Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 22−29 сентября. — Патриарх в Эстонии. — Президент в Америке. — Православие за рубежом. — Съезд в Астане. — Ответы «духовным чемберленам». — Разлом цивилизаций. — «Улучшенный вариант» Библии.
Завершившаяся неделя прошла под знаком двух визитов на высшем уровне: поездкой Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Эстонию и визитом президента России в Америку. Оба эти события имели прямое отношение к жизни Православной Церкви. Поездка Патриарха Московского и всея Руси в Эстонию проходила с 25 по 30 сентября. Информацию о ней передавали все крупные СМИ. Так, агентство «Интерфакс» сообщило, что «в программе первосвятительского визита — богослужения в кафедральном Александро-Невском соборе Таллина и Пюхтицком Успенском женском монастыре. На Александро-Невском кладбище патриарх Алексий совершит панихиду на могилах своих родителей». Также в сообщении отмечается, что во время поездки по стране запланированы «встречи с руководителями эстонского государства, мэром Таллина, представителями религиозных конфессий, общественности и дипломатического корпуса». На сайте агентства «Регионы России» в сообщении о предстоящей поездке указано, что «Эстония — родина Алексия II. Будущий Патриарх родился в 1929 году в Таллине. В Богоявленской церкви города Йыхви он начал свое священническое служение. С 1961 года в качестве правящего архиерея он возглавлял Таллинскую епархию. В 1986 году, при назначении на Ленинградскую кафедру за митрополитом Алексием было сохранено управление Таллинской епархией». Агентство «Благовест-инфо» информирует читателей о том, что «Патриарх Алексий II прибыл в Эстонию». В сообщении со ссылкой на Службу коммуникации ОВЦС Московского Патриархата, указывается, что «Патриарх Алексий II прибыл в Эстонию впервые за 10 лет. 11 лет назад он побывал в Таллинне, а спустя год посетил Пюхтицы. Столь долгая отсрочка визита главы РПЦ в Эстонию была связана с проблемой обеспечения прав верующих Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата (ЭПЦ МП). Лишь в результате продолжительных переговоров с президентом Эстонии 12 апреля 2002 года Устав ЭПЦ МП был зарегистрирован». Затем в информации агентства следует подробное изложение того, как прошел первые дни визита: о встрече в аэропорту, о первых беседах с политиками, а также о молебне в Александро-Невском кафедральном соборе Таллинна и панихиде по своим родителям, похороненным на Александро-Невской кладбище. «Во время панихиды Патриарх Алексий II также вознес молитвы об упокоении архипастырей Эстонской Православной Церкви — архиепископа Павла (Дмитровского), епископа Исидора (Богоявленского), архиепископа Иоанна (Алексеева), предшественника Патриарха на Эстонской кафедре, духовенства Эстонской Православной Церкви и всех, чей прах покоится на Александро-Невском кладбище», — говорится в сообщении. Также о прибытии Патриарха Алексия II в Эстонию сообщает РИА «Новости». Сайт «Вести» разместил большой репортаж Виталия Трубецкого «Алексий II совершил паломничество по родным местам», в котором визит Патриарха Московского и всея Руси называется «историческим»: «руководство республики решило урегулировать многолетний имущественный спор с Московской патриархией». Кроме этого, отмечает автор, «Эстония для Святейшего Патриарха не просто страна, где много православных людей. Для него это — отчий дом, в котором он родился и прожил много лет. Кафедральный собор Александра Невского, в котором предстоятель Русской православной церкви отслужил молебен, сыграл в жизни Алексия Второго особую роль. Еще до войны родители привели его сюда маленьким ребенком, и именно здесь он, по собственному признанию, впервые познал красоту и величие православного богослужения. В стенах этого святого храма 42 года назад отец Алексий был рукоположен в архиепископа Таллиннского… Детство Святейшего Патриарха прошло в небольшом таллиннском пригороде Нымме. До войны где-то неподалеку находился дом родителей Алексия Второго. Деревянное строение не сохранилось, а точного места уже никто не помнит. Слишком много воды утекло за последние шестьдесят лет. На своем месте остался лишь храм Святого крестителя Иоанна. Здесь Алексий Второй начинал свой церковный путь обычным иподьяконом… Святейший Патриарх пробудет в Эстонии до вторника. Здесь уверены, что ему предстоит еще немало встреч с людьми, которых он знает много лет», — говорится в сообщении. По мнению автора «Независимой газеты» Олега Недумова, «эта поездка имеет для Алексия II особое значение, поскольку он родился и вырос в этой республике». Также автор рассказывает об имущественном конфликте, который в течение 10 лет был препятствием для поездки Святейшего Патриарха Алексия II в Эстонию. О переговорах Патриарха с премьером Эстонии сообщает РИА «Новости». «Правительство Эстонии поможет в разрешении проблем эстонской православной церкви Московского патриархата. Об этом в пятницу заявил Патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй после завершения переговоров с премьер-министром Эстонии Юханом Партсом». Газета «Известия» перед началом патриаршего визита в Эстонию опубликовала статью Валерия Коновалова «Первая любовь Патриарха», в которой рассказывается о Пюхтицком монастыре. В материале можно узнать краткую историю монастыря, прочитать о том, что связывает Патриарха Алексия II с этой обителью: «Я рос на глазах монахинь, они со мной нянчились, играли. Полюбил эту обитель всем сердцем. Так что для меня это — первая любовь, а она, как известно, не забывается», — приводит автор слова Святейшего. Также автор рассказывает о том, как в свое время усилиями Патриарха Алексия II, тогда бывшего митрополитом Таллинским, Пюхтицкий монастырь был спасен от закрытия и разорения. Агентство «Интерфакс» рассказывает о паломничестве Патриарха Московского и всея Руси в Пюхтицкий монастырь. «Воскресное утро патриарх Московский и всея Руси Алексий Второй, находящийся с визитом в Эстонии, начал с Божественной литургии в Свято-Успенском Пюхтицком монастыре, который является одним из наиболее известных центров паломничества православного мира… Насельницы монастыря (сегодня их около 170-ти) и десятки паломников устроили Его Святейшеству пышную встречу с хлебом-солью и привели по дорожке, выложенной живыми цветами, к монастырскому храму, где патриарх сначала приложился к кресту, а затем — к чудотворному образу Успения Божией Матери». Также о посещении Пюхтицкого монастыря говорится и в информации на патриаршем сайте: «После богослужения Предстоятель Русской Православной Церкви поблагодарил сослуживших ему иерархов и клириков Эстонской Православной Церкви и обратился с приветствием к многочисленным паломникам. «Я благодарю Господа за эту возможность посетить обитель Пюхтицкую после десятилетнего перерыва и совершить здесь Божественную литургию, — отметил Святейший Патриарх, обращаясь к духовенству и паломникам. — Когда мы молились во время литургии, временами казалось, что не было тех десяти минувших лет, которые разлучили нас и которые не давали нам возможности молиться в этой намоленной святыне Эстонской земли». 27 сентября, в праздник Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, Святейший Патриарх Московский и всея Руси Алексий II совершил Божественную литургию в кафедральном соборе святого благоверного князя Александра Невского в Таллинне, сообщает тот же сайт. По мнению «Газеты.ру», главная цель визита Патриарха Московского и всея Руси Алексия II — «не посещение родных мест, а закрепление позиций Московского патриархата в Эстонии». Об этом заявляет автор этого издания Александр Смирнов в статье «Алексий II закрепился на родине». Статья посвящена изложению имущественных и регистрационных проблем, с которыми столкнулась в Эстонии Русская Православная Церковь. Эти проблемы существуют до сих пор, «но мы надеемся, что при содействии нового эстонского правительства эти проблемы будут решены», сказал Святейший Патриарх Московский и всея Руси в беседе с журналистами после встречи с премьер-министром Эстонии Юханом Партсом. Как отмечает сайт «Седмица.Ru», Святейший Патриарх назвал «большой ошибкой» эстонских властей начала 1990-х годов сложившееся тогда положение, при котором «значительное по численности русскоязычное население, связанное с Православной Церковью, стали считать людьми второго сорта». «В свою очередь, комментируя итоги встречи с Патриархом Московским и всея Руси, Премьер-министр Эстонии подчеркнул, что «визит Патриарха — это историческое событие» и для него «было большой честью и радостью принимать Патриарха». Юхан Партс выразил удовлетворение тем, что юридические проблемы Эстонской Православной Церкви Московского Патриархата во многом уже решены, а проблема церковного имущества постепенно решается», — говорится в том же сообщении. Между тем, делегация Парламентской ассамблеи НАТО, побывав в Латвии и Эстонии, не обнаружила нарушений прав русскоязычного меньшинства. «Языковой вопрос возникает по существу лишь для старшего поколения, но никак не для неэстонской молодежи», — заявил председатель подкомитета ПА НАТО по демократическому устройству Ники Беттендорф.). «А генсек ПА Симон Лунн, покидая Латвию, заметил, что жалобы на дискриминацию ее русскоязычных жителей исходят не от них, а от России, сообщает сайт «Регионы России», — Сам он не считает, что государство должно содержать школы еще на каких-то языках, помимо государственного». Другим, не менее важным событием прошедшей недели, стала поездка президента России Владимира Путина в Америку, где он встретился с иерархами Русской Православной Церкви Заграницей. По сообщению агентства «Интерфакс», «во встрече приняли участие митрополит Восточно-Американский и Нью-Йоркский Лавр — первоиерарх РПЦЗ, архиепископ Берлинско-Германский и Великобританский Марк, епископ Сан-Францисский и Западно-Американский Кирилл, епископ Манхеттенский Гавриил, а также священники из США и Франции». «Открывая встречу с иерархами, В. Путин сказал, что хотел бы узнать, «как они себя ощущают, как себя ощущают те, кто приходит в их церкви». В. Путин отметил важность этой встречи, назвав ее «шагом навстречу друг другу». … Митрополит Лавр выразил надежду, что нынешняя встреча православных священников, представляющих зарубежную церковь, «пойдет на пользу и РПЦЗ, и всей Русской Православной Церкви, и русской культуре». «Для нас нет большего блага, чем служить Отечеству», — подчеркнул он». «Коммюнике по поводу встречи митрополита Лавра, Первоиерарха РПЦЗ, и членов Архиерейского Синода с Президентом Российской Федерации В.В. Путиным» можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви Заграницей. В частности, в нем говорится: «На встрече обсуждались пути Русской Церкви в трагическом ХХ веке, отношения между Православной Церковью и государством в нынешней России, перспективы конструктивного диалога между Русской Православной Церковью (Московского Патриархата) и Русской Зарубежной Церковью…. Данная встреча — итог длительного процесса общения между членами Русской Церкви в России и в Зарубежье… Итоги данной встречи будут представлены для обсуждения на предстоящих в декабре 2003 г. Всезарубежном пастырском совещании и Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви заграницей». Более подробно о встрече, а также об истории Русской Православной Церкви Заграницей можно прочитать в сообщении «Радонежа». В сообщении отмечено, что «в ходе встречи с членами Синода Русской Православной Церкви за рубежом президент РФ Владимир Путин передал им приглашение от Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II и от себя лично посетить Россию. Приглашение было с благодарностью принято». В сообщении «Владимир Путин встретился с иерархами РПЦЗ» на сайте «Регионы России» цитируются слова Владимира Путина о том, что «Россия возвращается в семью цивилизованных наций, возвращается и для Русской Православной Церкви за границей», — сказал Владимир Путин. Также в информации приводятся словам митрополита Лавра, сказанные им после встречи с Владимиром Путиным, о том, что он «более чем доволен ее результатами». «В Московской патриархии надеются на воссоединение Русских православных церквей», — сообщает «Интерфакс», цитируя слова официального представителя Московского Патриархата протоиерея Всеволода Чаплина. Также отец Всеволод Чаплин выразил уверенность, «что Господь приведет нас к единству, тем более, что ушли в прошлое исторические причины разделений: революция, гражданская война и война «холодная». «Дай Бог, — добавил он, — чтобы две части Русской церкви естественным образом пришли к полноте евхаристического, молитвенного общения. К этому нас подвигает все недавнее развитие истории. Ведь иерархи, духовенство, миряне нашей церкви и Зарубежной все больше и больше общаются друг с другом, помогая друг другу выстоять перед лицом вызовов секулярного мира как в России, так и на Западе». Со своей стороны, «иерархи РПЦЗ видят во встрече с Путиным основу для достижения единства русского православия», сообщает РИА «Новости». «Я в своей жизни встречался со множеством президентов разных стран и должен сказать, что ни разу не чувствовал себя настолько свободно, как в общении с российским президентом, которого я воспринимаю как человека открытого, способного и желающего вникать в суть проблем, — сказал, в частности, архиепископ Берлинский и Германский Марк. — Одновременно у меня сложилось впечатление, что это человек верующий. В его лице я встретился с русским православным человеком, и это для меня было очень важно. Мог бы желать многим странам такого президента». По словам архиепископа, основная часть верующих «давно мечтают о нормальных отношениях между двумя частями Русской Церкви». «Наша задача в нынешней обстановке, несомненно, заключается в том, чтобы преодолеть препятствия к сближению, найти общий язык и общий путь», — отметил владыка Марк «В среду поздно вечером состоялась встреча президента России Владимира Путина с епископом Зарайским Меркурием, управляющим Патриаршим приходами Русской Православной Церкви в США. Президент России и епископ Зарайский обсудили проблемы пастырского попечения о православных россиянах в США», — передает сайт «Радонежа». «Президент России преподнес в дар Свято-Никольскому Патриаршему кафедральному собору и представительству Московского Патриархата в США ковчег с мощами священномученика Илариона (Троицкого). … Министр иностранных дел РФ и управляющий Патриаршими приходами с удовлетворением отметили, что сотрудничество дипломатических учреждений России и представительства Московского патриархата в США поступательно развивается к благу наших сограждан и государства Российского». Также информацию об этом можно прочитать на официальном сайте Русской Православной Церкви. Материал, посвященный этой же проблеме, опубликован и на сайте «Globalrus.ru». Он называется «Путин выступил посредником в споре русских православных церквей». Автор материала отмечает, что «встречу с иерархами православной церкви за рубежом обычной не назовешь». В ситуации раскола, сложившейся в РПЦЗ, «встреча президента — добрый знак, говорящий как о заинтересованности Московской Патриархии в сближении, так и о том, что власти далеко не безразлична проблема церковного раскола. Цель российской власти понятна — объединить все русские силы за рубежом для служения интересам России». Также информация о встрече Владимира Путина с иерарахами РПЦЗ размещена на сайте «Newsru.com» и на сайте агентства «Благовест-инфо», и в других СМИ. На сайте «Газеты» опубликовано интервью с митрополитом Восточно-Американским и Нью-Йоркским Лавром, которое названо словами, сказанными им в ходе беседы с журналисткой Еленой Чавчавадзе: «Современный человек должен себя переделывать под Церковь». В интервью митрополит Лавр желает всем русским людям «придерживаться того, что нам наши отцы нам дали. Многое на Руси, к сожалению, за 80 лет разрушилось, может быть, большая часть. Искать и найти то, что было, и продолжать этот путь, потому что это верный путь ко спасению». После текста интервью приводятся слова Святейшего Патриарха Алексия по поводу «проблемы воссоединения с РПЦЗ», а также мнение секретаря по общественным связям Московской Патриархии протоиерея Михаил Дудко На сайте «Время.Ru» в статье «Уголок родины» протоиерей Николай Балашов, секретарь по межправославным отношениям Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата, рассказывает о православных приходах за рубежом. В статье рассказывается о существовании православных приходов за рубежом, о проблеме возникновения РПЦЗ, указывается на то, что «заграничные приходы Русской православной церкви успешно выполняют две жизненно важные социальные задачи. Они сохраняют духовную, культурную и языковую идентичность русских людей на чужбине и вместе с тем помогают приспособиться к новой жизненной среде, преодолеть отчужденность в ходе общения с носителями местной культуры, языка, традиций». В другом материале этого же сайта «Православие без границ» священник Дионисий Поздняев рассказывает о том, что за последние годы отмечается рост числа православных приходов не только в России, но и в мире: «в 42 странах от Польши и Балтики на западе до Аляски и Калифорнии на востоке, от Мурманска и Камчатки на севере до Причерноморья, Кавказа, Средней Азии и Китая на юге». Также автор подробно останавливается на двух важных событиях: строительстве православного собора в столице католического мира Риме и закладке камня в сооружение первого православного храма на Корейском полуострове. Кроме упомянутых двух важных встреч: Патриарха с официальными лицами Эстонии и президента России с иерархами РПЦЗ, — на прошлой неделе были отмечены журналистами СМИ и другие официальные события. В их числе — встреча Патриарха Алексия с министром внутренних дел Борисом Грызловым, о которой сообщает сайт «Регионы России». После встречи Патриарх Алексий и Борис Грызлов дали интервью, которое можно прочитать на сайте «Седмица.Ru». Святейший Патриарх Алексий поблагодарил министра внутренних дел «за содействие в переговорах по вопросу о положении Русской Православной Церкви в Эстонии, за … вклад в восстановление исторической справедливости в отношении Русской Церкви». В столице Казахстана Астане на прошлой неделе прошел съезд мировых и традиционно-национальных религий. По сообщению сайта «Регионы России», в двухдневной работе форума участвовали 18 официальных делегаций, представляющих все мировые религии и ведущие конфессии. Святейший Патриарх Алексий направил приветствие участникам съезда мировых и традиционно-национальных религий, текст которого размещен на официальном сайте Русской Православной Церкви. Русская Православная Церковь неизменно открыта к диалогу с дружественными религиями. Об этом говорится в послании Патриарха Алексия, направленном съезду мировых религий, открывшемуся во вторник в столице Казахстана, отмечает РИА «Новости». Традиционные ответы митрополита Смоленского и Калининградского Кирилла читателям публикует газета «Труд» в материале с названием «Наш ответ «духовным чемберленам». «Россия была и остается православной страной. Очень надеюсь, что таковой и пребудет вовеки. Это наш самый главный ответ «духовным чемберленам», — отмечает митрополит Кирилл. В журнале «Огонек» также можно прочитать другой своеобразный ответ «духовному Чемберлену» — это полемика между политологом Глебом Павловским и диаконом Андреем Кураевым по поводу «клерикализма у нас и у них». Материал перепечатан сайтом «Русская линия». Возражая политтехнологу Павловскому, отец Андрей Кураев указывает на то, что, заявления о «сращивании Церкви и государства» — абсурдны: «церковь НЕ участвует в жизни государства. Церковь не занимается назначением чиновников и контролем за ними, церковь не цензурирует законы, церковь не занимается формированием и распределением бюджета, не контролирует награды и наказания, не формирует внешнюю и внутреннюю политику государства». Но, отмечает диакон, существует несколько сфер, где помощь Церкви была бы существенна и зрима: «Это государственное образование, государственная медицина, государственные интернаты (для малых и старых), система исправительных учреждений и государственные средства массовой информации… В эти государственные гетто церковь желает войти вовсе не для того, чтобы привлечь в свои ряды новых членов, а для того, чтобы откликнуться на потребность в ее присутствии, которая уже есть у людей, в этих гетто находящихся». Большую статью профессора отца Андрея Кураева «Разлом цивилизаций во времени или в пространстве» публикует сайт «Радонежа». Рассуждая о разности религиозного опыта каждого народа, автор отмечает ту «крайнюю нетерпимость», которой «отдает от тех норм западного права, которые запрещают проявления «расовой, религиозной, национальной исключительности». «А ведь религиозная жизнь просто невозможна без чувства «превосходства». Ибо мир религии — это мир не только сухих догм, но и чувства». По мнению отца Андрея, «вместо запрета на воспевание своей веры и осуждения критики веры оппонентов, лучше было бы законом разрешить публичную критику чужих мировоззренческих позиций, запретив лишь сознательное кощунство. Я имею право критиковать верования других людей — но при условии, что и за ними я признаю право критически отзываться о моей собственной вере». «Запрет на критику чужой веры — это запрет на мысль», — считает он. «Но сегодня разрешается лишь одна форма мировоззренческой полемики: человек неверующий имеет право критиковать религиозные доктрины; за неоязычником, воспитанным в духе нью-эйдж, признается право критиковать церковное христианство, но христианину запрещено критическим взором смотреть на другие религиозные построения… У христиан есть память о том, как политкорректные требования оборачивались гонениями», — отмечает о. Андрей. Примером такой разрушающей политкорректности стало переложении Библии на язык феминисток, о чем сообщает сайт «Лента.Ru». В таком «улучшенном варианте» Священного Писания переписаны те фрагменты, где, с точки зрения современных активистов борьбы за права женщин, допускается дискриминация по половому признаку. «При этом, взявшись редактировать Иоанна, Матфея, Марка и Луку, Немецкая Евангелическая Церковь, само название которой отсылает к подлинному Новому Завету, утверждает, что использует «непредубежденный и благочестивый» язык. Под этим понимается то, что слово «апостол» будет заменено на «апостол и апостолица», а такие обращения как «Господь» и «Отец Наш» будут изъяты». При этом, «во Франции из-за отсутствия прихожан за последние 30 лет закрылся каждый второй приход», сообщает сайт «регионы России». «Сокращение паствы Католической Церкви сопровождается ростом числа мусульман». Потому и неудивителен отказ Европарламента от упоминания своих христианских корней. «Предложение внести в текст конституции упоминание об «иудео-христианских корнях» поступило от членов Европейской народной партии (ЕНП). Аналогичное предложение представителей партии «Европейский союз наций» также было отвергнуто парламентариями. Поправка не прошла несмотря на то, что ЕНП имеет большинство в Европейском парламенте», сообщается в нововстной колонке на патриаршем сайте. Два материала, посвященных жизни монастырей, появились также в светской прессе на прошлой неделе. Один из них — названный «Водил монах поезда. И приехал в обитель» — разместила «Парламентская газета». Статья посвящена 400-летию Зеленецкого Свято-Троицкого монастыря. Материал рассказывает об истории обители, о ее буднях. Газета «Труд» публикует материал Людмилы Безруковой «Ухожу в монастырь». В этом материале рассказывается о Свято-Преображенской мужской ставропигиальной Валаамской обители. Автор «Российской газеты» Нина Рузанова в статье «Разврат на щите» рассказывает об успешной борьбе новосибирцев с «пропагандой интима». «NovayaGazeta» в статье Елены Рачевой рассказывает о реализации Русской Православной Церковью программы профилактики СПИДа среди подростков и психологической помощи уже заболевшим. «Как рассказала нам сотрудник Отдела внешних церковных связей Московского патриархата Маргарита Нелюбова, программа профилактики рассчитана на детей от 10 лет. Педагоги, прошедшие специальные курсы при РПЦ, устраивают для детей психологические тесты, игры, объясняют вечные ценности на примерах из Гоголя и фильма «Матрица»; ведут споры на тему «Как быть, если твой друг — наркоман» и т. д… Власть в лице Министерства здравоохранения инициативу Русской православной церкви поддерживает. Только пока она финансируется грантом лютеранской церкви Норвегии и диаконической службы Германии». Прошлая неделя завершилась большим православным праздником. 27 сентября Церковь торжественно вспоминает обретение Честного и Животворящего Креста Господня и его Воздвижение. «Это событие произошло в IV столетии в царствование святого равноапостольного Константина Великого. Благочестивый император пожелал найти то самое древо, на котором пострадал Господь наш Иисус Христос. Этот труд приняла на себя его мать, равноапостольная Елена, отправлявшаяся в Иерусалим для поклонения святым местам. Сначала все усилия и поиски были тщетны. Никто не знал, где находится Животворящий Крест. Иудеи, видя в нем тягостный упрек своему неверию и отвержению Мессии, скрыли Крест в Голгофской земле, а язычники впоследствии на этом месте построили идольское капище. Однако такая великая святыня не могла остаться в безвестности. Вскоре нашелся один старик, знавший и помнивший предания. Он указал место, где был сокрыт Крест Христов. Благочестивая царица велела разрушить языческий храм и произвести раскопки, в результате которых были найдены три креста. Все были в недоумении: который из них — Крест Спасителя? Но чудодейственная сила Божия сама указала на него. В это время мимо проносили мертвеца на погребение. Иерусалимский святитель Макарий велел поочередно прилагать кресты к телу умершего, и, когда был приложен Крест Господень, мертвый ожил. Собралось множество народа, и все хотели увидеть Животворящий Крест. Тогда святитель Макарий, встав на возвышенное место, воздвигал Животворящее Древо и показывал всем присутствующим». Святейший Патриарх Алексий, на следующий день после праздника, будучи в Эстонии, обратился к прихожанам и подчеркнул, что у каждого из нас есть свой жизненный крест: «Крест испытаний несут страны. Я думаю, наше общее Отечество несло тяжелый крест в период гонений, испытаний, репрессий. Есть крест и у Церкви. У Православной Церкви в Эстонии — свой крест. Те разделения, которые возникли здесь, болью отзываются в нашем сердце, потому что все мы призваны Господом и Спасителем к единству, которое мы должны хранить. И каждого из нас есть свой жизненный крест. Но единственное, что всем нам надо помнить: крест каждому дается по его силам и не бывает креста выше человеческих сил. И у нас, у православных людей, есть возможность молитвенно поддерживать друг друга, несмотря на расстояния и границы, которые разделяют нас. Молитва не знает границ и расстояний. Вспоминая молитвенно друг друга, мы тем самым укрепляем друг друга в нашем жизненном крестоношении».