Русская линия
Православие.Ru Анна Гальперина28.11.2002 

МЫЛЬНАЯ ОПЕРА ВО ВРЕМЯ ЧУМЫ
Еженедельный обзор событий религиозной жизни через призму СМИ: 18 — 25 ноября. Собор Архистратига Михаила. — Новый обвинитель Закаева. — Фальшивая бомба. — Отрицание отрицания. — Фабрика лжи. — Мракобесие чиновничьего масштаба.

В четверг, 21 ноября, православные христиане отмечали праздник — Собор Архистратига Михаила и прочих Небесных Сил бесплотных, который известен также под названием Михайлов день. Агентство «РИА-Новости» рассказывает об истории праздника: «Согласно учению Церкви, этот праздник был установлен в начале IV века на Поместном Лаодикийском Соборе. Ангельские чины разделяются на три иерархии — высшую, среднюю и низшую. Каждую иерархию составляют три чина. Над всеми чинами поставлен Господом святой Архистратиг Михаил… С древних времен прославлен своими чудесами Архангел Михаил и на Руси. Ему посвящено множество монастырей, соборных, дворцовых и посадских храмов. В древнем Киеве сразу по принятии христианства был воздвигнут Архангельский собор и устроен монастырь. Не было на Руси города, где не существовало бы храма или придела, посвященного Архистратигу Михаилу. Ему посвящен и один из главнейших храмов Москвы — храм-усыпальница в Кремле».
Об этом же празднике и о мире Ангелов рассказывает и «Православная газета». «Святые Ангелы, предстоя престолу Господа, Царя славы, исполненные благоговейного трепета и любви к Богу, воспевают Ему песнь: «Свят, свят, свят Господь Саваоф, исполнь небо и земля славы Твоея"… Любовь их к Богу столь сильна, что они не умолкают в пении. По любви к Богу и ревности о славе Божией они не потерпели одного из светлых ангелов, который, возгордившись богодарованными ему совершенствами, умолк, не желая славословить Бога, и увлек за собою многих ангелов. Святой Архистратиг Михаил восстал против него и, по повелению Божию, низверг его с неба (Откр. 12, 7−19)». Так, кроме светлого ангельского мира, возник иной мир: «Злой дух — диавол, потеряв блаженство, позавидовал человеку, соблазнил и ввел его во грех, лишив чрез то людей блаженства. Но Сын Божий, по неизглаголанной любви к нам грешным, снисшел на землю, пострадал за нас, освободил нас из темной власти диавола, открыл нам вечное на небесах блаженство, указав нам путь к нему. Вот теперь и мы, исполненные любви и благодарности к своему Творцу и Избавителю, подобно небожителям, славословим Бога: «Свят, Свят, Свят Господь Саваоф, исполнь небо и земли славы Твоея».
Однако православные праздники, как и светские, тонут в информационных потоках, которые вызывают гораздо больший интерес у общественности и журналистов. Публикация в газете «Московский комсомолец» оказалась первой каплей в одной из таких «информационных луж». Статья «Священник, похищенный 6 лет назад Закаевым, оказался не нужен Генпрокуратуре» появилась в газете еще 15 ноября. В статье выдвинуты обвинения в адрес Генпрокуратуры, которой «нет до Закаева никакого дела». В материале приводится текст, написанный архимандритом отцом Филиппом (в миру — Сергеем Жигулиным). Он рассказывает о том, что в январе 1996 года вместе с отцом Анатолием Чистоусовым, настоятелем грозненского храма Архангела Михаила, был похищен боевиками: «Среди них я отчетливо узнал двоих людей из охраны Закаева. Собственно, причастность Закаева к нашему похищению ни у кого не вызывает сомнений. Нам сказали об этом в первую же ночь, да и случайные очевидцы тоже опознали в наших похитителях закаевских людей. Утром же, когда из селения Гехи нас увозили в горы, возле нашей темницы я еще раз увидел Закаева: случайно появиться он здесь не мог». Отец Филипп также посетовал, что не может дозвониться в Генпрокуратуру для повторной дачи показаний (первый раз он это делал после своего освобождения 6 лет назад).
Уже на следующий день архимандрит Филипп (Жигулин) получил такую возможность. Его показания были не только запротоколированы Генпрокуратурой, но и показаны в эфире телекомпаний НТВ и РТР, появились в сообщениях ведущих информагентств (ИТАР-ТАСС, РИА Новости и др.), на большинстве информационных сайтов, например в «Ленте.Ru». Отец Филипп повторил свои показания в адрес Закаева и выдвинул новые обвинения против его защитника Асмана Фирзаули: «Сейчас он выглядит презентабельно. Его достаточно трудно узнать, но глаза не подделаешь. Кажется, глаза этого человека мне знакомы. Я его видел всего лишь один раз в числе боевиков где-то в разбитой школе в Старом Ачхое во время моего пленения… Он сам в открытую заявлял, что он был начальником следственного изолятора, как раз в тот период, когда случилось наше похищение и мы были узниками концентрационного лагеря, который располагался сначала в Старой Ачхое, потом в районе Бамута…». Страна.Ru опубликовала материалы, которые в начале ноября были направлены датской стороне в качестве дополнительной информации по делу Закаева. Заявления отца Филиппа были важным аргументом в пользу выдачи Данией чеченского террориста и вселяли надежду на быстрое решение этого вопроса.
Но тут подоспела газета «Известия», изготовившая свеженькую информационную бомбу. «Известия» публикуют статью Вадима Речкалова и Дмитрия Руднева с окололитературным названием «Тень отца Филиппа». Подзаголовок сенсационно гласил «Главный свидетель отказался от показаний против Ахмеда Закаева». Статья появилась на следующий день после передачи на РТР, где обвинения в адрес Закаева звучали довольно четко.
В статье сообщалось, что «православный священник отец Филипп, в миру Сергей Жигулин, опроверг «Известиям» факт дачи показаний против арестованного в Дании Ахмеда Закаева. «Неуклюжая попытка связать мое имя с именем Закаева — есть не что иное, как втягивание церкви в политику», — заявил он. Кроме того, «Известия» располагают текстом заочных обвинений, которые Генеральная прокуратура вменяет чеченскому боевику». Далее в статье приводится «прямая» речь о. Филиппа: «То, что я опознал Закаева с точностью на сто процентов, — выдумка… И та же самая прокуратура пытается использовать меня в своих целях. Перед следователями поставлена задача — доказать вину Закаева. Похищение священников — самый впечатляющий эпизод, но, к сожалению прокуратуры, он не доказывает, что Закаев — преступник».
Журналисты делают вывод о том, что «отсутствие абсолютной уверенности отца Филиппа оправдывает Закаева по этому эпизоду. То же касается Османа Ферзаули, представителя Масхадова в Скандинавии и общественного защитника Закаева». Журналисты, цитируя выдержки из «обвинительных документов» неизвестного происхождения против Закаева, утверждают, что против него обнаружено «всего восемь эпизодов» — грабеж, убийство и пр. Всего восемь! Затем, напирая на слабость аргументов, авторы обвиняют Генпрокуратуру в неподготовленности этих самых обвинений.
На следующий же день архимандрит Филипп (Жигулин) дает краткую пресс-конференцию, на которой выступает с решительным опровержением известинской «фальшивки». Сообщение об этом появляется практически во всех СМИ. Так, «Газета.Ru» публикует материал «Отец Филипп отрицает отрицание» Елены Вранцевой и Наталии Ростовой — в разделе «Бизнес». «Отец Филипп, выйдя к журналистам, попросил журналистов избегать сенсационных заголовков и помнить, что он «не свидетель, а потерпевший"… Он также сказал, что «то, что было опубликовано в 'Известиях', со мной не согласовывалось», однако подтвердил сам факт разговора: «было короткое телефонное общение». На вопрос о том, насколько соответствует его прямой речи сегодняшняя публикация, отец Филипп отметил, что «прямой речи не соответствует».
«Газета.Ru» связалась с «Известиями» и выяснила, что один из авторов материала Дмитрий Руднев — внештатный автор газеты, а Вадим Речкалов — сотрудник отдела новостей. В статье приводится разговор с руководителем пресс-службы «Известий» Шаравским, который утверждает, что нашумевшая публикация не вредит, а помогает российским следователям, поскольку «выявляет мелкие неточности в их работе и позволяет вовремя их исправить». Благородство «Известий» не может не радовать, а насколько результативна была «помощь», будет ясно дальше.
«Архимандрит Филипп (Жигулин) заявляет, что публикация в «Известиях» не соответствует действительности», сообщает «Радонеж». «Распространенный газетой «Известия» 19 ноября «сенсационный материал» (под заголовком «Тень Отца Филиппа», авторы — Вадим Речкалов и Дмитрий Руднев), в котором утверждается, что отец Филипп якобы «отрекся от своих показаний против арестованного в Дании Ахмеда Закаева», полностью сфабрикован журналистами «Известий», — говорится в сообщении. Далее приводится текст заявления архимандрита Филиппа для прессы: «Обращаюсь к вам в связи с тем, что сенсационный заголовок и статья в газете «Известия» по поводу отказа главного свидетеля от показаний, мягко говоря, не точны. Во-первых, я не свидетель, а потерпевший: а это два совершенно разных процессуальных статуса. Во-вторых, я не мог отказаться от своих свидетельств, ведь меня предупреждали об ответственности за дачу ложных показаний. И, наконец, утверждение в «Известиях» о том, что в моих показаниях нет ни слова о причастности Закаева к моему похищению, не соответствует действительности и собранным по делу материалам. Ни о каком давлении на меня Генпрокуратуры в коротком телефонном разговоре с журналистами «Известий» речи не было вообще… Хочу также сказать, что предполагаемые для публикации в газете «Известия» тексты со мной не согласованы».
Интернет-портал «Страна.Ru» также размещает материал, касающийся показаний потерпевшего священника. Авторы Мария Свешникова и Роза Цветкова сообщают о пресс-конференции архимандрита Филиппа, на которой он «заявил, что отныне прекращает всякое общение с прессой». Журналисты, тем не менее, взяли у архимандрита Филиппа эксклюзивное интервью, текст которого вновь без согласования с респондентом появился на сайте. В интервью о публикации в «Известиях» говорится следующее: «Мне позвонили из этой газеты совершенно неожиданно и начали задавать настолько нелепые вопросы, что я даже растерялся. Например, одним из вопросов было, почему на субботней пресс-конференции я был в гражданской одежде, а не в рясе… Публикация в «Известиях» моей прямой речи не соответствует. Утром в понедельник мне еще раз позвонили из редакции только с одним вопросом — подтвердить, что накануне я разговаривал с их корреспондентом. Однако то, что они планировали напечатать, со мной не согласовывалось. Ни сама статья, ни тем более, «прямая речь», к сожалению, со мной не согласовывалось». И он еще раз говорит, что никогда не отказывался от собственных показаний.
Тем не менее, газета «Известия» решила все же убедить читателей в том, что опубликованный в понедельник материал — не «фальшивка» и не «заказуха», и вновь публикует интервью, теперь уже не фальшивое, с отцом Филиппом. В частности, в тексте статьи говорится: «Отказавшись от некоторых своих прежних высказываний, священник при этом подтвердил главное: уверенности в том, что его похищение организовал именно Закаев, у него нет». В этой фразе есть два интересных момента: первый — «отказавшись от некоторых своих прежних высказываний», то есть газета «Известия», оказывается, написала чистую правду, от которой потом отец Филипп… «отказался». Другой текстовой фрагмент — «священник подтвердил главное, уверенности… у него нет». И опять же оказывается, что священник и прокуратура — оплошали, а вот «Известия» — молодцы, не покривили душой. Подняли такой своевременный и важный шум, что теперь г-н Закаев может спать спокойно.
Не менее интересно выглядят и вопросы журналиста «Известий»: «Я хочу знать, вы можете на сто процентов сказать: да, меня похитил Закаев — или не можете», словно о. Филипп лично обсуждал с Закаевым план своего собственного похищения. И еще фрагмент из интервью. Без комментариев:
— Отец Филипп, а почему вчера вы мне говорили, что вся эта кутерьма, связанная с вашими появлениями на ТВ, — это попытка прикрыть честь мундира?
— Таких слов я вам не говорил и сам удивился, что вы их написали. Я сказал, что вся эта кутерьма, когда меня показывают, меня комментируют журналисты и другие люди, это не есть хорошо. Это и есть попытка вот так вот за рясой прикрыться…
— Но все-таки вы вчера мне прямым текстом сказали, что церковь втягивают в политику…
О роли статей в «Известиях» — как первой, так и второй, — можно судить по результатам. Они не замедлили появиться. На сайте «Инопресса» опубликован перевод статьи Джулиуса Страусса из газеты Daily Telegraph «Россия сфабриковала обвинения в адрес чеченского посла». На совести г-на Страусса можно оставить его уважительное отношение к бандиту и именование Закаева «чеченским послом». Важно другое: в статье прямо говорится о том, что «свидетельства его виновности были сфабрикованы московскими властями… Один из этих священников (похищенных Закаевым), отец Филипп, на этой неделе заявил, что он жив. По его словам, никаких доказательств причастности Закаева к похищению нет». Далее цитируется «прямая речь» священника, опубликованная «Известиями», и позднее опровергнутая как «фальшивка» отца Филиппом. Статья написана с антироссийских прозиций.
По сообщению «Ленты.Ru», приехать в Данию и там под присягой повторить показания против Ахмада Закаева приглашает отца Филиппа защита Закаева: «На приезде отца Филиппа в Данию особенно настаивает британская актриса Ванесса Редгрейв (Vanessa Redgrave), которая координирует общественную кампанию в защиту Закаева». Добавим, что Международная хельсинская Федерация прав человека обратилась к правительству Дании с призывом не выдавать Закаева России.
Провокационная статья в «Известиях» сделала свое дело. Защита Закаева получила столь недостающий ей аргумент. И если датские адвокаты и британские актрисы, нежно оберегающие чеченских бандитов, не обязаны заботиться о чести России, то газета «Известия», как российское издание, могла бы выказать уважение к своей Родине, избегая публиковать откровенно заказные материалы, эффект от появления которых просчитан в «верхах». Жаль, что не в «наших». А разговоры о принципиальности, помощи Генпрокуратуре, неподкупности и объективности — известные либеральные погремушки, которые извлекаются в нужный момент и трясутся над расшумевшимся «малышом» — народом. В контексте обсуждения поправок к закону о СМИ эта история выглядит особо впечатляюще.
Другой, не менее «звучной» темой этой недели стало известие о том, что в школах будет введен факультативный предмет «Основы православной культуры». И хотя министр образования РФ Владимир Филиппов заявил о том, что Министерство образования России не будет вводить предмет в качестве обязательного, шуму было много.
Начал заместитель руководителя аппарата правительства РФ Алексей Волин, который выступил с резкой критикой идеи введения факультативного предмета «Православная культура» в программу средних общеобразовательных школ. «От этого документа веет средневековьем и мракобесием», — заявил Волин в интервью обозревателю «Газеты».
На сайте «Седмица.Ru» комментарий чиновника проанализирован так: «С сожалением приходится констатировать, что г-н Волин… демонстрирует вопиющую некомпетентность в области мировой истории и родного язык, а проще говоря — полнейшую безграмотность. Поясним. «Средневековье» — это, строго говоря, историческая эпоха, охватывающая время от V в. до т.н. эпохи Возрождения (хотя границы эти достаточно условны). «Мракобесие» — слово, образованное из понятий «мрак» и «бес» и обозначающее крайне враждебное отношение к прогрессу, просвещению, науке, т. е. иначе говоря — обскурантизм, реакционность. Уместно спросить г-на Волина: какое отношение документ, написанный в начале XXI в., имеет к периоду с V по XVI вв. Может быть, он составлен по правилам делопроизводства, распространенным в средние века? Или, быть может, в те далекие времена государство было светским и с опаской и многочисленными согласованиями (не дай Бог обидеть какую-либо секту!) вводило преподавание основ традиционной государствообразующей религии для своих будущих граждан? Хотелось бы спросить у г-на Волина и о том, на каком основании он именует научное изучение основ православной культуры «мракобесием» — враждебной науке деятельностью? Помимо прочего, высказывания Волина изобилуют и логическими противоречиями. С одной стороны, чиновник опасается высокой нагрузки программы «Основы православной культуры», по своей насыщенности якобы сопоставимой с вузовской. С другой стороны — усматривает в этом проявление «мракобесия». «Мракобесие вузовского масштаба» — это, бесспорно, шедевр мысли г-на Волина».
По мнению обозревателей патриаршего сайта, «общество в очередной раз столкнулось с исполнением некоего антигосударственного по своей сути заказа, а СМИ не смогли (или не захотели) отделить пшеницу от плевел и теперь в который раз пугают людей принудительной катехизацией… Печально, что эта «пиаровская» акция в конечном итоге оказалась направленной против Министерства образования, преследующего цели просвещения и духовно-нравственного воспитания новых поколений российских граждан, а значит, и против будущего России».
Также на патриаршем сайте «Седмица.Ru» опубликованы мнения ряда ведущих российских политиков, ученых, общественных деятелей и мастеров культуры по вопросу о преподавании «Основ православной культуры в средней школе» и позиции, высказанной г-ном Волиным.
«Седмица.Ru» публикует интервью с заместителем министра образования Л.С.Гребневым, где он рассказывает о том, какие практические шаги предпринимаются министерством по введению в общеобразовательных школах предмета «Основы православной культуры».
«За факультативное преподавание «Основ православной культуры» в школе выступают политики и ученые», сообщает агентство «Русская линия». Директор Института русской литературы РАН (Пушкинский Дом) Николай Скатов считает, что «без понимания Православия невозможно понять ни русской истории, ни русской литературы». Заместитель председателя Комитета Госдумы по делам общественных объединений и религиозных организаций Александр Чуев напомнил, что согласно Конституции РФ, «религия не делает человека гражданином второго сорта, верующие и атеисты должны иметь равные права и возможности». «Показательно, что о своей поддержке инициативы Министерства образования по преподаванию в школах «Основ православной культуры» заявили представители самых разнообразных общественных и политических сил и течений от представителей ислама до лидера фракции КПРФ в Госдуме Геннадия Зюганова», говорится в сообщении.
«Русская Православная Церковь приветствует введение религиозных предметов в программу средних школ», — сообщает «Интерфакс». «Это огромный шаг вперед по преодолению наследия государственного атеизма, что действительно даст верующим детям возможность чувствовать себя в школе как дома, а не как во враждебной среде», — заявил «Интерфаксу» замглавы Отдела внешних церковных связей Московского Патриархата отец Всеволод Чаплин. При этом он отметил, что стоит отработать такой механизм, который позволил бы сделать преподавание православной культуры максимально добровольным и выстроить систему, которая дала бы возможность приверженцам других религий также изучать свою религиозную культуру, будь то ислам, иудаизм или буддизм.
Но Алексей Волин может не расстраиваться, он не остался в одиночестве: «Либеральная оппозиция против изучения православной культуры в школах», — сообщает «Русская линия«(там же). «Включение в школьную программу курсов религиозного характера противоречит светскому характеру российского государства и образования, закрепленному в Конституции и Законе «Об образовании», — считает представитель фракции «Яблоко» Александр Шишлов» «Преподаванием Православия нашим детям также озабочена заместительница председателя Госдумы Ирина Хакамада. Она даже сумела уже переговорить на эту тему с министром образования РФ Владимиром Филипповым и, якобы, убедила его изменить решение министерства и вместо курса «Основы православной культуры» ввести неизвестный некий «факультатив по истории мировых религий». Депутатка не пояснила, что это за факультатив», — сообщает агентство.
«Митрополит Сергий критикует некоторых госчиновников за атеизм», сообщает сайт «Newsru.com». В Русской Православной Церкви неодобрительно отреагировали на высказывание Алексея Волина: «Неприятие такого православного предмета основано на давней религиозной зависимости некоторых правительственных чиновников, которая называется «атеизм», — сказал сегодня митрополит Сергий в беседе с журналистами в Москве. «Между тем если в нашей стране существует отделение Церкви от государства, то необходимо, чтобы атеизм тоже был отделен от него», — подчеркнул управделами Патриархии, напомнив, что речь сегодня идет о преподавании православной культуры, а не православного богословия или закона Божьего.
Там же сообщается: «Православную культуру будут изучать добровольно и с согласия родителей». Заместитель министра образования Гребнев отметил, что никакого давления со стороны минобразования по изучению предмета не будет: где он интересен, там и будут его преподавать. Но это изучение будет носить исключительно «культурологический светский характер», оно не сопровождается совершением религиозных обрядов, исключает какое-либо целенаправленное вовлечение детей и их родителей в религиозную организацию.
Однако российские журналисты уже плачут и провожают в последний путь светское образование: «Российская школа перестает быть светской. Церковь и чиновники заставят детей учить православное богословие», сокрушается автор «НГ» Олег Недумов. Прозорливый журналист увидел, что «под видом светской религиоведческой дисциплины дети будут получать чисто конфессиональное богословское образование».
На сайте «Радонежа» приводится текст пресс-релиза министерства образования РФ: «В связи с появившимся в СМИ публикациями, в которых значительной степени изложены домыслы о «введении в обязательном порядке в российской системе образования основ православия», пресс-служба Министерства образования» сообщает о добровольности и факультативности нового курса: «Преподавание «Основ православной культуры не будет включаться в федеральный компонент общего среднего образования, то есть в обязательное содержание для всех школ страны».
Точку в шумихе, поднятой вокруг введения факультативного курса «Основы православной культуры», поставила дискуссия, прошедшая в прямом эфире программы «Свобода слова» телеканала НТВ.
В передаче принимали участие диакон Андрей Кураев, вышеупомянутый чиновник Алексей Волин, ректор РГГУ Юрий Афанасьев и кинорежиссер Никита Михалков. Помимо их кратких выступлений, звучали также вопросы и комментарии собравшихся в студии противников и защитников нового предмета, а также сюжеты из тех областей, где «Основы православной культуры» уже преподаются.
В ходе дискуссии Алексей Волин, который несколько раз обвинил российских чиновников в «идиотизме», сам был уличен в профессиональной некомпетентности и незнании законов.
«Волин: Значит, Правительство и государство в своей деятельности руководствуются исключительно законами Российской Федерации. В законах Российской Федерации записаны две вещи: по Конституции светский характер государства, по закону об образовании — светский характер образования. Согласно закону об образовании представители религиозных учений в школу приходить и преподавать там не могут.
Кураев: Это ложь! Это просто ложь. В Законе о свободе совести совершенно четко говорится: государство оказывает поддержку религиозным организациям при осуществлении ими культурно-просветительской деятельности, имеющей широкое общественное значение.
Волин: Никто не возражает. Не в рамках государственной школы.
Кураев: В рамках. В законе, в законе есть статья, которая регулирует, как именно и на каком основании в государственную школу может войти представитель религиозной организации. Есть это в законе! Почему вы так выборочно цитируете законодательство? Вы профессионально некомпетентны».
Резкое отторжение присутствующих (причем обеих партий) вызвала прямая угроза сопредседателя Совета муфтиев России Аширова, который заявил, что в случае введения предмета «Основы православной культуры» мы получим «вторую Чечню». Ведущий программы Савик Шустер даже вынужден был заметить: «Нам надо забыть выражение «вы получите вторую Чечню». Вот это высказывание надо вообще изъять из лексики». Эта реплика была встречена аплодисментами.
Напротив, наибольшее одобрение собравшихся (о чем свидетельствует рейтинг, постоянно меняющийся в ходе передачи в зависимости от реакции аудитории) получило выступление Никиты Михалкова. Знаменитый кинорежиссер назвал введение предмета «Основы православной культуры» — «иммунитетом от пошлости». «Дайте иммунитет сначала человеку. Маленькому человеку дайте понять, откуда он, откуда эта культура великая. Кто такой Дмитрий Донской, кто такой Александр Невский — дайте ему узнать сначала это, а потом он сам выберет, что ему смотреть, чего не смотреть. Поэтому я считаю, что в данном случае идет разговор об иммунитете. И добровольном, причем».
Однако проблема образования существует не только в школе и не только в государственной. В последнее время под маской различных «ученых обществ», «научных объединений» можно встретить деятелей, весьма далеких от науки. Именно по этому поводу написана статья диакона Андрея Кураева «Лжеакадемики испачкали рясу митрополита. Глава ОВЦС МП принял «высокую награду» из рук самозванных ученых-оккультистов». Материал сначала был отправлен в ОВЦС, затем опубликован на форуме отца Андрея Кураева и перепечатан на портале «Кредо.Ru».
В статье говорится о том, что 18 ноября 2002 «митрополиту Кириллу вручена высшая общественная награда российского научного сообщства — орден Звезды (I степени) «За заслуги в науке». Это высшая награда Международного межакадемического союза общественных организаций по поддержке науки и подготовке научных кадров (ММС), которую вручили митрополиту председатель ММС профессор В. Злоказов и президент Международного клуба кавалеров ордена «За заслуги перед наукой» профессор Г. Миронов».
Как оказалось, «структура гг. Миронова и Злоказова к науке не имеет никакого отношения. Это самозванцы, совмещающие оккультизм и банальной торговлей «корочками». … полное название ордена не «Орден Звезды», а орден «Звезда Вернадского». Это любимый персонаж современных оккультистов (любимый не за свои научные идеи, а за одно лишь слово — «ноосфера»). Во-вторых, господа, вручавшие эти «ордена», носят титулы гораздо более пышные, нежели сообщено в пресс-релизе. «Руководители Международного межакадемического союза: президент Международного клуба «Академик», академик МАИ, Российской Академии естественных наук, Нью-Йоркской академии наук, доктор исторических наук Георгий Миронов, председатель Высшей межакадемической аттестационной комиссии академик РАЕН, Академии медико-технических наук и Российской Академии космонавтики, доктор технических наук Владимир Злоказов», где МАИ — это не знаменитый московский институт, а «Международная Академия Информатизации»: «Союз тщеславцев и оккультистов», — называет их Кураев.
Далее он рассказывает о том, что «предприимчивые лица, руководившие некогда «Мосгорсправкой»» в один прекрасный момент оказались «среди основателей и учредителей… Международной академии информатизации», обеспечив ей разного рода финтифлюшки и звания вроде аккредитации при ООН и в ЮНЕСКО. Постепенно выстраивается целая «околонаучная пирамида», выдающая корочки и присваивающая бряцающие звания: «По некоторым оценкам, только ВМАК под руководством г-на Злоказова В.П. осчастливила кандидатскими и докторскими степенями и «дипломами соответствующего образца» не менее 20 тысяч претендентов». После того, как торговля фальшивыми научными степенями и дипломами была прикрыта, «Злоказов продолжил свой промысел орденами: продавая их директорам рынков и целителям, а бесплатно выдавая тем людям, соседство с которыми он считает почетным для себя».
Итак, делает вывод диакон Андрей Кураев, «руководители ОВЦС приняли награды отнюдь не от «научного сообщества», а от шарлатанов и спонсоров оккультизма». Он призывает митрополита Кирилла публично отказаться от этой псевдонаграды: «Это как раз и будет способствовать достижению той цели, о которой он совершенно справедливо говорил в своей речи, цели «взаимоуважительного и активного соработничества Церкви с широкой научной общественностью». Ведь уважение к миру науки предполагает элементарную ориентацию в нем, то есть умение отличать полезное — от ядовитого, настоящих ученых — от шарлатанов… Ошибиться может каждый. Настаивать на своей ошибке, не замечать ее и не пробовать исправить — вот это уже будет больше чем ошибка. Ошибку можно исправить, превратив в сильный пиаровский ход — если публично вернуть оккультную побрякушку тем, кто ею торгует, и запретить им использовать имена высших церковных служителей для целей своего подлого бизнеса».
«НГ-религии» опубликовали статью митрополита Кирилла «Интеграция и многообразие». В ней председатель ОВЦС подчеркнул, что «сегодня для многих людей становится очевидным, что мирное будущее человечества в значительной мере зависит от его способности гармонизировать взаимодействие существующих цивилизационных моделей в условиях глобализации».
При этом ситуация на Украине продолжает усложняться. Униатка Лилия Григорович заявила о создании депутатского объединения «Украине — Поместную Православную Церковь!», сообщает сайт Украинской Православной Церкви Московской Патриархии. «Как известно, с идеей объединить униатов и православных в «единую поместную церковь» не первый год носятся униатские и филаретсвующие нардепы… По словам Григорович (которым как показала история, верить вообще нельзя) заявление о создании такого объединения подписали 232 народных депутата Украины», — говорится в сообщении.
На сайте «Страна.Ru» автор Мария Чегляева также посвящает материал этой проблеме. Ситуацию по вопросу создания Поместной Церкви на Украине корреспонденту Страны.Ru прокомментировал заведующий отделом Украины Института стран СНГ и пресс-секретарь Союза православных граждан Кирилл Фролов. «Костяк этого объединения составляют люди из блока Виктора Ющенко «Наша Украина». Во-первых, это Лилия Григорович — активистка Греко-католической церкви. Заметьте, что униаты высказывают крайнюю заинтересованность в отделении Украинской Православной Церкви от Московского Патриархата и поддержке раскольнических группировок. Госпожа Григорович лично участвовала в захватах православных храмов в 1992 году в Ивано-Франковске и во время захвата кафедрального православного собора собственноручно избивала православного священника металлическими прутьями. Другой активист — Василий Червоний, который лично организовывал и участвовал в захватах православных храмов в Ровно, причем тогда избитыми оказались тысячи людей. Архиепископу Нифонту, ныне Митрополиту Луцкому и Волынскому, изрезали вены, также были избиты множество священников и мирян в епархии. Еще один деятель, ратующий за создание украинской поместной церкви — Павел Мовчан, первый заместитель председателя комитата по культуре и духовности Верховной Рады Украины. Он известен тем, что является сторонником неоязычества и оккультизма, а именно — поддержкой языческой секты Румвера. Это организация фашиствующего толка, которая считает, что православие придумано евреями для того, чтобы соблазнять на свою сторону истинных арийцев».
Также Кирилл Фролов говорит о том, что резиденция Филарета Денисенко «долгие годы была вербовочным пунктом украинских боевиков в Чечню, на стороне международного терроризма. Филарет покупал авиабилеты и обмундирование боевикам». «По своей сути украинские раскольники и киевский патриархат — это криминальная террористическая организация», — делает вывод пресс-секретарь СПГ.
Действия этих «политиков» затрагивают интересы и Русской Православной Церкви, и Российского государства, «так как любая попытка вмешательства и искусственного создания Украинской поместной церкви — это удар не только по России, но и вообще по Православию». Кирилл Фролов уверен, что «следующим шагом, если поместная церковь будет создана, станет ее подчинение Ватикану.
Говоря о роли России в этих процессах, Фролов отмечает, что «помимо вопроса о международном терроризме, надо решить ряд очень важных вопросов в сфере церковно-государственных отношений внутри РФ. От этого зависит международный образ России. Неприличная истерика в СМИ, которая была развязана против преподавания в школе основ православной культуры на факультативной основе, колоссально подорвала международный образ России, в том числе на Украине. Дело в том, что Греко-католическая церковь в Галиции давно ввела христианскую этику в школьную программу как основной предмет, а не как факультатив. Для православных Украины Россия является естественным религиозным центром. Вместо этого министр образования Филиппов практически отказывается от введения основ православной культуры под давлением чиновников, таких, как Волин, который заявил кощунственную фразу, что религиозное образование в школе — это средневековое мракобесие. Таким образом, получается, что католики более эффективны на образовательном поприще, у них уже везде основы христианской этики преподаются в школах. Когда же Россия вот так «шлепает» по рукам свою православную церковь, то она подрывает свой международный авторитет».
В ночь на 17 ноября два православных храма в Косове подверглись нападению экстремистов. Сильным взрывом поврежден храм Всех сербских святых в селе Джураковац в северной части автономного края. Выбиты окна и двери, но сам храм устоял. Спустя несколько часов неподалеку, в селе Любово, был до основания разрушен храм святого Василия Острожского, построенный в 1939 году «Алексий II осудил акты вандализма в отношении православных святынь Косова», — сообщает «Мир религий». С момента ввода в Косово межнационального миротворческого контингента уже более 110 православных храмов и монастырей этого края подверглись варварским нападениям вооруженных экстремистов. По мнению управляющего Рашско-Призренской епархией Сербской Православной Церкви епископа Артемия, ответственность за непрекращающиеся акты вандализма несет прежде всего командование миссией ООН, представители которой утверждают, что «в крае установился достаточный уровень безопасности».
Создана новая газета «Право слово» — «для тех, кто хочет верить», как говорится в подзаголовке. Как сообщает патриарший сайт, газета «предназначена именно для тех, кто хочет верить, ищет Бога и веру, сомневается, спотыкается на этом пути, но все же идет к намеченной цели».
«Как вы относитесь к Православию?», — с таким вопросом обратились журналисты новой газеты к политикам, журналистам, писателям. Ответы на вопросы также размещены на сайте «Седмица.Ru». Процитируем некоторые из них:
Владимир Путин, президент Российской Федерации: «Когда мне было несколько месяцев, моя мама с соседкой по коммунальной квартире, где мы тогда жили, втайне от отца — а он был членом компартии — отнесли меня в церковь и окрестили. Это было мое первое посещение церкви. Потом, когда … поехал в Иерусалим, и мне мама дала с собой тот самый крестик, с которым меня крестили. Для того, чтобы я его освятил на Гробе Господнем. Я выполнил поручение мамы…»
Майрам Акаева, писатель, супруга президента Киргизской Республики: «Людям сегодня, как никогда, нужны учителя с большой буквы. Вспомните Александра Пушкина, который тоже был «духовной жаждою томим"… Русское Православие выполняет эту божественную миссию, выводя миллионы людей из мрачных лихолетий нравственного нигилизма и неверия».
Михаил Леонтьев, ведущий телепрограммы «Другое время»: «Для меня Православие — это все».

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru