Русская линия | Сергей Григорьев | 11.04.2005 |
Любой православный христианин впервые заглянувший в Книгу правил, содержащую в себе православные каноны (Правила святых Апостолов, Вселенских соборов и святых отцов) ужаснется тем духовным наказаниям или епитимьям, которые каноны накладывают на согрешивших. К примеру, правило 56-е Василия Великого за тяжкий грех вольного человекоубийства требует очень длительного покаяния, согрешивший не допускается до Христовых Тайн в течение 20 лет. Также и согрешивший прелюбодеянием, то есть изменник супружеской верности, не допускается до причастия 7 лет по 87-му правилу VI вселенского собора.
Эти годы он должен проводить в сугубом покаянии в совершенном грехе. Причем первые три года ему возбраняется даже нахождение среди верных в самом храме — он должен стоять во время богослужения лишь в притворе и просить у проходящих верных помолится за него. И только на седьмой год грешник допускается до общей молитвы с верными.
А умышленно погубившей зачатый в утробе плод согласно 21-му правилу Анкирского собора возбраняется причащаться Святых тайн до кончины.
Духовное наказание имеет своей целью не ввергнуть грешника в уныние и отчаяние о своём спасении, то есть в ещё больший грех, а подвигнуть его на подвиг покаяния, который бы дал достойные плоды. Пренебрегать правилами святых отцов крайне опасно не только для спасения души отдельного человека, но и для нравственной жизни всей Церкви. Представим себе на минутку, как бы боялись православные тяжких согрешений, если бы знали точно, что им придётся в течение длительного времени стоять в притворе и, краснея просить тех, кто входит в храм, молитвы о себе.
Конечно, трудно представить в таком положении современных верующих, но у нас-то сегодня складывается прямо противоположная практика! Несоблюдение тех или иных канонов в отношении духовных наказаний священнослужители чаще всего объясняют тем, что нынешние православные настолько духовно немощны, что таких наказаний, которые предписывают каноны, понести не смогут и скорее совсем отпадут от Церкви, чем принесут тот самый достойный плод покаяния. Но из этого не следует, что наказание должно быть исключено вовсе, а именно это сейчас и происходит. Тягчайшие грехи убийства (и в том числе массового — во чреве матери) и прелюбодеяния может отпустить любой приходской священник в любой момент любому человеку, даже и необъязательно нераскаявшемуся. А ведь в Православной Церкви существовала практика, когда только епископ мог отпустить тяжкие грехи.
Если современному христианину, совершившему тяжкий грех не по силам понести наказания, предписанные канонами, это не значит, что наказания не должно быть вовсе. Возможно, нужно пересмотреть на какое-то время (пока верующие перестанут быть немощными) сами наказания и объявить православному народу, какие наказания могут его ждать в случае согрешения. Ведь каноны об епитимьях, составленные святыми отцами не оставались в тайне, а свободно распространялись, и значит святые отцы усматривали в этом «юридизме» некую пользу для Церкви. Сейчас получается так, что вместо того, чтобы сделать послабление, святоотеческий канон фактически упраздняется. А ведь за этим следует полное забвение тяжести греха и необходимости покаяния и принесения плода.
Не в этом ли кроется одна из причин того, что с такой легкостью современные православные попирают основные нравственные законы Евангелия, и наша православная страна с позором предстоит перед всем миром с тремя миллионами ежегодно убиваемых во чреве матери детей.
А не самые тяжкие преступления? Кража, в смысле незаконного приобретения чужого имущества, вообще перестает быть сколько-нибудь значимым грехом. Если верить тому, что говорит об этом духовенство, народ погряз в воровстве, в нечестном приобретении чего бы то ни было, и перестает в этом грехе каяться вообще. Тем паче, что ему во все уши коммунисты талдычат, что его, народ, обокрали. А мы уже сами домысливаем, что коль нас обокрали, то нам как бы в компенсацию, можно и «своё» забрать. Так зачем тогда каяться в воровстве на работе, если я своё, кровное забираю? Или тем более законные подати (налоги) платить такому-сякому государству, если оно меня само обкрадывает. Это всё, конечно, нас оправдывает. Но как быть с заповедью «Не укради»?! Может быть её временно, в связи с результатами перестройки, отменить? Ну, хотя бы до тех пор, пока мы своё обратно у олигархов не отберем, до, так сказать, пересмотра результатов приватизации?
Оправдание своих грехов или немощью или ещё чем — очень опасная стезя. Оправдание, по сути своей, упраздняет всякий грех, беззаконно «очищает» совесть от осознания нравственного падения и делает «излишним» покаяние. А оправдание грехов своей «немощью» или соцсправедливостью становится всё более привычным в среде православных.
Невозможно бороться с безнравственностью начисто упраздняя наказания за нравственные преступления. И с другой стороны, если Церковь каноническая, как она может пренебрегать канонами?
http://rusk.ru/st.php?idar=6750
|