Русский вестник | 19.03.2005 |
Глубокоуважаемый Михаил Ефимович!
Учитывая неоднократные обращения сотрудников Российского государственного военно-исторического архива к руководству Федерального архивного агентства (Росархив) по вопросу катастрофического материального положения сотрудников федеральных государственных архивов вынуждены обратиться к Вам в порядке, установленном пунктом 12 Регламента Правительства Российской Федерации, вследствие полного бездействия специально уполномоченного органа исполнительной власти — Росархива. Прежде чем обратиться к Вам, мы прошли все нижестоящие процедуры: обращались в разные инстанции, вели переписку, готовили документы. Однако, исчерпав все имеющие у нас возможности, предусмотренные законодательством, вынуждены теперь обратиться к Вам.
22 октября 2004 г. был принят Федеральный закон N 125-#ФЗ «Об архивном деле в Российской Федерации». В соответствии с пунктом 1 статьи 14 данного Федерального закона государство обеспечивает развитие архивного дела в Российской Федерации на основе проведения соответствующей финансовой политики. Согласно пункту 1 статьи 15, государственные органы обязаны обеспечивать финансовые, материально-технические и иные условия, необходимые для комплектования, хранения, учета и использования архивных документов. Одним из таких главных условий является надлежащее кадровое обеспечение. Между тем, сейчас оно находится в самом печальном состоянии, угрожая системным кризисом всей федеральной архивной системы России.
Согласно распоряжению Правительства Российской Федерации от 5 января 2005 г. N 5-р, сегодня существуют 16 федеральных архивов и учреждений, подведомственных Федеральному архивному агентству (11 в Москве, 2 в Санкт-Петербурге, по 1 в Красногорске, Владивостоке, Ялуторовске). В этих учреждениях хранятся свыше 38 миллионов единиц хранения (Российский государственный военно-исторический архив хранит около 3,5 млн. ед. хр.), в которых зафиксирована вся история нашего Отечества и без которых немыслимо существование России как суверенного государства со своей культурой и традициями. Недаром 6 архивов, в том числе и Российский государственный военно-исторический архив, включены Указами Президента Российской Федерации в Государственный свод особо ценных объектов культурного наследия народов Российской Федерации. В соответствии с пунктом 2 Указа Президента Российской Федерации от 30 ноября 1992 г. N 1487 «Об особо ценных объектах культурного наследия народов Российской Федерации» присвоение архиву этого статуса означает отнесение его к высшей категории охраны и учета, предполагающей особые формы государственной поддержки.
В 2002 г. сотрудникам федеральных государственных архивов был установлен статус работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов. Но архивное дело является важнейшей составляющей государственного управления. Хранящиеся в архивах материалы постоянно требуются для подготовки государственных решений, проведения международных переговоров и политических консультаций. Вся гигантская нагрузка и громадная ответственность за сохранность документов и поиск архивной информации ложатся на плечи около 1500 сотрудников федеральных архивов. В архивах работают, в основном, высококвалифицированные специалисты с высшим гуманитарным образованием, многие из которых имеют научные степени, звания заслуженных работников культуры. Их труд, реально обеспечивающий деятельность федеральных государственных органов, оплачивается ниже всех прожиточных норм.
Денежное содержание работников федеральных архивов складывается из трех главных компонентов: должностного оклада, надбавок за особые условия работы и выслугу лет, а также материальной помощи из внебюджетных источников. Все вместе это составляет гроши, на которые прожить практически невозможно. В связи с общим повышением с 1 января 2005 г. цен и тарифов, наше положение стало и вовсе нестерпимым. Чтобы не быть голословными, рассмотрим его по каждой из позиций.
1. Должностные оклады
Постановлением Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. N 43 «Об оплате труда работников федеральных государственных архивов» были утверждены наши должностные оклады, а также установлено, что их повышение осуществляется в размерах и в сроки, предусмотренные для повышения должностных окладов работников, занимающих должности, не отнесенные к государственным должностям, и осуществляющих техническое обеспечение деятельности федеральных государственных органов.
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 16 января 2004 г. N 18 должностные оклады сотрудников федеральных архивов были повышены с 1 ноября 2003 г. всего на 11% (оклады, см. таблицу).
В соответствии с постановлением Правительства Российской Федерации от 31 декабря 2004 г. N 902 с 1 января 2005 г. размеры тарифных ставок (окладов) Единой тарифной сетки по оплате труда работников организаций бюджетной сферы были увеличены для сотрудников федеральных государственных учреждений на 20%. Поскольку работников федеральных архивов это повышение не затронуло, то оклады большинства архивистов оказались в результате ниже той суммы, которую получают соответствующие работники других бюджетных организаций.
Кроме того, сотрудникам федеральных государственных учреждений выплачиваются надбавки стимулирующего характера, размеры которых определяются учреждениями самостоятельно и максимальными размерами не ограничиваются. Существует доплата за совмещение должностей. Также выплачивается 10% надбавка за знание иностранного языка (15% за два языка). Следует также учитывать, что при расчете оплаты труда по ЕТС для работников, имеющих ученую степень кандидата наук, устанавливается оклад на разряд выше, а для доктора наук — на два разряда, что составляет в среднем прибавку 120 и 240 рублей соответственно. В некоторых же федеральных учреждениях надбавка за ученую степень составляет до 900 руб.
У архивных работников таких надбавок нет, что, конечно, снижает стимул повышения профессионального уровня.
Все наши обращения в Росархив ограничивались лишь общей констатацией ненормальности такой ситуации и никакого результата не дали. Так в ответе на запрос Комитета по культуре Государственной Думы, вследствие нашего обращения к его председателю И.Д.Кобзону, Руководитель Федерального архивного агентства В.П.Козлов признает, что «в условиях повышения заработной платы работников большинства организаций и продолжающейся инфляции отсутствие мер по материальной поддержке архивистов неизбежно приведет к социальной напряженности в трудовых коллективах федеральных архивов» (письмо Росархива от 24 ноября 2004 г. исх. N Р/Коп-#673).
Тем не менее, руководство Росархива, видимо, не располагает достаточными административно-экономическими рычагами по изменению этой социальной напряженности, переадресовывая решение проблемы в Минкультуры России, куда оно 25 октября 2004 г. направило письмо (исх. N 1/1923-к), предлагая обратиться в Правительство Российской Федерации с просьбой «поручить Минфину России совместно с Минкультуры России проработать вопрос и внести в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения об увеличении в следующем году денежного содержания работников федеральных архивов». В такой ситуации мы вынуждены были самостоятельно обратиться в Минздравсоцразвития России и Минфин России с просьбой все-таки рассмотреть наше положение.
В своем ответе Минфин России сообщил, что в соответствии с Графиком разработки проектов нормативных правовых актов в целях реализации Федерального закона «О государственной гражданской службе Российской Федерации» (поручение Правительства Российской Федерации от 1 декабря 2004 г. N МФ-П42−6426) проект постановления Правительства Российской Федерации «Об установлении условий оплаты труда работников федеральных государственных органов, замещающих должности, не являющиеся должностями федеральной государственной гражданской службы» должен быть представлен в Межведомственную рабочую группу по обеспечению мероприятий, связанных с реформированием государственной службы, при Комиссии при Президенте Российской Федерации по вопросам совершенствования государственного управления в 1-м квартале 2005 г. (письмо Минфина России от 21 декабря 2004 г. N 02−12−03/059). Когда же последует принятие самого решения о повышении оплаты труда — не ясно.
2. Надбавки за выслугу
и особые условия работы
В соответствии с пунктом 2 постановления Правительства Российской Федерации от 26 ноября 1999 г. N 1301 «Об упорядочении условий оплаты труда работников федеральных государственных архивов» для них установлены дополнительные выплаты: ежемесячная надбавка за сложность, интенсивность и высокие достижения в труде в размере от 50 до 100% должностного оклада и ежемесячная надбавка за выслугу лет: от 3 до 8 лет — 10%, от 8 до 13 лет — 15%, от 13 до 18 лет — 20%, от 18 до 23 лет _ 25%, свыше 23 лет — 30%.
Предположим, что заслуженный архивист получает максимально возможные для него надбавки. Даже с учетом этого, за вычетом 13% подоходного налога, реальная заработная плата сотрудников федеральных государственных архивов выглядит так, как показано в таблице 2.
Как видно из этой таблицы, даже при максимальных надбавках за выслугу и особые условия работы большинство сотрудников федеральных государственных архивов реально получают самые мизерные средства к существованию. Средняя зарплата большинства сотрудников, даже с учетом возможнойпремии (3 оклада в год) и материальной помощи (2 оклада в год), не превышает 3,5 тысяч рублей.
Необходимо учитывать, что 90% работников федеральных архивов живут в регионах с повышенным уровнем расходов, а 75% в одном из самых дорогих городов мира _ Москве. Постановлением Правительства Москвы от 16 ноября 2004 г. N 789-пп прожиточный минимум трудоспособного населения в столице официально установлен в размере 4190 руб. 13 коп. В результате практически все работники федеральных государственных архивов оказались просто за чертой бедности и фактически находятся на минимальной планке прожиточного минимума для детей (3292 руб. 50 коп.).
В связи с вышеизложенным возникает вопрос: возможно ли архивисту с высшим образованием, а то и с ученой степенью, прожить в Москве на 3,5 тысячи руб. в месяц, с учетом резко повышенных тарифов в ЖКХ? Ведь после всех необходимых выплат собственно на жизнь остается 1500−1600 руб. Между тем, по данным Госкомстата стоимость минимального набора продуктов питания, входящих в потребительскую корзину, составляет сегодня в Москве на 1 человека 1450 руб. в месяц. То есть, даже если ограничивать себя самым элементарным питанием, у архивиста остается на руках в пределах 175 руб., если, конечно, не надо кроме метро оплачивать еще проезд на работу на двух-трех видах транспорта.
Таким образом положение государственных федеральных архивистов, несущих большую материальную и дисциплинарную ответственность, сегодня фактически ниже последней черты материального обеспечения служащих.
Неудивительно, что качество жизни работников федеральных архивов постоянно ухудшается. Такое материальное положение уже привело к тому, что престиж профессии архивиста крайне низок. Молодежь в отрасль не идет. Средний возраст работника архива превысил 45 лет. Пока еще остаются люди, пришедшие в архивное дело в 1970_1980-х гг., но смены уже нет. Сейчас некомплект составляет 20% от минимально необходимого персонала. В дальнейшем эта цифра будет только расти. В то же время приход в архивы случайных людей создает угрозу сохранности документов.
Одним из возможных путей повышения престижа архивной службы могло бы быть включение в подпрограмму «Архивы России» разрабатывающейся Федеральной целевой программы «Культура России (2006_2010 годы)» специальных средств на поддержку кадрового обеспечения отрасли, стимулирование интереса к профессии, дополнительную материальную поддержку и поощрение лучших специалистов. В предыдущей подпрограмме был раздел 8 «Организационное и кадровое обеспечение», которым предусматривалось в 2001_2005 гг. выделение из федерального бюджета 5,4 млн руб. на «создание системы непрерывного повышения квалификации работников архивных учреждений» и их переподготовку, а также еще 1,2 млн руб. на «организацию конкурсов профессионального мастерства и конкурсов научных работ в области архивоведения, документоведения и археографии». Честно говоря, судьба этих средств для большинства архивистов не ясна. Тем более что скоро «конкурсы профессионального мастерства» проводить будет не с кем.
Что будет в новой программе — нам не известно. Большинство разрабатываемых Росархивом проектов готовится без предварительного открытого обсуждения архивистами, оценки их актуальности и востребованности. А меж тем проект новой программы должен быть готов уже к 1 февраля 2005 г.
3. Внебюджетные источники
В столь критической ситуации естественно предположить, что на материальную поддержку работников будут направлены все возможные средства, в том числе полученные из внебюджетных источников. В соответствии со статьей 161 Бюджетного кодекса Российской Федерации государственные архивы, как бюджетные учреждения, при исполнении сметы доходов и расходов самостоятельны в расходовании средств, полученных за счет внебюджетных источников. Единственное ограничение может последовать со стороны Росархива в ходе утверждения сметы доходов и расходов подведомственных ему бюджетных учреждений (п. 5 ст. 159).
Однако на протяжении всех последних лет на материальную поддержку архивистов, по указанию Росархива, использовалось лишь 30% внебюджетных средств. Остальное использовалось на оплату коммунальных услуг, текущих ремонтов, хозрасходы и др.: в 2003 г. — около 2,7 млн руб., в 2004 г. — около 2,1 млн руб. Лишь сейчас приказом Федерального архивного агентства от 18 января 2005 г. N 4 дано разрешение использовать заработанные средства на оплату труда без ограничений. Тем не менее, на 2005 г. в подпрограмму «Архивы России» ФЦП «Культура России (2001_2005 годы)» РГВИА должен заработать и вложить из внебюджетных средств 200 тыс. рублей. Видимо, будет продолжена практика оплаты из внебюджетных средств коммунальных услуг, ремонтов, хозрасходов.
Подводя итог этому обращению, было бы неверно, изложив наши претензии, не предложить путь их решения. Учитывая, что внебюджетные источники даже при умелом использовании не могут существенно исправить ситуацию в федеральных архивах, представляется необходимым увеличить размеры должностных окладов. Однако необходимо учитывать, что стандартное увеличение на 20% положение не выправит, поскольку даже не компенсирует платежи по ЖКХ, выросшие с 1 января 2005 г.
Учитывая вышеизложенное, для обеспечения безопасности архивов, повышения уровня отдачи, обеспечение сохранности ценнейших рукописных памятников истории и культуры России, восстановление престижа архивной службы по нашему мнению необходимо внести изменения в Приложения к постановлению Правительства Российской Федерации от 23 января 2002 г. N 43. Эти изменения должны установить новые оклады работников федеральных архивов, хотя бы в два раза больше существующих. Принятие такого решения потребует совсем небольших для федерального бюджета средств — со всеми надбавками и доплатами увеличение зарплаты всем сотрудникам всех федеральных государственных архивов составит лишь около 60 млн руб.
Целесообразно также рассмотреть вопрос об изменении статуса работников федеральных архивов.
Убедительно просим Вас дать поручение Минкультуры России, Минздравсоцразвития России и Минфину России изучить ситуацию и внести в Правительство Российской Федерации соответствующие предложения в установленном порядке.
Поводом к принятию необходимых решений может стать недавно вступивший в силу новый Федеральный закон «Об архивном деле в Российской Федерации». Повышение наших окладов могло бы стать большим и заслуженным подарком всей отрасли к ее профессиональном празднику _ Дню архивов — 10 марта, который утвержден решением Коллегии Росархива от 03.03.2003 г.
С уважением и надеждой
сотрудники РГВИА.