Русская линия | Юрий Кищук | 25.08.2014 |
В рамках IX выставки-ярмарки «Православная Русь» наш город Пермь посетило множество представителей других епархий, храмов и монастырей. Гости презентовали посетителям выставки красоты тех мест откуда они приехали и особо чтимые святыни. Были представлены также и «дела рук» наших ближних и дальних соотечественников. Приложившись к почитаемым мощам угодников Божиих и чудотворным иконам, наравне с богатствами материального плана, посетители выставки смогли также ощутить яркое богатство представленных певческих талантов.
Среди прекрасного соцветия местных и приглашенных хоровых коллективов, а также авторов-исполнителей духовных кантов, нельзя не выделить дуэт семьи Логачевых. Отец Валерий вместе с матушкой Зоей уже не первый год принимают участие в подобных мероприятиях. Нам повезло побеседовать с батюшкой буквально сразу после его выступления.
+ + +
— Батюшка, расскажите, пожалуйста, о том пути к Богу, к православной вере, который Вам пришлось пройти. С чего он начинался, и какие Вы встречали при этом радости и разочарования? Как молодой рок-музыкант поначалу сменивший жанр исполняемой музыки, затем изменил свою жизнь?
— Когда-то в молодости я занимался музыкой, учился в культпросветучилище, в музыкальном. И помнится, как-то нас повели на концерт симфонической музыки, там я впервые с ней столкнулся «вживую», и как-то потихонечку мое увлечение роком стало проходить. Мне он стал казаться внутренне пустым по сравнению с богатством классики.
В армии я увлекся джазом. Когда демобилизовался, ещё полгода поработал в группе в стиле «Спейс» — синтезаторной музыки. Но понял в конце концов, что это не моё. Продал свою дорогую электрогитару, купил хороший музыкальный центр — классику и джаз нужно слушать или вживую, или на очень хорошей аппаратуре. Организовали с сокурсниками трио «Здравствуй», пели романсы, бардовские песни, народные. Нужно наверное сказать, что когда я женился в 1986 году, то вместе с супругой (которая тоже музыкант) начали ездить по Оренбуржью с концертами, своим семейным дуэтом. Потом в моей жизни был большой период, когда мы профессионально музыкой не занимались — почти двадцать лет, лишь иногда выступали в самодеятельности. Супруга — матушка Зоя — верующая с детства, родилась на Западной Украине. Это у нас в Оренбуржье в то время был так называемый «красный пояс» и сильно распространялось неверие, храмы все порушили. На Волыни, откуда родом супруга, все храмы были практически целы, какие-то конечно были закрыты, но процент таких был значительно меньше, в сравнении с тем, что творилось у нас.
В 1989 году, в перестройку, нам пришлось заняться фермерством, арендой земли, а уже в 1991 году мы с Украины переехали в Оренбургскую область. И вот тогда наверное что-то и произошло. В 1992 году, когда убирал урожай, я и почувствовал, что Бог рядышком, и Он меня любит. Это чувство близости Бога в декабре привело меня в храм, где я крестился, ну и потихонечку стал как-то двигаться к Церкви, к вере. Потом, в 1994 году, мы вновь переехали на Украину. И там мне попался очень «живой приход», в том смысле что люди жили по вере! Не так как у большинства из нас сейчас — вера обрядовая, «неживая» будем так говорить, а там просто люди действительно жили верой, жили по Евангелию. Большой приход, там только Псалтырь читало 120 человек. Это в селе, в небольшом районном центре! При том, что там и сектантов много, и «автокефальная церковь», и греко-католики, кого там только не было… Храм был полон всегда. И там мы увидели священника замечательного, горящего верой и сплоченную общину. Я потихонечку стал воцерковляться, петь на клиросе вместе с супругой.
В 1997 году мы приехали обратно в Оренбург, и здесь я попал в храм, где увидел, как не должно быть в храме. Многое мне не нравилось по сравнению с тем, что было в предыдущей общине — лицемерие, неискренность, хамство, просьбы к священнику о молитве только через кассу. Я понял, что видимо надо идти в самую середину и менять, что-то делать изнутри. Т. е. стоя вот так рядышком с Церковью, будучи попутчиком ничего сделать невозможно. Можно делать что-то доброе будучи в самом пекле, в эпицентре событий.
Так вышло, что старец наш оренбургский, схиархимандрит Серафим (Томин, +2013), с которым я познакомился, как-то мне сказал: «Готовься!». К тому времени я пел на клиросе, читал. Книг духовных у меня к тому времени было много. Хорошая работа с высокой зарплатой позволила приобрести духовную библиотеку почти в две тысячи томов, которую впоследствии подарил приходу. Затем было небольшое скитание по храмам: мы ушли из этого храма, нас приглашали в разные места.
После пары месяцев поисков «своего» храма я пошел к старцу: «Помоги батюшка! Куда-то надо определяться! Готов чтецом, певцом, брошу квартиру в городе. Куда скажете, туда и поеду!». Он меня на следующий день приглашает, ведёт к Владыке, митрополиту Леонтию (+1999). Заводит и говорит: «Вот раб Божий Валерий готов послужить Богу в священном сане!». И всё! Вся моя подготовка. Потом была диаконская и иерейская хиротония. Меня отправили на приход. 12 лет я прослужил настоятелем Покровского храма в селе Кардаилово в Илекском районе Оренбургской области. В 2009 году серьёзно занялись миссионерской работой по благословению митрополита Валентина, а затем, после раздела митрополии, епископа Орского и Гайского Иринея. Так получилось, что вместе с новым назначением в Покровский храм города Орска мне дали командировочное удостоверение — 23 недели поездок по России с миссионерскими концертами и беседами. На сегодня, спустя 5 лет, по благословению Владыки и просьбам наших епархий, храмов и выставочных центров, 40 недель в году — это время наших командировок. Практически служу только в свободное от командировок время, или в поездках там, где появились друзья-священники. При такой нагрузке совмещение миссионерской разъездной работы и приходского служения практически невозможно. Наш Владыка так и решил — «Езжай, служить есть кому, а там больше пользы Церкви и людям сможешь принести».
Затем мы с батюшкой повели разговор о молодежи в Церкви. Отец Валерий очень живо поделился опытом своего общения с молодежью в рамках сельского прихода. Не буду здесь приводить полностью наш разговор, приведу только те слова, которые меня поразили и запали в мою душу больше всего:
— Супруга пошла работать в дом культуры, и он стал «воскресной школой"… На все мероприятия и службы у нас ходило всё село… Должен быть профессионализм, любовь к людям и делу, и никакого антагонизма, разделения на «овец» и «козлищ»! На наших мероприятиях девочки — казашки танцевали православные танцы, на концерты и мероприятия, посвящённые православным праздникам, идут все, без различия веры и национальности. Завоевав авторитет, у нас получилось без противостояния взять под негласный, ненавязчивый контроль сферу культуры целого района! Вот что такое «православная культура». Не пытаясь воевать, не пытаясь ругаться, что-то запрещать — те же дискотеки — безнравственность, безкультурье даже в молодежной среде можно победить только одним способом — сделав больше и лучше! А ныть, что всё плохо, и ругаться — это удел тех, кто не умеет или скорее не хочет работать, отдавать себя Богу и людям.
+ + +
Нужно отметить, что отец Валерий до сих пор продолжает своё общение с молодежью и в рамках концертов-бесед, руководит и пишет песни для оренбургской православной рок-группы «Полярный день», является директором православного культурно-методического центра «Слобода». Общается он и с людьми в исправительно-трудовых учреждениях, в воинских частях, учебных заведениях, лечебных и социальных учреждениях — для любой аудитории, для всех и каждого находя слово поддержки, часто выражаемое в песне. Секрет этого общения прост, «прежде всего, — говорит отец Валерий, — нужно научиться любви. Если мы хотим изменить людей, то в первую очередь нужно начать с себя!». И он с матушкой Зоей щедро делятся на своих концертах с нами, с публикой этой теплотой христианской любви. Невзирая на физическую усталость и эмоциональное утомление они продолжают с Божией помощью давать по 4−6 концертов в день, перемещаясь при этом постоянно по огромным просторам нашей Родины — от Красноярска до Минска, от Перми до Сочи и Новороссийска.
А закончить свой рассказ об удивительной встрече с отцом Валерием Логачевым, его огромной любви к своему делу и людям хотелось бы процитированными батюшкой словами знаменитого актера театра и кино Армена Джигарханяна: «Лучше износиться, чем заржаветь..»
http://rusk.ru/st.php?idar=67367
|