Русская линия
Русская линия15.12.2014 

Священномученик Владимир Алексеевич Смирнов (29.05.1877 — 10.12.1937)

Вчера Святейший Патриарх Кирилл совершил великое освящение 2-х престолов в основном храме женского ставропигиального Иоанно-Предтеченского монастыря. Предлагаем читателям житие священномученика Владимира Смирнова, который служил в прошлом веке в этом монастыре. Данные об этом нашел наш современник старший священник этого монастыря о. Георгий Первушин в ходе работы над кандидатской диссертацией «История Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы с 1856 по 2011гг.». Автор прослужил в монастыре более 10 лет с 2003 по 2014 г. г., а сейчас является настоятелем храма Знамения Божией Матери в Новой Москве. Он первым начал обращаться с молитвами к священномученику Владимиру, и упоминать его во время вечерних богослужений. Интересно, что прадед о. Георгия служил на доблестном крейсере «Варяг».


+ + +

Священномученик Владимир Алексеевич Смирнов (1877-1937)Будущий священномученик Владимир Алексеевич Смирнов родился 29 мая 1877 года в селе Петропавловском Богородского уезда Московской области[1]. Отец его, Алексей Семенович Смирнов, служил диаконом в местной церкви святых апостолов Петра и Павла. Владимир учился в сначала в Заиконоспасском Духовном училище, а после его окончания в 1891 году по стопам своих старших братьев Алексия, Ивана и Сергия поступил в Московскую Духовную семинарию [2]. К этому времени скончался его отец. По окончании семинарии в 1897 году Владимир Алексеевич был определён законоучителем в церковно-приходскую школу в Обуховской слободе на Клязьме. Но преподавал в этой школе только один год. В журнале «Московские ведомости» за 1898 год содержится запись о поступлении его на службу в Ивановский монастырь: «..Учитель Обуховской ц.-п. школы Владимир Смирнов определен псаломщиком в Ивановский монастырь». Так мы узнаем, что в 1898 году 21-летний псаломщик Владимир Смирнов начал служить в алтаре собора Ивановской обители под руководством опытных клириков.

В клировых ведомостях Ивановского монастыря за 1901 год [3] содержится запись о том, что псаломщик Владимир Алексеевич Смирнов, 24-х лет, сын диакона, имеет жену Александру Петрову 25-ти лет и приходится зятем диакону Алексию Петрову Скворцову [4]. В течение девяти лет происходит возрастание Владимира из псаломщика во диакона и потом в священника. (Для сравнения можем указать, что его сослужитель и близкий родственник, отец Алексий Скворцов, впоследствии тоже бутовский священномученик, служил в обители почти двадцать лет до принятия священства).

Нам неизвестно, когда Владимир Алексеевич принял священный сан. Из справки о церковно-приходской школе при хуторе Московского Ивановского монастыря от 29 декабря 1908 года следует, что с 22 марта 1907 года обязанности священника хуторской церкви и законоучителя в школе были возложены на священника Владимира Алексеевича Смирнова [5]. В справке подчеркивалось, что законоучителями в школе «состоят священники Сергиевской при хуторе монастырском церкви, окончившие курс в Московской духовной семинарии» [6]. С 1913 года отец Владимир стал преподавать Закон Божий в Лупихинском Земском училище Московского уезда [7].

В журнале «Московские ведомости» содержатся сведения о награждении священника Владимира: «1910 г. Священник Сергиевской церкви на хуторе Ивановского монастыря Владимир Смирнов награжден набедренником. 1914 г. № 18 офиц. Священник Сергиевской церкви на хуторе Ивановского монастыря Владимир Смирнов награжден скуфьею».

Священномученик Владимир Алексеевич Смирнов (1877-1937)В выходившей в 1917 году газете «Московский церковный голос» найдено сообщение о том, что священник Сергиевской церкви хутора Ивановского монастыря Владимир Смирнов награжден камилавкой (июнь или июль 1917 г.). Таким образом, двадцать четыре года, с 21 до 45-летнего возраста отец Владимир был клириком Ивановского монастыря. Здесь он прошел школу духовного возрастания, воспринял высокий дух монастырской молитвы. Для нас важно единственное «живое» свидетельство о нем: жительница г. Долгопрудного Пелагия, вспоминая свои детские годы, рассказала, что служил тогда на хуторе отец Владимир, у него была матушка, но детей у них не было, также упомянула о том, что потом его «забрали».

Возможно, отсутствие детей в семье, служение в хуторском храме малого прихода, материальная неустроенность, а скорее всего — веяниие времени, желание защитить церковь, побудили в священнике стремление получить светское образование. Во всяком случае, известно, что в сентябре 1917 года отец Владимир поступил на юридический факультет Московского университета [8], и, не взирая ни на какие препятствия, гражданскую войну, голод и террор продолжал учиться. Далее, основываясь на данных ПСТГУ, мы узнаём, что 5 мая 1922 года отец Владимир Алексеевич Смирнов закончил юридический факультет Московского университета. В этом же году он переведён в Московскую епархию, и восемь лет (1922 года по 1930 год) служил в церкви Семи Вселенских Соборов [9] на Девичьем поле близ Новодевичьего монастыря, а затем в церкви Сошествия Святого Духа на Кропоткинской улице в Москве. Обе церкви эти были разрушены в 1930-х годах [10].

В марте 1930 года [11] отец Владимир был осужден Хамовническим судом на выселение из Москвы, а в августе того же года на его квартире был произведен обыск. 28 декабря 1930 года он был арестован по групповому делу. Обвинен в «антисоветской агитации» (ст. 58−10 УК РСФСР), и 3 января 1931 года приговорен особым совещанием при Коллегии ОГПУ к 3-м годам высылки в Северный край [12].

По окончании срока высылки отцу Владимиру разрешили «свободное проживание на территории СССР» Справка об освобождении выдана 25 (месяц неразборчиво) 1934 года в г. Архангельске. Место жительства отец Владимир нашёл в селе Ярополец Волоколамского района Московской области, куда он переехал вместе с супругой, Александрой Петровной, и где стал служить в Казанской церкви. В эти годы он возведён в сан протоиерея [13].

Из протоколов следствия нам приоткрывается скорбная жизнь отца Владимира в эти годы. В конце 1934 власти предприняли попытку снять колокола с Казанской церкви. «Смирнов собрал вокруг себя верующих и говорил им:

.. «Православные, смотрите, как обнаглела советская власть, веками вы воздвигали храмы Божии, а они их разоряют, снимают святые колокола, а за ними вслед будут снимать иконы и заберут всю церковную утварь. Надо протестовать и убедить их, что они неверно поступают, а если не послушаются, то надо прогнать».

Чтобы очернить священника, его обвинили «в избиении детей». По-видимому, школьники, настроенные враждебно, проходили в школу через ограду церкви, при этом «пели революционные песни». Батюшка в это время начинал службу, и прогнал кричащих школьников с территории храма. В справке на арест в 1937 г. записано, что в 1935 г. судим по ст. 74.ч.2 УК «за хулиганство и избиение детей школьников и за срыв снятия колоколов».

В декабре 1935 года на заседании Президиума ВЦИК принято постановление о закрытии Казанской церкви в селе Ярополец.

Из протокола допроса свидетеля обвинения некоего Иванова мы узнаём, какие отчаянные попытки делал отец Владимир, чтобы предотвратить эту беду:

«При закрытии церкви в 1936 году отец Владимир собрал «верующих старух и стариков», призывал пока не поздно ходатайствовать об оставлении церкви, «всё-таки вас, как стариков послушают». Церковь всё же закрыли, и «Смирнов В.А., сдавая церковное имущество, в последний момент сказал: «Последнее место радости и веселия для верующих, и то забирают»».

Ещё одно обвинение:

«Гражданин Смирнов В.А. ходит по деревням, заходит в дома колхозников, ..так, зайдя в дом к гр-ну Карулину Михаилу, завёл разговор о спасении души, при этом говорил ему, чтобы он не забывал церковь и Бога, доказывал, что время переходное. Сколько Сов. Власть не царствует, а конец будет».

Из показаний других односельчан мы узнаем, что к отцу Владимиру домой приходили монахини. Кто-то увидел одну из них и донес на батюшку.

После закрытия Казанской церкви отец Владимир перешел служить в соседнюю церковь того же села. В 1937 году власти отняли «пустующую» колокольню, чтобы использовать её под водонапорную башню. Отец Владимир снова встал на защиту, что послужило дополнительным поводом к его аресту.

В последний раз 60-летний батюшка был арестован в первый день Рождественского поста, 28 ноября 1937 года, по обвинению в «антисоветской агитации» [14] и отправлен в тюрьму Волоколамского р-на Московской области.

Приведем последний ответ обвиняемого священника на вопрос следователя:

«Антисоветскими и к/р разговорами я не занимался. Зачитанные мне свидетельские показания, уличающие в антисоветских и к/р разговорах я отрицаю, кроме того поясняю, что действительно, вопрос о закрытии церкви у нас обсуждался на церковном совете, где присутствовал я, члены церковного совета и диакон Цветков, ныне арестованный. На церковном собрании единогласно (постановили) ходатайствовать перед вышестоящими органами об оставлении храма за верующими. В результате храм все-таки был закрыт и наша жалоба об оставлении нам храма оставлена без последствий ..»

5 декабря 1937 года Особой тройкой при УНКВД СССР по Московской области протоиерей Владимир Смирнов приговорен к высшей мере наказания — расстрелу [15]. Расстрелян на Бутовском полигоне 10 декабря 1937 года [16]. Здесь же в этот день пострадал и последний настоятель Троице-Сергиевой Лавры, прмч. Кронид (Любимов). Канонизирован отец Владимир Смирнов Определением Священного Синода Русской Православной Церкви от 06 октября 2006 года.

Святый священномучениче Владимире, моли Бога о нас!


[1] Первушин Г., священник. История Иоанно-Предтеченского монастыря г. Москвы с 1856 по 2011 гг.: диссертация ..кандидата богословских наук: Сергиев Посад. 2012. В следственном деле указано иное место рождения: село Сосновый бор Ногинского р-на. В советское время Богородский уезд переименован в Ногинский р-н. По-видимому, село Петропавловское тоже переименовано.

[2] ЦИАМ. Ф. 234. Оп. 1. Д. 2095. Л.10.

[3] ЦИАМ. Ф. 2122. Оп. 1. № 778.

[4] Сщмч. Владимир Смирнов был женат на младшей сестре сщмч. Алексия Скворцова.

[5] В данных ПСТГУ указано, что священнический сан отец Владимир принял в 1917 году. Возможно, что это опечатка.

[6] ЦИАМ. Ф. 1179. Оп.1.Д.242.

[7] ЦИАМ. Ф. 203, оп. 744. № 399. Журналы МДК 1913 г. С. 515 об.

[8] В 1917 году приняты постановления, разрешающие поступление в высшие учебные заведения лицам, окончившим семинарию. До этого времени существовали ограничения.

[9] В его послужном списке именно так назван храм Седьмого Вселенского Собора.

[10] Архивные данные о родственниках, месте служения и наградах сообщила Н.Н. Рождественская, внучатая племянница священника Димитрия Рождественского, клирика Ивановского монастыря. Она же нашла фотографию священномученика в архиве МГУ.

[11] В протоколе допроса 1937 г. оказано, что судим в 1929 году.

[12] ЦА ФСБ РФ. Д. Н-6656.

[13] Данные сайта Волоколамского благочиния.

[14] ГА РФ. Ф.10 035. Оп. 1. Д. У-19 566.

[15] Бутовский полигон. 1937−1938 гг. Выпуск 4. М., 2000. С. 196.

[16] Мартиролог расстрелянных и захороненных на полигоне НКВД «Объект Бутово» 08.08.1937−19.10.1938. М., 1997, 420с, С. 320.; Бутовский полигон. 1937−1938 гг. выпуск 8. М., 2004. С. 396−397.

http://rusk.ru/st.php?idar=68904

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика