Русская служба Би-Би-Си | 25.03.2005 |
Противники такого вмешательства в зарождение жизни сравнивают его с чудовищем Франкенштейна.
В клиниках по лечению бесплодия процесс искусственного зачатия и роста эмбриона в утробе матери находился под контролем врачей. Будущего человека можно видеть на экране ультразвукового сканнера, и нетрудно даже визуально определить его пол.
Наука позволяет также заранее решить, будет ли это мальчик или девочка. Часто для родителей это имеет огромное значение.
Например, у Алана и Луиз Мастертон четыре сына, а их маленькая дочь Николь погибла из-за разведенного в саду костра. Но в просьбе помочь им «сделать» еще одну девочку им было отказано. Алан Мастертон считает это несправедливым.
«Что плохого, если можно будет обеспечивать половой баланс в семье, в которой, как у нас, несколько детей одного пола. Пусть нам дадут хотя бы шанс попробовать!» — говорит он.
Ответ на такие призывы содержится в докладе Комитета по науке и технологии палаты общин. Его авторы заявили, что государство слишком строго регулирует сферу деторождения, слишком много запрещает, и что нужно дать свободу в принятии решения о зачатии детей родителям и врачам.
Но консервативная часть британского общества, прежде всего церковь, считает, что человек не вправе вмешиваться в процесс создания жизни. Да и в парламенте у доклада нашлось много критиков, таких как Боб Спинк.
«Этот доклад открывает путь к выбору пола в соответствии с запросами общества, — говорит он. — Какой моральный пример подаем мы миру? В Китае и Индии женщин недооценивают, недостаточно уважают, а девочек иногда оставляют умирать».
Председатель комитета Иан Гибсон успокаивает оппонентов: мол, возможность выбора пола ребенка не окажет губительного влияния на развитое западное общество.
«Мы используем новую науку, технологию, медицину, чтобы выяснить, как это можно поставить на службу человечеству. Конечно, у людей есть религиозные и этические убеждения, в британском обществе идут разные дискуссии и споры, но нет никаких указаний на то, что выбор пола ребенка будет иметь какие-либо социальные последствия», — считает он.
Комитет по науке и технологии пошел еще дальше и предложил снять табу с экспериментов по имплантации человеческих клеток в организм животного.
Здесь уже терпению защитников традиционного отношения к жизни пришел конец, и они окрестили авторов доклада «Коллективным Франкенштейном», имея в виду, что они, как профессор в одноименном романе Мэри Шелли, в конце концов породят человекоподобного монстра.