Русский Афон | Юрий Данилец | 08.10.2014 |
21 октября 2014 г. в Свято-Николаевском мужском монастыре с. Иза-Карповтлаш (Хустская епархия УПЦ, Закарпатье) состоится Божественная литургия, приуроченная к 100-летию Мараморош-Сиготского процесса против православных.
Поминовение тех трагических событий состоится в день прославления святого Закарпатья прп. Алексия Карпаторусского (Кабалюка), который был главным обвиняемым на процессе в 1913—1914 годах. Возглавит богослужения Блаженнейший Онуфрий, Митрополит Киевский и всея Украины, вместе с собором архиереев Украинской Православной Церкви и архиереев из соседних братских Православных Церквей в сослужении множества священнослужителей.
Как известно, чтобы остановить православное движение и восстановить позиции греко-католической церкви на Закарпатье, венгерские власти прибегли к массовым репрессиям против православных и организации судебных процессов. Первый такой судебный процесс 1903—1904 гг. проходил в Мараморош-Сиготе. Он закончился осуждением на разные сроки православных верующих из с. Иза. Более масштабным был «второй Мараморош-Сиготский процесс» 1913−1914 гг. Следствием судебных заседаний стало осуждение 32 человек к различным срокам заключения и уплаты крупного денежного штрафа. Среди заключенных были православные крестьяне из Изы, Лучек, Теребли Ильницы, Осой, Бедевли и других сел.
Главным обвиняемым на процессе был преподобный Алексий (Александр Кабалюк), осужденный за проповедь Православия на четыре года и шесть месяцев тюрьмы. Он был лидером православного движения на Закарпатье в начале ХХ века. А присоединился к Православию он в 1908 г. на Святой Горе Афон в русском Свято-Пантелеимоновом монастыре.
В 1945 г. архимандрит Алексий вспоминал: «На святую Афонскую гору ехали многие: из Смирны, через Салоники на Афон. Сразу пошли в Пантелеимоновский монастырь. Там разыскал своего земляка Вячеслава, в великой схиме монах Варух (Василий Текза) из Быстрого (допущена ошибка, должно быть Василий Агоста из Березова, — Юрий Данилец); его посчитали православным. Он на Афон поехал раньше на десять лет. Он попал на Афон так, что пошел на Иоанна Сочавского на отпуст в Буковину и с ними (т.е. паломниками) поехал на Афон».
Через Варуха Александр познакомился со схимником Денасием (Юшковым) и настоятелем Афонского Свято-Пантелеимоновского русского монастыря архимандритом Мисаилом (Сопегиним).
Перед настоятелем Кабалюк поднял вопрос о присоединении его из унии к Православной Церкви. Такой случай был первым в истории монастыря, а потому на первых порах среди монахов появилась дискуссия: каким образом присоединять? Отец Денасий в своей книге писал: «Некоторые говорили, что необходимо вторымъ чиномъ, т. е. чрезъ покаяніе, отреченіе отъ (прежнихъ) заблужденій, миропомазаніе и пріобщеніе святыхъ Христовыхъ Тайнъ. Для разрешенія недоуменій были сделаны запросы въ Холмъ и Минскъ. Чрезъ немного дней после этого прибылъ на Афонъ и остановился въ обители преосвященный Евдокимъ, ректоръ Московской духовной академіи, епископъ Волоколамскій, а въ числе многихъ спутниковъ его, бывший воспитанникъ той же академіи, іеромонахъ Сергій, изъ Яблочинскаго Свято-Онуфріева монастыря Холмской епархіи. На запросъ объ этомъ деле къ Преосвященному онъ, при участіи и разъясненіи отца Сергія, благословилъ совершить присоединеніе третьимъ чиномъ, т. е. безъ миропомазанія, такъ какъ уніаты принимаютъ таинство миропомазанія по православному, т. е. въ младенчестве, тотчасъ же по совершеніи крещенія; католики же отлагаютъ совершеніе миропомазанія до зрелаго возраста. При этомъ Александръ Кабалюкъ пожелалъ лично получить благословеніе отъ русскаго православнаго архіерея. Преосвященный Евдокимъ благословилъ его, ставшаго предъ нимъ на колена, сказалъ ему несколько словъ въ ободреніе, назиданіе и утешеніе, присовокупивъ, что предки его русскіе въ Венгріи были православные, и чтобы онъ по принятии православія остался навсегда вернымъ и преданнымъ святой Восточной Церкви. Преосвященный попросилъ бывшаго при этомъ отца архимандрита Мисаила, когда совершится присоединеніе, то отъ его-бы имени возложить на присоединеннаго святой крестъ.
Когда потомъ по отъезде Преоевященнаго со спутниками, было положено приступить къ делу, то встретилось другое недоуменіе, какъ присоединять: по требнику ли: «По чину, како пріимати къ православной вере приходящихъ, иже измлада и воспитани быша вне православная Церкви, крещеніе же истинное имущихъ во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа», или же по «Книге чиновъ присоединения къ православной Церкви», изданной святейшимъ Россійскимъ Синодомъ въ 1895 году, и именно по чину «како пріимати приходящихъ ко православной Церкви отъ римско-латинскаго вероисповеданія». По этой причине было отложено присоединение до полученія ответовъ изъ Холма, или изъ Минска, которые вскоре и были получены". Изъ Холма былъ ответъ отъ имени преосвященнаго Владимира, епископа Белостокскаго, управляющаго Холмской епархіей: «Уніатовъ следуеть принимать третьимъ чиномъ, т. е. чрезъ покаяніе, отреченіе и Пріобщеніе». Изъ Минска самъ преосвященный Михаилъ писалъ: «Унія установлена для уловленія православныхъ въ католичество, она переходный мостъ отъ Православія въ латинство; сначала уніатамъ оставляютъ все православное, только требуется признаніе главенства папы римскаго и подчиненность ему. Но затемъ уніатамъ постепенно прививаютъ католическую обрядность и догматику, вытесняя православную и тогда уніатъ мало разнится отъ католика. Если обращается въ православіе уніатъ перваго вида, то принимать его следуетъ, какъ почти православнаго, чрезъ таинство покаянія, потребовавъ отреченія отъ уніатскаго заблужденія. Уніатовъ второго вида я принималъ бы въ Православную Церковь, какъ приходящихъ отъ католичества, по известному чину. Таково мое мненіе. При массовомъ возсоединеніи уніатовъ съ православными въ тридцатыхъ и шестидесятыхъ годахъ въ нашихъ пределахъ, отъ уніатовъ отбиралась подписка о добровольномъ соединеніи съ православными, затемъ они шли въ Православную Церковь, исповедовались, причащались, и темъ актъ присоединенія оканчивался» [Денасий Пантелеимоновскій, святогорец-инок. Повесть об обращеніи и присоединеніи на Афоні Угрорусса уніата в Православіе и о русских, о православіи и об уніи в При-карпатской подъяремной Руси прежде и теперь. — Шамордино: Типография Казанской Амвросиевской женской пустыни, 1913].
После обсуждения предложений архиереев было принято решение присоединять «по чину от римско-католического вероисповедания». Подробно обряд присоединения к православию подаем по книге о. Денасия.
«Божественную литургію въ этотъ день отецъ игуменъ пожелалъ совершить соборне въ Покровскомъ соборномъ храме. Звонъ къ литургіи быль полный, по праздничному. После второго трезвона «во вся», отецъ архимандритъ Мисаилъ въ полномъ светло-серебряномъ облаченіи и въ митре вышелъ черезъ царскія врата изъ алтаря въ притворъ. За нимъ вышли шесть старейшихъ іеромонаховъ и два іеродіакона, въ такихъ же светло-серебряныхъ облаченіяхъ, и два экклесіарха въ мантіяхъ съ возженными свечами въ подсвечникахъ.
Въ притворе стоялъ желающій возсоединенія, Александръ Ивановичъ Кабалюкъ, съ благоговеніемъ сложивъ на груди крестообразно руки. Отецъ архимандритъ, знаменавъ себя съ благоговеніемъ крестнымъ знаменіемъ, обратился къ нему громко и съ чувствомъ вопрошая: «Хощеши ли отрещися отъ погрешеній и неправостей римско-латинскаго исповеданія?»
Возсоединенный твердо отвечалъ: «Хощу».
«Хощеши ли прійти въ соединеніе веры православно-кафолическія?»
Ответъ: «Хощу».
Архимандритъ благословивъ его произнесъ: «Во имя Отца, и Сына, и Святаго Духа, аминь». И возложивъ руку на преклоненную главу его іеродіакону рекшу: «Господу помолимся», и клиру: «Господи помилуй», прочиталъ молитву сію: «Господи Боже истины, призри на раба Твоего Александра, ищущаго прибегнути ко святой Твоей православной Церкви и подъ кровомъ ея сохранитися. Обрати его отъ заблужденія прежняго пути его ко истинней, яже въ Тя вере и подаждь ему благодать, еже ходити въ заповедехъ Твоихъ. Да будутъ очи Твои взирающе на него милостію выну и уши Твои, еже слышати гласъ моленія его и тако да со-причтется ко избранному Твоему стаду. Тя бо поютъ вся вся силы небесныя, и Твоя есть слава, Отца и Сына, и Святаго Духа, во веки вековъ. Аминь».
После этой молитвы отецъ архимандритъ продолжая вопрошалъ пріемлемаго: «Отрицаешися ли: отъ неправаго ученія, аки бы для изображенія догмата о исхождеши Святаго Духа не довлеетъ Самого Христа Спасителя изреченіе: Иже отъ Отца исходите, и аки бы потребно къ сему слову Христову прибавлена: и отъ Сына?».
Ответъ: «Отрицаюсь».
«Отрицаешися ли отъ неправаго мненія, аки бы не довлеетъ исповедовати главою Вселенскія Церкви Господа нашего Іисуса Христа, и аки бы глава всея Церкве есть римскій епископъ?»
Ответъ: «Отрицаюся».
«Отрицаешися ли отъ неправаго мненія, аки бы святіи Апостоли неравную власть духовную получиша отъ Господа нашего Іисуса Христа, но княземъ ихъ бяше святый Апостолъ Петръ, и аки бы единъ римскій епископъ есть преемникъ его, и аки бы не суть равни римскому епископу преемницы апостольстіи, епископи: іерусалимскій, антіохійскій, александрійскій и друзіи?»
Отвечалъ: «отрицаюся».
«Отступаеши ли отъ согласія съ теми, иже римскаго папу мнятъ высша быти вселенскихъ соборовъ и непогрешима?»
Отвечалъ: «Отступаю отъ таковаго мненія».
«Отрицаешися ли прочихъ ученій латинскаго вероисповеданія, древнихъ и новыхъ, яже слову Божію, истинному преданію церковному и определеніямъ седми вселенскихъ соборовъ противна суть?»
Отвечалъ: «Отрицаюся».
«Желаеши ли убо соединитися святей, Православней, Кафоличестей Восточней Церкви?»
Отвечалъ: «Желаю отъ всего моего сердца». «Веруеши ли и како во Единаго Бога, въ Троице славимаго, и покланяешися ли Ему?»
Отвечалъ: «Верую во Единаго Бога, въ Троице славимаго, Отца и Сына, и Святаго Духа и покланяюся Ему». И сотворивъ земной поклонъ, возсоединяемый прочиталъ Символъ Веры.
После сего отецъ архимандритъ произнесъ: «Благословенъ Богъ, просвещаяй всякаго человека, грядущаго въ міръ».
И снова вопрошалъ: «Правила апостольская и на седми вселенскихъ и девяти поместныхъ соборехъ утвержденная, и прочая Православныя Церкве преданія и уставы пріемлеши ли?»
Отвечалъ: «Пріемлю».
«Исповедуеши ли, яко книги Божественнаго Писанія по разуменію, еже содержитъ о онехъ Православная Церковь, пріимати и толковати подобаетъ?»
Отвечалъ: «Исповедую».
«Пріемлеши ли и сіе, яко седмь таинствъ, отъ Христа Господа уставленная, долженствуютъ быти совершаема по чину Православныя Церкве, а не инако вернымъ преподаваема?»
Отвечалъ: «Пріемлю и изъявляю, «яко тако надлежитъ быти».
«Веруеши ли, яко душамъ преставльшихся не огнь чистилищный что пользуетъ, иже не существуетъ, но великую ослабу и отраду приносятъ милостыни и молитвы за нихъ, паче же Безкровная жертва?»
Отвечалъ: «Верую и пріемлю».
«Исповедуеши ли, яко Церкви Православно-Кафоличестей глава есть Господь нашъ Іисусъ Христосъ, и поставляемымъ отъ Духа Святаго пастыремъ обещаеши ли нелицемерное послушаніе?»
Отвечалъ: «Исповедую, и пастыремъ Церкве Православныя повиноватися обещаю».
После сего отецъ архимандритъ подалъ возсоединяемому конецъ епитрахили и произнесъ: «Вниди въ Церковь Православную и совершенно отринувъ заблужденія, въ нихъ-же былъ еси, чти Отца Вседержителя, Сына Его Іисуса Христа, и Духа Святаго, Иже отъ Отца исходить, Троицу Единосущную и Нераздельную».
И тако введъ, поставилъ его предъ амвономъ, где на особомъ аналогіи положены были крестъ и евангеліе. Идущимъ же имъ, певчіе весьма сладкогласно и косноумилительно пели псаломъ 66. «Боже, ущедри ны и благослови ны, просвети лице Твое на ны и помилуй ны: Познати на земли путь Твой, во всехъ языцехъ спасеніе Твое. Да исповедятся Тебе людіе Боже: да исповедятся Тебе людіе вси. Да возвеселятся и да возрадуются языцы: яко судиши людемъ правотою и языки на земли наставиши. Да исповедятся Тебе людіе, Боже, да исповедятся тебе людіе вси. Земля даде плодъ свой: благослови ны, Боже, Боже нашъ, благослови ны, Боже: и да убоятся Его вси концы земли».
Засимъ отецъ архимандритъ повелелъ ему преклонить колена и самъ отчетливо молитвенно произнесъ следующіе стихи:
«Посли Духъ Твой, и созиждутся и обновиши лице земли».
«Спаси раба Твоего, Боже мой, уповающаго на Тя».
«Буди ему, Господи, столпъ крепости отъ лица вражія».
«Господи, услыши молитву мою, и вопль мой къ Тебе да пріидетъ».
По произнесеніи сего, іеродіакону вогласившу: «Господу помолимся», а клиру: «Господи, помилуй», отецъ архимандритъ прочиталъ следующую молитву: «Господи Боже Вседержителю, согрешающимъ образы покаянія предлагали и заблудшимъ путь правый показуяй, во еже бы ни единому погибнути, но всемъ мощно бе спастися. Благодаримъ Тя, яко и сему рабу Твоему Александру возсіялъ еси светъ познанія Твоея истины, и сподобилъ еси его ко святей Твоей Православно-Кафоличестей Церкви прибегнути. Даждь убо ему соединитися оней нелицемерно и невозвратно: сопричти его избранному Твоему стаду: сотвори его сосудъ честенъ и жилище святаго Твоего Духа, яко да Темъ всегда просвещаемь и наставляемь, спасительныя заповеди Твоя нерушимо соблюдетъ, и тако небесныхъ Твоихъ благихъ воспріятія сподобится. Ты бо ecи Богъ милости и щедротъ и человеколюбія, и всемъ человекомъ хощеши спаетися, и Тебе славу возсылаемъ, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно и во веки вековъ. Аминь».
По молитве архимандритъ, повелевъ ему востать, произнесъ:
«Стани добре, стани со страхомъ и предъ Евангеліемъ и святымъ Крестомъ утверди данное тобою обещаніе».
Возсоединяемый всталъ съ коленъ и произнесъ: «Веру Православно-Кафолическую, юже ныне добровольне исповедую, целу и ненарушиму даже до конешаго моего издыханія, Богу помогаюшу, твердо содержат, и заповеди ея радетельно и радостно исполняти потщуся, соблюдая въ непорочности, елико мощно, сердце мое. Во увереніе сего моего обещанія целую словеса и Крестъ Спасителя моего. Аминь».
По лобызаніи, архимандритъ возгласилъ: «Благословенъ Богъ, хотяй всемъ человекомъ спастися и въ разумъ истины пріити, сый благословенъ во веки».
Клиръ: «Аминь».
За симъ, обращаясь къ возсоединяемому, архимандритъ произнесъ:
«Преклони колена твоя предъ Господемъ Богомъ, Егоже исповедалъ ecи, и пріимеши оставленіе греховъ твоихъ».
Возсоединяемый преклонилъ колена и главу, и архимандритъ разрешилъ его, прочитавъ молитву:
«Господь нашъ Іисусъ Христосъ, ключи царствія небеснаго Апостоломъ вручивый, и давый имъ и ихъ преемникомъ власть вязати и решити грехи человековъ, чрезъ мене, недостойнаго іерея, прощаетъ тя, чадо Александре, и разрешаетъ отъ связанія клятвеннаго, или запрещенія, и отъ всехъ греховъ твоихъ. И азъ, данною мне отъ Него властію, присоединяю тя ко Православней Церкви, и привожду ко общенію божественныхъ таинствъ церковныхъ, и благословляю тя Именемъ Отца, и Сына, и Святаго Духа. Аминь».
После сего іеродіаконъ произнесъ сугубую эктенію: 1) о Благочестивейшемъ Самодержавнейшемъ, Великомъ Государе нашемъ Императоре Николае Александровиче всея Россіи, 2) о Супруге Его… о Матери Его… о Наследнике Его… и о всемъ Царствующемъ Доме, 3) о святейшемъ вселенскомъ патріархе Іоакиме, о святейшемъ всероссійскомъ Синоде, о всечестнемъ отце нашемъ игумене (т. е. настоятеле) архимандрите Мисаиле со всею о Христе братіей, и 4) о нововозсоединенномъ рабе Божіи Александре, о еже сохранену быти ему въ вере чистаго исповеданія во всякомъ благочестіи же и исполненіи заповедей Христовыхъ, во вся дни живота его… и о воспріемнике его…
Архимандритъ возгласилъ:
«Яко милостивъ и человеколюбецъ Богъ еси, и Тебе славу возсылаемъ, Отцу и Сыну и Святому Духу, ныне и присно, и во веки вековъ». Ликъ: «Аминь». На симъ обычный отнустъ, и — возсоединеніе окончилось.
На колокольне раздался, третій торжественный, — какъ бы победно-благодарственный трезвонъ. Началось чтеніе часовъ, и литургія шла обыкновеннымъ порядкомъ. На великой и сугубой эктеніяхъ іеродіаконъ присоединилъ пpoшенія о нововозсоединенномъ рабе Божіемъ Александре. А отецъ архимандритъ помянулъ имя его на великомъ входе по Херувимской песни. Когда отверзлись царскія врата и отецъ іеродіаконъ возгласилъ: «со страхомъ Божіимъ и верою приступите», отецъ архимандритъ взялъ съ престола небольшой золотой крестикъ на сребро-позлащенной цепочке и, отъ имени преосвященнаго Евдокима, и въ благословеніе отъ себя и отъ святой обители возложилъ оный на возсоединеннаго. Затемъ рабъ Божій Александръ былъ пріобщенъ Святыхъ Таинъ Тела и Крови Христовыхъ, «во оставленіе греховъ, во исцеленіе души и тела, и въ наследіе жизни вечныя со святыми». По окончаніи литургіи былъ отслуженъ молебенъ Господу Богу Вседержителю, Пресвятой богородице и св. Великомученику и Целителю Пантелеймону [Денасий Пантелеимоновскій, святогорец-инок. Указ. сочин.].
После общей братской трапезы и литий в главном соборе св. великомученика и целителя Пентелеимона архимандрит Мисаил поздравил Александра с присоединением к Православной Церкви и подарил ему в благословение икону Божией Матери Акафистной с надписью на обратной стороне: «Сія святая икона Пресвятыя Богородицы подобіе видомъ и размеромъ чудотворной Афонской Зографскаго монастыря, именуемый „Акафистныя“ и „Предвозвестительницы“, писана и освящена на Афоне и даруется отъ игумена русскаго на Афоне Пантелеимонова монастыря архимандрита Мисаила со всею о Христе братіею нововозсоединившемуся во святой обители нашей съ Святою Восточною, Апостольскою, Кафолическою Православною Церковію, отныне духовному сыну нашему, рабу Божію Александру Кабалюку, жителю и подданному Австро-Венгріи, во благословеніе ему отъ Святыя Горы Афонскія — земнаго Удела Царицы Небесныя и нашей священной обители во имя святаго и славнаго Великомученика и Целителя Пантелеимона, въ благодатную ему помощь отъ всякихъ бедъ, золъ и напастей отъ всехъ и на всехъ враговъ видимыхъ и невидимыхъ и во укрепленіе его въ торжественно данномъ имъ обещаніи быть вернымъ и послушнымъ даже до смерти Святой, Соборной, Апостольской, Православной, Восточной Церкви, ея же глава есть Всесвятый Господь нашъ Іисусъ Христосъ. Аминь». Эта икона в настоящее время находится в Свято-Благовещенском храме в г. Хуст [Данилець Ю. Обраний Божим Провидінням. Життєпис преподобного Олексія Карпаторуського сповідника. — Чернівці: Місто, 2013. — 168 с.].
Одним из важных детищ прп. Алексия Карпаторусского по возрождению православия на Закарпатье было основание по афонскому уставу православного монастыря в с. Иза, ставшего духовным центром возрождаемой Православной Церкви в регионе. Произошло это в начале 1919 г. после выхода его из заключения.
Первыми насельниками обители стали Г. Кундря, В. Прокоп, М. Симулик, Ю. Вакаров, И. Иваняс, Д. Бонь, Ю. Слава, Д. Барна. В 1925 г. в Изе был построен временный деревянный храм во имя святителя Николая. Монахи занимались ремеслами: шили обувь, одежду, церковные облачения. Иеромонахи ходили в соседние сёла для совершения церковных треб и богослужений. В мае 1925 г. прп. Алексий отказался от настоятельства. На эту должность был избран игумен Матфей (Вакаров). В 1926 г. было решено перенести монастырь за село — в урочище Карпутлаш. Общая смета строительства составила 135 тыс. чехословацких крон. В 1927 г. началось строительство второго жилого корпуса и зимней церкви в честь Иоанна Предтечи при нём. В 1933—1934 гг. по инициативе епископа Дамаскина (Грданички) при монастыре были организованы пастырские курсы для духовенства Сербской юрисдикции.
Изская обитель поддержива тесные связи с Русским на Афоне Свято-Пантелеимоновым монастырем, а некоторые из ее братии часто ездили на Афон для духовного совершенствования и даже подвизались в «Русике» и других святогорских обителях.
27 сентября 1936 г., в день праздника Воздвижения Честного и Животворящего Креста Господня, в монастыре был освящен храм в честь Успения Божией Матери. В 1944 г. в Изском монастыре подвизалось 39 человек, но при монастыре проживало только 16, — остальные монахи служили на приходах и при женских монастырях. В 1950 г. для обители был куплен большой трехтонный колокол.
Насельниками монастыря были митрополит всея Чехословакии Дорофей (Филип) и архиепископ Полтавский и Кременчугский Савва (Бабинец). Несколько монахов Изского монастыря переселилось на Святую Гору Афон, где они и похоронены. В монастыре находилась икона Божией Матери «Акафистная», подаренная прп. Алексию в Афонском Пантелеимоновом монастыре.
Осенью 1958 г. у монастыря было отобрано более 20 гектаров земли (остался только небольшой участок). Несколькими месяцами позже Хустский райисполком принял решение о сокращении количества монастырей и скитов на территории района. Согласно этому решению монастырь был закрыт, а его монахи переведены в Тереблянский монастырь. Монастырские помещения были переданы колхозу им. Мичурина. Впоследствии в помещениях обители поместили тубдиспансер.
В начале 1990 г. на место, где когда-то был Николаевский мужской монастырь, начали возвращаться монахи. В 1991 г. территория бывшего монастыря была возвращена Православной Церкви. Больницу обещали через некоторое время перевести в другое место. 12 июля 1991 г., в день памяти свв. апостолов Петра и Павла в часовне была совершена первая Литургия, которую возглавил архимандрит Спиридон (Форковец). Сначала монахи проживали в небольшом домике. Братию составляли два архимандрита, шесть иеромонахов, три иеродиакона и четырнадцать послушников. Для проведения богослужений монахи оборудовали две комнаты.
В 1992 г. настоятелем Николаевского монастыря был назначен архимандрит Стратоник (Легач). В октябре 1992 г., за четыре дня, была построена из дерева колокольня в честь Иверской иконы Божией Матери. В 1995—1998 гг. велось строительство храма в честь свт. Николая. Монахи отремонтировали хозяйственные постройки, склады, малые подсобные помещения, закупили богослужебную литературу, одежду, иконы, мебель, сельскохозяйственную технику.
Позже обитель получила во владение 12 га земли. В 1999 г. на монастырском кладбище были обретены мощи архимандрита Алексия (Кабалюка). 21 октября 2001 г. Предстоятель УПЦ Блаженнейший Митрополит Киевский и всея Украины Владимир (Сабодан) возглавил Божественную литургию, во время которой состоялся чин прославления подвижника. Он был причислен к сонму местночтимых святых с именем Алексия Карпаторусского. В 2001—2006 гг. настоятелем монастыря был архимандрит Вассиан (Поп). С 2006 г. монастырскую братию возглавляет архимандрит Андриан (Малета).
В монастыре действует музей прп. Алексия Карпаторусского, основанный Ю. Данильцом [Данилец Ю., иеромонах Пимен (Мацола). Православные монастыри Закарпатья. Путеводитель. — К.: Издательский отдел Украинской Православной Церкви, 2012].
Специально для портала «Русский Афон»
http://www.afonit.info/index.php/biblioteka/russkij-afon/3638−100-letie-vmaramorosh-sigotskogo-protsessa