Русская линия
Святая гора Василий Семенцов21.11.2014 

Обращения к сердцу и уму в «Словах» св. Космы Этолийского

AgionOros.ru продолжает публиковать доклады, прозвучавшие в рамках международной конференции «Наследие святого Космы Этолийского и старца Паисия Святогорца».


И Бога глас ко мне воззвал:

«Восстань, пророк, и виждь, и внемли,

Исполнись волею моей,

И, обходя моря и земли,

Глаголом жги сердца людей".

(А.С. Пушкин. «Пророк»).

В современных условиях гностического образования, построенного на культе знаний и остроте ума, живое слово становится в высшей мере востребованным. Избыток ума и чрезвычайное обилие потока информации имеют свою оборотную сторону: недостаток живоносной силы слов, исходящих не от большого острого ума, а от чистого любящего сердца. Как жившему в 18 веке равноапостольному Косме Этолийскому (1715−1779) удавалось «глаголом жечь сердца» многих тысяч людей, возрождая в них любовь к новой жизни во Христе? — Ответ на этот методический вопрос чрезвычайно важен сегодня, в 21 веке. Подобно исламизации Греции и переходу множества греков на албанский язык в период османского ига (1453−1829), в сегодняшней России нарастает западнизация и переход новых поколений россиян на безжизненный «новояз» и «олбанский» язык компьютеных «чатов». Западнизация русской жизни, культуры и языка в контексте данной статьи означает процесс вытеснения традиционных для русского православия образов действий и мыслей заимствованными инославными и иноязычными образцами поведения и мировоззрения. О необходимости сердечного послушания живым образцам христианского вероучения многократно говорится в Священном писании, к примеру: «Благодарение Богу, что вы, быв прежде рабами греха, от сердца стали послушны тому образу учения, которому предали себя» (ап. Павел, К Римлянам, 6:17).

Образы учения, тому, что надо делать, как известно, содержатся в словах, отвечающих на этот вопрос , — глаголах. Надежным источником живых образцов для исправления образа жизни и мировоззрения современного русского человека служат «Слова» святого равноапостольного Космы, переведенные с греческого языка близко к тексту оригинала священнослужителем о. Александром (Носевичем). Его перевод полного текста «Слов» св. Космы Этолийского, изданный в 2009 году [1], позволяет нам обратиться в поисках живого слова к этому драгоценному источнику. Вчитываясь в этот перевод «Слов», можно не только понять то, чему учил св. Косма простых греческих крестьян, но и услышать его интонации, принять близко к сердцу каждое из его наставлений.

Мысли, которые мы понимаем из его «Слов», воспринимаются умом современного человека, мыслящего представлениями западнического образа жизни. Мысль, как известно, не имеет пространственных измерений и протекает только во времени. Главная ее характеристика — скорость полета. Ум, улавливающий мысли «с полуслова», как известно, стремится к остроте и хладности. В русском языке, как, впрочем и в греческом нет устойчивых словосочетаний «теплая мысль» или «мягкий ум». Мягким и теплым может быть только сердце, в пространстве которого живут чувства. Главное из чувств, призванное Богом согревать и умягчать сердце, подчинять себе ум и управлять мышлением, — это любовь. Глагол любить является ключевым словом в поучениях святого Космы. Он не просто часто применяет этот глагол в своей речи. При помощи простых вопросов святой помогает нам многократно оживить и испытать свое чувство любви, чтобы открыть для себя принадлежность собственных сердец и умов. Например:

«Братья христиане, вы любите смирение или гордость? Кто любит смирение, пусть выйдет и скажет мне — и я его благословлю.

— Я, святой Божий, люблю смирение.

— Ты, говорящий, что любишь смирение, разденься и обойди всех людей вокруг. Не хочешь? Сделай другое — срежь половину своих усов и выходи так на рынок. И это не хочешь сделать? Стесняешься? Я говорю это не только тебе, но и всем, чтобы слышали. Не говори, что ты смирен, внутри тебя сидит свинья гордости. Видишь меня с этой бородой? И она вся наполнена гордостью. Пусть Господь выдернет её из наших сердец…" [1,с.81].

Как видно, в этом кратком обличающем поучении речь идет о чувстве любви к смирению. Святой уличает каждого из нас не просто в отсутствии должного и подобающего христианину смирения. Его собеседник думает, что в его сердце властвует смирение. Так же и мы: думая, что любим, смиряемся и не гордимся, обманываем себя — подменяем настоящее сердечное чувство умной мыслью о прошлом или будущем. Замещение чувства любви и смирения мыслью об этих чувствах подменяет настоящеее переживание пониманием. Вместо мягкого горячего сердца хозяином души становится острый охлажденный ум. Живое слово вечной истины незаметно для говорящего подменяется мертвым словом современного мнения. Ответ «Я люблю смирение» — эти слова оказались не выражением настоящего сердечного чувства, царящего в душе человека в момент речи, а высказыванием собственного мнения о себе — самомнением. Величая Косму «святым Божьим» и не исполняя то, что он повелевает нам, мы уличаем себя во лживости собственных слов. Слова, утверждающие то, что кажется и мнится человеку, искажают истину и порождают сомнение. Они не заслуживают доверия, следовательно они мертвы, так как «Вера, если не имеет дел, мертва сама по себе» (От Иакова, 2:17). Глагол настоящего времени «люблю» в ответе собеседника святого Космы не был подкреплен действиями, то есть буквально не соответствовал действительности. Из 23 глагольных форм, произнесенных самим Космой, 12 — формы настоящего времени изъявительного наклонения, 7 — формы повелительного наклонения, 1 — будущего времени, 1 — неопределенная форма и 1 — форма прошедшего времени. Все слова святого, выраженные глагольными формами настоящего времени (любите, любит, говорящий, любишь, хочешь, выходи, хочешь, стесняешься, говорю, говори, сидит, видишиь), полностью соответствуют действительности. Они обращены не к уму, а к сердцу собеседника. Опаляя своими глаголами наши надменные самомнением сердца. святой Косма действенно помогает изгонять оттуда «свинью гордости». Чем сейчас, в настоящий момент, исполнено сердце того, кто говорит, что любит смирение? Настоящее время — это не просто формальная грамматическая категория. Это остановка временного потока мышления между мыслями о прошлом и о будущем. Как особое устремление человеческого духа мысль сосредоточивается на чувствах, наполняющих пространство сердца. В момент проверки действием мысль осознает внутреннее состояние своей души. Святой трижды предложил нам проверить свое мнение о любви к смирению действиями, а затем, обращая наше внимание от прошлого и будущего к настоящему состоянию сердца, трижды задал вопрос: «Не хочешь этого сделать? Стесняешься?». Охота и стеснение — не мысли и не мнения. Это подлежащие осмыслению сердечные чувства. Здесь кроется еще одно указание на источник жизни в «Словах» святого Космы. Святой останавливает смертоносный поток мыслей о временном и суетном, пресекая его своими вопросами. Слово вопрос, как и этимологически однокоренныепросить, просьба, перечить, прекословие, восходит к тому же первообразу, что и санскритское *prasna, или латинское prex, английское pray, греческое Προσευχή - «мольба, молитва». «От полноты сердца глаголют уста». Собеседник святого Космы в прошлом наверняка многократно проявлял смирение. Теперь он и говорит, что любит пережитое ранее смирение, может быть, даже гордится им, не замечая царящей во время этих воспоминаний внутрисердечной «свиньи гордости». Говорящий, от чьего имени ты говоришь? Кого славишь произносимым словом? С кем состоишь в сердечной связи: с Духом Истины, или со «свиньей гордости»? Думающий, откуда тебе в голову пришла мысль: от полноты исполненного любовью сердца, или от «свиньи гордости»? Именно дышащее любовью сердце святого Космы является тем источником, из которого проистекают его живые слова:

" - В первую очередь нам нужно любить Бога, ведь Он для этой временной жизни подарил нам такую большую, удобную землю, великое множество растений, родников, рек, морей, рыб, животных, а также воздух, огонь, день, ночь, небо, звёзды, солнце, луну. …

- При том что мы согрешаем тысячу раз в час, Он, как отец, нас милует, не умерщвляет и не ввергает в ад. Он, готовый обнять нас, ждёт, что мы раскаемся, прекратим совершать беззакония и начнём творить добро, исповедуемся и исправимся, чтобы принять нас в Свои объятия, поцеловать, отворить нам двери Рая, дабы мы вечно радовались. Разве такого Бога, такого сладчайшего Господина и Владыку не следует нам любить и, если будет необходимо, разве не следует и кровь свою пролить ради любви к Нему, как Он пролил её ради любви к нам?

— Так не должно ли тебе почитать Бога и чувствовать себя в долгу перед тем, Кто дал тебе столько благ и взошёл на Крест ради любви к тебе?

— Какой отец был распят ради своих детей? А сладчайший Господь и Бог наш Иисус Христос, спасая нас из рук диавола, пролил за нас Свою Кровь. так не подобает ли нам любить Христа нашего? А мы не только его не любим, но и каждый день оскорбляем нашими грехами.

— А кого вы, братья мои, желаете любить? Диавола, из-за которого мы были изгнаны из Рая в этот проклятый мир и испытали столько несчастий? Диавол стремится умертвить нас и ввергнуть в геенну огненную, и он тотчас бы сделал это, если бы мог. А теперь скажите, братья, кого нам следует любить, а кого ненавидеть? Мне кажется, что все вы, подумав, скажете, что следует ненавидеть диавола, нашего врага, из-за которого мы были изгнаны из Рая и претерпели столько зла, а любить нашего Бога, Создателя и Творца.Не так ли вы думаете, христиане? Вашими молитвами и я это говорю.

— Бог хочет обрести в нашем сердце любовь. Это место, где Он мог бы обитать. Пусть будет у нас любовь к Богу и нашим братьям, чтобы пришёл к нам Господь, сотворил нам радость и веселие и насадил в сердцах наших жизнь вечную и чтобы прожили мы эту жизнь достойно, а после попали в Царствие Небесное, чтобы наследовать вечную радость" [1, с. 64−99].

Нам нужно, следует, должно, подобает любить Бога и чувствовать себя в долгу перед Ним. Господь милует, хочет обрести в нашем сердце любовь.Все эти обжигающие и согревающие сердца слушателей глаголы любви произносятся святым Космой в форме настоящего времени. Не мысли о прошедшей любви, и не намерения любить Бога и людей в будущем, а пробуждение настоящей любови к людям во Христе «здесь и сейчас» — вот цель поучений святого Божьего Космы и живоносный источник силы его слов. Острый ум — это оружие, необходимое для борьбы с неправдой и злом, для защиты от лжи, но не оружие должно владеть сердцем воина, а любящее сердце воина Христова должно в совершенстве владеть своим главным оружием — умом. В словах святого Космы его состояние сердечной любви к людям подчиняет себе силу ума, мыслящего о прошедших и будущих событиях, о пережитом зле и обидах. Этой же любви, которая «милосердствует», учит святой Косма в притче о благочествивом Саприкии, который погубил свою душу, и нечестивом Никифоре, которому удалось спастись для вечной жизни:

«…Когда Саприкия повели на место казни, об этом проведал Никифор и поспешил перехватить его по дороге: — Брат мой, я виноват перед тобой, ведь я убил твоего брата. Узнав, что тебя ведут на казнь, хочу вымолить у тебя прощение. Никифор снова и снова со слезами на глазах падал на колени перед Саприкием, целуя его ноги. „Брат, прости меня ради Христа“, — вновь и вновь умолял Никифор. Но Саприкий не хотел его прощать. Так они добрались до места казни. Никифор вновь обратился к Саприкию: — Видишь, брат, сейчас тебе отрубят голову. Почему же ты не прощаешь меня? Ты отправишься в ад, если не сделаешь этого. Я же прощаю тебя от всего сердца. — Никогда не прощу тебя, — отвечал Саприкий. Как только палач занёс свой меч, чтобы отрубить голову Саприкию, Господь, видя его дурное расположение, отнял от него Свою Благодать. Тогда Саприкий неожиданно спросил палача: — За что ты убиваешь меня, что я тебе сделал? — Ты потерял рассудок? Зачем тогда спрашиваешь, за что тебя хотят казнить? Разве не знаешь, что вот уже семь лет мы истязаем тебя, чтобы ты отрёкся от Христа? А теперь ты спрашиваешь, за что тебя хотят казнить, как будто сам не знаешь. Отвечал ему Саприкий: — И ради этого я страдаю? Я отрекаюсь от Христа. Увы, братья мои, горе ему — он отрёкся от сладчайшего Христа после того, как претерпел семь лет жестоких мучений! Когда он произносил слова отречения, за его спиной стояли два Ангела, готовые забрать его душу. Но он отрёкся от Христа — казнь была отменена и душа его от Бога отошла диаволу. Никифор же, увидев Ангелов с венцом, сказал палачу: „Я христианин и верую во Христа“. А после этого обратился к Саприкию: „Прости меня, брат, а тебя Бог простит“. Тотчас палач отрубил голову Никифору, его святую душу забрали Ангелы и отвели её в райские обители, где она теперь вечно радуется» [1, с. 131−132].

+ + +

Список литературы:

1. Слова / равноап. Косма Этолийский. — М.: Святая Гора, 2009. — 272 с.

2. Тексты Священного Писания Нового Завета.

Василий Семенцов, к.п.н., доцент каф. искусствознания ГУКИТ, Санкт-Петербург.

http://www.agionoros.ru/docs/1445.html


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru