Обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 15−22 сентября. — Рождество Богородицы. — Памяти Столыпина. — Грузия и глобализация. — Псевдозащитники и журналисты. — Мусульманский гибрид. — Источник вдохновения. — Предвыборные игры.
21 сентября Православная Церковь праздновала Рождество Пресвятой Богородицы. «Пречистая Дева Мария родилась в Назарете. Ни блеск, ни слава мира не окружали Ее колыбель — все эти земные преимущества померкли при свете неизреченной славы, уготованной от века Пресвятой Матери Господа. Вот как описывал Преблагословенную при Ее земной жизни святитель Амвросий Медиоланский: «…смиренна сердцем, осмотрительна в словах, благоразумна, немногоречива, любительница чтения, …трудолюбива, целомудренна в речи… Правилом Ее было — всем благожелать, почитать старших, не завидовать равным, избегать хвастовства, быть здравомыслящей, любить добродетель… У Нее не было ничего сурового во взгляде, ничего неосмотрительного в словах, телодвижения скромные, поступь тихая, голос ровный; так, что вид Ее был отражением души, олицетворением чистоты». День Рождества Богородицы «считается началом христианской истории и празднуется церковью как день всемирной радости. Для верующих рождение Божией Матери ознаменовано наступлением времени, когда начали исполняться обетования Божии о спасении рода человеческого от рабства дьявола», — рассказывается об этом празднике на сайте «Регионы России». «И еще есть причина той радости, которую испытываем мы в день Рождества Пресвятой Богородицы. Слабые духом и телом, мы всегда имеем нужду в помощи и покровительстве. А разве можно найти лучше покровителя, чем Та, которая на небесах ходатайствует о нас ко Господу, и готова делать это непрестанно. Вот такую заботливую Покровительницу даровал Господь христианам», — говорится на сайте «Православной газеты».А 18 сентября, в четверг, Россия вспоминала Петра Столыпина — «великого государственного мужа, погибшего в этого день в Киеве в 1911 году в результате покушения». В день 92-й годовщины смерти Петра Аркадьевича на его могиле у стен Трапезного храма Киево-Печерской Лавры состоялась панихида. На сайте «Седмица.Ru» размещен большой материал, посвященный памяти Петра Аркадьевича Столыпина. Это статья Василия Розанова «историческая роль Столыпина, опубликованная в «Новом времени» 8 октября 1911 года: «На Столыпине не лежало ни одного грязного пятна: вещь страшно редкая и трудная для политического человека. Тихая и застенчивая Русь любила самую фигуру его, самый его образ, духовный и даже, я думаю, физический, как трудолюбивого и чистого провинциального человека, который немного неуклюже и неловко вышел на общерусскую арену и начал «по-провинциальному», по-саратовскому, делать петербургскую работу, всегда запутанную, хитрую и немного нечистоплотную… Все было в высшей степени открыто и понятно в его работе; не было «хитрых петель лисицы», которые, может быть, и изумительны по уму, но которых никто не понимает, и, в конце концов, все в них путаются, кроме самой лисицы… Все чувствовали, что это — русский корабль и что идет он прямым русским ходом. Дела его правления никогда не были партийными, групповыми, не были классовыми или сословными; разумеется, если не принимать за «сословие» — русских и за «партию» — самое Россию; вот этот «средний ход» поднял против него грызню партий, их жестокость; но она, вне единичного физического покушения, была бессильна, ибо все-то чувствовали, что злоба кипит единственно оттого, что он не жертвует Россиею — партиям». Там же можно прочитать и «Речь о земельной реформе», произнесенную Петром Столыпиным в Государственной Думе 10 мая 1907 г. Между тем, политические проблемы, в том числе, в соотношении с проблемами жизни церковной, становятся все более актуальными. В первую очередь это связано с грядущей чередой выборов — в Государственную думу, а затем и на пост президента России. 17 сентября Владимир Путин еще раз озвучил свое убеждение, что Папа Римский не может приехать в Россию без согласия Русской Православной Церкви. Об этом сообщает агентство РИА «Новости». Надо отметить, что сказано это было «на встрече с американскими журналистами в преддверии его визита в США». Определенные силы пытаются увести президента от этой принципиальной позиции. Так, в сообщении «Радонежа» называются причины заинтересованности некоторых политиков в дружбе с Ватиканом: для России это «еще один дополнительный шаг с точки зрения интеграции в западное сообщество». Вопрос в том, насколько выгодна именно для России такая «интеграция», и к чему приведут такие «политические шаги».Материал, посвященный именно этому вопросу, опубликован на сайте «Радонежа». Это выступление профессора, доктора экономических наук игумена Филиппа (Симонова) на международном общественном форуме «Диалог цивилизаций» на о. Родос «Глобализация экономическая и духовная: христиане и глобальные процессы». В своем выступлении игумен Филипп отмечает, что если «в конце ХХ века глобализация рассматривалась преимущественно с экономической точки зрения», то «события первых лет века XXI показали: глобализация — это всеобъемлющий процесс, и последствия его для мировой политико-экономической ситуации далеко не всегда предсказуемы и далеко не всегда положительны». Глобализация — это не только создание единого финансово-экономического пространства, «это — своеобразный культурно-духовный синкретизм, расширяющий возможности доступа к научным, образовательным, культурным достижениям различных стран и народов. Но это — и глобализация кризисных явлений, начинающихся в одной стране и в считанные дни захватывающих весь мир… Это — и тенденции в социо-культурной сфере, приводящие подчас к маргинализации целых национально-культурных блоков и дальнейшему их развитию по «усредненной» модели, настойчиво экспортируемой в них внешними донорами». В итоге, «на надстроечном уровне глобализация приводит» к… «прогрессирующей индивидуализации общественной и частной жизни, порождающей индивидуализацию сознания; … к стремительно нарастающей секуляризации мышления и поведения, стимулируемой «демонстрационным эффектом»; к потере любых традиций (национальных, религиозных, социо-культурных), которые могли бы стать основой формирования личности, выходящей за рамки, диктуемые глобализационными процессами», а затем и к «нарастанию тоталитарных тенденций, распространяющихся под видом «внедрения» (в том числе насильственного) «демократических основ гражданского общества» во все сферы жизни, в том числе те, которые принципиально не могут быть связаны с этой моделью развития». Также в материале говорится и о последствиях глобализации для России. На прошлой неделе православная Грузия смогла противостоять подобной безоглядной «духовной глобализации»: «Несколько тысяч студентов тбилисских вузов перекрыли сегодня движение транспорта на улицах столицы Грузии в знак протеста против запланированного подписания соглашения между Грузией и Ватиканом», — сообщает «Радонеж». Секретное соглашение, состоящее из 15 пунктов, предполагало предоставление Римско-католической Церкви в Грузии равных прав с Грузинской Православной Церковью. Граждане Грузии, узнав об этом, были возмущены таким поворотом: «Они вместе скандировали: «Грузия без Ватикана», «Мы против заключения кабального соглашения с Ватиканом», «Грузия — православная страна». «Под давлением Церкви и общества Грузия отказалась от подписания соглашения с Ватиканом», — информирует сайт «Регионы России». «Намерение подписать межгосударственное соглашение между Грузией и Ватиканом было воспринято Грузинской православной церковью как стремление Ватикана распространить влияние Римско-католической церкви в православной Грузии. … В итоге подписание соглашения не состоялось, сообщил заместитель министра иностранных дел Каха Сихарулидзе. По его словам, государственный министр Автандил Джорбенадзе связался по телефону с президентом Грузии Эдуардом Шеварднадзе, который находится в Ялте на саммите СНГ, и президент дал распоряжение воздержаться от подписания документа». «Комментируя сложившуюся ситуацию, бывший спикер парламента Грузии, профессор Вахтанг Гогуадзе, являющийся руководителем «Союза грузино-российской дружбы», отметил сегодня в беседе с корреспондентом ИТАР-ТАСС: «В Грузии всегда с уважением относились и относятся к представителям других религий, некоторая часть ее жителей является приверженцами ислама, иудаизма и католицизма, но подавляющее большинство населения — православные христиане (около 80%). Православная церковь сыграла основную роль в развитии государства, в его борьбе за независимость, в формировании традиций грузин». Умение отстаивать свою позицию, свою веру — сегодня редкость. И это не удивительно. Ведь, по мнению современных псевдо-правозащитников, твердость в вере — ничто иное как «наглядная ксенофобия». «Московское бюро по правам человека представило новый проект с пространным названием «Общественная кампания борьбы с расизмом, ксенофобией, антисемитизмом и этнической дискриминацией в многонациональной Российской Федерации». Деньги на борьбу даст Европейская комиссия Евросоюза, а помогать правозащитникам будут социологи ВЦИОМа, ученые НИИ генпрокуратуры и сотрудники МВД», — сообщает автор газеты «Известия» Николай Кононов в статье «Наглядная ксенофобия. Правозащитники надеются остановить волну расизма агитацией и пропагандой». По сути, готовится новая волна наступления на все, что, по меркам современных либералов попадает под понятие «нетолерантный», «неполиткорректный». В основном борьба будет вестись через газеты и суды. В заключение статьи автор приводит слова некоего Леонида Стонова, международного директора Объединения комитетов в защиту евреев бывшего СССР, в которых он, среди прочего, высокомерно заявляет: «Из-за необразованности большого количества верующих, появившихся в последние десять лет, многие из них с большим подозрением стали относиться к инакомыслящим». При этом у читателя должна отложится в сознании модель «верующий = необразованный». И хотя все современные статистические исследования показывают, что сегодня к вере приходят как раз в основном люди образованные, псевдозащитники старательно выдают желаемое за действительное и делают все, чтобы отвратить людей от веры. При этом поле деятельности этих псевдозащитников — широко, голоса — крикливые, а потому — слышно их далеко. Так, известная компания в лице Людмилы Алексеевой, Елены Боннэр, Светланы Ганнушкиной, Сергея Ковалева, Юрия Самодурова, Льва Пономарева и Глеба Якунина обратились в Генпрокуратуру РФ с призывом повторно возбудить уголовное дело в отношении православных верующих, выступивших против богохульной выставки «Осторожно, религия». В Русской Православной Церкви выразили недоумение попытками правозащитников обжаловать решение суда, который признал незаконным уголовное преследование группы этих молодых людей, сообщает «NEWSru.com». «Для православных людей оскорбление святыни и веры не менее преступно, чем оскорбление человека, и наша правовая система должна, как мне кажется, уважать этот взгляд», — сказал 19 сентября секретарь по взаимоотношениям Церкви и общества ОВЦС Московского Патриархата протоиерей Всеволод Чаплин. Отец Всеволод сравнил разрушение экспонатов этой выставки с уничтожением плаката «Смерть жидам!». «Наше правозащитное движение, — напомнил отец Всеволод, — много раз высказывалось в поддержку запрета националистических и других человеконенавистнических идеологий. В то же время оно почему-то ни разу не осудило трусов, которые издеваются над самым дорогим, что есть у верующих людей, боясь выступить против тех, кто может реально дать сдачи: лидеров криминального мира, политических радикалов, руководителей террористических организаций и так далее… Проще простого, — сказал отец Всеволод, — оскорблять религиозные чувства верующих, которые, как правило, сдачи не дают, и даже в случае с этой выставкой ограничились тем, что поломали и разрисовали краской т.н. «экспонаты». «Для наших правозащитников, — продолжил он, — наверное, покажется преступным, если кто-то устроит перформанс на могиле их матери, оскорбит их по признаку национальности, возраста или пола или подвергнет поруганию дорогие для этих людей имена или символы, в частности, памятники жертвам политических репрессий». Сказав, что «за символы своих убеждений и за то, что им дорого, правозащитники России борются очень сурово», протоиерей Всеволод Чаплин выразил недоумение, тем, что «убеждения верующих людей для правозащитников оказываются как бы убеждениями второго сорта». Другая любимая тема наших «псевдозащитников» — преподавание «религии» в школе. Если раньше они выступали сами и подавали многочисленные иски в суды, то теперь на помощь к ним пришли журналисты. В частности, газета «Известия» опубликовала материал Ларисы Шеремет и Романа Кириллова «Культура не пройдет», в которой утверждается, как несомненный факт, очередная журналистская фантазия: «Преподавание основ православной культуры бойкотируется школами и родителями». Оказывается, «многочисленные споры вокруг того, стоит ли вводить в школах уроки православной культуры, можно считать хотя бы отчасти разрешенными: в большинстве российских средних учебных заведений таких уроков нет и не будет», так как «в основных городах страны и родители, и учителя фактически выступили против планов обучения детей данному предмету». И как-то странно, что об этом никто не слышал, кроме корреспондентов «Известий». Вот о выступлениях в защиту предмета «Основы православной культуры» и о его введении в разных областях России сообщали многие СМИ, а о бойкоте нового факультатива, да еще таком единодушном, — лишь газета «Известия», в заказной, по-видимому, статье. Автор сайта «РосБалт» Ольга Осиновская в статье «Православной культуре» в приёме отказано…» отмечает, что основная проблема «кроется не в многонациональности состава учеников, а в том, что нет ни учебной программы по этому предмету, ни специально подготовленных к таким урокам педагогов». В Санкт-Петербурге школа N345 единственная из существующих 703, где ведется предмет «Основы православной культуры». «В настоящее время кафедрами истории педагогики и психологии Санкт-Петербургского государственного университета педагогического мастерства разработана и реализуется программа повышения квалификации педагогов по курсу «Мировые религии и православная культура». Однако говорить о том, что кадровая проблема с преподаванием ОПК в Петербурге близка к решению, пока преждевременно. Дело в том, что по плану-заказу на 2003/2004 учебный год предусмотрен набор слушателей по данной программе в количестве 25 человек. Для того, чтобы в каждой петербургской школе основы православной культуры имели возможность занять прочное место в учебном процессе, понадобится не один год…». Так что вопрос о «клерикализации» образования, как, впрочем, и государства, которой так опасаются либералы, не стоит. Скорее, стоит вопрос о «мусульманизации» России. Об этом — документ «Письмо Общественного комитета по правам человека N75мн от 12 сентября 2003 г. в Посольство США по клерикализации России», опубликованное на сайте «Государство и религия». «С прискорбием вынуждены оповестить Вас о том, что мусульманская клерикализация государства в России идет полным ходом. Под прикрытием нарочно раздуваемого в российском обществе мифа о якобы существующей угрозе православной клерикализации государства в России скрытно проводятся вполне определенные мероприятия, направленные на реальную, а не мифическую клерикализацию России. Уже более полутора лет А.Е.Себенцов (отдел по работе с обращениями граждан Аппарата Правительства РФ), Абрамов (Управление внутренней политики Президента РФ) и Ф.М.Мухаметшин (Аппарат Правительства РФ, летом 2003 г. назначен Послом РФ), Н.В.Меркулов (Комитет по связям с религиозными организациями Правительства Москвы) с упорством, достойным лучшего применения, нарушая грубо нормы российского законодательства о светскости государства и отделении религиозных объединений от государства в Российской Федерации, о равенстве граждан вне зависимости от отношения к религии, не мытьем, так катаньем пытаются создать образовательный государственно-религиозный гибрид». Далее речь идет о ряде проектов означенной «группы», в том числе, создании, так называемого, Российского исламского университета, но уже при Московском государственном университете им. М.В.Ломоносова: «При этом в создаваемый образовательный гибрид на светские специальности (а других там официально нет) запланировано введение квотирования по религиозному признаку — набирать будут только мусульман. Две недели назад по этому поводу в Управлении внутренней политики при Президенте РФ состоялось закрытое совещание, на котором господин Абрамов явно показал всем свою личную жгучую заинтересованность в осуществлении этой противозаконной идеи. На ректора Московского государственного университета им. М.В.Ломоносова было оказано беспрецедентное давление, буквально принудившее его согласиться с навязываемыми ему идеями господ Абрамова, Мухаметшина и Себенцова. На Старой площади уже составляются списки будущих абитуриентов, отобранных исключительно по мусульманскому признаку (исповедующие ислам), хотя они учиться будут по светским специальностям в создаваемом подразделении государственного вуза». Все попытки сделать Православие — частностью, веру — личной «причудой», в итоге приводят к тому, что такой же частностью оказывается и Россия. О том, что такое «Россия без Православия или мир без России», — в интервью митрополита Ташкентского и Среднеазиатского Владимира, опубликованном на сайте «Радонежа». «Все беды, все социальные язвы, все несчастья современной России — от забвения духовных и нравственных опор, которые издревле дарило русскому народу Святое Православие. …Теперь же в потерявшей духовные ориентиры России самозваная «четвертая власть», СМИ, тотальной пропагандой порока выбивает из-под ног народа последнюю его опору — нравственность, выбивает, будто скамейку из-под ног приговоренного к повешению. Пропаганда «традиционного» и «нетрадиционного» разврата разрушает семейные устои, обрекая народ на бесплодие, в детях видят лишь нежелательный «побочный продукт» удовлетворения похоти, родильные дома пустеют — Россия стареет и вымирает… В российские школы свободно проникают тоталитарные секты и «половые воспитатели», а через черный ход — и наркоторговцы. А Русская Церковь, как говорит Святейший Патриарх Алексий, поныне заключена в «информационное гетто», — говорит в интервью митрополит Владимир. Также он отмечает, что «громче всех о том, что укрепление Православия якобы ущемляет права других религий, кричат не люди верующие, а недавние пропагандисты воинствующего безбожия… Большевики превращали нас в «лагерную пыль», теперь нашу родину хотят разорвать на куски и распылить на атомы — неужто мы и впрямь омертвели духом и допустим такое? Нужно избавляться от исторического склероза. Нужно сердцем и разумом познавать родную историю, родную культуру, родную славу. Только так мы станем людьми, а не манкуртами, только тогда нам станут не страшны ничьи злые планы. Но действительное возрождение исторической памяти, устремленной в будущее, немыслимо вне русского Православия… Отставание России в экономике в конечном счете вызвано отсутствием вдохновения у народа. А вдохновение не рождается при копировании иностранных моделей, его может дать только свое, кровное, родное, в генах заложенное. В России это Православие, с такими его устоями, как крепкая многодетная семья, самоотверженный труд во имя Бога и на благо Отечества, милосердная забота об обездоленных и многое другое. Россия — страна древних православных традиций, и для государства не учитывать этого было бы просто недальновидно». Однако сейчас, видимо, вопросы дальновидности временно будут отложены. Потому что главное — победить на предстоящих выборах. У предвыборной кампании свои законы. Один из них — максимально использовать все ресурсы. На предстоящих выборах таким ресурсом будут и православные избиратели. Потому что именно к этим выборам четко определилась эта электоральная группа. По сути, кампания уже идет полным ходом. И об этом свидетельствует обилие материалов, касающихся «предвыборной» тематики. Первым начал «тему» проявляющий в последнее время сильную нервозность политтехнолог Глеб Павловский, выступив с заявлением о том, что «странноватые политики и дельцы» от имени Православной Церкви затевают в стране «ползучий переворот». Интервью с Глебом Павловским, где он подробно излагает свои мысли, опубликовал сайт «НГ-Религии». По словам Павловского, голос Церкви в России имеет «слабое влияние на общество, несоизмеримое с ее авторитетом» (абсурдность этой фразы не обсуждается), так как «от имени Церкви говорят люди, использующие ее как большое хозяйственное управление». А к тому же, по мнению известного врача Павловского, православные «заболевания» для нас очень опасны, а вот исламские — «не столь опасны», так как «ислам — религия традиционная на русской земле, но все же локальная». Но вопрос даже не в том, чтобы найти десять (или больше) абсурдностей в словах Павловского, а в том, чтобы понять — для чего поднимается тема собственно православных политиков, причем, с акцентом на «правильных» и «неправильных». Возможно, это связано с последующей стратегией на выборах, когда определенное движение будет подаваться православным избирателям под маркой «правильного», «здорового», а другое — под маркой «неправильного», «алчного» или «больного». При этом, заявления о том, какое движение «правильно» уже делаются, и, как ни странно, светскими СМИ, совершенно далекими от Православия. Так, например, «Газета.ru» публикует статью Елены Рудневой «Патриархия сделала предвыборную ставку». Никто не объясняет, почему от лица Патриархии выступает Елена Руднева, но по ее словам, православные должны будут голосовать за «Народную партию» по той причине, что третьим в списке этой партии значится референт Патриарха Московского и всея Руси Алексия II Николай Державин. При этом больше никаких «намеков» на то, что именно данная партия имеет какое-либо отношение к Православию — нет. В том числе, нет ни слова о Православии и в программе. Кроме разве что абстрактных заявлений о «возрождении духовных ценностей России», под которым на период выборов подпишутся даже такие либералы, как Боннер и Пономарев, — лишь бы голоса были. На ту же тему — о православной ориентации «Народной партии» и статья Александра Морозова «Об экстремизме, религиозном факторе на выборах, Фукуяме и религиозных журналах» на сайте «Религия и СМИ». В статье, в частности, утверждается, «что включение Николая Державина в федеральный список ясно показывает, что эта группа и сама консолидируется не без серьезной конфессиональной основы». Кроме этого указывается, что существует и вторая «православная группа» — автор ее обзывает «публицисты-реваншисты», «пессимистические реваншисты», близкие к лимоновским нацболам, разве что не фашисты: это блок Сергея Глазьева. Автор при этом мыслит «в оценочной системе Павловского» и тут же замечает: «А серьезные (так сказать, «системные» православные) идут в «Народной партии». Ангажированность статьи в пользу «Народной партии» — очевидна. Хотя «системными» до недавнего времени назывались разве что хиппи… Из уже появившихся публикаций видно, что у читателей формируется представление о «Народной партии» как о «правильной православной», а о блоке Глазьева — как о «неправильной православной» партии. При этом подробной информации о «Народно-патриотическом союзе «Родина» в СМИ пока не было. Фактически только «Русская линия» сообщила о создании блока. Из известных патриотических деятелей в избирательный список блока вошли православный историк Наталья Нарочницкая, публицист Александр Крутов, депутат Петербургского ЗакСа бывший ректор Военмеха Юрий Савельев, публицист Николай Леонов. Подробный список, также как и программные заявления союза, можно прочитать на официальном сайте. Поэтому рассуждения о том, чья партия — «более православная», совершенно искусственны и пахнут только большими деньгами. Интервью с заместителем председателя Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата протоиерей Всеволодом Чаплиным на тему предстоящих выборов опубликовано на сайте «НГ-Религии». Оно называется «Церковь готова сотрудничать со всеми политиками». Отвечая на вопросы корреспондента Олега Недумова, протоиерей Всеволод Чаплин говорит: «Мне не хочется верить, что кто-либо пытается превратить православие в примитивную идеологию. Было бы неправильно сводить православное вероучение к каким-то политическим доктринам. Но, наверное, было бы также неправильно строить настоящее и будущее России только на основе западных теорий, на основе антропоцентрического понимания права и общественного устройства… Церковь открыта к диалогу и сотрудничеству с самыми разными политическими силами. И она не намерена оказывать какой-либо партии поддержку на выборах… Но хочется надеяться, что политики, приверженные христианским ценностям, и избиратели, также разделяющие эти ценности, найдут друг друга в ходе выборов и вместе пойдут по пути нравственного возрождения России». Тема деятельности секты сайентологов была поднята на прошлой неделе директором Центра социальной и судебной психиатрии имени В.П.Сербского Татьяной Дмитриевой. На пресс-конференции она выразила обеспокоенность деятельностью сайентологов в России, сообщает агентство «Интерфакс». По ее словам, сайентологи, официально запрещенные в России, «продолжают действовать под вывеской правозащитных организаций». Более подробно об этом сообщает сайт «Newsru.com». Татьяна Дмитриева отметила, что одна из идей сайентологов имеет непосредственное отношение к психиатрии. «Они полагают, — пояснила Т. Дмитриева, — что психиатры вообще не должны касаться лечения больных — что, как говорится, дал Бог, то и должно быть». Основной лозунг их акций, сказала Т. Дмитриева: «Психиатры, руки прочь от человека!». Участники подобных акций призывают также правительство прекратить финансирование отечественной психиатрии. Более подробно о деятельности сект в России — в прошлом и настоящем — рассказывает статья Юлии Ушаковой «Атипичная религиозность в постсоветской России», опубликованная в «Новом мире». Также на прошлой неделе появились публикации, посвященные предстоящему визиту Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II в Эстонию с официальным визитом. Одним из главных пунктов программы визита станет торжественное патриаршее богослужение в кафедральном соборе Александра Невского в Таллине 27 сентября, в праздник Воздвижения Креста Господня, сообщает сайт «Радонежа». «В программе визита — встречи Святейшего Патриарха с президентом, премьер-министром, министром внутренних дел Эстонии, а также с мэром Таллина». Газета «Известия» разместила публикацию памяти почившего митрополита Сурожского Антония (Блума) «Пока ты не святой, будь образованным». Вниманию читателей предложены выдержки из бесед владыки Антония. Среди прочего в ней есть слова о трезвости, которые сегодня как никогда актуальны: «Одно из характерных свойств подлинной, здоровой духовной жизни — это трезвость. Мы знаем на обычном русском языке, что значит трезвость по сравнению с опьянением, с нетрезвостью. Опьянеть можно различно, не только вином: все, что нас так увлекает, что мы уже не можем вспомнить ни Бога, ни себя, ни основные ценности жизни, есть такое опьянение. Это не имеет никакого отношения к тому, что я назвал бы вдохновением — вдохновением ученого, художника. Но когда мы забываем именно тот смысл, который раскрывается ими, и делаем предметом наслаждения то, что должно быть предметом созерцания, тогда мы теряем трезвость. В церковной жизни бывает, так часто и так разрушительно, когда люди в храм приходят ради пения, ради тех эмоций, которые вызываются стройностью или таинственностью богослужения, когда уже не Бог в центре всего, а переживание, являющееся плодом Его присутствия. Основная черта православного благочестия — это трезвость, которая переносит все ценности, весь смысл от себя на Бога».