Русская линия | Игумен Кирилл (Сахаров) | 02.12.2014 |
21 ноября 2014 г. в Даниловской гостинице, что рядом с Даниловым монастырем, был вечер памяти о. Даниила Сысоева. Прошло пять лет со дня его мученической кончины. Организовывали вечер супруги Малер. Аркадий Малер был у нас на Берсеневке один раз с отцом Даниилом после диспута с мусульманами. Он стал членом Межсоборного присутствия.
Не припомню такого множества людей на каком-либо мероприятии, в основном полупустые залы. Здесь же большой конференц-зал ломился от числа присутствующих, люди стояли в проходах, на балконе. Помимо хорошей рекламы, что тоже немаловажно, думаю, прежде всего, личность самого отца Даниила настолько привлекательна.
На большом экране на протяжении всего вечера воспроизводился фоторяд из жизни о. Даниила: на Пасху, когда он еще был дьяконом; с митрополитом Питиримом; рукоположение в священники Патриархом Алексием в храме Христа Спасителя. По-моему, это было первое рукоположение в священники, совершенное в этом храме. Фотография у карты: стоят несколько священников, изучая миссионерские маршруты. Живые фотографии с детьми: на одной из них батюшка подбрасывает ребенка, запечатлен именно этот полет вверх. Два раза показали фотографии крещения. Поездка в Крым, еще куда-то. Разные фото и серьезного плана, и для домашнего обихода. Промелькнула фотография нашего храма. Отец Даниил был у нас пару раз, когда проходили диспуты со старообрядцами в Доме российской прессы, находящегося по соседству с нами.
От митрополита Иоанна, главы Миссионерского отдела был игумен Серапион (Митько), который сказал, что скоро откроется Пятый миссионерский съезд, а с учетом тех, которые были до революции — десятый. Он отметил что о. Даниил отличался такой преизбытствующей любовью, которой хватало на многих. В 35 лет он погиб, но обратил в православную веру огромное количество людей.
Вышла книга воспоминаний матушки Юлии Сысоевой «Неизвестный Даниил», где немало материалов, неизвестных широкому читателю.
Нападение произошло 19 ноября в 22.40 в храме пророка Даниила. Умер батюшка в 00.15 в реанимации. 23-го было отпевание. Патриарх прибыл к концу, совершил литию. В своем слове он отметил, что когда нет аргументов богословских, интеллектуальных, тогда убивают. Убили за правду, которая разит. Показали крест о. Даниила — он в крови.
Интересным было построение вечера. Выступали люди, которые обратились в Православие уже после смерти отца Даниила, читая его книги. Выступления сопровождал фоторяд, концертные паузы.
Первым выступил р. Б. Андрей, сказал, что он из безбожной семьи, его родители были партийными. Крестился в 27 лет, особо ничего тогда не понял, в жизни своей ничего не поменял. Как-то, будучи на даче, прочел «Огласительные беседы» отца Даниила. После этого все книги батюшки стали его настольными книгами. Андрей отметил, что книги о. Даниила обладают большим воздействием в плане привлечения к вере, назвал батюшку православным экстремистом, имея в виду стиль его миссионерской деятельности — прямолинейный, жестко однозначный. Это привлекает. Русский человек склонен к такому подходу.
Далее выступила Ирина из Ярославля. Она тоже узнала о батюшке уже после его смерти. Поразило его живое отношение, простой язык о самом главном. Он говорил, что миссионер — это живые уста Живого Бога.
Потом сказал свое слово парень, который был мусульманином. Он решил креститься, и тут последовали уговоры близких, угрозы. Он крестился через месяц после смерти отца Даниила, прочитав его книгу.
Выступили молодые люди из молодёжно-миссионерского центра «Атриум» (г. Петербург). Их центр отличается новыми и очень успешными формами миссионерства. Они проводили диспуты с баптистами. Вспомнили, как однажды отец Даниил на диспуте с баптистами загнал в угол своими аргументами троих их пресвитеров — они не могли ничего ему противопоставить, особенно, что касается Ветхого Завета. Отец Даниил приводил большие цитаты оттуда, — они были просто поражены. Когда его спросили: «Батюшка, как Вам это удается?», он ответил: «Очень просто — надо прочитать раз 500 Библию и все у вас получится». Ребята исполнили песню «Христос» на слова Николая Гумилева.
Тех, кто обратился к вере недавно, поражает тот факт, что в наше время есть мученики. Мученики были в древности, были в советское время, а тут мученик в наше время. Этот момент поразительный. О. Даниил напоминал пророков древности своей ревностью и дерзновением. И в тоже время ему были свойственны остроумие, веселость, жизнерадостность.
Одна из выступавших рассказала о тяжелом периоде своей жизни — она потеряла отца и очень скорбела. Незадолго до этого ей подарили книгу о. Даниила «Инструкция для бессмертных или что делать, если вы действительно умерли». Это одна из самых известных его книг. Поскольку душа вечна, он описывает, что нас ожидает после смерти: мытарства и т. д. Особенно на людей влияет эта книга. О. Даниил вообще часто шокировал людей, когда, приходя в какую-нибудь ученую аудиторию, заводил тему о смерти. И вот во сне она видит крестный ход, впереди которого идет о. Даниил, очень высокого роста. После этого сновидения скорбь и печаль перешли в благодатное состояние понимания того, что смерть — это переход в новую жизнь.
Из всего, что написал отец Даниил, а это и толкования на книги Иова, пророка Исаии, притчи Соломона, Апокалипсис, Послания апостола Павла, шестопсалмие и т. д., примерно только половина издана. Начались переводы его книг на разные языки: английский, французский и др.
Показали короткий любительский ролик, который поразил пользователей интернета. Один прихожанин о. Даниила Кирилл рассказывает в нем, как однажды поздно вечером он ехал за рулем сильно уставший. Это произошло месяц спустя после смерти о. Даниила. Не замечая, что уже дремлет, увидел во сне о. Даниила, который с улыбкой показывал ему рукой направление, куда надо ехать. Кирилл очнулся на встречной полосе и резко свернул по указанному во сне направлению, и таким образом избежал неминуемой аварии. Потом, выспавшись на стоянке, на которую как раз и указывал о. Даниил, он продолжил свой путь и с ужасом увидел недалеко от того места искореженную машину. Он узнал ее: водитель этого автомобиля ехал в то же ночное время, то догоняя, то перегоняя его.
Далее, чтобы мы почувствовали размах миссионерской деятельности отца Даниила, по скайпу был контакт с Парижем. Молодой человек рассказал, что, будучи в Киеве, он познакомился с книгой «Инструкция для бессмертных» и она произвела на него огромное впечатление. Он стал подробнее узнавать об о. Данииле. Молодой человек, тоже уже миссионер, сравнил батюшку с огнеметом, который попаляет на своем пути все тернии, чтобы не было препятствия для произрастания доброго зерна. Слово его было воздушным («херувимским», сравнил рассказчик), возвышенным. Он вспомнил, как о. Даниил на известную фразу «Лучше с краечку, но в раечке», с присущим ему юмором говорил: «Маловато будет». Эмигрант, как он сам себя назвал, отметил очень важную черту проповедей о. Даниила — они были христоцентричны. Он проповедовал только Христа и, как бы сказать, не отвлекался на другие темы, как, например, патриотизм, русское самосознание, русскость, антиглобализм и т. п. О. Даниил подчеркивал, что мы все жители неба, что отечество наше на небесах. Не все воспринимали такой подход. Проповедь о Христе Распятом всегда была в центре его проповеди. Ему была свойственна безкомпромиссность, радикализм, освященный благодатью. Русской душе близки такие крайности, это как после горячей бани в сугроб снега нырнуть, что всегда шокирует иностранцев. Очень интересный, обаятельный молодой человек, кажется, что он на своем месте и, получив такой заряд от своего духовного наставника — о. Даниила, будет с честью продолжать его дело миссионерства.
Отец Даниил был традиционалистом в богословии, апеллировал к святоотеческому учению, был сторонником креационизма, то есть буквального понимания дней творения — день как 24 часа в сутки. Есть другая точка зрения — теория эволюционизма. На Богословской комиссии, не вызывая отца Даниила, а также его сподвижника отца Константина Буфеева, было осуждено это учение креационизма в пользу эволюционизма. В конце вечера отец Константин выступал и по этому поводу сетовал. Очень акцентировал отец Даниил такой тезис: «Вне Церкви нет спасения». В этом плане он был настойчив. Смелость, самоуверенность, но не та, человеческая, а уверенность, которая возникает, когда человек в полной мере, безраздельно уповает на промысел Божий.
Последняя поездка отца Даниила была в Сербию, — любимую им страну, где он общался с большим количеством людей. Один из выступавших, серб Станко, который после встречи с отцом Даниилом, вдохновленный им, создал миссионерский православный центр в Сербии, говорил, что о. Даниил убеждал его в том, что сербы должны проводить миссионерскую работу в Косово, в Боснии, а этого не было. Он подчеркнул, что у батюшки была такая особенность, что, общаясь даже с одним человеком наедине, он как будто общался с целым залом, с такой же отдачей. Три часа этот серб общался с отцом Даниилом, и это общение произвело на него очень сильное впечатление. Он сказал, что не видел в жизни более жизнерадостного человека, чем о. Даниил.
Выступавшие говорили, что отец Даниил мечтал о проповеди Православия в дальних уголках Земли и среди своих ближайших сподвижников бросал жребий, кому в какую страну ехать проповедовать. Один из выступавших, Илья, физик, закончивший школу миссионеров, услышав призыв отца Даниила изучать английский язык, чтобы проповедовать, подумал, что ему это не грозит — нет склонности к изучению иностранных языков. Каково же было его удивление, когда вскоре ему вдруг предложили бесплатные уроки английского.
Сейчас такая ситуация, что во многих регионах мира есть очаги возврата к Православию. На Филиппинах, например, в католической стране, несколько тысяч католиков, которые отошли от Ватикана несколько десятилетий назад, решили перейти в Православие.
Миссионеры — последователи о. Даниила, рассказывали о своей миссии в Монголии. Оказывается, в Монголии имели место случаи человеческих жертвоприношений. Для камлания шаманов берут кость из бедра семнадцатилетней девушки. Да что там в Монголии — в нашей Якутии шаманы использовали кость юного 13−15 летнего мальчика для ударов в свой бубен. О. Даниил собирался в Монголии служить, туда стремился, хотя по климату эта страна со своими резкими перепадами температур от + 40 до — 40 совсем ему не подходила — батюшка страдал от морозов, даже стих переиначил: «Мороз и солнце, день ужасный!», декларировал с улыбкой он.
Показали съемки наших миссионеров в Кении. Африку назвали «жемчужиной Православия» — там 7 миллионов православных в юрисдикции Александрийского Патриархата, в т. ч. в Кении — 2 миллиона. Жара там страшная. Белые ризы, чернокожие священники. В храме, особенно для русских, непривычных к таким температурам, невыносимая духота. Но если температура чуть ниже плюс 35, то кенийцы все закрывают — им холодно. Показали православное богослужение в Африке. Во время причастия все ритмически приплясывали, хлопали в ладоши и что-то пели. Нам пояснили, поют: «Тело Христово приимите, Источника бессмертного вкусите». Затем следующий пассаж: танцы уже на улице, ритмичные, с притопыванием и прихлопыванием. Это — благодарственные молитвы после причащения, оказывается. «Непрестанно радуйтесь и молитесь».
Было еще одно общение по скайпу с жителем Швейцарии, который рассказал о том, как пытался на улицах страны проповедовать Православие, но потом перешел на другой формат.
Выступал индиец, в прошлом индус, сейчас — православный христианин, собирающийся рукополагаться. Он рассказал, что у них в Индии православная община насчитывает уже около 150 человек. Некоторые протестанты обратились в Православие. Много говорил о том, что они нуждаются в помощи. Из зала спросили, как мы можем вам помочь? «Вы можете нам помочь молитвой, а можете приехать к нам в Индию с миссией» — таков был ответ. А некоторые, наверное, подумали, что банально денег просить будет.
В конце вечера было очень яркое выступление известного ансамбля «Ихтис». Для тех, кто не знает, объяснили значение названия. В переводе с греческого это рыба, древняя монограмма имени Иисуса Христа, состоящая из начальных букв слов: Иисус Христос Божий Сын Спаситель. Очень колоритный, харизматичный солист, с мощным красивым голосом — он сразу завладел вниманием зрителей. Исполнили несколько песен, в частности, стих митрополита Стефана Яворского «Мире лукавый» и «Кому повем печаль мою». Пели на нескольких языках: сербском, русском, грузинском. В конце прозвучало любимое сербское песнопение на слова епископа Николая (Велимировича) «Наша вера». Весь зал воодушевленно подпевал слова припева. Очень хороший уровень исполнения, и музыка и голоса.
Отец Константин Буфеев в заключительном слове отметил, что в основном все акцент делали на миссии отца Даниила вне России, а у него была большая миссия и внутри России. Он отстаивал правду Православия, правду Божию. Ему было свойственно видение мира через догматические истины Православия. Ему была свойственна верность Библии и святоотеческому преданию. В отношении древнего благочестия у него такой был подход — он не отрицал, что это может иметь место, единственное, с чем он не соглашался, это разночтения в Символе веры. Он говорил, что буквальный перевод с греческого — это как в новообрядном варианте, а оппоненты его, старообрядцы, на диспутах говорили, что старопечатный текст Символа веры больше соответствует духу.
На своем приходе пророка Даниила о. Даниил Сысоев создал школу миссионеров, собирался построить огромный храм вместо маленького деревянного. Сейчас его дело продолжается, школа миссионеров работает.
Отца Даниила почитают как местночтимого святого в Сербии, есть его иконы, акафист. Вероятнее всего, канонизация о. Даниила Сысоева, мученика нашего современника — дело времени.
http://rusk.ru/st.php?idar=68710
|