Русская линия
Седмицa.Ru02.10.2014 

Геноцид ассирийцев в Османской Турции
Двадцатый век вошёл в историю как век геноцида

Двадцатый век вошёл в историю как век геноцида. В истории человечества ещё не было такого периода, когда столько народов одновременно подверглись бы попыткам физического уничтожения.

Впервые слово «геноцид» появилось в литературе в 1944 г. — оно употреблялось в отношении преследований евреев в фашистской Германии. Согласно принятой в 1948 г. резолюции ООН, геноцидом является «убийство членов одной этнической или религиозной группы, нанесение физических увечий или психических травм членам группы, умышленное создание для группы условий жизни, рассчитанных на физическое уничтожение её полностью или частично, введение мер, предполагающих сокращение рождаемости внутри группы, насильственное переселение детей одной группы в другую».

В настоящее время наиболее известным случаем геноцида является уничтожение армян в Османской Турции. Менее известно, что в тот же самый период преследованию со стороны турок подвергались и другие народы Османской империи. Один из них — ассирийцы.

Ассирийцы — одна из древнейших народностей в мире. Их предки стояли у колыбели мировой цивилизации и внесли огромный вклад в становление мировой культуры. Со времён падения Ассирийского царства прошло уже более 2500 лет. Потомки древних ассирийцев и по сей день живут на своей исторической земле в Месопотамии. Земля ассирийцев в разные исторические эпохи последовательно завоевывалась персами, арабами, монголами, османами.

Сейчас ассирийцы вынуждены жить на своей земле в верхней Месопотамии в приграничных зонах Ирака, Ирана, Турции и Сирии фактически на положении беженцев.

Всю вторую половину XIX — начало XX в. ассирийцы подвергались гонениям со стороны турецких властей. Но своего апогея преследования ассирийцев в Турции достигли в 1914 — 1918 г., в годы Первой мировой войны. Ассирийцы подверглись масштабным преследованиям на всей территории проживания, многие были убиты или погибли во время насильственного переселения в пустыню.

Что же стало причиной ассирийского геноцида в Турции?

В конце XIX в. Османская империя была многонациональным государством, в котором, помимо турок, проживали арабы, армяне, ассирийцы, албанцы, греки, богары, евреи, сербы, курды и прочие народы. Вся политическая, военная и религиозная власть принадлежала туркам и служила только их интересам.

Турки утверждали свою власть путем насилия, которое достигло уровня государственной политики и стало характерной особенностью Османской империи, основным средством решения национальных вопросов в Турецком государстве. История Османской империи XIX — начала XX вв. являет собой бесконечную чреду кровавых побоищ в отношении нетурецких народов, населявших империю.

В конце XIX в. ассирийские поселения располагались преимущественно в восточных частях Османской империи: в санджаке Хаккари, в вилайете (области) Ван, в вилайетах Эрзерум, Диарбекира, Битлис, Харберде (Харпута) и Себастия (Сивас) в Западной Армении, в районе озера Урмия в Иране, в Мосуле в Ираке и в северо-западных регионах Сирии. Там проживали более 1 млн. ассирийцев, объединяемых общим языком, культурой и национальными традициями. По религиозному признаку они были разделены на несколько групп: несториан, халдеев, сиро-яковитов и православных.

Также они различались по социальному признаку — на независимые племена, которые относились к сословию аскиретов, и райя (зависимые люди). Аскиреты платили только номинальные налоги правительству Турции, а сословие райя несло все тяготы налогового бремени для не-мусульман. Райя занимались, главным образом, земледелием и скотоводством, постоянно страдали от непосильных поборов со стороны властей, голодали, подвергались набегам курдов и часто были вынуждены нести воинскую повинность.

Многие ассирийцы учились в турецких учебных заведениях, но получение сертификатов об образовании не давало им права поступать на государственную службу. Турецкие власти старались расселить ассирийцев среди других народов для того, чтобы лишить их возможности объединиться и выступать единым фронтом.

В 1876 г. на Османский престол взошёл султан Абдул Хамид II (1842−1918 г.), который правил железной рукой в течение 33 лет, вплоть до 1909 г. Он держал в страхе и ужасе всех — как своих сторонников, так и противников. Все народы пребывали в страхе, даже сами турки. Годы его правления вошли в историю Османской империи как годы «zulum» — ужаса и автократической диктатуры. Он сделал индивидуальные и массовые убийства частью османской политической «культуры», лучшим способом урегулирования всех проблем империи. Массовые убийства нетурецких народов стали одним из ключевых компонентов политической линии Абдул Хамида.

Известно, что главной идеей Абдул Хамида во внешней и внутренней политике был панисламизм, направленный на объединение вокруг Турции стран и территорий, населённых мусульманами. При этом одновременно продолжалось угнетение нетурецких народов и подавление национально-освободительных движений. В преступных этнических участвовали военные и политические власти, дивизии курдской кавалерии, толпы простых мусульман.

В этот период наряду с сотнями тысяч армян жертвой массовой бойни стали десятки тысяч ассирийцев. Массовые убийства ассирийцев начались в октябре 1895 г. и впоследствии распространились на всю империю. Убийства ассирийцев достигали беспрецедентного уровня. Резня ассирийцев проходила во всех регионах Османской империи. В результате расправ над мирными жителями из Турции эмигрировало большое количество людей, множество было насильно обращено в ислам или убито.

Более 100 тысяч ассирийцев из 245 христианских поселений были насильственно исламизированы. Тысяч ассирийских девочек и молодых женщин были угнаны в турецкие и курдские гаремы.

20 октября 1895 г. в Амиде (Диярбекир) толпы курдов и турок совершили массовые расправы над христианами. 119 деревень в Диярбекире были стёрты с лица земли. Были уничтожены 6 тысяч христианских семей — около 30 тысяч человек.

В конце XIX в. в результате массовых убийств, санкционированных султаном Абдул Хамидом II, в Османской империи были уничтожены в общей сложности около 300 тысяч армян и 55 тысяч ассирийцев. Эти зверства по отношению к нетурецким и неисламским народам являлись по своей природе настоящим геноцидом.

События XIX в. и особенно его последнего десятилетия имели губительные последствия для ассирийцев Османской империи и явились началом ещё большей катастрофы.

Османская империя вступила в XX век как сравнительно отсталое диктаторское государство, проводившее политику массовых репрессий народов, её населяющих. Кризис, охвативший политические, экономические и социальные системы, разрастался всё сильнее. Массовые репрессии лишь усугубляли ситуацию, и в глазах большинства населения, даже турок, Абдул Хамид, втянувший страну в кровавую междоусобную войну, становился символом всех неудач, переживаемых жителями Турции. Начали появляться движения, стремящиеся к устранению режима кровавого султана. Активное участие в протестах приняло движение «младотурок». 23 июля 1908 г. Комитет союза и прогресса организовал государственный переворот. Султан Абдул Хамил был свергнут с престола.

«Младотурки» появились на турецкой политической арене с лозунгами французской революции: «Свобода, равенство, братство». Мусульмане и христиане одинаково приветствовали по всей империи свержение «кровавого султана». Люди верили, что наступает новая эра в истории Османской империи. Однако, как показали дальнейшие события, причина кровавых репрессий была не в султане.

«Младотурки» оказались хорошо замаскированными ярыми националистами, которые продолжили политику притеснений и массовых кровавых репрессий в отношении других народов. Они были последовательными защитниками идеи смешения всех наций в империи для создания единой турецкой нации, и для достижения этой цели считали допустимыми любые средства.

По словам Генри Моргентау (американского посла в Турции в 1913—1914 гг.), «младотурки» были не правительством, а безответственной партией, своего рода тайным обществом, которое при помощи интриг, запугиваний и убийств получило власть в государстве.

«Рано или поздно все народы, находящиеся под турецким контролем, станут турками. Очевидно, что они не будут делать это по своей воле, поэтому нужно применить силу», — говорилось в политической программе «младотурок». На одном из тайных собраний их идеолог доктор Назим сказал: «Массовые убийства необходимы. Все нетурецкие элементы, независимо от нации, должны быть уничтожены». Несмотря на смену политического режима, политика в отношении меньшинств осталось прежней — проблемы малых народов решались методом их физического уничтожения.

1 августа 1914 г. началась Первая мировая война, которая не обошла стороной и ассирийцев. Турция официально вступила в войну 29 октября 1914 г. Война стала для «младотурок» хорошим поводом воплотить в жизнь свои пантюркистские идеи, реализовать агрессивные планы, которые нашли поддержку и в военно-феодальных кругах.

Талаат-паша, турецкий министр внутренних дел, в разговоре с сотрудником посольства Германии в Стамбуле доктором Мордтманом заявил: «Турция намерена воспользоваться войной, чтобы устранить своих внутренних врагов, местных христиан, и избежать вмешательства извне». Член центрального комитета союза и прогресса подтвердил слова Талаат-паши: «Мы вступили в войну, и теперь нет угрозы вмешательства в наши внутренние дела Европы и великих держав, и мировая пресса также не сможет теперь выражать протест. Мы извлечём столько выгоды из этой исключительной ситуации, сколько сможем. Такая возможность не всегда предоставляется». Последующие события показали, что турки действительно не опасались международного мнения и устроили резню неслыханных масштабов.

Геноцид ассирийцев осуществлялся с особой жестокостью. С мая 1915 г. массовому уничтожению и депортации подверглись армяне и ассирийцы в регионах Битлис, Диярбекир, Эрзерум, Харберд, в районах Сива и Ван. Вооружённые отряды турок изгнали ассирийцев в пустыни Сирии и Месопотамии.

Генри Моргентау вспоминает: «Когда турецкие власти отдали распоряжение о депортации, они фактически приговорили к смерти целый народ. Они хорошо это понимали, и в разговорах со мной даже не пытались этого скрывать».

Истребление христиан в Диярбекире проходило под контролем главы этого региона Решида Бея. Ассирийцы из Мардина, Мидията и Джезиры особенно сильно пострадали от турецких палачей. Священник Халдейской Церкви Иосиф Найим рассказал, что «с 8 апреля 1915 г. началось ужасное кровопролитие: турки собрали всех мужчин от 16 лет и старше, избивали, пытали, убивали их, а после убийства надевали на головы убитым тюрбаны и фотографировались с ними».

В сентябре 1916 г. американское издание «Мученическая Армения» опубликовала статью свидетеля кровавых расправ — араба Файеза Эль Госейна, который превозносил мужество ассирийцев в Диярбекире: «В Мидьяте и Мардине был дан указ убивать только армян и не трогать членов других общин. Услышав о несчастье своих братьев армян, ассирийцы заняли оборонительную позицию в трёх деревнях вблизи Мидьята и дали ощутимый отпор турецкой армии, проявив яркие примеры доблести. Ассирийцы осознавали лживую сущность государства, и понимали, что завтра турки придут и за ними, хотя еще сегодня даровали им временную милость».

Джедвед Бей, управитель района Ван, по свидетельству современников был профессиональным преступником, мастером конспиративных планов, шантажа и обмана, имел т.н. «батальон мясников», состоящий из 8000 солдат. Джедвед организовывал массовые убийства ассирийцев невиданного ранее масштаба. Одной из таких операций стала ужасающая резня в Хаккари весной 1915 г., когда турки уничтожили около 60 000 человек. В последующие годы в регионе было истреблено ещё 70 тысяч ассирийцев: некоторые были убиты, часть умерли от голода или погибли в вооруженных столкновениях с турками.

В июне 1915 г. массовые убийства проводились в северной части Вана. Деревня Кочанись, резиденция духовного лидера ассирийцев Мар Шимона, была полностью разрушена. Было сожжено здание местной епархии.

30 июня 1915 г. Лесли А. Дэвис, американский консул в Харпуте (1914−1915 г.) написал американскому послу Моргентау: «Турки нашли новый способ истребления христиан — принудительная миграция. 18 июня было официально объявлено, что армяне и ассирийцы должны покинуть Харпут в течение 5 дней».

Сотни детей были заколоты турками и брошены в воды Евфрата. Мужчины и женщины были раздеты догола, связаны между собой сотнями, расстреляны и также брошены в реку. На изгибе реки близ Эрзингана тысячи трупов создали такое нагромождение, что Евфрат изменил свое течение примерно на 100 ярдов.

Во время Первой мировой войны ассирийские чистки проводились также и на территории Ирана, который 2 ноября 1914 г. объявил нейтралитет. На территории Ирана трагедия длилась в течение 5 месяцев после начала турецкой оккупации в январе 1915 г. Курдские племена и османские войска проводили кровавые расправы в районе озера Урмия. Зверства продолжались до тех пор, пока не стало известно о приближении русской армии вместе с ассирийскими добровольцами.

В конце февраля 1915 г. в деревне Хавтеван османские войска произвели первую на территории Ирана расправу над беззащитными мирными жителями. Ассирийские мужчины в местности между Дильманом и Хосровом были собраны якобы для регистрации, но вместо этого были вероломно расстреляны. В городе Урмия османская администрация захватила французскую миссию 12 февраля и арестовала более 150 человек. 60 из них были заключены в тюрьму. Некоторые были повешены у городских ворот, остальные были расстреляны на кладбище у Еврейского холма 23 февраля. Жители отдаленной деревни Гульпашан были убиты и ограблены несмотря на то, что заплатили властями откупные за «защиту». Точное количество убитых за это время никогда не было установлено, но судя по всему, оно было огромным.

Стратегия кровавого террора, то, как он был организован и проведён, является неопровержимым доказательством того, что действия палачей были тщательно спланированы и направлены на истребление всего ассирийского народа. Обреченный на тотальное уничтожение этот народ-изгой мог рассчитывать только на собственную отчаянную храбрость. Ассирийцы сделали всё, чтобы это преступление не осталось в безвестности. Несмотря на отсутствие оружия, они боролись до самого конца без всякой надежды на победу.

Андрей Мандельштам, переводчик русского посольства в Константинополе, писал: «Правительству младотурок удалось лишь частично осуществить свой план по созданию полностью отуреченной Османской империи путем извлечения выгоды из войны. Тем не менее, ему удалось уничтожить около миллиона армян, сотни тысяч греков, ливанцев, ассирийцев-халдеев».

На сегодняшний день известно о 1.5 млн. убитых в период Первой мировой войны армянах и 750 тысячах ассирийцев.

В ноябре 1916 г. газета «Нью-Йорк Таймс» опубликовала статью доктора У. Роквелла, члена Американского комитета помощи Армении и Сирии, под названием «Численность убитых армян и сирийцев». Автор рассказывает об армянских погромах в Турции: «Сколько армян и сирийцев умерли от болезней, лишений и насилия в течение последних двух лет… Армяне не единственные пострадавшие. Сирийцы (ассирийцы) также уничтожались. Большое число их погибло, но никто не знает точно сколько».

Не только Османская Турция, но и великие державы разделяют ответственность за кровавые расправы над армянами и ассирийцами. При преступном попустительстве великих держав, пользуясь военным положением, Турция совершила тягчайшее преступление против человечности. Преступная политика султана Абдул Хамида и «младотурок» в отношении армян и ассирийцев позволяет сделать вывод, что в конце XIX — начале XX столетия Османская Турция превратилась в ориентированное на террор государство и стала колыбелью геноцида.

Но трагедия ассирийцев не окончилась и после Первой мировой войны. Как и в период войны, так и после неё ассирийский народ продолжали уничтожать при подстрекательстве европейских держав: новые случаи резни и притеснений были организованы турецкими, курдскими, иранскими, арабскими режимами и политическими движениями.

Ассирийский геноцид в Османской Турции до сих пор не получил международной оценки. Проблема по-прежнему замалчивается мировым сообществом. Дискриминация и иные формы утеснений ассирийцев имеют место в Турции и сегодня. Турция продолжает политику ассимиляции. Принятый много лет назад лозунг: «Одна нация, один язык, одна религия, один флаг в одной стране» продолжает оставаться одним из ключевых в политике современной Турции.

Олег Влади

http://www.sedmitza.ru/text/5 034 072.html


Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика