Русская линия
Православие.Ru29.08.2014 

Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки
Резолюция конференции (Москва, 28 января 2014 г.)

28 января 2014 года в рамках XXII Международных Рождественских образовательных чтений в Москве, в Международном фонде славянской письменности и культуры состоялась конференция «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки».

Подушки с иконами

Подушки с иконами

Организатором конференции выступил Межвузовский иконописный совет при активном содействии Православного гуманитарного института «Со-действие», Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета и Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России.

Цель конференции состояла в том, чтобы рассмотреть проблемы взаимодействия Священного и мирского (Сакрального и профанного) в современном обществе и в Церкви на примере образов, символов и знаков.

Предметом обсуждения на конференции стали новые возможности современных технологий, позволяющих тиражировать иконные изображения в неограниченном количестве, а также проблемы и вызовы, возникающие перед Церковью, обществом и государством в связи с широким и никак не регламентированным использованием священных изображений и прочих сакральных предметов в сферах, не относящихся к сакральному пространству (в светском искусстве, в быту, в торговле, рекламе и т. п.).

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» считают, что современная церковная культура все еще находится в состоянии кризиса, корни которого уходят в минувший период воинствующего атеизма прошлого века. Главным условием преодоления этого кризиса должно быть возрастание духовности, прежде всего, в самом церковном обществе. Православная духовность всегда выражала себя в благочестии. Нынешний кризис наряду с прочими причинами связан с забвением или пренебрежением благочестия, которое восходит к древней православной святоотеческой аскетической традиции. Воспитание благочестия является одной из важнейших задач Церкви по отношению к пастырям, иконописцам и пастве. Святоотеческое православное благочестие, являясь одной из основ учения Церкви о спасении, и сейчас должно оставаться главным принципом и критерием при создании и использовании священных изображений.

Организаторы и участники конференции с тревогой отмечают, что не только за рубежом, но и в России в последнее время проводятся художественные выставки, различные перфомансы, показы мод и другие мероприятия, использующие знаки, предметы, изображения и другие элементы, относящиеся к области Сакрального. Нередко подобного рода мероприятия воспринимаются православными верующими как провокация, вызывают возмущение и протесты.

В средствах массовой информации идет зачастую неквалифицированная и игнорирующая принципы православного благочестия полемика о границах творческого самовыражения личности и свободе «акционистского искусства» с использованием образов, символов и знаков, имеющих сакральное происхождение, а также о допустимости выражения — при этом нередко в глумливой форме — гражданской позиции в сакральном пространстве храма.

К сожалению, неблагочестивое использование Сакрального в светских областях жизни становится возможным в том числе и вследствие отсутствия ответственного отношения к священным изображениям в собственно церковной среде. Это может выражаться в утрате чувства литургичности священного образа, в неоправданном, бесконтрольном использовании неканонических иконографий, применении священных изображений в качестве декоративного оформления обыденных предметов (одежды, посуды), в печатной, сувенирной, рекламной и ювелирной продукции, которая продается в церковных лавках и магазинах. Такое положение начинает восприниматься верующими и обществом в целом как одобрение подобной практики священноначалием, обычаями и канонами Церкви, хотя последнее не соответствует действительности, поскольку ведёт к опасной по своим последствиям профанации Священного.

Широкое распространение и востребованность указанной продукции свидетельствуют об утрате значительной частью народа чувства Священного и благоговения перед ним. В общественном сознании наметилась опасная тенденция к стиранию границы между Священным и мирским, различение которых и составляет основу подлинной религиозности. Как следствие, в современном обществе формируется поверхностная религиозность, так называемое «гламурное православие». Таким образом, отношение к иконе и священным изображениям сегодня отражает многие проблемы, связанные с расцерковлением и обмирщением как индивидуального, так и коллективного церковного сознания.

Термопленка, термоэтикетка на 7 пасхальных яиц «Иконы Божией Матери»

Термопленка на 7 пасхальных яиц «Иконы Божией Матери»

В связи с вышесказанным в Церкви и обществе сформировался запрос на четкие определения: что является собственно иконописью и, шире, церковным (или сакральным) искусством, а что — религиозно-исторической живописью; кто является иконописцем, а кто светским художником, где проходит граница допустимого и недопустимого использования священных изображений.

Роль пастырей в решении такого рода вопросов является ключевой, поэтому участники конференции считают, что нередко встречающееся безразличие духовенства к проблемам церковного искусства может привести к деградации образа храма, литургического образа и церковной культуры в целом (как это уже произошло в римо-католической церкви).

В результате работы конференции ее участники сформулировали свою позицию по указанным проблемам и путям их решения:

1.В духовных семинариях, православных образовательных учреждениях и на курсах повышения квалификации духовенства необходимо ввести новые и/или существенно расширить существующие учебные курсы с обязательнымпреподаванием истории и догматических основ церковного искусства.

2.Следует принять меры по широкому распространению знаний среди верующих и всего общества о правилахблагочестивого использования и обращения с предметами религиозного поклонения и почитания (иконы, кресты, Распятия, Библии и т. д.) в быту и особенно в публичном пространстве, где оно обычно перестает быть объектом религиозного почитания. В числе таких мер просветительского характера могли бы быть проповеди духовенства, обращения священноначалия, посвященные этим вопросам, как в форме посланий к верующим, так и в виде статей, опубликованных в светских периодических изданиях и призывающих всё российское общество к благочестивому обращению со священными предметами.

3.Необходимо, чтобы православные и, по возможности, светские издательства, а также производители рекламной и другой продукции использовали для дизайна своих изделий декоративно-художественные средства, исключающие неоправданное и неблагочестивое использование священных изображений. При этом мы признаем огромное воздействие и воспитывающее значение древних святых изображений, проникающих в широкую безрелигиозную среду, если это происходит в благочестивой форме.

4.Следует разработать инструкции, регламентирующие использование священных изображений в издательской продукции (книги, периодические издания, календари и т. п.). Данные инструкции должны применяться при рассмотрении вопроса о предоставлении грифов: «По благословению Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Кирилла», «Рекомендовано/допущено к публикации Издательским Советом Русской Православной Церкви»,"Одобрено Синодальным информационным отделом Русской Православной Церкви" и т. д.

5.Создать комиссию для изучения норм церковно-канонического и гражданского права, относящихся к регулированию изготовления и использования священных изображений, разработанных до 1917 года и приведенных в «Уставе о предупреждении и пресечении преступлений», в «Уставе о цензуре и печати», Указах Священного Синода Российской империи и в других источниках церковного права. В случае необходимости доработать их и подготовить предложения новых редакций церковно-правовых норм, соответствующих современным реалиям.

6.Создать комиссию из специалистов по литургике, церковному искусству и церковно-каноническому правус целью подготовки предложений по уточнению церковно-правовых норм, относящихся к священным изображениям на предметах, применяемых при богослужении (антиминсы, просфоры, артосы, облачения и др.).

7.Следует исследовать проблемы, связанные с массовым тиражированием полиграфических икон, а также использованием священных изображений в ювелирной и прочей продукции массового производства и выработать предложения по упорядочению их обращения в церковной среде.

8.Следует разработать правила торговли иконами и предметами церковно-прикладного искусства в церковных магазинах (приемы и способы благочестивого хранения, размещения на торговых площадях и обращения с продукцией, имеющей священные изображения или представляющей собой предметы религиозного поклонения и почитания — иконы, кресты, Распятия, Библии и т. п.).

9.Представляется желательным выработать и довести до сведения верующих и всего общества общеприемлемое церковное решение и рекомендации по вопросу об утилизации многотиражных полиграфических изображений христианских святынь и символов, другой продукции, имеющей священные изображения (газеты, журналы, календари и т. п.), а также об утилизации пришедших в негодность освященных предметов.

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» выражают надежду, что принятие указанных мер послужит укреплению чувства Священного и благоговения перед ним; восстановлению четкой границы между Священным и мирским в индивидуальном и общественном сознании, что в совокупности будет способствовать формированию взамен обрядоверия и магизма подлинной религиозности и возрождению истинной христианской веры у нашего народа.

Организаторы и участники конференции «Священное в Церкви и обществе: образы, символы, знаки» постановили:

— довести свою позицию по указанным проблемам до сведения Священноначалия Русской Православной Церкви,

— почтительнейше просить священноначалие рассмотреть данные предложения и принять необходимые меры для исправления сложившейся ситуации с обращением священных образов, символов и знаков в церковной среде и в российском обществе.

Председатель конференцииПротоиерей Александр Салтыков, настоятель храма Воскресения Христова в Кадашах (Москва), декан факультета церковных художеств (ФЦХ) Православного Свято-Тихоновского гуманитарного университета (ПСТГУ), старший научный сотрудник Центрального музея древнерусской культуры и искусства им. Андрея Рублева, член Союза художников России

Со-председатель конференции Петр Олегович Кондратьев, ректор Православного гуманитарного института (ПГИ) «Со-действие», председатель Межвузовского иконописного совета

Кураторы:

Екатерина Дмитриевна Шеко, заведующая кафедрой иконописи ФЦХ ПСТГУ

Протоиерей Николай Чернышев, член Патриаршей Искусствоведческой комиссии, доцент кафедры иконописи ФЦХ ПСТГУ

Александр Дмитриевич Мысык, заведующий кафедры иконописи и член ученого совета ПГИ «Со-действие», учёный секретарь Межвузовского иконописного совета

Владимир Иванович Немыченков, заместитель председателя Совета по возрождению и сохранению православных святынь при Союзе писателей России

http://www.pravoslavie.ru/jurnal/73 255.htm


Rambler's Top100 Каталог Православное Христианство.Ру Рейтинг@Mail.ru