Русская линия | Михаил Щеглов | 18.12.2014 |
Накануне СМИ и Интернет взорвались сообщениями об акте вандализма, совершенном в отношении Храма-памятника Спаса Нерукотворного, установленного в первой половине XIXв. на месте массового братского захоронения православных воинов, павших при взятии Казани в 1552 года.
Общество русской культуры Республики Татарстан (ОРК РТ) выступило с заявлением, в котором попыталось в очередной раз обратить внимание региональных властей на ставшие систематическими акты осквернения и даже уничтожения православных храмов. Правда, власти в то время, когда акт уже был совершен, занимались другим более важным с их точки зрения делом, а именно — доказыванием самим себе при поддержке местных и приезжих баюнов, что Татарстан — оазис толерантности, и всё под контролем. В этом ключе показательны слова президента республики Рустама Минниханова, произнесённые на совещании: «Смотрели бы столько, сколько мы смотрим эти вопросы!» — это по Фрейду и исчерпывающе.
Ну, да ладно, к событию.
Предположительно с пятницы 12 декабря на субботу 13 декабря 2014 года на колоннах фасада главного входа в Храм-памятник павшим русским воинам появились цифры «1», «5», «5», «2», а по периметру фасада «ТАТАР, УЯН!», «1552 Никто не забыт и ничто не забыто» и .. «Лена зачем ты крестила наших детей Твой Ильфатик»
Надписи уже в субботу заметили рыбаки, а в воскресение — служители церкви и прихожане, поскольку в Храме-памятнике каждое воскресение в 12.00 служится панихида по всем здесь похороненным, всем православным воинам и всем православным христианам, оставившим этот мир.
Но только в понедельник поздно вечером весть донеслась до некоторых СМИ и ОРК РТ, ночью с понедельника на вторник вышла первая публикация в «Московском Комсомольце"-Поволжье. А уж после заявления ОРК РТ, разосланного во вторник утром — как говорится, понеслось.
В разгар бума в СМИ и Интернете выступила, наконец, с осуждением акта вандализма и Татарстанская митрополия.
Отрадна поддержка со стороны татар-мусульман, первым с соответствующим заявлением выступил руководитель Центра исламской культуры «Иман» Наиль хазрат Гарипов — во взвешенной форме, но жестко осудивший вандалов, фактически отказав им в возможности называться мусульманами.
И правоохранители — тоже следом стали что-то говорить, правда, из прокуратуры на моё заявление — пока никакой реакции.
Но, думается, СМИ и Интернет сделают своё дело: не дадут отмолчаться на этот раз, как был засекречен факт закладки под Храм-памятник СВУ в канун Универсиады 2013 года под страхом спугнуть иностранных гостей.
Так, вот, комментарии в Интернете к сообщению — от «поймать и казнить кощунников» до «уничтожить памятник оккупантам» — такой диапазон заставляет проанализировать ситуацию повнимательнее.
В этой связи вспоминается не столь нашумевшая публикация о другом «художестве» — надписи на стенах казанской мечети «Нурулла»: «Фаритик пупсик люблю Лена» — появившейся там чуть менее месяца назад 21 ноября 2014 года.
Тогда этому факту почти никто не придал особого значения, мол, «русская девушка своеобразно призналась в любви парню — татарину».
То, что никакая «Лена» на стенку мечети не полезет (надписанное много выше роста человека) — очевидно. Ну, если только из больницы соответствующего профиля сбежала.
Но, и в случае с Храмом-памятником — тоже «Лена» упоминается, и опять же эти уменьшительно-ласкательные «Фаритик», «Ильфатик», «пупсик» — явно нечто общее. Но во втором случае одновременно с темой «милые бранятся» идёт весьма жесткая агрессия. Это напоминание о взятии Казани — «1552», а затем — акцентировано «1552 Никто не забыт и ничто не забыто» и призыв «ТАТАР, УЯН!» («Татарин, пробудись!») — здесь целый воз «гроздьев гнева» и призыв провести реванш событиям 1552 года, и угроза «захватчикам» о мести со стороны «захваченных» и призыв к сохранению злой памяти. Если считать, что сейчас татары «спят» — хотя каждый видит, какие они активные в жизни и в обществе, то какими же они должны стать, когда «пробудятся»?! И, всё — демонстративно — на стенах русской церкви, имеющей для всякого русского, проживающего в Казанском крае сакральное значение, ведь здесь покоятся те, кто дал ему, русскому человеку, его предкам и потомкам возможность жить на этой земле.
Здесь надо еще отметить один момент: Храм-памятник находится не в жилой части города, а на острове на реке Казанке, т. е. до него надо специально идти, и для своего злодеяния преступники выбрали не какую-нибудь другую церковь, которых в столице Татарстана насчитывается 30-ть, а именно этот Храм. Храм-памятник — не просто церковь, а один из сакральных символов русского присутствия на этой земле. И именно осквернить русское присутствие в Поволжье хотели злоумышленники.
И, наконец, надпись, которая кому-то может показаться умилительной: «Лена, зачем ты крестила наших детей? Твой Ильфатик». На самом деле она — наиболее опасна и разрушительна. Учитывая, что в татарских мусульманских семьях женщина должна почитать мужчину и во всём его слушаться, а тут это правило грубо попирается инородкой и иноверкой. И первая мысль, на которую бесы натолкнут татар-мусульман, будет такая: «Эта МАРЖА (презрительное, имеющее целью оскорбить, обзывательство русской женщины в татарском языке, происходит от искаженного произношения русского имени „Мария“) посмела грязным керзовым сапогом растоптать религиозные чувства невинного Ильфатика!» И дальнейшая логика — это известная всем ТОПКА. Очевидно, что про МАРЖУ тут автоматически вспомнят и в связи с «невинным» посланием опять «Лены» и опять невинному «пупсику Фаритику», разумеется, на стенах значимой казанской мечети. И этот образ нахальной русской бабы, попирающий татарские устои и каких-то идейно слабых, почти импотентов «пупсиков», «фаритиков» и «ильфатиков», конечно же — призывает им подобных татар ПРОБУДИТЬСЯ, и, так сказать, исправить ситуацию. И как же этот образ не вяжется с образом русской женщины в нашем, русском его восприятии, с нашими его идеалами — а в этом и цель этих писателей!
Таким образом, все эти надписи не просто разжигают межэтническую и наиболее опасную — межрелигиозную рознь, а являются попыткой разрушить одну из уникальных основ крепости дружбы русского и татарского народов и крепости самой России — межнациональные браки. И за теми и за другими надписями без экспертизы видна одна рука — не только в переносном смысле, но и в прямом — не зря во втором случае писались они печатными буквами. Хотя экспертиза проведена быть обязательно должна — и состава и возможных продавцов красок, и психо-лингвистическая. Только упаси Бог — не в Казани, дабы в очередной раз не опозориться.
Так кто в республике, которая из кожи вон лезет, чтобы доказать и продемонстрировать себе и другим образец терпимости и дружбы, так лихо орудует горящими фитилями, тыча ими в бочки с бензином и порохом?
Кому это выгодно?
На второй вопрос возьмусь предположить, что выгодно это тем людям в нынешней региональной власти, которые спят и видят «избавление» республики от «ненавистных русских и российского ига». А также, тем, кто, пугая Москву подобными страшилками, «успешно борется с негативными явлениями» путём проведения различных мероприятий, круглых столов, песен и плясок разных народов, выбивая из неё деньги далеко не только на песни и пляски.
А, вот на первый вопрос предстоит ответить местным силовым ведомствам. Им такой пустяк — вполне по силам.
Ну, а если не разыщут и разведут руками, значит я прав в предположении по второму вопросу.
Между тем, поступила информация, что надписи на стенах Храма-памятника сегодня уже замазаны
Михаил Щеглов, председатель Общества русской культуры Республики Татарстан
+ + +
Фото Храма-памятника 14 декабря 2014 г. Авторы — прихожане Храма-памятника Спаса нерукотворного супруги Алексей и Ольга Осиповы.
Храм-памятник Спаса нерукотворного в Казани 14.12.2014
Надпись на Храме-памятнике Спаса нерукотворного в Казани 14.12.2014
Надпись на Храме-памятнике Спаса нерукотворного в Казани 14.12.2014
http://rusk.ru/st.php?idar=68951
|