Православие.Ru | Владимир Мельник | 02.02.2004 |
Любимые стихи, которые он пел:
Господи, кто обитает
В светлом доме выше звезд?
Кто с тобою населяет
Верх священных горних мест?
Тот, кто ходит непорочно,
Правду навсегда творит
И нелестным сердцем точно,
Как языком, говорит…
Что касается бессвязности его речи, то светские писатели XIX века, вовсе не имевшие опыта общения с юродивыми и не умевшими, конечно, различать истинное Христа ради юродство от юродства ложного, не были готовы к адекватному и духовному восприятию не всегда понятных, с обычной, рационально-житейской точки зрения, речей Ивана Яковлевича. От их взгляда ускользал духовный смысл его ответов, выраженных не напрямую, а иносказательно. Тем более им было не понятно, что в опубликованных Прыжовым образцах «речений» ясно проглядывает желание старца ответами своими постоянно возвращать вопрошавших от житейского к духовному:
— Будут ли мне рады в Петербурге?
— Бог лучше радуется о спасении бренного человека, нежели о 9−10 праведных спасенных.
— Что ожидает рабу Божию N?
— Мир нетления.
и т.д.
Если бы ударившиеся в атеизм представители эпохи 60-х гг. XIX века прошли через чтение агиографических трудов св. Дмитрия Ростовского, ошибки могло бы не быть (Кстати сказать, чтение книг святителя Дмитрия Ростовского не было в ходу в середине XIX века).
Во многом то же самое относится и ко многим поступкам Ивана Яковлевича, смущавшим обычный светский и рациональный ум. Однако в житиях юродивых мы сплошь и рядом встречаемся с «буиим» духом подвижников Христа ради.
Епископ Варнава (Беляев) отмечал, что стиль речи юродивых Христа ради может быть иногда даже «иногда безстыдным, иногда безпощадным"[13]. Тот же епископ Варнава в другом своем труде пишет, что в число «безумных», «сумасшедших», «глупых» попали, «начиная с Самого Господа Иисуса Христа (Мк. 3, 21) и Его апостолы (Деян. 26, 24; Кор. 4, 10), и пророк Давид (1 Цар. 21, 14) и многие другие"[14].
Здесь настало время сказать о том, кто же на самом деле был Иван Яковлевич. Какова реальная биография этого человека? О ней дает представление прежде всего тот источник, который, к сожалению, оказался вне поля зрения как писателя, так и комментаторов-литературоведов. Речь идет о книге А.Ф. Киреева[15], единственного автора, писавшего об Иване Яковлевиче не понаслышке, а лично знавшего его и даже в свое время спасенного от смерти молитвой подвижника. Зная о том, как воспринимали многие, в том числе и известные люди, подвиг юродства, явленный в лице Ивана Яковлевича, А.Ф. Киреев в предисловии к своей книге писал: «Многие из старожилов Москвы вероятно помнят то время, когда в Преображенской больнице умалишенных находился известный всей Москве «Иван Яковлевич», который, получив высшее академическое образование и обладая от природы умом светлым, был для многих камнем преткновения, как образом своей юродствующей жизни, так и своими действиями, шедшими в разрез обычаям мира, и поэтому посещавшие его из одной лишь любознательности, уходили с полным убеждением, что видели сумасшедшего (разбивка наша — В.М.); тогда как … люди, чаще других бывавшие у него и с религиозной точки зрения глубже всматривавшиеся в его жизнь и действия, видели пред собою не только [не] сумасшедшего, но даже и не простого смертного, а великого по терпению своему подвижника, добровольно презревшего мир, со всеми его благами, и принявшего вольную нищету и юродство, которое и св. отцами церкви признается за самое высокое подвижничество"[16].
Иван Яковлевич пользовался необыкновенной популярностью у москвичей и приезжих. Это был юродивый, сознательно выбравший путь наставления и советования. Даже среди блаженных он выделяется необычностью своего подвига, какой-то особой его, если говорить светским языком, романтической высотой. Недаром Иван Яковлевич подписывался загадочно: «Студент холодных вод». И вообще говорил стилем высоким, чуть ли не поэтическим. В Великую Субботу 1861 года, приобщившись Святых Христовых Тайн, он сказал, раздавая просфоры: «Поздравляю вас с новым годом, с утренней авророй». Так он говорил о своей скорой смерти.
Дела же подвижнические Ивана Яковлевича были еще выше его поэтического языка. Он родился в семье священника в г. Смоленске. Но, закончив Духовную Академию, священником не стал, а, наметив, видимо, для себя подвиг юродства, определился учителем в Духовное училище.
Когда настало время Ивану Яковлевичу выйти на путь своего подвига, он, еще будучи учителем, притворился сумасшедшим. Правда, мало кого обманул, так как весь Смоленск знал его как необычного, Божьего человека, с самого детства. Иван Яковлевич стал жить на огороде, в заброшенной бане. Враг рода человеческого начал нападать на него с особой силой, но всего лишь возвел Ивана Яковлевича на необычайно высокий пьедестал даже для юродивого. По злой воле власть имущих поместили его в 1817 году в сумасшедший дом в Москве, на Преображенке. Его бросили в подвал и приковали цепью к стене. Сам он так рассказывал об этом: «Когда суждено было Ивану Яковлевичу переправляться в Москву, то ему предоставили и лошадь, но только о трех ногах, четвертая была сломана. Конечно, по причине лишения сил, несчастное животное выдерживало всеобщее осуждение, питаясь более прохладою собственных слез, нежели травкою. При таком изнуренном ее положении мы обязаны были своей благодарностью благотворному зефиру, по Божьему попущению, принявшему в нас участие. Ослабевшая лошадь едва могла передвигать три ноги, а четвертую поднимал зефир и, продолжая так путь, достигли мы Москвы, а октября 17 взошли и в больницу. Это начало скорбям. Возчик мой передал обо мне обвинительный акт, и в тот же день, по приказу строжайшего повеления, Ивана Яковлевича опустили в подвал, находящийся в женском отделении. В сообразность с помещением дали ему и прислугу, которая, по сердоболию своему, соломы сырой пук бросила, говоря: чего же ему еще? Дорогой и этого не видал; да вот еще корми его всякий день, подавай воды с хлебом, а в бане жил, что ел? Погоди, я сумею откормить тебя — у меня забудешь прорицать!"[17]. Вопрос: мог ли эту поэтическую картину и столь колоритным писательским языком написать сумасшедший?
Впрочем, в конце 20-х годов, благодаря тому, что в Преображенскую больницу назначен был доктор Саблер, Иван Яковлевич переведен в светлое и большое помещение, однако он, ища тесноты, занимал всего лишь уголок большой комнаты. Он устроился у печки и никогда не протягивал ноги за однажды проведенную черту. Вся комната оставалась в распоряжении посетителей, число которых постоянно росло. К Ивану Яковлевичу стала ходить вся Москва. Люди задавали самые разные вопросы — духовные и житейские.
Многим Иван Яковлевич вернул здоровье и самую жизнь, многих наставил на путь покаяния и спасения. Известно, что его ответов на духовные вопросы искали такие известные современники, как, например, филолог академик Ф. Буслаев, Н.В.Гоголь (хотя последний так и не решился нанести ему визит). В 1845 г. будущий академик Ф.И.Буслаев (ему тогда было 27 лет) написал Ивану Яковлевичу записку: «Батюшка, Иван Яковлевич, благословите Феодора и не оставьте его в Ваших святых молитвах. Скажите, будет ли он благополучен. Скоро ли женится». Иван Яковлевич написал ответ:
1845 рока мца декемрея ХIV дня
ко Господу молитесь
да в адских полех
совершенно изцелитесь
А женится не скороу
А животу пудет здоровоу
студент просвещения…
(Никитин О.В. Предсказание И.Я. Корейши Ф.И. Буслаеву Русская речь. 2002. N 3. С. 90−91).
Себя Иван Яковлевич называл студентом «хладных вод», а будущего академика назвал прозорливо «студентом просвещения». Что касается Н.В.Гоголя, то «есть свидетельство о том, что … приезжал к Преображенской больнице перед сомнением выбора тома «Мертвых душ», но так и не решился зайти внутрь…» (Там же. С. 92).
Духовный путь его в доме умалишенных был непрост и основывался прежде всего на добровольной тесноте и отнятии покоя у тела. Поскольку больница брала за вход к Ивану Яковлевичу деньги (благодаря этому лечебница стала приходить в порядок, стали хорошо кормить больных, закупать все необходимое), к нему приставили человека «Миронку», который весь день носил в ведрах в келью Ивана Яковлевича булыжники и бутылки, а выносил растертые в порошок камни и стекло. Иван Яковлевич целыми днями «сокрушал» специальной палкой чужие грехи, страсти, злые помыслы. С молитвой, не боясь пораниться, перемешивал битые камни и стекло голыми руками. К нему приходило по 60 и более человек в день. И все находили нужное себе в общении с ним. Не лишен был Иван Яковлевич и юмора, когда встречался с откровенной глупостью, происходившей от слишком большой привязанности человека к суетным земным благам. Примеры такого его юмора можно отыскать в книге А.Ф. Киреева. Иван Яковлевич обладал удивительной прозорливостью и удивительным терпением. Когда ему предложили выйти из дома умалишенных, он ответил, что «идти никуда не хочет, а тем более в ад». Таково было его полное и окончательное отвержение мира.
Необычайна была и кончина старца. В известной нам агиографической литературе не приходилось встречаться с описаниями подобных случаев. Иван Яковлевич принимал людей до последней минуты и давал духовные советы и наставления. Отпустив последнюю женщину, он помолчал немного, приподнял руку и сказал громко: «Спаситеся, спаситеся, спасена буди вся земля!» И испустил дух.
Обладал ли автор «Маленькой ошибки» необходимым духовным взглядом, позволяющим адекватно оценить юродство Ивана Яковлевича Корейши? Думается, что должен был обладать в гораздо большей мере, чем, например, критик С.С. Дудышкин. Тем не менее по каким-то причинам Н.С. Лесков, к сожалению, не смог «вместить» подвиг юродства Ивана Яковлевича Корейши — не абстрактно далекого юродивого, взятого из житий древних святых, а своего живого современника. Нужно сказать, что это не слишком расходится с духом его творчества в целом. В Православии, которое писатель хорошо знал — по преимуществу как наиболее значимую и глубоко залегающую часть национального менталитета, — Лесков часто отыскивал не только перлы духовной высоты, но и различные экзотические «отклонения» от устрашавшей его догмы, канона, обрядовой церковности. Лесков зачастую идеализировал только те «живые черты» изображаемых им православных христиан, которые так или иначе противостояли официальной Церкви. В этом заключались предпосылки его позднейшего перехода к толстовству.
В своей книге «И.Г. Прыжов» (М., 1932. С. 143) М.С. Альтман указал на то, что портрет Семена Яковлевича у Достоевского весьма напоминает описание Ивана Яковлевича из книги Прыжова. Комментаторы романа «Бесы» в академическом издании Ф.М. Достоевского приняли это за аксиому (См.: Достоевский Ф.М. Полн. собр. соч. В 30-ти томах. Т. 12. Л., 1975. С. 234). На самом деле это совершенно не соответствует истине. Изображая Ивана Яковлевича в «Бесах» под видом Семена Яковлевича, Достоевский значительно облагородил внешний облик своего персонажа: ясно, что он ориентируется не на натуралистическое и злобное по духу описание Прыжова, а на тот портрет-рисунок, который можно найти на обложке книги А.Ф. Киреева, правда, представляет его в несколько карикатурном виде: «Это был довольно большой, одутловатый, желтый лицом человек, лет пятидесяти пяти, белокурый и лысый, с жидкими волосами, бривший бороду, с раздутою правою щекой и как бы несколько перекосившимся ртом, с большою бородавкой близ правой ноздри, с узенькими глазками и спокойным, солидным, заспанным выражением лица». Этот портрет в виде надгробной фотографии и ныне можно видеть на могиле Ивана Яковлевича у храма св. пророка Божия Илии в Черкизове.
Нужно сказать, что далеко не все так легко склонялись на «прыжовскую» точку зрения. Сам автор грязной книжки о московских юродивых признается, что долго не мог найти для нее издателя: «Рукопись предложил купить Салаеву, просил 15 рублей — не дает; просил 10 рублей — не дает; просил 5 рублей — не дает (он был в числе озлобленных за поношение великого угодника Ивана Яковлевича)». Наконец-то слово произнесено: поношение великого угодника! И выясняется, что издатели братья Н.И. и Ф.И. Салаевы были не одиноки в правильном восприятии книги Прыжова и личности Ивана Яковлевича.
Упоминает Ивана Яковлевича в повести «Юность» Л.Н. Толстой (глава «Задушевный разговор с моим другом»). Дмитрий Нехлюдов, влюбленный в Любовь Сергеевну, признается: «Третьего дня Любовь Сергеевна желала, чтоб я съездил с ней к Ивану Яковлевичу, — ты слышал, верно, про Ивана Яковлевича, который будто бы сумасшедший, а действительно — замечательный человек. Любовь Сергеевна чрезвычайно религиозна, надо тебе сказать, и понимает совершенно Ивана Яковлевича. Она часто ездит к нему, беседует с ним и дает ему для бедных деньги, которые сама вырабатывает. Она удивительная женщина, ты увидишь. Ну, я съездил с ней к Ивану Яковлевичу, и очень благодарен ей за то, что видел этого замечательного человека. А матушка никак не хочет понять этого, видит в этом суеверие».
В пьесах А.Н.Островского образ Ивана Яковлевича подан с налетом иронии ибо иронично изображен автором духовный уровень тех персонажей пьесы, которые искренно верят в пророческий дар Ивана Яковлевича. Это уровень мещанско-бытового, «спящего» сознания. Так, в пьесе «На всякого мудреца довольно простоты» богатая вдова Софья Игнатьевна Турусина, дом которой не случайно, видимо, находится недалеко от Преображенской больницы, где был помещен Иван Яковлевич, говорит: «Какая потеря для Москвы, что умер Иван Яковлич! Как легко просто было жить в Москве при нем. Вот теперь я ночи не сплю, все думаю, как пристроить Машеньку: ну, ошибешься как-нибудь, на моей душе грех будет. А будь жив Иван Яковлич, мне бы и думать не о чем: съездила, спросила и покойна». Как видим, писатели плохо воспринимали прежде всего публику, посещавшую Ивана Яковлевича и вопрошавшую его часто совсем не о духовном, а о чисто бытовых нуждах. Нужно сказать, что Иван Яковлевич действительно помогал многим в их бытовых делах. Но это совсем не является признаком бездуховности святого. Здесь уместна будет, возможно, параллель со святой блаженной старицей Матронушкой Московской, попасть к мощам которой (в женском Покровском монастыре, что на Таганке) гораздо труднее, чем к мощам патриарха Тихона в Донском монастыре или святителя Алексия, митрополита Московского и других святых, чьи мощи находятся в московских монастырях. До нынешнего дня идут и идут люди просить св. блаженную Матрону о своих бытовых нуждах (квартира, работа, замужество и пр.), которыми она, не жалея себя, занималась и при своей земной жизни. Следует учесть и то, что Иван Яковлевич старался прежде всего направить мысль посетителей на духовное, о чем было сказано выше.
Известно, что святитель Игнатий (Брянчанинов) в книге «Приношение монашествующим» выражал сомнение в истинности духовных даров Ивана Яковлевича. Правда, говорит он об общении Ивана Яковлевича с падшими духами не от своего лица, а главное — основывает свое мнение всего лишь на одном случае. Действительно, Иван Яковлевич в этот раз (видимо, по духовному состоянию собеседников) дал ответ не духовный, а чисто бытовой (в чем и обвинил его святитель). Нужно сказать, что бытовые ответы давались Иваном Яковлевичем (о чем и рассказ «Маленькая ошибка»), но чаще давались духовные ответы — возможно, по принципу: каков вопрос, таков и ответ. Часто же Иван Яковлевич, как уже приходилось видеть, возвращал людей от бытового к духовному. Возможно, впоследствии, прочитав книгу Прыжова, святитель Игнатий духом почувствовал истинность духовного пути Ивана Яковлевича, особенно ясную из страстных нападок на него такой личности, как Прыжов. Так, в одном из своих писем святитель высказался по этому поводу: «В ноябрьской книжке «Странника» опубликована книга «26 московских лжепророков» и проч. — Что же? В первых двух статьях, особливо в первой, об Иване Яковлевиче, выставлено участником их лицо, предмет общего уважения, и превращено в предмет насмешки…"[18] Свое явное уважение к Ивану Яковлевичу выказывал и св. митрополит Филарет Московский. Известно, например, что тело Ивана Яковлевича пять дней не хоронили, так как несколько обителей усердствовали похоронить его у себя. Прыжов пишет по этому поводу: «Одни хотели везти его в Смоленск, на место его родины; другие хлопотали, чтоб он был похоронен в мужском Покровском монастыре; третьи умиленно просили отдать его прах в женский Алексеевский монастырь, а четвертые, уцепившись за гроб, тащили его в село Черкизово». Но митрополит Московский Филарет (Дроздов) благословил уважить просьбу родной племянницы старца, которая была замужем за диаконом церкви святого Пророка Илии в Черкизове (а диаконское место им было получено по ходатайству Ивана Яковлевича).
Любопытна дальнейшая судьба памяти об Иване Яковлевиче. Легко проследить, что и до сегодняшнего дня многие высказывания об Иване Яковлевиче (одно из последних принадлежит авторам «Независимой газеты» А. Бочарову и А. Чернышову и датируются июлем 2003 г.) можно назвать «прыжовскими» (с обязательной ссылкой на этого скандального автора и даже порою (как в случае с «НГ») с присовокуплением авторитета святителя Игнатия). Однако, известный духовный писатель Е. Поселянин, работавший по благословению святых старцев Оптиной Пустыни, с несомненностью пишет об И.Я. Корейше как о праведнике: «С юности искал он уединения, любил духовные книги, держался особняком от товарищей…» (Поселянин Е. Русские подвижники 19-го века. Изд. 3-е. СПб,. 1910). В «Очерках Москвы» Г. Скавронский дает описание похорон Ивана Яковлевича. «В продолжение пяти дней … отслужено более двухсот панихид; псалтырь читали монашенки, и от усердия некоторые дамы покойника беспрестанно обкладывали ватой и брали ее… цветы, которыми был убран гроб, расхватывали вмиг… Многие ночевали около церкви…. Долгое время на могиле служили до двадцати панихид в день» (Скавронский Г. Очерки Москвы). Сквозь «прыжовское» критическое отношение к «суеверию» здесь невольно проглядывает и правда.
Что касается собственно литературы, то известно, что образ Ивана Яковлевича встречается в произведениях Б. Пильняка и А.Ровнера. Образ Ивана Яковлевича представлен в повести В. Иоффе «Акула». Повесть написана в жанре фэнтези. В ней рассказывается о переселении душ, пророческом даре и т. п. Главный герой, психолог, специалист по аномальным душевным состояниям, носит имя — Евгений Корейша. Правда, он ничего не знает о своем знаменитом однофамильце. Между ним и полуфантастической личностью другого героя, которого Евгений принял за сумасшедшего, разговор завязывается с упоминания имени Ивана Яковлевича:
— Из какой психушки сбежал? — небрежно и нагло, чтобы навсегда изгнать из сознания пережитый страх, спросил Евгений.
— Сумасшедших в нашем роду не было, — с достоинством ответил Валерий Дмитриевич. — А вы не родственником Ивану Яковлевичу Корейше приходитесь? Фамилия крайне редкая. Стало быть, родственник, да еще и по мужской линии. Однако не вижу причин для огорчения: несмотря на слабоумие, Иван Яковлевич имел талант ясновидения, предсказывал будущее, был чрезвычайно популярен…
-Кто?
— Родственник ваш, Иван Яковлевич Корейша. Сорок лет своей жизни, с 1821 года и до последнего часа, неотлучно находился в Московской психиатрической лечебнице. Люди высокого происхождения за честь считали… Из царской фамилии за советом обращались… Из других губерний приезжали, неделями ждали, пока соизволит принять. Не стыдиться, а гордиться таким родством следует. Ведь ген слабоумия сам по себе ничего не решает. В одной маленькой северной стране, например, сорок процентов населения — носители гена слабоумия, так что же? Прекрасная страна, одаренный народ, особо знаменитый произведениями зодчества.
Таким образом, Иван Яковлевич представлен в повести «Акула» как «слабоумный». Но весьма характерно, что говорит это, как выясняется, демон, любимая шутка которого, — приводить людей к самоубийству. Это своего рода вариант Воланда из булгаковского романа «Мастер и Маргарита».
[1] Новый энциклопедический словарь. Пб. Т. 22. С. 749.
[2] Кн. Алексей Долгорукий. Органон животного месмеризма. СПб., 1860. С. 301−303.
[3] Северная пчела. 1861. N 207.
[4] Христианство. Энциклопедический словарь. В 3-х томах. Т. 1. М., 1993. С. 826.
[5] Лесков Н.С. Собр. соч. В 11 т. М., 1956−1958. Т. Х1. С. 406.
[6] Кретова А.А. Христианские заповедив святочных рассказах Н.С.Лескова «Христос в гостях у мужика», «Под Рождество обидели» // Евангельский текст в русской литературе ХУШ-ХХ веков. Вып. 2. Петрозаводск. 1998. С. 472.
[7] Лесков Н.С. Собр. соч. В 12-ти томах. Т. 7. М., 1989. С. 449−450.
[8] Лурье Л.Я. Вступительная статья к книге: Иван Прыжов. 26 московских пророков, юродивых, дур и дураков». СПб. — М., 1996.
[9] Прыжов И.Г. Житие И.Я. Корейши. СПб., 1860; Его же: Очерки, статьи, письма. Academia. 1934.
[10] Лурье Л.Я. Указ. соч. С. 6.
[11] Цит по кн.: Летопись жизни и творчества Ф.М.Достоевского. Т. 2. СПб., 1994. С. 336.
[12] Там же. Т. 1. СПб., 1993. С. 315.
[13] Тернистым путем к небу. М., 1996. С. 69.
[14] Основы искусства святости. В 4-х томах. Т. 3. Нижний Новгород, 1997. С. 245.
[15] Киреев А.Ф. Юродивый Иван Яковлевич Корейш. М., 1898.
[16] Там же. С. 5.
[17] Там же.
[18] Свт. Игнатий (Брянчанинов). Собрание писем. Изд. «Правило веры». 2000. С. 494.