Православная газета г. Екатеринбург | Протоиерей Евгений Попиченко | 25.09.2014 |
Величайший уральский святой праведный Симеон Верхотурский был дворянином, но скрывал свое происхождение и вел смиренную жизнь бедняка. Ходил по деревням и бесплатно шил полушубки и другую верхнюю одежду, преимущественно для бедных. Чтобы не получать деньги за работу, он сознательно что-нибудь не дошивал — или рукав, или воротник, за что терпел поношения от заказчиков. Подвижник много странствовал, но чаще всего жил на погосте села Меркушинского недалеко от города Верхотурья. Святой Симеон любил уральскую природу и, радостно созерцая ее величественную красоту, возводил мысленный взор к Создателю мира. В свободное от трудов время любил святой в тиши уединения удить рыбу, ибо это напоминало ему об учениках Христовых, дело которых он продолжал, наставляя в истинной вере местных жителей. Его беседы были тем благодатным семенем, из которого постепенно возросли обильные плоды духа на Урале и в Сибири, где преподобный особенно почитается.
Праведный Симеон Верхотурский преставился в 1642 году, когда ему было лишь 35 лет. Он был погребен на Меркушинском погосте при храме Архистратига Михаила.
25 сентября 1704 года по благословению митрополита Тобольского Филофея было совершено перенесение святых мощей праведного Симеона из храма Архистратига Михаила в Верхотурский Свято-Николаевский монастырь.
Праведный Симеон совершил множество чудес после кончины. Он нередко являлся во сне больным и исцелял их, вразумлял впавших в порок пьянства. Причем с исцелением телесных немощей он преподавал и наставления для души.
В городе Екатеринбурге этому удивительному святому посвящены три храма. Первый — домовой в Архиерейском доме, Свято-Симеоновское Архиерейское подворье. Второй построен недавно в районе УНЦ — храм во имя Святого Праведного Симеона. И буквально в этом году Церкви возвращен еще один храм, в котором до последнего времени располагался музыкальный колледж. Именно в нем произошла такая история. Был день выборов. Одна из женщин, которая привыкла, что голосует в музыкальном колледже, выходя из помещения уже обустроенного храма, с возмущением говорит: «Ну что это такое? Уже и в музыкальном училище церковь устроили, совсем с ума посходили, а выборы-то где делать?!». И вот интересно: кто же сошел с ума? Люди, которые совсем не знают, что этот дом был задуман как храм, а школа при храме построена? Приходят голосовать за лучшую жизнь, а ведь выбор лучшей жизни можно сделать только в храме — и лучшей жизни, и лучшей вечности…
Что в жизни должно произойти, какое потрясение, чтобы храм стал человеку родным местом? Ведь невозможно вне Церкви встретить Бога. Как часто человек говорит: «В Бога верю. А Церковь мне не нужна». Это вера не христианская, она не приводит ко спасению, ко Христу — Он сказал: «Созижду Церковь мою, и врата ада не одолеют ее» — и, обращаясь к апостолу Петру: «Дам тебе ключи от Царствия Небесного. Кому свяжешь грехи, тому будут связаны, кому простишь, тому простятся». Ключи от Царствия Небесного даны Церкви, епископам, священникам. И как вне контакта с храмом человек думает устроить свою духовную жизнь? Это невозможно.
Но Господь желает, чтобы все спаслись и пришли к познанию истины, и порой, чтобы человека стимулировать к обращению к Себе, Господь попускает многие скорби.
Часто человек себя утешает: «Я пока позанимаюсь житейским, вот придет пенсия, и я начну более серьезно заниматься своей душой». Ну и где эти пенсионеры? В храмах, по крайней мере городских, бабушек в сравнении с людьми среднего и юного возраста, очень немного, а в будни они сидят на лавочках, перед телевизором, занимаются чем угодно, кроме единого на потребу.
Поэтому не надо строить иллюзий, что «будет время». Времени никогда не будет — дьявол всегда убедит, что есть вещи важнее, чем приходить в храм и быть на службе.
Невозможно выразить любовь к Богу без деятельного исполнения Его заповедей. «Кто любит Меня, тот заповеди Мои соблюдет», — говорит Господь, и есть заповедь о посещении храма: седьмой день Господу Богу твоему необходимо отдать — быть в церкви, жить делами веры, ибо вера без дел мертва.
Вера христианская предполагает реакцию на знание о Боге: я знаю, что есть Бог. Как я дальше себя веду? Насколько моя жизнь есть жизнь с Богом, действие в направлении к Богу? И в ту меру, насколько человек живет духовно — практически выполняя духовные упражнения, настолько его душа оживает, жизнь становится христианской.