Фома | 09.12.2014 |
Я работаю гидом в Германии. Рассказываю русским туристам и паломникам о ее христианских святынях, замках, городах. Что я мог бы рассказать о Дармштадте? Пожалуй, ничего. Этот город, смертельно раненный во время Второй мировой войны, вызывал лишь уныние и скорбь о невосполнимой потере.
Cкучные улицы — быстрая застройка пятидесятых, хмурые площади, изрезанные трамвайными путями, и тщательно скрываемое бесславное нацистское прошлое.
Столица югендстиля (немецкое название стиля модерн — Ред.)? Возможно, когда-то, но сегодня это лишь фотографии 1944 года с обгоревшими скелетами зданий или иллюстрации в журнале «Die Jugend» конца XIX века. Правда, есть холм Матильды, колония художников и свадебная башня — шедевр того самого ар-нуво, «нового искусства», чей громкий титул так и остался для меня загадкой.
Пожалуй, лишь одно место в столице Великих герцогов Гессен-Дармштадтских притягивало — старый дворец. Будто огромный седой паук, упершись своими лапами в землю и опустив голову, он выдержал все вихри и бури ХХ века и остался совсем один в этом некогда столичном городе. Несмотря на то, что в залах дворца сегодня — аудитории Дармштадтского университета, он остается мрачным и покинутым, и даже студенты с каким-то странным молчанием вливаются в крепостные ворота, проскальзывая тенями по израненным граффити проходам, и исчезают в университетских библиотеках.
Для меня, как и для любого экскурсовода, каждый город — это сцена, на которой должна разыгрываться пьеса, оживать история. До ноября этого года сцена Дармштадта была пустынна, декорации ветхи и скучны, а сюжет — изломан и не окончен. Но месяц назад все изменилось. Здесь прошли «Елисаветинские дни», приуроченные к 150-летию со дня рождения преподобномученицы Елисаветы. История ее, которая, к великому моему стыду, была мне почти неизвестна и, более того, безразлична, невероятным образом воскресила Город.
Внезапно вместо серого здания парковки у не менее скучного городского театра я различил силуэт дворца, построенного Алисой Британской. В нем свое печальное детство провела Элла, будущая великая княгиня, чья жизнь началась в протестантском Дармштадте, а житие окончилось — в большевистской России.
Дармштадт обрел своих главных героев. И свою печальную пьесу.
На площади Каролины, напротив мрачного дворца ландграфов Рейнских, в ныне восстановленном здании старого театра, Элла, Аликс, Ники, Сергей и Эрни (будущие Елизавета Федоровна, императрица Александра Федоровна, император Николай II, великий князь Сергей Александрович, великий князь Эрнст Людвиг Гессенский — брат Елизаветы и Александры. — Ред.) разыгрывали произведения Шиллера и Гёте. Где-то в коридорах театра князь Сергей объяснялся Элле в любви. Великий князь был вспыльчив и часто возмущался тем или иным поступком Эллы, ее брата или сестры, на что всегда спокойная Елизавета неизменно отвечала: «Que ce soit bon, Serge» — «Будь хорошим, Серж». Удивительно, что только все вместе и только здесь, в Дармштадте, они были Эллой, Аликс, Ники, Сергеем и Эрни. За пределами этой тихой гавани они становились Императорами, Великими Герцогами, Императрицами, Великими князьями. Дети заката старого мира. Теперь, гуляя по улицам Дармштадта, по тропинкам парка Херренгартен, я ощущаю вдохновенную и печальную историю перекрестка великих династий Европы. Вот дорога, которая уходит ко дворцу Хайлигенберг, чертогу Баттенбергов — боковой ветви Дармштадтского дома (ныне — дом Маунтбэттен), в их замках некогда любил останавливаться Александр II.
Вот трамвай, который идет в Кранихштайн — охотничий дворец и летнюю резиденцию Гессенов. Именно там провели свое первое совместное лето после свадьбы в Осборне великий герцог Гессен-Дармштадский Людвиг IV и Алиса: британская принцесса не хотела жить в старом дворце Дармштадта и ждала помощи в этом деле от своей матери — властительницы величайшей империи в истории, королевы Виктории. Именно на ее средства и был позднее возведен новый дворец.
Осенью молодая чета вернулась в Дармштадт, в резиденцию на углу улиц Вильгельмины и Анны. Скромный барочный особняк чудом уцелел во время бомбежки 1944 года и сегодня стал владением страховой компании, а между тем именно в нем 1 ноября 1864 года родилась Элла — великая княгиня Елизавета Федоровна Романова, преподобномученица.
Все герои этой пьесы — герои трагедии старого мира. Они оказались на гребне расколовшегося ледника, со страшной силой обрушившегося на мир с вершины тысячелетий. Великий князь Сергей убит террористом. Аликс — Александра Федоровна — и Ники — Николай II — убиты в Ипатьевском доме. Елизавета Федоровна сброшена в шахту в Алапаевске и умерла с молитвой на устах.
Эрни — Эрнст Людвиг — в 1918 году лишился герцогства, дожил до 1937 года и умер после инсульта. Через день после его похорон вся Гессен-Дармштадсткая семья — его вдова, сын со своей беременной женой и двумя детьми — погибла в авиакатастрофе в бельгийском Остенде.
Династия прервалась, наверное, промыслительно, не увидев ужасов фашизма.
Занавес.
Я зачастую не всматриваюсь в города, в которые стоило бы всмотреться — это мое «проклятие». Счастье же заключается в том, что благодаря Елиcаветинским дням я наконец-то увидел Дармштадт. И более того — снова ощутил себя частью Русского мира. Ведь этот мир есть не только и не столько геополитическое образование. Русский мир — это те духовные нити, которые питают каждого, в чьей первой азбуке второй по счету буквой была буква «Б».
Михаил Досковский, сотрудник православного паломнического центра апостола Фомы в Европе, Трир, Германия.
+ + +
В немецком городке Дармштадте родились две будущие российские императрицы: Мария Александровна, супруга Александра II, и Александра Федоровна, жена Николая II.
В начале ноября 2014 года в городе вспоминали еще одну гессенскую принцессу, вошедшую в Российский Императорский дом: будущую преподобномученицу Великую княгиню Елизавету Федоровну.
1 ноября исполнилось 150 лет со дня ее рождения.
С 1 по 4 ноября на ее родине прошли «Елисаветинские дни в Дармштадте», организатором выступило Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество. В Дармштадт почтить память великой княгини съехались общественные деятели, историки, православные иерархи из России, Европы и Ближнего Востока.
C 1806 по 1918 годы Дармштадт был столицей великого герцогства Гессен, одного из множества маленьких государств на территории нынешней Германии. Поэтому великий герцог Гессен-Дармштадтский имел статус главы государства, а династические браки между представителями Императорского Дома Романовых и членами правящих фамилий Европы были естественными и имели своей целью укрепление тех или иных политических связей.
В 1871 году Гессен-Дармштадт вошел в состав единой Германской империи. Последний герцог Гессенский — родной брат Елизаветы Федоровны Эрнст Людвиг — отрекся от престола в 1918 году (в один день с отречением императора Германии Вильгельма II), а герцогство преобразовалось в Народную республику Гессен (сейчас это государственная земля Германии). В 1944 году Дармштадт был разбомблен союзнической авиацией. После войны — восстановлен, а в 1990-е годы приобрел статус города наук.
Одно из известных имений Гессенских герцогов находится в девяти километрах от Дармштадта в живописном месте Хайлигенберг («святая гора»). Здесь впервые встретились дочь великого герцога Людвига II, будущая императрица Мария Александровна, и будущий император Александр II — родители великого князя Сергея Александровича Романова. Здесь не раз они потом бывали со своими детьми, сюда приезжали Сергей и Элла после помолвки.
Русский храм святой равноапостольной Марии Магдалины на Матильденхёэ («холм Матильды») построен на личные средства императора Николая II: он позаботился о том, чтобы иметь возможность вместе с супругой посещать богослужения и во время визитов в ее родной город. Церковь построена в русском стиле и стоит на земле, привезенной в Дармштадт из России и собранной со всех губерний (для строительства и подвоза русской земли была построена железнодорожная станция, которая сохранилась и по сей день). Первый камень в основание церкви был заложен 16 октября 1897 года. На освящение 26 сентября 1899 года прибыла императорская чета с детьми. Внутренняя отделка храма продолжалась еще четыре года, в росписи интерьеров были использованы рисунки императрицы Александры Федоровны. Последнее богослужение для семьи Романовых здесь совершалось в 1910 году, с началом Первой мировой войны церковь была закрыта, а ее имущество перешло «под принудительное управление» немецких властей. В 1935 году Советский Союз отказался от церковного имущества в Германии, и храм был передан Русской Православной Церкви Заграницей. С этого времени тут традиционно служится панихида в день убийства царской семьи.
Охотничий замок Кранихштайн («журавлиный камень»). Замок был семейным гнездом родителей великой княгини Елизаветы Федоровны. Элла была на редкость красивым и крепким ребенком, и родители впоследствии сравнивали с ней, как с неким эталоном, всех ее младших братьев и сестер. Интересно, что для принцессы Гессенской Алисы это были самые легкие роды из семи, после которых она очень похорошела и чувствовала себя прекрасно.
На «Елисаветинские дни» в Дармштадт из Москвы прибыла выставка, подготовленная Елисаветинско-Сергиевским просветительским Обществом: она познакомила посетителей с приходами, монастырями, обществами, сестричествами России и Ближнего Зарубежья, работающих сегодня в традициях милосердия, заложенных Великой княгиней.
2−3 ноября прошла двухдневная Международная научно-общественная конференция «Елисаветинское наследие сегодня», собравшая историков, общественных деятелей, представителей приходов и монастырей, носящих имя святой преподобномученицы.
В рамках «Елисаветинских дней» в Дармштадте в костеле святого апостола Павла состоялась премьера концерта в исполнении Московского Синодального хора «Путь ко Христу», в основе которого — история жизни Елизаветы Федоровны.
Председатель Наблюдательного совета Елисаветинско-Сергиевского просветительского общества Анна Громова преподносит в дар Дармштадту портрет великой княгини Елизаветы Федоровны
Фото Анны Гальпериной
Благодарим Фонд содействия возрождению традиций милосердия и благотворительности «Елисаветинско-Сергиевское просветительское общество» за помощь в подготовке материала.