Русская линия
Православие.Ru Александра Никифорова15.05.2002 

БОЛГАРСКОЕ ГОСТЕПРИИМСТВО

Надо сказать, что в отличие от Румынии, о которой я не знала ничего (разве что о похождениях графа Дракулы и театре абсурда Эжена Ионеско), Болгария вызывала в моем сознании совершенно определенные ассоциации — Кирилл и Мефодий, создатели славянской письменности, Рильский монастырь. Я представляла его себе много раз после того, как купила кассету «Песнопения в исполнении братского хора Рилы». Это небесная музыка, плывущая над просторами горных вершин.
Мое достаточно предвзятое отношение к современным болгарам как к людям холодным и негостеприимным, сложившееся во время учебы в Европе, изменилось быстро. Всюду нас встречали, как родных. Болгарское гостеприимство часто доходило до неудобства. Так, приехав в Софию поздно вечером, около 21, мы позвонили по телефону, данному нам в Богословском институте, где мы преподаем, незнакомой даме, директору философско-богословского издательства, которая могла нам помочь с квартирой. -«Здравствуйте, мы приехали, сидим на автовокзале.» -«Где вы? Я сейчас бегу!» -«Нет, нет, мы сами.» — «Нет, Вы гости, я вас встречу.» Звоним другому человеку, профессору-византинисту: -«Добрый вечер, господин профессор» — «Вы где? Я беру машину еду немедленно. Поговорим». Чем проще живут люди, тем более чутко они понимают другого человека. Всюду нам помогали коллеги, друзья и просто незнакомые люди. В моем богатейшем опыте путешествий и истории знакомств с гостеприимными странами и народами Болгария и болгарский народ, несомненно, завоевали вершину первенства.
В 681 г. хан Аспарух основал Первое Болгарское Царство (681−1018), первое славянское государство в восточной части Балкан из пришедшего с северных берегов Черного моря тюркского племени. Покорив осевших в VI в. н.э. на Балканах славян, слившихся с исконным фракийско-иллирийским населением, они ассимилировались с местным населением, составив один этнос, получивший именование от тюрок, а язык от славян.
Это двойное их происхождение и наложило отпечаток на национальный характер и темперамент болгар, которых можно разделить на тех, в ком преобладает невозмутимая славянская и тех, по жилам которых течет тюркская, дикая, необузданная кровь.
На территории Болгарии, в те времена Римской империи, христианство стало распространяться рано, в апостольские времена. Однако крещение Болгарии и принятие христианства произошло в 865 г. в годы правления св. царя Бориса I (852−889, † 907, пам. 2 М.) после того, как византийские монахи нарисовали на стене его дворца картины страшного суда и адских мук. Сразу же после принятия христианской религии был поднят вопрос об автокефалии, которая частично в форме автономной архиепископии в верховной юрисдикции Константинопольской Патриархии была получена 4 марта 870 г. Этот день считается днем рождения Болгарской Церкви. С 919 г. провозглашена абсолютная автокефалия, а архиепископ признан патриархом.
Решение вопроса о юридическом статусе Церкви привело ее в состояние нестабильности, потерям автокефалии и гонкам за ее восстановлением, расколам.
В 1018—1019 гг. завоевавший Болгарию Василий Болгаробойца признал автокефалию, однако снизил ее ранг до архиепископии и стал назначать епископов из греков, хотя богослужение продолжалось в основном совершаться по-славянски. В результате восстания, организованного братьями Петром и Асенем в 1185—1186 гг., с целью избавиться от двухвекового греческого засилья, было основано Второе Болгарское Царство (1187−1396) с столицей в Велико Тырново, где располагалась резиденция архиепископа. В 1235 г. по решению Константинопольской Патриархии архиепископия была повышена до статуса Тырновского Патриархата, просуществовавшего до 1393 г. — покорения Болгарии турками. Духовный центр переместился в Охрид, изнывавший под игом греков-фанариотов. После покорения в 1767 г. Балканского полуострова турками и он прекратил свое существование. Начались годы двойного греко-турецкого диктата, оставалась одна надежда на «деда Ивана — братский русский народ, который поможет освобождению болгарской земли».
Когда идешь по центру Софии, то невольно погружаешься в историю русско-болгарских отношений: «проспект Царя Освободителя», «Русский бульвар», кафедральный собор Александра Невского… Со времен князя Владимира, когда, согласно летописцу, были присланы на Древнюю Русь от южных славян «иереи учены и книги довольны», связаны судьбы наших двух народов. И не только интересами словесности. Как в первые века принятия христианства, помощь шла из Болгарии в Россию, так после потери Болгарией независимости, случилось обратное. Так в 1558 г. иноки Рильского монастыря прибыли в Россию при царе Иване Грозном и получили от него грамоту, позволявшую собирать им пожертвования в России. Россия помогала материально, направлялись рукописи и книги, утварь, облачения, оказывалась братская поддержка в завоевании независимости. Говорят, что болгары забыли об этом и сейчас хотят считать своей благодетельницей Западную Европу. Вот строки из письма одной болгарки: «Никогда отношение к России не было столь предвзятым, исторически искривленным (начиная с генерала Дебича, беспощадного к Александру II, не говоря о СССР и без просвета ныне) и темным. Потому при демократической власти все плохое и беспросветное связано с Россией».
Рост уверенности и болгарского национального самосознания во многом обязан успешной русско-турецкой войне 1828−1829 гг. Благодаря победе они в середине XIX столетия сформулировали требования Константинополю: об организации Экзархата, знание клириками языка людей, среди которых они служат и ряд других отклоненных прошений. Тогда в 1860 г. в день Пасхи болгарская Церковь самовольно отделилась от Матери Церкви. Это привело к санкционированию Экзархата в 1870 г. и восстановлению независимости Болгарской Церкви. Но болгары хотели большего, за что были объявлены устами константинопольского Поместного Собора в 1872 г. схизматиками. С этим решением не согласились ни Иерусалим, ни Антиохия, ни Сербия, ни Румыния, ни Россия. Мнение русской общественности было выражено И.С. Аксаковым: «Если болгары в учреждении Экзархата прегрешили против буквы канонов, то греки, со своей стороны, погрешили против самого духа канонического учения, т. е. духа христианской любви и правды…». В 1876 г. вспыхнуло апрельское восстание в Копривштице, и 15 тысяч болгар были вырезаны в Пловдиве, 58 болгарских деревень разрушены. Болгары молили о помощи: «Во имя Бога, во имя Спасителя и Честного Креста, мы, угнетенные, умоляем вас, единоплеменные братья, протянуть нам руку помощи» (из письма Феодора Стоянов-Бурмова от 15 мая 1876 г.), помощь в виде пожертвований, даров, медикаментов пришла. Но высшим проявлением братской любви стала русско-турецкая война 1877−1878 гг., принесшая болгарскому народу освобождение от турецкого ига. Полному общению с Поместными Церквами мешала схизма, в 1945 г. снятая вместе с провозглашением автокефалии.
2 мая. Руссе. Ивановские скальные монастыри.
Уже заполночь на поезде из Бухареста пересекли румынскую в Джурджу, а затем болгарскую в Руссе границы. На месте современного города Руссе, самого большого болгарского порта на Дунае, некогда находилась римская крепость Sexaginta Prista, основанная в 70 г н.э., укрепленная Юстинианом в VI в., окончательно разрушенная в VII в. Долгое время вплоть до освобождения города русскими воинами в 1878 г. здесь жили турки. Сейчас это неприметный для медиевистов город. Сюда приезжают ради Ивановских монастырей. Радушный прием с утренним кофе и тележурналистами (приезд российских ученых — редкое событие, все болгарские ученые, с которыми мы встречались, с горечью сетовали на прервавшиеся контакты с Россией — литература больше не поступает, совместные конференции не проводятся).
Ивановский Лом — скальный монашеский город, напоминающий Вардзию в Грузии или Чуфут-Кале в Крыму. Монастырь архангела Михаила, расположенный в 22 км юго-западнее г. Руссе, в XIII -XIV вв. являлся центром духовного просвещения и книжности. Церковь Пресв. Богородицы построили и расписали на денежные пожертвования царя Ивана Александра в XIV в. Его ктиторский портрет помещен в притворе храма. Фресок византийского периода на территории Болгарии уцелело немного, но те, что остались, прекрасны. Ивановская стенопись подверглась сильной реставрации, лики в основном не сохранились, но живопись поражает красочностью и детской трогательностью, особенно в композициях «Отречение Петра» и «Удавление Иуды». Сюжеты в целом обычные — страстной цикл, 12 праздников, из редких — житие неизвестной раннехристианской отшельницы с верблюдами на стенах парекклисиона.
3 мая. Руссе — Велико Тырново, Арбанасси — София. Рано утром прибыли в В. Тырново, столицу Второго Болгарского Царства (1185−1393) — классический средневековый город с черепичными крышами домов, разбросанных по горному ущелью на двух берегах реки. На вершине возвышается основанная в V в. императором Юстинианом крепость Царевец. Некогда здесь жили фракийцы, римляне, греки, славяне, турки. Освбождение от турок произошло в 1877 г. благодаря русскому генералу И.В. Гурко. В начале XX в. многие средневековые памятники пострадали от землетрясения и сильно реконструированы.
Церковь 40 мучеников севастийских (1230). Древняя церковь Богородицы была перестроена в монастырский соборный храм типа базилики при царской резиденции престольного Тырновграда Иванном Асеном II. Окончание работ совпало с днем победы Асена в 1230 г. над греками при Клокотнице, когда отмечалась память 40 севастийских мучеников, чему обязан храм своим названием. Одно из ранних известий сохранилось в «Житии Саввы, архиеп. Сербского» (1174−1235). Он, приехав в гости к Асену, умер и был погребен в специально устроенном при церкви мавзолее. Здесь позднее была захоронена и вся Асеновская династия. Фресковую роспись уничтожило вместе с храмом землетрясение 1913 г. Остатки настенных месяцесловов (ок.1230 г.) были сняты и хранятся в особом помещении при городском музее.
Над В. Тырново в горах уютно расположился маленький городок Арбанасси, основанный албанцами. Здесь можно посетить дома XVI—XVII вв. богатых торговцев и два монастыря св. Богородицы (1680) и свт. Николая (1833) с фресковой живописью. Это город для отдыха с комфортными ресторанчиками с гамаками и тенистыми беседками из виноградной лозы. Из национальной еды болгары, как и везде на Балканах и на Востоке, пьют кисело мляко (греч. «яурти», груз."мацони"), едят кашкавал (греч. «фета», груз. «сулугуни»), т. е. белый сыр, баницу (пирог из слоенного теста с кашкавалом), кебабче (котлетка жареного мяса). Первый тост пьют «На здраве!».
4 мая. София. Монастырь св. Иоанна Богослова в Земене.
София заново отстроена после второй мировой войны. После живого и красочного Тырнова выглядит столично и чопорно. С VII в до Р.Х. здесь проживало фракийское племя, в III в. по Р. Х. римляне, называвшие свой город Средец, а затем, после набега гуннов в 441 г., византийцы. Возвысился во время Первого Болгарского Царства, в 1018 г. отвоеван Византией и переименован в Триадицу. В конце XII вернулся к болгарам и играл важную роль во Втором Царстве. Был взят турками в 1382 г. и пребывал в упадке до XIX в. С 1879 г., освобождения Болгарии, столица Болгарии. Из храмов византийского периода в Софии осталось два, и оба принадлежат раскольникам — ротонда вмч. Георгия (V в.), построенная на месте античных терм и освященная в V в., с фресками (XI в., XII в., XIV в.), и св. София (VI-VII вв.), купольная трехнефная базилика; ее боковые нефы упираются в рукава крестообразной центральной части. На самом высоком месте в центре Софии возвышается кафедральный Александро-Невский собор (1913) с приделами во имя св. равноап. Кирилла и Мефодия и св. благов. царя Бориса был воздвигнут на народные пожертвования в благодарность русским за освобождение от турецкого ига в 1879 г. в честь небесного покровителя русского императора Александра II. В 1982 г. был заложен фундамент храма, по проекту архитектора А.Н. Померанцева. Собор огромный, вмещает более 5000 человек. Росписи выполнены художниками А.М. Кориным, П.Е. Мясоедовым и др.
Монастырь св. Иоанна Богослова в Земене (XIV в.). До Земена идет электричка из Софии. Первое время сбивает с толку болгарский язык жестов. Заходишь в купе поезда -«Места свободны?» Человек мотает отрицательно головой и говорит -«Да!» Мы уходили, пока не сообразили, что болгары вертят головой в знак согласия и одобрения. Похоже с греками. Они говорят «нэ», когда хотят сказать «да», и «охи», если «нет». Город Земен своим живописным расположением и средневековым духом напоминает В. Тырново. Монастырь, основанный во второй половине XIV в., обновлен и расписан деспотом Деяном. Церковь, уникальная по архитектуре крестовокупольная постройка с кубическим решением, расписана прекрасными фресками XI-XII и преимущественно XIV вв.
5 мая. Боянская церковь. Археологический музей в Софии.
Боянская церковь (XII-XIII вв.). На этом месте в XII в. существовала небольшая крестовокупольная церковь в честь свт. Николая. После освобождения Болгарии от византийского владычества в XIII в. севастократор Калоян перестроил храм, переосвятив его в честь вмч. Пантелеимона. После его смерти церковь была обращена в монастырский храм. Во время нашествия турок в 1382 г. монастырь чудом уцелел, однако был распущен, собор приспособлен под приходской храм близлежащего села Бояна. Фрески, одни из лучших в Болгарии и имеющие изображения многих исторических лиц — Калояна и его супруги Десиславы, царя Константина Асена и царицы Ирины, выполнены в 1258—1259 гг.
На субботнее всенощное пошла в Русскую церковь свт. Николая, где в крипте покоится новопрославленный народом, хотя еще и не канонизированный Церковью святой старец Серафим (Соболев). О нем я узнала вот как. Перед отъездом ко мне подошла одна раба Божия, которая работает у нас в трапезной в «Православной энциклопедии», и говорит: «Александра, в Болгарию поедешь? Я вот тебе батюшке Серафиму письма написала. Ты купишь цветов и иди к нему, записки мои в ящичек опустишь. Он всем помогает» — «А где же найду его?» — «Его все знают!» Действительно, знают все. Это для в целом не религиозной страны говорит о многом. Крипта церкви свт. Николая открыта весь день, и весь день к нему приходят люди, приносят цветы, молятся, пишут ему письма, а батюшка читает. Меня вначале смутила эта в чем-то языческая традиция, а потом я вспомнила историю из жизни моего любимого греческого святого — свт. Нектария Эгинского. Когда он был маленький и один без родителей оказался в Константинополе, он был вынужден в лавке подмастерьем зарабатывать себе на кусок хлеба, терпя издевательства и побои хозяина. Он написал письмо, положил его в конверт и надписал «Богу на небеса». Письмо дошло, и мальчик получил помощь от Господа через богатого соседа, распечатавшего конверт. Каждому по вере его воздается. Письма пишут и у Ксенюшки блаженной на Смоленском кладбище. Помню разговор двух бабушек в часовенке -«А что писать-то?» — «Какое у тебя горе, про то и пиши, Ксенюшка точно поможет.»
6 мая. Бачковский монастырь. Пловдив. Перуштица.
Бачковский в честь Успения Пресв. Богородицы действующий мужской монастырь (XI в.), второй по значимости в Болгарии после Рильского. Был основан в 1083 г. византийским полководцем Григорием Пакуриани на полученых в награду за военные подвиги от императора Алексея Комнина землях в Ю. Болгарии и Родопе. Сейчас в обители около 20 иноков. Бачковская костница (XI в.), представляет собой однонефную базилику, с фресками, выполненными живописцем Иоанном Зографом в XI в. Костница — по традиции балканского мира, храм, куда складывают кости и черепа усопших монахов, выкопав их после 1−3 лет из земли. В кафоликоне монастыря хранится чудотворная икона Богоматери XI в. В этой обители захоронены болгарские патриархи XX столетия Стефан (1957) и Кирилл (1971).
В день вмч. Георгия (в Болгарии новый стиль) здесь отмечается курбан (название, а может и сама идея, заимствованы у турок) — благодарение Богу. Ты входишь в монастырский двор и видишь мирно пасущихся в ожидании своей участи в церковном нартексе овечек. Рядом ходит священник с кропилом и читает специальные молитвы, окропляет их святой водой. — «Девушка, что Вы пугаетесь, раньше мы их прямо в храме освящали.» На кострах варится баранья похлебка — ее раздают всем приходящим в этот день в обитель «во здравие Болгарии и болгарского народа». Надо сказать, что чувство благодарности Богу на Балканах, в Грузии, у армян развита гораздо сильнее, чем у русских верующих. Там у людей даже не религиозных она заложена в крови: выздоровел — петуха, а лучше барана пожертвуй Церкви, нищим отдай. Один московский батюшка рассказывал — приходят к нему грузины, его прихожане: «Батюшка, мы Вам петуха принести хотим. Живого или сварить?» — «А зачем мне петуха?» — «Такой у нас обычай». Принесли, отдали бедным. Бог тебе помог -отблагодари!
Перуштица (VI в.), единственная в Болгарии церковь VI в. с центрическим планом. Накрапывал серый мелкий дождик, на небе бурая пелена, мокро и холодно. Мы вышли из местного автобуса, под удивленными взглядами едущих с нами, посреди ровного беспросветного поля и пошли вглубь. Нам в спину уставились десятки глаз. Для нормального человека — зрелище интригующее, толпа иностранцев, обвешанных фототехникой, удаляющаяся в поля. Перейдя через мост и спрыгнув с двухметровой высоты, мы увидели, что за редкой чередой деревьев красовалась древняя развалина — храм типа тетраконха с обходом вокруг северной и южной экседр, со стороны западной экседры — нартекс и часовня. Датируют ее с V по VII вв. Построена из кирпича и красного камня, отсюда и название Перуштица, что значит «красная». С остатками фресок. Здесь особо ощущаешь пульс времени. Я помню однажды в Испании — стояла южная, очень теплая ночь, утыканная звездами, мы гнали 200 км по трассе. На заднем сидении все спали, я сидела рядом с водителем, играла спокойная музыка. И вдруг нахлынуло чувство скоротечности всего вещного на земле, и в сравнении с этим пугающей казалась сила непреходящей вечности. Казалось, что все эти люди, которые едут в нашей машине и в соседних, раскиданы, как маленькие пылинки в крошечном временном промежутке, они так ничтожны по сравнению с воздухом, с этими горами и рекой и даже вон с тем деревом. Здесь же — насколько величественнее тебя этот храм (сколько поколений он видел — 20−30?), сколько исторических перипетий? Когда-то и здесь жили такие же, как и мы люди, радовались солнцу и молились Богу, даже книги читали те же, что и мы, о том же печалились и горевали. Строители храма и не задумывались о том, что через 15 столетий их творение будут изучать представители еще не существовавшего тогда государства.
Пловдив. Ночью в поисках античного театра мы подошли к одной голливудской паре… разговорились, стоя над одним из самых прекрасных древних театров. -«Я священник. Я выступал против коммунистического режима, за что был сослан … в Америку. Сейчас вернулся, буду служить в Болгарской Православной Церкви. Ребята, у меня друг — режиссер пловдивского театра, у него есть театральный ночной клуб. Идемте, я угощаю.»
Современное положение Болгарской Церкви таково. Патриарший престол занимает Патриарх Максим (с 1971 г.).
С Патриархом Максимом у меня связано одно приятное воспоминание. На четвертом курсе мы сдавали мучительный экзамен по-греческому, длившийся два дня, — грамматика, лексика, чтение текста со словарем, чтение текста без словаря, знание научных статей по истории языка. Я была готова только отчасти и думала, что, скорее всего, эта история протянется до осени. Перед экзаменом, зашла по обыкновению к Иверской. Стояла на акафисте утром в будний день, народу мало. Вдруг двери широко распахнулись и ворвались несколько черноволосых, благообразных иерархов в развевающихся рясах, запели тропарь и величание болгарским распевом — делегация Болгарской Церкви во главе с Патриархом Максимом. Я подошла под благословения и спокойно отправилась на экзамен — пять баллов.
Состав паствы около 6 миллионов, 11 епархий на территории Болгарии и три за ее пределами (США, Канада, Ю. Америка и Австралия), возглавляемых митрополитами. Есть наместничество в Стамбуле и подворье в Москве (с 1948 г.). Зографский монастырь с кафоликоном, освященным в честь св. равноап. Кирилла и Мефодия, на Афоне принадлежит болгарам, хотя юридически подчиняется Констатинопольскому Патриархату. Клириков около 2000, 3200 храмов и 500 часовен, 123 монастыря и скита, 400 монахов и монахинь. Богословский факультет в университете, Духовная семинария и академия св. Климента Охридского в Софии, одним из основателей которой был профессор Петербургской Духовной академии известный историк церкви Н.Н. Глубоковский. Отношения Церкви и государства строятся на принципе невмешательства и взаимосотрудничества. Согласно 5 статье Закона об исповеданиях, принятого в 1953 г., высшая духовная, высшая судебная и административная власть принадлежит Св. Синоду, законодательная власть — Церковно-Народному Собору. Избрание патриарха производится голосованием из кандидатур, одобренных Св. Синодом и правительством.
Реальное духовное состояние плачевное. Это поражает — как в колыбели славянской христианской культуры, может твориться такое разложение? «Прикладывался к мощам. Душа радовалась. Но от того, что видишь вокруг, — душа не радуется. Мерзость запустения, а может быть, и нечто худшее на месте святе…» (из письма о. Всеволода Шпиллера о поездке в Рильский монастырь в 1945 г.). Со времен о. Всеволода, знаменитого настоятеля храма свт. Николая в Кузнецах, ничего не изменилось. Мы также на воскресной службе стояли в этом огромном пустом храме, когда толпы болгар-туристов ходили по монастырскому двору, любуясь красотами природы. Или та неделя, что я провела в Софии, была заполнена большими церковными праздниками — св. ев. Иоанна Богослова, свт. Николая, Восстановления Болгарского Патриаршества, свт. Кирилла и Мефодия — литургии служились в пустых храмах. Болгары- народ не религиозный. Почему? Говорят, что, во времена турецкого владычества, богослужение шло на греческом языке, который никто не понимал и так люди отвыкли от Церкви. Еще в середине XIX в. архимандрит Хиландарского монастыря на Афоне Неофит (Бозвели), один из поборников Болгарского Возрождения, составил памфлет «Просвещенный европеец, полуумершая мать Болгария и сын Болгарии», где Болгария оплакивает жалкое положение своих сынов и на вопрос кто виноват, отвечает — греки.
О духовном состоянии Болгарской Церкви явственно свидетельствуют и ее многочисленные расколы, крупнейший из которых произошел в мае 1992 г. при поддержке властей предержащих-демократических сил, когда четыре митрополита во главе с митрополитом Неврокопским Пименом, два епископа и часть клириков создали собственный Синод, низложивший Патриарха Максима за «сотрудничество с бывшим коммунистическим правительством». Св. Синод реагировал на это низвержением бунтовщиков из сана и монашества, охарактеризовав их действия как неканоничные и неконституционные. Однако благодаря поддержке правительства раскольникам удалось получить древнейшие храмы Софии — ротонду вмч. Георгия, св. Софию и ц. мч. Параскевы. Смерть Пимена не остановила раскола, он продолжается его последователями во главе с Иннокентием, называющим себя митрополитом Софийским.
7 мая. Бургас. Несебр-София. Дождливый Бургас расположен на полуострове в Бургасском заливе. Он был основан рыбаками Поморья и Созопола в XVII в. Древняя башня «пиргос» дала название городу. Из него бегают маршрутки в Несебр. Это место, располагающее к отдыху, красивое и комфортное. Город маленький, уютный, с ласковым морем, цветами и своеобразной цветастой кладкой церквей, фасады которых искусно украшены кирпичем, камнем и глазурной керамикой. Население средневекового Несебра было столь же пестрым, как и кладки храмов — болгары, греки, евреи, итальянцы. Византийцы любили красочность, унаследованную еще от крито-микенской культуры — цветные каменные и мраморные кладки храмовых стен (Экатондапилиани на Паросе, храмы Константинополя, церкви Несебра) и полов, вероятно, это было созвучно их южному радостному темпераменту. Так описывает император-литератор Лев Мудрый (†911) в своей гомилии на освящение монастыря Каулена пол этой обители: «Пол расцвечен смешением и пестротой оттенков; в одних местах его поверхность пересекает белый, в других белизна окружается добавлением других цветов — мозаикой, сделанной из кусочков разноцветного камня, которая, в свою очередь, словно некими потоками, обрамляется плитами пурпурного мрамора. А их охватывает композиция, подражающая различным цветам земли».
Несебр, древняя фракийская Месамбрия («брия» по-фракийски «город»), в 510 г. до Р. Х. преобразованная греческими колонистами из Мегары из поселения в город-государство и переименованная в Месемврию, — одно из старейших (ок. 3000 лет) и красивейших мест на территория современной Болгарии, сохранившее реликты разных исторических эпох — античной, византийской и Возрождения. От первых поселенцев сохранились система укреплений с фрагментами кладки, глинянная посуда. Дорийцы отстроили здесь крепость, театр, храмы богов Аполлона, Зевса, Диониса, общественные здания. В IV в. до Р. Х. Месемврия достигла наивысшего расцвета, который продолжался до 72 г. Р. Х., захвата города римскими легионами во главе с Марком Лукулом. С распадом Римской империи Месембрия попала в состав Византии и с 330 г. снова сделалась центром религиозной и культурной жизни. В V—VI вв. были заложены стоящая поныне крепостная стена, первые трехнефные базилики — «Старая митрополия», Св. Софии. В 681 г. на Балканском полуострове возникло новое государство протоболгар и славян. Один из его первых правителей хан Крум (803−814) овладел городом — с тех пор (812 г.) город называется Несебр. Часто упоминается византийскими историками как город ссылки высших опальных духовных и светских чинов. Наибольшего расцвета город достиг в период Второго Болгарского Царства при царе Иване Александре (1331−1371). В этот период здесь производилась чеканка серебряных монет, было отстроено более сорока церквей — св. Феодора, св. Параскевы, св. Архангелов, Христа Пантократора, cв. Ивана Алитурга и др. В 1336 г. город был взят крестоносцами Амадея VI Савойского, в 1453 г. — османскими турками. Только к XVIII в. Несебр стал выправлятся — тогда был сформирован архитектурный вид нынешнего приморского города с двухэтажными деревянными домами, балконами, эркерами, множеством окон, увитыми виноградной лозой террасами, огромными розовыми кустами, миндальными деревьями и смоквами во дворах.
Отсюда мои коллеги уехали в Турцию, а я вернулась в Софию. Поздно захожу в темный подъезд своей многоэтажки, поднимаюсь на лифте и в коридоре вижу, что из-под двери выбивается свет. Открывает молодой человек. — «Ты кто?» — «Я-Ангел». Да, забавные эти южно-славянские имена -Здравко, Вишня, Ангел, Румян…
8 мая — 17 мая. София.
Ребята уехали в Турцию, а я осталась изучать греческие рукописи в Софии.
Одна из самых жутких страниц болгарской летописи — лето 1014 г., когда после разгрома болгарского войска у Беласицы св. византийский император Василий II, прозванный за это Болгаробойцей, приказал ослепить 15 тысяч пленных болгар, оставив на каждую сотню слепцов по ослепленному на один глаз поводырю и так привел их к инициировавшему войну царю Самуилу (976−1014), который не выдержав зрелища, скончался.
Но болгары отплатили грекам и не раз. В Софии, придя в крупный центр византийских исследований Дуйчева, где хранится самое значительное рукописное греческое собрание в Болгарии и, листая каталог с пометами на полях «монастырь Предтечи в Серрах», «монастырь Касиница», я ужаснулась. Несколько лет назад я училась в Институте балканистики в Салониках. 15 августа (Успение Богородицы) у греков государственный праздник, никто не работает. Мы с моей подругой и еще одной ирландкой, изучавшей византийскую архитектуру, решили поехать на Успение в знаменитый монастырь Иоанна Предтечи, расположенный высоко в горах около г. Серры в греческой Македонии, основанный в 1270 г. Здесь после падения Византии (1453 г.) доживал свой век последний св. византийский патриарх Геннадий Схоларий, здесь он и похоронен — в храме выставлены для поклонения его мощи. Дивные красоты природы сочетаются с красочной архитектурой, в храме сохранились древние иконы XIV в. Так вот, когда мой взгляд упал на эти пометы в каталоге, я вдруг вспомнила, как по сей день монахини вспоминают жестокость болгар: «Это было начало XX в. 1916−1917 гг. Ворвались, издевались над монахами, грабили, иконы и драгоценности, золото, рукописи — все увезли в Софию, монастырь полностью разорили. Сейчас заново приходится все отстраивать — 10 лет как возрождается обитель».
Как-то стояла вечером на службе в Русской церкви и пела. Батюшка:-«Ты что поешь так? Иди на клирос.» Там я познакомилась с Олей, с которой в воскресный день мы отправились в Рильский монастырь.
Иоанн Рыльский (946, пам. октября 19 / ноября 1) — небесный покровитель Болгарии, самый почитаемый болгарский святой. По почитанию с ним, пожалуй, может сравниться только батюшка Серафим. Изображение (на фреске или иконе) св. Иоанна можно встретить в каждом болгарском храме. Родился во второй половине IX в. в селе Скрино. В детстве был пастухом, постриг принял в ближайшем монастыре, потом ушел в рильские леса, где основал монастырь. Рильский монастырь (X в.) — главная святыня Болгарии, несчастнейшая обитель. Основан в 927 г. В XIV в. после разрушения лавиной восстановлен феодалом Хреле, имя которого носит монастырская башня «Хрелева кула», знаменитая своими фресками XIV в. В период турецкого господства разрушался и сжигался трижды. Архитектурный комплекс в современном его виде, с многоярусными келейными корпусами, расцвеченными чередующимися полосами красной и белой кладки, восстановлен в 1834−37 гг. на пожертвования. В соборной церкви Рождества Пресв. Богородицы выставлена икона Одигитрии XII в. Библиотека насчитывает 16 тысяч томов, включая рукописи с X в. Отстояли вечерню. Служат в Болгарии на современном болгарском. Поют, как и в Румынии, то многоголосно, а то на греческий манер.
Из сонма наиболее почитаемых в Болгарии святых в России хорошо известны и св. равноап. Кирилл (869) и Мефодий (885), создатели славянской письменности, переводчики Св. Писания и богослужебных книг. 11 мая, в день их памяти, Болгария отмечает День Славянской письменности. Школу, организованную Кириллом и Мефодием, поддерживал царь Борис (852−889) и его сын Симеон (893−927). Он поощрял деятельность и учеников основателей школы — Климента (916) и Наума (910) Охридских. Ими были выполнены переводы святоотеческих (Иоанна Златоуста, Афанасия Великого, Василия Великого, Кирилла Александрийского), юридических («Законы судного людям»), богослужебных текстов; начали создаваться первые оригинальные произведения. Этим первым болгарским филологам в Софии посвящена специальная филологическая церковь Седьмочисленных святых — Кирилла и Мефодия и их учеников — Климента, Наума, Горазда, Саввы, Ангелария.
Рукописная коллекция из монастыря вмч. Екатерины на Синае, отснятая на микрофильмы и в таком виде хранящаяся в Болгарской Академии наук, меня потрясла в первый же день находкой куска греческой служебной Минеи X—XI вв., хранящейся в Публичке в Питере.
Визу в Грузию в Софии я получить не смогла по причине отсутствия там грузинского консульства, и мне пришлось возвращаться в Москву.

Для исторических справок использованы материалы книги К.Е. Скурата «История Поместных Церквей.» Том.1. — М., 1994.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru