Православие.Ru | Священник Павел Гумеров | 22.04.2004 |
«Приходим мы с надеждою, чтоб чудо сотворил,
Святой водой целебною из мертвых воскресил.
А кто не спит в постели все ночи напролет,
Придет сюда, бедняжечка, на стульчике всхрапнет.
Уже не представляем, как жили мы без Вас,
И летом мы скучаем без Ваших добрых глаз… «[7].
И еще:
«Сделай же Учителя Спасителем,
Призываю, требую, молю!
Господи, Россия стонет, мучится,
Тяжело и трудно на Руси
Удостой ее Ты лучшей участи,
Господи, Россию воскреси.
Дабы наш Учитель, став Спасителем,
Радостно придя в свой светлый Храм,
Возгласил: «Отец мой и Святители,
Час победы Истины настал"[8]
Феноменальная бездарность этих виршей может соперничать только с вопиющим кощунством «стихов». Как уж тут не вспомнить посулы искусителя, соблазнившего наших прародителей безумной претензией: «вы будете, как боги» (Быт.3:5). Все случаи исцелений описаны на удивление однообразно, совершенно похожим стилем, что наводит определенные мысли. Прикладывание «целительного буклета» к больным местам граничат с фетишизмом. Какие контрасты! С одной стороны ученые титулы (доктор наук, академик), а с другой — практика обычного знахарства.
В каждом деле важен профессионализм. Коновалов по образованию — врач, но почему совершенно не использует свои медицинские знания: «В его клинике нет капельниц, шприцов, арсенала лекарственных средств. Доктор лечит Энергией"[9], врачи в этой «клинике» тоже не медики, а бывшие его пациенты. Если он — врач, то почему занимается не своим делом? Лечить людей, быть проводниками благодати Божией дело тех, кто поставлен на это через таинство рукоположение, а не врачей. В храме не делают уколы и не дают людям лекарства, а лечат исстрадавшуюся человеческую душу в таинствах Покаяния и Евхаристии.
Если бы Коновалов занимался исключительно целительством, то, быть может, не стоило бы обращать на него особого внимания, мало ли сейчас появилось «народных целителей». Но он претендует на большее. Он пытается строить свою религиозную систему, хотя книги его показывают полное отсутствие каких бы то ни было знаний по вопросам духовной жизни и истории мировых религий. В книгах, которые вышли после «Энергии сотворения», автор пытается рассуждать о сотворении мира, человека, о душе и об ангелах. Сергей Коновалов пишет, что не читал литературы по оккультизму, теософским и эзотерическим учениям, но его книги наполнены обычной оккультной терминологией. Космический разум, энергетический канал, тонкое тело, знания, доступные только посвященным, — все это можно найти в сочинениях Рерихов, теософов и антропософов. Даже выражение «Матерь Мира», введенное основателями агни йоги, используется Коноваловым, но в своем оригинальном понимании. Лукавит Сергей Сергеевич, не сам же он придумал весь этот «космический словарь»! Он очень хорошо знаком с творениями оккультистов. А рассказ о Посвящении Сергея Сергеевича или инициации точно совпадает с такими же рассказами о посвящениях других экстрасенсов.
Диакон Андрей Кураев замечает, что рериховские тексты отличает «неестественно напыщенный, чрезвычайно агрессивный, перенасыщенный эмоциями и восклицательными знаками строй» и «аморфность, полное отсутствие доказательств и вообще последовательности"[10]. Именно таковы книги питерского целителя.
Церковь закалилась в борьбе с разного рода врагами. С первых дней существования церковной общины святые апостолы были вынуждены защищать учение Христово от нападок иудеев и язычников. Еще в Деяниях апостольских постоянно упоминается о том, что ученикам Господа приходилось доказывать свое учение: «Павел, по своему обыкновению, вошел к ним и три субботы говорил с ними из Писаний, открывая и доказывая им, что Христу надлежало пострадать и воскреснуть из мертвых» (Деян.17. 2,3). Весь Новый Завет подтверждается, доказывается пророчествами из Ветхого Завета. Все, что связано со Христом, дословно предсказано за много веков до этого пророками. Все, что написано в Ветхом Завете, на протяжении веков раскрывали святые отцы, защищая учение Церкви в своих апологиях против лжеучений. Церковь никогда не гнушалась подтверждать, доказывать истинность своей веры и логикой и научными открытиями. А сейчас существуют целые научные сообщества ученых-креационистов, которые соотносят достижения науки с тем, что сказано в Священном Писании о творении мира и человека.
Но Сергей Сергеевич Коновалов даже не делает ни малейшей попытки обосновать истинность своих слов. По сравнению с тем, что он пишет о сотворении человека в своей книге «Человек и Вселенная» бледнеют и теряются все древние и новые гностические учения. Человечество, оказывается, было создано вне Земли в виде коконов, диаметром 40 метров (притом каждый из коконов заключал в себя целый народ), а потом было переселено на землю в последовательности знаков Зодиака.
В учении о Боге Коновалов впадает в обычный пантеизм. «Люди думают, что, обращаясь с молитвой к Богу, они непосредственно обращаются к Господу. Это ложные представления, потому что Бог — это все, это Бесконечная Божественная Вселенная, Он просто не в состоянии услышать человека"[11]. Коновалов не знает или не желает знать о многовековом опыте святых, по молитвам которых Господь совершает чудеса и исцеления.
Душа человека, в его представлении — частичка космического разума, Божественной Вселенной. Она дается человеку не в момент зачатия, а входит в тело при рождении. С этим связано и свободное отношение доктора к абортам, ведь эмбрион без души, в его понимании, лишь кусок мяса. Вот, что он пишет женщине, сделавшей аборт и терзающейся угрызениями совести: «Как я могу винить тебя за твои аборты, моя родная[12]. Ведь в то время не было выхода, ведь тогда ты не могла иначе. Даже сейчас, осознав свою ошибку, вернись ты вновь в ту же ситуацию, тебе не удалось бы избежать этого… Это твой Путь"[13]. Под разукрашенным цветистыми выражениями учением о всеобщей гармонии и прощении кроется сатанинская, убийственная сущность — оправдание того, что оправдать невозможно. Счастье, оказывается, можно построить на крови собственных убиенных детей. Даже по неполной официальной статистике в нашей стране делается 2,5 миллионов убийств детей во чреве матери. Из 3-х беременностей 2 кончаются умерщвлением малышей. Земля наша залита кровью младенцев. А «целитель» Коновалов оправдывает это и квалифицирует убийство как особый «Путь», с большой буквы. Вопрос в том, куда ведет этот путь?
Вместе с тем Сергей Коновалов проповедует так называемое «покаяние перед Ангелом», или как он его еще называет «Покаяние перед собой». Религия, которую он строит, это религия здоровья, и поэтому «покаяние» нужно для того, чтобы стать здоровым. Причиной болезней является «негативный массив информации, которая заслонила-закрыла Душу от Ангела, а значит от Господа"[14]. «Ангел» это вовсе не Ангел-хранитель, это, можно сказать, совесть человека, перед которой он должен очистить душу. Вот как описывается сеанс покаяния в книге «Исцеление души»: «Итак, ты входишь в этот миг своей жизни и в течении всего сеанса, обращаясь к своему организму, к каждой клеточке, просишь у них прощения за нанесенное зло, за непонимание и пренебрежительное отношение к ним. Ты говоришь, что не понимал, что таким образом убивал в себе здоровье … По окончании Покаяния ты обращаешься к своему Ангелу и просишь Его простить тебя и помочь тебе, и ты благодаришь Его и свой организм за то, что они принимают твое Покаяние"[15]. Таким образом, грех, согласно учению Коновалова, наносит вред в основном физическому здоровью. После процедуры обязательно нужно принять душ и выпить стаканчик заряженной воды. То, что кощунственно называется Коноваловым «исповедью и покаянием», конечно же, таковыми не являются. Только апостолам, а через них священникам Господь дал власть «вязать и решить» грехи человеческие.
О том, к каким последствиям может привести (особенно людей склонных к депрессиям) покаяние перед самим собой, мы знаем из практики. Люди, осознав тяжесть греха, но не высказав его свидетелю — священнику, не получив разрешение своего греха от Бога в церковном таинстве, не услышав нужный совет от священника, могут впасть в отчаяние и даже покончить жизнь самоубийством. Человеку нужно, очистить душу покаянием перед Богом, самокопание же гибельно.
Как уже было сказано выше, Коновалов проповедует религию оздоровления, счастливой и здоровой земной жизни и поэтому вполне логично, что он фактически отрицает бессмертие души и загробную жизнь. После физической смерти, души тех, кто не каялся при жизни перед Ангелом, будут уничтожены. «Если человек не исповедался, соединение Души и Ангела будет «искаженным, исковерканным» и Кокон не сможет войти в мир Божественной Вселенной выше Мира Жизненного Духа. А это значит, что он будет в последующем разрушен"[16]. Души же людей, которые исповедались перед Ангелом, растворятся в Бесконечности Божественной Вселенной, ибо являются частичками ее и, таким образом, потеряют личностное начало. Получается, что и праведные души перестают существовать, как индивидуумы, ибо нельзя сохранить свою личность, растворившись в чем-то.
Апофеозом «энергетического учения» является заключительная глава книги «Исцеление души». «Нам пророчат спасение на Небесах! Спасение от чего и от кого? От любви и счастья, от радости и смеха? Энергия Сотворения здесь для того, чтобы дать Человеку Шанс стать и быть счастливым на Земле. Она приходит для того, чтобы здесь, в этом Мире, человек обрел истинный смысл этой жизни"[17]. Вот такой «одухотворенный» материализм.
И все же, несмотря на кощунства и пародирование Евангелия и церковных Таинств, Коновалов постоянно подчеркивает свою связь с Православием. «Я знаю в нашем городе многих замечательных и мудрых настоятелей православных храмов». Но его учение отрицает все члены Символа Веры, кроме первого, да и его «учитель» понимает в весьма извращенном виде. Таким образом, он подпадает по анафему II Вселенского собора, который запрещает как-либо изменять Никео-Царьградский Символ Веры. В случае с Коноваловым мы сталкиваемся с непомерной гордыней и претензией на философскую и научную глубину, а на деле видим нагромождение оккультно-изотерических банальностей.
В заключении, я хотел бы сказать, что посетил Душепопечительский Центр на Крутицком подворье, который занимается реабилитацией пострадавших от целителей и экстрасенсов. Работники Центра сказали мне, что люди, лечившиеся у Коновалова, неоднократно обращались к ним за помощью. Симптомы очень знакомые: различные психические расстройства, беспокойство, депрессия. В Санкт-Петербурге существует своя Душепопечительская организация, возглавляемая о. Сергием Филимоновым, и я уверен, что она располагает более полной информацией о негативном воздействии «Храма Души» С.С.Коновалова.
«Учение» Коновалова — не более, чем еще одно оккультная галиматья, замешанная на рериховщине, абсолютной безграмотности и кичливой гордыне очередного псевдоученого, которых в последние годы появляется очень много. И хочется надеяться, что и «учение» Коновалова будет разоблачено и отторгнуто нашим обществом, потому что последствия деятельности «целителей», подобных Коновалову — смерть души и непоправимое повреждение здоровья «учителя» и его подопечных.
[1] Коновалов С.С. Энергия сотворения. СПб., 2003, с. 34
[2] Там же, с 32
[3] Там же, с, 42
[4] Коновалов С.С. Энергия сотворения. СПб., 2003, с. 72
[5] Там же, с. 45
[6] Коновалов С.С. Энергия сотворения. СПб., 2003, с. 181
[7] Коновалов С.С. Исцеление души. СПБ., с. 188
[8] Коновалов С.С. Исцеление души. СПб., 2003, с. 46
[9] Коновалов С.С. Энергия сотворения. СПб., 2003, с. 17
[10] Диакон Андрей Кураев Уроки сектоведения. СПб., 2002, с. 5,6
[11] Коновалов С.С. Исцеление души. СПб., 2003, с. 38
[12] Там же, с. 25
[13] Там же, с. 86
[14] Там же, с. 56
[15] Там же, с. 57
[16] Коновалов С.С. Исцеление души. СПб., 2003, с.34
[17] Там же, с. 191