Православие.Ru | Священник Георгий Максимов | 21.11.2014 |
Священник Даниил Сысоев
20 ноября 2014 года исполняется 5 лет с того дня, когда оборвалась жизнь священника Даниила Сысоева, убитого в храме святого апостола Фомы, где он служил. Многие люди сохраняют о нем благодарную память, свидетельствуя, как благотворно повлияли на их жизнь его пример и его слово. Сегодня мы публикуем рассказы троих молодых людей, выходцев с Кавказа и из Закавказья, связанные с отцом Даниилом.
Монах Мадай (Маамди), курд
Отец Даниил, проживший всего 35 лет, проделал огромнейшую работу в деле миссии и катехизации не только в Русской Церкви, но и за ее пределами. Из личного опыта могу привести много примеров того, как люди семьями крестились, узнав об отце Данииле, прочитав его книги и прослушав его лекции. Очень часто я слышу, как люди воцерковляются, благодаря лекциям и книгам отца Даниила. Мне лично известны люди, которые начали заниматься миссионерской деятельностью среди неправославных народов именно после знакомства с убиенным отцом Даниилом.
Хочу вспомнить одну историю из личного опыта, которая мне очень дорога. В 2009 году, 19 октября в храм апостола Фомы приехал служить епископ Серафим. Было много людей, но после службы мне все же удалось поговорить с отцом Даниилом, хотя он был очень утомлён. Разговор шел, как обычно, о миссионерской деятельности среди курдского народа. Мы с ним обсуждали методы проповеди. Особое значение он придавал мужественному несению слова Божия, не смешивая и не скрывая его. Также подчеркивал он важность апологетики, так как у каждого человека должен быть выбор. И чтобы сделать его, человек должен понимать, во что верит, так как среди курдов многие не знают о своей вере. Мы решили совместно написать большую работу по езидизму, чтобы описать подлинную суть этой религии, которая, к сожалению, скрыта и неизвестна для значительной части курдов.
Помню его слова: «Не надо бояться проповедовать Христа». В Курдистане довольно негативно настроены на миссионерскую деятельность среди мусульман. Отец Даниил уверял меня, что не надо мудрствовать, надо просто проповедовать, а какие будут плоды — Сам Господь знает и управит по Своему благоволению. Не за количеством людей мы гонимся, а за качеством, за теми, кому действительно нужна Истина. В постсоветских странах курды сами массово обращаются, пройдет еще несколько десятков лет, и христианство здесь станет доминирующим среди курдских религиозных течений.
Сейчас я чувствую помощь отца Даниила даже больше, нежели когда он был во плоти. Те, кто сейчас помогает курдской миссии, — это люди, которые, по большей части, обратились благодаря отцу Даниилу. Например, мы заказали написать две большие иконы в курдской традиции. И семья иконописцев воцерковилась благодаря отцу Даниилу, и большая часть пожертвования пришла от жертвователей, которые также были вдохновлены отцом на миссионерскую деятельность.
Благодаря близкому духовному другу отца Даниила несколько лет тому назад я приехал в Грецию. Вот уже три месяца, как я стал монахом. Мне удалось поступить на богословский факультет Афинского Университета. Но самое главное — я был найден одним духоносным старцем, который и стал моим духовником, который почитает отца Даниила мучеником нашего времени.
Отец Даниил обещал мне помогать и помощь его чувствуется. Наши совместные идеи живы и, по его молитвам, они, я надеюсь, в свое время принесут плод.
Меня удивляет то, что, хотя это никто специально не «продвигает», почитание отца Даниила началось очень широко и одновременно даже в далеких от России странах. Первую его икону написали в Македонии по заказу епископа Стобийского Давида; в Сербии создан миссионерский центр имени отца Даниила; в США написали икону и даже была инициатива построить храм в честь отца Даниила. В Румынии ему написан акафист. В Грузии монахи перевели почти все его книги. В Греции, в монастыре Благовещения Богородицы в Ормилии (один из самых больших православных монастырей в мире), основанном великим Афонским старцем Эмилианом (Вафидисом), молятся отцу Даниилу как святому, говорят: «Вам пора молиться не об отце Данииле, а молиться ему самому».
Здесь же, в Греции, один иеромонах рассказывал мне, что как-то в интернете увидел в новостях сюжет о мученической кончине одного русского священника в храме и был очень тронут его жизнью и трудами. Потом туда, где он служил, приехали паломники из России. К его удивлению, они подарили ему маленькую иконку с образом отца Даниила. Он говорил: «У меня не было ни малейшего сомнения в его святости. Я почитал его и всегда ему молился». По словам этого иеромонаха, один раз, проснувшись ранним воскресным утром, он готовился к совершению Литургии, помолился перед образом отца Даниила, и келья начала благоухать.
Очень важно сказать, что никто не занимается «проповедью» об отце Данииле по всему миру. Сам Господь вдохновляет людей к его почитанию. И это великая тайна, пред которой возможно только молчаливо трепетать.
Михаил, кабардинец
Я родился и рос в городе Нальчик. Еще в начальных классах я попал в спецкласс, в котором нас обучали азам ислама, учили арабскому языку. С самого раннего детства я рос набожным мальчиком и интересовался вопросами бытия, происхождения мира и того, что ждет нас после смерти.
Когда мне было 13 лет, моя семья перебралась в Москву. По воле Божией я и в столице попал в спецкласс, где был предмет «Закон Божий», который вел мой будущий духовник. Однако этот предмет был оставлен мною без внимания. Но как-то раз произошло событие, изменившее всю мою жизнь. На одном из уроков мой одноклассник подсел ко мне и начал расспрашивать откуда я. Мы разговорились, дошли и до религии. Он сказал, что мои воззрения неверны, и начал рассказывать мне о Христе. Сначала моя реакция была резкой и даже агрессивной, но юный миссионер не испугался и продолжил говорить. Меня тогда впечатлило его мужество. Я, признаться, считал христиан боязливыми и никогда не думал, что кто-то дерзнет подойти ко мне с проповедью. Но этот смиренный мальчик был поразительно смелым. В тот момент он мужественно начал доказывать истинность Православия, доказывать, что Христос — Спаситель. По его собственному признанию, он сам не знает, почему в тот момент он резко почувствовал необходимость заговорить со мной о Боге. Ни до этого случая, ни после он никогда ни к кому в своей жизни так не подходил. Видя его неотступность, я принял предложение сходить на уроки «Закона Божиего». Хватило пары уроков, чтобы я бесповоротно стал православным христианином. Через некоторое время я твердо решил креститься. Но в церкви меня попросили подождать до того момента, когда мне исполнится 18 лет, чтобы не было проблем с родителями. Таким образом, четыре года я ходил в храм, где в итоге меня и крестили. Жизнь моя изменилась. У меня с детства были хронические болезни, которые после крещения меня оставили.
Многое произошло за это время. Поначалу были проблемы с родными, ссоры, непонимание, давление, угрозы. Родители боялись, что, приехав в столицу, их сын попал под чье-то влияние или в секту. Но со временем поняли, что все в порядке, что нет никаких негативных последствий от церковной жизни, и успокоились. Теперь уже все привыкли к моему выбору.
Так проходила моя спокойная церковная жизнь, пока я не встретился с отцом Даниилом Сысоевым. Нет, лично я не был с ним знаком. Узнал о нем впервые из диспута с мусульманами. Он меня впечатлил, и я начал изучать его труды. До знакомства с батюшкой я никогда не задумывался о миссии. Я собирался спокойно и тихо дожить свою жизнь, совмещая в ней мирское и церковное. Но именно отец Даниил открыл мне, что значит быть настоящим христианином. Он открыл мне во всей полноте смысл евангельских слов о том, что «не можете служить Богу и мамоне» (Мф 6:24).
Через его труды я в полной мере начал познавать глубину Православия, догматику. У меня появилась удивительно большая любовь к нему и к тому, чему посвятил он свою жизнь. По молитвам к отцу Даниилу я получил немало утешений и помощи, и по сей день получаю. Хотя мы и не были знакомы с ним при его жизни, у меня есть полное ощущение того, что он мой друг, помощник. Жизнь и труды отца Даниила оказали на меня большое влияние, стали определяющими в моей духовной жизни. Я всегда чувствую его помощь и присутствие, почти каждый день слушаю его лекции.
Что касается моего народа, то я буду очень рад возрождению Православия — ведь некогда кабардинцы, да и весь Северный Кавказ был христианским. Наша цель — вернуться к своим корням.
Нектарий Михаелян, армянин
Я рос в нецерковной среде и не знал о Боге, никто не говорил мне о Нем. В домах, в автомобилях я видел изображения некой женщины с младенцем, но не знал, кто это. Хотя с детства ощущение Бога было в моей душе, и иногда я обращался к Нему с детскими просьбами. Летом 2009 года я попал в больницу в Ставрополе. Мне должны были делать операцию. Одна моя знакомая, православная армянка Елена, работала неподалеку и решила навестить меня, хотя наше знакомство было поверхностным. Сейчас я понимаю, что тем самым она следовала сказанному в Евангелии: «Был болен, и вы посетили Меня» (Мф 26:36).
У нас с ней завязался разговор, в котором она спросила меня, верую ли я в Бога. Хотя я не задумывался об этом раньше, но вопрос меня обрадовал. Моя душа засияла светлым чувством. Я сказал, что верую, но признался, что не знаю, кто Он и как к Нему обращаться. Елена сказала, что тоже верует и ходит в Церковь, где служит один очень добрый батюшка. Меня это заинтересовало, я обещал, что обязательно схожу в Церковь и начну изучать христианскую веру, потому что хочу быть просвещенным Божественной истиной.
Елена стала для меня сестрой во Христе Иисусе. До сих пор она — любимый и уважаемый мною человек, образец для подражания и упования на волю Божию и Его милость. Я благодарен Господу за то, что Он сподобил меня быть знакомым с ней. А Елене премного благодарен за то, что она привела меня ко Христу. Ведь это — одна из величайших задач в современном мире. «Плод праведника — древо жизни, и мудрый привлекает души» (Притч 11:30).
Каждый раз, когда я вспоминаю эти события, мою душу охватывает трепет и благоговение перед Творцом всех миров за Его Великую Милость, какую Он сотворил, отозвавшись на мою печаль и тоску. Он вернул меня к жизни, чтобы спасти от греха, проклятия и смерти. Вдохновленный малыми рассказами Елены о своей вере, я возжаждал Бога.
Как только я вернулся из больницы домой, я начал знакомиться со Священным Писанием. В интернете я нашел видео «Евангелие в произведениях великих мастеров иконописи и живописи». Слушая Евангелие, которое читал профессиональный армянский чтец на фоне негромкого звучания православной духовной музыки, я проникал в текст Священного Писания. По окончании просмотра мое сердце исполнилось духовной радостью. Наконец-то я узнал, кто этот Младенец, изображенный на иконах! Вот так неожиданно Иисус Христос открылся мне, вошел в мое сердце, в мою жизнь. Это присутствие Божие для меня было ощутимо.
После испытанной радости, я возжелал глубже проникнуть в смысл слов Священного Писания. Так как в интернете можно найти почти все, что нужно, а в голове крутились слова Христа «ищите, и обрящете» (Лк. 11:9), то я стал искать. В сети я нашел нужное мне толкование на Евангелие священника Даниила Сысоева. Я не знал кто этот человек, но с любопытством скачал аудиозаписи. После первых же минут беседы он показался мне живым и ревностным человеком, говорил четко и быстро.
Иногда я слышал упреки в адрес отца Даниила, что он спешит, быстро говорит, а люди не успевают. Но он спешил излить на людей источник живой воды, сделать всех нас причастными Божественной истине, вывести из тьмы невежества к свету Знания. Для меня эта особенность «быстрого говорения» отца Даниила являлась большим плюсом, потому что я сам спешил поскорее все узнать.
Мне всегда радостно вспоминать о человеке, который приблизил меня к свету Евангелия, истолковав Божие слово. Тогда покрывало неведения действительно спало с моего сердца.
В молитве я просил у Бога помощи в выборе веры. Часто размышлял, в какой же Церкви принять крещение. Выбор стоял между Русской Православной Церковью и Армянской Апостольской. Я еще долго мучился бы в своих рассуждениях о выборе, если бы не помощь свыше. Просматривая книги отца Даниила, я обратил внимание на книжечку «Почему ты еще не крестился?» После ее прочтения у меня не осталось никаких сомнений, в каком месте на земле мне суждено родиться от воды и Духа, чтобы получить спасение и быть записанным в книгу Жизни.
И вот в декабре 2009 года, спустя 5 месяцев после первой встречи со Христом, я оказался в Храме Преображения Господня города Ставрополь. При чтении молитв во время Таинства крещения мне не раз становилось не по себе. Священник даже разрешил мне присесть на скамью, чтобы выпить святой воды. В этот момент я вспомнил слова отца Даниила, рассказывающего о том, что у некрещеного человека в сердце гнездится лукавый дух, который препятствует нам прийти к Господу.
После крещения я стал новым человеком. Почувствовал, как преобразилось мое сердце, всего меня переполняла невыразимая духовная радость. Я был очень счастлив, что Бог привлек меня к Себе.
Через слово Божие отец Даниил зажег в моем сердце свечу, и пламень веры, разгоревшись, осветил мой путь. Уже через месяц после первого соприкосновения с христианством, я стал делиться с окружающими людьми словом Божиим. Меня впечатляли проповеди отца Даниила. Но особенно нравятся мне его диспуты с мусульманами. До сих пор я с особым интересом пересматриваю их.
Когда у меня не получается евангельская проповедь, я не расстраиваюсь, но черпаю вдохновение у отца Даниила. Всегда стараюсь следовать его наставлениям, стоять в положении человека, у которого в руках Истина. Ведь наша сила во Христе Спасителе. Враг никогда не сможет победить смиренного последователя Христа, если тот в молитвенном духе ходит с Господом. Сам Бог пообещал, что «если враг придёт как река, дуновение Господа прогонит его» (Ис 59:19).
Мне бы хотелось нести тот свет Евангелия, который я некогда сам увидел через священномученика Даниила Сысоева, своим братьям по крови. Я мечтаю, чтобы Армянская Православная Церковь была в лоне Единой святой соборной Церкви.
К сожалению, есть историческобогословские причины, которые отделяют Армянскую Апостольскую Церковь от единства с другими Поместными Православными Церквями. В связи с этим, у нас нет и евхаристического общения на протяжении полутора тысяч лет, что является печальным доказательством нашей разобщенности. Нужен серьезный богословский диалог между представителями Православных Поместных Церквей и ААЦ.
Надеюсь, что когда-нибудь Армянская Апостольская Церковь во главе со святым Григорием Просветителем будет снова в единстве веры, любви и благочестия со всей полнотой Поместных Православных Церквей, снова станет живой частью Единой Святой и Соборной Апостольской Церкви.
Милостью Божией число православных армян в последнее время увеличивается, благодаря проповеди Евангелия. Я не могу передать, насколько я рад тому, что появляются настоящие православные армяне и армянки. Наш народ жаждет слова Божиего, и насытиться им можно только через Священное Писание и Предание Православной Церкви.
Записал диакон Георгий Максимов
|