Православие.Ru | Иеромонах Иов (Гумеров) | 19.06.2003 |
ДОРОГА
Хорошо помню день, когда узнал о предстоящем путешествии. Самое первое, самое естественное чувство — радость. Сколько прочитанного и слышанного о тех местах, где предстояло быть! Но очень скоро душа успокоилась: далеко не все в этой жизни зависит от наших намерений. Христианину всегда нужно знать, что «от Господа стопы человеку исправляются, и пути его восхощет зело» (Пс.36:23). Настроение это сохранялось до того дня, когда надо было собираться в дорогу.
Путь наш начался 19 мая. Для людей, любящих свое Отечество, день этот весьма значим. 135 лет назад родился последний наш Царь, августейшие родители которого вверили его небесному покровительству великого Чудотворца, назвав Николаем. С самого начала путешествия верилось, что помогать нам будет не только святитель, к святым мощам которого мы направлялись, но и недавно прославленный Государь-мученик.
Рано утром, помолившись в монастырском храме, мы начали свое паломничество. Наш язык невозможно представить без таких слов как «путь», «дорога», «поприще», ибо человеку, с тех пор как он лишился рая, нередко приходиться путешествовать. Да и сама жизнь человеческая есть ничто иное как путь. Эту мысль мы встречаем у библейских писателей: «Человеку же как узнать путь свой?» (Притч.20:24) — спрашивает Соломон.
В аэропорте Внуково мы соединились с насельниками Свято-Троицкой Сергиевой лавры, Свято-Данилова, Саввино-Сторожевского и других монастырей. Был даже 72-х летний схимник — игумен Рафаил.
У СВЯТИТЕЛЯ НИКОЛАЯ
Местность вокруг Бари равнинная. На большом пространстве видны масличные сады. Характерная особенность приморских городов — большая протяженность береговой полосы. Как и многие другие города, расположившиеся у моря, Бари красив. Иногда думаешь, что находишься в одном из наших южных городов.
Автобус привез нас к базилике св. Николая. Мы вошли в тот самый храм, который был воздвигнут по обету, данному мореплавателями, когда они брали в Мирах св. мощи. Первое и самое сильное впечатление — чувство реального присутствия здесь святителя Николая.
Память этого великого молитвенника и помощника совершается в году дважды: 6/19 декабря (день блаженной кончины святителя Николая) и 9/22 мая — в этот день его св. мощи прибыли в южный итальянский город на побережье Адриатического моря, ставший одним из самых известных в христианском мире. Православные люди в нашем Отечестве одинаково почитают оба праздника, не умаляя последний. В этом проявляется наша теплая любовь к святому и полное доверие к установлениям нашей Церкви, которая, по мнению архиепископа Филарета (Гумилевского), уже в 1091 году, т. е. через 4 года после совершившегося события, установила этот праздник. И чем больше мы знакомимся с подробностями события, давшего начало, тем сильней убеждение, что в нем проявилась воля Божия и участие самого святителя Николая.
Хочется обратить внимание на некоторые подробности. Когда корабль со святыми останками Чудотворца отплыл из г. Миры в Бари, морякам помогал попутный ветер. Однако на другой день подул ветер с севера и повернул корабль к родному городу Чудотворца. Плывшие подумали в страхе, что св. Николай не хочет покидать Ликию. Уставшие корабельщики пристали к ликийской пристани Макри. Одни думали, что причиной является их дерзкий поступок, другие полагали, что по ошибке взяли не те мощи. Наконец, родилась мысль, что кто-то из плывущих совершил грех. Перед Евангелием каждый должен был сказать, что он не утаил ни одной частицы мощей. Пятеро признались, что они виновны и тут же возвратили похищенное. Тогда ветер переменился, и корабль доставил драгоценный груз в Бари.
Должно принять во внимание и многочисленные чудеса, которые стали совершаться на новом месте пребывания святых мощей. В первые два дня исцелилось 47 человек: двое сухоруких, три лунатика, один глухонемой, три горбатых, хромой и др. В последующие дни чудеса продолжались. Такое всегда происходит по Божией благодати и молитвам святого, чьим мощам воздается честь. Построенный в 1089 году, он и сейчас удивляет своими размерами: около 64 м длины и 39 м ширины. Мироточивые мощи Угодника находятся в нижней церкви, устроенной в восточной части базилики. Здесь несколько престолов. Под главным из них находится беломраморная гробница, в которой и почивают драгоценные останки великого Чудотворца. Ради них миллионы людей совершили и продолжают совершать путешествия в этот приморский город.
Св. мощи продолжают источать многоцелебное миро, которое здесь называют «манной». В этом году с помощью специального насоса было извлечено из гробницы 100 миллилитров. Раньше было несоизмеримо больше. Об этом свидетельствуют хранящиеся в сокровищнице сосуды, вмещающие несколько литров, и рассказы паломников. Григорович-Барский, посетивший базилику в 1724 году, писал: «Одного из заведующих гробом св. Николая священника мы спросили о том, сколько манны, и через какое время истекает она от мощей святителя Николая? Он ответил нам, что каждое утро гроб делается полным манны и, сколько раздается ее в день, столько опять прибывает в ночь, так как она непрестанно течет». Причины столь заметного сокращения мира, несомненно, духовные: в мире умножаются соблазны, оскудевает вера.
В базилике нас встретил настоятель православного храма в Бари священник Владимир Кучумов и провел в нижнюю часть храма, где находятся св. мощи. Нам открыли дверь в решетчатой ограде, отделяющий престол от остальной части храма. Через арочное отверстие на западной стенке престола мы все приложились к крышке раки со св. мощами, прочитали акафист Угоднику, помолились, спели тропарь и величание. Бывают радости, которые запечатлеваются на всю оставшуюся жизнь. Наши духовные переживания у гроба Святителя, по-видимому, будут такими.
В нижней церкви обращает на себя внимание столб, огороженный железной решеткой. Он чудесно появился во время строительства храма. Было решено установить 26 несущих мраморных столбов. 25 утвердили, а один отсутствовал. Вынуждены были остановить строительство. Через несколько дней в море увидели столб, который плавал, как дерево. Извлечь его из воды не никак не удавалось. Как только к нему прикасались, он уходил на дно. Ночью вдруг в городе сами собой стали звонить колокола. Прибывшие к месту строительства церкви успели увидеть, как св. Николай с двумя Ангелами установил этот мраморный столб. От него бывают исцеления. Верующие стараются прикоснуться к нему и обойти его трижды с молитвой.
Служитель базилики открыл нам дверь в сокровищницу, и мы смогли увидеть хранящиеся под стеклом святыни. Там хранятся: шип из тернового венца Спасителя, святые мощи апостолов Иакова Алфеева и Иакова, брата Господня, равноапостольной Марии Магдалины, мученика Лонгина Сотника и др.
До праздника оставалось два дня. У нас была возможность поехать к римским святыням. Автобус долго ехал по городу, прежде чем выехал на дорогу, ведущую в Рим…
Многое видится в сопоставлении с прошлым, которое наполнено историческими событиями. Интересно обратить внимание на один исторический факт. Архиепископ города Мир святитель Николай был родом грек. Бари (лат. назв. Barium) основали греки как торговую колонию. В 317 году до Р.Х. его завоевали римляне и присоединили к своей республике. Уже в апостольское время здесь существовала христианская община. По преданию, св. ап. Петр поставил в этот южный италийский городок епископа Мавра, принявшего при императоре Траяне мученичество.
В VIII веке жители Бари выступили против иконоборческой ереси. Правитель города Феодор даже объявил об отделении от Византийской империи. Город и окрестности дали пристанище христианам, бежавшим от преследования еретиков. Об этом напоминают пещерные храмы, сохранившиеся вблизи города. Один из них можно было увидеть на берегу залива Сан-Джованни (Святого Иоанна; назван в честь Иоанна Златоуста), где находится гостиница, в которой мы жили по возвращении из Рима. В одно время Бари завоевали лангобарды. В 847 году эмир Хальфун покорил город. После того как франкский король Людовик II отвоевал город у арабов, он вернулся в состав Византийской империи. В 1071 году он был завоеван норманнами, но духовные связи с Константинополем, по-видимому, сохранялись еще долго. Ко времени перенесения мощей святителя Николая среди населения еще преобладали православные. В современном Бари живет около 337 тысяч жителей. Есть православный приход.
У РИМСКИХ СВЯТЫНЬ
После шести с половиной часов езды мы подъехали к Риму. Urbe (город), как его называли древние жители, уже был окутан ночной мглой, и при свете уличных фонарей были видны лишь отдельные здания. Aвтобус подвез нас к гостинице Noto, где нас встретил священник русского ставропигиального храма святителя Николая Чудотворца в Риме отец Филипп. Поужинали и расположились на ночлег. Хотя было уже далеко за полночь, решили встать пораньше, чтобы увидеть как можно больше достопримечательностей.
Как мало знает человек, что ждет его даже в ближайшем будущем! Из 60 человек только отец Тихон бывал в Риме. Остальные еще два месяца назад и не думали, что они когда-нибудь будут ходить по тем же улицам, по которым ходили апостолы Петр и Павел, стоять у того места, где (согласно одному из преданий) принял святое крещение первый христианский император равноапостольный Константин Великий, спускаться в подземелье, в котором молились первые христиане.
Идя по современным римским улицам можешь легко на время забыть, что ты живешь в XXI столетии: современность не вторгается так грубо и разрушительно в древнюю часть города, как это произошло, например в Москве. В исторической части мы не увидели ни одного нового здания, ни одной стеклянно-металлической конструкции. Нет и «проспектов», безжалостно перерезающих живое тело города. За 27 веков ни разу не проносилась страшная революционная буря, разрушающая святые храмы, исторические памятники и уничтожающая старые названия улиц и площадей. Наименования виа Сан Григорио (в память св. Григория Великого), виа Порта Сан Себастьяно (в память св. муч. Севастиана), виа дель Форо Романо (улица Римского форума) и другие можно найти на новых и старых картах города.
Знакомство со святынями Рима мы начали с посещения православной церкви. Она освящена в честь святителя Николая Чудотворца. Еще в 1803 году император Александр Павлович издал указ о создании «греко-российской церкви» при Римской миссии. Построенная и освященная в 1823 году, она считалась посольской. После революционного переворота в России церковь лишилась своего здания. Приходилось устраиваться в разных помещениях.
С 1931 года она находится на виа Палестро в здании, которое еще в 1897 году завещала русской церкви в Риме княжна М.А.Чернышева («Палацио Чернышев»). Много сделали для устройства храма: архимандрит Симеон (Нарбеков), княгиня Барятинская и другие благотворители. Чтимым образом храма является Иверская икона Божией Матери, написанная на Афоне в 1901 году. Композиция иконостаса выполнена архитектором К.А.Тоном. Образа на Царских вратах созданы Карлом Брюлловым. Икона святителя Николая на правых дверях алтаря написана Ф.А.Бруни. В храме находится парсуна святителя Иоасафа Белгородского, которая считается его прижизненным портретом.
Пока мы прикладывались к иконам, пришли наши экскурсоводы Татьяна Викторовна и Наталья Васильевна. Эти православные жительницы Рима много нам помогли знакомству с городом. Хочется вместе с другими нашими паломниками поблагодарить их и отца Филиппа за помощь и внимание к нам.
Мы сели в автобус, который повез нас по улицам, на которых стоят здания и памятники, сооруженные еще до Рождества Христова. Этот город был столицей империи, восточным рубежом которой была Месопотамия, а на западе она включала Британию. Исследователи утверждают, что ее население в период наибольшего могущества составляло около 80 миллион человек. Победившее христианство преобразило жизнь, но сохранило культурное и историческое наследие. В этом проявились сила и благородство новозаветной религии. Мы, наверно, мало задумываемся, над тем, что в нашем календаре сохраняются древнеримские названия месяцев: январь, июль, август… Деятели Французской революции пытались взамен их ввести новые названия, но жизнь отменила их декреты.
Весь день мы посвятили знакомству с христианским наследием Рима. Несомненно, благодаря своим святыням, благодатным и неветшающим сокровищам, он является одним из самым великих городов мира. Духовным сердцем Рима являются мощи двух столпов Церкви: первоверховных апостолов Петра и Павла. Так много в городе связано с их трудами и мученическим подвигом.
Оказаться в Риме было желанием апостола Павла. Находясь в 54−57 гг. в Эфесе, он имел намерение, пройдя Македонию и Ахаию, идти в Иерусалим, а затем посетить столицу империи: «Побывав там, я должен видеть и Рим» (Деян. 19:21). Об этом он еще раз писал ок. 58 года христианам Римской Церкви незадолго до своего последнего путешествия из Коринфа в Иерусалим: «Всегда прося в молитвах моих, чтобы воля Божия когда-нибудь благопоспешила мне придти к вам, ибо я весьма желаю увидеть вас, чтобы преподать вам некое дарование духовное к утверждению вашему, то есть утешиться с вами верою общею, вашею и моею» (Рим.1:10−12). В 61/62 г. апостол был уже в Риме, куда он был доставлен в узах. Вериги эти сохранились. Они хранятся в специальной сокровищнице (Cappella delle Reliquie) Собора св. апостола Павла по Остийской дороге. Глядя на эти обычные, грубо сделанные кандалы, испытываешь трудно передаваемое состояние: на какое-то короткое время чувствуешь себя современником того, кто их носил. Лишь небольшое пространство и стекло отделяет тебя от них.
Здесь, в Риме, апостол составил несколько Посланий: ефесянам, колоссянам, 2-е к Тимофею (указание содержится в тексте: 1:17). Послание к своему ученику Павел составил после того, как в первый раз был вызван на суд к Нерону. В тексте об этом он пишет так: «При первом моем ответе никого не было со мною, но все меня оставили. Да не вменится им! Господь же предстал мне и укрепил меня, дабы через меня утвердилось благовестие и услышали все язычники; и я избавился из львиных челюстей» (2 Тим.4:16−17). Павел пишет о своем желании видеть верного помощника в деле благовествования, но, зная о своем скором отшествии из земной жизни, с любовью побуждает к подвигу, потому что «все, желающие жить благочестиво во Христе Иисусе, будут гонимы» (2 Тим.3:12). Вся почти двухтысячелетняя история христианства является исполнением этого пророчества. Относится оно как к эпохам преследования Церкви, так и к «мирным временам».
По-видимому, Тимофей не застал в живых учителя, но Господь соединил их не только на Небе, но и на земле: их святые мощи находятся рядом под одним престолом в Соборе святого апостола Павла.
О времени прибытия в Рим апостола Петра мнения сильно расходятся. Есть основание полагать, что он поселился в этом городе после Павла. Плодом пастырских трудов его были 1 и 2 Соборные послания. Указание на это находится в тексте: «Приветствует вас избранная, подобно вам, церковь в Вавилоне и Марк, сын мой» (1 Пет. 5:13). У новозаветных священных писателей словом «Вавилон» называется Рим (Откр.14:8 и др.). Здесь же евангелист Марк со слов апостола Петра написал Евангелие. Мнения этого держались древние христианские писатели (Папий, св. Ириней Лионский, Климент Александрийский).
Об апостольских трудах Петра свидетельствует церковь св. Пуденцианы девы. Находясь в Риме, св. Петр бывал в доме сенатора Пуда (Пуденса) на Эсквилинском холме. Апостол обратил и крестил сенатора, 4-х его детей и 90 домочадцев. Пуд (принял в 67 г. св. мученичество; причислен к собору св. 70 апостолов) в своем доме устроил алтарь. По преданию — это первых христианский храм в Риме. Здесь священнодействовал апостол Петр. На этом месте в 145 г. была освящена церковь в память св. мученицы Пуденцианы — дочери св. Пуда. Храм был перестроен в IV веке. Сохранилась мозаика этого времени.
Апостолы Петр и Павел общались между собой. Узы апостола Павла этому не препятствовали. Когда император Нерон начал гонение на христиан, ученики апостола Петра уговорили его покинуть Рим, чтобы не лишиться пастыря. Из любви к ним Петр согласился. Выйдя из города, на древней Аппиевой дороге апостол встретил Иисуса Христа. На вопрос «Куда идешь, Господи?» («Камо грядеши, Господи?»), Спаситель сказал: «Иду в Рим, чтобы снова распяться». Сейчас на этом месте стоит храм («Domine, Quo Vadis?»), в котором имеется копия с камня, на котором отпечатались стопы Господа. Подлинный камень со следами Спасителя находится в церкви св. Севастиана в Риме. Там же находится одна из стрел, которой он был пронзен.
Апостол Петр, узнав волю Спасителя, вернулся, чтобы претерпеть страдания и принять смерть. Он был заключен в Мамертинскую темницу (Carcere Mamertino), которая находится на спуске Капитолийского холма ниже церкви св. Иосифа Обручника (San Giuseppe). За недостатком времени мы не смогли побывать в ней. Воспользуемся рассказом наших отечественных паломников: епископа Порфирия (Успенского), который вел подробный дневник своего путешествия («Святыни земли Италийской», М., 1996, репринт), и настоятеля Православной русской церкви в Риме архимандрита Дионисия (Валединского; ум. в 1960 г. митрополитом Варшавским), составившего очень ценный путеводитель («Спутник русского православного богомольца в Риме», 1912 г.; переизд.:Рим, 2002).
Согласно историку Титу Ливию («История Рима от основания города»), темницу эту построил в 640 г. до Р.Х. четвертый римский царь Анк Марций для устрашения преступников. Самый мрачный нижний этаж, не имевший в древности ни входа, ни света (людей туда опускали через небольшое отверстие) был соооружен шестым царем Сервием Туллием в 578 г. до Р.Х. Сюда сажали государственных преступников, осужденных на смерть. В нее были заключены апостолы Петр и Павел.
«В верхней темнице, в которой устроена теперь церковь во имя святого апостола Петра „в Темнице“, в стене на стороне от престола, над лестницей, ведущей на нижний этаж, доселе сохранился прикрытый решеткой камень с отпечатавшимся на нем следом лика апостола Петра. По преданию, апостол Петр, втолкнутый в темницу грубыми воинами, ударился лицом об этот камень. В нижнем этаже темницы, где собственно содержались апостолы Петр и Павел, доселе сохранились: небольшой мраморный столб, к которому были прикованы оба благовестника; источник воды, чудесно изведенный апостолом Петром для крещения темничных стражей Прокесса и Мартиниана и 47 заключенных» (архим. Дионисий…, с.86−87). Чудо было совершено потому, что, на месте заточения не оказалось воды, для совершения таинства крещения, когда были обращены к вере стражи и узники.
СОБОР СВЯТОГО ПЕТРА
Из Мамертинской темнице апостолов Петра и Павла повели на казнь. Благоговейная память христиан сохранила место, где апостолы простились. На этом месте по Остийской дороге, которое мы проезжали по пути в собор св. Павла, стоит церковь посвященная обоим апостолам. Апостола Павла привели в загородную местность, которая называется Сальвийские воды. Как римский гражданин, он не мог быть распят. Здесь его обезглавили.
Апостол Петр был отведен на Ватиканский холм, который расположен на правом берегу реки Тибр. На холме находился цирк Нерона. Здесь св. апостол принял мученическую смерть. Здесь исполнились слова Спасителя: «когда ты был молод, то препоясывался сам и ходил, куда хотел; а когда состаришься, то прострешь руки твои, и другой препояшет тебя, и поведет, куда не хочешь. Сказал же это, давая разуметь, какою смертью Петр прославит Бога. И, сказав сие, говорит ему: иди за Мною"(Ин.21:18−19). Как и Учитель, апостол был возведен на крест, но из смирения просил распять его вниз головой. Здесь же, на этом холме Ватикан, он был погребен священномучеником Климентом Римским и другими верными учениками. Место это благоговейно хранила память римских христиан. Именно на этом месте позднее, когда в 1941 г. проводились раскопки, нашли плиту с краткой и очень выразительной надписью на греческом языке: «Петр здесь».
Первоначально была сооружена небольшая молельня. Она была разобрана, когда св. равноапостольный Константин Великий решил в 326 г. построить первую базилику св. апостола Петра. Храм был довольно большой, имел пять нефов, с годами художественно украшался. В нем у гробницы св. Петра совершал свои моления предстоятель Римской церкви свят. Лев Великий (440−461), о чем рассказывает блаж. Иоанн Мосх в 147−149 главах книги «Луг духовный». Святитель Лев написал патриарху Константинопольскому св. Флавиану письмо с опровержением ересей Нестория и монофизита Евтихия и положил на гробницу св. Петра. Он пребывал в коленопреклоненной молитве и посте, прося апостола исправить возможные неточности. По прошествии сорока дней апостол явился ему во время молитвы и сказал: «Прочитал и исправил».
В другой раз св. Лев находился тоже сорок дней в непрестанной молитве и посте у гроба Петра, прося первоверховного апостола предстательствовать за него пред Богом и испросить отпущение его прегрешений. По прошествии сорока дней апостол явился и сказал: «Я молился о тебе, и прощены тебе все твои грехи, кроме рукоположения. Вот в этом только ты сам должен будешь дать отчет». В этой же базилике другой предстоятель Римской Церкви св. Григорий Великий (590−604) произнес девять бесед на Евангелие. Через 11 с половиной столетий решено было построить на св. мощах более величественный храм.
Тот грандиозный собор св. Петра, который предстал нашему взору за долго до того, как мы приблизились к границе самого крошечного государства мира (площадь — 0,44 кв. км.; население — ок. 1 тыс. чел.), строился 120 лет (1506 — 1626). При его сооружении ярко проявился человеческий гений. Знаменитые зодчие, мастера и художники (Браманте, Рафаэль, Микеланджело, Фонтана, Мадерно и др.) раскрыли здесь данные им Богом дарования. Собор св. апостола Петра — самый большой храм в христианском мире: длина его — 186 м., ширина — 137,5 м., высота купола (вместе со световым фонарем) — 132,5 м., площадь — 15.160 кв. м. Храм вмещает 70 тыс. человек. С большим мастерством он украшен произведениями из золота, серебра, мрамора и др. материалов.
Хотя соразмерность архитектурных пропорций, изящное оформление интерьера, смелость инженерно-строительных решений, несомненно, впечатляют, вскоре, однако, начинаешь чувствовать, что пленяет тебя не это. Душа тянется к святыням, которых здесь много. Они составляют подлинные сокровища не только собора, но и всего Рима. Здесь покоятся св. мощи великих святителей, без которых невозможно представить Вселенскую Церковь: Григория Богослова, Иоанна Златоуста, Григория Великого и Льва Великого.
Пройдя алтари, под престолами которых находятся мощи этих святых, мы подошли к главному месту собора — гробнице великого апостола. Над местом погребения св. Петра сейчас установлен главный престол. Над ним простирается надпись золотыми буквами — слова Спасителя к Своему ученику на греческом языке: «Паси агнцев Моих». Помолившись близ этого святого места, мы вышли из собора и были уже на ступеньках его главной лестницы, когда нам сказали, что с нами желает встретиться епископ — ключарь собора св. апостола Петра.
Мы вернулись в храм. Вскоре пришел викарий папы. Он хотел показать знаменитые памятники собора, но возглавлявший нашу паломническую группу наместник Сретенского монастыря архимандрит Тихон сказал, что мы уже всё осмотрели, и выразил желание увидеть то, к чему нет обычного доступа. Ключарь неожиданно согласился и повел нас к месту погребения апостола Петра. Он долго и подробно рассказывал о гробнице, историю сооружений на этом месте базилик. Затем мы спустились в самое священное место. Здесь было положено тело первоверховного апостола. Во время раскопок была обнаружена небольшая белая колонна — памятник древнейшего надгробия. Она хорошо видна.
Невозможно описать то радостное волнение, которое наполняет сердце. В этой тесной крипте, куда не проникает дневной свет, на мгновение чувствуешь какую-то особую близость к тем, кто приходил на это место молиться у могилы своего любимого пастыря. Закончив рассказ, ключарь Собора сказал, что сейчас он вынесет мощи.
Святые останки апостола Петра 19 веков были под спудом. Строились базилики, но некрополь не вскрывался. В 1952—1965 гг. здесь проводились раскопки. Были обнаружены завернутые в пурпурную ткань с золотыми нитями св. останки апостола. По просьбе римского священноначалия были проведены исторические, топографические, эпиграфические и антропологические исследования, которые подтвердили, что обретенные мощи принадлежат св. апостолу Петру. В частности, было установлено, что кости принадлежат мужчине старше 60 лет, жившему в I веке. Они были уложены в 19 прозрачных ковчежцев.
Епископ-ключарь ушел в глубину крипты, а мы замерли в ожидании его. Когда он появился, в руках у него был ковчег со святыми мощами апостола Петра. Это произошло так неожиданно, что в те минуты мы не смогли в полной мере испытать ту радость, которая пришла потом. Нам сказали, что раньше св. мощи апостола Петра никому не выносили. Сопровождавшие нас экскурсоводы Татьяна Викторовна и Наталья Васильевна — жительницы Рима — были потрясены до слез.
Мы приложились. Душу наполняло чувство благодарности к Господу и Его апостолу. Пропели тропарь и величание святому благовестнику. Потом мы поднялись по лестнице в ту часть храма, где устроен престол.
Мы испросили у викария разрешения пропеть пасхальные песнопения. Под сводами Ватикана у мощей великих православных святых величественно прогремели (а нас было все-таки 60 человек) тропарь Воскресению и Никео-Цареградский Символ веры, быть может, впервые за 1000 лет без еретической вставки Филиокве…
Чтобы полнее описать духовные сокровища Собора, упомянем, что в нем также находятся: честная глава св. апостола Андрея Первозванного; Нерукотворный образ Спасителя, отпечатавшийся на полотенце, которое подала Иисусу Христу св. Вероника, когда воины вели Господа нашего на Голгофу; копье, которым воин пробил ребро Спасителя; часть Животворящего Креста Господня.
В соборе св. Петра 44 алтаря. Один из них — в честь св. Вячеслава, благоверного князя Чешского (+ 935; память — 4 марта и 28 сентября). В пределе св. Еразма находятся современные мозаики, изображающие святых равноапостольных великую княгиню Ольгу и великого князя Владимира.
В Риме есть еще один храм, посвященный св. Петру — San Pietro in Vincoli (Святого Петра «в веригах»). Там хранятся цепи, которые чудесным образом упали, когда апостол находился в Иерусалимской тюрьме. К сожалению, посетить эту базилику мы не смогли.
БАЗИЛИКА СВЯТОГО ПАВЛА
Из собора св. Петра мы поехали св. мощам другого великого проповедника христианства — св. Павла. Чтобы попасть во второй по величине храм Рима, нужно было проехать значительную часть города в южном направлении. По улицам города автобус ехал быстро, не встречая по пути «пробок». Власти города ввели ограничение на движение по римским улицам. Частные машины, если водители не проживают в данном районе города, не имеют права въезжать в центр.
Базилика устроена на месте погребения апостола. Узник знал о приближающейся смерти: «Ибо я уже становлюсь жертвою, и время моего отшествия настало. Подвигом добрым я подвизался, течение совершил, веру сохранил; а теперь готовится мне венец правды, который даст мне Господь, праведный Судия, в день оный; и не только мне, но и всем, возлюбившим явление Его» (2 Тим.4:6−8). Место за городом, где был казнен апостол Павел, называется «Три фонтана»: когда упала на землю голова апостола-мученика, забили три источника, которые продолжают источать воду до сегодняшнего дня. Здесь был воздвигнут храм в честь святого, о котором Сам Господь сказал: «Он есть Мой избранный сосуд, чтобы возвещать имя Мое перед народами и царями и сынами Израилевыми» (Деян. 9:15).
Над гробницей апостола Павла св. равноап. Константин Великий в 324 году построил церковь. При последующих царях базилика была расширена и украшена. В июле 1823 страшный пожар разрушил величественный храм, но алтарь со святыми мощами великого апостола огонь не тронул. Базилика была полностью восстановлена и вновь освящена в 1854.
Перед паломником, прибывшим к мощам апостола, сначала открывается обширный красивый портик, состоящий из 150 колонн. В центре его — внушительных размеров мраморная скульптура апостола. Вокруг растут четыре больших пальмы и искусно устроенный цветник с яркими южными цветами. Пройдя двор, мы оказались внутри огромного собора. Внутри он имеет длину 120 м. Ряды колонн делят пространство храма на пять нефов (лат. navis — корабль; продолговатая часть здания).
Большинство храмов Рима представляют собой базилики (от греч. basileus — царь; «царский двор»). В античную эпоху здания такой архитектуры использовались для суда и иных общественных целей. Когда победило христианство и стали воздвигаться церкви, этот тип зодчества был воспринят как наиболее приемлемый при построении храмов. Внутри могло удобно расположиться множество молящихся.
Накануне нашего посещения собора сопровождавшая нас по городу Татьяна Викторовна позвонила настоятелю базилики с просьбой разрешить нам приложиться к св. мощам. Он обещания не дал — сказал, что группа очень большая, окончательно ответит, когда мы приедем. Как только мы вошли в храм, экскурсовод направился к настоятелю. Но тот уже шел навстречу с ключом, чтобы открыть дверцу ограды, окружающей престол. Мы с чувством радости и благоговения приложились к мощам св. апостола Павла. Под этим же престолом рядом покоится тело верного ученика «апостола языков» — св. апостола от 70-ти Тимофея. Вспоминается начало Послания к колоссянам: «Павел, волею Божиею Апостол Иисуса Христа, и Тимофей брат» (1:1). Паломники пропели тропари: св. Пасхи, апостолам и величание.
Через красивый внутренний двор мы прошли в сокровищницу, которая является по количеству и значимости святынь одной из самый богатых в Риме. Здесь находятся часть Животворящего Креста Господня; вериги апостола Павла; часть его посоха; глава апостола Анании; глава апостола Епафраса; частицы мощей многих святых: апостола Иакова, брата Господня; преподобного Алексия, человека Божия; св. прав. Анны, матери Пресвятой Богородицы; апостола Варфоломея; апостола Иакова Зеведеева; апостола и первомученика Стефана; священномученика Дионисия Ареопагита; священномученика Власия; мученицы Фотины, самарянки; свят. Августина, еп. Иппонийского и др. В полукуполе собора особую иконографическую ценность представляет мозаика V века, на которой изображены Спаситель с Евангелием, Матерь Божия, апостолы.
СНЕГ НА ЭСКВИЛИНСКОМ ХОЛМЕ
Рим, как и Москва, расположен на семи холмах. Они составляют Септимонциум (septem — семь, mons — холм; семихолмие): Авентин, Веминал, Квиринал, Капитолий, Палатин, Эсквилин, Целий. На Эсквилине находится третья из четырех самых больших базилик Рима, считающихся папскими, — Санта Мария Маджоре. Последнее слово означает «большая», т. е. самая крупная из посвященных Божией Матери. Ее еще называют Санта Мария делла Неве («на снегу»). Построена она была в 352 г. при св. Ливерии, папе Римском, на средства пожертвованные вельможей Иоанном. Он был бездетен. Будучи мужем благочестивым, хотел передать деньги на дела, угодные Богу. Патрицию Иоанну и папе Ливерию в одну и ту же ночь явилась Божия Матерь и повелела построить храм на том месте, где выпадет снег. На другое утро св. Ливерий и Иоанн узнали, что на Эсквилинском холме выпал снег. Это было 5 августа, в один из самых жарких месяцев в Риме. Когда мы вошли в этот красивый храм, украшенный фресками различных эпох, увидели старинную мозаику XIII в.: св. Ливерий разгребает лопатой снег.
Папа Сикст III (432−440) пожелал придать базилике величественный вид и великолепие. В последующие века выдающиеся мастера трудились над украшением храма. Особую ценность представляют мозаики V века — 27 картин на ветхозаветные темы: сященник Бога Всевышнего Мелхиседек подносит патриарху Аврааму хлеб и вино; Авраам встречает трех Ангелов; Исаак благословляет Иакова; пророк Моисей в разные периоды его жизни и др.
Одна из главных святынь собора — чудотворная икона Божией Матери, которая по преданию была написана св. ап. Лукой. Во время эпидемии чумы, свирепствовавшей в 590 г., с нею был совершен крестный ход. Несший икону святитель Григорий Великий над мавзолеем Адриана увидел Ангела вкладывавшего в ножны карающий меч. Моровая язва сразу же прекратилась. Башня была переименована в Замок святого Ангела. На крыше была установлена бронзовая статуя св. Архангела Михаила. После чуда икона Божией Матери получила нынешнее название — Спасение народа римского (Santa Maria Salus populi romani).
На высоких четырех столпах из позолоченной бронзы, обвитых пальмовыми ветвями, высится сень над главным престолом. Под этим алтарем устроен нижний предел, в который ведут две мраморные лестницы. Здесь над престолом в шкафу хранятся ясли из Вифлеемского вертепа. В них лежал в рождественскую ночь Богомладенец Иисус. Привезены они были из Палестины в 642 г. Пять досок, составлявших ясли, сейчас хранятся в разобранном виде, сложенные вместе. Мы не смогли их увидеть. Они доступны богомольцам только один день в году — 25 декабря. Здесь же под престолом находятся мощи св. апостола Матфия, который был избран после Вознесения Господа вместо отпавшего Иуды-предателя. Об этом рассказывает книга Деяний св. Апостолов (1:21−26). Рядом находятся мощи св. апостола от 70-ти св. Епафраса, которого св. ап. Павел называет «возлюбленным сотрудником нашим» (Кол.1:7).Он жил в Риме, когда там находился в узах ап. Павел. В этой же гробнице находятся св. мощи блаж. Иеронима (+419 г.). Этот аскет, переводчик Священного Писания на латинский язык и экзегет подвизался в пещере близ Вифлеема. Мощи его были привезены вместе со святыми яслями в 642 г. Хочется отметить, что св. Иероним происходил из славянского города Стридон (на границе Далмации и Панонии).
СОБОР В ЛАТЕРАНЕ
На месте, где сейчас возвышается базилика в честь св. Предтечи, которая входит в число четырех кафедральных соборов Рима (самых больших и богатых святынями), находился дворец консула Плавтия Латерана. Имп. Максимиан подарил его своей дочере Фавсте, которая была женой св. имп. Константина. Первый христианский царь в 324 г. превратил дворец в церковь. Первоначально базилика была освящена папой римским св. Сильвестром в честь Всемилостивого Спаса. Позже собор был посвящен св. Пророку, Предтече и Крестителю Иоанну. Поэтому он сейчас называется San Giovanni in Laterano. Храм несколько раз перестраивался. Самую большую реконструкцию произвел в 1646−49 гг. Лоренцо Бернини. Позже этот выдающийся архитектор создал колоннаду площади св. Петра, изумляющую своим размахом.
Наших паломников, как в в других базиликах, которые мы посетили, интересовали общехристианские святыни. Здесь хранятся честные главы первоверховных апостолов Петра и Павла. Под главным престолом находится доска, на которой совершал евхаристию ап. Петр. В соборе есть святыня, глядя на которую богомолец испытывает особые духовные переживания. С южной стороны собора за престолом, где в православных храмах горнее место, в пределе Святых Тайн на большой высоте за специальной решеткой находится столешница от того священного стола, за которым Спаситель наш совершил с учениками Тайную Вечерю и впервые причастил апостолов. Над престолом простирается сень, установленная на позолоченных бронзовых колоннах. Они стояли в Иерусалимском храме. Привез их в качестве трофея Тит после взятия в 70 г. святого города.
В полукуполе за нижним престолом, посвященном св. апостолу и евангелисту Иоанну Богослову, находятся замечательные мозаики времен св. Константина. На них изображены: Спаситель с десятью ангельскими чинами, Божия Матерь, святые. Из предела Святых Тайн дверь ведет во дворик, где по существующим описаниям, хранятся святыни, одно упоминание которых оживляет в сознании евангельские образы: верхний обруч устья колодца Иакова, над которым Христос беседовал с самарянкой; плита, на которой распявшие Спасителя воины метали жребий о Его одежде; две половины колонны из Иерусалимского храма, рассевшейся в момент крестной смерти Господа (Мф. 27:51). Во дворик этот мы не попали. Не смогли зайти и в ризницу собора, где находятся духовные сокровища: часть крови и воды, истекшие из прободенного правого ребра Иисуса; кусок лентиона, которым Спаситель отер ноги ученикам на Тайной Вечери; часть багряницы, в которую был одет во дворе Пилата взятый под стражу Иисус; часть волос Божией Матери; часть Ее ризы и др. святыни.
Чем больше в римских храмах мы встречали общехристианские святыни, чем сильней было наше желание приблизиться к ним, облобызать их, тем ясней обозначалась глубокая разница между православием и католицизмом в отношении к святыням. Православные люди прежде всего видят в них цельбоносный источник духовного и телесного врачевания. Мы тянемся к ним, потому что не только богословски, но и опытно знаем, что через них подаются благодатные силы. Человек с верой и молитвой приступающий к ним, очищается и освящается. Потому так трудно бывает больного, одержимого демоном, подвести к ним. Сколько было исцелений бесноватых от святых мощей и чудотворных икон. Католики, несомненно, чтут мощи угодников Божиих и иконы. Но видя как часто святыни бывают не доступны верующим людям, отгорожены не снимаемым стеклом, помещены в реликвариумы, сознаешь, как сильно дух восточного христианства отличается от западного. Причины гораздо глубже, чем кажутся. В духовном складе западного христианина заметно проявление рационализма. В этом источник происходящего уже несколько веков обмиршвления религиозной жизни у католиков.
СВЯТАЯ ЛЕСТНИЦА
На той же площади св. Иоанна находится базилика священномученика архидиакона Лаврентия. Мощи этого чтимого не только в Европе, но и у нас в России, святого находятся в другом его храме. Упомянутый нами храм замечателен тем, что в нем находится великая святыня — лестница в 28 ступеней (La Scala Santa). Ее привезла св. равноапостольная Елена из Иерусалима. Это лестница претории — дворца Понтия Пилата. По ней окровавленного и измученного Спасителя после смертного приговора низвели вниз и повели на Голгофу. Ее касались стопы Господа, на нее капала Его Кровь. Лестница сверху покрыта деревянными ступенями, но в тех местах, где сохранилась кровь Иисуса Христа, там устроены застекленные круглые отверстия. Люди с особым благоговением целуют их. По святой лестнице люди поднимаются только на коленях. Она ведет на второй этаж базилики.
АВЕНТИН
Холмы Рима невысокие. Находясь среди городских построек, не чувствуешь, что стоишь на горе. Когда же стоишь на Авентине, то видишь внизу с западной стороны Тибр. А вдали за ним Трастевер — часть города, имеющая не только свои традиции, но даже особый диалект. Тибр, разделяющий Рим на две неравные части, по-итальянски — Тевере. Трастевер означает Затибрие, Аналогичные топонимы хорошо известны: Заиордание, Замоскворечие.
На Авентине мы посетили храм, посвященный очень почитаемым в православном мире святым: муч. Вонифатию и преп. Алексию человеку Божию. Базилика построена на месте дома и двора богатой женщины по имени Аглаида. У нее был молодой раб Бонифатий, который стал мучеником. Житие его хорошо известно православным людям. Сохранился колодец, из которого черпали воду слуги Аглаиды. Он сейчас находится в пределах храма. Сто лет спустя во время императоров Аркадия и Гонория в доме, стоявшем рядом, жила супружеская чета (патриций Евфимиан и Аглаида), у которой родился сын Алексий. К этому времени на месте дома мученика Вонифатия был построен храм. В нем и венчался юноша Алексий. Но в брачную ночь он покинул дом и добрался до Едессы. Алексий раздал все, что имел, облачился в нищенские одежды и простоял 17 лет на паперти церкви Пресвятой Богородицы. В храме была икона Божией Матери, от которой пономарь церкви услышал чудесный голос, повелевавший ввести в церковь «человека Божия, достойного Царствия Небесного, ибо молитва его как кадило, свободно восходит пред лицем Божиим». Желая избежать славы, Алексий удалился. Вернувшись в Рим, он как нищий прожил под лестницей 17 лет. Умер он в 417 г. Перед смертью оставил письмо, в котором рассказал о себе.
На месте упомянутых домов и части двора сейчас стоит большой храм. Под главным престолом находятся св. мощи муч. Вонифатия и преп. Алексия. Они доступны богомольцам. Мы приложились к ним. Спели тропари святым. Хотя уже наступило вечернее время, было малолюдно. Мы не торопились. Можно было спокойно помолиться. В отдельном пределе на стене висит Едесская икона Матери Божией — тот самый образ, от которого был голос пономарю. Святыня эта, по преданию, была написана св. апостолом Лукой. Бежавший от арабов митрополит Дамасский Сергий привез ее 977 г. в Рим. Висит она высоко, приложиться к ней не возможно. Мы помолились Матери Божией. Сделали фотографии. Сохранилась лестница, под которой прожил много лет св. Алексий. Сейчас она висит на стене внутри базилики.
Из храма, прежде чем выйти на улицу, попадаешь во двор, покрытый травой. Может быть такая же трава росла на этом дворе, когда играл на нем мальчик Алексий. Площадь и улица около базилики также напоминают о жившем здесь угоднике: piazza S. Alessio, via S. Alessio.
КАТАКОМБЫ
Без катакомб невозможно представить историю римского христианства первых трех веков. Этим греческим словом (kata — вниз; kumbos — свод, подземелье) обозначены места погребений и тайных богослужений христиан в эпоху гонений. Они представляют собой подземные коридоры (параллельные и пересекающиеся). В стенах устраивались прямоугольные ниши. В них клали завернутые в погребальные пелены тела почивших (в большинстве мучеников и мучениц). Могилу плотно закрывали плитой, на которой было написано имя почившего. Иногда делались рисунки и эпитафии, свидетельствующие о высокой вере в будущую жизнь со Христом; например: «Spes in Christo, Spes in Deo, Spes in Deo Christo» («Надежда на Христа, надежда на Бога, надежда на Христа Бога»); «Верую, что в последний день Господень восстану». День кончины они праздновали как день рождения в будущую жизнь.
Время сокрыло от нас историю создания этих необычных сооружений. Исследователи обладают лишь возможностью реконструировать ее, а не описать по документам, которыми они не располагают. Церковная археология, основателем которой в Италии был Дж. Б. Росси (1822 — 1894), много сделала для изучения катакомб, которых было несколько десятков (более 60-ти). Изумляет протяженность подземных коридоров -более 500 километров. В них было погребено более 2-х миллионов христиан. Большинство их приняло святое мученичество. Факты эти выразительны. Они красноречиво свидетельствуют и о масштабах распространения христианства и о той великой борьбе, которая предшествовала полной победе учению Христа. Живший на рубеже II и III столетий апологет Тертуллиан писал, обращаясь к язычникам: «Мы недавние. Но мы наполнили вашу империю, ваши города, ваши острова, ваши племена, ваши казармы, дворцы, собрания и сенат».
Наши поломники смогли посетить только катакомбы св. Каллиста, расположенные в южной направлении. Автобус вез нас по самому древнему пути — знаменитой Аппиевой дороге, построенной цензором Аппием Клавдием в 312 г. до Р.Х. Она называется regina viarum (царица дорог). В Деяниях св. Апостолов (28:15) упоминается Аппиева площадь. Это был городок примерно в 60 км от столицы. Здесь братья-христиане встретили великого благовестника Павла, которого вели на суд кесаря. Пройдя еще 15 км. апостол-узник и сопровождавшие его пришли в местечко, называвшееся Три гостиницы. Еще одна группа христиан вышла им на встречу. «Увидев их, Павел возблагодарил Бога и ободрился"(28:15).
Прежде чем спуститься в прохладу древнего подземелья, мы полюбовались красотой окружающей местности. Живописные кипарисовые аллеи, строгие линии уже покрывшихся густой яркой зеленью кустов, спокойное майское солнце усиливали то радостное настроение, которое было у нас с утра.
Медленно спускаемся вниз. Хочется испытать, хотя бы на минуту, те же чувства, какими жили братья и сестры по вере. Восемнадцать или девятнадцать столетий, нас отделяющие, не имеют значения. Время, столь разрушительное для всего земного, не имеет власти над духовным миром. Ему даны иные законы. Люди, жившие и молившиеся в этих катакомбах, родились раньше нас, но сейчас мы современники. Мы члены одной Церкви: они уже на Небе, а мы пока стремимся к ним. Но нас связывают духовные узы, мы составляем единое Тело Христово — святую Церковь.
Катакомбы, в которые вел нас экскурсовод-итальянец, уверенно говоривший по-русски, называются по имени папы Каллиста (217 — 222). Когда он был архидиаконом, папа Зеферин (199 — 217) поручил ему устроить усыпальницу предстоятелей Римской церкви. Стараниями архидиакона была сделана специальная крипта Пещера пап, в которой было погребено 12 пап. Некоторые из них (Сикст, Гаий, Стефан) прославлены в лике святых как священномученики. В катакомбах папы Каллиста мы посетили еще две известные крипты. Одна из них — в память св. мученицы Цецилии (иногда: Кикилия). Здесь было место упокоения святой, показавшей замечательный образец чистоты, целомудрия и христианской стойкости. В 812 г. она явилась папе Пасхалию I и указала на место, где находятся ее мощи, которые считались утраченными. Было найдено ее нетленное тело. Сейчас св. мощи находятся в церкви св. Цецилии в Трастевере. Тамже можно увилеть изваяние святой, выполненное С. Мадерно в 1600 г. Скульптор изобразил святую такой, какой увидел ее нетленное тело, когда гробница была открыта в 1599 г. В крипте в настоящее время находится копия скульптуры. В усыпальнице св. Цецилии сохранилась часть фесок III — IV вв.
В пещере Святых Тайн интерес вызывают древние символические изображения таинств Крещения и Причащения (III в.).
В гостиницу мы вернулись вечером. После ужина отец-наместник благословил желающих посмотреть вечерний Рим. Однако немногие воспользовались такой возможностью. После всего увиденного и пережитого в этот незабываемый день хотелось покоя. Нужно было восстановить силы. Новый день начался рано. Был канун праздника святителя Николая. Необходимо было ко всенощному бдению вернуться в Бари. Последние часы в Риме!
ГОРОД
Автобус должен был прибыть к гостинице ко времени нашего отъезда. В Колизей решили идти пешком. Время было дорого, но представилась возможность лучше увидеть город. Шли долго. Проходили улицы и площади. Рим предстал иным, чем через стекло быстро движущейся машины. Было время не только всмотреться в настоящее, но и вспомнить прошлое. Вокруг нас был город, жизнь которого началась 2 тысячи 756 лет назад. Он знал долгую, казавшуюся нескончаемой, земную славу, затмившую славу многих великих городов. Ему суждено было и другое: увидеть себя одряхлевшим и униженным. Аларих, вождь вестготов, одного из тех народов, которых римляне презирали как варваров, в 410 г. после третьей осады пленил и разграбил Рим. Но он не был сожжен, разрушен и уничтожен, как Ниневия, Вавилон и другие. Победитель Рима, опустошил его, но, не найдя в нем продовольствие, направился в Африку, бывшей житницею Рима. По дороге он вскоре заболел и умер в Калабрии. Вестготам пришлось хоронить своего вождя в чужой стране. Желая сохранить могилу от разорения, они изменили течение реки Бузент, похоронили там Алариха, а потом вернули реку в прежнее русло.
Рим продолжал жить. Исторические невзгоды умножались, но римляне не считали город обреченным. Большинство жителей были уже христианами, а последователи Спасителя мира знают, что судьбы не только людей, но и городов и народов находятся в руках Божиих. Города сохраняются или исчезают не по исторической случайности, а по воли Божественного Промысла. Нам открыто это Священным Писанием: «И Вавилон, краса царств, гордость Халдеев, будет ниспровержен Богом, как Содом и Гоморра» (Ис.13:19). Господь через св. пророков возвещает свой приговор и другим городам и народам: Тиру, Сидону, Едому, Египту и др. Рим не разделил их участи. Святые апостолы Петр и Павел вместе с неисчислимым сонмом мучеников хранили город. В 452 г. к Риму подошел предводитель гуннов Аттила, совершивший несколько опустошительных походов в Галлию, Сев. Италию. Император Валентиан, хотел бежать из Рима. Святитель папа Лев Великий без страха вышел навстречу грозному кочевнику, который говорил, что там, где прошел его конь, трава расти не будет. В Соборе св. Петра мы видели фреску, на которой святитель, находясь в стане гуннов, указывает вверх, где в небесной вышине находятся апостолы Петр и Павел, сказал, что город будут защищать они. История свидетельствует, что Аттила, не тронув город, ушел из-под его стен. Позже он сказал: «два светлых мужа держали предо мною обнаженные мечи, грозя смертью».
Христианские святыни Рима — духовные сокровища, и ими продолжает жить город; они участвуют в его исторической судьбе. Об этом говорит святитель Иоанн Златоуст: «Я желал бы увидеть гроб, в котором положено оружие правды, оружие света, члены ныне живые, но мертвые тогда, когда находился Павел в живых, члены, в которых жил Христос, члены распятые миру, члены Христовы, во Христа облеченные, храм Духа, святое здание, члены связанные Духом, пригвожденные страхом Божиим, носящие на себе язвы Христовы. Это тело ограждает Рим. Оно надежнее всякого укрепления и бесчисленных стен. А с ним и тело Петра, потому что Павел почитал Петра еще при жизни: взыдох соглядати Петра (Гал.1:18), говорит он. Поэтому благодать удостоила его и после смерти быть с Петром под одним кровом» (Бесед. на Посл. к Рим. XXXII. 4). И без этих святынь он, наверно, продолжал бы существовать физически, но лишился своего исторического лица; стал бы современным супергородом, как Нью-Йорк или Токио, похожим на безбрежный людской океан.
КОЛИЗЕЙ
От площади Санта Мария Маджоре, пройдя несколько улиц древнего города, на которых сохранилось много строений классического Рима, мы вышли на одну из самых широких городских путей — улицу Императорских форумов (via dei Fori Imperiali). Эта широкая (30 м.), но не очень протяженная (850 м.) городская артерия соединяет площадь Венеции с Колизеем. Ее проложили в 1932 г., соединив несколько небольших улиц. Когда приближаешься к Колизею, проходишь мимо форумов: справа находится форум Римский, а слева императорские. Впереди Колизей. При виде его, так хорошо знакомого по фотографиям, трудно удержаться от волнения. Здесь пролилась кровь великого множества святых. Сколько их было мы не знаем. Откроется в будущем. На Суде.
Римский амфитеатор (греч. amphi — вокруг, theatron — театр), получивший название Колизей (поблизости стоял колосс; лат. colosseus — громадный) является одним из самых выдающихся сооружений древнего мира, превосходящее другие не только размерами, но новизною и смелостью инженерных и архитектурных решений. Он имеет форму эллипса. Большая ось его имеет длину 188 м., а малая — 156 м.;периметр амфитеатра — 527 м. В высоту он достигает 57 м. Большим достижением было широкое применение арок и крестовых сводов. На зрительных местах размещалось около 50 тыс. В ненастье над всем этим сооружением с помощью лебедок натягивался гигантский тент. Арена была деревянная, посыпанная песком. Ее часто меняли, потому что она пропитывалась кровью людей и животных. Можно увидеть шахты под ареной. По ним с помощью подъемников доставляли на арену диких животных. При сооружении Колизея проявился строительный гений римлян. Как строители они превосходили греков. Работы начались при имп. Веспасиане в 72 г., а закончились в 80 г в правление Тита Веспасиана. Строили евреи, приведенные в Рим Титом после прекращения Иудейской войны 66 — 70 гг. Шествие пленных изображено на одном из барельефов триумфальной арки Тита. Воины несут трофеи. Хорошо виден семирожковый светильник из Иерусалимского храма.
После первого впечатления от этого сооружения, вызывающего мысли о тех дарованиях и силах, которыми Бог наделил человека, вскоре приходят совсем другие. Изумляешься еще больше, когда думаешь о том, что это место, где лилась кровь и погибало в день несколько сот человек, было любимым местом отдыха римлян. После открытия Колизея празднование продолжалось более 3 месяцев. Погибло множество людей и около 5 тыс. диких зверей. Трагедии придавали эффект посредством различных фальшивых церемоний. Например, перед тем, как начать убивать друг друга, стоявшие на арене должны были обратиться к императору: ave, Caesar, morituri te salutant («будь здоров, кесарь, идущие на смерть приветствуют тебя»). Как объяснить это услаждение кровью и зрелищем умирающих людей и животных. Колизей как в фокусе показывает духовную нищету языческого мира при блеске его внешней жизни. Это несомненно. Но задумываясь над тем, что происходило на этой огромной арене, хочется полнее понять эту жажду крови. Нет ли здесь чего-то более глубокого и печального? Неожиданно приходит параллель. Кто основал первый город на нашей земле? Братоубийца Каин. «И пошел Каин от лица Господня и поселился в земле Нод, на восток от Едема. И познал Каин жену свою; и она зачала и родила Еноха. И построил он город; и назвал город по имени сына своего: Енох"(Быт 4:16−17). Бог назначил человеку Сад. Но он через грехопадение лишился его. Старший сын наших прародителей, прибавив к этому греху, страшное преступление, создал город. Рим тоже основан братоубийцей. Когда Ромул строил город на холме Палатин, Рем перепрыгнул через ограду. Основатель Рима убил своего брата. Самые первые, самые древние стены «вечного города» политы кровью.
Но нет ничего фатального. Христианство разрушило языческие заблуждения о роке. Римляне язычники вели свое родословие от Ромула. Они услаждались видом чужой смерти. Римские христиане, которых становилось все больше и больше, вели свое родословие от Иисуса Христа, Который пришел в этот мир, чтобы победить и разрушить царство смерти. Христиане также пролили кровь на арене Колизея, но не чужую, а свою. Римский амфитеатор стал местом мученических подвигов последователей Христа при имп. Траяне (98 — 117). С именем этого незаурядного по своим военно-статегическим и административным дарованиям правителя связано третье гонение на христиан. Инициаторами первых двух были Нерон (54 — 68) и Домициан (81 — 96). Первым или одним из первых мучеников на арене Колизея стал 20 декабря 107 г. епископ Антиохи св. Игнатий Богоносец. По своей высокой святой жизни он сподобился слышать небесное пение. После этого он ввел в церковную жизнь антифонное пение. По дороге в столицу империи он узнал, что римские христиане намерены добиваться отмены царского приговора о смертной казни. В письме он просил не делать этого. Известны слова его письма, в котором выражено великое желания стать жертвой ради Иисуса Христа: «Я Его пшеница и буду смолот зубами зверей, чтобы быть Ему чистым хлебом». Со священномученика Игнатия Богоносца начинается неисчеслимый ряд добропобедных мучеников. Миланский эдикт (313 г.) св. Константина Великого положил конец гонению на христиан в империи. За два столетия в Колизее приняло святое мученество великий сонм христиан. Тайновидцу св. ап. Иоанну Богослову была открыта участь св. страдальцев за Христа: «И, начав речь, один из старцев спросил меня: сии облеченные в белые одежды кто, и откуда пришли? Я сказал ему: ты знаешь, господин. И он сказал мне: это те, которые пришли от великой скорби; они омыли одежды свои и убелили одежды свои Кровию Агнца"(Отк. 7:13−14).
На арене Колизея, которая частично восстановлена, мы пропели тропарь и величание мученикам. В таком месте душа чувствует духовную связь с теми, к кому обращена молитва.
ПРАЗДНИК
В полдень 21 мая мы выехали из Рима. Автобус, прежде чем окончательно увести паломников из Рима, приблизил нас к его сердцу — гробнице св. апостола Петра. Проехав по мосту, соединяющему два берега сильно обмелевшего Тибра, мы обогнули соборную площадь с южной стороны и повернули на извилистую улицу Григория VII. Названа она по имени папы, у которого в Каноссе в январе 1077 г. император Священной Римской империи униженно просил прощение. С нее мы повернули на юго-восток и поехали в Бари. Через семь с половиной часов мы были на всенощном бдении в православном храме святителя Николая Чудотворца. Службу возглавлял епископ Тамбовский Феодосий.
Церковь, где проходило бдение, была построена в 1913 г. как подворье Императорского Православного Палестинского общества, председателем которого после мученической кончины основателя вел. кн. Сергия Александровича, была св. преподобномученица Елизавета Федоровна. Земля под строительство была в 1911 г. приобретена стараниями священномученика Иоанна Восторгова.
После службы автобус повез нас вдоль Адриатического моря. Разместились мы в гостинице, расположенной на берегу залива Сан Джованни. Радостно было узнать, что эта живописная местность носит имя св. Иоанна Златоуста.
Все были уставшие. Ночь ожидалась короткой. Надо было встать рано. Архимандрит Тихон сказал, что нужно приехать в базилику не позже 7 ч. утра, чтобы успеть до начала службы приложиться к св. мощам. Когда мы вошли в храм, в нижнем помещении уже было много народа. Однако все смогли приложиться к мироточивым останкам св. Угодника и помолиться у гробницы.
Многие приехавшие священники по просьбе Владыки Феодосия стали исповедывать. В такие праздники причащается почти весь храм. Помню, подошла девочка. Женщина, с которой она приехала, сказала, что отроковица знает только по-румынски. Так как предстояла исповедь, то переводчик не имел права присутствовать. Румынского языка я не знал. Они пошли к другому священнику.
Когда прибыл архиепископ Екатеринбургский Викентий, началась праздничая Божественная литургия. Служили два архиерея и несколько десятков священнослужителей. Наместник Сретенского монастыря архим. Тихон сделал первый возглас «Благословенно Царство…». Праздничная Литургия началась. Пели два больших хора: Св. Троицкой Сергиевой лавры и братский хор нашего Сретенского монастыря. Весь нижний храм заполнен богомольцами. После Литургии был совершен праздничный молебен святителю Николаю Чудотворцу. Когда служба закончилась, народ продолжал оставаться в храме, у святых мощей. Не хотелось уходить.
Мы вышли из базилики и пошли к автобусу. Машина еще не приехала. Вся наша большая группа стояла на набережной Императора Августа. Сейчас уже невозможно сказать, кто первым заметил высоко над нами необычное явление. Небо над городом было закрыто тучами. Везде шел дождь, и только над храмом небо было чистым. Сияло солнце, а вокруг него — большое ровное кольцо радуги. Сколько живу, ни разу не видел подобного явления. Все были обрадованы и изумлены. Стали обсуждать, как сделать фотоснимок. Нужно было навести объектив прямо на солнце. Фотография получилась. Вернувшись в Москву, я открыл энциклопедию: «Радуга, разноцветная дуга на небосводе. Наблюдается, когда Солнце освящает завесу дождя, расположенную на противоположной от него стороне неба».
Мы вернулись в гостиницу. Пообедали, отдохнули и поехали в маленький городок Алберобелло. Он стоит на гористой местности. Улицы довольно круто идут вверх. идя по одной из них мы были обрадованы, увидев базилику св. мучеников Космы и Дамиана. Мы вошли в храм. Пока осматривали его, пришел настоятель, который рассказал через переводчика о св. мощах мучеников. Мы помолились им, но к мощам приложиться не смогли: они в особой нише за стеклом. Там же стоят два скульптурных изображений святых угодников. Настоятель также сказал, что православные люди из Москвы уже посещали базилику. От них он узнал, что в Москве есть храм этим святым.
Достопримечательностью Алберобелло являются небольшие домики с конусным верхом. Экскурсовод сказал, что раньше они складывались без какого-либо связывающего раствора. Хозяева их могли в короткое время разобрать. Делалось это, как утверждают, в ожидании сборщиков налогов. Может быть так и было, но сейчас это вполне современный городок. Жители знают, что нужно туристам и охотно и ожидают их. Конусные крыши стали декоративной строительной деталью. Мы остались ужинать. Многим впервые пришлось попробовать осьминогов. В гостиницу возвращались в сумерках. Машина быстро мчалась по пустынной дороге. Внизу чернела долина. Виднелись редкие маленькие, как звездочки, огоньки.
ПОМПЕИ
В день нашего возвращения мы посетили Помпеи. Этот теперь уже мертвый город каждому известен со школьных лет. При его упоминании многие, наверно, вспоминают картину К. Брюллова «Последний день Помпеи» и стихи А.С.Пушкина:
«И стал последний день Помпеи
Для русской кисти первым днем».
Сейчас это небольшой населенный пункт в Южной Италии, в котором живет свыше 23 тыс. жителей. Рядом с ним находятся руины древнего города Помпеи, который был засыпан пятиметровым слоем пепла в результате извержения вулкана Везувия 24 августа 79 г., когда в Риме правил Тит Флавий Веспасиан. Этот единственный в материковой Европе вулкан остается непотухшим. После 79 г. было более 50 извержений (последнее в 1957−59 гг.), но они не были столь страшными, как в тот год, когда погибли Геркуланум и Помпеи. Очевидцы видели в тот день над Везувием огромную грибовидную тучу, которая стала опускаться. Тьма покрыла землю. Эта необычная ночь длилась сутки. Одновременно пошел дождь раскаленного пепла и кусков пемзы. Произошло землетрясение, в результате чего образовались большие трещины в земле. Многие жившие в городе смогли уйти. В этот день погиб римский ученый, автор энциклопедического труда «Естественная история» (37 кн.). Он занимая должность префекта Мизенского флота, выполняя свой служебный долг поспешил на помощь жителям. Причиной смерти был удушливый серный газ, вырывавшийся из трещин земли. Прошли столетия. Бури и ветры образовали над застывшим пеплом плодородный слой. Появилась трава, потом и сады.
Раскопки погребенного города начались в 1748 г. Привлекала внимание большая впадина правильной формы. В результате расчистки был открыт античный амфитеатр. Постепенно удалось раскопать остатки городских стен 5 — 4 вв. до Р.Х., театр, идольские капища, рынки, форумы (6 и 2 вв. до Р.Х.), бани, жилые дома, тротуары, площади.
Когда мы обошли почти весь городок, экскурсовод- переводчик (итальянка, жительница Неаполя) привела нас к целому кварталу, где жили блудницы (археологи это установили на основе сохранившихся настенных изображений). Отец Тихон решительно сказал, что туда мы не пойдем. Женщина-экскурсовод этому удивилась, потому что другие никогда не отказывались смотреть эту часть города-музея. Думаю, что решение было совершенно правильное. Духовный мир невидимо, но реально воздействует на мир физический, телесный. Богоугодная святая жизнь все вокруг освящает. Нам об этом свидетельствует Священное Писание: «Бог же творил немало чудес руками Павла, так что на больных возлагали платки и опоясания с тела его, и у них прекращались болезни, и злые духи выходили из них». Если же люди живут порочно, оскверняются смертными грехами, то и окружающий их мир оскверняется. Об этом говорят священные писатели и святые отцы: «А других страхом спасайте, исторгая из огня, обличайте же со страхом, гнушаясь даже одеждою, которая осквернена плотью"(Иуд.1:23). Состояние это может длиться очень долго. Скверна сама «со временем» не исчезает. Только благодать Божия истребяет ее, если совершается молитва и правильная духовная жизнь.
Есть мнение, что города Помпеи и Геркуланум разделили участь ханаанских городов Содома и Гоморры. Решить это мы не можем. Весь языческий мир был в сильной степени развращенным, но бедствие обрушилось на них. Уместно вспомнить слова Господа: «Или думаете ли, что те восемнадцать человек, на которых упала башня Силоамская и побила их, виновнее были всех, живущих в Иерусалиме? Нет, говорю вам, но, если не покаетесь, все так же погибнете» (Лк.13:4−5).
Знакомство с мертвым городом закончилось. Через несколько часов улетал наш самолет. Предстояло пересечь Италию от Неаполитанского залива до Адриатического моря. Мы сели в автобус…
ВОЗВРАЩЕНИЕ
Аэропорт в Бари. Проходим через все, ставшие уже привычными формальности: проверка, досмотр, контроль. Не может возникнуть сомнений в необходимости этого. Но трудно удержаться от грустных мыслей: какие резкие сдвиги произошли в нравственной жизни человечества всего лишь за несколько десятилетий! Что-то надломилось и вряд ли уже восстановится. Лет 35 назад я часто летал к родителям на самолете. Хорошо помню это время. Было спокойно.
Ожидание кончилось. Борт, как любят говорить военные, стоял в ожидании пассажиров. Шум работающих двигателей. Самолет, словно огромная машина, медленно едет по бетонному полю. Выруливает на взлетную полосу. Шум становится резким и сильным. На короткое время самолет останавливается, а уже через несколько секунд неудержимо мчится по полю. Легко чувствуешь то мгновение, когда земля уже перестает быть для самолета и для тебя опорой. Странное это сознание, что ты уже не на земле. Человек всегда знал, что он поставлен Творцом на нее, как на твердое основание для его ног. Псалмопевец благодарит Бога: Ты «извлек меня из страшного рва, из тинистого болота, и поставил на камне ноги мои и утвердил стопы мои"(Пс.39:3). Испытываемые нами переживания, когда мы поднимаемся в воздух, наверно, сродни тем чувствам, которые испытывал в прошлом тот, кому было необходимо сойти с земли и взойти на зыбкую палубу корабля и совершить плавание. Люди делали это с твердой верой, что Господь не только поставил человека совершать этот опасный труд, но и дал им упование на Него: «промысл Твой, Отец, управляет кораблем, ибо Ты дал и путь в море и безопасную стезю в волнах, показывая, что Ты можешь от всего спасать, хотя бы кто отправлялся в море и без искусства» (Прем.14:3−4).
Летели мы спокойно, без искушений. Только находясь над Москвой, стали догадываться, что возникли какие-то затруднения: самолет делает круг, второй, потом третий. Идем на четвертый. Тревоги не испытываем. Молимся и уповаем, что по молитвам Матери Божией Путеводительницы и покровителя путешествующих св. Николая Чудотворца Господь управит наш путь. Через несколько минут послышался хорошо знакомый звук. Самолет выпустил шасси и пошел на посадку. Только приземлившись, узнали, что сели не во Внуково, а в Домодедово.
На исходе пятого дня путешествия мы возвратились в нашу обитель. Господь хранит в пути каждого, кто надеется на Него. Только переступив порог дома, человек в полноте понимает, как многое в пути зависело не от него, а от Бога. После трудного путешествия, человеку открывается великий и сокровенный смысл ставшей для нас уже привычной молитвы: «Услыши ны, Боже, Спасителю наш, упование всех концев земли и сущих в море далече: и милостив, милостив буди, Владыко, о гресех наших и помилуй ны. Милостив бо и человеколюбец Бог еси, и Тебе славу возсылаем, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки веков. Аминь.
Слава Богу за все!