Русская линия
Washington ProFile25.03.2005 

Битва за кошелек

На протяжении своей истории США неоднократно меняли идеологию государственных трат. Одни президенты декларировали необходимость сокращения государственных расходов, другие выступали за их увеличение.

Дэниел Митчелл, сотрудник исследовательского центра Heritage Foundation, утверждает, что США периодически использовали обе стратегии — увеличения и уменьшения государственных расходов. Сторонники обоих экономических теорий были и есть в рядах обоих партий США — Демократической и Республиканской. Обе партии периодически используют эти идеи в зависимости от расклада сил в верхних эшелонах власти.

Президент Уоррен Гардинг (республиканец) пришел к власти в США в конце Первой Мировой войны и стал идеологом проведения политики, получившей название «laissez faire» (французская фраза, означающая — «дайте вещам происходить так, как они происходят»); данная модель в то время была также крайне популярна в Европе. Гардинг сумел резко сократить государственные расходы и сократить государственный долг США на треть. Это обеспечило американской экономике высокие темпы роста на протяжении десятилетия. Его политику продолжил президент Кальвин Кулидж (республиканец), однако процветание США закончилось в 1929 году после начала беспрецедентного экономического кризиса, названного «Великой Депрессией». Одной из причин столь больших масштабов Депрессии ныне принято считать неумелые действия правительства США.

США смогли выбраться из кризиса частично основываясь на идеях британского экономиста Джона Кейнса. Кейнс утверждал, что увеличение государственных расходов позитивно влияет на экономику, для чего рекомендовал власти собирать деньги у частного сектора и возвращать их обратно посредством различных программ. Сторонником воззрений Кейнса был президент Франклин Рузвельт (демократ), который инициировал создание множества государственных проектов, нацеленных на обеспечение населения работой (тогда каждый третий американец не имел работы) и борьбу с бедностью. Ныне ведутся споры, насколько методы Рузвельта были удачными. Есть теории, доказывающие, что применение социал-демократических методов лишь ухудшило положение экономики США в долгосрочной перспективе. Именно при Рузвельте США начали тратить значительные средства на социальную помощь и на военно-промышленные программы.

В 1960-е годы, считающиеся «золотым веком» американского капитализма, президент Линдон Джонсон (демократ) начал несколько новых крупномасштабных социальных программ, в частности, программ медицинской помощи пожилым и малоимущим (Medicaid и Medicare). Сменивший его Ричард Никсон (республиканец) направил значительные объемы государственных средств на научные исследования — например, на космические программы. Однако при Никсоне экономический рост замедлился, а в 1970-е годы США вступили в эпоху кризиса.

В 1980 году к власти пришел Рональд Рейган (республиканец), который начал бюджетную революцию, пообещав резко сократить налоги и государственные расходы. К 1983 году расходы бюджета США на четверть превышали доходы, бюджетный дефицит достиг астрономических размеров. Экономические идеи команды Рейгана обрели особое название «рейганомика». Однако сокращения коснулись, в основном, лишь социальных программ, в то же время Рейган значительно увеличил объем государственных заказов высокотехнологичным предприятиям ВПК. Бюджетные деньги, направленные на развитие «оборонки» и научных исследований в этой сфере, помогли совершить технологический прорыв не только в военных, но и в мирных отраслях. Это, в частности, позволило США в 1990-е годы добиться мирового лидерства в области информационных технологий — создание Интернета было «побочным» продуктом военных разработок. Эпоха Рейгана ознаменовалась беспрецедентным ростом государственного долга США, во многом вызванного именно военными расходами.

Президент Билл Клинтон (демократ) повысил налоги до рекордного в истории США уровня и начал реформу социальной политики, стремясь сократить число людей, зависящих от государства, таким образом, сэкономив средства бюджета. Тем не менее, государственные расходы США постоянно росли. В 2000 году в США начался очередной экономический кризис, ознаменовавшийся массовым крахом «интернет-компаний». В 2003 году, уже при президенте Джордже Буше (республиканец), экономика США вновь вступила в полосу роста. Буш сократил налоги, значительно увеличил государственные ассигнования на оборонные программы, в то же время он предпринимает шаги, направленные на уменьшение роли государства в социальных программах. Так, ныне в США обсуждаются планы приватизации (хотя бы частичной) системы социальной помощи.

Тем не менее, несмотря на все политические изменения во власти США, государственная составляющая экономики страны постоянно росла. В 1960-е годы государственные расходы всех уровней власти США составляли 29.9% ВВП страны. В 1970-е годы они выросли до 32.8%, в 1980-е — до 34.7%, а в 1990-е — до 35.3%. При этом размеры трансфертов и субсидий, выделяемых властями в 1990-е годы, в абсолютном выражении выросли вдвое по сравнению с уровнем 1960-х годов. На этот процесс влияют отнюдь не только экономические факторы.

Американское государство тратит бюджетные деньги неравномерно: одни штаты получают больше (например, штат Нью-Мексико на каждый доллар, заплаченный в качестве федерального налога, получает $ 1.99, а штат Нью-Джерси — $ 0.57 — данные общественной организации Tax Foundation).

Общественная организация «Граждане Против Разбазаривания Государственных Средств» ежегодно анализирует бюджет США в поисках «свинины» (на американском политическом сленге — осуществляемое по малопонятным причинам федеральное финансирование локальных программ или структур). Та или иная строка расходной части государственного бюджета признается «свининой» в случае, если отвечает хотя бы одному из следующих критериев: ее инициатором является один конгрессмен; в процессе утверждения бюджета данная строка бюджета публично не обсуждалась; финансирование служит лишь целям жителей одного избирательного округа и т. д.

С 1991 по 2004 год стоимость «свинины» составила $ 185 млрд. Для сравнения, в 2004 году дефицит федерального бюджета США составлял $ 521 млрд. В 2004 году законодатели США обсудили 10 656 проектов и 13 законов, реализация которых требовала государственного финансирования. По сравнению с уровнем 2003 года число «расходных» нормативных актов выросло на 13%. По подсчетам Граждан Против Разбазаривания Государственных Средств, в 2004 году на «свиные» нужды было потрачено $ 3.1 млрд., которые были направлены на поддержку 630 странных проектов. Например, $ 200 тыс. государственных средств было потрачено на финансирование Зала Славы Рок-н-Ролла, а еще $ 100 тыс. — на программы ознакомления школьников с культурным наследием монстров рока. $ 538 тыс. было выделено на содержание Национальной Федерации Охраны Диких Индюшек. $ 2.25 млн. — на программы популяризации творчества Уильяма Шекспира.

«Свинина» распространяется неравномерно по территории США — ее количество зависит от авторитета и политического искусства конгрессменов и сенаторов, представляющих тот или иной избирательный округ. В 2004 году наибольшее количество «свинины» получили штаты Аляска ($ 808 на душу населения), Гавайи ($ 392) и Федеральный Округ Колумбия (столица страны — Вашингтон) — $ 321 на душу населения. Для сравнения, жители штата Нью-Джерси приобрели за счет подобных ассигнований лишь $ 11.70.

Исследование, проведенное по заказу Экономического Комитета Конгресса США (авторы — Джеймс Гвартни, профессор Университета Флориды и Роберт Лоусон, профессор Университета Кэпитал) показало, что в 1996 году государственные расходы США составляли $ 9 тыс. на душу населения — более, чем в 10 раз больше, чем в 1960 году. Однако, если бы госрасходы не были увеличены в то время, то доход американской семьи из четырех человек в 1996 году был бы на $ 23.4 тыс. выше, чем реально достигнутый.


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru