Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина22.01.2003 

СВЯТОЧНОЕ ЗАТИШЬЕ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: Святки, 7−19 января. — Рождество Христово. — Праздник в России и в мире. -Духовный иммунитет. — Лето Господне. — Сказка о елочке. — Удушающая защита.

7 января православные всего мира встретили светлый праздник Рождества Христова. О значении праздника, его истории рассказывает «Православная газета», посвящая этой теме несколько статей. Первая из них — «О нравственном состоянии человечества до Рождества Христова». «Чем было человечество без Христа? Оно представляло собою то же печальное зрелище, которое представляет еще и ныне общество людей вне христианства. …Люди находили развлечение и удовольствие в зрелищах, на которых люди же растерзывались дикими зверями или убивали друг друга. Прекрасное и благородное слово человеколюбие нигде не появлялось, а всюду царило полнейшее равнодушие и бессердечность относительно бедных и несчастных». Рождение Христа изменило жизнь человечества: «что прежде всего изменило, воссоздало человечество, это — любовь, совершенно неизвестная древности, любовь, которую воплотившаяся и в вертепе родившаяся беспредельная Любовь распространила по всему миру».
Другая заметка названа «Чему поучают нас обстоятельства Рождества Христова?». В ней рассказывается об истории и значении праздника: «Была ночь. Пастухи стерегли стадо в поле. И вот, предстал им ангел Господень, и божественный свет осиял их. Они испугались. Но ангел сказал им: „Не бойтесь. Я возвещаю вам великую радость, которая приготовлена для всего народа: теперь родился вам в городе Давидовом Спаситель, именно Христос Господь. И вот как узнать Его: вы найдете спеленанного Младенца, лежащего в яслях“. Вдруг явилось с ангелом множество небесного воинства; и слышно было, как они хвалили Бога и пели: „Слава на небесах (царствующему) Богу! и на земли мир, (открылось Его) благоволение к человекам!“ Когда ангелы отошли на небо, пастухи сказали друг другу: „дойдем до Вифлеема, и посмотрим, что там случилось, о чем Господь возвестил нам!“ И, нимало не медля, пошли и нашли Богородицу Марию, и Иосифа, и Младенца, лежащего в яслях. Тут они рассказали, что было им самим сказано о Младенце. Все слышавшие дивились, что рассказывали пастухи, а Богоматерь, вслушиваясь, хранила эти речи на сердце Своем. Пастухи возвратились, и благодарили Бога за все, что слышали и видели». Чему же научают нас изложенные здесь обстоятельства Рождества Христова, задается вопросом автор статьи: «Иисус, ничего не заняв от мира в Своем рождении, по-видимому, не хотел и ему показать ничего собственного. Он скрыл неизмеримую вечность Свою за днем Своего рождения; престолом Царя царствующих соделались ясли, утварью — пелены, первыми слугами царствия — пастыри стада; Божия сила и Божия премудрость сокрыты в немощах младенчества. Что же при виде такого смирения должно чувствовать сердце, желающее быть сообразным образу Иисуса? Сила ума, величие духа, знаменитость дел, преимущества званий! Я вами не прельщаюсь и не завидую тем, которые гордятся вами. Нет высшей мудрости, как отречься от мудрости для Иисуса; нет большей славы, как разделять бесчестие с Иисусом; нет избыточнейшего состояния, как нищета Иисуса; нет иной двери к совершенству и блаженству, как младенчество Иисуса; нет лучшего украшения для души, в которой Он должен обитать, как видеть себя чуждой всех украшений, подобно яслям Его. Ток благодати, подобно речным устремлениям, изливается в долы; кедры на горах блюдутся громам и молниям. Бог творит из ничего: доколе мы хотим и думаем быть чем-нибудь, дотоле Он в нас не начинает Своего дела». «При рождении Христовом ангелы воспевали славу Божию и мир на земли: они воспевают и при нашем возрождении славу благодати и мир человека с Богом».
Праздничные богослужения, посвященные Рождеству Христову, прошли во многих странах. Об этом сообщает информационный портал «Страна.Ru». «О мире и прекращении насилия молились минувшей ночью прихожане церквей Востока. В Вифлееме, в храме Рождества Христова, куда накануне состоялся крестный ход из Иерусалима, прошло всенощное бдение при стечении нескольких тысяч арабов-христиан со всех концов священной земли Палестины… Праздничная атмосфера в Дамаске и Багдаде омрачена надвигающейся угрозой военного конфликта. К общей молитве о мире, предотвращении войны и благополучии присоединили голоса прихожане общин Русской Православной Церкви в Сирии и Ливане… Проживающие и работающие в Тунисе православные россияне, болгары, сербы и представители других национальностей встретили светлый праздник Рождества Христова в храме Воскресения Христова, расположенного в самом центре тунисской столицы. Праздничное богослужение провел здесь настоятель храма священник Московской Патриархии отец Дмитрий… В Европе рождественские богослужения прошли во всех православных храмах Сербии, в том числе и в местах компактного проживания сербов в Косово… Торжественными службами встретили во Франции праздник Рождества Христова многочисленные выходцы из России. Несмотря на холодную погоду, большое стечение народа отмечалось во всех 57 соборах и церквях, входящих в три юрисдикции русского православия, существующие сейчас на французской территории», — говорится в сообщении.
В сообщении, размещенном на сайте «Вести» рассказывается о том, как прошло празднование Рождества на Святой Земле: «…рождественские торжества прошли без привычного размаха. Несмотря на праздники, в городе по-прежнему действует комендантский час. Израильские войска были отведены от храма Рождества Христова незадолго до полуночи. И почти сразу же на Ясельной площади к дверям храма выстроилась длинная очередь. На праздник приехали около 20 тысяч паломников, многие из России. Совместную службу в храме совершили представители нескольких поместных Православных Церквей. А завершилась всенощная по традиции крестным ходом».
О том, как встреча праздника Рождества Христова прошла в России, рассказывает сайт «Newsru.com». «В эту ночь во всех храмах Русской Православной Церкви, встречающей Рождество по юлианскому календарю, совершались торжественные богослужения. Главным местом встречи этого праздника в России стал кафедральный храм Христа Спасителя, под сводами которого собрались свыше 5 тысяч человек. Рождественское ночное богослужение в храме Христа Спасителя возглавил Патриарх Московский и Всея Руси Алексий II… В Храме Христа Спасителя прошла Великая Рождественская Вечерня. Ее в кафедральном Храме Христа Спасителя во вторник совершил патриарх Московский и Всея Руси Алексий II. Там собрались представители епископата и московского духовенства, крупнейших российских монастырей, а также поместных православных церквей… Патриарх также поздравил с Рождеством всех собравшихся. „Мы должны жить, осознавая, что с нами Бог, и тогда наша жизнь будет освящена благодатью Божией“, — сказал Алексий II». Также в сообщении рассказано о том, какие светские увеселения были приурочены к празднованию Рождества.
Патриарх Московский и всея Руси Алексий поздравил православных христиан с праздником Рождества Христова. «В телевизионном обращении Патриарх сказал „о новых скорби и испытаниях“ нашему Отечеству после террористических актов», сообщает «Страна.Ru». «По словам предстоятеля, после терактов, совершенных в Российской Федерации и других странах, «мир оказался под угрозой нового небывалого зла». «Продолжается противостояние на земной родине Спасителя мира, возле величайших христианских святынь», — сказал Алексий Второй. «Духовной опыт человечества свидетельствует о том, что общие скорби делают людей ближе к друг другу, объединяют в борьбе со злом. Но, объединяя наши усилия в этой борьбе, будем помнить слова Спасителя о том, что из человеческого сердца исходят злые помышления, и посему будем стремиться в самих себе созидать тот мирный дух, о котором говорил преподобный Серафим Саровский… Поздравляю всех вас, дорогие братья и сестры, с Великим Праздником Рождества Христова! Желаю Вам мира и спокойствия, любви и радости, благословения Божия на все ваши благие труды и начинания. Поздравляю также всех Вас с наступившим Новолетием. Да будет новое лето Благости Господней для Отечества нашего, для всех нас мирным, созидательным и благополучным. С праздником Вас, дорогие мои», — сказал Патриарх Московский и Всея Руси Алексий Второй.
Полный текст «Рождественского послания Патриарха Московского и всея Руси Алексия II архипастырям, пастырям, монашествующим и всем верным чадам Русской Православной Церкви» опубликован на патриаршем сайте.
Президент России Владимир Путин поздравил христиан с Рождеством Христовым, сообщает «Газета»: «… в обращении президента, в частности, говорится: «Этот праздник неизменно несет в дома миллионов людей мир, любовь, добро и надежду. Он укрепляет основы нравственности нашего общества, поддерживает стремление российских граждан к единству и согласию». По словам президента, «огромное значение в утверждении высоких духовных ценностей имеет деятельность Русской Православной Церкви».
Президент Египта Хосни Мубарак объявил Рождество государственным праздником. «Впервые в истории страны, где согласно статистике 90% населения является мусульманами, самый большой православный праздник будет отмечаться официально», — сообщает «Утро.Ru».
Реакция со стороны мусульманского большинства последовала без замедления: «Египетский адвокат Сабер Рашед подал судебный иск, потребовав отменить новый государственный праздник — Рождество. Адвокат заявил, что слишком большое количество праздников мешает производству в стране и ее развитию», — продолжает тему «Утро.Ru».
"В Рождество Москве и Белграду надо задуматься об укреплении братских взаимоотношений, считает сербский Патриарх Павел». Об этом сообщает агентство «Росбалт». Предстоятель Сербской Церкви подчеркнул, что «в ходе своего визита в Москву, который запланирован на март этого года, он попытается убедить российское общество в необходимости сближения с Сербией». Патриарх Павел пообещал, что проведет активную работу среди сербского общества и «призовет его задуматься о возможности укрепления братских отношений между Москвой и Белградом».
О том, как праздновалось Рождество в Центральной Азии, рассказывает «Deutsche Welle». «Отношение к этому празднику со стороны руководства и граждан преимущественно мусульманских государств в каждой стране различно. Например, в Киргизии Рождество — государственный праздник и выходной день, а в Казахстане вопрос о статусе Рождества внесен в повестку дня парламента… А вот в Таджикистане немалая часть православных прихожан — российские военнослужащие, несущие службу по охране государственной границы страны». В Туркменистане «православие является единственной официально разрешенной христианской конфессией» и там торжественно отмечают Рождество «в 12-ти православных приходах, расположенных во всех областях страны».
С 7 января начались Рождественские святки — двенадцать святых дней до праздника Крещения, во время которых прославляется Рождество. «По традиции на Руси в эти дни посещали святые места, жертвовали бедным, навещали немощных, а также ездили в гости с подарками. Этот обычай связан с событиями Вифлеемской ночи, когда были принесены дары Богомладенцу. Подарки волхвов — золото, кусочки ладана и смирны — хранятся до сих пор в одном из греческих монастырей», — сообщают «Вести». А некоторые газеты торопятся напомнить о святочных «традиционных» гаданиях.
Проблемам гадания, астрологии, ворожбе и прочим оккультным услугам посвящена статья иеромонаха Макария «Молебен сатане», опубликованная на сайте обозрения «Радонеж». «В прошлом году, в предрождественском выпуске одной весьма уважаемой газеты поместили просветительский материал …с доступным изложением техники гадания для всех желающих. Как там было сказано, «если хотите узнать свое будущее — не откладывайте! Святки для этого самое подходящее время…». Автор отмечает, что «как и многие другие события годового богослужебного цикла, праздничный период святок, «святых дней» от Рождества Христова до Богоявления, имеет языческую, до-христианскую историю. В своей борьбе с идолопоклонством Церковь последовательно вытесняла языческое содержание из народных праздников, заменяла его христианским. Так возникали благочестивые народные обычаи; у разных христианских народов, в разных странах мира, они различны по форме, но одинаковы по смыслу и цели: помогать человеку на его земном пути к Небу» Далее автор резко выступает против так называемых традиции «святочных (да и других) гаданий», цитируя 61-ое правило Шестого Вселенского Собора. В чем же причина столь резкого отторжения православными христианами разного рода «гаданий»? «Воздействие оккультных сил на душу разумно уподобить воздействию бактерий и других болезнетворных факторов на тело… Богом созданное человеческое тело обладает превосходным набором защитных сил; но стоит им отказать, как смерть обступает нас со всех сторон. Незначительные отклонения от нормы теперь уже не выправляются, как в здоровом организме, а усиливаются и приводят к гибели. То же самое произошло с душой человека. Отвернувшись, отказавшись от Бога, люди потеряли душевное здоровье и вместе с ним — иммунитет к вредоносным воздействиям невидимого мира». Мы не можем и не должны пытаться узнать будущее, как делают это гадалки, но «мы можем и должны знать общее направление развития событий — «различать знамения времени», о чем говорил Спаситель, — а во-вторых и в главных, каждый из нас должен знать свой собственный курс, иными словами — Божию волю о себе самом. Чтобы этого достичь, надо в самом деле (тут мы соглашаемся с оккультистами!) обратиться от мира видимого, материального, к невидимому. Но в невидимом мире наши пути резко расходятся. Они идут на службу силам зла — падшим духам, бесам, — а мы, следуя Первой заповеди, служим Единому Богу в Его Единой Святой Соборной и Апостольской Церкви».
Празднование Рождества и Святок, следующих за светским праздником Нового года, в сознании многих смешивается с царящими в головах и в прессе «приметами», «обычаями», «суевериями», оккультными «штучками» и языческими «традициями». Именно этой теме посвящено интервью с настоятелем екатеринбургского храма Владимирской иконы Пресвятой Богородицы на Семи Ключах священником Андреем Каневым. Материал назван «Год козла или Лето Господне». «Господним лето или год называется потому, что только Господь Всемогущий, управляя этим миром, может даровать нам все необходимое, чтобы прожить год. Только на Него христиане возлагают надежды, и доверяют Богу свою жизнь. Ни звезды, ни солнце, ни что-либо другое не может дать нам ни здоровье, ни сил, ни успехов в трудах, это может только Вседержитель и Творец мира». Но «все наши соотечественники почему-то поздравляют друг друга с «годом козла» — откуда он взялся?», — спрашивает журналист: «Посмотрите, как легко и незаметно все мы привыкли отсчитывать года совершенно «не по-русски»: сегодня встречаем год овцы, завтра красного дракона, а после завтра зеленого змия. И никого это не удивляет! Откуда взялись эти животные, которые вторглись, как оккупанты, в наше несчастное сознание? Из Древнего Китая. В этой стране время, характеры людей, поведение определяли по звездам. Звездное небо, хождение светил, природа навязывали человеку как ему жить, что делать… Но даже дело не в этом. Каждый календарь отражает религиозное отношение человека ко времени». Отсчитывая время от рождения Иисуса Христа — Сына Божия, мы показываем себя людьми из страны с традиционно христианской культурой. «Кстати, образ козы или козла на Руси, в народных представлениях, всегда ассоциировался с образом нечистым, с видом лукавого… Мы, россияне, стали забывать, что мы народ с великой культурой, с достойной историей, нам есть, чем гордиться. А мы увлекаемся китайским язычеством, одеваемся в одежду — ширпотреб других стран, стремимся к американскому образу жизни, справляем языческий кельтский Хеллоуин, европейский праздник безудержного блуда — день «святого Валентина», множество иностранных миссионеров различных сект приезжают учить нас верить в Бога. И это в России — стране с тысячелетней христианской историей. …в духовной жизни России может произойти трагедия, если все мы не начнем думать, оценивать привнесения в нашу культуру с точки зрения традиционного для России духовного опыта и ценностей».
В газете «Зеркало недели» отдельная статья посвящена новогодней елочке. Автор Андрей Топачевский рассказывает «святочную сказочку» о елочке: «Ель не упоминается в Библии. Но есть устное предание о том, как растения встречали рождение Иисуса Христа. Они дарили Святому семейству свои наилучшие плоды. На фоне этого прекрасного разнообразия неприметной елочке нечего было подарить, кроме шишек и горькой смолы. Очень она опечалилась на своем снежном Севере. Но другие деревья поняли елочкино горе, не остались равнодушными, не покинули ее в одиночестве. Каждый дал ей понемногу своего, и еловая хвоя засияла в холодной ночи, а на ветках появились удивительные плоды со всего мира. Елочка утешилась, и маленький Иисус, увидев ее, обрадовался». Затем автор рассуждает о значении растений в церковной обрядовой практике, а также в светской жизни и заканчивает статью следующими словами: «И все же первоисточником этого обряда (украшение елочки) были канонические библейские книги. В Евангелии от Матфея есть свидетельство о волхвах, которые, увидев звезду Его на востоке, поспешили к Вифлеему. Они поклонились маленькому Иисусу и принесли царские дары, и среди них ладан, ароматическую смолу из Аравии… Вот и нашлись библейские корни у обычая украшать елку, радовать и одаривать друзей и близких. И не только среди декабря, в День святителя Николая-чудотворца, но и на Рождество и Новый год».
Однако праздники, как светские, так и церковные, не усыпили бдительности борцов за «чистоту образования» и прочую «свободу»: «Движение «За права человека» выиграло суд по делу об «экстремистском» учебнике «Основы православной культуры», сообщает «Религия и СМИ». «Мещанский районный суд Москвы признал незаконным отказ Останскинской межрайонной прокуратуры от возбуждения уголовного дела по факту издания и распространения учебника «Основы православной культуры"… Дело слушалось по жалобе исполнительного директора Общероссийского движения «За права человека» Льва Пономарева».
В статье Кирилла Михайлова «Правозащитники заступаются за церковь», посвященной этой же проблеме, кроме изложения фактического материала, дается небольшое уточнение: оказывается, Лев Пономарев «защищает церковь от бездарных учебников». «Как считает г-н Пономарев, православное христианство является доминирующей конфессией России, поэтому имеются все основания для преподавания в школах факультатива «Основы православной культуры». Однако правозащитник настаивает на том, что власти должны следить за соблюдением Конституции, гарантирующей светский характер государственного школьного образования».
«Газета» публикует статью Виктории Малютиной «Учебник религии поссорил правозащитников и священников», в которой, отмечается, что обвиняемым (авторам и распространителям учебника) грозит уголовное наказание, а также, кроме точки зрения «правозащитников», представлены и альтернативные мнения. В частности, приведены слова зампредседателя Отдела внешних церковных связей Московской Патриархии Русской Православной Церкви Всеволода Чаплина: «Хочется надеяться, что суд разберется в этой проблеме и учтет мнения обеих сторон». Также он отметил, что «позиция истцов «вызывает удивление», потому что любая религия «имеет право оценивать другие религии со своей точки зрения» и, по международному праву, может претендовать на истинность и исключительность. А истцов, по словам Чаплина, самих можно обвинить в нетерпимости по отношению к православному мировоззрению. Что уже и сделано. В Генпрокуратуру с соответствующим заявлением обратились руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий Олег Стеняев и заместитель верховного муфтия России Фарид Салман», — говорится в статье.
Руководитель Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий священник Русской Православной Церкви Олег Стеняев и главный муфтий Татарстана Салман утверждают, что межрелигиозную рознь разжигают сами правозащитники, борющиеся против православного учебника. Обращение Центра реабилитации жертв нетрадиционных религий N1 от 7 января 2003 г. к Генеральному прокурору Российской Федерации В.В.Устинову по поводу травли Л. Пономаревым и Е. Ихловым учебника А.В.Бородиной «Основы православной культуры» опубликовано на сайте «Государство и религия». «Л.Пономарев и Е. Ихлов, нагло возомнившие себя цензорами и напрочь проигнорировавшие конституционную норму о запрете цензуры (часть 5 статьи 29 Конституции Российской Федерации), а потому не имеющие оснований называть себя правозащитниками, своими действиями намеренно провоцировали возбуждение религиозной и национальной вражды среди православных верующих в ответ на издевательские высказывания по поводу Православной культуры… В силу значительного общественного резонанса по поводу действий Л. Пономарева и Е. Ихлова и высокой социальной опасности их действий прошу Вас взять расследование действий указанных лиц под свой контроль», говорится в обращении.
На этом же сайте размещены и тексты обращения заместителя председателя Центрального духовного управления мусульман России, муфтия Фарида Салмана N5 от 8 января 2003 г. к Генеральному прокурору РФ В.В.Устинову по Е. Ихлову и Л. Пономареву: «Центральное духовное управление мусульман России в данной ситуации не может промолчать и не высказать поддержки нашим православным согражданам, так как мы понимаем, что следующими объектами охоты навязчивых «политкорректоров вероучений» станут российские мусульмане».
Об этом же в обращении к Генпрокурору РФ говорит председатель Российского Объединенного Союза Христиан Веры Евангельской, епископ С.В.Ряховской.
На сайте «Русской линии» опубликовано обращение жителей Санкт-Петербурга к Президенту РФ, Председателю Правительства РФ, Министру образования, Председателю Госдумы и Полномочному Представителю Президента в СЗФО, в котором говорится о том, что цель происходящей в СМИ шумихи — «ввести в заблуждение руководство минобразования и жителей России». Авторы обращения протестуют «против намерения ввести за счет регионального компонента обязательный курс «История мировых религий». По письмом стоит более 1300 подписей.
Газета «Известия» размещает статью диакона Андрея Кураева «Лекарство от экстремизма». Касаясь бурной дискуссии, развернувшейся вокруг предмета «Основы православной культуры», отец Андрей спрашивает читателей: «а разве есть выбор?». «Слишком радикально может религия калечить судьбы людей, чтобы эта сфера жизни оставалась без общественного и государственного надзора, контроля, оценки. Неужели для общества все равно — какие уроки и какой веры получают дети?» Указывая на то, что «ваххабиты» и «опричники» есть как в среде мусульман, так и в среде православных, автор выделяет основную проблему: «нынешняя форма взаимодействия школы и Церкви дает возможность «опричникам» от имени Православия входить в школы. Но не дает детям возможность узнать об ином понимании Православия, независимом от взглядов местных приходских активистов. О том, которое и породило великую и светлую православную культуру». Но «эту часть человеческой жизни нельзя оставлять во власти стихии. Если Россия не желает быть растерзанной в межрелигиозных столкновениях, не желает платить судьбами своих детей за душевные болячки тех или иных религиозных активистов, то она должна взять под свой контроль ознакомление детей с основами религиозной культуры. Как православной, так и мусульманской». «Основы православной культуры — это, в частности, рассказ о том, как не потеряться в Церкви. Это рассказ о сложности… Но тот, кто знает, что в его собственной традиции есть разные мнения, поостережется и при встрече с глупостью, сказанной носителем другой традиции, сразу поставить знак равенства между этим «ваххабитом» и той традицией, от чьего имени тот ваххабитствует… Значит, и с этой точки зрения «основы православной культуры» — это лекарство от экстремизма».
Об этих, а также и многих других вопросах диакон Андрей Кураев говорит в интервью газете «Известия Мордовии», опубликованном позже на сайте «Регионы России». В частности, там есть такие слова: «Знаете, почему я так выступаю за школьный курс «Основ православной культуры»? Потому что это некая альтернатива отсутствию церковной проповеди. Ко мне в кулуарах съезда подходила завуч одной из саранских школ и чуть не плача рассказывала: «Напротив школы стоит храм, сколько я просила священника зайти к нам — и все впустую!» Что ж, если молчит духовенство, то пусть хоть учительницы расскажут детям о православии, иначе немощь нашего поколения обернется трагедией для всей Церкви… Православный человек нередко бывает человечнее, нелогичнее, чем велят те или иные листовки, которые напичканы авторитетными цитатами, но при этом норовят искорежить жизнь человека. В общем — в православии надо учиться жить. Зная его сложность, зная, как легко оно может быть искажено. Может быть, если в школах появятся «Основы православной культуры», будет больше исправленных судеб и меньше изломанных» «Святейший Патриарх Алексий и президент РАН Ю.С. Осипов подписали Соглашение о сотрудничестве между Русской Православной Церковью и РАН», сообщает сайт «Седмица.Ru». «Плодотворное сотрудничество между Русской Православной Церковью и российской наукой, прерванное после революции 1917 г., возобновилось в последние годы. Сегодня стороны закрепили сложившуюся традицию особым Соглашением». Там же размещена речь Святейшего Патриарха Московского и Всея Руси Алексия II по поводу произошедшего события.
О том, что Церковь и государство в своем взаимодействии должны, так или иначе, выстраивать отношения, говорится в интервью Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II газете «Коммерсантъ». Однако это не должен быть уже некогда существовавший орган по делам религий: «Этот орган постоянно вмешивался во внутреннюю жизнь религиозных общин, и такое вмешательство сопровождалось злоупотреблениями, нарушениями прав верующих, а иногда — откровенным вымогательством… К сожалению, некоторые люди и сегодня пытаются представить дело так, что без их посреднических услуг и «консультаций» государство и религиозные организации просто не могут, не имеют права обойтись. Обычно речь идет о чиновниках и «экспертах» посредственного уровня, которые жаждут несоразмерной власти, денег и влияния». «…вопросы лучше всего решаются при свободном и прямом взаимодействии Церкви с разными ветвями власти на всех ее уровнях. Если же кому-то, вопреки принципу разделения властей, захочется монополизировать контакты государства с религиозными общинами, заполучить «право вето» на любые решения, — Церковь вполне способна отказать таким чиновникам в сотрудничестве».
Также Патриарх касается и вопросов введения в школе предмета «Основы православной культуры»: «…мы должны знать основы православной духовности. Это поможет лучше понять и культуру других христианских стран, ведь Православие — это, прежде всего, христианство… Высказывается предложение вместо Основ православной культуры ввести курс религиоведения, в котором давалось бы «равноудаленное», скептическое представление обо всех религиях мира. Но, следуя этой логике, школе нужно отказаться и от отечественной истории или литературы как самостоятельных предметов либо уделять им не больше внимания, чем, например, истории и литературе Новой Зеландии — государства, безусловно, интересного, но от России все-таки далекого». Кроме этого в интервью поднимаются вопросы миссионерского служения Православной церкви, земельный вопрос, вопросы о взаимоотношениях с другими конфессиями.
Сайт «НГ-Религии» публикует статью Джованни Бенси «Не мир, но меч», в которой говорится о том, что «духовные наставники чеченских боевиков благословляют казнь пленных». Говоря о том, что толкование Корана может иметь разные вариации, автор приводит цитату с интернет-сайта чеченских сепаратистов: «Рассказывая о «новостях джихада с кавказской земли», автор пишет, что «мусульманские духовные лица» якобы «излагают в пяти пунктах, как должно относиться к пленным в соответствии с различными комментариями Корана». Из этих пяти пунктов особенно поражают первые два: «Необходимо убивать пленных кафиров (немусульман), нельзя миловать их или получать за них выкуп» и «Нельзя миловать пленных еретиков или людей Писания (ахл аль-китаб, т. е. евреев и христиан), нельзя получать за них выкуп». При этом, в Коране можно найти и такие слова: «Они (мусульмане) исполняют обеты и боятся (Судного) Дня, зло которого разлетается. Они кормят едой <…> бедняка, сироту и пленника: мы ведь кормим вас ради лика Божья; не желаем от вас ни воздаяния, ни благодарности!» Это значит, что пленника, как и любого страждущего, надо не убивать, а кормить ради любви к Аллаху». Автор считает, что «агрессивное толкование» Корана и «призывы к эскалации насилия, к убийству военнопленных или мирных граждан являют собой акт человеконенавистничества, отдаляют перспективу мирного урегулирования и оказывают медвежью услугу и чеченскому народу, и исламу в целом».
На этом же сайте есть и еще одна статья, посвященная исламу — это материал Марка Смирнова «Американцы в исламе». События 11 сентября стали для мусульман США двойной трагедией — такова основная мысль, высказанная в интервью, которое дал газете профессор Вашингтонского университета Акбар Ахмед. «До 11 сентября 2001 года у многих американцев было весьма смутное представление о том, что такое ислам в США. События в Нью-Йорке спровоцировали негативное отношение к мусульманам. А между тем ислам давно укоренен в американской культуре и является ее неотъемлемой частью. Не все знают, что история американского ислама началась еще в XVII веке, когда в Америку были привезены рабы из Африки. Около 30% из них были мусульманами… Сейчас в США живут около 7 миллионов мусульман… Для мусульман США события 11 сентября — двойная трагедия, поскольку они не только мусульмане, но и американцы. С одной стороны, их страна подверглась нападению. Не забывайте, что во Всемирном торговом центре погибли несколько сотен мусульман. С другой стороны, в теракте участвовали их единоверцы. Американские мусульмане категорически осудили события 11 сентября. …в мусульманском мире немало проблем — в Палестине, Кашмире, Чечне. В этих регионах действительно есть люди, склонные решать проблемы насильственным путем, а не путем переговоров. В Южной Азии, на Ближнем и Дальнем Востоке распространен тип молодого мусульманина, который, как правило, беден, неграмотен и не может найти работу. Он считает, что в мире несправедливо относятся к мусульманам. Он полон гнева и ярости и ищет простых решений. И понятно, какую из двух моделей ислама выберет этот молодой человек». В этом, по мнению профессора, немалую роль играют СМИ и политики.
Надо отметить, что прошедшие две недели не были богаты информационными поводами, событиями или интересными аналитическими материалами. В основном, то, что появлялось в СМИ, касалось уже прошлогодних проблем и тем, и выглядело, скорее, как попытка хоть чем-то заполнить информационный вакуум и создать иллюзию работы того или иного СМИ. Такое «затишье», безусловно, носит временный характер и связано с праздниками — как светскими, так и церковными. Праздником Крещения Господня завершается Святочная неделя и череда новогодних торжеств.
«Русская православная церковь отмечает Крещение Господне», — сообщает «Интерфакс». «Этот праздник установлен в память о крещении Иисуса Христа, которое Спаситель принял в реке Иордан от Иоанна Предтечи. Согласно Евангелию, когда Иисус вышел из реки, на него снизошел Святой Дух в виде голубя, а с небес послышался голос Бога-Отца: «Сей есть Сын Мой возлюбленный, в Котором Мое благоволение».
Подробно о празднике рассказывает «Православная газета»: «Прошли тридцать лет неизвестности Христа Спасителя, когда никто, кроме Девы Марии, праведного Иосифа Обручника и некоторых близких лиц, не был посвящен в Его тайну. Вдали от суеты Он «возрастал и укреплялся духом, исполняясь премудрости» (Лк. 2, 40). В это же самое время подвизался в пустыне святой Иоанн Креститель. И вот Дух Святой призвал его идти и проповедовать пришествие в мир Сына Божия. Святой Иоанн стал собирать у реки Иордан народ и говорил ему: «Покайтесь, ибо приблизилось Царство Небесное» (Мф. 3, 2). И вот, однажды, когда он крестил народ, увидел, что идет к нему креститься Сам Господь. Святой Иоанн пытается удержать Его, говоря: «Мне надобно креститься от Тебя, и Ты ли приходишь ко мне?». Но Господь ответил: «Оставь теперь; ибо так надлежит нам исполнить всякую правду». Предтеча совершил Крещение и, когда Спаситель выходил из воды, разверзлось небо и все услышали глас Божий: «Сей есть Сын Мой Возлюбленный, в Котором Мое благоволение» (Мф. 3,17). Этот Божий глас с неба был не только к святому Иоанну или тем, кто находился в тот момент на Иордане, а был словом ко всему человечеству. Им открывалась тайна Божества Христа Спасителя, возвещалось Его достоинство, и более сильного свидетельства нельзя было ожидать на земле… По объяснению преподобного Иоанна Дамаскина, погружением в водную стихию Господь освятил естество воды и устроил для нас купель святого крещения. По церковному преданию, Предтеча каждого крестившегося человека погружал в воду до шеи и держал так, пока тот исповедовал все свои грехи. Христос же, не имевший грехов, не был задержан в воде и вышел их нее тотчас (Мф. 3,16).
Там же размещена и большая статья под названием «Что нужно знать о святой воде». В частности, в статье рассказывается о том почему Церковь освящает воду, какие свойства имеет святая воды, как происходит чин великого водоосвящения: «Чин водоосвящения, который совершается в праздник Богоявления, называется великим по особенной торжественности обряда, проникнутого воспоминанием Крещения Господня, в котором Церковь видит не только первообраз таинственного омовения грехов, но и действительное освящение самого естества воды, через погружение в нее Бога во плоти. Великое водоосвящение совершается иногда в конце литургии, после заамвонной молитвы, а иногда в конце вечерни, после ектений: «Исполним вечернюю молитву нашу…», а также приводится текст молитвы на принятие просфоры и святой воды.
На сайте «Нового Региона» опубликовано слово архиепископа Екатеринбургского и Верхотурского Викентия в канун Святого Богоявления, Крещения Господа Бога и Спаса нашего Иисуса Христа. «Возблагодарим же Бога за его великие милости нам, за то, что Он дает нам эту святыню, за то, что Отечески ограждает и сохраняет нас, чтобы никакие злобные силы не могли причинить нам вреда. И если мы будем стараться жить благочестиво, Богоугодно, по заповедям Христовым, отвергаясь от всего злого, то с Божией помощью, окрыленные Благодатью Божией через дарованную нам великую святыню, мы будем всегда пребывать под покровом Господним, идти к добру, к радостям духовным, к блаженству — и здесь на земле, и в Царстве Божием», — говорится в слове архиепископа.
«Слово на Богоявление, или на Рождество Спасителя» Св. Григория Богослова размещено на сайте «Радонежа». «Шествуй непорочно по всем возрастам и силам Христовым. Как Христов ученик, очистись, обрежься, отними лежащее на тебе с рождения покрывало; потом учи в храме, изгони торгующих святынею. Претерпи, если нужно, побиение камнями; очень знаю, что укроешься от мечущих камни, и прейдешь посреди их, как Бог; потому что слово не побивается камнями. Приведен ли будешь к Ироду; не отвечай ему больше. Твое молчание уважит он более, нежели длинные речи других. Будешь ли сечен бичами; домогайся и прочего, вкуси желчь за первое вкушение, испей оцет, ищи заплеваний, прими ударение в ланиту и заушения. Увенчайся тернием — суровостью жизни по Богу; облекись в багряную ризу, прими трость; пусть преклоняются пред тобою ругающиеся истине. Наконец, охотно распнись, умри и прими погребение со Христом, да с Ним и воскреснешь, и прославишься, и воцаришься, зря Бога во всем Его величии, и Им зримый, — Бога в Троице поклоняемого и прославляемого, Которого молим, да будет и ныне, сколько cиe возможно для узников плоти, явлен нам, о Христе Иисусе Господе нашем. Ему слава во веки. Аминь».

Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика