Русская линия | 26.12.2014 |
Это событие произошло 2 декабря с.г. в день памяти свт. Филарета Московского после Литургии в храме Христа Спасителя. Настоятель церкви свт. Николы на Берсеневке обратился к митрополиту Ионафану и участникам встречи со следующими словами:
«Владыка рады видеть Вас сегодня в этот день — день памяти святителя Филарета Московского, который, как известно, освятил десятки единоверческих храмов, служил по старому чину. В нашем храме имеется частица мощей этого угодника Божия, и мы сегодня совершали ему молебен, помним и почитаем его.
К владыке Ионафану у меня особая духовная близость, чувство духовного родства. Во-первых, владыка — уроженец Воронежской земли, откуда родом и мой отец. В течение 10 лет мы очень плотно опекали два района области — Павловский и Калачеевский. Плоды наших трудов таковы: 12 храмам мы дали толчок, импульс к их возрождению, некоторые приходы уже имеют священников; нами установлены 13 поклонных крестов на месте порушенных храмов и открыты два молитвенных дома. По-прежнему мы эпизодически бываем в тех местах.
В советские годы, годы нашей молодости, бывая неоднократно в Питере на разных торжествах, невозможно было не заметить представительного стройного иеромонаха, который очень был динамичен, руководил большим коллективом певцов. По милости Божией, неоднократно были соприкосновения с владыкой в регионах, даже в далекой Сибири. В Омской епархии, владыка Максим, по своему обыкновению, неожиданно предложил гостю, тогда еще иеромонаху Ионафану, сказать слово. Это было в день праздника Троицы. Будущий владыка блестяще произнес тогда свою проповедь.
В начале 90-х у владыки был очень сложный период. Он, как известно, безстрашно выступил в защиту церковного единства, оспорив положение, которое хотел в нарушение всех канонов продвинуть и внести в Устав УПЦ о пожизненном статусе ее Предстоятеля Филарет Денисенко. Тем самым владыка Ионафан пошел против линии расколоучителя, за что тот волюнтаристски лишил его сана. Владыка тогда был Управляющим делами Украинского экзархата. Собор, собравшийся в Москве, этот пункт не признал и не утвердил. Я помню нашу встречу в Центре Союза Православных братств, как раз в это тяжелое для него время. Тогда я посчитал своим долгом оказать владыке Ионафану моральную поддержку.
Сейчас, в контексте событий, происходящих на Украине, мы видим, что очень много сложностей у владыки. Несмотря на знание украинского языка, несмотря на его дипломатический такт и рассудительность, все равно очень трудно быть под прессом нарастающего национализма, украинизации. Можно понять как тяжело ему там на Украине. Учитывая еще и серьезные физические недомогания, тем не менее, владыка с терпением несет свой крест.
Еще хочу отметить то, что владыка Ионафан является известным гимнографом нашей Церкви и не только в церковной сфере — мы знаем, что он был автором одного из вариантов гимна России, слышали его стихи, в частности, о России. Это очень отрадно и тем более испытываешь гордость за нашу Церковь.
Больничный храм, опекаемый нами, и владыке стал близким, дорогим. Не первый раз ему приходится подлечиваться в этой больнице, и, естественно, в тамошнем храме он обретает подспорье духовное, черпает силы в молитве, причащении Святых Христовых Таин.
Хотел бы Вас заверить, владыка, в нашем почтении, в нашей любви, в том, что мы постоянно о Вас думаем, молимся, переживаем за то, как Вы там живете, трудитесь и служите на Украине. И впредь продолжим такое к Вам отношение, молитвы о Вас. Просим Ваших молитв о нас грешных. Также сердечно поздравляем Вас с наградами — обратите внимание: две награды красуются на груди архиерея и, конечно, белый клобук митрополичий. И еще хочу всем рекомендовать очень интересную, написанную живым образным языком книгу — воспоминания владыки о том трагическом периоде, когда шла ломка, образовался раскол".
В ответном слове митрополит сказал: «С большим волнением выслушал Вашу речь, где упоминали и меня недостойного, вспоминали наши встречи в прошлом. Мне тоже памятно одно событие, когда я был незаконно лишен духовного сана, скитался без крыши над головой и пребывал, можно сказать, в блокаде по приказу ныне анафемаствованногоФиларета Денисенко, взявшего курс на отделение православной Украины от всей нашей целостной Святой Руси.
Я справедливо возражал против того, что он пытался примерить на себя куколь так называемого киевского патриарха, но главное состояло в том, что я был принципиальным противником дробления Святого Православия на Руси. К чему это дробление приводит, мы свидетели. Украина переживает сейчас драматические кровавые события. Братоубийственная война на юго-востоке, донецкий голодомор — к сожалению, именно такого термина сейчас заслуживает этот период истории независимого государства. Это все является свидетельством апостасии, отступления от Евангелия. И как бы ни прикрывались политические лидеры, религиозные псевдолидеры Евангелием, крестом — духа Евангелия, духа любви, духа всепрощения нет в такой политике.
Для меня тот период, когда я был в гонении, стал путеводной звездой. Ваши молитвы, а также тот знак милости Божией Матери, который, как мне, передав его, сообщили, был от Вас — это небольшая медная панагия, найденная на Соловках с какой-то вмятиной, похожей на огнестрельный след.
Мне передали ее со словами, что это от отца Кирилла (Сахарова) в знак молитв о мне. Я тогда был лишен сана, и принять знак архиерейского достоинства — святую панагию — в те времена это стало для меня настоящим откровением. И так оно и исполнилось. Вы были орудием божественного промысла. Эта панагия среди всех прочих немногих, которые я имею, для меня самая главная, самая почетная, самая благодатная. Она меня и сейчас поддерживает, я ее одеваю на перси в будние дни, иногда в торжественные дни, и чувствую заступничество Божьей Матери, по Вашим молитвам, по молитвам вашего братства. И эта путеводная звезда, святая панагия, связывает меня с Вами, с вашим храмом, с этим намоленным местом в Москве. Мал золотник да дорог — не забывайте это. Дай Бог Вам крепости духовной, крепости телесной, крепости, которая подобно какому-то духовному материалу скрепляет всех в единое Тело Христово Православной Церкви.
Что касается упомянутой книги — я ее не корректировал, может потому и живой язык, есть какие-то опечаточки. У меня был вариант более подробный, более откровенный. Я его назвал «Филарет-1», потом подумал, что надо немножко подсократить, времена были тяжелые тогда, капельку причесал все-таки. Так что сейчас вы читаете «Филарет-2». Но я часто заглядываю в первую версию. Первая версия она мне больше нравится, придет время, может, опубликую ее с продолжением.
Когда-то одна матушка в киевском монастыре, когда учила меня читать по-церковнославянски, держа на коленях псалтырь, задумавшись, сказала: «А может, ты мучеником будешь». Какой мученик в 16 лет?! Вроде не воюем. И вот пришли времена, когда если не мученичество, то подвиги исповедничества надо являть всем. Есть образцы высоких примеров христианского благочестия, свидетельства Святой Руси, но есть еще и колебания, и предательство, и измены. Поэтому все еще впереди. После избрания Блаженнейшего я написал эпилог — какие принесены первые плоды? Несомненно, было спасено каноническое Православие, укрепились связи с Русской матерью Церковью, с ее полнотой, правильней сказать. Закончилась эпоха фаворитов и восстановлена соборность. Как будет дальше — Бог покажет. Главное, надо иметь трезвость духа, души, твердость стояния в истине и не изменять тем принципам соборного православного братства, которое нам заповедано от наших предков. Помогай вам Бог!"
Пресс-служба церкви свт. Николы на Берсеневке
http://rusk.ru/st.php?idar=69066
|