Известия.Ru | 21.03.2005 |
— Скульптурная композиция, посвященная Кузьме Минину и Дмитрию Пожарскому, уже давно находится в плачевном состоянии, — сообщил «Известиям» начальник отдела памятников монументального искусства и некрополя при Главном управлении охраны памятников (ГУОП) Владимир Бакаляров. — Несмотря на то что первые дефекты были обнаружены еще в советское время, реставрационные работы так и не были проведены.
Один раз памятник все же попытались привести в божеский вид — накануне Олимпиады-80. Тогда коммунальные службы ударными темпами приводили Москву в порядок, и городские власти заговорили о необходимости косметической реставрации нескольких монументов. В этот список попала и скульптура Минина и Пожарского. Впрочем, работы проводились на скорую руку: трещины и дыры обработали модными в то время эпоксидными смолами, изначально разработанными для пропитки древесины и не приспособленными для наружного применения.
— Но об этом тогда не знали, — говорит Бакаляров, — спустя несколько лет состав начал распадаться и пропускать внутрь полого монумента не только пыль, но и безжалостные к металлу воду и снег.
Денег на реставрацию памятника не было, поэтому творение Ивана Мартоса скорее всего так и продолжало бы медленно разрушаться, если бы не трагический случай. Два года назад несколько молодых людей решили сфотографироваться вместе с освободителями русского народа. Будучи в состоянии алкогольного опьянения, они быстро забрались на заднюю часть скульптуры. Барельеф не выдержал нагрузки, и трехсоткилограммовая глыба насмерть придавила одного из них. Тогда российским спецслужбам удалось избежать огласки произошедшего возле кремлевских стен инцидента, а барельеф в тот же день отправили на реставрацию.
— Изучив полученный фрагмент, мы осознали, что дела обстоят куда серьезнее, чем предполагали, — вспоминает руководитель реставрационных работ Евгений Транковский. — Царапины, трещины, многочисленные углубления и пустоты были повсюду. Однако особые опасения вызывал начавшийся процесс минерализации металла, грозивший полной потерей памятника.
— По сути, ему был объявлен смертный приговор, — объясняет Владимир Бакаляров, — ведь минерализация означает потерю эластичности, соответственно любой скачок температуры, будь то потепление или похолодание, может привести к полному разрушению скульптуры.
По мнению специалистов, единственный способ спасти историческую достопримечательность столицы — перенести ее в теплое помещение.
— Но тут же встает другой вопрос: что поставить на месте монумента? Не оставлять же площадь пустовать, — размышляет главный архитектор Исторического музея Генрих Коротков. — Самый разумный вариант — изготовление копии. На Западе подобный опыт широко распространен. На флорентийской площади, к примеру, установлена копия микеланджеловского Давида, а оригинал тем временем покоится в стенах государственного музея.
То же самое будет сделано с Мининым и Пожарским. Причем копию монумента решили поставить на то место, где он стоял до 1930 года, то есть в самый центр Красной площади — прямо между ГУМом и мавзолеем.
— В 1819 году ГУМа еще не было, и памятник был установлен прямо посередине площади — на вершине Кремлевского холма, — рассказывает Коротков. — Это было весьма символично — освободители русской земли взирали на город с высоты холма, а Минин указывал рукой на Кремль. На двух барельефах тем временем разворачивались исторические сражения. Но в советское время возникла необходимость проведения праздничных парадов. И в 1930 году скульптурную композицию перенесли к храму Василия Блаженного, нарушив тем самым все возможные архитектурные и монументальные каноны. Памятник круглый, а значит, ему необходим панорамный обзор, который сейчас и нужно ему вернуть.
Кто именно возьмется за изготовление копии — пока не известно. Однако в творческих кругах в качестве одного из кандидатов называют имя Зураба Церетели. Впрочем, окончательное решение по этому поводу будет принято только в следующем году.