Православие.Ru | Дмитрий Сафонов | 18.06.2003 |
В ВЕРХОВНЫЙ СУД Р.С.Ф.С.Р.
От содержащегося под стражей патриарха Тихона (Василия Ивановича БЕЛЛАВИНА).
ЗАЯВЛЕНИЕ
Обращаюсь с настоящим заявлением в Верховный Суд Р.С.Ф.С.Р.[,] я считаю по долгу своей пастырской совести заявить следующее:
Будучи воспитан в монархическом обществе и находясь до самого ареста под влиянием антисоветских лиц, я действительно был настроен к Советской Власти враждебно, причем враждебность из пассивного состояния временами переходила к активным действиям как-то: обращение по поводу Брестского мира в 1918 г., анафемствование в том же году Власти и наконец воззвание против декрета об изъятии церковных ценностей в 1922 г. Все мои антисоветские действия за немногими неточностями изложены в обвинительном заключении Верховного суда. Признавая правильность решения суда о привлечении меня к ответственности по указанным в обвинительном заключении статьям уголовного кодекса за антисоветскую деятельность, я раскаиваюсь в этих проступках против государственного строя и прошу Верховный Суд изменить мне меру пресечения т. е. освободить меня из-под стражи. При этом я заявляю Верховному Суду, что я отныне Советской Власти не враг. Я окончательно и решительно отмежевываюсь как от зарубежной, так и внутренней монархической белогвардейской контр-революций.
16 Июня 1923 года
Патриарх Тихон (Василий Беллавин)[39]
Патриарх выполнил только первые три пункта того ультиматума, который был ему предъявлен, т. е. признал правильность решения суда о привлечении его к ответственности, приносил раскаяние в действиях, направленных против советской власти, отмежевывался «как от зарубежной, так и внутренней монархической белогвардейской контрреволюций», но он отказался осудить зарубежное православное и католическое духовенство и ничего не писал о принятии нового стиля. В деле Патриарха Тихона (т.3 лл. 63−63об.) имеется автограф этого послания, написанный рукой Патриарха, но это был один из тех случаев, о которых пишет Н.Н. Покровский как о «случае принудительного авторства».[40] В следственном деле имеются сведения о том, что ГПУ стало известно, что «председатель тихоновского Епархиального управления профессор Виноградов, при посещении Коломны, рассказывал служителям культа, что редакция отречения патриарха от всех своих контрреволюционных деяний вырабатывалась три раза: первая редакция, с которой Тихон не согласился — выработана ВЦИК. Вторая — с которой ВЦИК не согласился — выработана Тихоном. Наконец третья — принятая обеими сторонами — обеими же и составлялась. Эти сведения, по всей видимости, достоверны. Следы редактирования, сделанные властями, носят и другие послания Патриарха».[41] В другом сообщении говориться: «Председатель Тихоновского МЕУ — Виноградов (профессор) при своей поездке в г. Коломну рассказывал о том, что раскаяние Тихона есть результат соглашения с ВЦИК, последовавшего лишь после длительных колебаний».[42]
Таким образом текст «Заявления» являлся компромиссом Патриарха с властями, он сумел добиться внесения необходимых ему исправлений в первоначальный текст, предложенный ему для подписания.
Тем, кто позднее упрекал Патриарха в «соглашательстве с Советской властью», он отвечал: «пусть погибнет имя мое в истории, только бы Церкви была польза».[43] Главное о чем думал Патриарх, когда частично принял ультиматум властей — о благе Церкви, которая находилась под угрозой полного ее захвата обновленцами.[44] Англиканскому епископу Бюри, просившему разъяснить появление «Заявления в Верховный Суд РСФСР», он напомнил слова апостола Павла: «имею желание разрешиться и быть со Христом, потому что это несравненно лучше; а оставаться во плоти нужнее для вас (Флп. 1, 23−24). И добавил, что лично с радостью принял бы мученическую смерть, но судьба остающейся Православной Церкви лежит на его ответственности.
Даже не обстановка и условия заключения и «правильно сделанные подходы» ГПУ, а именно тревога за судьбу Церкви обусловили написание этого заявления, вернее частичное принятие ультиматума властей. Патриарху была важна не личная свобода как таковая, а возможность деятельно управлять Церковью, т. е. предотвратить ее полных захват обновленцами при поддержке властей. Как отмечает Н.А. Кривова: «Важно помнить, что «покаяние» добывалось многолетним глумлением и надругательством над православными храмами, репрессиями духовенства, арестом Святейшего и «беседами» в тюрьме ГПУ».[45] В отчетном докладе 6 отделения говорилось о достижении «раскаяния Тихона»: «Эта задача была достигнута весьма не легко, но результат получился желательный».[46] Эта фраза была впоследствии зачеркнута Тучковым, но сама по себе говорит о многом.
Патриарх ставил вопросы церковные выше вопросов политических, таких как признание или непризнание Советской власти. Стоял вопрос о существовании или уничтожении Православной Церкви в России и Патриарх ради ее сохранения пошел на уступки, которые были вызваны жестокой необходимостью и не противоречили канонам Церкви. Верный святоотеческим традициям, Патриарх предпочел благо для Церкви и народа политическим взглядам. Заявление это не означало союза с богоборческой властью, а было всего лишь признанием ее и отказом от борьбы с ней, что не противоречило его совести как христианина. Очень точно охарактеризовал положение Патриарха митрополит Петр (Полянский) в сентябре 1924 г. в частной беседе с одним из священников, который представлялся сторонником Патриарха, будучи обновленцем и через которого эти слова стали известны ГПУ: «Что касается перехода нашего на новый стиль, то ваша тревога совершенно напрасна, передайте умненько всем своим товарищам и прихожанам, что на новый стиль мы никогда ни за что не перейдем, потому что этого не желает народ. Но нас могут заставить перейти гражданская власть и мы тогда подчинимся и выпустим соответствующее послание. Но вы не обращайте на это внимание и считайте такие вынужденные (выделено мною — Д.С.) наши послания необязательными. Секретно на ушко через надежных лиц вы разъясните верующим, что святейший в настоящее время находиться в ужасных условиях, именно между молотом и наковальней. С одной стороны нужно подчиниться гражданской власти, а с другой, — в церковных делах ей никак нельзя подчиняться, ибо она безбожна и ведет к разрушению церкви, да и с массами мы в конфликт вступать не будем, иначе они уйдут к обновленцам. А ведь вы сами знаете, что эти красные те же безбожники большевики. Итак, не смущайтесь, положение наше прочное, обновленцы с каждым днем все слабеют и слабеют».[47] Эти слова митрополита Петра очень важны для понимания действий Патриарха в этот период.
М.Е. Губонин упоминает о том, что Патриарху со стороны властей в 1923 г. было сделано предложение о выезде на постоянное место жительства за границу, на что Патриарх ответил: «Никуда я не поеду, буду страдать здесь вместе со своим народом и исполнять свой долг до положенного Богом предела».[48] Это предложение вполне могло иметь место, выше цитировался документ, где говориться, что в Москве циркулировали слухи на эту тему. так как было выгодно властям. Патриарх, по воспоминаниям профессора протопресвитера Василия Виноградова, говорил впоследствии об этом послании: «Я написал там, что я отныне не враг Советской власти, но я не писал, что я друг Советской власти». Святейший Патриарх Тихон до конца нес крест того тяжелейшего служения, который был на него возложен.
По всей видимости, одновременно с заявлением в Верховный Суд Патриарх по требованию властей написал и Послание к верующим, оригинал которого в следственном деле отсутствует. На заседании АРК 19 июня 1923 г. и заявление и послание рассматривались вместе. При этом было принято следующее решение: «1) Заявление Тихона, адресованное в Верховный Суд размножить и срочно разослать всем членам Политбюро для ознакомления 2) В воззвании к верующим внести некоторые поправки 3) Независимо от этих двух обращений Тихон должен написать третье обращение, в котором не касаясь «обновленцев» высказать следующее: а) Признание своего преступления против Соввласти и Трудящихся России; б) осуждение действий Антония Храповицкого и др.; в) О том, что Мелентий ставленник Англии и т. д. г) Резко высказаться против Польского правительства, русских и иностранных белогвардейцев, которые якобы его толкнули на преступления против Соввласти; д) О введении в церковном мире новой орфографии; 4) Все это поручить провести тов. Тучкову в пятидневный срок и доложить на следующем заседании комиссии 5) Изменение меры пресечения Тихону комиссия считает возможным».[49]
Таким образом, послание к верующим, которое было опубликовано после освобождения Патриарха, было им подготовлено уже к 19 июня. В него были, по-видимому, внесены значительные изменения. О том, какие это были изменения можно только догадываться, в виду того, что в следственном деле и в известных нам архивных фондах подлинника этого послания не имеется. Но одно то, что послание было написано по прямому указанию и отредактировано ГПУ не позволяет лишь условно говорить о Патриархе как о его авторе. Послание содержало те пункты, на которые указала АРК: «Я решительно осуждаю всякое посягательство на Советскую власть, откуда бы оно не исходило. Пусть все заграничные и внутренние монархисты поймут, что Я Советской власти не враг».
Еще до своего освобождения Патриарх подготовил проект своего второго воззвания к верующим, которое было опубликовано только 1 июля и содержало те пункты, о которых говорилось в цитированном выше протоколе заседания АРК: Патриарх признавал свою вину в жертвах «получившихся в результате этой антисоветской политики». Далее в послании говорилось: «Сознав Свою провинность перед народом и Советской властью. Я желал бы, чтобы так поступали и те, которые забыв свой долг пастыря, вступили в совместные действия с врагами трудового народа — монархистами и белогвардейцами. Далее осуждалась антисоветская деятельность митрополита Антония (Храповицкого) и других иерархов Зарубежной Церкви, в отношении которых было сделано следующее предупреждение: «.а иначе придется звать Преосвященных владык в Москву для ответа пред церковным судом и просить власть о разрешении им пребыть сюда».[50] Получив возможность опубликовать от имени Патриарха нужные властям послания, последние надеялись, что этим Патриарх будет окончательно скомпрометирован в глазах верующих, которые по замыслу ГПУ должны были считать его «другом» ГПУ. Основным принципом Патриарха Тихона, от которого он никогда не отступал была верность канонам Православной Церкви. Он никогда не шел на компромисс с властями в вопросах, которые противоречили канонам Церкви. Добиваясь «покаяния» Патриарха Тихона ГПУ стремилось скомпрометировать его в глазах верующих. Однако эта цель не была достигнута.
Но как писал протопресвитер В. Виноградов: «Советская власть просчиталась в своих расчетах, ибо не учитывала, как безбожная, одного и решающего фактора в церковной жизни, именно того, что Дух Божий правит Церковью. Случилось вовсе не то, что советские властители ожидали по чисто человеческим расчетам. «Покаянное заявление» Патриарха, напечатанное в советских газетах, не произвело на верующий народ ни малейшего впечатления. Без малейшей пропаганды весь верующий народ каким-то чудом Божиим, так формулировал свое отношение к этому «покаянному заявлению»: «Это Патриарх написал не для нас, а для большевиков»».[51] Это были те «вынужденные послания», о которых говорил митрополит Петр в цитированной выше беседе.
Е. Тучков в отчете о своей работе за 1923 г. писал о результатах «покаяния» Патриарха следующее: В результате всего этого получается отход от Тихона наиболее черносотенной публики, считающей его слабым, неустойчивым руководителем, а его некоторых епископов прямо называли агентами ГПУ. Таким образом, Тихон в глазах этой публики теряет свой высокий авторитет».[52] В другом своем докладе руководству Е. Тучков конкретизирует ту часть духовенства, которая осудила Патриарха: «часть видных монархистов, главным образом, епископов (Данилов монастырь) от Тихона отстранились и образовали свою группу более правого направления, считая такового советским патриархом».[53] Такую же позицию заняли и некоторые архиереи РПЦЗ.
Собственно именно «Заявление в Верховный Суд» от 16 июня Патриарха Тихона, а не Декларация митрополита Сергия 1927 года является тем документом, который определил политику Церкви по отношению к власти вплоть до развала СССР. Отказ от враждебности властям был декларирован Патриархом Тихоном еще в 1922 г., поэтому «Заявление» нельзя считать резким поворотом в политике Патриарха. С одной стороны «Заявление» было вынужденным документом, т.к. было обусловлено тяжелым положением Церкви, натиском обновленцев, тюремным заключением Патриарха и т. д., с другой стороны, этот документ не противоречил пастырской совести Патриарха, церковным канонам, церковной традиции. Православная Церковь имеет твердые принципы отношения к властям, в том числе и враждебно настроенным к Церкви Христовой.
«Итак будьте покорны всякому человеческому начальству, для Господа: царю ли, как верховной власти, правителям ли, как от него посылаемым для наказания преступников и для поощрения делающих добро, — ибо такова есть воля Божия, чтобы мы, делая добро, заграждали уста невежеству безумных людей, — как свободные, не как употребляющие свободу для прикрытия зла, но как рабы Божии. Всех почитайте, братство любите, Бога бойтесь, царя чтите» — говорит апостол Петр. (1 Пет. 2, 13−17);
«Итак прежде всего прошу совершать молитвы, прошения, моления, благодарения за всех человеков, за царей и за всех начальствующих, дабы проводить нам жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте, ибо это хорошо и угодно Спасителю нашему Богу, Который хочет, чтобы все люди спаслись и достигли познания истины», — пишет апостол Павел (1 Тим. 2, 1−4).
«Напоминай им повиноваться и покоряться начальству и властям, быть готовыми на всякое доброе дело, никого не злословить, быть не сварливыми, но тихими, и оказывать всякую кротость ко всем человекам» (Тит. 3, 1−2).
Таким образом, учение первоверховных апостолов Петра и Павла о властях предержащих изложено с убедительной ясностью: а) всякая власть от Бога установлена; б) должно оказывать подобающую честь представителям власти, а также проявлять по отношению к ним покорность и повиновение. Апостолы поясняют также, почему христиане должны оказывать честь и проявлять покорность и повиновение по отношению к начальствующим. Именно для того, чтобы, поступая так, христиане заграждали уста невежеству безумных людей, говорящих, что через христиан происходит ниспровержение гражданской жизни; а также чтобы христианам не быть неблагодарными, ибо начальствующие, заботясь о благоденствии государства, тем самым заботятся о внешнем благополучии и христиан. Для сего вы и подати им платите и награду за их попечение о вас, напоминает апостол. Апостолы призывают также христиан молиться Богу о всяком человеческом начальстве, чтобы проводить жизнь тихую и безмятежную во всяком благочестии и чистоте.
При этом следует иметь в виду, что это повеление апостолов, относящееся, безусловно, ко всем народам и временам, относилось непосредственным образом к властям Римской империи, тем самым властям, которые жестоко гнали и мучили христиан. И это обстоятельство не дает ни малейшего извинения тем христианам, которые вопреки повелению святых апостолов противятся государственной власти, не оказывая ей подобающей чести и покорности, на том основании, что эти власти безбожны. Противящийся власти противится Божию установлению, говорит апостол. Посему противящиеся сами навлекут на себя осуждение. Осуждение, а не награду.
Непосредственный ученик святых апостолов святой Поликарп, епископ Смирнский, так поучал христиан: «Молитесь также за царей, за власти и за князей, даже за преследующих и ненавидящих вас и за врагов креста, чтобы плод вашей веры был явен для всех и сами вы были совершенны» (Раннехристианские Отцы Церкви. Брюссель, 1978. с. 156). Этот же святитель и делом доказал истину своего поучения, когда, представ пред своим мучителем, так отвечал на его безумные слова: «тебе ответствую как властителю, ибо мы должны уважать всякую власть, поставленную от Бога».[54]
О повиновении и молитве за гражданские власти древних христиан свидетельствуют и христианские апологеты. Тертуллиан: «кто, кто жесточайшие гонители христиан, как не те неверующие императоры, в оскорблении величества которых христиане обвиняются? И при всем том нам заповедано в Священном Писании и за них молиться. Впрочем, что много говорить о благоговейных чувствах наших к императору? Можем ли мы не иметь их к тому, кого Бог наш возвел на престол и кого поэтому мы должны даже преимущественно пред вами, язычниками, почитать собственно нашим императором?"[55] Тертуллиан, таким образом, в обосновании молитвы христиан за гражданские власти ссылается на заповедь святых апостолов, ту самую заповедь, которая, по мнению протоиерея Лебедева, дана христианам не на все времена.
О молитве древней Церкви за римских императоров, жестоко мучивших христиан, свидетельствуют и другие христианские апологеты. Святой мученик Иустин Философ: «хотя поклоняемся единому Богу, но в других отношениях и вам охотно служим, признавая вас царями и правителями людей и молясь о том, чтобы вы, при царской власти, были одарены и здравым суждением».[56]
И сами христианские мученики свидетельствуют, что они всегда молились за своих мучителей, подражая Христу и апостолам. Так, святой мученик Усфазан, служивший у беззаконного царя Сапора, перед своей мученической кончиной обратился к царю с такой просьбой: «царь… за всю службу свою я прошу у тебя одну награду: сделай известным всем, за что я умираю. Повели глашатаю громогласно возгласить об этом, дабы все князья, знатные люди и весь народ знали, что не за какое-то преступление и вину пред царем умирает Усфазан, но что он умирает за то, что он христианин и не захотел отречься от своего Бога».[57]
Таким образом, Церковное Предание убедительно свидетельствует, что и за те мирские власти, которые жестоко мучили христиан, предавали казням, христиане молились Богу. При этом и христианские апологеты, и мученики поясняют, что повиновению гражданским властям и молитве за своих гонителей они научились из Священного Писания, из того самого Писания.
«Как это, — спрашивает Иоанн Златоуст, — неужели всякий начальник от Бога? Не то говорю, — отвечает он, — у меня теперь речь не о каждом начальнике в отдельности, а о самой власти. Существование властей, причем одни начальствуют, а другие подчиняются, и то обстоятельство, что все происходит не случайно и произвольно, так чтобы народы носились туда и сюда, подобно волнам, — все это я называю делом Божией премудрости. Потому апостол и не сказал, что нет начальника, который не был бы поставлен от Бога, но рассуждает вообще о существе власти и говорит: несть власть, аще не от Бога: сущия же власти от Бога учинены суть. Так и Премудрый, когда говорит, что от Господа сочетавается жена мужеви (Притч. 19, 14), разумеет здесь, что брак установлен Богом, а не то, что Бог сочетавает каждого вступающего в брак, так, как мы видим. Что многие вступают в брак с дурным намерением и не по закону брака, и этого мы, конечно, не можем вменить Богу».[58] Вот что говорит тот же святой Иоанн Златоуст о начальствующих Римской империи: «Тем же противляйся власти, Божию повелению противляется (ст. 2).
Смотри, куда он (апостол) ведет дело, чем устрашает и как доказывает, что повиноваться — наша обязанность. Чтобы верующие не сказали: ты нас унижаешь и делаешь презренными, подчиняя начальникам тех, которые должны получить небесное царство, — апостол доказывает, что и в настоящем случае он подчиняет их не начальникам, но опять Богу, так как подчиняющийся властям повинуется Богу. Впрочем, апостол не говорит это в таких, например, словах: кто слушается начальников, тот повинуется Богу — но устрашает противоположным и то же самое подтверждает с большею силою, сказав: кто не повинуется начальнику, тот противится Богу, узаконившему это. И он везде старается внушать это, то есть что мы не дарим властям повиновение, но исполняем долг. Такими наставлениями апостол и верующих побуждал к повиновению, и неверующих начальников располагал в пользу христианского благочестия. Ведь тогда повсюду носилась молва, обвинявшая апостолов в восстании и нововведениях, а также в том, будто они и словом, и делом стараются подорвать все общественные законы. А доказав, что общий наш владыка повелевает всем соблюдать эти законы, можно и заградить уста клеветников, обвинявших в нововведениях, и с большею смелостию защищать истинное учение».[59]
Таким образом, противящийся мирским начальникам, каждый из которых в отдельности не поставлен Богом, тем не менее противится Самому Богу, узаконившему такое подчинение. Таковые христиане, по святому иоанну Златоусту, навлекают на Церковь худую молву и преследования со стороны гражданских властей, ибо Церковь, царство которой не от мира сего, представляется в глазах этих властей противоборствующей ей политической силой. Святой Иоанн Златоуст добавляет еще, что заповедью о повиновении гражданским властям апостол вместе хочет научить нас, «чтобы мы не предпринимали лишних и бесполезных войн». «С нас достаточно тех козней, — говорит святой Отец, — какие строятся против нас за истину, а лишних и бесполезных испытаний присоединять не следует».[60]
Согласно Преданию Церкви, не сопротивление властям предержащим, пусть даже безбожным, требуется от православных христиан, а осмысление того, почему Бог предает православных людей в руки безбожных властей. Не во внешних обстоятельствах должно видеть причину бедствий, постигающих нас, а в самих себе, ибо всегда диавол, яко лев рыкая, ходит, иский, кого поглотит (1 Пет. 5, 8). Поглощает же он тогда только, когда ему это попускает Бог.
Православная Церковь имеет огромный исторический опыт выживания в условиях гонений от власти язычников, мусульман и проч. Однако никогда Церковь не выступала с призывом к борьбе с этой властью.
Признание советской власти, выраженное в «Заявлении» от 16 июня 1923 г. означало, что Патриарх Тихон принимал эту власть как попущение Божие, отказывался от политической борьбы с этой властью. Этот принцип был положен в основу политики церковного руководства Русской Православной Церкви и в дальнейшем.
«Заявление» позволило Патриарху сохранить Православную Церковь от развала, нанести решительный удар по обновленческому расколу, спасти от смерти, пусть и на несколько лет, многих епископов, которые вслед за Патриархом были выпущены из тюрьмы.
Согласно признанию Е. Тучкова, освобождение Патриарха было невыгодно ГПУ. «Неожиданное прекращение дела Тихона внесло в нашу работу по церковникам некоторые затруднения, так как Тихон, состоя под судом, всецело находился под нашим влиянием, а также и обновленческое движение имело главным аргументом своей агитации, что Тихон не свободный, а подсудимый человек. Амнистированный Тихон стал значительно смелее и наши советы для него стали необязательны, а также и обновленческое движение значительно упало духом имея в лице Тихона весьма сильного и освобожденного от суда противника».[61]
Власти поняли, что путем грубого давления, тюремного заключения, угрозы смерти от Патриарха Тихона нужных им уступок не добиться, в ГПУ понимали, что расстрел Патриарха сделает его мучеником в глазах верующих и укрепит Церковь. Поэтому власти были вынуждены в своей церковной политике перейти от грубого давления и физических преследований к более изощренной политике, также направленной на раскол Церкви и подрыв авторитета Патриарха. Но это так и не позволило властям добиться от Патриарха уступок, которые противоречили канонам и традициям Церкви: введения нового стиля, церковного осуждения неугодных архиереев и т. д.
Таким образом, принципы церковной политики Патриарха Тихона, обозначенные в «Заявлении» от 16 июня себя оправдали — признание советской власти не означало подчинение ей в вопросах внутренней церковной жизни, власти так и не смогли добиться от Патриарха Тихона уступок в этом отношении, «Завещательное послание» в редакции ГПУ Патриархом Тихоном так и не было подписано.
[1]Архивы Кремля. В 2-х кн. / Кн.1. Политбюро и Церковь 1922−1925 гг. М.-Новосибирск, РОССПЭН, Сибирский хронограф, 1997. Т.1. С. 525. (Далее — Архивы Кремля).
[2]Цит по: Витковский А. Верх по лестнице, ведущей в ад// СБ. Журнал Министерства безопасности России.1992. N1. С.77−78.
[3]ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.4. Л.27.
[4]Там же Л.28.
[5]АПРФ. Ф.3. Оп.6. Д. 25. Л29; ГАРФ. Ф.5446. Оп.55. Д. 409. Л.194; ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.4. Л.6-об.
[6]ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д. 372. Л. 109; Архивы Кремля Т.2. С. 408.
[7]Покровский Н.Н. Предисловие//Архивы Кремля. Т.1. С. 94.
[8]Витковский А. Верх по лестнице, ведущей в ад// СБ. Журнал Министерства безопасности России.1992. N1. С. 80.
[9]Там же С. 80.
[10]Вострышев М.И. Патриарх Тихон. 2-е изд., испр. М.: Мол. гвардия — ЖЗЛ; Русское слово, 1997. С. 277.
[11]Там же.
[12]Ежегодная Богословская Конференция Православного Свято-Тихоновского Богословского Института: Материалы 1997 г. М., 1997. С. 165.
[13]См. например: Волкогонов Д.А. Ленин. Политический портрет. В 2-х книгах.М., 1996. Кн.2. С. 217.
[14]Архивы Кремля Т.1. С. 264.
[15]Там же С. 277−279.
[16]Там же С. 279.
[17]Покровский Н.Н. Политбюро и Церковь.1922−1923. Три архивных дела // Новый мир. 1994. N8. С203−204.
[18]Архивы Кремля Т.1. С. 275−276.
[19]ЦА ФСБ. Д. Н- 1780 Т.3. ЛЛ. 36−38.
[20]ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.3. Л.55.
[21]Там же. Л. 52, 56.
[22]Там же. Л.57.
[23]Блинов Петр (1893- после 15.04.1938) — священник, впоследствии обновленческий митрополит. До перехода в 1922 г. в обновленческий раскол был священником в Томске. В июле 1922 г. возгавил основанное им «Сибирское Церковное Управление». 05.08.1922 «рукоположен» обновленцами с титулом «Епископ Томский», был первым женатым обновленческим «епископом». В ноябре 1922 г. принял титул «Митрополит всея Сибири». 29.04.1923−09.05.1923 был участником обновленческого собора, избран «деловым председателем» первого заседания, подписал акт о низложении Патриарха Тихона.
[24]ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.3. Л.58.
[25]ЦА ФСБ Д. Н-1780 Т.5. Л.34.
[26]Там же.
[27]ЦА ФСБ Д. Н-1780. Т.4. Л.125.
[28]ЦА ФСБ. Д. Н- 1780 Т.4. Л.92.
[29]Там же С. 107.
[30]ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д. 372. Л. 109; Опубл.: Архивы Кремля. Т.2. С.401−402.
[31]Там же. Л.113.
[32]РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.87. Д. 176. ЛЛ.146.
[33]РЦХИДНИ. Ф.17. Оп.87. Д. 176. ЛЛ.146об.
[34]РЦХИДНИ Ф.89. Д. 4. Л. 22.
[35]Акты Святейшего Тихона, Патриарха Московского и всея России, позднейшие документы и переписка о каноническом преемстве высшей церковной власти. 1917−1943 / Сост. М.Е. Губонин. М.: Православный Свято- Тихоновский Богословский Институт, 1994. С. 301. (Далее — Акты).
[36]Там же С.526−527.
[37]Там же С.284−285.
[38]Архивы Кремля. Т.1. С. 283.
[39]ЦА ФСБ Д. N1780 Т.3. ЛЛ. 63−63об. Опубл: Архивы Кремля. Т.1. С. 285−286.
[40]Покровский Н.Н. Время публиковать источники// Вестник Российского гуманитарного научного фонда М., 1996 С. 18.
[41]ЦА ФСБ Д. Н-1780 Т.4. Л.352.
[42]Там же. Л.355.
[43]Вострышев М.И.Патриарх Тихон. 2-е изд., испр. М.: Молодая гвардия, 1997С. 277.
[44]Там же.
[45]Кривова Н.А. Власть и Церковь в 1922—1925 гг. Политбюро и ГПУ в борьбе за церковные ценности и политическое подчинение духовенства. М.: «Аиро-ХХ», 1997. С. 191.
[46]ЦА ФСБ Ф.2.Оп.4.Д.372. Л.116; Архивы Кремля Т.2. С. 361.
[47]ЦА ФСБ. Д. Н-1780. Т.5. Л.108.
[48]Акты. С. 224.
[49]Архивы Кремля. Т.1. С. 527.
[50]Акты С.286−287.
[51]Виноградов В.П. прот. О некоторых важнейших моментах последнего периода жизни и деятельности святейшего Патриарха Тихона// Церковно-исторический вестник. 1998. N1. С. 14.
[52]ЦА ФСБ. Ф.2. Оп.4. Д. N372 Л. 110.
[53]Там же. Л. 125.
[54]Первые четыре века христианства. СПб., 1840. с. 99.
[55]Цит. по кн.: Протоиерей Г. Дьяченко. Уроки и примеры христианской любви. СПб., 1902. С. 462.
[56]Раннехристианские Отцы Церкви. Антология. Брюссель, 1978. С. 288
[57]Жития святых, месяц апрель. М., 1906. С. 247.
[58]Св. Иоанн Златоуст.Творения. т. 9. СПб., 1903. С. 774−775.
[59]Там же. С. 775.
[60]Там же, С. 774.
[61]ЦА ФСБ Ф.2. Оп.4. Д. 372. Л.126.; Архивы Кремля Т.2. С. 420.