Православие в Украине | Епископ Обуховский, викарий Киевской епархии Иона (Черепанов) | 03.09.2014 |
О распространяющейся в интернете ненависти к людям, которых мы никогда даже не видели; о политических взглядах, которых мы не можем простить нашим ближним; о собираемых на нашу голову горящих углях гнева Божьего — на примере воскресного евангельского чтения рассказал наместник Киевского Троицкого Ионинского монастыря епископ Обуховский ИОНА.
Актуальная притча
Все мы слышали известную притчу о двух должниках. Она очень актуальна для нашего времени.
Один человек был должен своему господину, как сказано в церковнославянском тексте, «тьму талантов». Церковнославянский язык заимствовал из древнеславянского особенные обозначения крупных чисел. «Тьма» означает десять тысяч. Значит, долг составлял десять тысяч талантов. Талант в те времена являлся денежной мерой, равной нескольким килограммам серебра. Теперь представьте, какую сумму этот человек был должен.
Когда настал час расплаты, господин, видя должника несостоятельным, решил заключить его в темницу, продать его самого и все его имущество, чтобы хоть как-то компенсировать долг, потому что уже не надеялся получить такую огромную сумму. Человек в отчаянии закричал: «Потерпи на мне, и вся ти воздам!», и сердце господина смягчилось. Он простил долг и отпустил должника.
Что происходит дальше? Только что прощенный, буквально несколько минут назад чудом избежавший рабства, видит другого человека, который когда-то взял у него в долг совершенно ничтожную сумму. Казалось бы, очевидно, что на радостях нужно простить должнику. Но что делает безумец? Церковнославянский язык очень ярко описывает: «И ем его давляше..». То есть схватил, стал буквально душить, понуждая отдать долг.
Когда царь узнал о столь недостойном поведении прощенного должника, разгневался и приказал запереть того в темницу, чтобы истязать, пока не отдаст, как сказано, последний кодрант, то есть последнюю копейку.
Господь говорит, что так же будет и в Царствии Небесном.
Зная всё, вновь и вновь уподобляемся. безумцу
Взаимоотношения между Богом и человеком и между человеком и его ближними строятся по такому же принципу. Господь прощает нам бесчисленное множество грехов. Количество прегрешений, которые Господь простил, прощает сейчас, и в дальнейшем будет прощать, действительно, огромно. Оно сопоставимо с тоннами серебра — с суммой, которую был должен человек своему господину. А прегрешения наших ближних перед нами можно сравнить с тем ничтожным долгом, из-за которого, собственно, и пострадал должник.
К сожалению, зная всё это, мы всё равно постоянно стремимся быть подобными не щедрому Господу, милостивому и непамятозлобному, а тому безумцу, который с только что прощенным огромным неоплатным долгом не простил мизерной сумы своему ближнему.
В нашей жизни постоянно бывают ситуации, когда мы можем смириться, потерпеть, уступить, можем покрыть любовью прегрешения ближнего. Но мы вновь и вновь этого не делаем. Снова и снова мы собираем на свою голову горящие угли гнева Божия. Ведь Господь ясно и предельно четко в этой притче описал, что с нами будет в вечности, если будем вести себя так, как этот неразумный человек. Но мы настолько безумны, что не прощаем и не оставляем грехов тем людям, которые рядом с нами.
Ненависть теперь виртуализируется
Сейчас эта болезнь переходит еще и в виртуальную плоскость. Мы зачастую начинаем ненавидеть, причем лютой ненавистью, людей, которых никогда в жизни не видели, но поступки которых, как нам кажется, — неправильные и греховные. Причем неправильные не только с христианской точки зрения, но, что еще более безумно, с точки зрения политической.
Даже от православных христиан приходится слышать слова: «Поубивал (поубивала) бы их всех!» Наверное, каждый слышал подобное из уст ближнего или, Боже упаси, сам произносил их, либо же был близок к их произнесению. Это еще больший грех, ведь мы ненавидим человека не за конкретные досаждения лично нам, а за какие-то его абстрактные грехи, о которых мы от кого-то что-то слышали.
Это страшное заблуждение. Ведь любой грех человека — это повод нам восскорбеть о его душе, восскорбеть о том, что сейчас, в данный момент он по немощи, по глупости, по слабости, в конце концов — по попущению Божию заблуждается, делает что-то неправильно. Это повод со слезами, с сокрушением сердца помолиться об этом человеке, чтобы Господь его изменил, умудрил, сделал лучше.
Ведь наши ближние — и друзья и недруги, все, кто рядом с нами, как и мы, созданы для рая
Только поступая так, мы сможем уподобиться господину, который простил своему должнику огромный грех. Сможем уподобиться Господу, Который не ждет от нас каких-то решительных действий, а любит нас просто потому, что мы есть, и потому, что Он Сам есть любовь.
Будем же стремиться быть во всем похожи на Господа. Будем любить наших ближних только потому, что они есть, только потому, что они тоже люди, тоже христиане, тоже созданы для рая. И будем любить их деятельно, молясь, чтобы Господь помиловал и нас, и наших ближних.
Записала Анна Карамаврова
http://orthodoxy.org.ua/data/episkop-iona-o-nenavisti-vocaryayushcheysya-v-seti-i-chto-s-etim-delat.html