Русская линия
Русская линия Сергей Григорьев11.04.2005 

Священником может стать любой?

Духовное здоровье народа во многом зависит от нравственного состояния духовенства. Не случайно большинство канонов посвящено именно этому. Забота о пастве требует поддержания высокого нравственного авторитета пастырей и строго карает небрежность или заблуждения духовенства. Многовековая история Русской Православной Церкви говорит о том, что наш народ в большинстве своём окормляло духовенство белое, то есть женатое. Целибатных священников, то есть при рукоположении принявших обет безбрачия Русская Православная Церковь до Собора 1917−1918 годов не знала вовсе. Хотя никто в нашей Церкви не уничижал саму возможность целибата у священников, самих их, судя по всему, в России не было. Почему? Скорее всего, потому что их не принял бы народ.

На протяжении многих веков одной из болезненных и нерешенных проблем Церкви было духовенство вдовое. Известно, что если русский священник терял свою супругу, то он тут же лишался и священнического места, то есть самой возможности служить священником, хотя никаких канонических препятствий его служения в Правилах нет. Рассуждали при этом видимо так: за нравственным здоровьем женатого священника зорко следит жена, попадья, за священником-монахом его игумен, а кто станет преградой для искушения вдового батюшки? Только его совесть?

Заботясь о высоком нравственном авторитете духовенства так, чтобы и тень сомнения в непорочности народного пастыря не падала на священника, традиция запрещала служение вдовых батюшек. Не принял бы вдовых священников и народ, и тем более священников целибатных. Да и с другой стороны, если всё равно ты от семьи отказываешься, чего в монастырь не идёшь? Мудрено это как-то. Следуя этой традиции, Русская Православная Церковь и не имела практики рукоположения целибатных священников.

Сейчас проблема не состоящих в браке священников приняла совсем неожиданный оборот. У нас в массе появились священники разведённые (или по старому — распутные), причём в значительных количествах. В нашем храме разведенных больше, чем сумевших сохранить семью. Мне неизвестны каноны впрямую запрещающие или как-то ограничивающие служение разведенных. Не исключено, что никому и в голову не могло прийти, что такое возможно.

За десятилетия провозглашенной коммунистами свободы и эмансипации женщин брачные узы ослабли настолько, что разведение (распутство) супругов стало едва ли не правилом личной жизни для наших современников. При таком положении дел, спрашивается, чему может научить разведённый священник наших мирян? Если сам не сумел сохранить семью, как учить будешь других? Служение в Церкви разведённых священников настолько снижает нравственный авторитет духовенства в целом, что не удивительно, что клир перестает быть нравственным эталоном для верующих. Если прелюбодеяние искушает женатого пастыря, то как с ним бороться разведённому? Время от времени Церковь потрясают ужасающие, немыслимые скандалы, связанные с падением того или иного духовного лица. Может быть, в этом виновата не только пресса, готовая позлорадствовать по любому поводу, уничижающему Церковь? Если развод клирошан становится обычным делом, то народ не удивляется и прочему.

Безусловно, в таких условиях требуется немалое усилие всей Церкви, чтобы высочайший уровень нравственной жизни, который всегда являли своей пастве русские священники, вернул нашему духовенству их законное право и обязанность быть учителями народной жизни.

И во всяком случае требует серьезного рассуждения сама возможность служения разведенных священников и диаконов.

Конечно, встает проблема, а куда деваться разведённым батюшкам в случае, если они лишатся прихода. То есть та же самая проблема, что была с вдовыми в России на протяжении многих веков. Думаю, что не столь уж это и не решаемая ныне проблема. Сейчас у Церкви так много дел помимо непосредственно богослужения! Мне известно несколько разведенных бывших клирошан вполне устроивших свою жизнь на богоугодных поприщах православного книгоиздательства, торговли и производства церковных предметов.

http://rusk.ru/st.php?idar=6751

  Ваше мнение  
 
Автор: *
Email: *
Сообщение: *
Антиспам: *   
  * — Поля обязательны для заполнения.  Разрешенные теги: [b], [i], [u], [q], [url], [email]. (Пример)
  Сообщения публикуются только после проверки и могут быть изменены или удалены.
( Недопустима хула на Церковь, брань и грубость, а также реплики, не имеющие отношения к обсуждаемой теме )
Обсуждение публикации  

  Сергей Григорьев    25.03.2014 11:20
В статье говорится о преобладающей традиции в отношении вдовых священников.
Ещё в царствование Александра III были приняты меры для решения этой проблемы. В частности, допущения служения вдовых, достигших преклонного возраста и известных непорочным многолетнем служением.
  Мио Гранд    24.03.2014 21:21
А как же наш любимый праведный старец московский Алексий Мечев – вдовец?..
  Алексей К.    26.05.2006 01:19
Более чем странная статья. Особенно в отношении вдовцов. Насколько я помню, вдовство сщмч. Сергия Лебедева не помешало ему служить в Новодевичьем монастыре. Утверждение более чем спорное.
Другое дело, что семейные ценности Церкви надо активнее отстаивать.
  иерей Дионисий Клешнев    23.05.2006 21:58
Христос Воскресе! Пишет Вам именно целибат. Священником служу уже 6 лет и, увы, такого наслышан о своих, если можно так сказать, братьях целибатах, что можно прямо заявить и о низком духовном уровне, как оппонентов, так и сторонниках целибата. Проблема всегда увы банальна. Она, по моему личному рассуждению, кроется именно в том, что необходимо брать книгу правил Св.соборов, и жизнь каждого направлять именно к исполнению правил соборных постановлений. Следовать за Христом и Евангелием последовательно и обдуманно.

Страницы: | 1 |

Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru