Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина07.10.2003 

СЕКРЕТНОЕ ОРУЖИЕ
Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 29 сентября — 6 октября. — Завершение эстонского визита. — Подведение итогов. — Объединение без упреков. — Черный октябрь. — Политизация сект. — Раскрученный брэнд. — Борьба с депопуляцией.

На прошлой неделе продолжился визит Патриарха Московского и всея Руси в Эстонию. Поэтому тема патриаршего визита была в центре внимания, как православных, так и светских средств массовой информации. Так, в сообщении сайта «Newsru.com» внимание уделено «нескольким важным заявлениям», сделанным Святейшим Патриархом Алексием на эстонской земле: «Патриарх Алексий II выразил надежду, что его визит поможет ускорить решение вопроса об имуществе, принадлежащем Эстонской православной церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП). «Необходимо полностью передать приходам этой Церкви имущество, которое они сейчас арендуют у государства», — сказал Патриарх в интервью местному телевидению… Патриарх Алексий II отметил, что считает появление на территории Эстонии церкви Константинопольского Патриархата компромиссом, и параллельное существование двух Православных Церквей «возможно лишь при условии их полного равноправия».
В другом сообщении этого же сайта отмечается, что в настоящее время «с эстонскими властями обсуждается вопрос о возвращении под юрисдикцию Московского Патриархата церковных объектов в Эстонии, отданных в середине 90-х годов в ведение созданной при поддержке государства Эстонской православной церкви Константинопольского Патриархата»: «…эстонские власти обещали решить вопрос о возвращении четырех церковных объектов, находящихся в ведении Константинопольского патриархата». В течение года будет решен вопрос о еще «тринадцати объектах».
Автор издания «Время новостей» Владимир Дзагуто утверждает, что «Патриарх всея Руси и президент Эстонии нашли общий язык». В статье кратко излагается суть имущественной проблемы, возникшей между Константинопольским и Московским Патриархатами на территории Эстонии, а также отмечается, что договоренность на официальном уровне с властями Эстонии не является окончательным решением проблемы, так как необходимо будет достигнуть договоренности и с третьей заинтересованной стороной — Константинопольским Патриархатом: «Но фраза Алексия II о том, что параллельное существование двух Православных Церквей «возможно лишь при условии их полного равноправия», дает шанс на то, что теперь, когда обе ЭПЦ находятся в равном юридическом положении, удастся достичь какого-то компромисса».
«Газета.Ru» публикует статью Виты Лукашиной «Президент Эстонии «окрестил» патриарха», в которой рассказывается о вручении официальной награды — ордена «Крест Марьямаа» первой степени Патриарху Московскому и всея Руси. Также сообщаются подробности встреч и богослужений Патриарха Алексия на территории Эстонии. Автор упоминает и об имущественных и политических проблемах в отношениях между Эстонией и Русской Православной Церковью, а также и в целом, Россией: «политики, как пишут эстонские СМИ, надеются, что благожелательное отношение к ЭПЦ МП, а также прием и награждение патриарха Алексия II поможет формированию позитивного образа Эстонии в глазах россиян». РИА «Новости» также сообщает о вручении ордена «Крест Марьямаа» Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Алексию II.
Агентство «Интерфакс рассказывает о другом событии, состоявшемся во время патриаршего визита — освящении основания будущего православного храма, который будет возведен в самом густонаселенном районе Таллина — в Ласнамяэ. «Строительство храма во имя иконы Божией Матери «Скоропослушница» планируется закончить в 2007 году. Он станет первой церковью в районе, где проживает около половины жителей эстонской столицы, в основном русскоязычных».
Издание «Молодежь Эстонии» публикует статью Екатерины Родиной «Большая радость и большое утешение», где подробно рассказывается о закладке камня в фундамент будущего храма: «По свершении обряда освящения Алексий Второй обратился к собравшимся. «Сердечно приветствую вас на плато Ласнамяэ! Здесь пока нет храма, куда бы люди могли приходить со своими нуждами, со своим горем и со своей радостью, как справедливо сказал глава самоуправления Ласнамяэ Калев Калло, — говорил патриарх. — Строительство храма решит эти проблемы. Желаю, чтобы скоро возводились стены этого храма, а Царица Небесная, которая скоро слушает молитвы ваши, была заступницей вашего пути».
На сайте «Благовест-инфо» появилась публикация, рассказывающая о встрече Патриарха Алексия c президентом Эстонской республики Арнольдом Рюйтелем в президентском дворце в Таллинне. Речи Святейшего Патриарха и эстонского президента можно прочитать на патриаршем сайте Русской Православной Церкви. «В заключение своего визита в Эстонию Патриарх Алексий II встретился с главой структуры Константинопольского Патриархата в этой стране митрополитом Стефаном. Подробности этой встречи пока не сообщаются», — сообщает агентство.
В соседнем с Эстонией государстве — Латвии — 3 октября начались торжества по случаю обретения святых мощей бывшего архиепископа священномученика Иоанна Рижского (в миру — Янис Поммерс), сообщает сайт «Newsru.com». «Латыш Янис Поммерс был видным религиозным и политическим деятелем Латвии в предвоенный период. В ночь на 12 октября 1934 года в своем доме в Риге после жестоких пыток он был убит неизвестными лицами… С 1921 до своей мученической смерти возглавлял Православную церковь Латвии. Одновременно он являлся депутатом латвийского сейма. В качестве архиепископа и парламентария Янис Поммерс много сделал для восстановления православной церкви в Латвии, укрепления ее материальной базы и увеличения количества верующих. Два года назад Иоанн Рижский был причислен к лику священномучеников — первым и единственным латышом среди святых, почитаемых православной церковью. Было решено перенести его мощи с Покровского кладбища в Риге в собор Рождества Христова. При вскрытии гроба обнаружилось, что его прах, пролежав в земле почти 70 лет, остался нетленным».
Тема визита президента России Владимира Путина в Америку была не менее актуальна на прошлой неделе, чем непосредственно в дни поездки главы государства в другое полушарие. Журналисты продолжали обсуждать встречу президента с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей, пытались подвести итоги и сделать прогнозы.
Как считает автора газеты «Время новостей» Кирилл Василенко, «в Московской патриархии удовлетворены посреднической миссией Владимира Путина». «В Московской патриархии итоги американской поездки президента восприняли с большой радостью. «Мы очень приветствуем эту встречу и надеемся, что рано или поздно русские люди здесь и на чужбине объединятся, — заявил корреспонденту газеты «Время новостей» священник Владимир Александров. — Мы всегда выступали за конструктивный диалог с РПЦЗ, считая ее частью Русской православной церкви. Это трагедия русской эмиграции 1917 года отразилась на церковной жизни и привела к разделению русских людей».
«Газета» публикует материал Надежды Кеворковой «Православные Церкви решили объединиться». Автор отмечает, что иерархи Зарубежной Церкви были довольны прошедшей встречей, однако «при всей позитивности участия Путина последнее слово все же остается за переговорами. Патриарх Алексий II … подчеркнул, что преодоление раскола — вопрос не политический, «это дело церковное». Далее в материале рассказывает о том, «что мешало объединению», излагаются причины раскола, а также перечисляется имущество, которым владеют Русская Православная Церковь и РПЦЗ.
На сайте «Радонежа» теме взаимоотношений между Русской Зарубежной Церковью и Русской Православной Церковью, а также визита Владимира Путина в Америку, посвящен материал «Взаимной любовью свидетельствовать истину Православия». Этот текст — расшифровка эфира радиопередачи с участием священника Леонида Калинина, настоятеля храма св. Климента Римского в Замоскворечье. Он отмечает, что «исторически получилось так, что идеология Русской Зарубежной Церкви сформировалась, во многом, в совершенно новых условиях — под знаменем борьбы с советской властью, а идеология Патриаршей Церкви, так или иначе, сформировалась в условиях гнета и в условиях того, что Церковь-Мать признала существующую власть как некое Божие попущение».
Далее, рассуждая о специфике послереволюционной власти, о правлении Сталина, священник отмечает: «Церковь не умирала и не умерла. Более того, вот этой внутренней свободы у Церкви никто не мог бы отнять и никогда не мог бы отнять. И мы видим это на примере раннехристианского мученичества, и то же самое мы видим на примере Российской Голгофы: Церковь не умерла, ее не надо было создавать заново! … духовно она сохранила свою чистоту и сохранила исповедание истины Христовой веры, сохранила тех людей, которые являлись ее паствой… Церковь несла свое исповедническое служение, несмотря на все гонения, на все трудности… Поэтому любой упрек, как бы высказанный обще, он может оказаться пощечиной для тех людей, которые вынесли всю тяготу лишений, всю тяготу исповедничества в тот страшный исторический период».
Затем автор говорит о необходимости объединения Русской Православной Церкви и РПЦЗ, но без излишнего шума, взаимных упреков и предъявления провокационных требований вроде обязательного покаяния: «Следует именно проявить братскую любовь — ту любовь, которая завещана нам Господом нашим Иисусом Христом. Кстати говоря, вот тот ответ митрополита Лавра на письмо Святейшего Патриарха, где он с благодарностью принял приглашение Святейшего — это есть тоже проявление любви Христовой. …Не должно быть разделений, ибо это разделение — от духа века сего. А соединение во Христе — это есть то, что угодно Богу… Я думаю, что с течением времени Господь управит весь этот процесс в благодатное и спасительное русло, чтобы не взаимными упреками, а взаимной любовью мы свидетельствовали миру об истине Православия!»
На этом же сайте опубликован материал доклад Михаила Назарова на форуме «Диалог цивилизаций» на Родосе «О значении России для судьбы всего мира». Автор отмечает, что сегодня действует «та же самая греховная гордыня», которая некогда породила попытки построить Вавилонскую башню, — «действует в глобальном масштабе на весь мир, сметая национальные границы»: «Поэтому важно сохранять самобытность каждого народа». Далее автор касается вопросов исторического развития Православия, в частности, в России, отмечая, что именно оно легло в основу формирующейся государственности: «русская государственная идея обретает форму спасения уже не только своего народа через приобщение к вселенской истине (как в эпоху Крещения Руси), но и спасения как можно большего числа народов на основе того, что каждый человек создан по образу и подобию Божию».
Говоря о проблеме современной глобализации, автор указывает на то, что, в отличие от объединения и собирания Российских земель, которое строилось на основе Божией истины для служения ей и для сопротивления силам зла, нынешнее объединение строится «на прямо противоположных духовных основах». Михаил Назаров рассматривает конкретные примеры, на которых подробно разъясняет это утверждение. По мнению автора, именно Россия могла бы противостоять такого рода «глобализации»: «Если поверженной России удастся восстановить свою историческую православную государственность — Третий Рим, провозглашающий четкие критерии для разделения добра и зла — это станет величайшим чудом для всего мира».
При этом «Православие создает основу для культурного взаимодействия многих народов», — считает министр культуры Болгарии доктор искусствоведения Божидар Абрашев. Интервью с ним опубликовано на сайте «Седмица.Ru». Министр отмечает, что «Православная Церковь Болгарии хранила нашу национальную культуру в течение пяти веков рабства, в тяжелейших условиях господства иных религии и культуры. И в современной Болгарии Православие прочно входит в жизнь нашего общества, поэтому, конечно, возрождение церковной жизни положительно влияет на развитие болгарской культуры».
«В Москве в субботу продолжились мероприятия, приуроченные к 10-летней годовщине трагических событий октября 1993 года. Утром митинг состоялся у Белого дома, здесь же была отслужена панихида», сообщает сайт «Вести». Агентство «Интерфакс» сообщает, что «спустя 10 лет большинство россиян считают неоправданным использование военной техники в октябрьских событиях 1993 года».
Другой актуальной политической проблемой становится деятельность сект: «По мнению руководителя миссионерского отдела Екатеринбургской епархии Русской православной церкви священника Владимира Зайцева, секты, существующие в Свердловской области «очень политизированы» и пытаются «принимать активное участие в избирательных кампаниях различных кандидатов», — сообщает «Православная газета».
Другой материал, касающийся деятельности сект, публикует «Правда.Ru». Это статья Елены Батуевой «Опричники из села Кащеева», посвященная деятельности «Опричного братства». Эта секта «организована по образцу опричнины Ивана Грозного. Во главе стоит «царь-игумен». Все остальные сектанты — его духовные и физические «холопы». Многие члены секты запуганы до последней степени: либо грозящим в ближайшее время приходом Антихриста, либо тем, что все властные органы района и области находятся «в кармане у барина», — и потому вынуждены терпеть физические и моральные надругательства и рабство… Кроме чисто хозяйственных работ, члены секты ведут антигосударственную и антицерковную агитацию … и распространяют по всей России листовки «Опричный листок». Пишет их сам «барин» Щедрин, литературный псевдоним которого Николай Козлов. В секте применяются разные способы удержания в подчинении у духовного руководителя секты: психотропные лекарственные средства, избиения, запугивания». Однако со стороны правоохранительных органов никакой активной работы не ведется, утверждает автор, так как «хозяин» секты Щедрин запугивает недовольных деятельностью секты.
В связи с предстоящими выборами остается актуальной тема активизации православных избирателей. Причем актуальна она не столько для журналистов, сколько для тех политиков, которые намерены участвовать в выборах. На прошлой неделе появились два материала одного автора — Александра Морозова, которые можно расценить как рекламные, или «заряженные определенной идеологией». Первый из них опубликован на сайте «НГ-Религии» и называется «Церковь лояльна «партии власти». После рассуждений о безуспешной «лоббистской политике» Православной Церкви, автор заявляет о том, что «часть политической элиты за последние три-четыре года сжилась с православием… Общество в целом уже не смотрит на проявления религиозности крупнейших политических игроков, как на маргинальность». И далее делает то самое рекламное заявление, ради которого, видимо, и писался материал: «Поэтому появление референта Патриарха Алексия II Николая Державина в списке Народной партии смотрится уже совершенно по-другому, чем если бы это происходило четыре года назад».
Автор мягко пытается внушить читателю мысль о том, что наконец-то, де, появился православный политик, который сможет решить все проблемы православных на государственном уровне. И с этим можно было бы согласиться, если бы одновременно Александр Морозов не утверждал, что такой православный политик — только один. Остальные же, называющие себя православными, — на самом деле, «ультрашовинисты». А именно в этом ключе оценивает автор деятельность другой политической силы — блока Сергея Глазьева. В другом своем материале, размещенном на сайте «Религия и СМИ», Александр Морозов выдает за доказанный факт слухи о том, что в партию «Родина» якобы вошли баркашовцы. Сергей Глазьев неоднократно публично опровергал эти утверждения, призванные, по всей видимости, дискредитировать популярный блок и его лидера.
К сожалению, сегодня говорить о создании проправославного движения не приходится. А вот те политические силы и партии, которые намерены использовать при своей «раскрутке» брэнд собственной православности, принесут гораздо больше вреда, чем пользы. Во-первых, потому что будут появляться подобные материалы, где православных будут делить на «плохих» и «хороших», стравливать, топтать соперников и т. п. Во-вторых, неумелая журналистская «раскрутка» приведет только к тому, что в публике, далекой от Церкви и от Православия, возникнет раздражение и лишь закрепится мысль о «фанатизме» и «шовинизме» всех православных. Ведь для многих референт Патриарха не сильно отличается от того же Глазьева — оба православные, а значит… Печально, что, рекламируя одного человека сегодня, журналисты фактически топчут идею создания действительно успешной политической партии православного содержания завтра.
Журнал «Русский предприниматель» поднимает демографические проблемы. В статье «Что мы можем противопоставить депопуляционной политике РАПС». Материал посвящено подготовленной рядом чиновников высокого ранга «сексуальной революции», которых автор Александр Гончаров называет поименно. Далее он подробно рассказывает о тесной связи РАПС-МФПС с политикой правительства США, о чем свидетельствует разработанный в 1974 году Меморандум национальной безопасности США — NSSM-200: «В меморандуме откровенно говорится, что в условиях, когда разрыв между богатыми и бедными странами увеличивается, рост числа людей в последних может накалять обстановку, а это, в свою очередь, помешает США выкачивать ресурсы». «Из документа ООН «О контроле за мировым населением» следует, что Россия к 2050 году должна выйти на первое место в мире по убыли населения (сейчас мы на пятом). Наша численность составит 121 млн человек. Почти столько же (101 млн) будет у Турции — нашего «геополитического противника». С той только разницей, что у нас произойдет постарение населения, а у них будет много молодых и боеспособных».
Александр Гончаров отмечает: «Демографическая проблема кажется неразрешимой, но если ее разбить на ряд составляющих и начать решать их последовательно, то ситуацию можно изменить. Сейчас, чтобы спасти Россию и ее народы, нам нужно решительное контрнаступление по всем фронтам». После перечисления ряда конкретных мер, автор указывает: «Все выше предлагаемые меры были бы неэффективными, если бы мы не обратились также к многовековому опыту пастырского душепопечения Русской Православной Церкви, который показывает, что причины демографического кризиса находятся не столько в экономике, сколько в области духовного здоровья нации. Россия за свою более чем тысячелетнюю историю не раз стояла на краю гибели, и только через всенародное покаяние и осознание каждым гражданином своей духовной, а значит, и гражданской ответственности мы сможем переломить ситуацию и спасти нашу страну».
Другая тема, привлекающая внимание СМИ, касается создания в Антарктиде православного храма. Об этом — статья Вадима Носкова в «Газете» «Храм поехал в Антарктиду». «Православная часовня была построена в честь Николы Мирликийского и 62 погибших в Антарктиде советских и российских полярников. Планируется, что осуществлять постоянную службу в антарктическом храме будет священник с огромным полярным стажем — насельник Свято-Троицкой Сергиевой лавры иеромонах Каллистрат. По словам иеромонаха, «идея строительства церкви принадлежит российским полярникам. Когда они узнали, что папа римский объявил Антарктиду своей вотчиной, россияне решили однозначно поставить там православный храм». Этой же темы касаются сообщения «Седмицы.Ru» и «Вестей».
В бесцеремонности обвиняют католиков и власти Азербайджана, сообщает «Благовест-инфо» со ссылкой на CWN и «Forum 18». «Власти Азербайджана обвинили главу католической общины страны священника Даниила Правду в том, что он занимается «незаконной религиозной пропагандой». … По азербайджанскому законодательству, за «незаконную религиозную пропаганду» Правда может быть выслан из страны. Как разъяснил представитель правительства, под «незаконной пропагандой» понимается «проповедь религии, которую ведет человек, не являющийся гражданином Азербайджана».
«Названы лауреаты научной премии им. Митрополита Макария», — сообщает РИА «Новости». «Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй и президент Российской академии наук Юрий Осипов объявили имена 15-ти лауреатов престижной научной премии им. Митрополита Макария за 2002−2003 год. … Патриарх Алексий Второй отметил, что совместно с Фондом единства православных народов Макарьевский фонд учреждает новую номинацию, посвященную православным странам и народам».
Другое подведение итогов состоялось на праздновании 7-летия крупнейшей поисковой программы российского Интернета «Рамблер». Как сообщает сайт «Радонеж», в ходе торжественной церемонии был представлен итоговый рейтинг «Top100» за семь лет — в него вошли 100 лучших российских Интернет-ресурсов, а также специально подготовленное исследование «Интернет в 2003 году». В список наиболее посещаемых новостных сайтов, наряду с ведущими информационными порталами, такими как «Газета.Ru», «Лента.Ru», «rbc.ru», попал лишь один из религиозных ресурсов Рунета — «Православие.Ru».
В Троице-Сергиевой Лавре на прошлой неделе прошел круглый стол «православие и предпринимательство» Как сообщает сайт «Newsru.com», на открытии мероприятия было зачитано обращение Патриарха Алексия, в котором он призвал сегодня российских предпринимателей не забывать о традициях милосердия и благотворительности, а также о православной вере. «Поступать по совести, проявляя христианскую любовь друг ко другу, сострадая и помогая нуждающимся», — такова должна быть основа этики деловых отношений. Святейший Патриарх Алексий II убежден, что «грядущий день должен быть для всех нас шагом вперед по пути созидания Отечества, укрепления благосостояния, возрождения духовности».
«Парламентская газета» рассказывает о крестном ходе «Курск — Дивеево», посвященном 100-летию прославления в лике святых преподобного Серафима Саровского и всея России чудотворца. Материал Людмилы Кутыкиной «Дорога к храму» размещен также на сайте «Русская линия». В статье рассказывается о добрых и терпеливых людях, встретившихся на пути крестоходцев, например, о женщине, взявшей на воспитание 16 детей. «Этот Крестный ход показал, что духовная связь людей более сильная, чем даже родственная, кровная. … Завершился Крестный ход в Курске, там, где и начинался, — в Воскресенско-Ильинском храме, в котором был крещен младенец Прохор Мошнин — будущий великий старец всея Руси Серафим Саровский», — пишет автор.
На сайте журнала «Фома» опубликован большой материал кандидата философских наук, старшего научного сотрудника Института российской истории РАН, вице-председателя Императорского православного палестинского общества Николая Николаевича Лисового под названием «Век Серафима: житие и время». Автор подробно останавливается на характеристике той эпохи, когда пришлось жить святому: «Время, когда жил преп. Серафим (1759−1833), — весьма непростой период в истории русской духовности и русского монашества. Преп. Серафим является ровесником, сверстником монастырской реформы Екатерины Великой — введения монастырских «штатов», конфискации церковных земель… И появляется возможность для совсем другого поведения и отношения ко всему. Вроде бы ничего особенного нет, вроде бы преп. Серафим — обыкновенный старичок, в балахончике холщовом, согбенный… И вдруг — небеса отверзаются. И вдруг оказывается, что он видит Россию в новом ее качестве, в новом ее предназначении и в новом способе устроения. Он увидел новый образ России, новый путь России. Поэтому иногда говорят, что он первый в русской истории преподобный пророческого типа. Не потому только, что он кому-то что-то открыл или сказал. А прежде всего по самому типу отношения к жизни. Вот в чем была его «пророчественность».
Далее Николай Лисовой останавливается на вехах жития святого Серафима: «20 ноября 1778 года в канун праздника Введения во храм Пресвятой Богородицы Прохор Мошнин приходит в Саровский монастырь. … Преподобный Серафим к тому же был осенен особой духовной связью с Божией Матерью: Она 12 раз являлась ему в течение жизни, исцеляла от болезней и говорила о нем «Сей — нашего рода». Останавливается автор и на теме пророчеств «подлинных и мнимых»: «Много сегодня говорят о пророчествах преподобного Серафима. Даже если бы он не оставил никаких словесных пророчеств — в буквальном, обыденном смысле слова, сам его подвиг, его служение для России оказались пророческими. Россия увидела в нем новый путь, возможность жизни в Духе Святом… Оставьте мне преподобного Серафима с его Добротолюбием в котомке, с его ближней и дальней пустынькой, с его травой сниткой, с его настоящим пророчественным служением. Потому что он указал путь как жить и как совершать духовное делание. А никаких путей к революции или контрреволюции, или осмысления того, что будет потом — раскол обновленчества, отступление иерархии и проч. — ничего этого не указал».
«Преподобный Серафим — первый святой, канонизированный в XX веке. Вообще, XX век — это не только век мировых войн, атомных бомб, Вьетнама, Косова и Ирака. Это век рублевской Троицы, это век преподобного Серафима, явленного России в 1903 году. Очень важно, что в новый век Россия пришла, вооруженная новыми духовными образами и свершениями… Век начинается очень тяжело, с поражений, а не побед. Но Россия получает новое тайное оружие. Это секретное оружие на наш двадцатый и двадцать первый век — в лице преподобного Серафима, в лице рублевской Троицы. Внешность исчезает, суть обнажается. Россия открывается для свершения подвига. И обнажаются иконы, спадают позднейшие наслоения, проявляется духовный смысл. И обнажается святость русская… Я не знаю, есть ли у России будущее. И преподобный Серафим не сказал. В конечном счете, это все равно зависит от нас. Бог все нам дал! Дал великую Россию, дал наших родителей, бабушек и дедушек, которые сохранили для нас эту Россию, дал великого угодника Божия Серафима и тысячи святых подвижников, исповедников и новомучеников, которые в разных типах служения явили нам, как надо жить и какими быть. У нас всё есть. Остальное зависит только от нас самих».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика