Православие.Ru | Митрополит, Предстоятель РПЦЗ Иларион (Капрал) | 10.12.2014 |
40 лет назад, в декабре 1974 года, послушник Свято-Троицкого монастыря, сотрудник монастырской типографии Игорь Капрал был пострижен архиепископом Аверкием (Таушевым) в рясофорные монахи с именем Иларион — в честь преподобного Илариона, схимника и книгописателя Печерского. В приветственном слове новопостриженному настоятель монастыря подчеркнул, что ему «этот великий святой должен быть близок», поскольку родители монаха Илариона были переселенцами из соседней Киеву Волыни, и призвал его к хранению главных христианских добродетелей — смирения и послушания, «добродетелей, ставших столь чуждыми в лукавой современности, основывающейся на культе самочиния, самопревозношения, на тщеславии и самохвальстве». Протоиерей Виктор Потапов, в те годы сосед семинариста по келье, а ныне настоятель Иоанно-Предтеченского собора в Вашингтоне, часто повторяет, что «владыка Иларион родился монахом». Пробыв в монастыре 17 лет, иеромонах Иларион и не помышлял покидать стены обители и впервые надолго оставил монастырь, когда отправился на свою епископскую хиротонию в Нью-Йорк — 10 декабря 1984 года — в день празднования Курско-Коренной иконы Божией Матери «Знамение» — Путеводительницы Русского Зарубежья.
— Ваше Высокопреосвященство, в этом году мы празднуем два юбилея — 30-летие Вашей епископской хиротонии и 80-летие основания Восточно-Американской епархии.
— Во-первых, приношу благодарность Господу Богу, что Он сподобил меня, недостойного, такой чести и возможности послужить Его Святой Церкви в архиерейском сане — 18 лет в лоне Восточно-Американской епархии и 12 лет в Австралийско-Новозеландской епархии.
— 10 декабря 1984 года, в присутствии чудотворной Курско-Коренной иконы, в день ее праздника, Вы были рукоположены во епископа Манхеттенского, викария митрополита Филарета (Вознесенского), который, как и все первоиерархи Русской Зарубежной Церкви, возглавлял Восточно-Американскую и Нью-Йоркскую епархию.
— И после 17 лет пребывания в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле переехал в административное здание Архиерейского Синода в Верхнем Манхеттене, рядом с Центральным парком, а местом моего служения стал Знаменский синодальный собор.
Знаменский собор был устроен в особняке Бейкеров и освящен в 1959 году. Иконы для храмового иконостаса написал известный иконописец архимандрит Киприан (Пыжов), как его называли — «иконописец всея Зарубежья». По левую сторону от солеи в киоте под сенью пребывает чудотворная икона «Знамение» Курско-Коренная. Во время паломничества святого образа его заменяет копия, написанная архимандритом Киприаном. Рядом — иконы Божией Матери Казанской и святителя Иоанна Шанхайского с частицей мощей. Далее — ковчег с десницей преподобномученицы великой княгини Елисаветы и частицей мощей инокини Варвары — тот самый, который совершал паломничество по России. Рядом — тоже чтимые святыни: икона блаженной Ксении Санкт-Петербургской с хранящимся в ковчежце осколком камня внутренней облицовки могилы святой и образ праведного Иоанна Кронштадтского с его мантией. Тут же на аналое — медальон преподобного Серафима Саровского из Екатеринбургских икон царской семьи и крест святого из его гроба. С правой стороны от алтаря — образ святителя Николая Чудотворца в киоте и хранящаяся тут же мантия царя-страстотерпца Николая II.
В Знаменском синодальном соборе проходило настолование трех служивших до меня первоиерархов Зарубежной Церкви: митрополитов Филарета (Вознесенского), Виталия (Устинова), Лавра (Шкурлы).
Послушник Игорь Капрал и семинарист Джон Шоу (нынешний епископ Иероним Манхэттенский), Джорданвилль 1971 г.
— Владыка, страшно было покидать монастырь, где провели 17 лет?
— Это для меня было очень трудным. Я намеревался жить в монастыре всю жизнь, и потому очень переживал. Но надеялся на помощь Божию, потому что если Господь что-либо попускает, то Он нас не оставит и даст силы нести тот крест, который выпадает на долю человека.
Иеромонах Иларион с архиепископом Лавром и П. Лукьяновым, 1976 г.
К сожалению, с владыкой Филаретом я служил всего один год: он был уже в преклонных летах и часто болел. Все, кто его помнит, знают владыку Филарета как аскета, молитвенника, наставника молодежи, которого люди очень любили за его проповеди и назидательные беседы. Это был особый человек, народ это чувствовал и до сих пор сохраняет о нем добрую память.
Митрополит Виталий (Устинов) в бытность Первоиерархом продолжал окормлять свою канадскую паству, где служил до избрания. Это было время, когда я начал много ездить для окормления многочисленных приходов Восточно-Американской епархии.
Спустя 11 лет меня направили в Австралийско-Новозеландскую епархию, которую я очень полюбил, полюбил ее духовенство, паству и надеялся, что там продолжится мое служение столько лет, сколько отмерит мне Господь. Это было время первоиераршества митрополитов Виталия и Лавра. Митрополит Лавр был примерным монахом, подвизавшимся в монастыре с 12 лет, и по избрании Предстоятелем нашей Церкви продолжал жить большей частью в Свято-Троицком монастыре. Все мы надеялись, что владыка проживет дольше, но Богу было угодно призвать его. Это был большой удар для всех нас и для меня лично.
— Прибыв из Австралии на заседание Архиерейского Собора после кончины митрополита Лавра, что Вы ощутили, когда поняли, что Вас ждет крест Предстоятеля Зарубежной Церкви?
— В первую очередь чувство ответственности перед Богом и народом Церкви Христовой. Как монахи, мы научены покоряться воле Божией и воле Церкви, и всё же каждый архиерей Божий страшится, когда на него налагают послушание Первосвятителя, поэтому я молился Богу, чтобы Он дал мне силы исполнить это послушание.
— Владыка, оглядываясь назад, какой, Вы считаете, самый главный и важный итог минувших лет? Чему Вы рады, а что воспринимаете с болью?
— Конечно, рад тому, что в Восточно-Американской епархии растет число верующих людей. Сейчас время очередной волны новых эмигрантов из России и стран бывшего СНГ. Многие местные — американцы и люди других национальностей — также проявляют большой интерес к Православию. Несмотря на то, что, согласно официальным данным, православные составляют всего 1% населения США, именно к Православию обращены в последние годы взоры многих на Североамериканском континенте вообще и в Восточно-Американской епархии в частности. Многие принимают Православие в то время, когда другие христианские церкви, можно сказать, увядают: то и дело в прессе появляются сообщения о закрытии католических, протестантских приходов. У нас же в разных штатах на территории епархии появляются новые общины, как русскоязычные, так и англо- и испаноязычные; американцы тяготеют и к серьезной монашеской жизни, приобретают землю и строят монастыри.
Празднование 25-летия епископской хиротонии митпрополита Илариона
Радует, как за последние шесть лет укрепилась Восточно-Американская епархия. С самого своего основания она была связана с Синодальным центром в Нью-Йорке. Сейчас создан свой центр, а в сентябре этого года официально был открыт административный центр епархии в Лейквуде, штат Нью-Джерси, в полутора часах езды от мегаполиса. Великолепный, вместительный Александро-Невский собор стал кафедральным собором правящего архиерея Восточно-Американской епархии. Имея такой центр, стало возможным эффективнее и на более высоком уровне организовать жизнь епархии. При епархиальном центре имеются помещения для проведения конференций, съездов духовенства и молодежи, работает пресс-служба, на профессиональном уровне освещающая жизнь в епархии и в Русской Зарубежной Церкви в целом. В состав Епархиального совета входят люди — профессионалы в своей сфере, которые помогают решать вопросы, касающиеся жизни епархии, являются советниками правящего архиерея.
Ну, а что воспринимается с болью, так это нестроения на приходах, которые, к сожалению, порой имеют место быть.
— Можно сказать, что нестроения в Зарубежье отличаются от тех, что имеют место в России?
— Конечно. В России церковная жизнь более регламентирована, а здесь больше свободы во всех сферах жизни. А мирская жизнь влияет на жизнь церковную. Появляются расколы, потому что люди ставят себя и свое мнение выше церковного. И хотя Русская Зарубежная Церковь всегда была достаточно консервативна, осторожна в своих суждениях и принятии решений, но некоторые, так сказать, «суперправославные», даже в Зарубежной Церкви воображают мнимые нарушения и несовершенства. И, конечно, всё это отражается на моем сердце.
— В России в последние годы ведутся многочисленные дискуссии о духовной жизни и административной организации приходов. Кто-то смотрит на опыт Зарубежной Церкви и считает приход сердцем общины верующих; другие, можно сказать, обвиняют зарубежные приходы в закрытости, изолированности от других приходов. Вот, например, ежемесячная материальная поддержка приходов его членами в Зарубежье. Насколько оптимальной Вы считаете такую практику, когда члены прихода ежемесячно вносят в приходскую кассу фиксированную сумму, финансово поддерживая приход?
— Любое устройство и административное управление, в том числе и на уровне прихода, строится с учетом условий страны проживания. В Русском Зарубежье с самого начала не было и сейчас нет финансово сильной церковной администрации, поэтому организация приходов и строительство церквей начиналось с нуля. В России же существовали храмы, и даже после коммунистического режима сохранились церковные здания, на реставрацию которых сверху все-таки закладывались определенные суммы. Здесь же люди собирались, заручались благословением епископа и начинали сначала искать участок для прихода, а потом вносили личные средства и начинали строительство церковного здания. Храмы строились и украшались часто своими силами и реально своими руками, без богатых меценатов. Это требовало много средств и времени.
Наши приходы действуют в соответствии с отличным от российского «Нормальным приходским уставом», согласно которому при каждом храме каждые три года избирается староста, каждый год на общем приходском собрании избираются члены приходского совета, сестричества, которые помогают священнику и старосте. На этих людях лежит ответственность помогать настоятелю в его заботе о храме и приходской жизни.
Ховелл, Нью-Джерси: В Епархиальном центре прошли торжества в честь 30-летия архиерейства митр. Илариона и 80-летия Восточно-Американской епархии
— В те дни, когда Восточно-Американская епархия молитвенно отмечала свой и Ваш юбилей, произошло поразительное событие: в протестантский Национальный кафедральный собор Вашингтона пустили для намаза мусульман. С другой стороны, мы постоянно читаем новости о том, как в том или ином штате судья потерял работу потому, что отказался регистрировать однополый «брак». Что можно сегодня противопоставить всему этому — однополым бракам, отступлениям от христианской веры и нарушениям норм морали?
— Действительно, в одну из ноябрьских пятниц в Национальном соборе святого Петра американской столицы состоялась мусульманская служба — намаз. Национальный собор в Вашингтоне принадлежит Англиканской церкви, которая в США известна как Епископальная. Собор является кафедрой двух ее правящих епископов — председательствующего епископа Епископальной церкви в США Катерины Шори и епископа округа Вашингтон Марианны Будде. Думаю, уже то, что высшими «духовными лицами» Епископальной церкви в США являются женщины, ясно говорит православному человеку о том, в каком состоянии находится Англиканская церковь.
Было заявлено, что намаз был совершен с целью «способствовать» большему взаимопониманию между христианами и мусульманами. В прошлом самый известный американский собор часто бывал местом проведения разных межконфессиональных служб, в которых принимали участие и мусульмане, но конкретно только мусульмане совершали там свой пятничный намаз впервые.
Всё это говорит о том — и мы здесь это постоянно наблюдаем, — что на протяжении нескольких десятилетий Англиканская церковь отходит от христианских традиций и являет пример глобализации — унификации всех религий и безразличия к богословским принципам христианства.
— Так в какой момент Зарубежная Церковь — на всех уровнях — прекратила общение с Епископальной церковью в Америке?
— Русская Зарубежная Церковь никогда не вступала в экуменический диалог с Епископальной церковью и другими направлениями западного христианства. На первых порах, в начале и середине XX века, когда русские эмигранты прибывали в США, было общение на личном уровне, и англикане, бывало, помогали русским эмигрантам подыскивать здания для приходов или давали им возможность пользоваться их вместительными церковными зданиями для проведения Пасхальных богослужений, например. Сейчас же мы приходим в ужас от того, что происходит в этой церкви, — это полное ее обмирщение. А мы знаем, что главой истинной Церкви является Христос. В последние годы мы всё больше англикан принимаем в лоно Православной Церкви. Сначала наиболее консервативные члены церкви отделялись и создавали свои консервативные движения, но когда и туда доходил дух глобализации и обмирщение, люди стали покидать и эти движения. Сейчас многие англикане, те, кто старается сохранить верность Христу, смотрят с надеждой именно на Православие.
— Что сегодня можно противопоставить такому обмирщению, глобализации, отказу от Христа?
— Верность нашей Церкви. Тем более что попрание христианского учения прямо ведет к безразличию и даже к согласию с пороками современного общества. Православная Церковь не принимает подобных отступлений и должна сознательно и активно противостоять попыткам вторжения еретических идей укреплением своих приходов, просвещением своих прихожан и особенно молодежи.
Однако не могу сказать, что народ в Америке не различает, что хорошо, а что плохо. Принимают пороки определенные круги, которые все-таки составляют малую часть американского общества.
— В России принят закон о запрете пропаганды гомосексуализма. Может ли и должна ли государственная власть в Америке взять на себя эту функцию — удерживающего зло?
— В Америке? Трудно сказать. Малые группы ведь постепенно отвоевывали и отвоевывают свои «права» через судебные процессы в разных штатах. И находятся парламентарии, представители власти, которые согласны с ними. Законы, в их числе и о легализации однополых браков, принимаются в США в каждом штате отдельно. А власть имущие боятся, что если не будут поддакивать тем, кто лоббирует такие законы, то не наберут достаточного количества голосов на выборах. Поэтому маленькие нетрадиционные группировки незначительными силами набирали вес через лоббирование законов, которые защищают их права и интересы. Стремление американцев быть политически корректными тоже имеет значение. Поэтому если государство связало себя своими собственными законами и стало не способно удерживать зло и защищать духовное здоровье своих граждан, то Православная Церковь — все православные юрисдикции в США — должны защищать, по крайней мере, себя и своих прихожан, опираясь на здоровые силы в обществе, что они и делают. На самом деле в США существует большое сопротивление подобному злу: в прессе довольно часто появляются сообщения о том, что с принятием в том или ином штате закона о легализации однополых браков свои посты покидают местные судьи. Но, к сожалению, мы должны признать, что князь мира сего дает о себе знать.
— Были ли случаи обращения в православные храмы пар одного пола с просьбой обвенчать их?
— Слава Богу, нет. Да и не можем мы это сделать, причем не нарушим при этом закон штата, где разрешено однополое сожительство. В православном последовании брака ясно указано, что Бог создал мужчину и женщину для создания семьи и чадородия. А венчание однополых пар для нас неприемлемо.
Архиепископ Иларион с архиепископом Павлом Австралийским, начало 1990-х
— В одном из интервью Вы как-то сказали, что «потомки первых волн эмиграции хранили знание русского языка, а дети тех, кто приехал из России 10−20 лет назад, часто не говорят на родном языке». В чем в духовном отношении заключается разница между «старорежимными» людьми и нашими современниками?
— Первые поселенцы в начале XX столетия приехали сюда в поисках лучшей жизни; потом были те, кто бежал от преследований новой коммунистической власти. Сейчас большая часть эмиграции — это рабочая эмиграция: люди находят возможность реализовать себя и свои таланты в другой стране. Несколько лет назад много говорили о том, что старая эмиграция, в отличие от новой, выросшей при безбожном режиме, более духовная и воцерковленная. Действительно, очень многие из вновь приезжавших в 1970—2000-е годы приходили к Богу вдали от родины и именно тогда активно входили в духовную жизнь. Были и есть молодые люди, которые поступают в нашу Свято-Троицкую семинарию в Джорданвилле, становятся священниками.
Сейчас, когда запрета на веру в России нет уже более четверти века, из России и стран бывшего СНГ приезжает много людей не просто верующих, но воцерковленных. Но вот что касается языка, то все — и старые, и новые — в одинаковой степени подвержены ассимиляции, особенно дети. Конечно, те, кто бежал от преследований, сознательно сами и у своих детей сохраняли русский язык, культуру. Кто-то даже надеялся вернуться на родину. Кстати, немало уже их детей и внуков в последние 10−20 лет действительно вернулись в Россию из стран Европы, Северной и Южной Америки и успешно там работают, представляют свой бизнес.
Поэтому подчеркну, что только пример родителей, правильное воспитание в семье, участие семьи в приходской жизни, обучение детей в приходских школах могут помочь не потерять свои корни. Это одинаково актуально для представителей всех 15 православных юрисдикций в США, а именно о православных я сейчас говорю, потому что проблема ассимиляции стоит перед всеми, кто приезжает в другую страну, и их детьми. А разницу особую между «старорежимными» людьми и представителями последних волн эмиграции можно видеть разве что в следовании определенным традициям, которые их родители и прародители привезли из своих родных мест. Сказать, что духовнее представители той или иной волны, будет не совсем верно и не корректно. Это зависит от каждого отдельного человека. Время идет. Старых эмигрантов с каждым годом остается всё меньше. И теперь как на представителей старой эмиграции смотрят уже на тех, кто приехал сюда лет 20 назад, и многие из них уже здесь встретили Христа.
— В интервью ТК «Союз» Вы сказали: «Каждый день я общаюсь с людьми, которые, к сожалению, не только ничего не знают о России, но и не хотят знать. Им достаточно того негатива, что они получают из телевидения и газет. Они хорошо усвоили, что Россия — это враг». В связи с этим вот такой вопрос. В России тоже не очень хорошо относятся к Америке. И нам кажется, что важно напоминать о том, что и в Америке есть люди, которые молятся, идут за Христом и спасаются. Не могли бы Вы рассказать немного о каком-нибудь американском, что называется, «несвятом святом» — обычном, может быть, человеке, ведущем подвижническую жизнь?
— Я уже не раз говорил, что надо понимать разницу между правительством и американским народом, в котором довольно много русских, а также православных славян и выходцев с Балкан — украинцев, белорусов, сербов, греков, болгар, македонцев. Бывших наших соотечественников в одном только Нью-Йорке проживет более 500 тысяч — это целый крупный город. Не надо идти на поводу у СМИ, которые выполняют заказ властей предержащих, по всякому поводу накаляют страсти и не всегда дают правдивую информацию. Но и среди журналистов, комментаторов и политических деятелей в Америке тоже есть люди здравомыслящие. Как россиянам, так и людям на Западе следует мыслить здраво, поддерживать и молиться, прежде всего, о своих единоверцах, о духовенстве, которое несет благую весть в не всегда дружественной для них среде. «Несвятых святых» среди них много, не буду называть имена духовенства и монашествующих, чтобы кого-то не забыть и не обидеть.
Только что в Епархиальном центре я встретил Александра Герцовича, одного из наших помощников. Александр безвозмездно делает киоты для икон, режет иконостасы для наших храмов в США, в Гаити, а сейчас переехал в Коста-Рику.
Смиреннейший человек, Александр приехал в США 20 лет назад совсем молодым, жил в Нью-Йорке, переехал в Майами и там встретил своего будущего духовного отца — одного из старейших наших священников-миссионеров протоиерея Даниила Маккензи, был им воцерковлен. Недавно он закончил иконостас и внутреннее убранство для единственного православного храма в Коста-Рике — в честь Владимирской иконы Божией Матери, в Коронадо, и во время торжеств, посвященных 20-летию миссии в Коста-Рике, на храм были установлены купол и крест и церковь была освящена.
Еще один пример жертвенного служения — княгиня Елена Волконская. Известная пианистка, она много лет работает с молодежью, организует благотворительные концерты в помощь Синоду и синодальному собору. Также и в других штатах, в частности во Флориде, устраивает концерты для пожилых и в помощь нуждающимся.
Разные люди, из разных волн эмиграции живут рядом, самоотверженно трудятся на благо нашей Церкви и во славу Божию. Меру их духовности определит только Господь. А мы надеемся, что со временем и у нас выйдет книга о наших «несвятых святых».
— Владыка, недавно состоялась рабочая встреча по прославлению святых Московского Патриархата и Русской Зарубежной Церкви. Готовятся ли новые канонизации, и если да, не могли бы Вы рассказать о тех, кто будет представлен к прославлению?
— У нас было много праведных людей, память которых мы чтим. В данный момент вопрос о канонизации мы не ставим, однако собираем сведения о подвижнической деятельности наших архиереев и духовенства.
Буквально на днях в Свято-Троицком монастыре в Джорданвилле состоялось перезахоронение епископа Бостонского Константина (Ессенского). Изначально он был похоронен в монастыре в Техасе, который со временем был закрыт, кладбище пришло в запустение, и мы не раз ставили вопрос о перезахоронении почившего в тех местах нашего архиерея. Когда братия монастыря открыла могилу, то оказалось, что вся она залита водой — гроб и архиерейское облачение были полностью разрушены, а тело святителя не подверглось тлению и разрушению и выглядело почти так же, как при погребении его в 1996 году. Я отпевал владыку Константина и сам тому свидетель.
Перезахоронение тела епископа Бостонского Константина (Ессенского)
Епископ Константин родом из Санкт-Петербурга. После революции семья его переехала в Ригу, там отец его был посажен в тюрьму и убит. Узнав об этом, его мать умерла от сердечного приступа. В 11 лет Эммануил (так звали владыку в миру) остался сиротой. По благословению новомученика архиепископа Иоанна Рижского Эммануил учился в семинарии, получил степень доктора богословия в Свято-Сергиевском богословском институте в Париже, в 1932 году митрополитом Евлогием Парижским был рукоположен в сан священника. Одним из первых мест его служения в Америке, уже в лоне РПЦЗ, был основанный святителем Иоанном Шанхайским Иоанно-Предтеченский собор в Вашингтоне. Первой кафедрой владыки Константина была Брисбенская в Австралии. Служил он также в Англии и в США. Лично знавшие его вспоминают о нем как о смиренном архиерее, молитвеннике, имевшем дар слез, часто плакавшем во время Литургии и особенно во время Евхаристического канона. К сожалению, не сохранилось письменных свидетельств его жизни, и мы обратились к верующим с просьбой собрать воспоминания о владыке Константине, чтобы сохранить о нем память для будущих поколений.
Материалы еще об одном подвижнике наших дней, известном миссионере-исповеднике священнике Якове Корчинском, трудившемся в Канаде, на Гавайских островах, в Австралии, на Филиппинах, в Мексике, в Америке при будущем патриархе Тихоне, собирал викарий Австралийской епархии протоиерей Михаил Протопопов. И даже направил эти материалы в Комиссию по канонизации в надежде обрести местночтимого святого для Австралийской епархии. Бумаги нам вернули для доработки, и мы надеемся собрать больше сведений о подвижнической жизни и служении отца Якова.
Из-за болезни отец Яков вернулся из Австралии на родину и на второй день войны, 23 июня 1941 года, был арестован в Одессе и через два месяца расстрелян. В тот год ему исполнилось 80 лет. В 1991 году отца Якова реабилитировали.
Верим, что святые, прославленные Русской Зарубежной Церковью и еще не прославленные, праведники прошлого и нашего времени своим молитвенным покровом хранят наших самоотверженных батюшек и верующих, чья жизнь протекает за пределами исторической родины, где у нас и свои радости, и свои трудности.
— В заключение, владыка, что бы Вы хотели сами себе пожелать?
— Спасения души, прощения всех грехов, в том числе и забытых, совершенных по нерадению или малодушию. На архиерее лежит большая ответственность, и архиереям, на мой взгляд, труднее всех приходится в духовном делании и спасении.
http://www.pravoslavie.ru/put/75 730.htm
|