Во вторник 19 августа Православная Церковь отмечала один из 12-ти главных православных праздников — Преображение Господне. В этот день Иисус Христос возвел трех апостолов — Петра, Иакова и брата его Иоанна — на гору Фавор и преобразился перед ними: «Просияло лице Его как солнце, одежды же Его сделались белыми как свет». Два ветхозаветных пророка — Моисей и Илия — явились преображенному Христу и беседовали с Ним. А из светлого облака, осенившего их, раздался глас Бога-Отца, свидетельствующий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение; Его слушайте».
«Как считают богословы, Преображением на горе Фавор Христос явил апостолам Славу Своего Божества, чтобы во время Его грядущих страданий и смерти они не усомнились в том, что Иисус — Единородный Сын Божий. Примечательно, что это евангельское предание стало одним из излюбленных сюжетов в русской иконописи. Знаменитые образы Преображения Господня создавали такие прославленные мастера Древней Руси как Феофан Грек, Андрей Рублев, Дионисий», — говорится в сообщении сайта «Мир религий».
В сообщении сайта «Вести.ru», со ссылкой на «евангельскую легенду», также коротко рассказывается этот сюжет. Затем сообщаются подробности, связанные с традицией освящения плодов, а также разного рода народно-погодные приметы.
На этом же сайте со ссылкой на ИТАР-ТАСС цитируются слова Патриарха Московского и всея Руси, сказанные им в этот день. «Событие напоминает, — отметил патриарх, — чтобы и мы преобразились благодатью Господней в тот отрезок времени, который нам дается, украшаясь добрыми делами в терпении и любви к ближним"… Патриарх Алексий пожелал, чтобы „каждый человек ощутил необходимость во внутреннем преображении“. Об этом же сообщает и „Интерфакс“.
"В этот же день в храме Христа Спасителя Алексий II возвел в архиерейский сан бывшего настоятеля московского подворья Троице-Сергиевой лавры архимандрита Лонгина, которому теперь предстоит быть епископом Саратовским и Вольским», сообщает сайт «Newsru.com».
На сайте газеты «Московский комсомолец» также появилась статья Светланы Самоделовой, посвященная не столько Преображению Господню, сколько «Яблочному спасу». Материал «Храм белый в яблоках» больше претендует на живые базарные заметки, щедро сдобренные народной метеорологией, рассуждениями о значении яблока и кулинарными рецептами. (
http://www.mk.ru/numbers/509/article15968.htm) Появление заметок о празднике Преображения в светской прессе носит скорее дежурный характер, но тем не менее указывает на то, что информационные поводы, связанные с православной жизнью, закрепляются в повестке дня и оказываются небезразличными для читателей и зрителей. Об этом же косвенно идет речь и в статье Георгия Любарского «Народ чает церкви, но какой, не знает» с подзаголовком «Сказки общественного подсознания», опубликованной на сайте «Globalrus.ru».
Автор берет за основу исследования фонда «Общественное мнение», проведенных в 2001 году по поводу судебной реформы. Как оказалось, кроме изменений в судебной реформе, народ в первую очередь ждет изменений духовного, морального климата в стране: «нужна вторая линия власти — еще духовная власть, церковь», «некоторые люди ожидают и желают появления идеологического контроля в обществе; они хотят роста моральности, духовного просвещения, духовного закона, который главенствовал бы над омертвевшими социальными механизмами суда, законотворчества». При этом автор отмечает, что существующий «мировоззренческий вакуум» с точки зрения светского государства должна заполнять система образования, наука, которые и должны «давать людям требуемые ценности и моральные нормы».
Рассуждая о феномене «вакуума», автор приходит к выводу, что «все имеющиеся у нас власти, все устройство общества в целом, от последней детали и до общего образа — все это общественное устройство представляется неполным, недостаточным. Ему не хватает „духовности“. Это стремление к духовности ведет к совсем иному общественному устройству, нежели существующее». Сегодня, отмечает Георгий Любарский, людям предоставлено выбирать между всего несколькими общественными моделями: «проект Просвещения (знание — сила, прогресс, наука), либеральный проект (свобода — и этого достаточно), несколько проектов мировых религий (уточнять и комментировать которые неуместно), и, наконец, американская мечта (труд, благосостояние и достоинство, ведущие ко все большему благосостоянию и более достойному достоинству)». «Но вот мы заглянули в глубину российского подсознания — и оттуда произнеслось странное: духовность… Ясно только, чем эта „духовность“ не является: это не мечта о благосостоянии (хотя ясно, что не призыв к борьбе с ним), не воля к просвещению (хотя видно, что не к мракобесию)… А что же? На этот вопрос пока не ответить», — заканчивает автор статью, ссылаясь на потемки подсознания.
Поиск той самой «духовности», чего-то большего, нежели власть закона и благосостояние, был заложен в русском человеке именно жизнью в Православии. И даже последние сто лет истории государства пока не вытравили эту потребность. Однако процесс «вытравливания» сегодня ведется с не меньшим энтузиазмом, чем 80 лет назад. «Линией фронта» в этой борьбе стал вопрос о преподавании предмета «Основы православной культуры в школе».
Недовольным тоном сообщает автор сайта «Время.ru» Кирилл Василенко в статье «Закон Божий сверх стандарта» о том, что «Русской православной церкви все-таки удалось добиться права преподавать религию в школе. Министр образования Владимир Филиппов подписал на днях приказ N2833 о проведении подобных уроков «вне рамок стандартных образовательных программ». По мнению автора, «законодатели от образования дали полный карт-бланш РПЦ». Автор отмечает, что эта инициатива вызвала возмущение многих светских людей и верующих других конфессий. Однако в качестве доказательства Кирилл Василенко приводит только слова главного раввина, который боится «ущемления «иноверцев» или «разделения учеников на национально-религиозные группы». Почему-то другого варианта в головах автора, а также раввина не возникает: все будет плохо и никак иначе.
Еще более тревожно звучит заголовок интервью с так называемым «правозащитником» Львом Пономаревым, опубликованным на сайте «НГ-Религии» — «Православная идеология или гражданское общество?». Столь искусственно создаваемое противоречие, в котором фигурируют какие-то неведомые «православные идеологии» (православная вера — есть такое, а что есть православная идеология? Кто ее разработал?), нужные только лишь для запугивания неискушенного читателя, позволяют людям, откровенно противостоящим и ведущим борьбу с Православием, высокомерно и нахально заявлять: «Мы защищаем Церковь, борясь с безграмотным учебником». Все интервью наполнено подобными, нередко бредовыми, заявлениями. Надо отметить, что это не первая публикация оживившихся перед новым учебным годом «правозащитников».
Недаром автор обозрения «Радонеж» Кирилл Фролов и называет подобные статьи «Правозащитным безумием». Он отмечает, что авторы этих статей и интервью пугают читателя «распадом и крахом России в случае «клерикализации» образования». Под «клерикализацией» подразумевается введение добровольного предмета «Основы православной культуры». Естественно, аргументы «правозащитников» не выдерживают критики: «Сам процесс православного возрождения России никак нельзя считать «этноплеменным». Именно христианство обеспечивает органичный баланс между национальным и вселенским. Сторонники «этноплеменной» интерпретации русской культуры как раз нападают на Православие за его «имперскость», «универсальность», за православную идею России как цивилизации». «Правозащитники» навязывают «России ложные альтернативы, искусственный выбор между «американской секулярной» моделью и «израильским» вариантом религиозно-национального государства».
«Что же касается угроз распада России, то небрежение правами миллионов ее православных граждан, в том числе в области образования, и может стать ударом по Российской государственности и, как минимум, к существенному удару по авторитету власти, особенно в преддверие парламентских выборов», — заканчивает свой материал автор. Этой же проблемы касается статья «Левозащитная» сумятица, или Евгений Ихлов как зеркало либеральной революции», опубликованная также на «Радонеже».
Кстати, в школах Армении в наступающем учебном году в 4−10 классах школ будет введен предмет «История Армянской Апостольской церкви», сообщает РИА «Новости».
Статья, посвященная введению в школе нового факультатива, опубликована в «Российской газете». Она называется «Просвящение. Религиозные организации получили пропуск в светскую школу». Автор Елена Яковлева отмечает, что «приказ, подписанный министром образования Владимиром Филипповым, утверждает в этом деле добровольность и ответственность, но, при этом указывает на то, что «каждый новый законодательный акт в вопросах религиозного образования вызывает массу споров». «Министерство образования новым приказом разрешает религиозное обучение вне рамок образовательных программ, но старается быть в этом деле осторожным», — говорится в статье. Также в материал приведен комментарий консультанта департамента образовательных программ и стандартов профессионального образования Министерства образования Любови Гармаш: «Этот приказ не ставит точки в долгой дискуссии по поводу преподавания Закона Божьего в школе. Речь в данном случае не идет даже о факультативных занятиях, а всего лишь всего-навсего о предоставлении школьных и детсадовских помещений для религиозного обучения по инициативе родителей, учащихся, общественных организаций. Это все происходит вне рамок образовательных программ… Мы опасаемся неверных и тенденциозных толкований подобных решений, на министерство тут же обрушивается шквал возмущенных писем. Школу тоже можно понять: ей не хочется быть губителем общественных инициатив, которые всегда ценны, и поэтому она идет навстречу им. Но есть опасность стать рассадником сектантства, попасть из-за этого в судебные передряги, и поэтому она делит ответственность с родителями, заботится о маркировке пособий и законных преимуществах традиционных религий».
Между тем, разного рода провокаторы и правозащитники напрасно боятся клерикализации власти. Перед Православной Церковью не стоит такая задача. О первоочередных проблемах, стоящих перед Церковью, рассуждает в статье «Властная вертикаль Церкви» автор «НГ-Религий» Александр Кырлежев. В частности, речь идет о предстоящем Архиерейском Соборе. Автор сначала упоминает о состоявшемся три года назад Соборе, на котором были прославлены в лике святых новомученики и исповедники российские XX века, а также приняты три фундаментальных документа: «Основы социальной концепции», «Основные принципы отношения к инославию» и новый Устав Русской Православной Церкви.
«Однако, — отмечает Александр Кырлежев, — проблемы канонического регулирования церковной жизни на Соборе 2000 года решены не были. Данное Собором Синоду поручение разработать предусмотренные новым Уставом положения о церковном суде, о монастырях и монашествующих и о церковном имуществе пока не выполнено. Кроме того, как было сказано в соборном определении, «весьма актуальной представляется подготовка канонического кодекса Русской Церкви». Именно эти вопросы (в частности, вопрос об организации митрополичьих округов — в Казахстане и Западной Европе) следовало бы включить в повестку дня грядущего Архиерейского Собора, который, согласно нынешнему Уставу РПЦ, должен состояться в 2004 году», — считает автор.
Вдали от столичных споров и провокаций, в сибирских деревнях, люди ждут священников и врачей. И тех, и других — не хватает. И те, и другие — очень нужны. О необычном корабле милосердия рассказывается в репортаже корреспондента «Вестей» Дмитрия Иванова. «В необычное плавание по Оби отправился корабль «Андрей Первозванный». На его борту — врачи и священники. Они будут заходить в отдаленные поселки Сибири, откуда до ближайших больницы и церкви ехать несколько часов. Каждое утро в небольшом храме на корабле руководитель миссии отец Константин зажигает свечи. Это значит, что «Андрей Первозванный» готовится причалить к очередному населенному пункту… Концерт православного хора и обряд крещения — традиционные мероприятия миссионеров в каждом селе… В экспедиции новосибирские священники отправляются не только на корабле. По отдаленным селам они уже путешествовали на поезде, а теперь планируют и с авиаторами договориться — о воздушной миссии».
В среду, 20 августа, в канун празднования обретения чудотворного Толгского образа Божьей Матери, одна из самых почитаемых святынь русского народа — Толгская икона Царицы Небесной была возвращена в Свято-Введенский Толгский монастырь Ярославской епархии Русской Православной Церкви. Об этом сообщается на сайте «Русской линии».
«На протяжении почти восьмидесяти лет одна из самых главных святынь России захваченная богоборцами при закрытии монастыря святыня находилась в пленении. Древняя чудотворная Толгская икона стала одним из музейных экспонатов Ярославской художественной галереи. С падением атеистического режима встал вопрос о возвращении иконы верующим, но вот уже пятнадцать лет под разными предлогами музейные работники откладывали решение этого вопроса». И вот, наконец, официально объявлено о дне передачи иконы: «Для хранения иконы был изготовлен специальный стационарный киот с бронированным стеклом. Одностолпную палату восстановлено сестрами монастыря из руин Крестовоздвиженского храма, где будет находиться икона, укомплектовали по специальному техническому заданию ОВО при Заволжском РОВД… В Санкт-Петербурге монастырь приобрел специальный прибор «ТКА-Хранитель», предназначенный для измерения в помещении параметров микроклимата… Когда все это было выполнено, Министерство культуры подписало договор на передачу иконы Толгскому монастырю. Однако в договоре говорится о временной безвозмездной передаче сроком на один год». Ярославские верующие «возносят акафист Толгской Богоматери с тем, чтобы чудотворная икона осталась в монастыре не на год, а навечно».
В то время, когда в России многие остаются равнодушны к проблемам Православия и к вопросам веры, за границей российских эмигрантов возникает насущная потребность духовно найти свою Родину, свою веру. Об этом — в интервью сотрудниками канцелярии Русской Православной Церкви Заграницей в Нью-Йорке священниками Андреем Соммером и Серафимом Ганом «Каждый русский человек — в душе православный».
«Интересно получается, что многие приходят к вере именно заграницей, потому что они ищут этого кусочка России, они ищут утешения в молитве в русских церквах, потому что они оказались в совершенно других условиях. И они ищут родных людей, своих людей и они находят их именно в наших русских храмах заграницей. И таким образом они приходят к вере и становятся прихожанами наших церквей… Я думаю, что каждый русский человек в душе православный. Крещенный он или нет. Так были воспитаны наши предки, и я думаю, что этот русский дух оставил след во многих сердцах. И поэтому люди тянутся к православным храмам, потому что они напоминают им о России, и об этом русском духе, духе Святой Руси», — говорит о. Андрей.
О. Серафим отвечает на острый вопрос о воссоединении двух Церквей — Русской Православной Церкви и РПЦЗ: «Мы очень надеемся и ищем этого единства, и я лично считаю, что сейчас происходит такой процесс возрождения Церкви, возрождения духовной жизни в России. Может быть, не всеобъемлюще, но, во всяком случае, что-то происходит, и мы это видим. И я считаю, что мы как часть Русской Церкви должны включиться в этот процесс. Потому что, если мы не примем прямое участие, то этот процесс возрождения может пройти мимо нас… И поэтому я считаю, что необходимо общаться и обязательно общими усилиями совместно разобраться, то есть все части Русской Церкви должны собраться и разобраться в этой трагедии, в этом горестном разделении, которое постигло Русскую Церковь в 1917 году. И всем нам надо через покаяние воссоединиться. Так мне представляется, и я думаю, что это вполне возможно и это просто необходимо».
Вопрос о воссоединении двух Церквей, об укреплении Православия сегодня — когда политика католического прозелитизма становится все агрессивнее, — стоит особенно остро. Митрополит Одесский и Измаильский Агафангел выступил с заявлением в связи с попыткой регистрации католического Одесско-Крымского экзархата, сообщает на официальном сайте Украинской Православной Церкви. В Заявлении говорится о том, что никаких оснований для создания нового экзархата нет: «Заявляется о проживании на юге Украины 70 000 католиков, но даже это малое число чрезвычайно завышено. Напротив того, Одесская митрополия и ее центр — г. Одесса, является твердым и несокрушимым оплотом канонического Православия не только в южном регионе, но и во всей Украине, стоит на страже неповрежденной православной веры, святых канонов и святоотеческого наследия. Тех, кто добивается расчленения и последующего уничтожения Православной Церкви, такое положение не устраивает. И именно с целью ослабить, расчленить Украинскую, а, следовательно, и Русскую Православную Церковь предпринят новый демарш Ватикана — открытие «Экзархата». И здесь речь идет не об удовлетворении нужд католиков — они и так удовлетворены. Речь идет о фактическом объявлении Украины «зоной активного прозелитизма», «территорией прямых жизненных интересов Ватикана». Также в заявлении говорится, что подобная политика приведет к дестабилизации ситуации в регионе.
В то время как на Украине проводится политика духовного терроризма, в Сербии албанские террористы расстреливают детей. 13 августа 2003 года на берегу реки Быстрицы в деревне Гораждевач (Косово) в 14 часов по местному времени албанскими террористами из автоматического оружия была обстреляна группа детей. В результате обстрела двое детей погибли и еще шестеро получили огнестрельные ранения. И хотя внешне прозелитизм на Украине и расстрелы в Косове выглядят не связанными друг с другом событиями, их объединяет одно — агрессивная политика Запад по отношению к Православию, к православным государствам, попытки захватить и подавить возможное иномыслие.
В заявлении Святейшего Патриарха Сербского Павла в связи с расстрелом сербских детей в Косове говорится о том, что «нет и не может быть большего преступления, чем убийство этих невинных и непорочных детей, и оправдания этому нет. Совершивший его убивает в себе человека, разрушая свое будущее и будущее своего народа. Выражая отеческое соболезнование родителям и близким убитых, мы снова и снова призываем власти этой страны, а также представителей международного сообщества приложить необходимые усилия, дабы обеспечить наконец сербам, проживающим в Косове и Метохии и лишенным всех прав, главное право — на жизнь».
Газета «Коммерсант» публикует статью Геннадия Сысоева «Албанцы отстреливают сербских детей» с пометкой «этнический конфликт». В статье отмечается, что «даже после четырех лет нахождения Косово под протекторатом ООН обстановка там далека от нормальной… Премьер Сербии на днях привел такие цифры. За четыре года в Косово похищено 1136 человек, судьба 816 так и остается невыясненной. В результате терактов погибли 989 сербов и черногорцев, однако органы временной администрации ООН завели по этим случаям всего 16 уголовных дел… Власти в Белграде понимают, что эффективных рычагов влияния на ситуацию в Косово у них нет, и потому уповают главным образом на помощь мирового сообщества. Однако оно пока не спешит принимать решительные меры в отношении албанских экстремистов».
Белград требует конфискации оружия у населения края и расформирования корпуса по защите Косово, созданного в основном из боевиков. Однако мифическое мировое сообщество боится потревожить албанцев, так как ликвидация и запрет на убийства детей и взрослых их «спровоцируют». «В глазах сербов ответственность, пусть и косвенную, за нынешнее обострение обстановки в Косово несет и Россия. Месяц назад она по непонятным для сербов (да и не только для них) причинам вывела из края свой воинский контингент… И теперь Москве предстоит выработать иной подход к косовской проблеме».
Однако конфликт в Сербии — не просто этнический конфликт. Это конфликт двух мировоззрений, это борьба за территорию, ведущаяся уже не первое столетие. И холодность «мирового сообщества» вполне объясняется его прагматическим интересом. А в борьбе с этим интересом проигрывает все, даже библейские заповеди.
В Алабаме главный судья этого американского штата Рой Мур проиграл в борьбе за право оставить в здании суда гранитную плиту с Десятью заповедями. «Скрижаль никому не мешала, пока Верховный суд не решил навести порядок в нижестоящих инстанциях и не вспомнил, что плита, оказывается, нарушает положение Конституции о разделении государства и церкви», — сообщает сайт «Утро.ru». Однако Верховный судья отказался выполнять приказ вышестоящей инстанции — несмотря на штраф и возможные политические неприятности, сообщает сайт «Регионы России». «Но его коллеги, члены Верховного Суда Алабамы, решили, что им проблемы с Вашингтоном не нужны, и приказали полиции удалить монумент, заявив, что «вне зависимости от того, нравится ли нам это или нет, мы обязаны уважать Закон, иначе судебные инстанции штата будут дискредитированы».
Президент США — государства, где десять заповедей мешают суду, — «предстал на страницах нового номера журнала «GQ» в облике Иисуса Христа», сообщает сайт «НТВ».
Проблемы справедливости и милосердия каждый решает для себя по-своему. И государство, и каждый человек. Примером удивительного милосердия был знаменитый врач Федор Гааз — «Человек отчаянной смелости». На сайте «НГ-Религии» Павел Антонов опубликовал статью, приуроченную к 150-летию со дня кончины этого «святого доктора».
«Федор Гааз совершил переворот в российской пенитенциарной системе. Он один боролся против казнокрадства и бюрократии многих московских чиновников, называвших святого доктора «чудаком» и «утрированным филантропом». И дело не в том, что генерал-губернатор Москвы или сотрудники тюрем были безнравственными или жестокими людьми, просто в их голове не укладывалось, как можно с любовью относиться к закоренелым преступникам или целоваться с холерными больными», — полагает автор.
Между тем, вопрос о кризисе человеческих взаимоотношений, кризисе государственных систем, так или иначе, упирается в вопрос геополитический — о месте России в мире, ее исторической роли и ее будущем. Об этом — книга специалиста по истории международных отношений, доктора исторических наук Наталии Нарочницкой «Россия и русские в мировой истории». По словам автор «Известий» Владимира Максименко, эта книга — «масштабное научное исследование мировоззренческих и геополитических аспектов истории России». Вместе с тем — это «событие не только в науке, эта книга — вдохновляющий акт русского национального самосознания».
Сложнейшие проблемы ХХ века (две мировые войны, Версальский мир, мировой «восточный вопрос», революция 1917-го и революция 1991-го, «холодная война» и др.) рассматриваются в книге с позиций православного мировоззрения. «В мировой научной историографии это первый крупный опыт с подобным методологическим заданием». «Понимание роли России в мире, развиваемое Нарочницкой, обостряет сознание того, что мы подошли к еще более глубокому всемирно-историческому рубежу, чем великие географические открытия или появление машин и первый технологический переворот. Завершается история индустриальной цивилизации потребления, стоящей перед исчерпанием главного невозобновляемого источника своей энергии — нефти. С развитием информационно-коммуникационных технологий перестраивается все воспроизводство жизнедеятельности Homo sapiens. В этих условиях призвание России неотделимо от того, чем оно являлось на протяжении веков», — пишет Владимир Максименко.
Об истории России, а также духовной и временной связи между городами и определенными событиями в жизни общества и человека говорится в материале журнала «Русский предприниматель» «Времен связующая нить». Это интервью с наместником Сретенского монастыря архимандритом Тихоном (Шевкуновым), в котором он рассуждает об исторических и духовных отношениях двух городов Санкт-Петербурга и Пскова, юбилеи которых отмечались в этом году. «Есть и еще одна таинственная нить между этими двумя городами. Петербург — имперская столица, столица русских государей. Здесь правил последний русский царь Николай Александрович Романов. А Псков — это место его отречения. Отсюда начался мученический подвиг царя-страстотерпца. Вот такая промыслительная связь между Псковом и Петербургом. Связь, собирающая воедино судьбы людей, городов и народов».
Говоря о том примере, который дал последний русский царь в своей личной жизни, жизни семейной, корреспондент задает вопрос об издании Сретенским монастырем книги «Семейный летописец». По словам о. Тихона, проблема современных семей в том, что «это семьи без прошлого, семьи без традиций». «А ведь традиции — это основа, на которой держится все. Чтобы оживить историческую память наших соотечественников, мы с Александром Николаевичем Крутовым составили специальную книгу под названием «Семейный летописец». Это книга, которую заполняют сами члены семьи. Они записывают все, что им известно о своем роде, о своих предках. Если не знаешь никого дальше бабушки и дедушки, поспрашивай у родственников, покопайся в архивах. В «Семейном летописце» есть глава о семейных традициях. Если нет традиций — учреди их, пусть они начнутся с тебя. В целом же наша книга — это семейный дневник, который рассчитан, как минимум, на пятьдесят лет. В «Летописец» должна войти вся история семьи, в том числе и ее духовные аспекты: когда супруги венчались, когда крестили детей, какие иконы особенно почитаемы в доме… Наш замысел состоит в том, чтобы помочь супругам лучше понять друг друга и осознать всю важность семьи. Необходимо пробудить в них чувство ответственности перед последующими поколениями». По замыслу издателей, «Семейный летописец» «будет передаваться по наследству, он достанется детям и внукам тех, кто будет сегодня заполнять страницы этой книги».
Появление в свет еще одной православной книги — «конспекта романа» «Мене, текел, фарес» Олеси Николаевой, — отметили на прошлой неделе светские СМИ. На сайте «Московских новостей» опубликована статья Ольги Мартыненко «Искушение игумен Ерма». «Для названия своего опубликованного в «Знамени» (N5, 2003) «конспекта романа» Олеся Николаева взяла таинственные библейские письмена… Пророк Даниил истолковал их как Божье предначертание: исчислено царство твое, ты взвешен и найден очень легким, царство твое отдано другим.
«Тонкий лирический поэт и прозаик Олеся Николаева — человек верующий, что чувствуется в ее произведениях даже на мирские сюжеты. А «конспект романа» посвящен непосредственно церковным людям, причем самому строгому в этой среде чину — монашеству и старцам. Так сказать, монастырским будням, свидетелем которых оказывается автор, — говорится в рецензии. — В противовес грозному заголовку стиль ее повествования легкий, если не сказать шутливый, виртуозно соединенный с почтительностью…» В центре повествования — «трагическая мятущаяся фигура иконописца игумена Ерма, который увлекается то старообрядцами, то византийской школой, а в результате склоняется к католичеству, что ему не прощается, и в конце романа он растворяется в неведомых далях. Автор не обличает, как это модно сегодня, церковных иерархов, в череде монахов и старцев Олеся Николаева показывает нас самих, только, может быть, лучших, как лучше и достойнее бывают люди, верные совести, выполняющие взятый на себя долг и не забывающие о том, что библейское пророчество (в обиходе переводимое как «взвешено, сочтено, измерено») обращено к каждому из живущих».