Монастырский вестник | 11.11.2014 |
В нынешнем году тиражом в тысячу экземпляров вышла книга «Крест иноческой жизни (по книге святителя Феофана Затворника „Напоминание всечестным инокиням о том, что требует от них иночество“)». Ее автор-составитель игумения Вера (РОВЧАН) восемь лет подвизается в Успенском Вышенском монастыре и чуть более трех лет является его настоятельницей. Наша беседа с ней была посвящена этому современному труду, в основу которого легли проповеди святителя Феофана Затворника к насельницам женских обителей.
— Матушка Вера, из переписки настоятеля Свято-Пантелеимонова русского монастыря на Афоне отца Андрея (Веревкина) со святителем Феофаном известно, что именно он, святогорский игумен, подсказал епископу-затворнику идею взяться за такую актуальную для всех времен книгу. Отец Андрей писал Преосвященному святителю в Вышу: «Кажется, не мешало бы собрать все поучения Ваши, произнесенные в женских обителях, и издать особой брошюрой для инокинь». Интересно, а как Вы отважились на столь непростой труд, как сумели выкроить для него время?
— На самом деле это была моя дипломная работа. Я писала ее по ночам, заканчивая факультет теологии Рязанского государственного университета имени С.А. Есенина. Митрополит Рязанский и Михайловский Павел (сейчас он — митрополит Минский и Заславский, Патриарший Экзарх всея Беларуси) благословил меня облечь ее в форму книги. Почему я выбрала именно эту тему? Она мне очень близка, поскольку в качестве настоятельницы обители я сразу почувствовала, что возникает много вопросов. В их ряду: как организовать духовную жизнь сестер? как наладить их быт? как добиться от насельниц единомыслия, единодушия, объединяющих и цементирующих иноческое житье? И многие-многие другие. В повседневной жизни мы прибегали к названному труду святителя, но получали оттуда разрозненную информацию. Вот и родилась мысль обобщить ее, систематизировать все по главам: об Уставе монастыря, о терпении, борьбе со страстями, уповании на Господа… В общей сложности получилось двадцать четыре главы, основой которых стали двадцать проповедей святителя Феофана Затворника, произнесенных им в Тамбовской и Владимирской епархиях в те годы, когда он был там правящим архиереем. В книге три основных раздела: духовный смысл иноческой жизни, монашеская жизнь внешняя и монашеская жизнь внутренняя. Так ее легче читать и получать ответы на свои вопросы.
— Мне, например, запомнились слова святителя Феофана, что иноческие обители учреждены затем, чтобы приготовить духовных врачевателей и врачевательниц. Святитель пишет, что в мире владычествуют страсти и всех снедают. «Придет кто в обитель отдохнуть душою, и тут те же страсти. Куда же тогда деваться мирянам от страстей? Возьмите же себе во внимание то, чем вы должны быть, и поревнуйте не казаться только, но и быть таковыми, какими все видеть вас чают», — призывает он монашествующих. Удается ли в святой обители, где подвижник веры и благочестия писал свои творения, следовать его наказу?
— Если говорить о нашем монастыре, то сегодня в нем вместе с послушницами подвизается семнадцать сестер. Причем многие из них пришли сюда еще в 90-е годы прошлого века. И я думаю, что здесь остаются только те, кто может послужить святителю Феофану. То есть для кого его духоносные слова и призыв добрым иночествованием показать себя достойными избрания Божия — это основа основ. За восемь лет пребывания в монастыре мне довелось видеть насельниц (и послушниц, и инокинь), которые вдруг уходили в мир, даже создавали семьи. Поэтому скажу так: святитель отбирает только тех, на кого он может положиться. Он отбирает
своих. И сестры в возрасте, составляющие костяк нашей монашеской семьи, служат с поразительной самоотдачей. Недавно был случай: одна наша пожилая матушка обварила кипятком ноги. Несмотря на это, она каждый день ходила на послушания. А когда боль стала нестерпимой, сообщила мне об этом. Конечно, я ее пожурила, сказав, что нельзя так себя доводить, и положила в больницу, где она пролежала две недели, пока ее не привели в порядок.
Радует степень ответственности многих сестер, их настрой не просто выполнить послушание, но выполнить его с любовью. Видя это, и миряне в атмосфере всеобщей любви душой отдыхают, стремясь приехать сюда снова, чтобы сделать глоток свежего целительного воздуха. Словом, с Божией помощью мы стараемся приблизиться к тому, о чем писал святитель Феофан в XIX веке и на чем акцентировал внимание Святейший Патриарх Московский и всея Руси Кирилл совсем недавно, 8 октября 2014 года, на собрании игуменов и игумений Русской Православной Церкви в Троице-Сергиевой лавре: «Наша основная цель — сделать так, чтобы современные обители были училищами подлинного благочестия и святости». И хотя в нашем монастыре малый по численности состав, однако ему, «малому стаду», предстоит выполнить масштабную задачу: возродить обитель как духовно-просветительский центр. (Замечу, что в этом определении содержится две составляющих, которые связаны друг с другом и могут быть реализованы только в тесном взаимодействии).
— В своем докладе на VIII ежегодных Феофановских чтениях Вы назвали основные вехи на этом пути, в их числе и создание музея святителя Феофана, позволяющего рассказать о сокровенном подвиге затвора паломникам…
— В нашей беседе хочу обратить внимание и на другую сторону, не менее важную: на крестные ходы с Вышенскими святынями: чудотворной иконой Божией Матери Казанской Вышенской и мощами святителя Феофана Затворника. Такие крестные ходы прошли в Тамбовской, Тверской, Владимирской, Рязанской, Орловской, Элистинской и Калмыцкой, Ханты-Мансийской епархиях, а также по многих епархиях Украины, что помогло людям больше узнать о святителе, дало им возможность помолиться у святынь, испросить небесного предстательства и покровительства в различных нуждах и обстояниях.
— Сегодня уже много сделано для подготовки 200-летнего юбилея со дня рождения святителя Феофана Затворника. По благословению Святейшего Патриарха Кирилла юбилей будет отмечаться в следующем году на общецерковном уровне. Вы, как настоятельница обители, находитесь в самой гуще событий. Нам рассказывали, что для Вас стали привычными маршрут Выша — Рязань — Москва и участие в разных мероприятиях, связанных с предстоящим празднованием. Благодаря этому множество людей знакомится с духовным наследием епископа-затворника. Матушка, как давно сами Вы узнали о святителе?
— К своему стыду, узнала я достаточно поздно. Предыстория такова: я жила и работала в Москве. Работа была, можно сказать, публичная, насыщенная делами, встречами, — постоянно в движении. Но когда у меня появился духовник в Почаевской лавре, вся эта публичность попросту стала неинтересна. Моя жизнь тогда начала кардинально меняться. Пришло решение купить дом рядом с Почаевской лаврой, чтобы быть поближе к своему духовному отцу. Однако он не благословил, сказал: «Ищи в своих местах». Сначала я в Оптину пустынь поехала, затем мои знакомые предложили поискать дом в Тверской области рядом с Нило-Столобенской пустынью. Но вдруг позвонил один из водителей, который возил меня, и предложил: «Мы собираемся с супругой в Вышу. Не хотите ли с нами поехать?» Я спросила: «А где это?» Он ответил: «В четырехстах километрах от Москвы». Честно говоря, так далеко ехать не хотелось: ведь уже решила подыскивать себе дом возле Нило-Столобенской пустыни! Водитель стал уговаривать, и вот тогда-то я впервые услышала имя святителя Феофана Затворника. Может, какие-то его изречения и читала раньше, но не вникла, кому они принадлежали. В общем, меня уговорили. Мы приехали в Вышу в половине десятого вечера. Темень была непроглядная! Но, как только мы въехали в поселок, я вдруг почувствовала, что у меня сильно забилось сердце. А в машине был включен радиоприемничек, и оттуда неслись слова песни: «Здесь воздух святостью наполнен…» Могло ли это быть случайностью?
Когда рассвело, я увидела монастырь и сразу подумала: надо тут подыскивать дом. Появилось стойкое ощущение, что это мое место. Оно мне очень понравилось. Сообщила об этом в Почаевскую лавру духовнику. Он схимник, позвонить ему было нельзя, поэтому передала сообщение через людей. Две недели не было ответа, что наводило на мысль: наверное, не будет благословения, придется ехать в Тверскую область. И вдруг мне звонят и говорят, что батюшка благословил и при этом довольно потер руки. Я спросила по телефону: «А что это значит?» Мне ответили, что не знают. Сейчас-то я прекрасно понимаю, что это значило! Кстати, мой духовник когда-то предрек мне монашескую жизнь. Сюда, в Свято-Успенский Вышенский монастырь, я пришла вначале мирским человеком, получив благословение заняться восстановлением обители, потом приняла постриг, теперь вот настоятельница обители…
Однажды мой бывший начальник из той светской организации, в которой я в Москве работала, спросил, не жалею ли, что оставила довольно комфортные условия жизни в столице и перебралась за четыреста километров от нее. И не просто уехала, а, как он сказал, постоянно езжу в машине и бегаю туда-сюда. Тогда я впервые задумалась об этом и честно сама себе ответила: нисколечко не жалею! Это такая радость — послужить Богу! Жалею только об одном: что большую часть жизни служила миру, когда было много сил и здоровье было покрепче. Знаете, при подготовке к юбилею святителя Феофана приходится очень много трудиться, много ездить. Какие здесь дороги, вы, наверное, сами почувствовали, когда сюда добирались. Поэтому все время говоришь себе: «Надо!» — и отправляешься в путь, молитвенно обращаясь к святителю Феофану. Невозможно не осознавать, что все, что получается, делает сам святитель. Мне остается только побегать, чтобы собрать это воедино…
— В книге «Крест иноческой жизни» каждая глава настолько емкая, что хочется все советы и образы пропустить через сердце. Даже мирскому человеку… Но особое внимание обращают на себя изображенные два креста, помогающие визуально представить крест иноческой жизни. На них указано, что составляет сердцевину креста, что — верхнюю его часть, что — нижнюю…
— Это было сделано на основе взглядов святителя, который обращался к монашествующим со словами: «…ваш крест, то есть иноческий, походит на обыкновенные христианские кресты, только он имеет свою постройку и некоторые особенности в одних и тех же частях. Правда, он немного, а может быть, и не немного — тяжелее, но зато и плодотворнее». Святитель Феофан (эти его слова стали эпиграфом к книге) писал: «Без креста никто не спасался и не спасется. Как Господь вошел в славу, пострадав на кресте, так и все последующие Ему чрез своего рода крест входят в сопрославление с Ним. Желаете ли войти во славу эту? Взойдите прежде на крест — и со креста уже пойдете на небо».
— Расскажите, пожалуйста, каким образом эта книга распространяется?
— Пока что ее можно приобрести только в нашей церковной лавке. Но, если какие-то епархии просят, мы передаем им определенную часть тиража. Вот епископ Касимовский и Сасовский Дионисий, который вел в нашем монастыре VIII Феофановские чтения, взял 50 экземпляров, чтобы раздать у себя в епархии.
— А не возникала ли у Вас мысль полностью опубликовать книгу на сайте Успенской Вышенской обители? Ведь тогда монашествующие из многих удаленных обителей смогли бы с ней познакомиться и многое из нее почерпнуть.
— Мы думаем над этим.
— Матушка, не могу не спросить на прощание: наверное, свою дипломную работу Вы защитили на отлично?
— Да. Только на этом моя учеба в государственном университете не закончилась. Меня благословили продолжать учиться в магистратуре. Конечно, совмещать настоятельство и учебу нелегко, а сейчас это делать особенно сложно, поскольку подготовка к юбилейным мероприятиям требует полной самоотдачи. Но архиерейское благословение надо выполнять!
Беседовала: Нина СТАВИЦКАЯ
Фотограф: Владимир ХОДАКОВ
http://monasterium.ru/index.php?option=com_content&view=article&id=1525&catid=291&Itemid=122