Русская линия
Русская линияПротоиерей Всеволод Чаплин22.11.2014 

Можно ли поставить знак равенства между понятиями «россиянин» и «русский»?
Сегодня вечером в передаче Сергея Минаева «Право знать!» на канале ТВЦ примет участие председатель синодального отдела РПЦ по взаимоотношениям церкви и общества отец Всеволод Чаплин

В программе, которая начнётся сегодня в 22−00, участвуют главный редактор интернет-портала «Кавказская политика» Максим Шевченко, руководитель проекта «Сноб» Николай Усков, журналист телеканала Russia Today Александр Гурнов, главный редактор интернет-канала «День» Андрей Фефелов.

Программа ТВЦ *Право знать!* 22-00 22 ноября 2014Почему поднялась волна критики декларации о русской идентичности, принятой на недавно прошедшем в Москве Всемирном русском соборе? Можно ли поставить знак равенства между понятиями «россиянин» и «русский»? Каковы отношения церкви и власти? Можно ли и нужно ли критиковать государство? В чем обвиняют церковь? Как в России проявляется непрерывность истории? Готова ли РПЦ выступить в роли миротворца на Украине? Эти и многие другие вопросы обсуждаются в программе.

Слово — отцу Всеволоду Чаплину.

О русской идентичности

«Русский человек — это человек, который признает православие основой нашей культуры, которая сформировала Россию. Россию сформировало именно православие. Как Америку — протестантизм, как Италию — католицизм. Очень многие мусульмане и иудеи, которых я знаю, соглашаются с этой идеей. И очень важно было это проговорить. Хватит стесняться быть самими собой! Хватит считать, что нам нужно быть „общечеловеками“, отказываться от себя, чтобы угодить той или иной идеологии, той или иной модной схеме. Да, мы — русские, мы — православные! Есть русские не православные, есть русские — мусульмане, есть русские — иудеи. Но все эти люди признают, что именно православие сформировало российскую и русскую культуру».

О русских и россиянах

«Для меня понятие „русский“ гораздо более определённое и правильное, чем понятие „россиянин“. Все попытки сформировать общероссийскую, общеевропейскую, общемировую идентичность сегодня терпят крах. Не получилось. Хоть нам и говорили, что только эти общие надэтнические, надрелигиозные идентичности якобы должны работать. Не работают! Ни у нас, ни на Западе. Значит нужно, с одной стороны, не стесняться того, что ты — руссский, татарин, еврей, немец, кто угодно ещё, с другой — каждый для себя решает — кто он есть. Я думаю, что эти идентичности не исчезнут, а только будут усиливаться. А дальше нужно договариваться о мирной совместной жизни в одном пространстве. А где невозможно — о разделении пространств. Никто ничего лучше не придумал».

О религиозной идентичности

«Для многих людей их этническая идентичность, их религиозная идентичность — самое важное. Для меня то, что я православный — гораздо важнее, чем гражданство или этническая принадлежность. Мы такие. Мы хотим, чтобы нас в этом качестве уважали».

Об отношениях с властью и государством

«Церковь всегда благословляла власть. Власть и народ — не враги. Нормальное состояние христианина, нормальное состояние церкви, нормальное состояние христианского народа — это христианская государственность».

«Государственность нужна. Государство может быть плохим. С ним можно и нужно спорить. Я, как церковный чиновник, 70 процентов своего времени спорю с государственными чиновниками. Можно и нужно обличать государство, особенно когда оно делает что-то безнравственное. Я считаю, что наше государство к нравственному очищению прошло около трети, может быть, половины пути. Слава Богу, что прошло. И ещё должно пройти».

О патриотизме

«Патриотизм — естественное состояние христианина. Патриот ли человек, критикующий власть? Смотря как критикует. Человек, который считает, что его патриотизм улучшит государство, и способен это доказать мирным путем — это нормальный патриот. Человек, который пытается государство разрушать, чтобы угодить внешним силам или ради эгоизма — это антипатриот и грешник».

О единстве истории

«На Всемирном русском соборе говорилось о единстве истории. О единстве княжеского, царского, имперского, советского и постсоветского периодов. Патриархом была предложена пятёрка ценностей: вера, справедливость, достоинство, солидарность, державность. История — единая. В советское время попытались переломить вектор развития России — Ленин, Троцкий, остальные. Сталину уже пришлось подстроиться под православное сознание народа — под патриотизм, коллективизм, умение родину поставить выше всего. Хрущев пытался переломить вектор развития России — тоже не получилось. Горбачев пытался — не получилось. Наличие ценностей, которые в России являются глубоко христианскими — самоотверженность, понимание того, что духовное выше материального, приоритет общего над частным — это является основой нашего будущего».

О претезниях в адрес церкви

«Что означают претензии, которые звучат примерно так: „А что эта церковь лезет в светскую жизнь?“ Что такое светская жизнь? Почему мы не можем высказываться? Мы ничего не навязываем. Слава Богу, у нас нет армии, полиции и КГБ, чтобы кому-то что-то навязывать. Мы предлагаем. И имеем полное право говорить, как мы смотрим на искусство, общественную жизнь, на этнические вопросы».

Русская линия


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика