно-практическая конференция «Служение Церкви в современном мире». Как сообщает сайт «Регионы России», «цель мероприятия, проводимого Учебным комитетом Русской Православной Церкви, — наладить тесное сотрудничество между церковными учреждениями и руководством Духовных школ, обсудить вопросы взаимодействия Духовных учебных заведений с Синодальными учреждениями и курируемыми ими епархиальными подразделениями». По сообщению патриаршего сайта, форум начался с Божественной литургии, служение которой возглавил архиепископ Верейский Евгений (Решетников), ректор МДАиС, председатель Учебного комитета при Священном Синоде Русской Православной Церкви. Затем состоялась торжественная церемония открытия конференции. Открывая форум, владыка Евгений зачитал Приветственное слово, которое направил участникам конференции Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий. «В работе конференции участвовали делегации из епархий Русской Православной Церкви. Встречи с постоянными членами Священного Синода, руководством и сотрудниками синодальных учреждений позволили преподавателям и студентам духовных школ получить ответы на вопросы, связанные с важнейшими направлениями и задачами служения Церкви в современном мире», — сообщает «Седмица.Ru». Тема объединения Русской Православной Церкви и РПЦЗ, а также вопросы создания митрополичьего округа в Западной Европе обсуждаются не только в России, но и за рубежом. Так, газета «Русская мысль» публикует материал архиепископа Иннокентия (Корсунского) «Вновь об образовании митрополичьего округа РПЦ в Западной Европе». Автор отмечает, что вопрос о разделении канонической территории Российской Православной Церкви на митрополичьи округа был в центре внимания правящих архиереев еще в начале прошлого века: «Митрополичье-окружной строй представлялся лучшей основой действительного единства Церкви. … в митрополичьем соборе видели силу, способную сбалансировать соотношение властных полномочий всех структурных элементов церковного управления, что положительно отразилось бы на епархиальной жизни вообще. Только три епископа (из числа 66 членов российского епископата) отрицали необходимость в митрополичьих округах». Далее он указывает, что «Поместный собор 1917−1918 гг. не внес чего-то кардинально нового в дискуссию о митрополичьих округах. По окончании дискуссий Собор принял решение церковные округа утвердить, а их количество и распределение епархий по ним поручить Высшему церковному управлению. Таким образом, Поместный собор Русской Православной Церкви благословил открытие митрополичьих округов. Воплощению в жизнь этого решения соборного разума помешали политические события, последствия которых мы не можем окончательно преодолеть до сего дня, в том числе и здесь, в Западной Европе». Архиепископ Иннокентий указывает на то, что «в настоящее время перед нами стоит актуальная задача реализации решений Собора 1917−1918 гг. применительно к современным условиям». «Современным преломлением положений Собора 1917−1918 гг. о митрополичьем строе можно назвать решение Священного Синода от 7 мая 2003 года об образовании митрополичьего округа в Республике Казахстан в составе трех епархий. Этот первый опыт организации округа нашел свое продолжение в этом году и в апрельской инициативе Патриарха Московского и всея Руси Алексия II», в которой предлагается создать митрополичий округ в Западной Европе, наделенный правами самостоятельности во внутреннем управлении: «Открытие такого округа могло бы стать объективно необходимым шагом в решении задач, поставленных сегодня православной жизнью в Западной Европе, реализацией в жизнь идей Поместного собора 1917−1918 гг., а также современным ответом на вопросы, поднятые в нашем трагичном, но великом и славном прошлом». Информационное эхо от поездки президента России Владимира Путина в Америку и встречи его с иерархами РПЦЗ продолжало звучать и не прошлой неделе. «Путин не против закона Божьего», — с таким заглавием публикует «Московский комсомолец» интервью с епископом Манхэттенским Гавриилом. В интервью поднимаются вопросы церковного имущества и объединения двух Церквей: «Президент поделился с нами желанием видеть Русскую церковь единой, хотя признал, что у нас есть определенные проблемы, которые нас разделяют. Естественно, их должна решать, прежде всего, сама церковь. Митрополит Лавр заверил Путина, что мы будем обсуждать проблему воссоединения на Архиерейском соборе в декабре этого года». По мнению епископа Гавриила, а также других клириков РПЦЗ, в России «необходимо ввести в школе Закон Божий»: «Президент к этому отнесся положительно». Об упомянутом в интервью совещании, намеченном на декабрь нынешнего года, сообщает агентство «Русская линия». С 8 по 12 декабря будет проведено расширенное пастырское совещание на тему: «Путь Русской Зарубежной Церкви в прошлом и будущем». Оно пройдет при Покровском приходе г. Наяка и будет приурочено к престольному празднику Синодального собора. На заседание приглашены все Преосвященные архипастыри Русской Зарубежной Церкви и священники Северо-Американских епархий. Также к работе приглашены священники Русской Православной Церкви. Российские православные издательства впервые за всю историю существования крупнейшей в мире франкфуртской книжной ярмарки принимают в эти дни в ней участие, сообщает РИА «Новости». Наибольший интерес во Франкфурте вызвала презентация «Православной энциклопедии», создание которой является «самым крупным научно-богословским проектом современной России». Около тысячи писем русского писателя Ивана Шмелева (1873−1950), скончавшегося во Франции, передала в Россию Русская Православная Церковь Заграницей. Они были представлены 3 октября в Российском фонде культуры на вечере, посвященном 130-летию со дня его рождения, сообщает «Радонеж». В день рождения писателя — 3 октября — была также совершена панихида в Донском монастыре Москвы, где покоится его прах, перенесенный в 2000 году из Парижа. «Депутаты Госдумы хотят отдать религиозным организациям земельные участки в собственность бесплатно. Эти предложения содержатся в поправках к Земельному кодексу, одобренных вчера думским комитетом по собственности», сообщают авторы «Газеты» Наталия Биянова, Надежда Кеворкова и Арина Шарипова в материале «Богоугодное дело. Депутаты хотят передать землю Церкви бесплатно». «Проект Федерального закона «О внесении изменений и дополнений в Земельный кодекс Российской Федерации и Федеральный закон «О введении в действие Земельного кодекса Российской Федерации», предложенный депутатами Государственной Думы В.В.Володиным, Г. В.Куликом можно полностью прочитать на сайте «Государство и религия». Как утверждают авторы «Газеты», предприниматели назвали эти предложения «предвыборными и популистскими». А по мнению неназванных экспертов, в случае принятия закона «религиозные организации могут стать крупнейшими землевладельцами в стране. Как отмечают журналисты, «против инициативы депутатов выступило правительство. Согласно официальному отзыву на законопроект, подписанному вице-премьером Алексеем Гордеевым, предлагаемые меры признаны «нецелесообразными». Представители Православной Церкви отмечают, что «в России сейчас не так много приватизированных церковных объектов, а значит, не так много земель, на которые может претендовать Церковь»: «по спискам Министерства культуры за три года Церкви передано 30 объектов». Авторы заявляют, что «на волне предвыборной кампании остальные депутаты вполне могут поддержать законопроект». Однако проблема сегодня состоит именно в том, что земельный вопрос вновь становится «острой темой». Эта карта будет разыгрываться в числе других тем в течение следующих двух месяцев политиками — и теми, кто считает себя близкими к Православию, и теми, кто резко выступает против него. Причем, журналисты «Газеты» одни из первых приняли участие в «розыгрыше». При этом Депутатские инициативы, сдобренные предвыборными страстями и политическими заказами, рикошетом могут вновь ударить по Церкви и вызвать волну публикаций, в которых несведущие журналисты будут заявлять о том, что Церковь «захватывает землю» и т. п. Несколько сообщений в прессе прошлой недели касались открытия новых храмов или реставрации и восстановления старых. Так, в смоленском базовом медицинском колледже открыт домовой храм. Домовой храм носит имя апостола и евангелиста Луки, который известен и как врач, спасший жизни многих людей. Храм оформлен выпускниками иконописного отделения смоленского межепархиального духовного училища. «Открытие храма в смоленском медицинском колледже стало еще одним результатом сотрудничества между этим учебным заведением и церковью: ранее здесь открылось отделение по подготовке совместно с духовным училищем сестер милосердия». В Москве возрождают Зачатьевский монастырь, сообщает сайт «Вести». На территории монастыря сейчас ведутся крупнейшие археологические раскопки: «По фрагментам, сохранившимся на территории Зачатьевского монастыря с XVI века, специалисты пытаются восстановить историю древнейших церковных построек… Зачатьевский женский монастырь возрождается после 70 лет запустения. Все эти годы здесь была типовая городская застройка». Согласно церковному преданию, этот монастырь был основан во второй половине XIV столетья. В 30-е годы собор взорвали, монастырь закрыли, а его насельниц сослали в Казахстан. И сейчас ученым по остаткам фундамента и стен, а также по сохранившимся чертежам некоторых зданий предстоит восстановить исторический вид монастыря: «Историки до сих пор спорят, сколько соборов стояло прежде на этом месте — три или четыре. Но точно известно, что все они либо сгорели, либо были разрушены. Будущей весной планируется начать возведение нового храма». Автор газеты «Труд» Светлана Цыганкова в статье «Без единого гвоздя» рассказывает о том, как будут реставрировать знаменитую Преображенскую церковь на острове Кижи. «Уже подготовлен проект реставрационных работ. Он получил одобрение в ЮНЕСКО и прошел государственную экспертизу и согласование в Министерстве культуры Российской Федерации… С помощью специального каркаса и домкратов реставраторы приподнимут верхний венец церкви, проникнут внутрь сруба и будут изымать негодные бревна. После реставрации их вернут на прежнее место», — сообщает автор, и также отмечает, что работа в Кижах предстоит «ответственная»: «Во-первых, памятник мирового уровня. Во-вторых, вес «Преображенки» — 550 тонн». О строительстве храма Живоначальной Троицы рассказывает автор «Комсомольской Правды» Александр Бойко в статье «Птичка Божия не знает, кто ее на крест сажает». Автор сообщает об установке в храме уникального фарфорового иконостаса, рассказывает об устройстве храма. Правда, записывая за прорабом стройки подробности, журналист допускает странную оговорку: «С улицы священнослужители сначала будут заходить в дом причты». Причем, про этот удивительный «дом причты» автор повторяет дважды. К сведению автора, сообщаем, что слово «причт, причет» (паства, приход) в родительном падеже пишется с окончанием «а» — «дом причта». А, кроме того, слово «Божий» пишется с большой буквы. В той же газете опубликована и другая статья, касающаяся религиозной тематики. Авторы Светлана Кузина, Андрей Моисеенко и Наталья Артемчик в статье «Как изгоняют дьявола» рассказывают о том, «как православный священник совершал древний таинственный ритуал». Журналисты обращаются к настоятелю витебского Кафедрального собора во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 83-летнему протоиерею Антонию Дрозду, который известен «тем, что уже более 20 лет борется с бесами». По сути, такие материалы пишутся не из желания поближе узнать Православие и просветить читателей, а из жгучего желания разместить материал «поострее» и «погорячее». И если в Православии нашлась тема, удобная для подачи в бульварной прессе, то оно пойдет в дело. Единственное, что можно отметить в этом материале, — это здравые рассуждения православного священника, вынужденного общаться с журналистами. Журналистов двух изданий — «Газета» и «Известия» заинтересовала другая сторона православной жизни — проповедь. Но нетрудно догадаться, что это проповедь — не обычная, а о соблюдении правил дорожного движения. Газета «Известия» разместила статью Сергея Авдеева «Через дорогу — с Божьей помощью». «Светская и духовная власти объединились и начали крупномасштабную и долговременную акцию. Взывая к душам прихожан, священнослужители убеждают их беречь дар Божий — свою жизнь, соблюдая дорожные правила. Эффект от проповедей оказался ошеломляющим», сообщает журналист. И поясняет: «В полуторамиллионном Екатеринбурге, где 300 тысяч автомобилей, союз светской и духовной властей уже принес свои плоды. Крови на дорогах стало меньше. Сейчас в епархию с предложением о таком же сотрудничестве обратилось руководство областного противопожарного управления». Автор «Газеты» Татьяна Апрельская в статье «Грех перебегания дороги на красный свет», появившейся позже материала в «Известиях», противоречит Сергею Авдееву: «Правда, особого эффекта пока не видно: пожилые люди по-прежнему чаще других гибнут при пожарах. Наверное, эта работа должна быть рассчитана на десятилетия». На Украине по-прежнему остро стоит вопрос возвращения церковных зданий законным собственникам — Православной Церкви. «Русская линия» сообщает об «очередной провокации УНА-УНСО на территории Почаевской Лавры». «В обитель ворвались нетрезвые юнцы от УНА-УНСО, вооруженные обрезками труб и арматуры. Предотвратить применение силы удалось только благодаря присутствию в обители Запорожского Казачества… Появление бойцов УНА-УНСО на территории монастыря побудило наместника Свято-Успенской Почаевской Лавры епископа Владимира направить заявление главе облгосадминистрации и руководителям правоохранительных органов Тернопольской области с просьбой навести порядок с обнаглевшими боевиками и определенными политическими структурами, которые провоцируют конфликтные ситуации вокруг Почаевского монастыря». Текст письма опубликован там же. Однако бороться придется не только с националистами, но и с раскольниками, которые, возможно, действуют в одной упряжке: «Расстрига Филарет Денисенко призвал не допустить передачи Почаевской Лавры канонической Украинской Православной Церкви», — сообщает «Седмица.Ru». «Самозванный глава «Киевского патриархата» давно уже пытается прибрать к своим рукам Почаевскую лавру — древний оплот Православия на Западной Украине. Пока что Лавру указом президента Кучмы только исключили из состава Кременецко-Почаевского историко-архитектурного заповедника. Едва ли дело дойдет до передачи обители в собственность канонической Православной Церкви, так как симпатии властей Тернопольской области всецело на стороне униатов и раскольников. Тем не менее, «патриарх"-самозванец умышленно нагнетает напряженность вокруг Почаевской святыни. При этом он патетически сокрушается о том, что в Почаевской лавре не всем разрешают исповедоваться и причащаться. Лукавый расстрига, разумеется, прекрасно знает, что к таинствам в Церкви могут приступать лишь ее чада, но никак не те, кто сам не считает себя православными или сознательно борется с Церковью, как это делают раскольники… Похоже, что изрядно поутративший популярность даже в националистических кругах Филарет решил новой истерией вокруг Почаева привлечь внимание к своей персоне». На этом же сайте сообщалось, что «в Москве построят храм… Зевса». Этот «рецидив язычества» появится внутри спорткомплекса «Олимпийский» к началу ноября. Внутри храма будет установлена огромная статуя Зевса из золота и слоновой кости — копия той, что когда-то стояла в храме Зевса в Олимпии. «Некая «Олимпийская мистерия» пройдет в этом храме в первую декаду ноября. Она начнется с наступлением темноты с античного шествия и продолжится греческим танцем. Один из актеров предстанет в образе Геракла и будет сопровождать участников действа в течение трех часов. Мистерия закончится выстрелами пушек, из которых вылетят бело-голубые — как греческий флаг — лепестки роз… А дрессированные хищники напомнят о древнеримских традициях гладиаторских боев. Только хочется спросить: зачем? Все эти огромные финансовые затраты «принесены в жертву» Зевсу столичным правительством и Культурной олимпиадой Греции. Правда, едва ли задуманный кич будет иметь хоть какое-то отношение к греческой культуре». На сайте образовательного портала Учебного комитета Русской Православной Церкви поднимается вопрос получения богословского образования за рубежом. В материале «Свобода хороша, когда она используется во благо» иеромонах Вассиан (Змеев) сравнивает особенности нашей и западной школы: «Современному европейскому обществу стала присуща религиозная индифферентность, которая грозит опасностью полного забвения духовной жизни. Поэтому на нынешних теологических факультетах стало преобладать теоретическое, рассудочное богословие. Нередко можно стать свидетелем того, что знания, полученные студентом за университетской скамьей, не соответствуют его конкретному опыту веры… Главной особенностью богословского образования в России является неразрывная и органичная связь с духовной жизнью, традициями богослужения Православной Церкви. Другое отличие — это независимое существование семинарий от светских учебных заведений. Духовные школы находятся всецело в ведении Церкви. Это собственно и определяет весь характер обучения в семинарии». Также на прошлой неделе русский алфавит отметил своеобразный юбилей — «85 лет без «ятя». Автор «Вестей» Елена Курляндцева отмечает, что споры о необходимости революционных изменений в русской азбуке не утихают до сих пор. Заместитель директора Института русского языка Виктор Живов напоминает, что впервые вопрос о борьбе с безграмотностью был поставлен не большевиками, а также отмечает, что в тексте декрета сказано было о совершенно ненасильственном его применении: «С одной стороны, население, которое, как мы знаем, не особенно радовалось приходу большевистского режима, отождествляло со старой орфографией свои традиционные культурные ценности, но Блок говорил, что он не может себе представить, как он будет писать «лес» без «ять» и что это будет звучать по-другому. Многие из протеста против советской власти продолжали писать по старой орфографии. А с другой стороны, большевики действовали своими большевистскими способами. Так что из типографий просто извлекались, убирались литеры с «ятем» и «фитой» так, чтобы не было больше возможности печатать эти контрреволюционные буквы». В заключение автор отмечает: «С «ятем» было написано все лучшее в русской литературе. Имело ли смысл что-то упрощать в угоду двоечникам, до сих пор неясно. Упрощая, трудно остановиться». Также на прошлой неделе православные верующие праздновали память двух особо почитаемых святых — преподобного Сергия Радонежского и евангелиста Иоанна Богослова. Материал о святом апостоле и евангелисте Иоанне Богослове был размещен на сайте «Единое Отечество» и перепечатан агентством «Русская линия». В статье Ольги Кравец можно прочитать краткий пересказ жития святого апостола Иоанна, а также цитату из его послания со словами о любви: «Возлюбленные! будем любить друг друга, потому что Бог есть любовь. Любовь Божия к нам открылась в том, что Бог послал в мир единородного Сына Своего, чтобы мы получили жизнь через Него. В том любовь, что не мы возлюбили Бога, но Он возлюбил нас и послал Сына Своего в умилостивление за грехи наши. Возлюбленные! если так возлюбил нас Бог, то и мы должны любить друг друга. Бога никто никогда не видел: если мы любим друг друга, то Бог в нас пребывает, и любовь Его совершенна есть в нас. Что мы пребываем в Нем и Он в нас, узнаем из того, что Он дал нам от Духа Своего. И мы видели и свидетельствуем, что Отец послал Сына Спасителем миру. Кто исповедует, что Иисус есть Сын Божий, в том пребывает Бог и он в Боге. И мы познали любовь, которую имеет к нам Бог, и уверовали в нее. Бог есть любовь, и пребывающий в любви пребывает в Боге, и Бог в нем» (1Ин. 4, 7−16). 8 сентября верующие отмечали день преставления преподобного Сергия Радонежского. «Около 4 тысяч верующих приняли участие в торжествах в Троице-Сергиевой Лавре», сообщает сайт «Радонежа». «В Успенском соборе праздничное богослужение совершил Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II с собором архиереев, а затем на главной площади Лавры под открытым небом был отслужен молебен». «В Троице-Сергиевой лавре проходят торжества в память преподобного Сергия», — передает «Newsru.com». В информации отмечается: «как великую реликвию хранит Русская православная церковь святые мощи преподобного Сергия. В дни праздников возрастает поток людей к раке с нетленными останками святого. Будучи современником многих важных событий русской истории, Сергий Радонежский, как духовный пастырь и великий провидец, оказывал влияние на их развитие». Сайт «Вести» также посвящает празднованию отдельный материал — «Тысячи православных чтут память Сергия Радонежского». «Патриарх поздравил богомольцев с праздником, преподав им первосвятительское благословение. «Верю, что после нашей общей молитвы каждый из нас унесет домой чувство светлой духовной радости, ощущение крепкой молитвенной поддержки преподобного Сергия», — сказал предстоятель. Он напомнил о значении для России Троице-Сергиевой лавры, назвав ее духовным центром государства». В сообщении «Седмицы.Ru» «В день преставления преп. Сергия Радонежского Святейший Патриарх Алексий совершил праздничное богослужение в Троице-Сергиевой лавре» можно также ознакомиться с полным текстом обращения Патриарха Московского и всея Руси Алексия II к верующим. В частности, он говорит: «Во всех скорбях и обстояниях, посылаемых нам Господом ради нашего спасения, преподобный Сергий Радонежский и другие угодники Божии являются нашими ходатаями, молитвенниками и предстателями пред Господом Богом. С заступничеством Пресвятой Владычицы нашей Богородицы, с молитвенной помощью и благословением святых Божиих угодников мы будем совершать свой жизненный путь, укрепляясь в вере и возрастая в духе добродетели». Подробнее о значении праздника, а также о самом преподобном Сергии можно прочитать на сайте «Православной газеты». «Преподобный Сергий достиг святости и угодил Богу. Его пример учит нас тому, что каждый христианин должен достигать святости, что быть святыми — это обязанность не только великих подвижников, но всех нас». Беседа с профессором Московской духовной академии Алексеем Ильичем Осиповым в день празднования памяти преподобного Сергия Радонежского «Об истинном подвижничестве» опубликована на сайте «Радонежа». В беседе поднимается вопрос о том, в чем же заключается суть христианского подвига. Алексей Осипов отмечает, что «обычно под подвигом мы разумеем только исключительно внешние его стороны. Под внешней стороной я разумею что: молитвы, посещение богослужений… Если мы обратимся к тому, что нам говорит святоотеческое предание, если обратимся к примеру такого великого святого, как наш Преподобный Сергий Радонежский, то увидим поразительную картину: что при всем этом они данной стороне подвига придавали вторичное значение. Первостепенное же значение придавали другому». Далее говорится: «К сожалению, в сознании подавляющего большинства людей при произнесении слова «подвижник», прежде всего, возникает образ того, кто не спит, не ест, не пьет и т. д. А забывают, что главный-то подвиг был направлен на борьбу! Борьбу с тщеславием, с гордостью, с самолюбием, с унынием и т. д. Главное внимание было обращено на исполнение заповедей, на становление своей души в духе этих заповедей… Преподобный Сергий явился подлинным монахом. Слово «монах» происходит от греческого «монос»: один. Он был подлинным монахом — и монахом не только по внешней стороне своей жизни, он оказался монахом и по внутренней ее стороне. Преподобный Сергий показал нам, что такое монашество! Для настоящего времени это в высшей степени важно… Празднуя в эти дни память Преподобного Сергия, наверное, нам полезно вспомнить о том, что такое истинное подвижничество. Оно слагается из двух последовательных ступеней. Первое: с помощью подвига телесного и духовного — увидеть свою немощь. Увидеть свою неспособность справиться со своими страстями, которые в нас присутствуют. Второе — которое достигается только после того, как человек смирится, когда познает свою немощь, — наступает вторая ступень: постепенное очищение души от всех мерзостей. Постепенное просвещение души Духом Божиим. И уже тогда только — тогда только — мы можем вспомнить слова преподобного Серафима: «Стяжи дух мирен, и вокруг тебя (тогда только) спасутся тысячи!» Дай Бог, чтобы этот пример святых помог и нам в нашей христианской жизни сегодня».