Мужской журнал «Батя» | Игорь Лунёв | 05.12.2014 |
Человек боится того, что у него появятся дети. Нет, это вовсе не самовлюблённый чайлдфри и, тем более, не чайлдхейт. Он хорошо относится к детям вообще, даже иногда с удовольствием играет с детьми друзей. Но своих заводить не хочет — страшно.
С раннего возраста он слышал разговоры о том, как сложно «поднимать своих детей», и вырос со стойким ощущением, что ребёнок — это катастрофа социальная и финансовая, это конец всякой личной жизни родителей, это огромная ответственность при огромном количестве влияющих на жизнь факторов, которые никому из людей не под силу контролировать. Человек боится не справиться. Это очень понятный страх, но порождён он рядом заблуждений, начавших особенно распространяться у нас годов с 50-х прошлого века, когда начинало подрастать первое послевоенное поколение. С одной стороны жизнь постепенно становилась всё более благополучной в бытовом плане (по крайней мере, в городах), с другой — носителей христианских духовных и нравственных ценностей становится всё меньше.
Несколько поколений воспитывалось людьми, которые просто не в состоянии были передать своим детям здравое представление ни о Боге, ни о человеке, ни о мире. Зато детям передавали всевозможные заблуждения, некоторые из них породили и ту самую инфантофобию или детобоязнь. Аборты в атеистическом государстве были легализованы и представлялись советским людям обычной медицинской услугой, а страдающие детобоязнью родители и сегодня могут прибегнуть к этому средству. Наше постсоветское общество убийство нерождённого младенца порицает гораздо меньше, чем, например, отказ от уже рождённого и передачу последнего в сиротское учреждение.
Какие же заблуждения о семье с детьми порождают детобоязнь? Попробуем рассмотреть некоторые.
Заблуждение первое: «всё ради детей»
Люди, живущие подобным образом, чуть ли не героизируются. Для окружающих они, как правило, выглядят образцовыми родителями — они забыли свои личные интересы, все их таланты, устремления теперь сосредоточены исключительно на создании комфортных условий для их отпрысков. Порой, правда, они вызывают раздражение — когда ведут себя так, будто им все должны, будто кроме них и им подобных никто не знает настоящих трудностей. Но стоит раздражённому их поведением человеку немного успокоиться, как он чаще всего тут же начинает восторгаться их жертвенностью.
Восторгающийся упускает из виду вот что: тот, кто превратился в придаток к своему чаду, в некую функцию, чадо это воспитать нормально не сможет. Вероятнее всего, он воспитает капризное существо, привыкшее, что вокруг него вертится всё, манипулятора и «пупа земли», который, будучи социально неадаптированным, получит тяжёлые психологические травмы, оказавшись без родительской опеки. Да, и родитель, который «всё ради детей», этим самым детям будет неинтересен. Потому, что у него нет никаких собственных интересов. О чём его детям с ним говорить? О пелёнках, приготовлении обеда и ценах на обувь?
А вот человек, не чувствующий, что он может вот так «всё ради детей», но убеждённый, что такое отношение — родительская обязанность, может испугаться ее на себя брать.
Заблуждение второе: «на ребёнка нужно очень много денег»
Человек слушает эти причитания годами, а собирается он стать не олигархом, а, например, художником или инженером. И боится не заработать этих «много денег». Между тем, хотя детей с тяжёлыми заболеваниями рождается немало, но, слава Богу, большинство детей всё-таки рождаются относительно здоровыми. С уверенностью могу заявить, что на здорового ребёнка, особенно на младенца, денег много не нужно.
Ребёнок ещё не страдает теми комплексами, которыми страдают его родители: он ест, чтобы насытиться, одевается, чтобы не замёрзнуть. Большинство якобы необходимых затрат многих родителей выдуманы ими же для потакания их собственному самолюбию. Даже если у соседей будет исправная коляска, которую они готовы отдать даром, надо постараться купить новую, то же самое с одеждой и другими вещами. И так далее с поправкой на возраст ребёнка. Часто настоящая забота о ребёнке подменяется заботой о вещах — «чтоб не подумали, что мы какие-нибудь там, чтоб все видели, что мы не хуже других, чтоб ребёнок не мучился оттого, что у его друзей есть что-то, чего у него нет».
А ребёнок должен учиться жить жизнью своей семьи, хоть бедной, хоть богатой. И главная задача родителей не в том, чтобы дать ребёнку как можно больше вещей, формальных знаний или умений (чтоб и балет, и высшая математика, и игра на скрипке..), а в том, чтобы научить его правильно понимать себя и других, заботиться о ближних, не завидовать. Нужно сказать прямо: главное, чтобы человек знал Божьи заповеди и стремился по ним жить. Всё остальное — да, не главное.
Заблуждение третье: «ребёнок — это такая ответственность!»
Даже не думаю спорить с тем, что ответственность родителей за воспитание ребёнка огромна. Но в ответ на приведённое мной восклицание, хочу спросить: «Какая? Какая именно?»
Пусть эта ответственность велика, но человек — не Бог, он не всесилен. Значит, где-то эта ответственность заканчивается. Если об этом не знать, можно сойти с ума от непомерности морального груза. Давайте взглянем правде глаза: есть болезни, перед которыми современная медицина бессильна. И заболеть любой из них может любой человек, в том числе и ваш ребёнок. Вы сделаете всё, что можете, а дальше — как Бог управит. Есть индивидуальные способности к тем или иным наукам, искусствам — они могут быть невелики. Вы вложите средства в обучение ребёнка, а он не станет великим учёным или чемпионом по плаванию. Может быть, он вообще будет дворником. Что ж, был бы человеком хорошим.
И ещё: вы не пожалеете никаких своих сил на духовное и нравственное воспитание ребёнка, но его выбор в тех или иных ситуациях может отличаться от того, который желателен вам. Родители, склонные к гиперопеке, вместе с этим склонны видеть в ребёнке не личность, а объект. А между тем ваше чадо — отдельный от вас человек, и у него не ваша, а своя жизнь, он другой. И бывают моменты, когда другой попадает в беду, а мы можем только молить Бога о его вразумлении и спасении.
Страх — это нормальное чувство. Человек, вообще не испытывающий страха падения, не сможет даже научиться ходить. Беда людей, страдающих детобоязнью, — страхи или ложные, или гиперболизированные. Разумный человек где надо — боится, где не надо — не боится. А если человек ведёт себя неразумно, то уже у окружающих может возникнуть вполне обоснованный страх и за него, и за его детей. Великое дело — здравый смысл, чтобы там ни говорили.