Православие.Ru | Татьяна Птицына | 29.01.2004 |
ЛОВЦЫ ДЕТСКИХ ДУШ
Но, возможно, секты — это просто страшилка для людей несведущих, и ничего ужасного они в себе не несут. Может, секты вносят мир и покой в людские души? Ведь адепты сект предлагают человеку спасение, они заботятся о своих членах. Да и в конце концов, люди сами выбирают свой путь.
— Никакого выбора в реальности нет, — утверждает профессор богословия, руководитель центра религиоведческих исследований Александр Дворкин — Никто в секту сам не приходит. Человека уводят, фактически заманивают в секту, так что ни о каком свободном выборе даже и речи идти не может. И потом ему уже крайне трудно оттуда выбраться, поскольку его сознание уже полностью закрыто от критического восприятия мира. О спасении также говорить не приходится. Секта лишь эксплуатирует своих членов. Она может нанести им психологический, финансовый и физический вред. Она контролирует поведение, мысли и эмоции своих членов. Использует различные методы для превращения новозавербованного человека в лояльного, послушного, раболепного и подобострастного члена секты. Секты считают, что они сами или их лидер обладают особым статусом, который выносит их за рамки общества и семьи и противопоставляет им. Словом, тоталитарная секта — это организация с жесткой структурой, имеющая обожествленного лидера или верхушку, применяющая методы по контролированию сознания своих членов и удержания их, твердо регламентирующей все аспекты их жизни.
До тех пор пока в секте существует неограниченная власть, она не может измениться. То есть они могут, конечно, изменить любые свои установки (как, например, в секте доморощенного нашего мессии Виссариона, который всего пару лет назад запрещал отдавать детей-сектантов в школу и вообще не позволял им ничего учить, кроме своих «откровений», теперь же сделал милость и разрешил посещать общеобразовательные учреждения), они могут полностью переделать свою «догматику», но слепое повиновение останется в силе. И никакая эволюция по существу невозможна, пока во главе группы стоит гуру, учитель, мессия, обожествляемый идол. Пока группа построена на тоталитарных принципах, ничего хорошего в ней не может быть по определению и ничто не может предотвратить развитие событий по самому худшему из возможных сценариев. Человечество видело это неоднократно на примере сект-убийц. Вспомните, как был потрясен мир, узнав о страшном конце секты «Народный храм». Свыше 900 человек уверовали в своего лидера Джима Джонса и последовали за ним в джунгли Гайаны, где приступили к строительству «идеального города», а затем подчинились его приказу совершить самоубийство, выпив яд, или по меньшей мере не слишком сопротивлялись, когда им стреляли в затылок. Мнения детей не спрашивал никто: младенцам раствор впрыскивали в рот пипетками, дети постарше доверчиво выпивали поднесенный им матерями яд в виде сладкого напитка в бумажных стаканчиках. А наше «Белое братство»? Ведь тогда чудовищной трагедии удалось избежать благодаря решительным действиям правоохранительных органов, просто вовремя повязавшим большую группу детей, что готовились совершить акт массового самоубийства по приказу их гуру Марии Цвигун.
Но и там, где нет изначального стремления сект и их руководителей к убийству людей, мыслящих инако (вспомним небезызвестную «Аум Сенрике», устроившую газовую атаку в токийском метро), или самоубийству (вроде «Небесных врат», изначально готовивших своих адептов к переходу в иной мир), жизнь членов сект, и в особенности детей, предоставляется просто немыслимой. Так, большинство сектантских общин, приверженных так называемой «естественной» жизни вынуждают своих последователей придерживаться строгой диеты, что приводит к хроническому недоеданию. Например, окопавшиеся в Кузбассе последователи оккультной секты «Страна Анура» считают себя потомками жителей Венеры и, чтобы поддерживать постоянную связь с «космическим разумом» изводят себя и своих детей жестокой диетой, а проще говоря, морят голодом, много медитируют, а утром натощак съедают ложку соды, которая якобы служит проводником космической энергии. Сектанты нигде не работают, книг не читают, своих детей они забирают из государственных учебных заведений, а в случае болезни им запрещено обращаться к врачам. Секта нигде не зарегистрирована, поскольку «регистрацию запрещает Космос».
Сектанты откровенно попирают законы Российской Федерации «Об образовании», «О здравоохранении», «О свободе совести и религиозных объединениях», но почему-то это совершенно не трогает местные власти. А в последнее время, чувствуя свою полную безнаказанность, сектанты начали распространять свои, мягко говоря, бредовые идеи через бесплатные театрализованные представления в детских садах, школах, клубах, домах культуры. Они организвали театр Духа «Святое кольцо», при котором создали детский клуб «Солнышко» и юношеский «Ветер перемен». Благодаря поддержке местных властей, которые (хочется в это верить) не знали, с кем имеют дело, их выступления и спектакли прошли во многих российских городах. Сколько романтичных подростков им удастся таким образом завлечь в свою сети, пока власти будут разбираться, что же это за зверь такой «Страна Анура»!
Впрочем, не только «ануровцы» отвергают медицинскую помощь. Так запрет «Свидетелей Иеговы» на переливание крови привел к смерти, по сути — к самоубийству или убийству своих близких — не менее сотни несчастных рабов «Сторожевой башни» (другое название секты) как за границей, так и у нас в стране. Здесь не делают исключение даже для детей. В 1996 году в отделении реанимации 1-й детской городской больницы Санкт-Петербурга скончался трехлетний Ваня Семенов. Его жизнь могло спасти переливание крови, но мать-иеговистка письменно отказалась от этой процедуры. В той же больнице в 1998 году умер девятимесячный Даня Кривцов. И в этом случае родители — «свидетели Иеговы» не дали врачам спасти ребенку жизнь. В 1997 году недоношенной грудной девочке в Институте педиатрии РАМН должны были сделать срочное переливание крови, но из-за категорического отказа от этого ее матери, убежденной иеговистки, ребенок погиб. Сейчас некоторые врачи, знающие, с кем они имеют дело, порой идут на нарушение врачебной этики и без согласия родителей маленького пациента переливают ему кровь, и уже после ставят их в известность о проведенной процедуре. За границей, кстати, этот вопрос решают очень просто. Так, если в больницу, скажем, Франции поступает ребенок, которому требуется переливание крови или еще какая-нибудь жизненно необходимая процедура, а родители, исключительно по религиозным мотивам, отказывают в ее проведении, врачи звонят местному судье (днем, ночью — не имеет значение) и тот на время операции лишает сектантов их родительских прав, а по окончании операции вновь эти права возвращает. Все законы соблюдены, этика не нарушена, религиозные чувства не оскорблены, ребенок спасен. У нас такого нет и вряд ли следует ожидать подобного подхода к делу в будущем.
К несчастью, широко распространены среди сектантов педофилия и прочие сексуальные преступления. Характерный пример тому — секта «Семья» (или «Дети Бога», как она называлась ранее). О сексуальном насилии над детьми и принуждении адептов секты заниматься «ритуальной проституцией» в свое время сообщали газеты многих стран мира — Великобритании, Франции, Аргентины, Австралии. А основатель секты Дэвид Берг в свое время настойчиво призывал развращать детей для дальнейшего их использования в «ловле флиртом» — проституцией с целью вербовки в секту. «Я надеюсь, — писал этот „пророк Мо“, — что все наши маленькие детки могут заниматься сексом сколько угодно.»
Сегодня секта официально объявила о прекращении практики детского секса, однако все силы свои направила на так называемые «лагеря победителей» — программу подавления человеческой психики, объектом которых, как правило, становится именно молодежь — дети и подростки, попавшие в секту. Используя такие методы, как содержание взаперти, бесконечное чтение «писем Мо», «изгнания бесов», физические наказания, тяжелый, порой бессмысленный до отупения, труд, письменные признания в проступках и публичное унижение, руководители сект держат подростков под подобным «наблюдением» неделями и даже месяцами, пока те не «побеждают» свои слабости и из «трудных» на становятся «хорошими». Официально этой секты в нашей стране нет просто потому, что она не зарегистрирована. Однако по данным информационно-консультативного центра св. Иринея Лионского, давно и плотно занимающегося проблемами сектантства в России, под влияние секты с хорошим названием «Семья» уже попало огромное количество наших соотечественников. Говорят даже, что в России проживает треть приверженцев этой международной секты, раскинувшей свои щупальца по всему свету.
Кроме опасности для физического здоровья в сектах существует и угроза для детской психики. Миссионерами часто применяется техника гипноза, при котором возможно внедрение в подсознание людей любых программ. Причем, в основном, сектанты предпочитают работать со школьниками, психика которых еще не сформировалась, и потому представляет легкую добычу. Детей приглашают «прийти на интересную беседу», и уже через несколько сеансов таких бесед по душам, у них возникает состояние, близкое к наркотической зависимости. Кстати, сектами активно создаются центры по работе с наркозависимыми подростками. Это одно из наиболее распространенных разновидностей сектантского бизнеса, ведь за излечение своего ребенка родители готовы отдать последнее. Под видом же лечения происходит вербовка в секту, а с помощью специальных практик, применяемых в подобных центрах, у молодых людей, страдающих наркоманией, происходит своеобразная «перезависимость».
Так, например, вербовкой через псевдолечение особо активно занимается секта, которая то объявляет себя религиозной организации, то снимает с себя все культовые одеяния — в зависимости от того, что ей на данный момент выгодно. Речь идет о сайентологии, или «центре дианетики», или «гуманитарном центре Хаббарда». Среди программ сайентологов выделяется программа лечения наркозависимых детей и подростков «Нарконон». В специальной декларации Совета Европы, подписанной 2 апреля 2003 года, прямо указывается на то, что «Нарконон» подменяет наркозависимость зависимостью от сайентологии. «Использующие его люди, — говорится в документе, — становятся легкой добычей вербовщиков, делаются более восприимчивыми к промыванию мозгов». Да и лечения, собственно говоря, никакого нет. Человека заставляют проводить по 6 часов в сауне, принимать в громадных дозах витамины (что далеко не так уж безопасно для здоровья, особенно детского) бегать трусцой и медитировать. Известно, что некоторые клиенты сайентологии погибали во время этих «очистительных процедур». Поначалу сайентологам удалось выбить разрешение от Минздрава РФ на внедрение их медицинских программ очищения в России. Однако спустя некоторое время министерство здравоохранения РФ опомнилось и запретило использование любых методик, связанных с именем Хаббарда, в государственной медицинской системе. Но сколько за эти годы, пока «Нарконон» безнаказанно резвился в нашей стране, было искалечено людей, подсчитать невозможно. Тем более, что, несмотря на запрет, все эти сайентологические программы вовсе не закрылись, а продолжают действовать полуподпольно, вовсю рекламируя себя, в том числе и через прессу.
Последнее время сайентологи начали разворачивать довольно бурную деятельность вокруг российских школ, вербуя в свои сторонники все больше и больше подростков заманчивыми предложениями стать успешным, богатым, более развитым и избавить его от всех детских комплексов и страхов. Первая ступень вербовки — сосредоточение внимания человека на самых проблемных для него моментах жизни, которые подростки, склонные к рефлексии, обычно воспринимают как катастрофу. Затем вербовщик внушает жертве страх, что состояние того только будет ухудшаться, а вслед за этим предлагается и «решение всех проблем» — курсы сайентологии, за которые, разумеется, надо платить, причем, раз от раза все больше и больше.
Вообще сфера образования — одна из основных целей деструктивных сект. Психологи-«дианетики» проводят частные консультации, прикрываясь вывесками учебных заведений. Сайентологи пытаются проникать, (и пока, увы, у них это неплохо получается) в школы и вузы Москвы, Санкт-Петербурга, Екатеринбурга, Волгограда, Нижнего Новгорода, Калуги, Перми. «Церковь Христа» действует среди подростков и молодежи в техникумах и ПТУ. Последователи «преподобного» Муна читают лекции «Профилактика наркомании», «Чистая любовь и истинная семья», «Половое воспитание» в обычных общеобразовательных школах. А в 90-х годах прошлого века в течение нескольких лет мунитский предмет «Мой мир и я» преподавался в качестве обязательного во всех калмыцких школах, и только после серии громких скандалов этот курс был отменен. Но не только Калмыкия пострадала от идей «великого старца», называющего себя императором вселенной и живым богом, — по учебнику «Мой мир и я» преподавали более чем в двух тысячах российских школ. Тогда же, в начале 90-х, мунитские организации провели множество специальных семинаров для учителей. Более 75 тысяч преподавателей из стран СНГ прошли через эти курсы. Сейчас учебник «Мой мир и я» и, соответственно, курс по нему запрещен в наших школах, но учителя-то остались. Так, одна из московских учительниц с гордостью поведала телевизионщикам из Франции, снимавшим передачу о мунитах, что из 60 ее учеников, которым она только год преподает, 20 регулярно стали ходить на богослужение в «Церковь объединения» (другое название мунитов). Фактически в открытую прозвучало признание о нарушении закона о светском характере государственного образования и о запрете на обращение в религию детей без разрешения на то родителей, а также об использовании своего служебного положения в вербовочных целях.
Нельзя, конечно, сказать, что борьба с сектами в школах уж совсем не ведется. Например, еще в 1997 году приказом московского департамента образования начальникам окружных управлений вменялось в прямые обязанности не допускать аренды помещений в государственных образовательных учреждениях для миссионерской и проповеднической деятельности, а также принять меры по предотвращению злоупотреблений и привлечению к дисциплинарной ответственности руководителей образовательных учреждений, допустивших нарушения законодательства. Некоторое время назад правительство Москвы запретило распространение в московских школах и программы «гуру российских оккультистов в системе образования», как окрестила его наша пресса, Толгата Акбашева. Этот «проводник преданий о Шамбале» раскинул свои сети сначала по всей Сибири, а после покатил по остальным городам и весям страны. Он вдалбливал в головы наших детей идею о «грядущем царстве людей, обладающих паранормальными способностями», причем установлению этого царства, по мысли Акбашева, будет предшествовать «война, в которой все, не приемлющие идеи оккультизма, будут истреблены» Он организовывал детские лагеря, в которых практиковались ритуалы «высасывания энергии из деревьев». Школьники «обменивались энергиями», во время специального массажа пробуждали «внутренние силы», повторяли бессмысленные фразы и выражения. Сейчас Акбашева выгнали из школ Москвы, но он не отчаивается, ищет новые подходы к детям и подросткам. Тем более, что, как видно из реальной практики, находятся директора школ, которые под гипнозом громких слов сектантов о необходимости повышения духовности среди школьников, с распростертыми объятиями принимают «ловцов детских душ». Недаром в департаменте образования г. Москвы были вынуждены создать специальный отдел, который пытается помочь родителям и учителям в борьбе с сектантами, буквально осадившими наши школы. Еще сложнее положение в других городах России, где, как правило, местные департаменты образования лишь в лучшем случае разводят руками, мол, что мы можем сделать, а в худшем и вовсе потворствуют сектантам.
Иногда оккультизм, в итоге уводящий детей в различные оккультные и неоязыческие секты, проникает в наши школы под маской «абсолютно научного предмета». Так случилось с «наукой о здоровье» — валеологией. Почти во всех школах введены ее обязательные уроки. Да и, казалось бы, что тут дурного, ежели валеологи преподают правила гигиены, здорового образа жизни, основы экологической грамотности? На деле же конечная цель валеологического воспитания школьников, как признаются сами валеологи, «сформировать личность человека «Ноосферы», «активизировать возможности детей, дать им новый духовный опыт сверхвозможностей». По учению теософов, чьим детищем, собственно, и является валеология, они во взаимодействии с «духами Космоса», или, другими словами, с «Ноосферой», созидают на Земле новую, «шестую» расу сверхчеловеков с оккультно-экстрасенсорными возможностями. Для этой цели годится все — и проповедь под видом лекции, и «музыкальный фон для массажа, релаксации, медитации, йоги» (цитата из книги «Педагогическая валеология»). Используется и прямое внушение, и вторжение в сознание детей, включая краткие сеансы гипноза. Во время таких практик фактически подавляется критическое мышление детей, их аналитические способности, ребенок начинает все принимать на веру, не размышляя, не сомневаясь.
Словом, пора, наконец, признать — сегодня идет самая настоящая война за души наших детей. И пока мы выигрываем лишь на отдельных участках фронта, терпя одно стратегическое поражение за другим. Известное высказывание «дети — наше будущее» сектанты понимают как никто другой. И они, в отличие от нас, отчего-то уверенных, что все образуется само собой, борются за свое будущее яростно и беспощадно. Искусно прикрываясь детскими клубами и благотворительными миссиями, налаживая крепкие связи в органах власти, обманывая и манипулируя сознанием людей, откровенно покупая чиновников, они похищают наших с вами детей. А мы стоим и наблюдаем, как когда-то стояли, не в силах пошевельнуться, родители немецкого городка Гамельна, наблюдая, как загадочный крысолов в ярких одеждах, наигрывая на своей дьявольской дудочке, уводил в темную неизвестность их родных детей.
Детям нужна защита на государственном уровне, убежден преподаватель кафедры философии религии и религиоведения МГУ им. Ломоносова, диакон о. Андрей Кураев.
— Российские законы не позволяют в государственных школах проводить культовые мероприятия. Однако, насколько мне известно, школа в принципе может сотрудничать с религиозными организациями и предлагать ученикам прослушать ту или иную богословскую лекцию. Не так ли, отец Андрей?
— Совершенно верно, но предел сотрудничества — это лекция, не более того, причем, проводить ее можно лишь с согласия родителей. Между тем, отчего-то многие люди, в том числе, к сожалению, и некоторые директора школ уверены, что богослужение — это только, когда в рясе, с иконами и свечами. А если к ним приходит человек в пиджаке и начинает с детьми на уроке распевать какие-то странные слова, медитировать и проповедовать о карме, чакре и «духах Космоса» — то это уже не богослужение, а общеобразовательная лекция на духовные темы. Как православный человек, я согласен, что истинного богослужения у сект нет, но с точки зрения закона, это все равно молитвенное собрание. У нас же доходит до абсурда — основным, традиционным, российским конфессиям в государственные школы путь закрыт, зато там вольготно себя чувствуют сектанты всех мастей потому, что многие из них даже не зарегистрированы в качестве религиозного объединения, и стало быть их проповеди — уже не проповеди, а просто лекции, их молитвы — всего лишь песенки, а их учения — не более, чем философские рассуждения на богословскую тему. Так они и крадут наших детей, пользуясь невежеством, равнодушием, попустительством взрослых — тех, кто обязан защищать детские души. Особенно привольно себя чувствовали сектанты в российской школе в 90-х годах прошлого века, когда в Министерстве образования РФ велико было влияние г-на Асмолова, не постеснявшегося выступить рекламным агентом секты Муна.
— Но как же директору школы, учителю, школьному психологу, то есть людям в принципе далеким от всех богословских тонкостей, различить, что за человек появился в их школе — просто историк или поклонник оккультного учения, что за учебник попал в школьную библиотеку — проповедующий здоровый образ жизни или уводящий учеников в дебри неоязычества?
— Что ж, нужны коррективы в обучении будущих учителей, пока же, увы, студенты педвузов остаются в полном неведении по данной проблеме. Не ведется никакой подготовки и на курсах повышения квалификации работников образования по вопросу религиозной безопасности — чтобы, как говориться, каждый педагог мог вовремя понять, что он столкнулся с деятельностью сектантов. Тем более, что иной раз ребенку требуется защита от собственных родителей, угодивших в опасную деструктивную секту. Может быть, его последняя надежда — как раз учитель, который способен заметить, что с учеником происходят неприятные перемены, забить тревогу, обратиться за помощью в органы опеки. Мы слишком долго были атеистической страной, это не могло не сказаться на нашем иммунитете ко всем этим деструктивным объединениям, поэтому сегодня необходимо уже вмешательство на государственном уровне.
— Пока же школы на свой страх и риск вводят у себя курсы истории религии…
— А риск, между тем, действительно есть. Потому что в лучшем случае получается пересказ когда-то слышанного курса научного атеизма, а в худшем — слегка замаскированная проповедь доктрины секты, недавно полюбившейся учительнице. Чтобы обезопасить ребенка хотя бы со стороны школы, на мой взгляд, необходимо ввести лицензирование преподавателей, решивших заняться просвещением детей на религиозно-духовные темы. Сам учитель может верить во что угодно, даже в то, что Христос был инопланетянином, а мы все — потомки андроидов. Но стоит ли ему доверять «просвещение» детей по данной проблеме, я как-то не уверен. Как проводить это лицензирование? В идеале хорошо бы с привлечением представителей тех конфессий, что традиционны для того или иного края. Они могли бы оценить корректность представлений соискателя о каждой из конфессий. Причем, оценке должны подлежать не только имеющиеся в наличие знания предполагаемого преподавателя истории религии, но и сама программа, по которой тот намерен работать с детьми. А то слишком часто под видом религиоведения преподносится обычный оккультизм. Его религиоведческий урок должен рассказывать о Христе то, что видят в нем христиане, а не то, что видется учителю в его астрально-контактерских уикендах.
Кстати, первое, что должны знать педагоги, директора школ, решившие ввести у себя курсы по истории религии и религиоведении, что религия — это не только вера в Бога. Есть религии, в которых не предполагается существование Единого Личного Бога. Там чтут духов, богов, духовные энергии, даже «инопланетян"…
Я бы советовал держать в уме то определение религии, которое дает выдающийся русский философ С.Н. Трубецкой в словаре Брокгауза и Ефрона: «Религия может быть определена как поклонение высшим силам… Религия не только представляет собою веру в существование высших сил, но устанавливает особоые отношения к этим силам: она есть, следовательно, известная деятельность воли, направленная к этим силам»
Признаюсь, что при таком определении религии возникает одна трудность: под него не подходит чисто магическая деятельность, если маг исходит из предположения, что он обращается к духовным силам, низшим, чем он («стихиям», «элементалям» и т. п). Тем не менее это возможное исключение не настолько смущает меня, чтобы понудить к отказу от предложенной дефиниции, ибо оно является чисто гипотетическим. В реальной истории религии магическое мировоззрение никогда не ставит человека на вершине иерархии духов, но отводит ему срединное положение. Так что и в магических мирах есть духи, низшие человека, а есть — высшие. Исключение разве что магический мир Дж. Роулинг в ее сказках о Гарри Поттере. Но сказка есть сказка. Так что, если вы слышите, что есть некие незримые Учителя и Спасители Человечества, что ведут нас сегодня через особо чуткие души, принимающие их вибрации и голоса — это уже религия (или психиатрия).
— Что же делать педагогу, чтобы остановить ребенка на пороге секты какого-нибудь Виссариона или Муна?
— Прежде всего, преподавание истории религии в школе должно иметь не только чисто познавательную, культурологическую, но и вполне практическую цель. Как сейчас детей обучает правилам безопасности на уроках ОБЖ, так необходимо, мне думается, ввести для детей и технику религиозной безопасности. Что за секты действуют в твоем регионе, каковы у них миссионерские приемы, какие темные стороны есть в их иcтории, практике и учении. Главное, что должен узнать ученик на таких уроках: мир религии — это мир людей. А людям свойственно ошибаться всюду, в том числе и тогда, когда они ищут Бога. Значит мир религий весьма разнообразен, разнообразен до противоречий. И если кто-то тебе говорит, что Бог один, а разница лишь в обрядах — это уже фирменный знак, завязка сектантской проповеди.
Вводить такие курсы, на мой взгляд, нужно как можно скорее — слишком велик сегодня напор на детские души со стороны сект и секточек. А ведь даже те дети, что удержались на краю, и не ушли в деструктивную секту, но успели выслушать ряд лекций о «великом» старце Порфирии Иванове или о «чакрах Космоса» и грядущей «шестой расе», подверглись сильнейшему психологическому удару. Тоталитарное сознание сект разрушает в наших детях навыки научного мышления, возводит в норму культурный нигилизм, уводит их от критического взгляда на жизнь и мир в сторону абсолютного поклонения единственному и неповторимому «учителю». Краски мира блекнут и размываются, в ребенке угасает творческое начало, научные искания прекращаются, ибо есть лишь одна непрекословная догма.
А уже если ребенок попал в секту, то помимо всего прочего в нем начинают усиленно культивировать ненависть ко всем, кто находится за пределами их «учения». Признак тоталитарного сознания — это непризнание за человеком права на ошибку. Если ты не с нами, то значит, враг, предатель, одержимый. Для примера приведу одну из причт, которую рассказывает Н. Рериха в его книге его шамбалический наставник-махатма: «Представь, к тебе пришли четверо: старец, молодой воин, девушка и ребенок. Каждый по-своему просит дать понятьие о Моем Учении. Каждый не может ждать. Должен ли ты найти что-либо подхлдящее для всех четверых? Пойми, насколько старец не похож на ребенка. Начнем с ребенка. Ребенок уже скучает. Ребенок убежал. Ты не нашел, что сказать ребенку. Теперь девушка. Молодежь любит огонь и быстроту. Девушка оглянулась на дверь. Рассеянно смотрит в окно. Ты мучаешься, не можешь найти, что сказать — говоришь «Не знаю». Услыхала шепот «не знаю» и поднялась с ужасом, пришла за светом. Пришел воин. Ты и тут затруднился. Ждать не умеет. «Пойду к моей возлюбленной, видно, нем Учитель!» Подошел старец, этот может ждать. Ты ничего не нашел сказать. Ушел. Самое страшное сказать — не знаю, ибо дух должен знать, как согреть сердца. Если бы ребенку дали хотя бы яблоко — он бы не убежал. Если девушке сказать об эпохе Матери Мира — она бы зажглась. Если бы воину сказать о Моем щите и старцу о Наших Владыках-Целителях, то не прибавилось бы сегодня четырех врагов Моего учения». Притча красивая. Но вывод из нее совершенно поразительный: оказывается любой, кто просто не узнал ничего о махатмовом учении, уже записывается им в свои враги! То есть оттого, что люди разошлись, не выслушав, они автоматически угодили в стан врагов — все, включая заигравшегося ребенка. И это не просто неудачное выражение, это система взглядов, которая, в том числе, вдалбливается и в сознание наших детей. Кругом — одни враги, помни об этом. Друзья только здесь — в секте. Почему наше государство это волнует меньше, чем положение дел в какой-нибудь африканской стране? Почему родители и отдельные школы практически в одиночку противостоят этой беде?
И последнее, что мне хотелось бы сказать: отвержение идеологии сект не должно перерастать в отвержение людей, оказавших в секте. Тем более, что сектанты уводят за собой отнюдь не самых плохих наших детей, а даже наоборот — романтиков, искателей, фантазеров, детей, которые ищут справедливости, любви, тепла, понимания. Тех, кому нужен смысл в жизни, Высшая Цель. И поскольку запретить интерес к религии или прекратить работу миссионеров (кроме случаев, носящих откровенно уголовный характер) невозможно, лучше научится жить в мире религиозного многообразия. Богословие сегодня — не отвлеченность и не предмет занятий узкого круга профессионалов. Богословие — это источник духовной безопасности, вопрос, я бы сказал, даже личного выживания. Для того, чтобы не попасть в секту, вовремя обнаружив яд под радостной, сладкой оберткой, необходимо знание элементарных правил «техники безопасности», соблюдение которых желательно при соприкосновение с любой религиозной проповедью.
СЕМЬЯ СИЛЬНЕЕ СЕКТ
О психологической составляющей проблемы ухода из реального мира в довольно жестокий мир сектантских грез мы беседуем с научным сотрудником института психологии Российской Академии наук Ростиславом Прокопишиным.
— Почему один человек попадает в секту, а другой — нет? Почему один, смеясь, выбрасывает сектантские листовки, а другой, точно заколдованный, идет в расставленные силки?
— Он не заколдован, он — в беде. Причем, порой никто и предположить не может, что с человеком твориться что-то тревожное. Время от времени мы все попадаем в тяжелые эмоциональные (бытовые, ситуативные, психологические) состояния. С депрессией трудно совладать в одиночку. Привычные нормы и правила не помогают. В этот момент человек наиболее уязвим, наиболее беззащитен. И если взрослый все-таки в состоянии сохранять рассудительность и трезвость ума (да и то не всегда), то молодой человек попросту может растеряться. И в этот тяжкий для него момент к нему и подкатывают вербовщики, готовые обласкать его, принять «таким, какой он есть», предложить «спасение». В огромной степени это касается и подростков — у них сам по себе возраст тяжелый, идет трансформация тела, трансформация личности, постоянные перепады настроения, усиление психологической нагрузки и т. д. К тому же подростки — страшные фантазеры, этот мир им кажется скучным, приземленным, они ищут чего-то небывалого, интересного, драйва, как они говорят. И тут им вдруг предлагают удобный мир, в котором фантазия заменяет реальность. Им рисуют простую модель Бытия, но уверяют, что только несколько человек на свете способны ее понять, и, стало быть, они — в числе избранных.
— Но ведь все равно далеко не все подростки попадают в секты.
— Да, если не брать схему «родители-сектанты сами приводят ребенка в секту», то существует всего три наиболее распространенных ситуации, которые становятся поводом к уходу в деструктивную организацию. Первая — конфликт в семье. Родители обижают своего ребенка словом или делом, не понимают его и, главное, не очень-то стремятся понять. Они только все время что-то от него требуют. Но далеко не всегда тот способен соответствовать их требованиям. Фактически родители сами формируют уязвимую для внешнего влияния личность. У меня был на практике случай, когда отец избил своего сына-подростка (это не было нормой в семье, просто так он пытался научить сына уму-разуму), мальчик убежал из дома, три дня где-то пропадал, а потом вернулся со светлой улыбкой на устах: «Я вас простил, теперь все будет хорошо». Но ничего хорошего не было, как выяснилось чуть позже, мальчик попал в секту «Аум Сенрике», и вытащить его оттуда было уже куда сложнее, чем направить. Второй вариант — ребенок заброшен. Не в бытовом (тут все может быть в полнейшем порядке), в психологическом смысле — родители работают, им некогда, в итоге их родительскую роль перехватывают другие — муниты, сайентологи, иеговисты. И третий вариант — мистически настроенные родители (нет, они не ходят ни на какие сборища, упаси Бог) готовят сами своих детей к оккультному восприятию мира. В доме увлекаются астрологией и магией, читают оккультную литературу, всюду развешаны ритуальные колокольчики, слушается специальная музыка. Но дети, в отличие от родителей, всегда готовы идти дальше — взрослые только почитывают книжки о медитации, ребенок всерьез увлекается ею, родители говорят о карме и стране Шамбале, а их ребенок уходит в секту, где ему объяснят, как достичь этой загадочной страны. Правда, есть еще четвертый вариант, но он самый плохой, почти безнадежный — это когда существует только видимость семьи, но самой семьи уже нет. Тогда ребенок готов пуститься во все тяжкие, причем, не всегда он действует сознательно, скорее повинуясь инстинкту — он пытается сплотить, сцементировать семью, заставив родителей обратить внимание на себя. А способы для этого подойдут любые: сесть на иглу, попасть на скамью подсудимых, уйти в секту. Вот только семью он не спасает, а себя губит.
— Как же взрослым вовремя распознать сектантскую опасность, которая угрожает их детям?
— Резкое изменение в поведение ребенка, попавшего в ту или иную секту, бывает очень редко. Как правило, все нарастает постепенно, и тут очень важно ухватить момент, когда все еще можно повернуть вспять. Следует обратить внимание на ту литературу, которую ребенок внезапно начал приносить домой, прислушаться к тому, что он рассказывает о своем новом увлечении, поинтересоваться, что за семинары и треннинги он стал посещать. Очень тревожный симптом — поездки на выходные, скажем, в какие-то лагеря, о которых вам ничего толком неизвестно. И, наконец, язык. Любая секта начинает формировать у своего адепта новый, странный для «неизбранного» уха язык. Им это просто необходимо, поскольку речь впрямую влияет на мышление, и значит таким способом довольно легко «переписать» личность человека. Ваш ребенок начал употреблять непонятные слова, его лексикон изменился (понятно, речь в данном случае не идет о молодежном сленге), а знакомые слова несут теперь для него какую-то иную смысловую нагрузку, пора бить тревогу.
— И что же делать? Как спасти ребенка, запутавшегося в липкой паутине сектантства?
— Прежде всего, не впадать в панику. Не пытайтесь рациональным путем объяснить ребенку, что все, о чем ему говорят в секте — это бред. Это никогда не срабатывает, только может испортить и без того напряженные отношения. Тем более, что тоталитарные секты заинтересованы в разрыве с бывшим окружением их новой жертвы: тогда проще контролировать сознание человека. К тому же сектанты знают, что в реальности (несмотря на то, что их разветвленной и мощной структуре противостоит всего лишь одна семья) именно семья сильнее любой секты. Поэтому они пытаются спровоцировать полный разрыв отношений: в секте проповедуется, что родители, например «одержимы дьяволом», слишком привязаны «к этому злому миру», «загрязняют карму» адепта, и попросту говоря, они — его самые страшные враги, истинная же семья здесь, в секте. И нервная эмоциональная реакция родителей будет только на руку секте.
Но, с другой стороны, не стоит и притворяться, что вам нравятся происходящие с ребенком перемены. Это либо укрепит его в истинности веры, либо положит конец всяким остаткам доверительного отношения к вам (если он обнаружит, что вы лицемерите). Однако вы можете мягко обращать внимание вашего близкого на явные противоречия в его поведении и высказываниях, в то же время не вынуждая эти противоречия объяснять. Нужно понять, что ваш ребенок находится в психологической зависимости от группы, сознание его подавлено и заменено набором сектантских поведенческих, эмоциональных и мыслительных штампов. И здесь первоочередная задача — удержать хотя бы минимальный контакт с подлинной личностью вашего ребенка. Так что, по возможности сохраняйте спокойствие, чувство такта, будьте открыты к диалогу, вспоминайте о радостных и светлых моментах жизни, которые были в вашей семье до секты. Рассчитывайте больше на силу любви, тепла, привязанности, чем на рациональные беседы. Это оставит ребенку эмоциональную ниточку, по которой он сможет выбраться из психологического лабиринта. Не опускайте руки, не сдавайтесь ни в коем случае. И не тяните резину — чем дольше ребенок находится в секте, тем труднее его оттуда выцарапать. К тому же он взрослеет, и вскоре может заявить — я уже совершеннолетний, до свидания, больше меня дома не ждите.
Кроме того, следует собирать всю возможную информацию о секте, ибо вам необходимо понять, чем они зацепили ребенка, почему им удается его удержать. Часто помощь пострадавшим начинается с выявления и устранения источника тех проблем, что загнали его в секту, и здесь вряд ли можно обойтись без помощи психолога. Именно опытный профессионал покажет, где вы были неправы, поможет перестроить отношения в семье. Кстати, здесь очень важно не ошибиться с поиском психолога, чтобы не нарваться на мошенника, непрофессионала или… очередного сектанта, действующего под вывеской скорой психологической помощи. Ищите человека, который уже работал — и успешно — на данном направлении. Обратите внимание на его диплом, возьмите рекомендации от тех, кому он уже помог, соберите отзывы коллег. Это все крайне важно. Хорошо бы, чтобы выбранный вами психолог работал в одной связке с действующим психиатром. Дело в том, что многие жертвы сект выходят оттуда с так называемым культовым посттравматическим расстройством личности. Налаживайте контакты с людьми, у которых то же несчастье, зовите на помощь школу, пытайтесь воздействовать на ответственных чиновников, в том числе и в департаменте образования, и в правоохранительных органах. Помните: это — ваш ребенок. И ваше право спасать его. Но не физической силой (грубо удерживая дома), а силой любви, против которой пасуют все секты мира. Как правило, при таком подходе где-то через полгода ребенка удается вырвать обратно — из секты в родительский дом.
Комментарии не будут слишком долгими. Все, на мой взгляд, и так достаточно очевидно. Наши дети будут по-прежнему исчезать в водовороте очередного сектантского учения, если мы, наконец, не примем бой. Не мы развязали войну, но глупо оставаться пацифистом, когда деструктивные культовые образования похищают души людей, в том числе и детей. Сами они не остановятся. Пока с ними бьются в одиночку те, кого эта беда уже затронула самым страшным образом. Остальные озабочены иными, как им представляется, более насущными проблемами. А ведь буквально от каждого из нас зависит то, какое будущее ждет наших детей, и успеют ли они вообще вырасти, не сгорят ли в пламени очередной секты-убийцы, не задохнутся ли в атмосфере ненависти и раболепия тоталитарного учения. И благо бы мы были бессильны, нет, мы просто молчим и ждем, когда беда постучится в нашу дверь. Но может, довольно уже спрашивать, по ком звонит колокол?..