Вода живая | Андрей Гориченский | 06.10.2014 |
Место, много лет ассоциировавшееся с милицией, место с красивейшими храмами и щемящими душу разрушениями. Городской монастырь — казалось бы, скромный и «непропиаренный», живущий своей внутренней жизнью, — но и со своими «жемчужинами», открытиями, подвижниками. В год 700-летия «игумена всей Земли Русской» Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь стала предметом пристального внимания. Заглянем же и мы вглубь этого монастыря, чтобы увидеть его прошлое и настоящее, внутреннее устройство и служения, — все то, что продолжает дело, начатое преподобным Сергием Радонежским.
1. Святые врата обители с часовнями-киотами Спаса Нерукотворного и Покрова Божией Матери. Построены в 1844—1871 годах А. М. Горностаевым.
2. Братский корпус с надвратной церковью мученика Саввы Стратилата. Построен в 1859—1864 годах А. М. Горностаевым.
3. Собор Воскресения Христова. Построен в 1877—1884 годах А. А. Парландом. Взорван в 1968 году.
4. Собор Святой Живоначальной Троицы. Построен в 1756—1760 годах П. А. Трезини. Взорван в 1960 году.
5. Храм преподобного Сергия Радонежского с пределами Христа Спасителя, Спаса Происхождения Честных Древ и мученицы Зинаиды. Построен в 1854—1856 годах А. М. Горностаевым.
6. Церковь святого Григория Богослова. Построена в 1855—1857 годах А. И. Штакеншнейдером.
Находится на реставрации.
7. Церковь святого Николая Чудотворца (церковь-усыпальница семьи Николаевых). Построена в 1888—1890 годах М. Ф. Гейслером.
Разрушена в послевоенные годы.
8. Церковь Покрова Божией Матери. Построена в 1844—1863 годах Р. И. Кузьминым и Г. Э. Боссе. Взорвана в 1964 году.
9. Часовня Рудненской иконы Божией Матери.
Построена в 1876 году Д. И. Гриммом. Разрушена во время Великой Отечественной войны.
10. Монастырская ризница (с усыпальницей Мятлевых). Построена в 1859 году. Уничтожена в 1930-е годы вместе с монастырским кладбищем.
11. Часовня Тихвинской иконы Божией Матери. Построена в 1863—1864 годах А. М. Горностаевым. Разрушена во время Великой Отечественной войны.
12. Здание монастырской трапезной. Построено про проекту святителя Игнатия (Брянчанинова) в 1834 году.
13. Настоятельский корпус. Построен в 1756—1763 годах П. А. Трезини по проекту Б.Ф. Растрелли.
14. Инвалидный дом с церковью мученика Валериана и усыпальницей графов Зубовых. Построен в 1805—1809 годах Л. И. Руска. Находится на реставрации.
15. Домик привратника, школа и угловая башня-библиотека. Домик и школа (она была деревянной и не сохранилась) построены в начале XX века. Библиотека построена 1756−1763 годах П. А. Трезини.
16. Больничный корпус и пруд Иордан. Больница построена в 1907 году С. (имя точно не известно) Пономаревым.
С чем у нас связано Санкт-Петербургское шоссе, ведущее через Стрельну к Петергофу? С парадным выездом из города, с дорогой «на фонтаны» и к прекрасным южным пригородам. Удивительно, но так оно и задумывалось изначально. По замыслу Петра I Петергофская дорога была «парадной лестницей» к Петербургу, по ней нарядные повозки въезжали в имперскую столицу, и вряд ли эти места ассоциировались с монашеским уединением. Но именно здесь суждено было возникнуть монастырю во имя преподобного Сергия Радонежского: императрица Анна Иоанновна пожелала, вернувшись из Троице-Сергиевой лавры, прославить имя преподобного и в городе на Неве. Для этого она отдала своему духовнику, настоятелю лавры архимандриту Варлааму в вечное владение приморскую дачу своей сестры Екатерины Иоанновны. Так осенью 1734 года была основана новая обитель.
Но только тридцать лет спустя пустынь стала самостоятельным монастырем. К этому времени здесь высился красивый пятиглавый каменный собор Святой Живоначальной Троицы, возведенный по проекту П. А. Трезини, были построены кирпичные кельи. Следил за ходом работ другой знаменитый архитектор, Б.-Ф. Растрелли.
История монастыря связана еще со многими выдающимися именами. Около 1773 года в пустынь поступил шестнадцатилетним послушником будущий преподобный Герман Аляскинский, который пробыл здесь пять лет. А расцвет пустыни связывают с приходом в настоятели в 1834 году архимандрита Игнатия (Брянчанинова). Святитель был славен не только своими трудами, посвященными «умному деланию», аскезе и молитве, — но и вполне земным, хозяйственным «деланием»: в период его управления был отреставрирован Троицкий собор, монашеские кельи, возведены церкви Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Григория Богослова, налажено хозяйство. Монастырским хором при архимандрите Игнатии руководил известный духовный композитор протоиерей Петр Турчанинов. Сохранить монастырь на высоком уровне сумели и преемники святителя Игнатия. К началу XX века насельников насчитывалось уже до двухсот человек.
Троице-Сергиева пустынь была закрыта в 1919 году, но богослужения в некоторых храмах продолжались еще более десяти лет. Во время войны на территории монастыря стояла немецкая танковая дивизия, но даже немцы не причинили обители таких разрушений, как советская власть. Во время хрущевской антирелигиозной кампании были взорваны Троицкий и Воскресенский соборы, церкви Покрова Пресвятой Богородицы и святителя Николая Чудотворца. В 1964 году в монастырь въехала школа милиции, — и оставалась в нем до начала нового тысячелетия.
Одним из первых не-милиционеров, поселившимся на территории Троице-Сергиевой пустыни после того, как ее начали возвращать Церкви, был ее будущий настоятель игумен Николай (Парамонов).
— Я приехал сюда в 1993 году, — рассказывает отец Николай. — Стал заниматься восстановлением, открыл воскресную школу для взрослых. Но на территории монастыря располагалась Санкт-Петербургская специальная средняя школа милиции МВД РФ, и мы вступили с ними в конфликт. Я понимал, что милицию нужно куда-то переселить, но где же найти 16 тысяч квадратных метров? Началось противостояние. Городские власти в это практически не вмешивались; смотрели и гадали, кто кого одолеет: милиция монахов или наоборот.
Несмотря на тяжелую обстановку внутри монастыря, в 1990-х со всего города сюда начали приезжать люди — помочь, поддержать. Узнавали они о пустыни чаще всего по «сарафанному радио», ну, а кто-то и «из первых рук».
Настоятель Троице-Сергиевой пустыни игумен Николай (Парамонов)
— В 1993 году я попала на лекцию по богословию в СПбДА, которую читал отец Николай, — вспоминает прихожанка Елизавета Грузд. — Он приглашал всех поработать в обители, и я приехала. Начала заниматься огородом. Все противостояние милиции и пустыни проходило на наших глазах. Помню первый молебен: в декабре мы намыли полы в Сергиевом храме, убрали скамейки — кажется, до этого там был кинотеатр, — поставили ящики из-под овощей, и так состоялась первая служба.
Милиционеры пускали прихожан на богослужения только в определенное время, причем людей собирали у ограды и сопровождали до храма. «Опоздал — уже не войдешь, — рассказывает один из насельников обители монах Филарет (Коноплев). — С одной стороны, это, конечно, плохо, а с другой — дисциплинировало прихожан, они старались не опаздывать на службы».
— Тогда присутствие милиции действительно казалось странным и неправильным, — говорит давний прихожанин Троице-Сергиевой пустыни Владимир Байков. — А сейчас мне начинает казаться, что монахи и милиционеры дополняли друг друга. Милиция — воинство нашего государства, оно призвано защищать нас от тех недругов, которые нам встречаются на земле. А Церковь помогает защититься от врагов духовных.
Вынужденное сосуществование милиции и монастыря действительно иногда приносило хороший плод.
— Однажды мне случилось поговорить с одним курсантом, и он стал петь у нас в хоре, — вспоминает отец Николай. — Он потом отслужил в Мурманске и поступил в семинарию. Сейчас поет в архиерейском хоре Выборгской епархии.
К началу 2000-х монахам удалось добиться передачи им в бессрочное безвозмездное пользование всей территории и помещений монастыря. Но перед тем школа милиции, съезжая, стала забирать свое имущество: установленные за их счет двери, подоконники. Наиболее серьезно пострадали Братский и Учебный корпуса. Большая часть зданий обители после переезда милиции нуждалась в ремонте.
Сегодня, к кульминационному дню празднования 700-летия главного святого Троице-Сергиевой пустыни, проделана огромная работа и можно сказать, что внутреннее благоустройство практически завершено. Монастырь не имеет права заниматься внешним ремонтом зданий, поскольку они находятся под охраной государства (совсем недавно появился государственный проект комплексной реставрации). А вот внутри все помещения главного каре отремонтированы, все пять храмов готовы принимать молящихся. Но нельзя сказать, что конфронтация между светской властью и монастырем осталась в прошлом.
— В юридическом отношении монастырь очень уязвим, — рассказывает отец Николай. — Монашество как правовой термин отсутствует: насельники и Троице-Сергиевой лавры, и Александро-Невской лавры, и Новодевичьего монастыря оформлены как бесплатные сотрудники по охране памятников. А, допустим, если что-то в процессе реставрации нас не устраивает, мы не можем протестовать. Мы даже не можем хоронить насельников на территории монастыря. У монахов нет прав, у них только обязанность: помогать людям и молиться за весь мир.
Что остается после человека святой жизни — даже, возможно, непризнанного и забытого? Его почитаемые останки. Люди находят могилку подвижника даже в самом заброшенном месте. Что остается после поруганного монастыря? Погост с упокоившимися насельниками и благочестивыми прихожанами — история и дух этого места. А на кладбище Троице-Сергиевой пустыни еще с екатерининских времен, как и на кладбищах других больших монастырей, хоронили умерших из знатных родовитых семей, министров, сенаторов, членов Государственного совета, высших сановников: среди них Апраксины, Строгановы, Потемкины, Шереметевы. Но в советское время вместе с самой пустынью подверглось разрушению и уникальное монастырское кладбище: к 1993 году на его месте находился плац, покрытый асфальтом. Некоторые надгробные памятники были переданы в фонды Русского музея, в Некрополь XVIII в. и Некрополь мастеров искусств, находящиеся на территории Александро-Невской лавры. Остальное было практически уничтожено. Возрождение кладбища связывают с именем погребенного здесь протоиерея Михаила Прудникова.
— Отцу Николаю, нашему настоятелю, принесли фотографию 1929 года, — рассказывает монах Филарет. — На ней вся братия собралась на похоронах отца Михаила Прудникова. Это был удивительный человек: капитан первого ранга, совершил три кругосветных путешествия. Священником он стал, когда ему было уже за пятьдесят. Однажды, приехав поздравить отца Иоанна Кронштадтского с днем ангела, он стал протискиваться сквозь толпу людей, и у него сорвались с груди все награды. Он ринулся их поднимать, и вдруг чувствует на плече руку праведного Иоанна. Оборачивается, а тот ему говорит: «Оставьте, они вам больше не понадобятся». Вот такое своеобразное благословение на священническое служение получил отец Михаил.
Могила этого выдающегося человека тоже была осквернена в советское время. Игумен Николай с братией решили перезахоронить его прах.
— При перезахоронении мы обнаружили, что у него череп янтарного цвета, — вспоминает отец Николай. — Считается, что янтарный и светло-медовый оттенки черепа — признак святости.
С этого момента началось посильное восстановление поруганного кладбища. К началу 2000-х были восстановлены надгробия над захоронениями принцев Ольденбургских, архитекторов А. М. Горностаева, А. И. Штакеншнейдера и многих других. Часть памятных плит воссоздана при содействии родственников погребенных, живущих в России и за рубежом.
Могила протоиерея Михаила Прудникова
Около шести лет назад один из клириков монастыря, игумен Варлаам (Переверзев), организовал несколько мастерских. В их числе мастерская флористов.
— Православная флористика отличается от светской примерно настолько, насколько икона отличается от картины, — считает флористка Надежда Кирдеева. — Хотя строгих канонов, как в иконописи, у нас нет, но все работы выдержаны в строгой цветовой гамме. По сравнению со светскими флористами наше творчество более сдержанное, простое.
Несмотря на то, что в мастерских прихожане работают на добровольных началах, здесь идет по-настоящему профессиональный процесс. В ткацкой мастерской сумели возродить древнерусскую технику обмотки: на картонную основу наматывается нить, и получившуюся деталь приклеивают на аппликацию.
Несмотря на добровольное начало, в монастырских мастерских трудятся настоящие профессионалы
Пока делается простая ручная работа, голову посещают мысли о чем-то большем. Иконописец Зоя Семушина признается: «Я чувствую, что воплощаю в жизнь небесные материи. Как будто это не уже ты: человек становится просто инструментом. А если попытаешься в работу включить себя, свои амбиции, свою гордость — ничего не получится».
Конечно, при монастыре есть и своя воскресная школа. Она действует при активном участии прихожан: со стороны монастыря в школе служит только духовник, все остальное родители организуют сами, даже составляют расписание и ведут уроки. Для многих детей занятие в воскресной школе — не только обучение, но и обретение духовного мира. «Для меня служба и монастырь открылись, когда я начала ходить в воскресную школу», — написала одна из воспитанниц в сочинении. В школе помимо Закона Божия преподают рисование, пение, краеведение. Есть прикладные занятия: для девочек — вышивание, для мальчишек — столярное ремесло. Есть физкультура, борьба и даже бокс — разумеется, под присмотром священнослужителя.
— Когда родители занимаются вместе с ребенком, он понимает, что здесь и сейчас творится живая жизнь, — убежден монах Филарет. — Такая система занятий укрепляет отношения внутри семьи и выводит их на новый уровень.
У воскресной школы на территории пустыни есть даже свой остров. Еще до революции монахи вырыли канал, который отрезал островок — небольшой клочок земли. Когда-то школа милиции устроила на нем место для проведения спортивных состязаний: по оставшимся с тех пор спортивным снарядам дети и лазают до сих пор.
Есть при Троице-Сергиевой пустыни и гимназия «Горница». В дополнение к предметам школьной программы здесь преподают церковно-славянский и греческий языки, дети изучают каллиграфию: пишут пером и чернилами.
Во времена архимандрита Игнатия (Брянчанинова) в монастыре были коровы и лошади. Сейчас в обители держат кур.
— Еще очень много котов, — говорит монах Филарет. — Считается почему-то, что при храмах и монастырях живет много котов, поэтому люди подкидывают нам своих. Впрочем, некоторые наоборот забирают себе одного или двух.
Стараниями пожилых прихожанок в обители разбит и огород. Ничего необычного в нем нет, разве что растет айва и трудятся удивительные бабушки.
— Они в самом деле являют собой пример для подражания даже для монахов. Откуда у них берутся силы после Литургии идти в огород и работать? Я не понимаю, — восторгается монах Филарет. — Я как-то спросил их об этом; они говорят: «Сынок, мы уже старенькие, у нас каждая минута на счету».
Мне эти бабушки сказали то же самое.
фото: Станислав марченко
+ + +
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Свято-Троицкая Сергиева Приморская мужская пустынь
Санкт-Петербург, Стрельна, Санкт-Петербургское шоссе, дом 15
Тел. 8 (812) 647-07-30,
факс 8 (812) 647-07-45, сайт pustin.spb.ru.
Престольные праздники:
День Святой Троицы. Пятидесятница — 8 июня (переходящий праздник, указана дата 2014 года);
Преподобного Сергия Радонежского — 18 июля, 8 октября;
Покров Пресвятой Богородицы и Приснодевы Марии — 14 октября;
Мученика Саввы Стратилата и с ним 70-ти воинов — 7 мая.
Клир: Настоятель — игумен Николай (Парамонов);
игумен Варлаам (Переверзев), игумен Герман (Горянчик), иеромонах Андрей (Бартов), иеромонах Авель (Филипенко), иерей Игорь Голунов; иеродиакон Михей (Бочкарев), диакон Мирослав Кашевко.
|