Саратовский взгляд | Иеромонах Дорофей (Баранов) | 12.12.2014 |
Совсем недавно клирик Архиерейского подворья-храма в честь иконы Божией Матери «Утоли моя печали» г. Саратова иеромонах Дорофей (Баранов) вернулся из паломнической поездки на Святую Гору Афон в Греции. Это место на протяжении многих столетий вызывает особо трепетное отношение православных христиан, и для многих путешествие на Афон является заветной мечтой. Что представляет собой Афон сегодня? Какие открытия ждут там современного паломника? Может ли Афон стать местом паломничества для человека, неискушенного в церковной жизни? Обо всем этом мы и поговорили с отцом Дорофеем.
ТУРПОЕЗДКА ИЛИ БОЛЬШЕ?
— Отец Дорофей, что такое вообще паломничество? Это увлекательное путешествие, возможность узнать что-то новое, мысленно пролистать страницы истории или все-таки нечто большее?
Паломничество — это особого рода молитва. Если обычная домашняя или храмовая молитва — великий труд, то паломничество с затратами времени, средств, физических сил, а в прошедшие века связанное и с немалой опасностью для жизни, — все это вдвойне непростой труд, предпринимаемый ради Бога, ради спасения своей души и ближних.
— Отправляясь к мощам какого-либо святого, мы верим и надеемся, что в том благодатном поле, которое как бы осеняет святое место, наше молитвенное прошение будет скорее услышано. Как действует благодать вокруг святынь — это тайна, но то, что она помогает, исцеляет — это факт неоспоримый.
— К кому или к каким святым едут на Афон?
— Афон — это уникальное место на Земле, небольшой полуостров, который Богом определен как удел Божией Матери, место особого Ее присутствия. Поэтому Святая Гора Афон сама по себе — большая святыня. На данный момент там сложилось 20 крупных общежительных монастырей, которые просто наполнены христианскими святынями. Но главная, если так можно сказать, составляющая афонской святости заключается в том, что Сама Божия Матерь является игуменьей Святой Горы и управляет монашеской жизнью на полуострове. Вообще, почитание Божией Матери на Афоне носит какой-то по-детски умилительный характер.
— В чем это выражается?
— В особой любви монахов-святогорцев к Богородице, которая чувствуется в том, как они о Ней говорят, как Ей молятся. В каждом монастыре читается ежедневно акафист Божией Матери «Радуйся, Невесто Неневестная». И во время богослужения, когда слышится имя Пресвятой Богородицы, или в простом разговоре, при упоминании о «нашей Пресвятой», как говорят святогорцы, какой-то трепет проходит, и даже миряне, которые там бывают, проникаются этой атмосферой и чувствуют, что они в гостях у Божией Матери.
ПО ОСОБЫМ ЗАКОНАМ
— По каким законам живет Афон, ведь по сути он является государством внутри Греции?
— В политическом отношении Афон входит в состав Греции и подчиняется гражданским законам этой страны. Однако Святая Гора — в самом широком смысле автономная область, существующая в большей степени по внутренним законам. Это связано с тем, что на Афоне сложилось необычное светское общество. Монахи вот уже более тысячи лет живут по выборному самоуправляемому принципу, и в этом смысле Афон можно назвать монашеской республикой.
— На какие средства существует Святая Гора?
— Практически все монастыри строились византийскими императорами, а потом поддерживались состоятельными боголюбивыми православными людьми. В наше время основным источником средств является земельная рента, которая позволяет не столько пропитаться монашеской братии (у всех монастырей есть так называемые метохи — сельскохозяйственные фермы), сколько принимать немалое число паломников и главное — восстанавливать и содержать афонскую архитектуру, которая вся без исключения является памятником средневекового византийского зодчества. Также на Афоне очень развита иконопись, производство ладана и церковной утвари. У большей части афонских иноков есть какое-то рукоделие, хотя, конечно, доход от его реализации невелик.
— То есть жизнь монахов состоит в том числе и из труда?
— Одна из заповедей монашеской жизни заключается в чередовании труда и молитвы. Причем на Афоне молитва в основном совершается ночью, а трудятся монахи днем. Вечернее богослужение начинается около шести вечера и продолжается полтора-два часа. Затем монахи удаляются в кельи, отдыхают, совершают свое келейное молитвенное правило. Уже в 4 утра начинается утреня и литургия. Весь день посвящен послушаниям, то есть трудам, которые поручаются монахам настоятелем.
— Отец Дорофей, а аскетическая сторона монашеской жизни отличается от образа жизни, например, российских монахов?
— В России монахи часто вынуждены отвлекаться на какие-то дела, связанные напрямую с большим количеством мирских забот. Много сил уходит сегодня на восстановление монастырей, на налаживание приходской жизни и епархиальные послушания. В Греции другая ситуация, там есть уникальная возможность соблюсти одно из основных правил монашеской жизни — удаление от мира.
Но самое большое отличие состоит в том, что монашеская жизнь на Святой Горе не прерывалась, поэтому там сохранилась традиция послушания, передачи монашеского делания от учителя к ученику, от старца и более опытного монаха молодому послушнику или монаху. У нас эта традиция прервана, она только восстанавливается, но на это требуются даже не годы, а века. И, наконец, на Афоне до сих пор жива и продолжается традиция так называемого умного делания, непрестанной Иисусовой молитвы. Ведь самое важное для монаха — это молитва.
— Что вас больше всего пораз- ило на Афоне?
— Мы побывали, конечно же, не во всех монастырях. Началось наше знакомство с Афоном с русского Свято-Пантелеимонова монастыря (он, кстати, самый большой по территории, и до революции там подвизались около двух тысяч монахов), но это был обычный день с будничным богослужением. А вот в болгарский монастырь Зограф мы попали на Панагир, так называется престольный праздник обители. И самым сильным впечатлением было афонское богослужение — торжественное всенощное бдение, которое началось в девять вечера, а закончилось в восемь утра. Для человека неподготовленного физически отстоять такую службу трудно, но одновременно и легко. Потому что византийское богослужение дает возможность почувствовать мистичность и таинственность происходящего в храме. Пение, действия священнослужителей, сама храмовая атмосфера, молитва монахов — все это создает ощущение прикосновения к Горнему миру. Мы часто говорим, что храм — это особое место присутствия Бога, и афонское богослужение позволяет это пережить.
— В течение такой многочасовой службы монахи стоят?
— В греческих храмах и афонских монастырях используются так называемые стасидии, они сделаны из дерева и похожи на узкие троны. В них можно стоять, опершись на подлокотники, можно и присесть. Во время продолжительного всенощного бдения допускается даже выходить из храма, подышать воздухом или даже уйти на часок поспать, чтобы, отдохнув, придти снова.
— Вернемся к поразившим вас моментам.
— Одно из ярчайших афонских впечатлений — пребывание в скиту иконописцев, который называется Буразери. Удивительно, но то, что в Буразери живут иконописцы, художники, ощущается во всем: в оформлении храма и территории, в каких-то деталях убранства и интерьера присутствует особое духовное изящество. Там мы почувствовали атмосферу настоящего монашеского братства, которое связано узами нелицемерной любви. А это и есть цель монашеской общежительной жизни — через послушание, через любовь друг к другу стяжать любовь к Богу.
И конечно, для будущих паломников на Афон можно сказать, что там все отмечено особым божественным присутствием. Сама природа вопиет о красоте, созданной Богом.
ОСТАВИТЬ СУЕТУ
— Как встречают русских на Афоне, какой там язык общения?
— На Афоне много паломников, в том числе из Западной Европы. Большинство монахов, отвечающих за прием гостей, говорят по-английски. Русских встречают на Афоне очень хорошо, с любовью.
— На Афон лучше ехать, будучи уже искушенным в церковной жизни или любой человек может туда отправиться?
— На Афон в Cвой удел или, как говорят, Сад Пресвятой Богородицы, приглашает Сама Божия Матерь. Если туда просто заехать посмотреть, то, наверное, паломничество не удастся. Либо сразу все не понравится, либо, скорее всего, ряд обстоятельств не допустит на Святую Гору. Но, конечно, отправиться на Афон может любой человек, как воцерковленный, так и нет. Есть немало случаев, когда люди, топтавшиеся на пороге Церкви, побывав на Афоне, совершали решительный шаг внутрь церковной ограды.
— Для женщин путь на Афон закрыт?
— После особого распоряжения Пресвятой Богородицы доступ на Святую Гору для женщин запрещен. Когда одна греческая царица ступила на афонскую землю, прозвучал голос: «Я здесь Царица..», и с тех пор женщинам дорога на Афон закрыта. Однако там ходят очень красивые катера, на которых представительниц слабого пола возят вдоль побережья. Но существует афонский закон, по которому такой катер не может приближаться к берегу больше чем на 300−400 метров.
— Расскажите о бытовой стороне жизни монахов, правда ли, что в трапезных там все столы с бортиками, чтобы ни одна крошка не упала на пол?
— Да, это действительно так, к остаткам пищи относятся очень бережно. Но поражает другое — древность монастырей. Когда мы с одним монахом зашли в монастырскую трапезную, он начал рассказывать о том, что пол и столы X века, фрески XII века. Конечно, это впечатляет.
Пища в монастырях, учитывая немощь современного человека, не очень скудная. Но трапеза только дважды в день, утром и вечером. Обязательно на столе оливки, овечий сыр, очень много зелени. Там не пьют чай, просто запивают пищу водой. Вообще монашеская трапеза, так же, как и весь быт монахов, является только необходимой оболочкой для монашеского делания, поэтому всем бытовым вопросам уделяется ровно столько времени, сколько необходимо для весьма скромной жизни.
— Как правильно подготовиться к паломнической поездке?
— Любое паломничество — это как подъем на некую высоту, к Богу. Отправляясь на Афон, нужно все свои земные дела оставить внизу, на земле. В мире каждый занимает какое-то место, воюет, сражается, образно говоря. Все эти мирские доспехи надо сбросить, суетные заботы оставить дома, чтобы, вернувшись уже духовно вооруженным, со всеми заботами разобраться также духовно. Однако неплохо было бы перед поездкой на Афон немного ознакомиться с историей Византии, узнать о чудотворных иконах, которых там очень много, о святых, подвизавшихся на Афоне. И, наверное, даже выучить несколько простых греческих слов. Ведь, как и любой другой народ, греков очень трогает, когда пытаешься что-то сказать на их родном языке.
Беседовала Юлия Семенова