Русская линия | Сергей Григорьев | 11.04.2005 |
На протяжении многих веков одной из болезненных и нерешенных проблем Церкви было духовенство вдовое. Известно, что если русский священник терял свою супругу, то он тут же лишался и священнического места, то есть самой возможности служить священником, хотя никаких канонических препятствий его служения в Правилах нет. Рассуждали при этом видимо так: за нравственным здоровьем женатого священника зорко следит жена, попадья, за священником-монахом его игумен, а кто станет преградой для искушения вдового батюшки? Только его совесть?
Заботясь о высоком нравственном авторитете духовенства так, чтобы и тень сомнения в непорочности народного пастыря не падала на священника, традиция запрещала служение вдовых батюшек. Не принял бы вдовых священников и народ, и тем более священников целибатных. Да и с другой стороны, если всё равно ты от семьи отказываешься, чего в монастырь не идёшь? Мудрено это как-то. Следуя этой традиции, Русская Православная Церковь и не имела практики рукоположения целибатных священников.
Сейчас проблема не состоящих в браке священников приняла совсем неожиданный оборот. У нас в массе появились священники разведённые (или по старому — распутные), причём в значительных количествах. В нашем храме разведенных больше, чем сумевших сохранить семью. Мне неизвестны каноны впрямую запрещающие или как-то ограничивающие служение разведенных. Не исключено, что никому и в голову не могло прийти, что такое возможно.
За десятилетия провозглашенной коммунистами свободы и эмансипации женщин брачные узы ослабли настолько, что разведение (распутство) супругов стало едва ли не правилом личной жизни для наших современников. При таком положении дел, спрашивается, чему может научить разведённый священник наших мирян? Если сам не сумел сохранить семью, как учить будешь других? Служение в Церкви разведённых священников настолько снижает нравственный авторитет духовенства в целом, что не удивительно, что клир перестает быть нравственным эталоном для верующих. Если прелюбодеяние искушает женатого пастыря, то как с ним бороться разведённому? Время от времени Церковь потрясают ужасающие, немыслимые скандалы, связанные с падением того или иного духовного лица. Может быть, в этом виновата не только пресса, готовая позлорадствовать по любому поводу, уничижающему Церковь? Если развод клирошан становится обычным делом, то народ не удивляется и прочему.
Безусловно, в таких условиях требуется немалое усилие всей Церкви, чтобы высочайший уровень нравственной жизни, который всегда являли своей пастве русские священники, вернул нашему духовенству их законное право и обязанность быть учителями народной жизни.
И во всяком случае требует серьезного рассуждения сама возможность служения разведенных священников и диаконов.
Конечно, встает проблема, а куда деваться разведённым батюшкам в случае, если они лишатся прихода. То есть та же самая проблема, что была с вдовыми в России на протяжении многих веков. Думаю, что не столь уж это и не решаемая ныне проблема. Сейчас у Церкви так много дел помимо непосредственно богослужения! Мне известно несколько разведенных бывших клирошан вполне устроивших свою жизнь на богоугодных поприщах православного книгоиздательства, торговли и производства церковных предметов.
http://rusk.ru/st.php?idar=6751
Страницы: | 1 | |